Научная статья на тему 'ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО АУДИТА: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ'

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО АУДИТА: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ / ПОСТ-ТАМОЖЕННЫЙ АУДИТ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова В.А.

Статья посвящена вопросам функционирования института таможенного аудита в Финляндии. Актуальность рассмотрения опыта Финляндии в сфере таможенного аудита обусловлена тем, что 2024 году в арсенале средств организационно-экономического механизма таможенных услуг российских таможенных органов появится новый инструмент - таможенный аудит. В статье рассмотрены вопросы деятельности таможенных органов Финляндии в области таможенного контроля после выпуска товаров (таможенного аудита) по следующим аспектам: - структуры подразделений, занимающихся таможенным аудитом и управлением рисками; - планирование мероприятий в сфере таможенного аудита и пост-контроля; - категорирование участников ВЭД; - технология проведения таможенного аудита на основе электронных документов и сведений; - совершенствование межведомственного взаимодействия с государственными налоговыми и иными контролирующими органами; - аудит и профилирование таможенных и акцизных складов (если применяется); - практика использования аудита при выполнении государственными органами контрольных функций, в том числе в ходе проведения таможенного контроля; - направления совершенствования системы таможенного аудита, новации в области таможенного контроля после выпуска товаров; - использование аудиторского заключения. В качестве значимой проблемы в таможенной службе Финляндии отмечается необходимость дальнейшей унификации форм представления информации для целей таможенного и налогового контроля. Основным выводом в рамках данного исследования является то, что опыт Финляндии в сфере таможенного аудита целесообразно использовать при формировании организационно-экономического механизма российской модели института таможенного аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEST PRACTICES IN CUSTOMS AUDIT: THE FINLAND EXPERIENCE

The article is devoted to the functioning of the institution of customs audit in Finland. The relevance of considering the experience of Finland in the field of customs audit is due to the fact that in 2024 a new tool will appear in the arsenal of means of the organizational and economic mechanism of customs services of the Russian customs authorities - customs audit. The article discusses the activities of the Finnish customs authorities in the field of customs control after the release of goods (customs audit) on the following aspects: - the structure of departments involved in customs audit and risk management; - planning of activities in the field of customs audit and post-control; - categorization of foreign economic activity participants; - technology for conducting customs audit based on electronic documents and information; - improvement of interdepartmental interaction with state tax and other regulatory authorities; - audit and profiling of customs and excise warehouses (if applicable); - the practice of using audit in the performance of control functions by state bodies, including in the course of customs control; - directions for improving the system of customs audit, innovations in the field of customs control after the release of goods; - use of the auditor's report. As a significant problem in the Finnish customs service, the need for further unification of the forms of information presentation for the purposes of customs and tax control is noted. The main conclusion of this study is that the experience of Finland in the field of customs audit is advisable to use in the formation of the organizational and economic mechanism of the Russian model of the institution of customs audit.

Текст научной работы на тему «ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО АУДИТА: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ»

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО АУДИТА:

ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ

В.А. Скворцова, соискатель Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-4-46-51

Аннотация. Статья посвящена вопросам функционирования института таможенного аудита в Финляндии. Актуальность рассмотрения опыта Финляндии в сфере таможенного аудита обусловлена тем, что 2024 году в арсенале средств организационно-экономического механизма таможенных услуг российских таможенных органов появится новый инструмент - таможенный аудит. В статье рассмотрены вопросы деятельности таможенных органов Финляндии в области таможенного контроля после выпуска товаров (таможенного аудита) по следующим аспектам:

- структуры подразделений, занимающихся таможенным аудитом и управлением рисками;

- планирование мероприятий в сфере таможенного аудита и пост-контроля;

- категорирование участников ВЭД;

- технология проведения таможенного аудита на основе электронных документов и сведений;

- совершенствование межведомственного взаимодействия с государственными налоговыми и иными контролирующими органами;

- аудит и профилирование таможенных и акцизных складов (если применяется);

- практика использования аудита при выполнении государственными органами контрольных функций, в том числе в ходе проведения таможенного контроля;

- направления совершенствования системы таможенного аудита, новации в области таможенного контроля после выпуска товаров;

- использование аудиторского заключения.

В качестве значимой проблемы в таможенной службе Финляндии отмечается необходимость дальнейшей унификации форм представления информации для целей таможенного и налогового контроля.

Основным выводом в рамках данного исследования является то, что опыт Финляндии в сфере таможенного аудита целесообразно использовать при формировании организационно-экономического механизма российской модели института таможенного аудита.

Ключевые слова: таможенный аудит, стратегия развития таможенной службы, пост-таможенный аудит, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенная проверка, аудиторская проверка.

Сравнение целевых ориентиров российской и финской таможен в таможенной сфере таможенного аудита показывает немного разные подходы в их реализации. Одной из основных задач российских таможенных органов является формирование федерального бюджета страны. Все компании, осуществляющие свою деятельность в сфере ВЭД проходят категориро-вание на предмет оценки уровня риска нарушения законодательства и в процессе деятельности находятся под контролем и недоверием со стороны контролирующих

органов. Главной целью в деятельности таможенных органов Российской Федерации является предупреждение преступности. Подтверждение этому можно найти в отчетах деятельности таможенных органов, где показатели по плановому доходу и выявлению и пресечению схем нарушения законодательства оказываются на первом месте. Статистические показатели деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров за 2019-2020 гг. представлены в таблице 1 [3].

Таблица 1. Показатели деятельности таможенных органов по осуществлению таможен-

ного контроля после выпуска товаров (2019-2020 гг. [3].)

Год Количество таможенных проверок Общая сумма доначисленных денежных средств, млн. руб. Общая сумма доначисленных денежных, млн. рублей Количество дел об административных нарушениях Количество уголовных дел

2019 2286 17 168 9 860 6 249 194

2020 1603 23 971 11 795 6 707 229

За 2020 год в целях снижения административной нагрузки на бизнес количество таможенных проверок по сравнению с аналогичным периодом 2020 года сократилось на 30% (с 2286 до 1603), при этом повысилась их эффективность [3]:

- общая сумма доначисленных денежных средств составила 24 млрд. рублей (на 39% больше, чем за 2019 год - 17,2 млрд. рублей);

- средняя сумма доначислений по результатам одной таможенной проверки составила 15 млн. рублей, что в 2 больше, чем за 2019 год - 7,5 млн. рублей.

Помимо этого, в 2020 году, по результатам проверочной деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров [3]:

- конфисковано товаров на общую стоимость 304 млн. рублей;

- иными государственными органами на основании материалов таможенных проверок доначислено платежей и наложено штрафов на сумму 3,1 млрд. рублей;

- таможенными и иными органами возбуждено 7300 дел об АП и 348 уголовных дел.

В Европейском Союзе таможенное законодательство ориентированно на доверие к бизнесу и основными целями и задачами контрольных органов становится обеспечение упрощения режима торговли и ускорение совершения таможенных операций. Членом Евросоюза и частью Евро-зоны является Финляндия - высокоразвитое индустриальное государство, расположенное в Северной Европе. По данным британского журнала The Economist - The Economist Intelligence Unit - Финляндия находится рейтинге делового климата (Business Environment Rankings 2018-22) на пятой позиции среди 82 стран мира. Аналитики увязывают этот показатель Финляндии в Business Environment Rankings

увеличением объемов внешней торговли страны, чему способствует рост мировой экономики [5].

Россия традиционно является одним из крупнейших торговых партнеров Финляндии. По итогам 2017 года Россия являлась третьей страной в товарообороте Финляндии с долей в 9,6%. Финляндия занимает 15 позицию среди стран - торговых партнеров России во внешней торговле [5].

В текущей статистике товарооборота между Россией и Финляндией тенденция роста остается стабильно высокой. По данным, представленным на сайте ФТС России, внешняя торговля с Финляндией за девять месяцев 2021 года возросла на 1,6 млн. долл. по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (8776,4 млн.долл. США в 2021 г. и 7251,5 млн.долл. США в 2020 г.) [3].

Достижение высоких показателей товарооборота в международной торговле Финляндии достигается за счет свободного движения товаров через границу и успешно сформированной и функционирующей модели таможенного аудита и постконтроля.

Актуальность рассмотрения опыта Финляндии в сфере таможенного аудита обусловлена тем, что 2024 году в арсенале средств организационно-экономического механизма таможенных услуг российских таможенных органов появится новый инструмент - таможенный аудит [1, 2].

Анализ деятельности таможенных органов Финляндии в области таможенного контроля после выпуска товаров (таможенного аудита) начнем с рассмотрения организационной структуры таможенного аудита и пост-контроля финской таможни.

Основная компетенция для осуществления таможенного аудита и пост-контроля сосредоточена в Контрольно-

правоохранительном департаменте и, ча-

стично - в Департаменте функциональных подразделений таможенной службы Финляндии [4].

В Департаменте функциональных подразделений, курирующем работу территориальных таможенных органов, группа аудита складов и таможенных процедур ведет работу по профилированию и аудиту таможенных складов, СВХ и акцизных складов.

Подразделения таможенного аудита и пост-контроля Контрольно-

правоохранительного департамента включают в себя 2 отдела: Отдел анализа и управления коммерческими рисками (в составе Службы анализа и оперативно-розыскной деятельности) и Отдел таможенного аудита (непосредственного подчинения руководителю Контрольно-правоохранительного департамента) [4] (рис. 1).

Рис. Контрольно-правоохранительный департамент

Планирование мероприятий в сфере таможенного аудита в таможенной службе Финляндии осуществляется централизованно Отделом анализа и управления коммерческими рисками.

В таможенной службе Финляндии применяются 2 основные формы аудита и контроля - документальный контроль (камеральная проверка) и контроль предприятия (выездная проверка).

План мероприятий по таможенному аудиту и пост-контролю формируется Отделом анализа и управления коммерческими рисками на основании предложений своих групп и территориальных таможенных органов. Очень важным фактом является то, что в таможне Финляндии применяется система гибкого планирования проверок, при этом какие-либо нормативы по доначислению в ходе их осуществления не устанавливаются.

При осуществлении таможенных проверок в приоритетном порядке используются материалы системы управления фискальными рисками, связанными с таможенными или антидемпинговыми пошлинами. Отдельно осуществляется планирование тематических проверок, в первую очередь - применения различных преференциальных режимов, а также контроля участников ВЭД, находящихся под антидемпинговыми процедурами (в частности - возможной подмены товарных кодов).

Представляет интерес система классификации участников ВЭД целей таможенного пост-аудита:

1) «Основные клиенты» - юридические лица-участники ВЭД, не использующие процедуры, которые требуют специальных разрешений или таможенных упрощений. По данной категории клиентов составляется план проведения в отношении них выборочного таможенного аудита. Объект

аудита предупреждается за небольшое время до начала аудита, однако регламентированного срока нет.

2) «Ключевые клиенты» - юридические лица-участники ВЭД, осуществляющие постоянную внешнеэкономическую деятельность на основе таможенных разрешений или упрощений.

3) Клиенты «Таможня Плюс» - юридические лица-участники ВЭД, работающие на особых условиях. Указанный статус имеет более льготный характер, чем статус УЭО, так как, наряду с наличием лицензии УЭО, требует выполнения особых условий. Основным преимуществом (упрощением) для клиентов «Таможня Плюс» является прикрепление к ним специальных сотрудников таможенных органов.

При подготовке плана проверок юридических лиц-участников ВЭД по каждой компании ведется расчет числа баллов, отражающих риски и необходимость проверки. При превышении определенного порога количества баллов принимается решение о проверке. Объем предполагаемых фискальных нарушений и величина таможенной стоимости служат одними из наиболее важных критериев при выборе объекта проверки.

Важным направлением деятельности Отдела анализа и управления коммерческими рисками является категорирование участников ВЭД и выдача заключений на получение ими соответствующих разрешений для целей определения режима и размера финансовых гарантий или обеспечений, категорирования по уровню риска, предоставления специальных упрощений (в том числе в части обладания статуса УЭО), разрешений на использование таможенного склада.

Заявление юридического лица-участника ВЭД на получение им статуса УЭО рассматривается в течение 120 календарных дней. На этот период назначаются два сотрудника, которые совместно проводят таможенный аудит данного юридического лица. В ходе его юридическому лицу направляется для заполнения специальный опросник и одновременно ведется сбор и анализ имеющейся в базах данных таможенных и налоговых органов инфор-

мации. После предварительной оценки предпосылок к принципиальной возможности наделения статусом УЭО сотрудники, как правило, посещают предприятие (или те объекты, через которые проходит товар).

По итогам таможенного аудита готовится письменный отчет, который служит основанием для принятия решения об отказе или выдаче лицензии УЭО.

Все планы проверок, объекты, отчеты по проверке вносятся в единую информационную компьютерную систему, допуск к которой сотрудников таможенных органов Финляндии (занимающихся таможенным оформлением, аудитом и правоохра-ной) осуществляется на основе специальных разрешений, однако ограничений на объем запрашиваемой информации нет.

Для межгосударственного обмена информацией о рисках таможня Финляндии использует применяющуюся в Европейском Союзе с 2007 года информационную систему CRMS (Customs Risk Management System Network), которая напрямую связывает 28 Центров анализа рисков таможенных служб государств-членов и использует унифицированный протокол обмена информацией RIF (Risk Information Form). Создание такой системы предусмотрено ст. 46 Таможенного кодекса ЕС [4].

В качестве значимой проблемы в таможенной службе Финляндии отмечается необходимость дальнейшей унификации форм представления информации для целей таможенного и налогового контроля. Ряд операций при подготовке заключения на получение участником ВЭД соответствующих разрешений (в частности поиск и сравнение реквизитов юридических лиц) выполняются еще вручную. В настоящее время идут работы по разработке соответствующей интегрированной компьютерной информационной системы нового поколения.

По итогам проведения таможенного аудита и пост-контроля таможенные аудиторы могут предложить введение дополнительных критериев по отбору или досмотру в проект профиля риска. Эти предложения направляется в Службу анализа и

оперативно-розыскной деятельности, который принимает окончательное решение.

Таможенные органы Финляндии при осуществлении таможенного аудита и пост-контроля наиболее масштабно взаимодействуют с налоговой службой, также входящей в состав Министерства финансов. Налоговая служба Финляндии не имеет онлайн-доступа в базу данных по таможенным декларациям, но может получить необходимые сведения по запросу.

При необходимости таможенные органы также вправе запрашивать иные государственные органы - полицию, пограничную службу, министерства сельского хозяйств и охраны окружающей среды, агентство безопасности продовольствия (БУГОЛ), центр радиационной и ядерной безопасности, агентство по безопасности и химическим продуктам (ТиКББ) и ряд других. Кроме этого, таможенные органы Финляндии наделены правом запрашивать банки и финансово-кредитные учреждения, которые обязаны представить ответ в течение 1 -2 недель.

В качестве самостоятельной формы таможенного аудита таможня Финляндии осуществляет работу по профилированию (по степени риска) и аудиту таможенных складов, СВХ и акцизных складов. Данной компетенцией наделена Группа аудита складов и таможенных процедур Департамента функциональных подразделений, курирующего работу территориальных таможенных органов.

Представляет интерес практика использования аудита при выполнении государственными органами контрольных функций, в том числе в ходе проведения таможенного контроля.

Несмотря на то, что таможня Финляндии самостоятельно проводит таможенный аудит (таможенный контроль после выпуска товаров) участников ВЭД без привлечения сторонних организаций - аудиторских компаний, если проверяемый

участник ВЭД проводил независимый аудит, то такие аудиторские заключения могут использоваться сотрудниками таможни Финляндии в порядке информации при проведении таможенного аудита (таможенного контроля после выпуска товаров). Данный факт говорит о степени доверия контролирующих органов к бизнесу.

К новациям в области таможенного контроля после выпуска товаров в Финляндии и направления дальнейшего совершенствования системы таможенного аудита можно отнести не так давно появившееся право таможенных органов Финляндии привлекать к уголовной ответственности лиц, отказывающихся предоставлять запрашиваемую информацию при проведении таможенного аудита (наказание - от уплаты штрафа до 3-х лет лишения свободы).

Наиболее приоритетные задачи совершенствования сферы таможенного аудита и пост-контроля заключаются в развитии интегрированных информационных систем нового поколения в целях обеспечения дальнейшей автоматизации выбора объектов контроля, расширения объема используемых данных и унификации форм представления информации, повышения производительности труда и сокращения ручных операций.

Так, рассмотрев основные аспекты практического применения таможенного аудита таможенными органами Финляндии, целесообразно использовать при формировании организационно-

экономического механизма российской модели в сфере таможенного аудита. Особое внимание заслуживает практика ранжирования участников ВЭД целей таможенного пост-аудита, профилирование (по степени риска) и аудит таможенных складов, СВХ и акцизных складов, а также использованию аудиторских заключений, выданных сторонними организациями.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 №1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.12.2021).

2. «План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.12.2021).

3. Федеральная таможенная служба России: [сайт]. - 2020. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 04.12.2021).

4. Таможня Финляндии: [сайт]. - 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tulli.fi/ (дата обращения: 04.12.2021).

5. Торговое представительство России в Финляндии: [сайт]. - 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fin.minpromtorg.gov.ru/ (дата обращения:01.12.2021).

BEST PRACTICES IN CUSTOMS AUDIT: THE FINLAND EXPERIENCE

V.A. Skvortsova, Applicant Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article is devoted to the functioning of the institution of customs audit in Finland. The relevance of considering the experience of Finland in the field of customs audit is due to the fact that in 2024 a new tool will appear in the arsenal of means of the organizational and economic mechanism of customs services of the Russian customs authorities - customs audit. The article discusses the activities of the Finnish customs authorities in the field of customs control after the release of goods (customs audit) on the following aspects:

- the structure of departments involved in customs audit and risk management;

- planning of activities in the field of customs audit and post-control;

- categorization of foreign economic activity participants;

- technology for conducting customs audit based on electronic documents and information;

- improvement of interdepartmental interaction with state tax and other regulatory authorities;

- audit and profiling of customs and excise warehouses (if applicable);

- the practice of using audit in the performance of control functions by state bodies, including in the course of customs control;

- directions for improving the system of customs audit, innovations in the field of customs control after the release of goods;

- use of the auditor's report.

As a significant problem in the Finnish customs service, the need for further unification of the forms of information presentation for the purposes of customs and tax control is noted.

The main conclusion of this study is that the experience of Finland in the field of customs audit is advisable to use in the formation of the organizational and economic mechanism of the Russian model of the institution of customs audit.

Keywords: customs audit, development strategy of the customs service, post-customs audit, customs control after the release of goods, customs inspection, audit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.