Социокультурные аспекты развития промышленной архитектуры
Г.Н.Черкасов, М.М.Кабаева
Сегодня можно говорить о том, что промышленные предприятия начинают развиваться в качественно новом ключе в плане решения существенных социальных проблем взаимодействия человека и производства, предприятия и общества, предприятия и города, сознания эстетического и культурного своеобразия промышленных объектов [1, 2].
Можно попытаться сформулировать общие выводы о влиянии требований общества к промышленной архитектуре, размещению и формированию промышленных объектов, их взаимодействию с городской средой.
В последние десятилетия появляются проекты, развивающие решение проблемы «предприятие - человек - общество» в отношении промышленных зданий, сооружений и комплексов и их связи с городом. Происходят изменения в концепциях территориального объединения промышленных предприятий. На Западе, в основном для подобных объединений, стали применяться термины «технопарк» и «бизнес-парк».
В Российской Федерации также стали использоваться эти определения. В СССР применялись термины «промышленный ра й о н (п ром район)»,« п ро мзо н а»,« п ромузел »,« п р омы шл е н-но-коммунальный район». Смена термина имеет определенное психологическое значение.
Включение слова «парк» начинает оказывать и содержательное влияние. В техно парках стал и предусматриваться водоемы, ландшафтное озеленение и другиемеры,облегчающие человеку пребывание в производственной среде. В комплекс этих мер включается и обеспечение соответствующегоархи-тектурного уровня зданий и сооружений.
В нескольких технопарках Гельсингборга (Швеция) применено «ландшафтное» размещение зданий и сооружений, например, концентрическое расположение вокруг небольшого зеленого массива таким образом, чтобы с основной загруженной магистрали их почти не было видно. Внутри этой зоны здания читаются как отдельные павильоны в общественном парке.
Бизнес-парк Экзетер, Южная Англия. Офисное здание. Фото Г.Черкасова (далее-Г.Ч.), 2010 год
18 4 2011
Бизнес-парк Экзетер (Южная Англия) разделен дорогой на несколько частей. Гостиница, офисные и промышленные здания бизнес-парка также расположены по ландшафтной планировочной схеме, где в восприятии пространства зеленые насаждения и здания почти равноправны.
Бизнес-парк Стокли под Лондоном размещен сразу за общедоступным ландшафтным парком. Даже по фотографии Стокли-парка можно представить себе, как выглядит рай. Кажется, что в подобной обстановке могут работать только счастливые люди: в красивых современных зданиях, решенных в сдержанной архитектурной манере, в окружении стриженой зелени, иногда принимающей форму морской волны, бассейнов с фонтанами и небольших водопадов. Автомобили скрыты на стоянке за стенами, выполненными из деревьев со сформированной кроной. Ничто не мешает работать эффективно и с удовольствием.
При тенденции, когда промышленные предприятия откатываются на периферию города, отдельные объекты сознательно включаются в его центральную часть с целью продемонстрировать ответственную социальную производственную функцию предприятий, не свойственную гражданским объектам, а также обогатить городскую архитектурную среду. Акцентируется, в противовес развитию потребительской психологии, не только общественная роль производительного труда, но и его красота, красота самого процесса, возмож-
Бизнес-парк Экзетер. На заднем плане здание гостиницы. Фото Г.Ч. 2010 год
Бизнес-парк Экзетер. Промышленное здание. Фото Г.Ч. 2010 год
Бизнес-парк Экзетер. При отсутствии забора и организации зеленых насаждений промышленное здание естественно включается в городскую среду. Фото Г.Ч. 2010 год
Бизнес-парк Экзетер. Офисное здание выполнено в деконструктивистской манере и выделяется среди других, более сдержанных построек. Фото Г.Ч. 2010 год
Бизнес-парк Экзетер. Офисное здание выполнено из красно-желтого кирпича. Фото Г.Ч. 2010 год
Бизнес-парк Экзетер. Офисное здание. В решении больших остекленных плоскостей фасадов применяются металлические солнцезащитные устройства. Фото Г.Ч. 2010 год
Бизнес-парк Экзетер. Офисно-промышленное здание. Входная зона выделяется пристроенной формой вестибюля, окруженного стриженной зеленью. Фото Г. Ч. 2010 год
Бизнес-парк Стоили. Фрагмент фасада здания с двойной стеной - основной и «рубашкой» из одинарного остекления, закрывающей все здание от внешней среды. Фото Г. Ч. 2010 год
Бизнес-парк Стоили. Площадка для стоянки автомобилей спрятана за зелеными изгородями. Фото Г. Ч. 2010 год
Въезд в бизнес-парк Стокли. Через него проходят рейсовые автобусы. Фото Г.Ч. 2010 год
шиш
Бизнес-парк Стокли, расположенный сразу за общедоступным парком Стокли. На переднем плане - стриженая зелень в форме «морской волны». Фото Г. Ч. 2010 год
Индустриальный парк в Климовске. Дипломный проект М.Кабаевой, рук. Г.Черкасов, Д. Чайко. 2008 г. Территория индустриального парка в Климовске вытянута вдоль железной дороги и вместе с железнодорожными путями разделяет город на две части. Обособленную зону было решено превратить в объединяющий объект и включить в социальную и культурную жизнь города. По проекту территория промрайона соединяется с городом посредством широкого пешеходного моста, проходящего над железной дорогой, что обеспечивает связь двух частей города непосредственно через центр промрайона. Также было важно повлиять на психологическое восприятие промрайона горожанами. По мнению автора, все это должно было способствовать повышению качества условий труда и улучшению отношения к труду как самих рабочих, так и работодателей. Проектом была создана система универсальных промзданий со своей структурой транспортных связей, погрузочных площадок и планировочных модулей. Доминантой, композиционным и смысловым центром застройки является административно-исследовательский комплекс, расположенный в центре архитектурного и функционального тяготения. В центре комплекса подвешен стеклянный объем, заключающий в себе выставочный зал, где экспонируются инновационные разработки и опытные образцы продукции. Внутри участка организована рекреационная зона вдоль искусственного водоема, который выполняет экологическую, эстетическую, технологическую и противопожарную функции
музейных, торговых, развлекательных и других привычных объектах. Промышленное здание рассматривается одновременно как туристический объект с возможностью личного участия посетителя в тех или иных видах производственной деятельности.
Дипломные проекты технопарков в Климовске и Москве (индустриальный парк в Климовске и технопарк «Трикотажный») показывают результативность применения современных архитектурных приемов в градостроительном образовании промышленных объектов, органично связанных с планировочной структурой города. В проектах технопарков, где осуществляется трудовая деятельность, определяющая процветание города и выражающая социальную роль технопарка, архитектура является украшением города. Как ожидаемый результат - повышается самооценка горожан. На психологическом уровне растет интерес к своему городу, а следовательно, уменьшается отток населения, что имеет большое значение для средних и малых городов.
В конце 2001 года в центральной части Дрездена открылся новый сборочный завод фирмы «Фольксваген», так называемая Стеклянная мануфактура (мастерская Хенн Архитектен). Обычно новые производственные предприятия
ности техники и технологии. Происходит демонстрация намерений, при которых самоутверждается личность, проявляются удовлетворение потребности в труде и способность получать удовольствие в этом процессе.
Зрелищность производственного процесса и сложных систем, механизмов и оборудования значительно повышает привлекательность города при уже существующих в нем
Небольшой водопад - часть ландшафтной организации бизнес-парка Стокли. Фото Г.Ч. 2010 год
Завод «Фольксваген» в Дрездене - так называемая Стеклянная мануфактура. Архитектор Г.Хенн
Технопарк «Трикотажный». Дипломный проект Н.Наседкиной, рук. Г.Черкасов, Д.Чайко. 2009 г.
В проекте принята «лучевая» планировочная структура, соответствующая основным направлениям пешеходных потоков. Промышленные предприятия, ранее хаотично расположенные на территории, объединены «лучевой» структурой - платформой, по которой проходит пешеходное движение (предприятия находятся под платформой, на уровне земли). Уровень транспортного передвижения остался на отметке земли. Единая платформа служит элементом, структурирующим все пространство промзоны, к ней тяготеют основные объемы, создавая законченную пространственную композицию
Мотоциклетный завод в технопарке «Трикотажный» совмещает в себе производственную и демонстрационную функции. Внутри здания размещается обзорная стеклянная галерея, расположенная над всем технологическим процессом. Вход на нее осуществляется с уровня пешеходной платформы. Выполненный из прозрачных материалов, трек является частью зрелищной составляющей цеха
мигрируют на окраину города или за город. В данном случае все наоборот. Завод не имеетограды, вокруг-травяной газон с ландшафтной организацией территории. Далее - рядовые жилые дома.
Посетители проходят вдоль стеклянного заводского фасада и видят весь процесс производства. Комплектующие поступают с другого завода фирмы на городском грузовом трамвае. Конвейер несет кузов автомобиля, поворачивает его перед глазами зрителя и подает на сборку. Готовые автомобили переправляются также в стеклянные гаражи-башни автоматического типа.
Все это вместе с удачным маркетингом, привлекающим потенциального покупателя, по всей видимости, является важной социальной составляющей этого проекта. В центральной части города, в месте бывшей королевской резиденции со знаменитыми барочными дворцами и соборами появился новый и необычный объект. Этот объект - уже другая эстетика, эстетика трудового процесса и машин, индустриальная эстетика. Втоже время демонстрация «Стеклянной мануфактуры»-это авторитет предприятия и повышенная самооценка каждого работника, причастного к данному производству.
Развитием социальной концепции завода «Фольксваген» в Дрездене может служить проект мотоциклетного завода в
Здание типографии в одном из технопарков Гельсинборга (Швеция). Фото Г. Ч. 2002 год
составе уже упоминавшегося технопарка «Трикотажный». Образом завода и его архитектурного решения здесь является трек для испытания мотоциклов и скутеров, подвешенный непосредственно на фасаде завода. Предполагается, что покупатель или посетитель может лично испытать изделия на этом треке.
Завод «Фольксваген» в Дрездене. Архитектор Г.Хенн
Завод «Фольксваген». За лестницей виден сборочный конвейер
Другим промышленным объектом, ломающим традицию и сознательно размещенным не на окраине, а в зоне концентрации населения, может служить мусоросжигательный завод (МСЗ) в Хиросиме (архитектор Йошио Танигучи) [В].
Завод поставлен перпендикулярно к главной магистрали города, которая тянется от мемориала музея Мира к парку,
потоки людей идут в парк и на пляж по этой магистрали, проходят непосредственно через завод, наблюдая весь процесс - загрузка, диспетчерская, сжигание - «вживую» сквозь стеклянный коридор и одновременно на плазменном экране, и выходят на смотровую площадку или сразу спускаются на уровень земли, продолжая движение.
МСЗ стал составной частью городского комплекса «бульвар - завод - парк», и понятно, что устроители попытались решить здесь ряд социальных задач, связанных с отношением к труду, к технологии, к новым возможностям интеграции с городом, жители которого начинают иначе воспринимать проблему отходов, наблюдая, как предприятие вписано в социокультурную среду города в новом качественном контексте.
Мусоросжигательный завод в Хиросиме. Остекленная вставка Газовакуумные печи для сжигания мусора на фасаде указывает на проход, предназначенный для посетителей
Мусоросжигательный завод в Хиросиме. Прямоугольник здания перекрывает магистраль. Автомобили проезжают под МСЗ на уровне земли, а люди проходят на следующем уровне непосредственно через завод. Архитектор Й. Танигучи
Этот контекст затрагивает и проблему включения в городскую среду исторических промышленных предприятий.
Реконструируемые промышленные здания, сооружения и комплексы, меняя свои прежние функции, начинают играть более ответственную роль в структуре эстетических и социокультурных ценностей городского социума, оказывающих влияние на развитие города, архитектуру и планировочную структуру.
Старая фабрично-заводская архитектура, в свое время не признанная академическими институтами, существующая как сословная архитектура (по крайней мере, в России) вне рамок «официальной» архитектуры, в настоящее время активно входит в меняющийся культурный и градостроительный контекст почти всех развитых стран. Эти старые объекты приобретают новое звучание, что невольно сказывается и на вновь возводимых объектах трудовой деятельности, с теми же качествами, которыми ранее должны были обладать только ответственные гражданские здания.
Один из таких примеров реконструкции - здание тепловой электростанции на Темзе, преобразованное под музей современного искусства «Тейт Модерн» (арх. «Херцог & де Мерон»,2000). Отличительной особенностью проекта является турбинный зал, самый большой основной цех бывшей ТЭЦ. Цех оставлен почти без изменений: сохранена большая высота с мощными стальными колоннами и фермами, перекрывающими большой пролет. Сегодня, когда посещаешь это сооружение,
кажется, что можно было пойти и на большее - оставить двигающийся мостовой кран и хотя бы одну изтурбин с подтур-бинным этажом. «Тейт Модерн»-третий по значению музей Лондона после Британского музея и Национальной галереи. Проведение реконструкции стало для Лондона событием. В фильме «Матч Пойнт» Вуди Аллен не оставляет его без внимания и увлеченно показывает интерьеры машинного зала как существенный элемент визуального строя картины.
Непосредственно к «Тейт Модерн» с другого берега Темзы построен пешеходный мост (архитектор Н.Фостер), первый мост через Темзу за последние сто лет. Он идет от собора
Галерея «Тейт Модерн». Экспозиционные помещения и интерактивные устройства в многоэтажной части, бывшей деаэраторной этажерки ТЭЦ. Фото Г. Ч. 2010 год
Галерея «Тейт Модерн», Реконструкция здания бывшей ТЭЦ, Лондон. Фото Г. Ч. 2010 год
и,ч _ уокт,с I ьи-,к
.......
■л, ----------------."V сА* чфюьЩ*»**
АУМ-Н' 1920
Галерея «Тейт Модерн». Фрагмент стены с именами создателей современной архитектуры и культуры XX века. Фото Г. Ч. 2010 год
Галерея «Тейт Модерн». Все для посетителей. Фото Г. Ч. 2010 год Галерея «Тейт Модерн». Фрагмент фасада. Фото Г. Ч. 2010 год
Галерея «Тейт Модерн». Вид с моста «Миллениум» (архитектор Н.Фостер), построенного через Темзу впервые за 100 лет. Фото Г. Ч. 2010 год
Святого Павла, плавного собора Соединенного Королевства, прямо к фасаду и входу в здание электростанции. Тем самым в городе формируются новые пешеходные потоки и центры притяжения.
Тенденции развития промышленных объектов проявляются уже довольно широко и начинают оказывать влияние на отечественную практику. Одним из примеров является труб оэлектрос вар очный цех «Высота-239» Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) (проект: «Ленгипромез», оформление фасадов и интерьеров:«Е -программа»). Новый цех сочетает в себе ряд нововведений как на уровне архитектурной организации внутреннего пространства, так и в сфере организации труда и производственного процесса.
Общий объем цеха представляет собой призму черного цвета со стандартными пролетами 39 и 36 метров. Цех предназначен для выпуска одно шовных труб большого диаметра (508-1420 мм) со специальным наружным и внутренним покрытием, предназначенных для строительства магистральных трубопроводов в сложи ыхусловиях добыч и и транспортировки нефти и газа. Стоимость проекта около 21 млрд. рублей. Численность персонала 1400 человек, производительность 600 тыс. тонн труб в год. Для производства применено немецкое оборудование. Оживляют фа сад только су пер графика
с названием цеха и входные группы. Последние решены в виде полукруглых козырьков, напоминающих торцы труб. Было принято решение уйти от приевшихся за почти вековое использование зеленых и серых цветов в интерьере и использовать яркую градацию цветов от желтого к красному, также выполнена опознавательная маркировка коммуникаций, нумерация проемов для координации работы крановщиков.
За последние годы на Западе появилась тенденция располагать «синие» и «белые» воротнички рядом, обеспечивая визуальный контакт между ними. Наравне с иностранными коллегами администрация и «офисные» сотрудники цеха размещены непосредственно в центре здания в стеклянных объемах, защищающих от шума и пыли. Это показатель того, что новый подход к проектированию производственной среды позволяет разместить «человеческие» (и по масштабу и по назначению) помещения внутри цеха, тоща как ранее их зачастую выносили в отдельное здание.
Между двумя пролетами цеха в антресольном уровне запроектирован пешеходный переход, на котором и под которым расположились офисные помещения. Вдоль перехода в ыста влен ы ла в ро в ые дере в ья, н а пол п оложе н дере вя н н ы й
Челябинск. Электротрубосварочный цех «Высота-239». Цветовое решение и организация внутреннего пространства подчеркивают современный уровень производственного процесса. Фото М.Кабаевой (далее - М.К.). 2011 год
Электротрубосварочный цех «Высота-239». Антресольный этаж постоянно поддерживается в чистоте. ФотоМ.К. 2011 год
При оформлении электротрубосварочного цеха «Высота-239» использована теплая гамма цветов. Каркас подчеркнуто выделен темным цветом. Фото М.К. 2011 год
4 2011 29
паркет. Рабочие, не связанные с самыми «грязными» операциями, ходят в белой форме, которую меняют несколько раз за смену. Высокая степень экологичности труда также выражена в запрете на курение на предприятии.
Несмотря на закрытый доступ на территорию ЧТПЗ, там были организованы регулярные экскурсионные программы, дающие возможность ознакомиться с работой цеха широкому кругу посетителей. Не прошло и года, как цех стал предметом гордости челябинцев. В настоящий момент объект пользуется популярностью, имеет множество положительных отзывов и притягивает тури сто в со всех концов страны. Окончательную оценку эффективности выбранных решений можно будет дать со временем.
Завод позиционирует новый цех как производство качественно нового типа металлургической промышленности, основанного на современной технологии, оптимальной автоматизации производственных процессов и новых условиях труда. Архитектурные решения цеха соответствуют его техническим и технологическим решениям. На этом объекте удачно решены как функциональные, в том числе производственные, так и архитектурные вопросы.
Следующий этап - выход на новый уровень, где бы решались проблемы повышения содержательности труда и создания нового качества городской среды, составной частью которой сегодня может выступать производственный объект.
В заключение следует сказать, что убедительность, надежность, эффективность показываемого производственного процесса, зрелищность архитектуры промзданий, где происходит процесс труда, используются руководителями предприятий не только в собственных интересах для рекламы и поддержания авторитета предприятия, но и для демонстрации возможности руководства действовать в интересах всего общества. В градостроительных образованиях групп п ро м ыш л ен н ых объекто в, техн о па рках, биз нес- па рках п ри ме-няются архитектурно-планировочные приемы и идеи в целях обеспечения всех вышеназванных социокультурных условий.
Реконструируемые промышленные здания меняют первоначальное назначение и функции. Музеи, выставки, торговля в рамках разнообразной фабрично-заводской архитектуры приобретают качественно новое звучание и становятся центрами притяжения посетителей, корректируя тем самым градостроительную характеристику среды и приобретая значение мостиков между настоящим и вновь осмысляемым прошлым.
Литература
1. Кабаева М.М. Гуманизация в промышленной архитектуре как результат изменения ценностных установок общества. Тез. докл. межд. научно-практической конф. «Наука, образование и экспериментальное проектирование». Том 1. М., «Арх-С», 2011. С. 163-164.
2. Черкасов Г.Н. Тенденции развития промышленной архитектуры в аспекте социальных требований к содержанию труда. Автореферат дисссертации. МАРХИ. М., 1988.
3. Фоменко Н.С. Две архитектурные концепции архитекторов Хундервассера и Танигучи в создании промышленных предприятий. Тез. докл. межд. научно-практической конф. «Наука, образование и экспериментальное проектирование». Том 1. М., «Арх-С», 2011. С. 164-165.
4. Spectacular indistrial. Architecture&Headquarters. S. 132-141. Gläserne manufaktur. Pageone.
Literatura
1. Kabaeva M.M. Gumanizacia v promishlennoi arhitekture kak rezultat izmenenia cennostnih ustanovok obschestva. Tez. k dokladu mejd. nauchno-prakticheskoi konf. «Nauka, obrazovanie I eksperimentalnoe proektirovanie». Tom 1. M., «Arh-C», 2011. P. 163-164.
2. Cherkasov G.N. Tendencii razvitia promishlennoi arhitek-turi v aspekte socialnih trebovanii k soderjaniu truda. Avtore-ferat die. MARHI, M., 1988.
3. Fomenko N.C. Dve arhitekturnie koncepcii arhitektorov Hundervassera I Taniguchi v sozdanii promishlennih predpriatii. Tez. k dokladu mejd. nauchno-prakticheskoi konf. «Nauka, obrazovanie I eksperimentalnoe proektirovanie». Tom 1. M., «Arh-C», 2011.164-165.
Social and Cultural Aspects of the Industrial Architecture
Development. By G.N .Cherkasov, M.M.Kabaeva
The article gives an account of an influence of social and cultural demands on industrial architecture, town planning and planning decisions. This article addresses some technoparks in Switzerland and United Kingdom, as an example of environmental organization. The authors also presented diploma projects on this topic. The article examines the role of industrial facilities in the city center, for example Volkswagen plant in Dresden, the incineration plant in Hiroshima. The issue of reconstruction of industrial facilities in the city center (Tate Modern Museum in London) is also addresed. These kinds of industrial facilities are designed to be a bridge between past and present. Reflection of increasing demand for labor content is observed in Russian Federation buildings. For example the article tells about the new shop of Chelyabinsk Pipe Rolling plant named «Height -239». The shop is an attempt to display the most modern level of design and construction of industrial buildings. It uses new approaches to the formation of the working environment. The authors see the next stage of development in involvement of industrial facilities in the formation of a new type of urban environment.
Ключевые слова: социальные вопросы промышленной архитектуры, производственная среда, технопарки.
Keywords: Social problems of industrial architecture, industrial work environment, technoparks