ХЭНАНЬСКИЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ТЕАТРА
Хуан Яхуэй
аспирант дневного отделения кафедры теории музыки Белорусского государственного университета, Республика Беларусь, г. Минск E-mail: huangxiaobao0108@sina. com
THE HENAN THEATRE IN THE CONTEXT OF THE HISTORY OF CHINESE TRADITIONAL THEATRE
Huang Yahui
рostgraduate student in Music theory Chair in the Belarusian State Academy of Music,
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи - рассмотрение особенностей процесса развития хэнаньского театра сквозь призму общего развития театрального искусства в Китае. В данной статье использовались научные методы сопоставления, классификации и сравнительного анализа, что позволило выявить особенности хэнаньского театрального искусства, взятые из общего развития театра в Китае, рассмотреть классификации жанров хэнаньского театра, а также проанализировать другие виды театральные искусства на территории Китая.
ABSTRACT
The purpose of this article is to consider the characteristics of the process of development of the Henan theater through the prism of the general development of theater art in China. In this article, we use scientific methods of comparison, classification and comparative analysis, which revealed features of Henan theatrical art, taken from the general development of theater in China, consider the classification of genres Henan theater, as well as analyze other theatrical art in China.
Ключевые слова: театральное искусство Китая; хэнаньский театр; байси; цы; наньси; цзацзюй; цзиньцян; банцзы; куньциюй.
ССибАК ^ мире пауки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibac.mfo_№3 (58). 2016г
Keywords: theatre arts in China; the Henan theater; Baixi; Ci; Nanxi; zaju; Jinqiao; banzu; kunqiu.
Время появления китайской музыкальной драмы точно неизвестно. «В научно-исследовательской литературе отмечается, что драма в Китае сформировалась поздно, примерно к Х1-Х11 вв.» [1, с. 33]. Тем не менее в период со времен династии Цинь (246-207) до династии Хань (II в. до н. э. - III в. н. э.) уже появилось театральное искусство, называемое байси («сто театральных представлений»), которое включало народные напевы, танец, инструментальное сопровождение, театр теней, театр марионеток и другие жанры театрального искусства. Жанр байси сохранился до наших дней и играет важную роль в региональных традиционных театрах Китая. В эпоху Северной династии Ци (550-557) выделяется (получает самостоятельность) первая танцевальная драма. Пение и танцы, используемые в драматических сюжетах, становятся популярными в эпоху Тан (618-906), это новый музыкальный жанр, оказавший влияние практически на все последующие драматические школы.
«Китайское музыкальное искусство достигает расцвета в эпоху Сун (960-1279), когда приобретает свои классические формы вокально-поэтический жанр «Цы»» [2, с. 27]. Это музыкальная традиция, предполагающая сочинение стихов на разнообразные мелодии, которые задавали поэтический размер, и их исполнение с музыкальным сопровождением. Наконец, эпоха Юань (1206-1368) может быть названа «золотым веком», временем бурного расцвета драматургического искусства и заметного прогресса в развитии театра, когда театр по праву занимает важнейшее место в китайской культуре и славится множеством талантливых исполнителей.
В эпоху Юань сформировались две относительно автономные системы драматических жанров, имевшие региональный характер. В южных районах страны драматические произведения называются «наньси». Это были самые ранние в Китае драматические произведения, сочетавшие стихотворные арии, прозаический диалог и пантомиму. Позже из северных районов страны по всему Китаю распространился новый вид музыкальной драмы - цзацзюй. Северные цзацзюй отличались от южных наньси использованием напевов и мелодий своего региона, они были свободнее и многообразнее по музыкальному материалу.
Во времена формирования традиции цзацзюй появились литераторы, специально писавшие для театра. Из их числа выдвинулись по-настоящему талантливые драматурги, которые
создали немало произведений, обладавших высокими литературными достоинствами. Среди них - Гуань Ханьцин, Ван Шифу, Бай Бу, Ма Чжиюань. Их обширное творческое наследие оказало глубокое воздействие на развитие жанров традиционного театра, их произведения можно увидеть даже на сцене театров современного Китая (например, «Обида Доу Э» Гуань Ханьцинп, «Западный флигель» Ван Шифу, «Возле ограды» Бай Пу и т. д.). Содержание этих произведений повествует о любви, о несчастной жизни и разбитых человеческих судьбах.
Обычно представление цзацзюй состояло из четырех актов, отграничивающих начало, развитие действия, кульминацию и финал. Музыка подбиралась к стихам из числа определенных типизированных мелодий. Каждое действие имело свою тональность, а вокальной партией наделяется только один главный герой. Основным аккомпанирующим инструментом являлась лютня.
Южные наньси содержали в себе многочисленные элементы народного искусства, не были связаны каноническими предписаниями и правилами, поэтому представления были живыми и свободными, богатыми на импровизации. Драмы южной наньси не делились на действия, представляя собой множество сцен, музыкальная основа не имела ограничений, а вокальные партии исполнялись несколькими героями. В качестве аккомпанирующих инструментов выступали флейта и трещотка.
Традиции цзацзюй повлияли на другие разновидности северной музыкальной драмы, в результате чего сформировались новые театральные жанры на севере Китая - цзиньцян и банцзы. «Тексты наньси до нашего времени почти не дошли, эта разновидность традиционного театра возродилась в новой форме на юге страны и получила названия куньциюй и чуаньцзюй» [2, с. 17]. Безусловно, формы цзацзюй и наньси взаимодействовали друг с другом, в результате чего образовывались новые региональные виды традиционного театра Китая.
С конца XVI в. во время династии Мин (1368-1644) начал быстро развиваться новый вид местного театра - куньцюй, который попал под глубокое влияние северного цзацзюй. В драме куньшаньцян -предшественнице куньцюй, использовались местные народные мелодии, которые были популярны в провинции Цзянсу, распеваемые на местных диалектах. Во времена этой династии театр получил повсеместное распространение, и под воздействием местных диалектов и местных мелодий развилось множество местных разновидностей традиционного театра. Тексты представлений
ССибАК ^ мире пауки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии тги\иЬ«с.1н/о_Ж°3 (58). 2016 г
куньциюй были переложены на музыку и стали основой местного театрального канона. Среди выдающихся произведений - Лян Чэньюю «Стирая шелковую вуаль», Ли Кайся «Сказание о мече», аномимный автор «Сказание о фениксе», Сюй Линь «История о расшитом халате», Тан Сяньцзу «Пионовая беседка», Хун Шэн «Дворец бессметрия» и др.
На сегодняшний день наиболее известным драматическим жанром китайского традиционного театра является Пекинская опера (цзинцзюй), знаменитая во всем мире. Она сформировалась в ХУШ в. во времена императора Цянь Лун (1735-1796). Ее рождение по традиции связывают с приглашением в столицу театральных трупп из провинции Аньхуй, которые сразу же были замечены публикой. Пекинская опера ассимилировала многообразные особенности многих традиционных театральных жанров; она впитала и переосмыслила стили местных театров цзиньцян, банцзы, куньциюй, пихуан и создала на этой основе свой особенный жанр.
Пекинская опера во многом опирается на традиции куньциюй, переложив для постановки пьесы как северного, так и южного репертуара. В итоге использования подобной практики «пересочинения» репертуар пекинской оперы насчитывает более тысячи сюжетов, среди которых на современной сцене получили популярность «Кошель с единорогом» Вонь Юйхоня, «Сирота из рода Чжао» Ван Яня, «Князь навеки прощается с наложницей», «Су У посылают пасти овец», «Захмелевшая наложница» анонимных авторов и др. В процессе развития пекинской оперы проявили себя многие талантливые актеры, имеющие высшую квалификацию и совершенствующие традиционное мастерство, которое они переняли у своих наставников. Эти исполнители сформировали различные направления пекинской оперы. Например, «четыре великие амплуа Дань» создали Мэй Ланьфан, Чэнь Яньцю, Шань Сяоюнь, Сюнь Хуэйшэн; «четыре великие амплуа Шэн» - Ма Ляньлян, Тань Фуин, Ян Баосен, Си Сяобо; «четыре великие амплуа Чоу» - Сяо Чанхуа, Ма Фулу, Е Шэнчжан, Чжан Чуньхуа; свой вклад внесли Чжоу Синьфан, Чжан Цзюньцю, Юань Шихай и т. д.
Провинция Хэнань находится на севере Китая и является одной из наиболее густонаселенных в стране. Ее история уходит корнями в глубь веков и тесно связана с богатейшим наследием китайской культуры. До настоящего времени на землях провинции сохранились разнообразные формы фольклорных явлений (мелодии, танцы, инструментальные наигрыши).
Хэнаньский театр представляет собой региональную разновидность китайского традиционного театра. Она сформировалась
на рубеже ХУ!-ХУП вв. и достигла расцвета в Х1Х-ХХ вв., который явился результатом многовекового опыта, наработанного многими поколениями музыкантов и актеров в хэнаньских музыкальных драмах. Непосредственное влияние на Хэнаньский театр оказала музыкальная драма Геянцян (Гэян - город в провинции Цзянси) - одна из многочисленных разновидностей популярной в Китае драмы гаоцян и банцзы. Жанр «банцзы» проник в провинцию Хэнань из северных провинций, в результате его ассимиляции образовалось три разновидности местного театра: «хэнаньский банцзы», «тубанси» и «хэнаньдяо». «Хэнаньский банцзы получил название благодаря одноименной деревянной колотушке, использующейся в оркестре, и впитал в себя хэнаньские народные мелодии» [3, с. 12]. Название тубанси обозначает местный театр, который имел свои разнообразные музыкальные жанры и не впитал другие местные театральные стили. Хэнаньдяо - хэнаньские народные мелодии.
«Первообраз хэнаньского банцзы сегодня трудно атрибутировать. Известно лишь, что пучжоу банцзы и гаоцян проникли в провинцию Хэнань, синтезировались с хэнаньский народной песней и сяодяо (традиционная мелодия), в результате чего появился хэнаньский банцзы» [3, с. 14].
В эпоху Цин гаоцян и банцзы распространился в провинции Хэнань. В начале ХХ в. здесь существовало 45 видов драмы, к 1980 г. сохранился 31 вид драмы, реализуемый профессиональными и любительскими труппами, среди них основные виды: юйцзюй, цюйцзюй, юэдяо, дабиндяо, ванбан, хуэбан, хуэдяо, хуагуси и др. Эти виды имеют много схожих черт, но в то же время могут быть дифференцированы. Вообще, мы можем разделить их на два вида -«местные большие драмы» и «местные маленькие драмы».
Таким образом, можно выделить два истока хэнаньского театра юйцзюй. Первый связан с последовательным преобразованием драмы гэянцян - хэнаньдяо - тубанси - юйцзюй; а второй - цзацзюй -луантан - тубанси - юйцзюй.
История жанра китайского хэнаньского театра подошла к важнейшему этапу своего развития, когда выделились три наиболее распространённых разновидности хэнаньской оперы: «юйцзюй», «цюйцзюй» и «юэдяо». Центральной из них является «юйцзюй» («юй» -аббревиатура, обозначающая провинцию Хэнань; «цзюй» означает «театр, драма»).
В XX в. хэнаньская опера наряду с другими разновидностями традиционного театра подверглась реформам. Быстрое развитие хэнаньского театра связано с гибкостью этого жанра, и эта гибкость
ССибАК ^ мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии тги\иЬ«с.1н/о_Ж°3 (58). 2016 г
наглядно демонстрируется скачкообразной эволюцией ее вокальной составляющей. Реформа затронула музыкальные стороны хэнаньского театра, собрала лучшее из различных жанров музыкальных школ, добавив к ним популярные народные песни, создав тем самым совершенно новый тип мелодии.
После революции 1949 г. наметился заметный прогресс в области обучения исполнительскому искусству и композиции хэнаньского театра. Во многих театральных институтах и академиях Китая были созданы факультеты, на которых могут обучаться артисты традиционного театра по направлениям композиции театра, оркестрового театра, исполнительского театра и литературного театра. Организовано много коллективов профессиональных исполнителей: Центральная филармония, Центральный театр современной оперы, Театр китайской оперы и танцевальной драмы, Театр региональной драмы и т. д. После революции созданы современные шедевры, входящие в репертуар хэнаньского театра: большой успех, получили спектакли «Свадьба дяди Даомэй», «Речка Чаоян», «Радость человека и крик лошади».
В настоящее время хэнаньский театр известен благодаря многим известным спектаклям, сделал широко известными плеяду выдающихся композиторов, драматургов и исполнителей. Появились литераторы, специально пишущие для такого театра. Из их числа выдвинулись по-настоящему талантливые драматурги, которые создали немало произведений, обладавших высокими литературными достоинствами.
Значительную роль в создании спектаклей хэнаньского театра играют такие композиторы, как Гэн Юйцин, Ван Юйшэн, Чжу Чаолунь, Юань Шиань, Чжао Гоань, Зо Цивэй, Ван Цзисао, Чжан Целунь. Среди выдающихся драматургов - Ван Цзинчун, Чэнь Сианьчжан, Гао Ланьшань, Лю Шицзе, Цифэй. Имена знаменитых артистов Хэнаньской оперы - Чэнь Суджен, Чань Сянюй, Цуй Ланьтань, Ма Цзиньфэн, Янь Либинь, Сянь Чжэньцзюнь и др.
К концу цинской династии хэнаньский театр стал известен в провинциях Хэнань, Шэньси, Шаньси, Хэбэй, Шаньдун и Аньхой. Сейчас хэнаньский театр быстро распространился не только в соседних областях Китая, но ив других странах. Юйцзюй быстро стал новой популярной формой традиционного музыкального искусства Китая.
Китайские региональные театры по-разному представляют замечательное искусство традиционного китайского театра. Кроме цзинцзюй (пекинский театр), куньциюй (цзянсуский театр), юйцзюй
(хэнаньский театр), существует более 360 видов местных театральных жанров. Они разделяются на следующие группы:
Циньцян (шэньсийский театр) - популярен в провинциях Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Нинся, Синьцзян. Появился в эпоху Мин, в своем развитии впитал формы луантан, банцзы. Его жанры повлияли на ряд других видов местного театра в династии Цин. Движения артистов просты и энергичны. Жанр циньцян включает более 2000 традиционных произведений. Среди них спектакли «Три капли крови», «Хан Баоинь», «Биография Гэннянь», «Обида Доу э» и др.
Юэцзюй (шаосинский театр) - популярен в провинциях Чжэцзян, Шанхай, Цзянсу, Цзянси, Аньхой. Развился в эпоху Цин, впитал различные качества шаосинской мелодии и старого театра куньцюй. Его мелодии мягкие и изящные, движения артистов утонченны. Среди знаменитых спектаклей - «Лян Шаньбо и Чжу Иньтэй», «Кого пять девушек поздравляют с днём рождения», «Западный флигель», «Лу Ю и Тань Вань» и др.
Чуаньцзюй (сычуаньский театр) - популярен в провинциях Сычуань, Гуйчоу и Юньнань. Развился в середине эпохи Цин, впитал в себя формы куньцюй, гаоцян, хуцинь. Репертуар очень богаты, включает более 2000 произведений. Отличительной чертой этого театра является жанр «бяньлэнь» (изменения маски). Это жанр стал ярким символом сычуаньского театра. Знаменитые спектакли -«Записи под сенью ива», «Записи шпильки», «Записи цайлоу» и др.
Пинцзюй (хэбэйский театр) - популярен в провинциях Пекин, Тяньцзинь, Донбэй, Хэбэй. Развился к концу династии Цин, впитал формы банцзы, пекинского театра. Его мелодии, диалоги и жесты заимствованы из народной жизни. Среди знаменитых спектаклей -«Сваха цвета», «Ду шиньян», «Молодой зять» и др. После революции 1949 г. пьесы пинцзюй сосредоточились на современных темах.
Ханьцзюй (хубэйский театр) - популярен в провинциях Хубэй, Хэнань, Шэньси и Хунань. Появился в начале эпохи Цин, в развитии впитал формы хубэйской народной мелодии и цинандяо. Сильно повлиял на формирование пекинского, сычуанского и хэнаньского театра. Среди знаменитых спектаклей - «Чжао Цзюнь», «Мешок с пшеницей» и др.
Чаоцзюй (чаочжоуский театр) - популярен в провинциях Шантон, Гуандун, Фуйзянь. Появился в середине эпохи Мин, в развитии сохранял в себе элементы юаньской наньси. Жанр чаоцзюй широко использует акробатику, клоунаду, всевозможные танце -вальные движения, жесты, пластику. Среди знаменитых спектаклей -
ССибАК ^ мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии тги\иЬ«с.1н/о_Ж°3 (58). 2016 г
«Си лян смотрит на мать», «Царевна Хуян», «Подмена престолонаследника лесным котом» и др.
Юэцзюй (гуанчжоуский театр) - популярен в провинциях Гуандун, Гуанси, Миннань. Развился во времена династии Цин, в развитии впитал формы аньхойского, хубэйского театра и народной мелодии. Типичная основа репертуара данного театра - это знаменитые спектакли «Гуань Ханьцин», «Волшебный фонарь-лотос», «Биография Люи» и др.
Хуанмэйси (анхуэйский театр) - популярен в провинциях Аньхуэй, Цзянси, Хубэй. Появился в середине эпохи Мин и начале Цин, в развитии впитал народные мелодии циняндяо и хуэйдяо. Вокальный стиль яркий и плавный. Среди знаменитых спектаклей -«ТяньСианьПей», «Женский императорский зять», «Пастух и ткачиха» и др.
Цанцзюй (тибетский театр) - популярен в провинциях Тибета, Сычуан, Цинхай, Ганьсу. Появился в XVII в., в развитии впитал особенности народной музыки, танца, буддийского поведения. Вокальный стиль тибетского театра основан на громком пении высокими голосами, солистам подпевает хор. Сюжеты либретто базируются главным образом на народных балладах. Среди знаменитых спектаклей - «Царевна Вэньчэн», «Судинима», «Баймавинба», «Принцесса Порсан» и др.
После Цинской династии и в результате сильного влияния Запада в Китае начинает развиваться разговорный театр (хуацзюй), но, несмотря на несколько десятилетий бурного развития, его роль осталась весьма ограниченной.
Кроме названных региональных театров, в Китае существует множество других, например, в провинции Шандон - театр люйцзюй, провинции Цзянсу - хуайцзюй, провинции Шанхай - хуцзюй, провинции Хэйлунцзян - лунцзянцзюй, провинции Цзянси - ганцзюй, провинции Гуанси - гуйцзюй и т. д.
Несмотря на то, что хэнаньские театры стали значительным и популярным явлением в современной мировой и китайской культуре, его особенности абсолютно не исследованы европейскими учеными.
Список литературы:
1. Сюй Цянь. Китайский театр / Цянь Сюй. - Цзилинь: Цзилиньский Вэнши, 2014. - 204 с. - «ФШЙ». 2014. - 204Шо
2. Ся Лян. Театральное искусство Китая / Лян, Ся. - Пекин: Изд-во Событие, 2007. - 451 с. - Ж=, «ФШЙ^Ь. 2007. - 451Шо
3. Цзо Цивэй. Сборник арии Хэнаньского театра Цзо Цивэй / Цивэй Цзо. -Пекин: Изд-во китайской драмы, 2003. - 543 с. -
2003.-543Шо