Научная статья на тему 'ЛОШАНЬСКИЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ'

ЛОШАНЬСКИЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / ХЭНАНЬ / ЛОШАНЬ / ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ / СИНКРЕТИЗМ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БОГОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ню Цзюньи

В данном исследовании выявляются особенности театра теней Лошаня, расположенного в провинции Хэнань в округе Синьян. Прослеживается история формирования этого вида фольклорного искусства, места бытования с древних времен по настоящее время. Рассматривается процесс изготовления марионеток. Анализируются герои спектаклей. Подчеркивается, что театр теней Лошаня вобрал в себя театральные элементы распространенной в Китае и в Хэнани музыкальной драмы или оперы, малого театра янгэ и праздника фонарей, сохранив основные свои черты - связь с мифологическим, религиозным, фольклорным сознанием. Составляющее жанровое своеобразие лошанского театра теней представление богов является пьесой в пьесе. В музыке театра теней прослеживается развитие народной традиционной песенной культуры от простейших культовых мелодий до максимально развитых полиладовых образований большого диапазона. Лошаньский театр теней репрезентирует установки на соединение нескольких жанров в единый художественный комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LUOSHAN THEATER OF SHADOWS OF THE CHINESE PROVINCE OF HENAN: PECULIARITY OF THE GENRE

This article elicits peculiarities of the theatre of shadows in Luoshan, which is in the province of Gansu, Xinyang county. The author traces history of formation of this kind of folklore art, and its main areas of existence from ancient times to modernity. The article studies the process of making puppets and analyses heroes of plays. It is emphasized that the theater of shadows in Luoshan absorbed theatrical elements of musical drama or opera common in China and Henan, of so-called "lesser" theater yange and of festival of lanterns, having saved its main features, such as connection with mythological, religious and folklore conscience. A spectacle of gods, which is the comprising element organizing the genre peculiarity of the Luoshan theatre of shadows, is "a play within play". Development of folk traditional song culture from the simplest cult melodies to the most complex polymodal structures of bigger diapason can be traced in the music of the theatre of shadows. The Luoshan theater of shadows shows tendency for unification of several genres into one artistic whole.

Текст научной работы на тему «ЛОШАНЬСКИЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ КИТАЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ»

THE LUOSHAN THEATER OE SHADOWS OE THE CHINESE PROVINCE OE IIEN AN: PECULIARITY OF THE GENRE

Niu Junyi, Postgraduate student, Glinka Nizhny Novgorod State Conser\ratoire, Nizhny Novgorod This article elicits peculiarities of the theatre of shadows in Luoshan, which is in the province ofGansu, Xirtyang county. The author traces history of formation of this kind offolklore art, and its main areas of existence from ancient times to modernity. The article studies the process of making puppets and analyses heroes of plays. It is emphasized that the theater of shadows in Luoshan absorbed theatrical elements of musical drama or opera common in China and Henan, of so-called "lesser" theater yange and (¿¡'festival of lanterns, having saved its main features, such as connection with mythological, religious and folklore conscience. A spectacle of gods, which is the comprising element organizing the genre peculiarity of the Luoshan theatre of shadows, is "a play within play". Development of folk traditional song culture from the simplest cull melodies to the most complex polymodal structures of bigger diapason can be traced in the music of the theatre oj shadows. The Luoshan ¡heater- of shadows shows tendency for unification of severai genres into one artistic whole.

Keywords: China; Henan; Luoshan; traditional theater of shadows; syncretism; spectacle of gods. EDN: XBWIZT; DOi: то.24923/2305-8757.3033-14.22

Цитировать: Ню Цзюньи. Жшаньский театр теней китайской провинции Хэнань: жанровйе своеобразие // KANT: Social science & Humanities. - 2023. - №2(14). - С. 137-145. EDN: XBWIZT. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-14.22

ЛОШАНЬСКИИ ТЕАТР ТЕНЕЙ КИТАИСКОИ ПРОВИНЦИИ ХЭНАНЬ: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

В данном исследовании выявляются особенности театра теней Лошаня, расположенного в провинции Хэнань в округе Синьян. Прослеживается история формирования этого вида фольклорного искусства, места бытования с древних времен по настоящее время. Рассматривается процесс изготовления марионеток. Анализируются герои спектаклей. Подчеркивается, что театр теней Лошаня йобрал в себя театральные элементы распространенной в Китае и в Хэнани музыкальной драмы или оперы, малого театра янгэ и праздника фонарей, сохранив основные свои черты -связь с мифологическим, религиозным, фольклорным сознанием. Составляющее жанровое своеобразие лошанского театра /пеней представление богов яв/шется пьесой в пьесе. В музыке театра теней прослеживается развитие народной традиционной песенной культуры от простейших культовых мелодий до максимально ргввитых полиладовых образований большого диапазона. Лошаньский театр теней репрезентирует уапанов-ки на соединение нескольких жанров в единый художественный комп/1екс.

Ключевые слова: Китай, Хэнань, Лошань, традиционный театр теней, синкретизм, представление богов.

УДК 781.7

ВАК 5.10.3 (Музыкальное искусство)

© Ню Цзюнъи, 2023

Введение

В районе Центральной равнины Китая, где и расположена провинция Хэнань, со времен и правления династий Сун (960 г. н. а), Юань, Мин и Цин (по 1911 г.) на основе народной песни сравнительно рано и достаточно быстро начали развиваться те-атрально-вокальное искусство и музыка традиционной драмы или онеры. В некоторых видах театра отразились не только со-циально-бытовые и исторические аспекты жизни местного населения в различные эпохи, но и религиозно-мифологические воззрения и обрядово-ритуальный комплекс.

НЮ Цзюнъи,

аспирантка, Н ижего]мдской государственно й консерватории им. ММ. Глинки, Нижний Новгород

Интереснейшее традиционное явление театрального искусства - театр теней или "теневой театр" плоских марионеток. В. Рублев пишет, что существуют "документальные" истории о том, как появился театр теней: в одной из них упоминается император Ву Ту (юо-е годье до п. з.}, потерявший любимую жену, которую изобразил мастер б виде тени от куклы, а во второй упоминается император Уди (141-87 гг. дон. э.), тосковавший но наложнице и получивший от мастера ее тень посредством создания бумажной куклы, игру с которой он подсмотрел у детей. Однако, скорее всего, это красивые легенды, поскольку исторические персонажи, названные в историях, не могли жить в одно время [1]. Если учесть, что тень изображала умершую душу, го уже изначально в театре теней было заложено обращение к загробному миру. В похоронной обрядности Китая есть обычай класть куклу из бумаги в гроб к умершему. Возможно, что и это могло стать корневой основой для театра теней. Упоминается и о следах индийских кукол, служивших для нагляд-ноготолкования буддийских истин простому народу. Впоследствии это вылилось в ритуальный комплекс поклонения духам предков и богам, который в некоторых видах театра дополняет спектакли-истории о людях. Синтетичность жанра и синкретич-ность религиозных представлений, входящих в театральные пьесы, делают театр теней сложным явлением китайской народной культуры.

В настоящее время театр теней в Китае и в Хэнани в частности привлекает к себе внимание ученых. В нескольких последних работах освещал ись вопросы народного происхождения музыки в театре теней [2, с. 37-39; 3,- с. 5-8], рассматривалась эволюция искусства Лошаньского театра теней [4, с. 45-47], был представлен репертуар театра на современном этапе [5, с. 32-45], обнаруживались следы влияния даосской культуры на игру в театре теней провинции Хэ-нань [б, с. 86-91].

Но бол ьш инство работ дает обобщены ый обзор, и для подробного представления оЛо-шаньском Театре теней, существующем на территории Хэнани, этого материала не хватает. Мотивы народных обычаев в рамках театра теней затронуты вскользь, не изучается вопрос ладовой особенности музыки, взаимодействии театра теней, традиционной оперы и песенного жанра сяодяо (??}, вопросы производства теневых кукол и классификации певческих голосов раскрываются не до конца. Это позволяет продолжить исследование и его результаты изложить в данной [заботе.

Методы исследования и область применения результатов. В процессе подготовки материалов применялись методы: нолевого исследования со стационарной экспедицией и интервьюированием респондентов - носителей традиции театра теней; компаративного анализа при сопоставлении традиций изготовления кукол и применения их в различных локал ьных театрах; исторического исследования, теоретического музыковедческого анализа. Результаты исследования могут быть применены в фольклористике, театроведении, культурологии, религиоведении.

Основная часть

Китайский театр теней имеет долгую историю и широко распространен в настоящее время уже не только в Китае, но и в других странах мира. Однако не хватает документальных записей о его появлении и развитии. С XX века научное сообщество спорит о месте происхождения театра теней. Сложилось две теории: "теория Шэньси" (провиниции на Северо-западе Китая) и "теория центра в Хэнани" [7, с. 26]. "Теория Шэньси (^Щ)" была выдвинута Ци Жушанем (^f Ц])- °н считает, что "этот вид ... берет свое начало в Шэньси (^jJLj), потому что Сиань был столицей на протяжении сотен лет, а император Сюаньцзун ("STtjO пропагандировал изобразительное искусство, в Шэньси возникло много видов искусства, в таком случае театр теней так-

же зародился здесь" |8]. Он считает, что театр теней возник в Сиане (Щ^ ) во времена династии Тан (- 618-907 гг.) [9, с.

165].

Другая теория - о центре развития театра теней в Хэпани была выдвинута в последние десятилетия Вэй Лицюнем В связи с тем, что Хэнань и Шэнси соседствуют, это может иметь основания и даже более веские. Ученый проанализировал и сравнил облик теневых марионеток разных театров и эпох и пришел к выводу, что их форма основана на прототипах из Хэпани, и это доказывает, что их происхождение связано именное этой провинцией: "Эволюция современных китайских теневых образов основана на вырезании их из простой бумаги, что встречалось в древнем театре теней Центральных равнин, и распространилось на юг, север и запад" [ю, с. и8.].

О театре теней сохранились письменные свидетельства, благодаря которым можно судить о его процветании и популярности, равно как и о снижении к нему интереса. Во времена династий Цзинь (^1115-1234) и Юань (;7^1279~]з68) была в расцвете традиционная опера, внимание зрителей было приковано к ней, так как в ее исполнении участвовали люди. Театр теней не выдерживал конкуренции, уйдя на второй план. Во времена династии Мин (0^^1368-1644 гг.) театр теней был своего рода представлением для простонародья, и каждая местность сформировала тогда свой собственный стиль. В период династии Цин (^^1644-1911 гг.) театр теней был невероятно популярен. Представ и тел и знати нередко сами принимали участие в спектаклях. Тратились огромные деньги на поддержание трупп. Встречались и странствующие артисты, высту пающие на обочинах дорог с небольшими ящиками-сценами [и, с. 58].

В периодКитайской Республики, несмотря на быстрое распространение кино, театр теней не просто устоял, а претерпел бурный взлет популярности. В обоих случаях применялся белый экран, полумрак и "игра тени" - отпечатка на экране. Но кино было

черно-белым, а театр теней давал цветные спектакли. Возможно в этом была причина популярности. К тому же приверженность традиции была крепка.

В период Нового Китая это искусство тяжело пережило трудности Культурной революции, и многие материалы и реквизит были уничтожены, считаясь пережитками старого: режима. В 2011 году страна начала уделять внимание защите национального культурного наследия, к театру теней растет интерес.

Независимо от места и времени происхождения, важно, что в настоящее время, переняв традицию от города Бяньцзин ~ столицы династии Северная Сун (5фс), ныне Кайфэна (^р^), в провинции Хэнань существует Лошаньский те-

атр теней Ш в 0КРУге Синьян

(} и является местом активного бытования этого искусства.

В январе и июле 2022 года во время полевых экспедиций автор познакомилась с Лошаньским театром теней городского округа Синьян представления и пение которого были записаны. Это искусство существует как вид традиционного обрядового театра и как разновидность традиционной музыкальной драмы с игрой плоскими марионетками. Освещение огнями попадает на фигуры, а тени от них падают на белый экран, расположенный перед фигурами ближе к зрителям. Исполнители манипулируют теневыми марионетками за кулисами во время пения под музыку. Отличительной чертой является то, что музыкальная основа театра теней вбирает не только элементы из традиционной музыкальной драмы различных местных видов, но также и песни в жанре сяодяо и дэнгэ, а также импровизации певцов. Это связано с нацеленностью игры на зрителей с различными вкусами и интересами. В текстах отражены местные диалекты.

Теневые фигуры - животные, растения, дома, мебель и т. д. - сделаны из воловьей кожи (в других местах упоминаются ослиная, обезьянья, козлиная и верблюжья кожа

и даже бумага с картоном Г12!)- Их производство делится на несколько операций: кожи нужно замачивать в воде, разравнивать шпателем до прозрачности, прессовать, сушить, чтобы перейти к стадии гравировки. Затем рисуется и вырезается контур задуманной фигуры, раскрашивается с обеих сторон, а после высыхания на нее наносится тунговое масло или лак, чтобы повысить прозрачность, предотвратить размягчение кожи, закрепить цвета. Это создает тонкую цветную тень. Наконец, устанавливаются бамбуковые палочки длиной около бо см, чтобы двигать фигурку и ее части. Как правило, животным нужно две, а персонажам -три бамбуковые палочки - на задней стороне плеча и по одной на каждой руке для подвижности (рис. 1, 2).

Согласно "Хроникам округа Лошань", Цошанский театр теней появился в середине правления династии Мин (В^^ - 1368-1644), хотя упоминания о подобном явлении в Китае в целом относятся и к более раннему периоду - около 4 в. н. э. На юге провинции Хзнань существуют различные виды народного этикета, тесно связанные с жизнью людей и народными верованиями.

Исполнение обетов и церемоний, сопровождающих в Лошане весьма разнообразны, и большинство из них обусловлено жизнью народа и личными чаяньями каждого его представителя. Ожи-

: Исполнить обет (богам за осуществление проси-ж>го).

даемые счастливые события - это обычно поступление в университет, рождение ребенка, повышение по службе, накопление состояния, избавление от болезни, строительство дома и т.д. По каждому прошению и исполнению надежд заказываются представления театра теней. Он воспринимается как лучшее обрядовое средство для выражения благодарности богам в народной жизни, укрепляет синкретическую веру простых людей, И становится понятно, что театр теней - культово обусловленный обрядовый элемент традиции, направленный на бОгов, духов для осуществления обычных житейских потребностей и целей.

Наследование навыков игры следует отнести к традиционному способу, о котором артисты говорят, что надо "учить словами и внушать сердцем". Старшие артисты обучают молодых ремеслу и пению. В игре принимают участие актеры в возрасте 50 лет и более (более молодых, к сожалению, нет) Спектакль Лошаньекого театра теней не основан на сценарии в строгом смысле. Его сюжет имеет повторяющиеся и варьирующиеся эпизоды, что обусловлено однотипными прошениями и народным устным способом бытования.

Исполнитель может расширять или сокращать сюжет в зависимости от его развития, ситуации на месте, где он будет сыгран, и личных пожеланий приглашающих труппу зрителей. Так что одну и ту же драму можно петь три-четыре дня, а можно -полмесяца или месяц. В среднем спектакль театра теней обычно длится около четырех часов. Артисты театра теней - по сути посредники между человеком и миром духов и богов. Но это не монахи, не жрецы или шаманы. Это обычные представители из народа, крестьяне, возделывающие землю на юге Провинций. Изначально артисты

были профессионалами, ныне же это ремесло перешло в фольклорную обрядовую сферу. Квалифицированный артист в любом виде театрального искусства должен обладать многими навыками; учить пьесы, запоминать мизансцены, связки, интонаций в подаче роли, петь и танцевать, владеть оружием и другое. Артисты театра теней запоминают десятки пьес, а также песен сяодяо и дэнгэ, чтобы порадовать публику, сами составляют текст по конкретному случаю, импровизируют и должны отвечать на импровизацию партнера, умеют петь и импровизировать в музыке, менять тембр голоса в зависимости от амплуа роли, уметь играть на различных музыкальных инструментах, умело управлять марионетками, создавать световое оформление и тени, чтобы их было видно.

После периода реформ и открытости 1 спектакли театра теней в основном существуют как форма благодарности богам. Исполнители играют пьесу театра богов - шэньси), чтобы отблагодарить их. Затем, в соответствии с причиной, по которой хозяин пригласил труппу спеть, выбирают подходящий отдельны й сюжет для исполнения.

Театр богов - пьеса, играющаяся перед спектаклем, предназначенным для развлечения зрителей. Она относится к церемониальному приглашению богов в театр и не входит в сюжет. Среди различи ых театраль-ных трупп обряд и исполнение "оперы богов" в основном одинаковы, за исключением отдельных декламаций.

Спектакль играется для выражения обета, данного богам со стороны семьи, пригласившей артистов. Это неспешный ритуал, состоящий из четырех актов: жертвоприношение на алтаре - цзи тай), начало представления, вступление, подчеркиваемое ударами гонгов, барабанов ^ - нао тай), церемония прошения ((ТрГ^Ф^;^ -цин шэнь и ши) - пение, обращенное к бо-

1 Программа экономических реформ, предпринятых в КНР.

гам - шэньси), проводы богов (з^г^ф

- сун шэнь). Рассмотрим ритуал несколько подробнее.

Жертвоприношение. После того, как построят сцену для спектакля, хозяин труппы кладет кукол богов, таких как, например, Нефритовый император , Зз^ -Юй-ди) - верховный небесный правитель даосского пантеона, от которого получает благословение правитель страны, персонифицированный образ Дао), на стол с данью для поклонения [13]. В этот момент принято запускать пе тарды, чествовать богов особыми изречениями и вином, поднесенным на алтарь, жечь жертвенную бумагу, чтобы выразить почтение к богам.

Начало представления (|Щ ^ - нао тай)

- чисто инструментальное, подчеркивается ударами гонгов, барабанов,звучанием соны

- духового инструмента. Время звучания музыки может быть различным, можно играть только одну или несколько пьес, чтобы передать атмосферу, создать интерес и привлечь больше зрителей.

Церемония прошения у богов (^, циншэн иши - пение богам - (шэнь-

си - божественное представление)). Перед сценой и за ней в момент прошения должна быть тишина, ни шепота, ни громких звуков издавать не полагается. Хозяин готовит благовония, бумагу, свечи, рыбу, мясо, ликер, сушеную лапшу. Красные конверты (для денег), мыло, полотенца, сигареты кладутся на подноси отправляются на представление. Начальник труппы расклеивает написанные от руки двустишия по обеим сторонам сцены. Затем воскуряет благовония, жжет бумагу, берет жертвенное приношение обеими руками и обмакивает в вино. Хозяин должен поклониться в ноги перед сценой. Затем начинается представление богов. Начальник труппы читает текст, указывая определенное время, место и имя человека, который благодарит богов за что-то. Начал ышк труппы и хозяин сжигают подношения, артисты начинают петь.

Герои теней делятся на шесть ролей: шэн (40 - герой (основное мужское амплуа),

«чч

«"Л

КЙ

В9!Ч>|

\1Я

«Ц>1

• Г --

|,ГТ I I П I I

лаошэн (^ф - амплуа старика), дань ( В )

- женская роль, лаодань (^ 13-амплуа старухи), цзин - персонаж с сильным или грубым характером: общее название - хуа-лянь С - мужские персонажи с раскрашенным лицом)) - второстепенный характерный герой, чоу (Л) - комическое амплуа. Все эти роли также встречаются в операх, в том числе и Хэнаньской. Так как каждого персонажа поют актеры-мужчины, в исполнении дань (В) и шэи {^р) используют фальцет, лаошэн и лаодань

Н ) поют естественным голосом, в чоу ( ТЭ ) используют естественный голос и фальцет, чтобы показать живой и веселый характер, цзин - грубое, сильное звучание.

Когда на сцене появляются первые "тени", второстепенные герои не могут выйти на сцену первыми. Но если шэн - главному герою

- в пьесе предстоит умереть, он не может играть первым, выносят другого второстепенного персонажа и играют им первым. Если нет слов, поют краткую хронологию освоения мира (Щ^) с момента, как Паньгу ( ^"¿Г - первый человек) сотворил мир до эпохи, в которой будет разыграна эта пьеса (" чжэн ХУ)-

Для театра богов нет фиксированного репертуара. Это может иметь какое-то отношение к основной драме, которую будут петь в этот день, а может и не иметь ничего общего. Все зависит от того, как начальник труппы это устроит. Все тексты передаются наставни ком, это требует от исполнителя их полного запоминаяия. Действует фол ькл ор-ный способ передачи - по памяти и по слуху из уст в уста.

Автору удалось записать несколько видеофрагментов с представления богов. С них

были сделаны нотации. Рассмотрим несколько музыкальных номеров. Открывает театрально-обрядовое действо нао тай -вступление. Первая строка - вокальная партия, вторая строка - партия соны (Р^В^ - китайского кларнета). Вступление озвучивает сона. Пример г:

¿и_и_и_и.

Ач9 - 1 1 _* ■ Т Г т Г | г . 1 , I III 1 ~|

ф !:*_}-=!_. I |_Т * 1 1

д! ' *>

I5 Гг |Г * ГГ-£г1£ГНГг I

- I -

1-1-1

Т~1~-~ТГО

ф

I - и Ш и и I.4- -М

В тексте песни возникает картина рождения мира: "Паньгу (первый человек) сотворил небо и землю, и небо и земля прекрасны и величественны. Солнце, луна и звезды освещают вселенную. Дворец Лин-сяо (у^Д

£ - Нефритовый дворец), я держу книгу жизни и смерти. Я проверил человеческий мир, верность и сыновнюю почтительность, пришел к Тяньду ~

древнее название Сианя (Щ^))"-

Анализируя музыку, можно отметить широкий диапазон (2,5 октавы), что говорит о развитом мышлении, не ограниченном формулами-ладами и одной только пентатоникой. Вокальная партия начитается в высоком регистре в свободной манере. Сразу же появляются большие скачки. Лад

третьего вида пентатони к и (цзю - скла- Слсдующи й пример исполняется тоже от дывается из фрагментов мелодии. В партии лица шэн. Пример 5; сопровождения ощущается импровизационностьи дается широкий диапазон. Далее в вокальной партии возникают аллюзии с ладом, напоминающим лидийский, благодаря взятию тона,

S. № К Щ 0 Я W. tt

образующего тритон к опоре "е". Пример 2:

Л1" f^ttff itTru „Г-. ' гТг г -->

Vi FF fl ■Ä- Jt M. №. -Ш ¥

«¡■ft

В продолжении партии инструмента лад разворачивается постепенно, от пентатоники второго типа - (шан - "^р. С переходом к другому виду и дополнением новыми звуками. Пример 3:

В тексте соединяются слова, связанные с мифологией, анимизмом и культом предков. Оканчивается сюжет проставлением того самого государственного деятеля, о котором шла реч ь в первой главе - то есть к мифологическому и религиозному добавляется исторический план. Это напоминает прием из эпических и духовных несен многих народов, в том числе русского (былины, духовные стихи: реальный герой борется со змеем): "Три свети-

ш

з=э=

. * , | i g | г-. 11 ла: солнце, луна, звезды,

Небо и земля великолепны.

Каждая строфа основана на варьировании. Вокальная партия звучит необычно -уже в диатоническом ладу cis2-dis-e-fis-gis-a-h-cis3 с расширениями субквартой gisi и мерцанием терции eis. Пример 4:

AT*

Такое полиладовое сочетание инструментального и вокального звучания говорит о развитости музыкального мышления и о связи с музыкальной драмой, где подобные эксперименты требуют профессионализма, развитого слуха, голосового аппарата и дыхания у певцов. Партии распределены комплементарно, но временами соединяются и ведутся двухголосно. Ритмика вокальной партии свободна, обусловлена речевым фактором. Песни были исполнены Ли Шихуном

и Ся фуш°1 (ЗШ^Ь соыа) -

деревня Лунчжзнь (^Щ^"}, уезд Лошань (3? Ш)' провинция Хэнань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Три начала: небо, земля, человек; множество владений (государств) Щ) и девять областей древнего Китая Нюйва

(^СЩ) создала людей, жила и преумножалась в потомках. Цзян Тайгун (¿Ц^-^ - во-енный советник и генерал при Чжоу Вэнь-ване ^ и Чжоу У-ване уничтожил династию Шан династия Шан (тбоо до н. э. - 1046 до и. э.) и возродил династию Чжоу (Д), династия Чжоу (1322 до н. э. по 249 до н. э,)".

Как и во вступительном номере интонации и ладовая организация мелодии весьма сложны. Скачки на септимы и сексты перемежаются с неширокими ходами. Многократно перекрашиваются образующие интервал терции тоны с1/сЬз, е/е1з. Важна и ярка интонация тритона на третьей строке. Звукоряд - ^а-^Ь-ск-д-чйз-е-а^-»^ держит элементы хроматического сопряжения тонов. Но в интонировании они встречаются рассредоточено.

144

Далее выдвигается герой цзип - амплуа второстепенного героя - военного. Пример 6:

-э Щ J :t-/f~bf

л «

Текст песни: "Тот, кто загадывает желание, искренне благодарит богов. Куй (^¿§0 (первая звезда Большой Медведицы - почитается людьми как божество литературы и слова, кому приснится Куй, тому повезет на экзамене) к двери. Изысканные доспехи дарю лично я. Благослови своих детей и внуков быть чиновниками в суде".

Вышеуказанные две песни исполнены Чэнь Юйлунь ((^М^й"}' деревня Яндянь уезд Яошань (Ц]), провинция

Хэнань

Мелодии песен в спектакле состоят из 4-сторочных мелодических строф. Если текста больше, то мелодическая строфа повторяется неоднократно, В музыке театра теней, как и в традиционной опере, метро-ритм и метро-темп опираются на систему баньцянти Щ

Это в основном двудольный размер и несколько различ-

ал ад в мелодии пентатонический. Первая опора eis, долго организующая пятый лад юй. Вторая и заключительная опора - "а".

Звукоряд напева e-fis-a-h-cis-e2-! | " | fis-a-h - по конструктивному принципу тоже чисто пентатонический (большие секунды и ■■¡.Zr-'Z] малые терции в составе). Спел фальцетом Чэнь Юйлунь из деревни Яндянь, уезд Лошань, прови н ция Хэнань. Зал ись Пю Цзюп ьи. Следующий пример снова шэн.

В продолжении пьесы богов могут быть исторические и бытовые элементы, они переносят зрителей в мир людей.

Цзачу (¿^ {¿J - крайняя часть ил и выход) - разновидность небольшой пьесы с одной или двумя марионетками. Играется после того, как представление теней окончено. В этот момент поются народные мелодии в жанре лирической сяодяо (/Jn-Щ - песни лирического или шуточного содержания с несложной мелодией). Из интервью с Чэнь Юйлунем автор узнала, что артистам это необходимо для создания легкой атмосферы и отдыха.

Сяодяо. Пример 8:

я.

ных темпов. Можно рассмотреть fj jП "У ^j* | j gj [J мелодию героини - дань ( В). т и ш Пример Т-

Й' » ш + №

» +■ *

teLxu А ti-L-J lr-

1ff

t ж.

$ h er

Текст песни можно сравнить с мудрыми изречениями, пословицами: "Час времени - грамм золота. Золото трудно купить, а время купить невозможно. Потерянное золото, имея деньги, купишь вновь. Потерянное время нигде не найти",

В тексте - новогодняя тематика: "Какой цветок расцветает в первый месяц луны. Встречающий весну зимний жасмин цветет очень ярко. Девочка возложила венок на голову. С венком на голове смотрит вдаль". В сравнении со многими напевами - этот чрезвычайно прост - не широк в диапазоне, в интонационном и ладовом отношении, в структурном отношении встречаются повторения. Лад пентатонический с опорами и "сГ. Церемония проводов богов Суншэнь (Ж^Ф) относительно проста: возжигают

ладан и кланяются в ноги, затем поют закрепленный текст, чтобы проводить богов.

Заключение

Можно сказать, что составляющее жанровое своеобразие Лошаньского театра теней представление богов является пьесой в пьесе. Отчасти это фиксированные тексты

- обращения к богам, слова песен, аотчасги

- импровизированные, поющиеся по потребности пригласившего. Многие элементы генетически связаны с религиозной Обрядовостью-культом богов и предков, обрядами приношения, с традиционной оперой - игрой типичных персонажей, мифологическими и историческими сюжетами, составом инструментов сопровождения, голосами и манерой пения, фольклорными жанрами вставного характера, как сяодяо и дэнгэ.

Театр теней Лошаня является неотъемлемой частью традиционной китайской фольклорной и театральной культуры. Он вобрал в себя театральные элементы распространенной в Китае и в Хэнани в том числе музыкальной драмы или оперы, малого театра я нгэ и праздника фонарей. Родившись в пределах древнего Китая на Центральных равнинах, он прошел долгий путь развития, сохранив основные свои черты - связь с мифологическим, религиозным, фольклорным сознанием. Он отражает аксиологический комплекс, национа7шщ>1еил°кальиь1е региональные коннотации, обеспечивает комму-никацию поколений. Через театр теней прослеживается развитие народной традиционной песенной культуры от простейших культовых мелодий до максимально развитых пол иладовых образовал и й бол ьшого диапазона. Как синтез искусств и жанров Лошапь-ский театр теней репрезентирует установки на соединение нескольких жанров в единый художественный комплекс. Жанры, входящие в спектакль и сопровождающие его, и сами носят синтетический характер, объединяя пение, слово и танец. Наследование и поддержание традиций театра теней Лошаня является одной из приоритетных за-

дач по сохранен ию китаискои традицион ной культуры.

Примечания;

1. Рублёв В, Театр те »ей. URL: https://yavarda.ru/ shadowplay.html (дата последнего обращения: 19.03.2023).

2. Л и Сяочжэнь (Li Xiaozhen).О музыке театра теней Лошаня с точки зрения этномузыкологии // Мода завтрашнего дня. - Нанкин, 2021 (15). -С- 37-39-

3. Цзэи Фаньгуан (ZerigFanguang). Исследование музыки теа тра теней в округе Лошань// Сычуань-ская опера. Пиндиншань, 2008 (б). - С 99-100.

4. Я я Фань (Yang Ран). Театр теней Лошаня - чудесный цветок л саду китайской драмы // Консультационный форум. - Чжэнчжоу, 2020 (Ö4). -С-45-47-

5. Чжу Хэифу (Zhu Hengfn). История, современное: состояние и репертуар китайского театра теней / /Журнал Чжэцзянскойа профессионального колледжа искусств. - Ханчжоу, 2020. - 18 (ох). - С. 32-45-

6. Чэнь Янь (Chen Yan). Исследование влияния даосской культуры на игру теней в провинции Хэнань// Драматическая литература. - Чанчунь, 2014(6). - С. 86-91.

7. ЛиЮэчжун (Li Yuezhong). Китайский театр теней, Цзинань: Шаньдунское издательсгво дружбы, 2019. - 501 с.

8. Ци Жушань (Qi Rushan). Т еатр теней четвертое из ста представлений древней столицы // Дагунбао. Мир театра, пресса : Тяньцзинь: 12-е издание, 7 августа 1935 г.

9. Ци Жушань (Qi Rushan). Национальный драматический сериал. - Пекин : Комерческая пресса, 2017. - 534 с.

ю. Вэй Лицюнъ(Wei Liqun).Краткоеисследование моделирования китайского Шродного театра теней// журнал. Шицзячжуан Хэбэйскоголедагоги-ческого университета (издание по философии и социальным наукам), 1998 (03). -С. 120-125. и. Вэй Лицюнь. История искусства китайского театра теней. Пекин : Культурные реликвии, 200$ - 538 с.

12. Театр теней - особая форма визуального искусства. URL: https ://kitsunestudy.ru/ kit ajskij -teatr-tenei -osobaia-i'orma-vjzualnogo-iskusstva/ , (дата последнег о обращения: 17,03.2023).

13. Смирнов Константин. Нефритовый император Юй-ди - небесный владыка всех земных владык. URL: http://ekdrÉâ/ 2020 /08 /nefritovyj-imperator-yui-di-nebesnyj - vlady ка-vsex- zemnyx-v iady к / (дата йоследн^йбращёйяя: 03.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.