Лондон, Гамбург. Неиспользованные возможности архитектуры
Г.Н.Черкасов
Фотографии автора
Вест-индские доки. «Кровавая аллея». Сушатся мешки из-под сахара с пятнами крови докеров, переносивших их на спине. 1930 год. Открытка из Музея доков
Вест-индские доки. Отреставрированное складское здание, в котором размещаются офисы, рестораны и другие объекты, в частности Музей доков
Схема расположения доков
Большие города с многовековой историей, как правило, всегда развиваются и меняются, нередко обретая новый вектор формирования планировочной структуры и новые символы в образном восприятии среды.
К примеру, после реконструкции 1853-1870 годов, проведенной бароном Ж.Э.Османом, кардинально изменился Париж, Москва также после сталинских реконструктивных мероприятий, особенно в проектной версии, претерпела существенные изменения.
В процесе функционирования города можно найти элементы планировочной и социальной структуры, способные стать основой, катализатором его градостроительного и архитектурного развития, а именно градостроительные образования, комплексы или группы объектов, имеющие важное народно-хозяйственное значение для создания нового облика города, тесно связанного с его социокультурным прошлым.
В Лондоне такими элементами могли стать доки, группа водоемов, по периметру обстроенных зданиями складов. Доки могли послужить основой эффектных архитектурных ядер, формирующих новый градостроительный вектор развития города.
Уже к концу XI века Лондон становится крупнейшим городом в Северной Европе. В XVI веке британское правительство поощряет развитие внешней торговли (в 1553 году английские купцы впервые прибыли в Архангельск в поисках северо-восточного прохода в Тихий океан). В начале XVII века Британия начинает захват земель в Северной Америке, Индии и Африке, постепенно превращаясь в крупнейшую империю в мире - владелицу многих колоний, доминионов и других территорий, какой остается вплоть до середины XX века. Из половины мира в лондонский порт корабли привозят сырьвые товары и увозят готовую продукцию, станки, оборудование и пр. В XVШ-XIX столетиях Англия - крупнейшая фабрика мира.
Погрузка и разгрузка судов, которые швартовались к берегам Темзы, где разница уровней воды при приливе и отливе составляет 4 м, сопровождались определенными сложностями. Чтобы решить эту проблему, начали создавать искусственные водоемы, так называемые доки, в которых необходимый уровень воды обеспечивался при помощи шлюзов. С 1805 по 1921 год вдоль Темзы, к востоку от Тауэра, было создано более 10 доков с кирпичными зданиями складов, по существу, положивших начало интернациональной фабрично-заводской архитектуре. Вокруг доков формировался особый индустриальный мир - Доклендс: фабрики, мастерские, не-
Начальный период развития доков. Фото с рисунка в Музее доков
Вест-индские доки. Загрузка мешков с сахаром. Открытка из Музея доков
Вход в Музей доков - бывшее складское здание
богатое жилье, пабы - все, связанное с обслуживанием доков. Чарлз Диккенс в романе «Домби и сын» увидел эту картину следующим образом: «Капитан... жил на берегу маленького канала около Индийских доков, где был разводной мост, который время от времени раздвигался, чтобы пропустить какое-нибудь странствующее чудовище-судно, пробиравшееся вдоль улицы подобно выброшенному на мель Левиафану. Любопытен был. переход от суши к воде. шли лавки матросского платья. за ними следовали кузницы, где ковали якоря и цепи, где большие молоты целый день били со звоном по железу. Затем в воздухе повеяло запахом стружек; и все прочие ремесла вытеснило изготовление мачт, весел, блоков и постройка лодок».
В середине ХХ века ситуация стала меняться. Крупные океанские суда в силу своих габаритов уже не могли пользоваться старыми доками. Британская колониальная империя к тому времени перестала существовать, изменилась структура торговли. Последствия немецких бомбардировок в период последней войны были весьма существенными, в районе отмечался высокий уровень безработицы, жители его покидали, считая неблагополучным. Нужна была реконструкция.
Сегмент города вдоль Темзы протяженностью около 20 км и шириной около 1,5 км создавал блестящую возможность получить качественно новое градостроительное образование на основе учета историко-генетических, архитектурно- и структурнообразующих качеств его застройки - основной в виде доков с комплексом водоемов и складских зданий и вспомогательной в виде расположенных вокруг жилых зданий небольших предприятий. Эти градостроительные ядра смотрелись цельными элементами за счет сочетания больших прямоугольных водных поверхностей с многочисленными морскими судами и перегрузочными устройствами, периметральной застройки капитальными краснокирпичными зданиями и разницы в масштабах между застройкой ядра и окружающими строениями.
Загрузка бананов. Открытка из Музея доков. 1935 год
Иными словами, соотношение доки - окружающий городской ландшафт определялось целым рядом контрастов, а именно регулярностью и структурностью архитектурной застройки доков и дисперсностью и хаотичностью окружающих строений; функциональной и типологической однородностью первых и полифункциональностью и разнородностью вторых (жилье, лавки, мастерские); соответственно высокими, в основном многоэтажными, сооружениями и малоэтажными зданиями; панорамностью восприятия комплексов складов и водоемов и фрагментарностью окружающих зданий. Все эти качества - соотношение размеров, цельности и дисперсности и т.д. - можно было учесть при реконструкции района доков и тем самым сделать его новый облик в архитектурном отношении принципиально более эффектным. Повторяемость доков по условной горизонтальной линии вдоль Темзы, многократно усиливающая эффект восприятия, могла превратить Доклендс в уникальное градостроительное образование. Эта возможность была упущена.
Реконструкция Доклендса началась в 1960-е годы. Частично или полностью засыпались водоемы, сносились промышленные здания. Освободившаяся территория застраивалась жилыми домами - в основном сблокированными 2-3-этажными зданиями коттеджного типа. Многие из них были объединены в группы, своего рода поселки с охраняемой территорией и табличками, уведомлявшими о частной собственности владений. Застройка стала напоминать провинциальный английский город, построенный на новом месте, в чистом поле.
В 1979-1990 годы британское правительство во главе с Маргарет Тэтчер выступало за развитие индивидуальной инициативы. При реконструкции Доклендса доминировали механизмы рыночной экономики. Дома и квартиры покупались состоятельными людьми, представителями среднего класса. Социальное жилье не строилось.
Д. Суджик назвал застройку Доклендса «окупающимися берегами», показывая тем самым, что реализация строитель-
Док Королевы Виктории. Скульптурная группа почти буквально повторяет сцену с открытки из Музея доков
Доки Св. Екатерины
В этом здании размещался специализированный табачный док
Доки Св. Екатерины. Пристенный консольный кран
Доклендс. Типичная жилая застройка. Слева и справа -стены засыпанного канала, по которому проходили суда
ных планов с помощью исключительно рыночных механизмов без заранее разработанной градостроительной концепции может привести к негативным последствиям. Высказывая не только собственное мнение, но и мнение ряда других аналитиков, он отмечает: «Все, что делает Лондон Лондоном, планомерно уничтожается» [1. С. 60].
Сегодня, когда проходишь по Доклендсу, время от времени встречаешь рудименты старой жизни - подпорную стену канала, засыпанного при реконструкции, чугунные тумбы, на которых когда-то крепились канаты пришвартованных судов, мощные портальные краны вдоль водоемов, многоэтажные складские здания с консольными кранами на стенах для перегрузки товаров, стальные мостики через каналы, оставленные уже как музейные экспонаты, фрагменты водоемов с пришвартованными яхтами и т.д. Проектировщики старались все это сохранить как воспоминание о существовавшей на этом месте другой интересной жизни. Об этом же говорят кое-где встречающиеся скромные тексты - исторические справки на фасадах зданий или таблички около экспонатов. Правда, некоторые аналитики, например X.Мейер, скептически отмечают, что данные элементы оставлены в «качестве украшения» как «продукты приватизации "вторичной переработки" исторического наследия Доклендса» [2. С.56].
В 1991-2003 годах был построен бизнес-центр Канари-Ворф в виде группы высотных зданий на Канарской верфи. Органической связи с водоемом здесь не получилось. Бизнесцентр был компактно размещен на берегу водоема. Одна из сторон прямоугольного в плане комплекса просто соседствует с водоемом. Традиция строить здания по периметру бассейна, с которым они были органически, функционально, эстетически и композиционно связаны, не была поддержана.
Застройка вдоль береговой линии Темзы 9-18-этажными жилыми зданиями наглухо закрыла панораму с реки и вместе с ней район доков. Д.Суджик, сравнивая эту застройку прибрежной полосы с «декорациями к комической опере о сталинизме», отмечает, что «сплошная полоса крупномасштабных сооружений угрожает сделать Темзу похожей
Деловой район Канари-Ворф (Канарская верфь) был построен на месте Вест-индских доков на Собачьем острове
на канализационную трубу» [2. С.62]. Если же представить себе все эти высокие сооружения, жилые и офисные, сконцентрированными в виде периметральной застройки вдоль водоемов доков, то есть структурными ядрами, расставленными вдоль Темзы и хорошо просматриваемыми с реки, то картина, уже упущенная, окажется весьма впечатляющей. Такой образ подкрепляется панорамой доков времен их процветания, известной по гравюрам, рисункам, старым фотографиям, воспоминаниям очевидцев: десятки парусных судов, позднее пароходов, на водном прямоугольнике, форма которого акцентируется суровыми, темно-красного цвета высокими складскими зданиями, поглощающими в своем чреве бесконечное количество мешков сахара, кофе, какао-бобов, кип хлопка, табака и прочих грузов. Сотни людей беспрерывно круглые сутки перегружают все это богатство с кораблей и затаскивают мешки с помощью консольных кранов, установленных на стенах зданий, в оконные проемы. Эта картина по своей социокультурной и архитектурной уникальности могла получить адекватное развитие в процессе реконструкции, и вместо унылой жилой застройки Лондон мог обрести архитектурное явление европейского уровня.
Гипотетическое альтернативное предложение по застройке района доков [3. С. 176]. Комплексы высоких зданий, расположенные по периметру водоемов в виде структурных ядер, контрастно выделяются на фоне более низкой застройки. Эти ядра активно просматриваются с реки, определяя образ Доклендса
Док Королевы Виктории. Вантовый пешеходный мост длиной 130 м. Архитектор Л.Давидсон
Док Королевы Виктории. Жилой комплекс Сильвертаун. Архитектор Т.Моро, 1995. Портальные краны оставлены как памятники истории и техники. Вверху - пешеходный мост через водное зеркало дока
Канари-Ворф соревнуется с Сити за звание финансового и делового центра Лондона
Гамбург. Эти дома снесли, чтобы на их месте построить Шпайхерштадт - амбарный город
Шпайхерштадт. Фрагмент застройки
В Гамбурге ситуация с формированием и развитием портовой зоны и строительством новых городских районов имеет некоторые общие с Лондоном черты. Вольный ганзейский город Гамбург изначально развивался как торговый город, и развитие порта становится основным фактором его благополучия. В 1189 году Фридрих I Барбаросса - германский король и император Священной Римской империи - предоставляет городу право беспошлинной торговли по реке Эльба. В начале XIII века Гамбург играет ведущую роль в Ганзейском союзе - союзе северных немецких городов для защиты торговли от пиратов и феодалов. Подлинность привилегии, выданной Фридрихом I, вызывает у ряда исследователей сомнения, так как он был в то время в 3-м Крестовом походе, когда и утонул в реке Селеф. Тем не менее 7 мая 1189 года считается днем основания Гамбургского порта и ежегодно отмечается весьма торжественно.
Именно в 1189 году возник небольшой перевалочный пункт у подножия крепости Хаммабург с правом держать товары на складе. В 1569 году Гамбург на основании решения заседавшего в Любеке Высшего суда Германии получил исключительное право держать товары на складе (штапельное право).
Гамбург и соседний город Альтона отличались либеральной иммиграционной политикой. По существу, они привлекали образованных людей, особенно сведущих в ремеслах и торговле. В результате многие гонимые в своих странах протестанты и кальвинисты, судостроители, суконщики, красильщики, купцы и торговцы переселялись в Гамбург, где позднее за южной частью городской стены в Грасброоке и возник Шпайхерштадт - портовый амбарный
Складские корпуса, формирующие фасад Шпайхерштадта, выходящий в сторону исторической части Гамбурга и расположенный вдоль таможенного канала
город. Здесь же селились портовые рабочие и прочий люд. Появлялись склады и конторы. Образовались новые районы города - Кервидер и Вандрам. Вандрам получил название от слова Wang - сукно, здесь занимались своим ремеслом нидерландские суконщики [4].
В 1783 году была ликвидирована британская монополия на торговлю с Северной Америкой. Гамбург признал США и стал активно развивать торговые связи с новым государством. В 1819 году, после Наполеоновских войн, город, вступив в Германский союз, стал именоваться «вольным ганзейским городом Гамбургом». После окончания континентальной блокады, установленной Наполеоном, уже в 1814 году грузооборот его порта увеличился на 30%, со 171 000 до 236 600 регистровых тонн, и далее становился все больше. В 1863 году Гамбургский порт вышел на грузооборот, превышающий 1 млн. регистровых тонн. Тем не менее порты Лондона и Ливерпуля получали, по сравнению с Гамбургом, в 6 раз большие прибыли.
В городе рассматривается вопрос о расширении порта. Сенат, естественно, в качестве аналога в его организации ориентируется прежде всего на Лондон.
Первый заказ на расширение порта получил английский инженер У.Виньоль. В 1838 году свой проект представило инженерное бюро В.Линдли, английского инженера, работавшего в Гамбурге. Обсуждались концепция защиты порта от наводнений и регулирования разницы в уровне воды во время приливов и отливов и вопрос о портовых бассейнах (доках) - делать их с применением шлюзов или иным образом. В итоге приняли предложение директора службы гидротехнических сооружений Й.Дальмона о строительстве
Сортировка кофейных зерен. Открытка из Музея Шпайхерштадта
Процесс загрузки товара. Открытка из Музея Шпайхерштадта. Середина XIX века
Складские корпуса, формирующие фасад Шпайхерштадта
приливно-отливного порта. Пирсы, причальные стенки, набережные в Гамбургском порту были и остаются доступными для кораблей в любое время дня и ночи.
По решению сената и парламента Гамбурга в 1885 году было основано Гамбургское складское общество вольного порта, а в 1935-1939 годах - государственное портовое и складское общество, и по сей день являющееся владельцем Шпайхерштадта.
В 1866 году Гамбург из нейтрального государства в период конфликта между Австрией и Пруссией становится союзником последней и в 1867 году вступает в Северогерманский союз (во главе с Пруссией). Положение Гамбурга как города беспошлинной торговли с присоединением к империи после 1871 года меняется.
В результате торговли (переговоров) с имперским правительством рейх выделил 40 млн. марок для первой очереди строительства нового порта в местности Грасброоке, и Гамбург превратился из «вольного города-порта» в «город со свободным портом» (портом беспошлинной торговли).
В мае 1881 года с рейхом был подписан договор, по которому Гамбург получал право иметь «свободный порт», где могли строиться верфи, склады и промышленные предприятия, продукция которых не облагалась налогами.
На первом плане здание котельной. Металлическая конструкция обозначает место существовавшей ранее кирпичной трубы. В настоящее время в здании находится выставочный и информационный центр Хафен-Сити. На заднем плане - складской корпус
Ряды складов с узорной кирпичной кладкой выходят одним фасадом
на улицы, другим на каналы, по которым приплывали суда для разгрузки товара
34 3 2013
За семь лет надо было построить новый порт, то есть «новый промышленный город» Шпайхерштадт. Были разработаны 12 различных проектов с множеством вариантов. Сенат города принял кардинальное решение о включении районов Кервидер и Вандрам в зону «свободного порта». Проживавшие там 20 тыс. человек были выселены, постройки снесены, «преимущественно бедное население выселялось без возмещения» [4. С.43]. Среди построек были безусловно ценные в архитектурном отношении, например в духе барокко, фахверковые дома и другие, восходящие к XVII веку и более позднему периоду.
Предполагаемая стоимость строительства амбарного города составляла 123 млн. марок - по тем временам астрономическую сумму. Тем не менее город, порт, торговые компании и промышленность тогда могли вложить в строительство большие деньги.
В 1870 году гамбургский флот состоял из 350 пароходов и 300 парусных судов, морская торговля велась почти со всеми странами, в том числе с германскими колониями в Африке, судостроение процветало, промышленность перерабатывала большое количество импортируемого сырья (кожа, джут, шерсть, табак, селитра, древесина, асбест и пр.) и выпускала целую палитру товаров на экспорт (пиво, ликер, маргарин, рыбные консервы, паруса, канаты, навигационные инструменты, корабельные моторы, якоря, цепи и пр.).
Шпайхерштадт был построен сразу по единой архитектурной концепции и плану. Капитальные 5-7-этажные пакгаузы протянулись на 2 км лентами вдоль каналов, пять пересекающих их мостов с севера ориентированы на центр
Стенды с картами помогают туристам ориентироваться в Шпайхерштадте
Виды Шпайхерштадта
Фрагмент фасада одного из складских корпусов Шпайхерштадта
города. Складские здания шириной 30-35 м и высотой этажей 3 м (первого - 4 м) в основном использовались под конторские помещения. Конструкции - наружные несущие стены и металлический каркас в средней части здания - позволяют свободно складировать тяжелые мешки в штабеля без угрозы обрушения перекрытий, допускающих нагрузку 1800 кг на кв.м.
Основная часть проектной документации была разработана в бюро при портовом складе группой из 15 инженеров и 24 архитекторов и чертежников. За строительством наблюдали 23 строительных инспектора.
Величие Шпайхерштадта, как пишет Э.Коссак [4], было достигнуто ценой обнищания населения. Жилищные условия были катастрофическими. В 1892 году свирепствовала холера. Рабочее время было увеличено с 12 до 14 часов. Дневной заработок едва составлял 3 марки. «Строительство Шпайхерштадта, - пишет Коссак, - потребовало высоких социальных затрат - обстоятельство, которое забудется при восхищении этим уникальным ансамблем» [4. С.42].
Действительно, несколько параллельных полос монументальной застройки, с двух сторон сжимающих узкую ленту канала и уходящих почти в бесконечность, если смотреть с уровня земли, в сочетании с плывущими в небе облаками - эта картина кажется совершенно удивительной.
Фасады зданий выполнены в «кирпичном стиле» межнациональной фабрично-заводской архитектуры, или, по мнению самих авторов, «неоготической кирпичной архитектуры».
В разрывах между зданиями, примерно через каждые 300 м, за таможенным каналом, отделяющим порт от города,
Императорский склад Шпайхерштадта. Открытка начала ХХ века
отлично просматриваются шпили гамбургских колоколен и сплошная стена застройки из бюргерских домов.
Оценка ощущений от сопоставления архитектуры средневекового города и огромного индустриального комплекса определяется контрастами масштабов, стилистики и эстетики. Архитектуру Шпайхерштадта в определенном смысле можно назвать имперской с известными претензиями, в том числе и политическими, на будущее величие. Строительством амбарного города Гамбург заявлял о своих амбициях всему миру. Церемонию закладки кайзером первого его камня 29 октября 1888 года по торжественности и помпезности многие сравнивают с представлением голливудского уровня.
После 1965 года положение амбарного города стало меняться в связи с появлением контейнерных перевозок. Порт постепенно перемещался ближе к устью Эльбы. Шпайхерштадт терял свое значение. В 2002 году он лишился статуса свободной торговой зоны и вместе с появившейся рядом новой застройкой стал частью города.
Разумеется, все объекты амбарного города, здания, мосты, набережные тщательно сохраняются в качестве памятников истории, архитектуры, науки и техники. Шпайхерштадт становится мультикультурным и полифункциональным комплексом. Здесь размещаются офисы, разные школы, театральные студии, мастерские художников и архитекторов, рестораны, идет торговля восточными коврами. Кое-где можно видеть, как при помощи лебедки поднимают грузы на верхние этажи и через оконные проемы перемещают на склад. В бывших складских зданиях работают Музей Шпайхерштадта, Музей пряностей, Афганский музей, Международный морской музей, Немецкий
Справа - корпус Шпайхерштадта. Слева, через дорогу -новое градостроительное образование Хафен-Сити
Эльбская филармония над зданием Императорского склада. Архитекторы Ж.Херцог и П. де Мерон
Перспектива вольного порта Гамбурга в 1878-1879 годах. Выполнялась с воздушного шара и затем дорисовывалась в ателье. Видны Императорский склад слева, на западе, и Газовый завод внизу , на юге
Макет застройки Хафен-Сити
музей таможни. Летом в Шпайхерштадте устраиваются театрализованные представления под открытым небом.
Сразу же за Шпайхерштадтом, через улицу, в зоне бывшего свободного порта возник новый жилой район Хафен-Сити. Власти города, инициировавшие этот крайне амби-циозный проект, представляют его «идеальной моделью развития города для Европы в реалиях XXI века» [5. С. 12].
Согласно решению сената Гамбурга 1997 года о строительстве нового городского района в индустриальной зоне свободного порта площадью 157 га была создана управляющая компания, впоследствии получившая название «Хафен-Сити Гамбург ГМБХ», на 100% дочерняя компания города.
Генеральный план Хафен-Сити, разработанный международной группой НатЬигдр1ап, Кееэ СИп^аапэ / АБТОС, был принят в 2000 году.
В 1998-2002 годах происходит вывод сохранившихся портовых и прочих промышленных объектов, то есть вся территория, предназначенная для новой застройки и почти полностью являющаяся собственностью города, расчищается еще до принятия генерального плана. Видимо, руководство города и управляющая компания априори считали само собой разумеющимся постройку нового района «с чистого листа». Менеджеры проекта были уверены, что «одноэтажные сараи» Хафен-Сити не стоит сохранять [5. С.5].
Строительство, начатое в 2001 году, намечалось закончить в 2020-2025 годах. Многие участки, болыше половины, уже построены. В результате полной реализации проекта здесь будет проживать 12 тыс. человек, количество квартир составит 5500, рабочих мест - 40 тыс., площадь территории -155 га, протяженность района с запада на восток - 3,3 км,
Ландшафт набережной одного из микрорайонов Хафен-Сити
с севера на юг - 1 км, площадь застройки - 60 га, стоимость строительства - 6,2 млрд. евро, частные инвестиции - 3,3 млрд. евро.
Помимо жилья, офисов, Эльбской филармонии, многопрофильного научного центра в Хафен-Сити создаются объекты социальной инфраструктуры, общественные про-странства, набережные реки и каналов, экологичный общественный наземный и речной транспорт, обеспечиваются высокие стандарты устойчивости и высокий класс энергоэф-фективности зданий и прочие атрибуты идеального города.
Несмотря на все это, Хафен-Сити потерял только одно качество - дух «свободного порта». Дух города, порта, района - это ощущения, впечатления, память о былом, здания и сооружения, напряженная работа людей, их мысли и чувства, эволюция их общественных и эстетических представлений,
Генплан Гамбургского порта, 1883 год. Внизу, на юге -Газовый завод. Слева, на западе - Императорский склад
Хафен-Сити. Жилой дом. Архитектурные бюро SML, SEHV, Гамбург; Leon Wohlhage Wernik, Берлин
Хафен-Сити. Офисное здание. Архитектурная мастерская «НПС Чобан Фосс», Гамбург
Хафен-Сити. Башня «Марко Поло». Архитектурное бюро «Бениш архитектен», Штутгарт
это и мост, и железнодорожный рельс, и чугунная тумба для крепления канатов корабля.
По плану 1883 года на Гамбургерштрассе стоял Газовый завод, построенный в 1846 году по проекту английского инженера У. Линдли, считавшегося в 1840-1850 годах в Гамбурге «звездой технического городского строительства». Рядом в 1878 году был построен круглый в плане газгольдер - самый крупный в Европе. Возможно, во Вторую мировую войну они были разрушены в результате бомбардировок. В новом проекте генплана на этом месте можно было поставить круглое здание любого назначения, которое по архитектуре, по каким-либо признакам ассоциировалось бы со стоявшим здесь газгольдером.
Восточнее, за Магдебургерхафен (на том же плане 1883 года) находится полуостров, имеющий периметральную застройку, причем часть сооружений выходит прямо к воде. Можно было повторить этот планировочный прием, разумеется в современной трактовке, при перестройке площади в центре полуострова, которая обозначена на плане как Ганноверплатц.
Весь полуостров испещрен железнодорожными путями, энергичный их веер разводит направления к различным объектам. В новом генплане можно было или оставить часть этих путей как рудимент прошлого, или пустить по ним туристические вагончики.
Вероятно, задача сохранения генетической связи совсем недавно существовавшего здесь «свободного порта» с архитектурой Хафен-Сити даже не ставилась.
От бывших советских граждан, давно живущих в Гамбурге, можно услышать слова удивления и восхищения атмосферой старого Шпайхерштадта, его запахом кофе (Шпайхерштадт был центром международной торговли этим продуктом), вселенским скоплением людей и товаров и, конечно, необычной архитектурой. Когда рядом появился Хафен-Сити, люди невольно оценивали, сравнивая старое и новое, характер организации среды, эстетику, оригинальность и неповторимость, дух времени и места, то есть все, что мы понимаем под архитектурой. И сравнение это не в пользу Хафен-Сити.
Понятное раздражение у наших бывших соотечественников могла вызвать известная буржуазность Хафен-Сити, рассчитанного на представителей среднего класса, которые могут позволить себе купить здесь квартиры. Архитектурный уровень всех зданий в этом районе весьма высок, поскольку в их проектировании принимали участие известные и даже очень известные архитекторы из разных стран.
Многие города имеют умирающие территории, нуждающиеся в преобразованиях, ярких архитектурных и градостроительных решениях. Лондон по размерам и масштабу сопоставим с Москвой, Гамбург - с Екатеринбургом. Сегодня индустриальные зоны Москвы, Екатеринбурга, других городов открывают редкие возможности для реализации новых архитектурных идей и концепций. В Лондоне и Гамбурге эти возможности не были использованы. Тем не менее обеспече-
ние связи между прошлым и настоящим следует рассматривать как необходимое условие развития архитектуры XXI века.
Литература
1. СуджикД. Окупающиеся берега // Проект интернешнл. 2004. №6. С.60-64.
2. МейерX. Лондонский Докландс: между частным жильем и планом регионального развития // Проект интернешнл. 2004. №6. С. 46-59.
З.Черкасов Г.Н., Чиликина А.С. Архитектурные модели организации городской застройки с доминированием исторических промышленных объектов // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Т. 1. М.: Арх-С, 2008. С. 175-178.
4. Kossak E. Speicherstadt und HafenCity. Hamburg, Ellert-Rihter Verlag.
5. Essenials Quarters Proects. 17 March 2012, Hafen City. Hamburg.
Literatura
1. Sudzhik D. Okupayushchiesya berega // Proekt international. 2004. S. 60-64.
2. MejerH. Londonskiy Doklands: mezhdu chastnym zhiljem i planom regionalnogo razvitiya // Proekt international. 2004. №6. S. 46-59.
3. Cherkasov G.N., Chilikina AS. Arhitekturnye modeli orga-nizatsii gorodskoy zastrojki s dominirovaniem istoricheskih pro-myshlennyh objektov // Nauka, obrazovanie i eksperimentalnoe proektirovanie. Т. 1. M.: Arch-C, 2008. S. 175-178.
London, Hamburg. Open dances of Architecture.
By G.N.Cherkasov
Author considers the situation with reconstruction of the former industrial zones in London docks area (Dockland) and Hamburg free-and-easy port. The work analyses the quality of development that could be well used within modern architectural treatments, under transformations of these areas.
Desirable or perhaps necessary architectural «time spirit and place» reflection under the reconstruction of industrial zones can become an essential factor of the improved architectural and urban quality of city environment.
Ключевые слова: индустриальная зона, Доклендс, вольный порт, отражение духа времени и места.
Key words: industrial zone, Docklands, free-and-easy port, time spirit & place reflection.