К вопросу о размещении промышленных предприятий в городе
Л.А.Викторова
Вопрос о нецелесообразности выведения всех промышленных предприятий из городов уже ставился автором на страницах этого журнала [1]. Обоснованием является тот факт, что строительство промышленных предприятий как ни одна из функций, стимулирующих рост городов (таких как административная, курортная или туристическая), не оказала на их развитие столь активного влияния (рис. 1).
Сейчас все чаще говорится о необходимости возрождения индустриального потенциала страны, заметно подорванного либеральной экономической политикой. Создание инновационных зон и так называемых «инкубаторов для промышленности» необязательно должно проводиться с нуля на новых территориях и за большие деньги. Во многих случаях достаточно обратиться к имеющимся производственным фондам,бесхозяйственноуничтожаемым или нерационально используемым. В результате реорганизации в Москве предполагается оставить 210 промышленных территорий для обеспечения занятости населения [4].
Особенно важно возрождение промышленных предприятий в монопрофильных городах, которые составляют половину населенных пунктов страны. К негативным соци-
Промышленные города
Города-центры науки
Города-центры сельскохозяйственных
районов
Города-центры отдыха и туризма Транспортные города
- 73%
- 1% - 18% - 2%
Рис. 1. Функциональная классификация городов СССР в 1980 году
альным последствиям и деградации этих городов привела непродуманность механизмов занятости населения. Вопросы трудоустройства населения здесь сводятся преимущественно к развитию народных промыслов и туризма, в связи с чем программа по возрождению малых городов в России не принесла сколько-нибудь существенных результатов, если не считать многочисленные дискуссии на тему сохранения исторического облика.
На основе анализа социально-экономическихусловий, появившихся в последние годы в России и в мире, специалисты по экологии градостроительства предлагают дисперсное размещение по территории города малых и средних, как правило, наукоемких и экологически безопасных специализированных предприятий, а также формирование промышленно-селитеб-ных комплексов [2] (Рис. 2).
Однако закономерно возникает и другой вопрос: насколько целесообразно возрождать заводы в стенах старых цехов, пригодны ли их параметры для размещения современных технологий? На этот вопрос ответ однозначен - да. При разработке различных типов зданий обычно исходили из особенностей функциональных процессов, осуществляемых в них. События, произошедшие в течение последних двух десятилетий, существенно изменили процессы проживания, торговли, развлечений и многие другие. В ряде случаев это в свою очередь кардинально изменило объемно-планировочные параметры зданий, предназначенных для этих процессов, жилых, многофункциональных, спортивных и т.п.
В промышленном строительстве дело обстоит иначе. Здесь доминирование формообразующей роли однозначной функции, как бы это ни показалось странным, менее существенно, чем постоянная ее изменяемость. В 1950-1960-е годы разрабатывались так называемые гибкие здания. Предполагалось, что различные производства смогут не только размещаться там, но и по мере необходимости полностью сменять друг друга. Однако оказалось невозможным предусмотреть всевозможные параметры изменяющихся производственных процессов, и это начинание постепенно угасло, не реализовавшись. Разрабатывали типовые проекты для промышленных предприятий, от чего также вскоре отказались. Жесткая типизация и унификация планировочных параметров оказалась неприемлемой для производственных зданий, тем более что к 1960-м годам в промышленности сформировалось более 180 отраслей и несколько тысяч разновидностей производственных зданий [3]. Типовые проекты в условиях изменяемости производства оказались реальными практически только для кирпичных заводов, где
78
#
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
технологический процесс не меняется десятилетиями. Поэтому формирование типов и видов производственных зданий пошло по пути разработки для них оптимальных конструктивных схем. Научные разработки были направлены на заложение определенного ресурса в объемно-планировочные параметры зданий и в их конструктивные схемы. Принципы построения современных производственных зданий были сформированы во второй половине XX века, 4/5 роста промышленного производства приходится на это время. Это означает, что тогда была построена основная масса производственных зданий. В России наибольший объем строительства промышленных предприятий осуществлен в 1960-1980-е годы. Для этого периода времени характерным было проектирование и строительство новых промышленных предприятий и новых корпусов на действующих заводах. По данным Госкомстата СССР, 75-78% объемов капитальных затрат приходилось на строительство новых и расширение действующих предприятий и лишь 22-25% - на реконструкцию и техническое перевооружение. Новые цеха создавались гибкими, позволяющими применять новейшие технологии без существенных изменений объемно-плани-ровочных параметров зданий. Сетка колонн обеспечивала
размещение разнообразных технологических линий сучетом периодических изменений технологии и технического перевооружения производства. На базе этих разработок в объ-емно-планировочные решения производственных зданий, построенных в 1960-1980-е годы, были заложены резервы, обеспечивающие постоянную (до нескольких месяцев) или периодичную (до пяти лет) изменяемость технологических процессов. Различные производства, цехи и участки были размещены в общих крупных зальных объемах. Планировка производственных помещений должна была создаватьусловия для изменения и модернизации технологических процессов (с заменой и перестановкой оборудования) с минимальной перестройкой строительных конструкций, а также учитывать возможность расширения производства. Типы зданий для промышленного производства были универсальными и различались по конструктивным схемам, по этажности, по видам внутрицехового подъемно-транспортного оборудования и видам покрытий.
Основные принципы формирования структуры внутреннего пространства зданий промышленных предприятий заключались в следующем:
1915 год
2000 год
отрасли
промышленности
| текстильная
I машиностроение
пищевая
строительные материалы, деревообработка химическая
стекольная и хрустальная
другие
1915 г.
2000 г.
Рис.2. Градоформирующая роль промышленности в малых и средних городах. Схемы исторического города Гусь-Хрустального, возникшего на базе стекольной и хрустальной промышленности
79
- максимальном укрупнении пролетов и шагов колонн для повышения гибкости планировки;
- максимальном укрупнении отделяемых друг от друга частей пространства, а также группировке и объединении в общих крупных зальных объемах помещений, зон и участков с однородной средой, одинаковых по санитарной характеристике, пожарной категории производства или сходных по условиям эксплуатации;
- членении внутреннего пространства минимальным числом внутренних стен и перегородок.
Здания приобрели простую, но оптимальную форму «контейнера» или «коробки», пригодную для любого содержимого. Идея легко трансформирующейся и приспосабливаемой под различные технологические линии «коробки» прочно установилась (рис. 3, 4) и в настоящее время проникла в гражданскую архитектуру. По прочностным характеристикам здания были рассчитаны на эксплуатацию до 100 лет. Поэтому можно предположить, что производственные здания,
возведенные в 1960-1980-е годы, не израсходовали свой конструктивный потенциал и могут и эксплуатироваться без коренной реконструкции еще несколько десятилетий. Приведем примеры наиболее распространенных предприятий основных отраслей промышленности, многие из которых размещены на границе или среди селитебной застройки [5].
Для предприятий среднего машиностроения применялись различные типы зданий, среди которых преобладают одноэтажные сплошной и павильонной застройки. Одноэтажные здания сплошной застройки представляют собой объемы, в большинстве случаев имеющие простую геометрическую форму. Сетка колонн имеет 18 и 24-метровые пролеты при шаге колонн 6 и 12 м. Высота внутри корпусов колеблется от 6 до 18 м в зависимости от габаритов оборудования, габаритов производимых машин и механизмов, а также от вида подвесного или кранового оборудования. Иногда при проектировании крупных одноэтажных зданий применяли многоэтажные вставки, в которых размещали вентиляционные установки, мелкие подсобно-производственные помещения, в отдельных случаях - бытовые помещения. Вставки разделяют здания на планировочные секции,являющиеся автономными частями корпуса с законченным технологическим циклом, а также придают сильное и крупное метрическое членение объемам корпусов. Наиболее известными примерами такого решения являются механосборочные корпуса Волжского автомобильного завода в Тольятти и автоагрегатного завода в Димитровграде.
Одноэтажные здания павильонной застройки в отличие от зданий сплошной застройки имеют сравнительно небольшое число пролетов, длина их значительно преобладает над шириной. Такая планировка применяется для заготовительных (литейных и кузнечных) цехов, которые обычно размещаются в глубине застройки и не примыкают непосредственно к селитебным районам. Для некоторых цехов среднего машиностроения применяли двухэтажные и многоэтажные здания. Многоэтажные здания на ряде предприятий среднего машиностроения (автомобильных, станкостроительных,
Рис. 3. Оптимальная форма производственных зданий -«коробка» (контейнер), сформированная в 1960-1980 годы прошлого века, в настоящее время не изменилась
Рис. 4. Завод по производству светопрозрачных конструкций фирмы Пепаи в городе Гжель, Московская область
80
тракторных и других) применялись при их реконструкции в условиях плотной застройки. На Харьковском тракторном заводе построили 4-этажный арматурно-кабинный корпус, на ЗИЛе - корпус кузовного производства, для Волгоградского тракторного завода был спроектирован 5-этажный корпус блока цехов.
Для большинства производств точного машиностроения, предназначенного для выпуска малогабаритной и небольшой по массе продукции, применялись здания различной этажности. Сборочные производства точного машиностроения размещали, как правило, в многоэтажных зданиях. Сравнительно небольшая ширина и высота этажей дают им архитектурную характеристику, приближающуюся к образу общественного здания, что широко использовалось при размещении этих зданий в селитебной застройке городов. Здесь применялись здания высотой 7-14 этажей,есть отдельные примеры зданий высотой 27 этажей. Такие корпуса-доминирующие элементы городских ансамблей.
Спецификой производства отраслей точного машиностроения является внедрение новой прогрессивной техники, микропроцессорных средств, роботов, обрабатывающих центров, роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств. Высокие темпы изменения производства, а также малосерийность и многономенклатурность выпускаемой продукции поставили в свое время вопрос обеспечения архитектурно-планировочными средствами возможности для многократного изменения технологии. Были разработаны объемно-планировочные решения, обеспечивающие функционирование здания без существенных перестроек при часто изменяющихся технологических процессах. Для этого внутреннее пространство здания расчленялось на планировочные элементы, обладающие различной степенью изменяемости, что обеспечивало достаточную автономность их сосуществования. Такое построение обеспечивало максимальное освобождение внутреннего пространства для наиболее изменяемых основных производственных процессов. Членение внутреннего пространства на функциональные блоки нашло отражение в объемном построении производственных корпусов. Различные варианты компоновки блоков в секции, а секций в комплексы позволили создать разнообразные объемные композиции,хорошо вписавшиеся в селитебную застройку.
Благодаря повышенной гибкости планировки многоэтажные производственные здания, построенные в 1980-е годы в Ленинграде, в 1990-е годы перепрофилировали под жилые дома с минимальными реконструктивными мероприятиями. Это оказалось возможным благодаря тому, что изначально в отдельные компактные блоки выделены были лестнично-лифтовые узлы, как это обычно делается в жилых зданиях. Перепланировка бытовых помещений и цехов, не имевших перегородок, не составила особого труда. Унифицированная высота этажей, составлявшая 3,6 м, вполне подходила для проектирования квартир повышенного уровня комфорта. А
высота этажа - б м позволяла делить его на жилые этажи с высотой 3 м, которая за вычетом толщины перекрытия соответствует минимальной высоте жилых помещений, нормиру-емойвСНиП «Здания жилые многоквартирные». Сложности возникли только при решении рационального использования высоты 4,8 м, так как она не делилась пополам как высота б м, а для устройства антресолей была недостаточной.
Для предприятий легкой промышленности характерны:
- одноэтажные здания сплошной застройки без верхнего естественного освещения, шириной 200-300 м и длиной 400-500 м и более, применяющиеся для основных текстильных и трикотажных комбинатов; сетка колонн имеет 18 и 24-метровые пролеты при шаге колонн б и 12 м; оптимальным является пролет 18 м, применялись также пролеты 30 и 36 м, оптимальная высота этажа - б м;
- одноэтажные здания сплошной застройки таких же размеров, но с верхним освещением, применяющиеся для красильно-текстильных производств, основных корпусов фарфорофаянсовых заводов;
- многоэтажные (3-5-этажные), протяженные, шириной 36-42 м здания использовались для основных корпусов трикотажных, обувных, меховых, швейных и других фабрик; для них характерна сетка колонн б х б м, но оптимальной является сетка 12 х б м;
- многоэтажные и двухэтажные здания сплошной застройки, шириной 100 м и более, в которых размещали пря-дильно-ткацкие и красильно-отделочные цехи текстильных производств, основные цехи чулочно-носочных производств и др. [б].
Для предприятий пищевой промышленности характерны:
- одноэтажные здания сплошной застройки без верхнего естественного освещения, шириной до 72 м и длиной 150-200 м, в них размещали основные корпуса молокозаводов, мясоперерабатывающих заводов, хлебозаводов;
- многоэтажные (3-5-этажные) протяженные,узкие (шириной до 48 м) здания, в которых размещаются кондитерские, шоколадные фабрики,хлебозаводы;
- многоэтажные и двухэтажные здания сплошной застройки, шириной до 100 м, как правило, без естественного освещения, которые используются для холодильников, складов продовольственных и промышленных товаров;
- здания смешанной этажности (1-3-этажные), предназначенные для размещения хлебозаводов, пивоваренных заводов [5].
Здания указанных выше промышленных предприятий в ряде случаев почти без переделок успешно используются для размещения торговых и торгово-складских комплексов, число которых в ряде современных городов уже превысило разумные пределы. Возвращение этим зданиям прежних или других производственных функций вполне возможно.
В указанный выше период (1960-1980 годы) на правительственном уровне также решалась еще одна задача - сближения промышленности и селитебных районов из-за
2 2011 81
проблем с транспортом. Были изучены факторы, влияющие наусловия размещения промышленного производства вблизи мест проживания его потенциальных работников, составлена номенклатура предприятий тех отраслей промышленности, которые могли размещаться в непосредственной близости от селитебных районов городов. В номенклатуру, помимо производств, обслуживающих городское хозяйство, вошли указанные выше предприятия среднего и точного машиностроения, пищевой и легкой промышленности. В этом аспекте автором были проведены исследования [8], направленные на решение проблемы приближения предприятий к городской застройке с целью уменьшения транспортных расходов на перемещение большого количества работающих людей.
На примере машиностроения - наиболее трудоемкой, то есть «человекоемкой» отрасли промышленности - выявлена совокупность факторов, которые могут способствовать размещению предприятий непосредственно в городской застройке:
- близость к сбытовым каналам продукции;
- близость к квалифицированным трудовым ресурсам в связи с высокими требованиями к уровню образования и квалификации работников, а также развитию связей с на-учно-исследовательскими и учебными заведениями;
- специализация и концентрация производства, позволяющие размещать в селитебной застройке только безвредные и наиболее трудоемкие цехи, а также производить большой объем продукции на небольших площадях;
- совершенствование технологических процессов, приводящее к ликвидации вредных воздействий производства на окружающую среду;
- изменение организации транспортных потоков, позволяющее отказаться от железнодорожного и большегрузного автомобильного транспорта;
- изменение организации процессов складирования, позволяющее значительно сократить складские площади как внутри цехов, так и на территории предприятия.
Автором были изучены прогрессивные формы организации машиностроительного производства и тенденции изменения контингента работников в условиях ускорения научно-технического прогресса. Установлено, что прогрессивные тенденции в организации машиностроительного производства раздвинули рамки номенклатуры машиностроительных предприятий, которые могут размещаться в городе, так как произошло разделение комплексного производства на ряд технологически, подетально и функционально специализированных производств. Технический прогресс и современная организация машиностроительного производства способствуют преодолению таких факторов, как повышенный уровень шума, наличие железнодорожных вводов на территорию, большие размеры территории и других факторов, отрицательно влияющих на окружающую застройку и среду.
В машиностроении преобладают предприятия с санитарной характеристикой производства III, IV и V класса.
82 2 2011
Специализация в машиностроении выделила в отдельные заводы литейные, штамповочные и другие заготовительные производства, которые по своей санитарной характеристике (III класс) не могут размещаться в селитебной застройке. Но специализация также способствовала обособлению целого ряда практически безвредных производств V класса. Машиностроительное производство разделилось на ряд специализированных предприятий, которые располагались на значительно меньших площадках, чем предприятия с полным технологическим циклом. Кооперирование позволяло вынести с заводской площадки в зону общеузловых объектов ряд вспомогательных производств и объектов инженерного и складского хозяйства и тем самым уменьшить заводскую территорию. Совершенствование технологических процессов, комплексная механизация и автоматизация позволили сконцентрировать на небольших площадях крупные по объему выпускаемой продукции производства. Предприятия с небольшими размерами площадки хорошо вписывались в границы структурных планировочных единиц городской территории. Из них на расстоянии от селитебной застройки должны размещаться только предприятия III класса, а предприятия IV и V классов могут размещаться на границе с селитебными районами или даже среди них.
Для большинства предприятий решающим фактором при их размещении являлась значительная трудоемкость и наукоемкость производства, повышенные требования к квалификации работников. По данным 1980-х годов, в машиностроении и металлообработке было занято около 40% всего промышленно-производственного персонала страны. Усложнение современного машиностроительного производства и интенсификация его изменяемости повысили требования к уровню образования работающих, а также к проведению научных исследований непосредственно на производстве. Это предопределило развитие связей предприятий с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими учреждениями, а следовательно, и тяготение машиностроительных предприятий к селитебным районам, где традиционно размещались эти учреждения.
Близость к источникам энергии и воды для размещения большинства машиностроительных производств не являлась решающим фактором. Как показало исследование предприятий, расположенных в селитебных районах городов, снабжение их теплом, электроэнергией, водой и газом, как правило, осуществлялось от общегородских сетей.
Требования экологии по защите окружающей среды, независимо от места размещения производства - в городе или на природе, требования медицины по защите здоровья людей, работающих на производстве, в сочетании с экономическими факторами постепенно приводят к радикальным преобразованиям промышленного производства. Современная организация производства, совершенствование технологических процессов, способов повышения их безопасности для человека и окружающей среды также дают возможность
приближения к местам проживания работников многих промышленных предприятий.
Важнейшим фактором, определяющим размещение машиностроительных предприятий в структуре городов, являются условия транспортировки сырья и готовой продукции. В пределах селитебных районов обычно размещали машиностроительные предприятия, не имеющие железнодорожных вводов на территорию, в особенности наименее зависимые от транспортного фактора предприятия точного машиностроения, которые по сравнению с предприятиями других отраслей машиностроения наименее материалоемки и выпускают в основном малогабаритную продукцию. Специализация производства увеличила количество предприятий, производящих малогабаритную продукцию, которая может транспортироваться автомобилями (производство деталей и узлов машин, инструмента, технологической оснастки). Для предприятий, производящих продукцию, потребляемую городскими учреждениями и жителями города, решающим может быть соотношение количества транспортных средств, необходимых для перевозки сырья и заготовок и для перевозки готовой продукции. Для последней, с учетом пространственной конфигурации каждого изделия и его упаковки, транспорта требуется в несколько раз больше. Следовательно, увеличивается нагрузка на экологию города, в то время как при сочетании специализированных предприятий с магазинами,торгующими их продукцией, большегрузный транспорт для доставки готовой продукции вообще может быть исключен. Аналогичное положение, например, в традиционной для города швейной и хлебопекарной промышленности. Соотношение объема муки и выпеченного хлеба или рулонов материи и готового платья наглядно это иллюстрирует.
Следует также учитывать, что виды продукции ряда заводов позволяют отнести их к сфере обслуживания города. Многие промышленные предприятия изначально являются исполнителями функций по обслуживанию городского населения. И в крупных городах их продукция и услуги могут целиком потребляться в месте дислокации предприятий. Это относится нетолько к предприятиям бытового обслуживания и ремонтным заводам, но и к предприятиям пищевой, швейной промышленности, машиностроительным предприятиям, производящим бытовую технику, различные приборы.
Одним из факторов, способствовавших приближению производства к селитьбе, являлось значение в жизни города промышленных предприятий. Их социальная значимость в селитебной застройке городов приближалась к значимости общественных сооружений, особенно в малых и средних городах, где эти предприятия являются градообразующим фактором. Это было связано, во-первых, со значением продукции в экономике страны и города, во-вторых, с большим числом работающих горожан. Социальная роль предприятий в городе также была связана с наличием научно-исследовательской базы, конструкторских бюро,учебных, спортивных и медицинских центров, входящих в состав предзаводских ком-
плексов. Многие из сооружений предзаводской зоны обычно использовались не только для обслуживания работающих на предприятии, но и людей, проживающих в близлежащем селитебном районе. Так, спортивный корпус автомобильного завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК) в Москве, расположенный на селитебной территории, примыкающей к заводу, предназначался нетолько для автозаводцев, но и для жителей близлежащих микрорайонов. Причем нужно отметить, что спортивный корпус завода являлся в свое время одним из лучших зданий в застройке крупной столичной магистрали.
Ряд исторически сложившихся предприятий, таких, как Кировский завод в Санкт-Петербурге или Волгоградский тракторный, имеют богатую историю, связанную с жизнью города, что нашло отражение в формировании предзаводских площадей. Здесь сооружались мемориалы и монументы, посвященные историческим событиям, выдающимся государственным деятелям, основателям заводов. Предзаводские площади выполняли функции важнейших общественных центров города. Предприятия, расположенные в высотных объемах, архитекторы использовали как систему высотных градостроительных акцентов. Примером такой системы служит застройка Щелковского шоссе в Москве.
При размещении предприятий вдали от мест проживания работников усугубляется транспортная проблема. Для предприятия, удаленного от селитебных районов города, понадобятся специальные маршруты городского транспорта. Это ляжет дополнительной нагрузкой на экологию и на городской бюджет (ведь работники предприятия продолжают оставаться жителями города), а предприятия вряд ли будут самостоятельно решать вопрос доставки работающих к местам их работы. И если в какой-то степени будет осуществлено право жителей на благоприятную среду жизнедеятельности, установленное в Градостроительном кодексе,то это же право значительной части жителей будет все равно нарушено, так как работа для любого человека - также элемент жизнедеятельности. При этом экологическая проблема во многих случаях не будет решена, так как в крупных и крупнейших городах России 80-90% вредных выбросов в атмосферу составляют выхлопные газы транспортных средств. А если добавить к этому дополнительный транспорт для работников выведенных из города предприятий и обслуживающих город коммунальных объектов, без которых не обходится ни один город,то необходимость вывода многих промышленных предприятий из города - более чем сомнительна.
Соединение науки и производства приводит к трансформации бывших промышленных узлов в так называемые технопарки, основным отличием которых от промышленных узлов является непременное присутствие в их составе научно-исследовательских организаций. Но многие промышленные узлы, сформировавшиеся в советское время, уже имели в своем составе промышленные предприятия с научными центрами и опытным производством. А современныетехнопарки, на которые предлагается ориентироваться, при ближайшем
2 2011 83
рассмотрении не только мало отличаются от известных нам промузлов, но еще и обладают знакомыми недостатками. Специалисты, посещавшие знаменитую Силиконовую долину, в которой построен целый ряд промышленно-иссле-довательских парков, увидели в ней не только достижения, но и недостатки: не вполне благоприятную экологическую обстановку, низкую пропускную способность дорог, отсутствие территориальных резервов. Главная причина этих недостатков - в отсутствии планового начала при размещении застройки. Ознакомление автора с застройкой Силиконовой долины позволило сделать вывод, что она представляет собой смешанную производственно-селитебную территорию, на которой жилые поселки чередуются с офисными и производственными зданиями.
Важнейшим условием совершенствования среды трудовой жизнедеятельности людей является ее доступность для работников, причем не только транспортная, но и пешеходная, определяющая возможность трудоустройства маломобильных работников. Сближение мест работы и мест проживания зависит от таких факторов, как общая градостроительная политика и тенденции в процессах реконструкции и реновации предприятий, существующих в городской застройке.
Вопросы взаимного расположения предприятий, промузлов,технопарков и мест проживания людей в них работающих, должны стать направлением современной градостроительной деятельности, так как речь идет о поселении высокообразованного технического контингента,тяготеющего к городской - в полном смысле этого слова - жизни.
Литература
Викторова Л.А. Город без заводов: следует ли выводить все промышленные предприятия за городскую черту? «Academia», №2, 2010.
2. Алексашина В.В. Экологические основы архитектурного формирования промышленных предприятий и их комплексов в городе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры. М., 2006.
3. Ким H.H. Промышленная архитектура. М.,« Строй из дат», 1979.
4. Инкубаторы для промышленности. Московская перспектива, 28-29 сентября 2010 года.
5. Методические рекомендации по повышению архитек-турно-художественного уровня промышленных предприятий. Книга 2. Архитектура производственных зданий. М., «Стройиздат», 1989.
6. Манькин А. Технологические требования к конструкциям и параметрам производственных зданий. «Строительство и реконструкция», №5,2003.
7. Роль строительства в решении экологических проблем современной цивилизации (доклад на заседании Бюро Совета РНТО строителей). «Строительный эксперт», №13,2003.
8. Викторова Л.А. Особенности формирования генеральных планов предприятий среднего машиностроения
84 2 2011
в условиях научно-технической революции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1976.
9. Снитко А.В. Гусь-Хрустальный. Формирование функ-ционально-планировочной структуры. «Архитектура и строительство России», №4, 2008.
Literatu га
1.Viktorova L.A. Gorod bes zavodov: sleduet li wiwodit wse promichlennie predprijatiyaza gorodskuyu tsertu? «Academia», №2, 2010.
2. Aleksashina V.V. Ekologitheskie osnowi arhitekturnogo formirowaniya prornishlennih predpriyatiyi i ich kompleksow w gorode. Awtoreferat dissertazii na soiskanie uthonoyi stepeni doktora architekturi. M., 2006.
3. Kim N.N. Promishlennaya arhitektura, M., «Stroyizdat», 1979.
4. Inkubatori dlya prornishlennosti. Moskowskaya perspe-ktiwa, 28-29 sentyabrya 2010 goda.
5. Metoditheskije rekomendazii po powisheniyu arhitekturno-hudogestwennogo urownya promishlennih predpriyatiyi. Kniga 2. Arhitektura proizwodstwennih zdaniyi. M., «Stroyizdat», 1989.
6. Man kin A. Tehnologitheskie trebowaniya k konstrukziyam i parametram proizwodstwennih zdaniyi. «Stroitelstwo i rekonstrukziiy», №5, 2003.
7. Rol stroitelstwa w reshenii ekologitheskih problem sowremennoyi ziwilisazii. «Stroitelniyi ekspert», №13, 2003.
8. Viktorova L.A. Osobennosti formirowaniya generalnih planow predpriyatiyi srednego mashinostroeniya w uslowiyah nauthno-tehnitheskoya rewolyuzii. Awtoreferat dissertazii na soiskanie uthonoyi stepeni kandidata architekturi, M., 1976.
9. Snitko A.V. Gus-Hrustalniyi. Formirowaniefunkzional.no-planirowothnoyi strukturi. «Arhitektura i stroitelstwo Rossii», №4, 2008.
On Location of Industrial Enterprises in a City.
By L.A. Victorova
Within 60-80's in Russia there was built a large number of industrial buildings that have not yet used up their constructive and space-planning resources. They may continue to be operated for several decades more. The article shows, that the planning structure, designed with the expectation of constant convertibility of technological processes, allows allocating of new modern works in them. A significant number of enterprises has been placed in urban development, which occurred due to transport problems. This article provides the proof of regularity of such placements.
Ключевые слова: промышленные предприятия, научно-технический прогресс, технопарки, градоформирующий фактор, обслуживающие функции.
Keywords: industrial enterprises, scientific and technological progress, industrial park, city-forming factor, serving functions.