Идентификация. Кухня архитектора
А.Б.Некрасов
Сегодня перед будущими архитекторами стоит задача - понять и научиться (но сначала педагогам определить методику) созданию жилых и общественных комплексов, кварталов и районов, которые бы обладали определенным своеобразием и отличались друг от друга. И отличие выражалось бы не упрощенным способом, как, например, выкрасить квартал № 4 в синий цвет, а №5 в зеленый, чтобы не перепутать. А что еще надо? Нет, своеобразие должно быть более сложного порядка, иметь какие-то корни, историю (может быть, даже придуманную или полученную в результате исследования места) и т.д.
В лучших проектах МАрхИ студенты заметно продвинулись в области предпроектных исследований, даже отмечены факты влияния их результатов на собственно проектные решения. Но часто ни тщательное изучение истории места, ни градостроительный анализ, ни литературные источники мало что дают и приходится придумывать некую искусственную, желательно логически осмысленную легенду, следуя которой можно прийти к пространственному или объемному, характерному, а то и неповторимому (не говоря об «уникальном», потому что пока не до этого) решению.
Желательно, чтобы неповторимость имела еще некую духовность (дух места), очень трудно определяемую количественным или универсальным объективным способом.
Действительно, обладает ли данный участок застройки духовностью или нет? Одни люди скажут, что да, другие - нет. Если первых будет больше, чем вторых, тогда можно говорить, что за духовность проголосовало больше - только и всего.
Хорошо, если проектируемая территория имеет исторические корни. Например, сохранились планы с красными линиями предыдущей, но исчезнувшей застройки, и верный способ проектировать - чертить новую по красным линиям. Западногерманские города, уничтоженные английской авиацией во Второй мировой войне, восстанавливались точно по старым средневековым красным линиям с детальным сохранением рельефа, но сразу после 1945 года застраивались безликими домами с упрощенно-функциональной архитектурой, так как надо было быстро построить жилье за минимальное количество денег. В результате получился странный эффект контраста с богатой планировочной структурой - много поворотов, перекрестков, острые углы, неширокие улицы и серая безликая архитектура, оставляющая ощущение уныния и депрессии.
Поляки как известные патриоты восстановили после войны даже полностью разрушенные города. Варшавяне
воссоздали все как было по старым фотографиям и чертежам (с точки зрения высокой науки - стопроцентные новоделы) и ухитрились сохранить неповторимую среду своего города. Богатые бельгийцы в первые послевоенные годы стали застраивать уничтоженные авиацией союзников районы Брюсселя в духе модернистской американской архитектуры, нью-йоркского Манхэттена в европейском исполнении, навсегда потеряв уникальные городские ландшафты исторических кварталов.
Французы восстанавливали свои разбомбленные кварталы несколько иначе. Портовый город на севере Франции Сен-Мало, основанный разбогатевшими на награбленных сокровищах пиратами, был застроен еще в XVIII веке высокими домами с мансардами и характерными каминными
Французский город Сен-Мало, основанный пиратами, был почти полностью разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен в прежнем виде
трубами. Он производил впечатление хорошо сохранившегося исторического города. И только через неделю, перед тем как уехать, я обнаружил, что процентов на 70 вся застройка новая, 1946-1950 годов. Занятый немцами во время войны город с портом, в котором базировались немецкие военные корабли, был сильно разрушен английскими бомбардировщиками. Если внимательно приглядеться, восстановленные дома были более простого дизайна, хотя и с атрибутами исторических зданий. Геометрически немного более четкие формы с повторяющимися деталями. Но все вместе выглядело прекрасно. А если бы французы стали демонстрировать некую научную чистоту ведения реставрационных работ, исключающую имитацию исторической застройки, то, скорее всего, построили бы совсем другой город, вряд ли востребованный огромным количеством туристов со всего света.
Но если нет никаких сведений о предыдущей исторической застройке или застройки в этом месте не было совсем, то запроектировать новый квартал, все же обладающий «духом места», позволят сохранившиеся соседние исторические кварталы.
Можно, наверное, привести достаточное количество примеров воссоздания объектов, которые исчезли с лица земли вследствие различных причин, но имели соседство с историческими сохранившимися кварталами. В подобных условиях создавался проект (авторы А.Б.Некрасов, А.А.Цыбайкин, А.А.Некрасов) незастроенного участка в Звенигороде в непосредственной близости от исторического центра и памятника истории и архитектуры - храма Александра Невского. На самом деле участок был застроен в середине ХХ века складскими и промышленными корпусами, недавно снесенными. Следуя логике и существующей методике работы
в исторической среде, нужно было бы распространить исторически сложившуюся звенигородскую градостроительную сетку соседних кварталов, застроенных усадебными домами со знаменитыми палисадами и зелеными участками, на проектируемую территорию. При этом звенигородская среда осталась бы ненарушенной. Но такой подход никак не устраивал заказчика, который жаждал получить максимальное количество квадратных метров площади на приобретенной им территории. Его совершенно не интересовали звенигородские морфотипы, и тем более о «духе места» разговаривать с ним было бесполезно. Он хотел получить квартал, плотно застроенный комфортабельным жильем со всеми удобствами, с подземными гаражами и т.д. В этой ситуации архитекторы предложили некую концепцию, основанную на предположении, что будущие обитатели квартала - некие солидные люди, уставшие от столичной жизни, - захотят перебраться в подмосковный Звенигород, поселиться не в плотно застроенном квартале типа рекламируемых подмосковных таунхаусов за высоким забором, а в комфортабельном тихом квартале старого города, среди зелени, палисадов, в домах с уютными дворами, похожих на особняки, строившиеся в конце благополучного XIX века. Предполагалось, что эти состоятельные люди, став постоянными жителями Звенигорода, выделят деньги на совершенствование города и там появятся музеи, кафе, возможно, маленький театр. Эта мысль вдохновила тогдашнего мэра города, и он поддержал проект.
Чтобы вписать новые объемы в застройку города, архитекторы предложили на выделенном участке разместить несколько домов-кварталов, по размеру соответствующих регулярной планировке (все-таки морфотип). Каждый квартал обстраивался по периметру одинаковыми по структуре
При проектировании незастроенного участка в Звенигороде (авторы А.Б.Некрасов, А.А.Цыбайкин, А.А.Некрасов) была предложена система жилых кварталов, где каждый квартал формировался из универсальных однотипных секционных 3-6-этажных домов, обстроенных с внешней стороны 2-3-этажными объемами, выполненными в стиле провинциальных русских городов XIX века
секционными башнями в 3-6 этажей, что давало определенный экономический эффект за счет использования повторяющихся элементов (единая сетка колонн, лифтовые узлы, материалы, оборудование).Чтобы соединить современные объемы с исторической средой, был предложен весьма спорный прием - обстройка типовых современных секций дополнительными объемами, стилистически выполненными в условной трактовке застройки периферийных провинциальных русских городов второй половины XIX века. В застройке нынешнего Звенигорода такие дома и сейчас встречаются, но их немного. Город в конце позапрошлого века только просыпался от многолетней спячки и процесс его уплотнения каменными домами только начался, как грянула Октябрьская революция, и он опять почти на столетие застыл в формах скромных деревянных домишек, утопающих в зелени. Предложенная архитектурная концепция как раз и заключалась в создании фрагмента того несостоявшегося города, как если бы не было периода запустения и короткий дореволюционный подъем имел следствием новую, более капитальную среду с каменными домами, но в традиционном для периферийного города стиле.
В еще одном проекте, судьба которого нам пока неизвестна, при создании жилого квартала на месте корпусов бывшей обувной фабрики, построенной на территории бастионов Киево-Печерской лавры в Киеве, использовался прием сохранения сложившейся системы размещения объемов не только исторических, но и более поздних, относящихся к XX веку.
Застройка проектируемой территории с разномасштабными заводскими корпусами, возведенными в разное время в силу различной производственной необходимости, имела хаотичный характер, напоминавший ткань средневекового города, что для данного места по соседству с уникальными памятниками - Киево-Печерской лаврой, Арсеналом, мужским монастырем Киевского патриархата - являлось определенным позитивным моментом. В связи с этим было принято решение при проектировании новых объемов комплекса размещать их по возможности точно на месте сносимых корпусов, чтобы сохранилось ощущение исторической преемственности и случайной живописности новой планировочной структуры комплекса.
Несколько групп жилых секционных домов, поставленных по углам квадратных участков, образовывали полузамкнутые дворовые пространства, удобные для организации комфортабельной жизни. Дома высотой от четырех до семи этажей со стороны города выглядят четырехэтажными за счет постепенного искусственного снижения рельефа, что связано с необходимостью соблюдения высотного режима в этой зоне города. Жилые дома, как и в звенигородском проекте, имеют второй слой выступающих объемов, решенных в стилистике XVIII века, поскольку крепость была построена по приказу Петра I и по проекту известного французского маршала Вобана - объемы пристраивались с мансардами и высокими каминными (в нашем случае вентиляционными)
трубами. Современное направление в архитектуре зданий поддерживалось остеклением фасадов со сплошной линией балконов и лоджий, которые просматривались в разрывах между «историческими» пристройками.
Исторически города возникали, развивались, менялись под воздействием различных факторов - климата, рельефа, растительности, транспорта, традиций, уровня оборонительных технологий, волевых решений лидеров и правителей, меняющихся потребностей жителей и т.д. Все это влияло на формообразование кварталов и площадей, придавало им уникальности, неповторимости, своеобразия. Со временем выработались определенные для каждого исторического этапа градостроительные приемы и традиции, впитавшие многое из других культур, но сохранившие самобытность. В этом процессе важным фактором является постепенность формирования архитектурной среды в течение многих столетий многими поколениями строителей и архитекторов.
В XX веке процесс естественной эволюции городов в нашей стране был прерван событиями 1917 года. Революционное отметание всех прошлых традиций, стремление обязательно по-новому организовать жизнь в светлых,
Проект Европейского квартала в Киеве (авторы А.Б.Некрасов, А.А.Цыбайкин, А.А.Некрасов) предполагает размещение новых объемов комплекса (жилые кварталы и апарт-отель) на месте разномасштабных корпусов бывшей обувной фабрики, застройка которой напоминает ткань средневекового города
«солнечных» городах имело следствием максималистское отрицание всего старого опыта и привело к сугубо функциональному подходу, построенному на упрощенной трактовке жизненных процессов при постоянной экономии средств. К тому же новые районы и города проектировались с исторической точки зрения одномоментно, коллективом анонимных архитекторов под инженерно-строительным диктатом. Все это свело градостроительную палитру к набору нескольких градостроительных упрощенных приемов, породивших безликое однообразие городского ландшафта, который прочитывался за одну минуту и дальше вызывал только скуку.
Несмотря на то что в последнее двадцатилетие многое в архитектурно-строительном процессе изменилось (новые заказчики, независимые архитектурные мастерские, новые материалы, новые строительные технологии и т.д.), мало что сдвинулось в сознании участников проектно-строительного процесса. Архитекторы и строители не бросились перестраивать испорченные спальные районы, чтобы превратить их в полноценные городские кварталы. Проектно-строительный процесс пошел совершенно по иному сценарию. Заказчики-девелоперы скупали случайные участки и выжимали из них максимальную плотность, главные архитекторы городов и
Жилые дома, решенные в современном стиле, имеют второй слой выступающих объемов в стилистике XVIII века (связь с французским маршалом Вобаном - автором проекта Киевской крепости)
компетентные профессионалы, даже если понимали, как надо совершенствовать города, не имели рычагов реального управления процессом. Образовался настоящий градостроительный хаос. Старые градостроительные нормы и СНиПы кое-как сдерживали процесс коммерческого освоения городских пространств, но, опираясь на них, было невозможно или очень сложно создавать современную городскую среду. Стремление заказчиков изменить строительные нормы в свою сторону грозило еще худшими последствиями. В результате на сегодняшний день экономических рычагов исправления ситуации почти не существует.
Нельзя сказать, что проблема идентификации стоит так остро только в нашей стране.
О наступлении глобалистских тенденций, нивелирующих региональные традиции и приемы в архитектуре, пишут много. В последние десятилетия поиски выхода из тупика, куда попал современный стиль (ограниченные, повторяющиеся архитектурные приемы коммерческой архитектуры, однообразные градостроительные схемы, упрощенный язык архитектуры), привели к смене стилистической направленности в архитектуре: постмодернизм сменился деконструктивизмом, историзм соседствует с минимализмом и т.д. Архитектура ищет новые формы в творческом взаимодействии с другими областями науки.
В процессе обучения на средних и старших курсах архитектурной школы мы также сталкиваемся с проблемами идентификации градостроительных и объемных решений. Прежде всего призываем студентов разобраться в ситуации, понять объективные факторы, влияющие на каркас проектируемой ими планировки поселка или района (рельеф, климат, транспортные связи и т.д.). В результате появляется схема - иногда интересная, но чаще упрощенная и скучная. Например, рельеф почти плоский, реки нет, соседние кварталы испорчены упрощенным градостроительным решением советского периода и только сбивают масштаб застройки. В этом случае морфотипный подход не годится - памятников, влияющих на планировку, нет, ограничений нет, историю места никто не знает и т.д. Нужны специальные методы, чтобы раскачать ситуацию, привнести в нее что-то извне, применить интересный градостроительный прием, воспользоваться примером других решений. В нашей практике мы советовали студентам, разрабатывавшим тему поселка, который мы трактовали как маленький городок , мини-город, искать в Гугле интересные примеры планировок небольших западноевропейских городков. Распечатанные снимки из космоса, демонстрирующие те или иные градостроительные приемы, часто влияли на формирование ранее предложенной студентом планировочной схемы.
При работе над проектом по теме «Поселок», когда до сдачи оставалось совсем мало времени, а проект застыл на стадии упрощенного градостроительного каркаса и никакие силы не могли сдвинуть его с места, мы использовали прием экстренной терапии. В Гугле нашли съемку британского город-
ка Бат, выбрали участок, соответствующий нашей программе города на 4500 человек, и распечатали его в масштабе 1:500. Перед нами лежал готовый к сдаче великолепный проект, но, к сожалению, не нашего студента. Затем мы попросили разрезать генплан этого фрагмента Бата на отдельные участки (жилые кварталы, площади, улицы, переулки) и выложить их по градостроительному каркасу, уже запроектированному студентом. Получилось не так хорошо, как у Джона Вуда и его коллег, но зато соответствовало предложенной ситуации. Затем дома Бата были заменены на планы жилых домов, разработанные ранее в группе по теме «Дом средней этажности». Получилось несколько хуже, чем на предыдущем
План Королевского викторианского парка (1856) -крупнейшего общественного парка вне Лондона. Открыт в 1830 году принцессой (позднее королевой) Викторией
Панорама северо-восточной части Бата с колокольней церкви Святого Михаила (1834-1837, архитектор Джордж Филипс Маннер)
этапе операции, но все-таки необычайно лирический дух Бата и его неповторимое обаяние, хотя и в урезанном виде, сохранились и проект можно было графически доводить до конца, что и было сделано.
Однажды в Лондоне во время экскурсии по новым районам реконструированного Докленда нам показали площадь среди жилых кварталов. В современную сетку прямоугольных кварталов на пересечении двух внутренних жилых улиц была врезана круглая классическая площадь, в центре которой стояла огромная скульптура красного коня. Неожиданность такого решения вызывала вопросы. Почему конь? Какое он имеет отношение к Темзе и портовому прошлому этой территории? Может быть, это отсыл к временам, когда Британия была завоевана римлянами, и это римский конь? Или здесь неясный намек на троянского коня? Тем не менее это место запомнилось, что было неплохо. Таким методом вполне можно пользоваться в поисках идентичности.
В Москве легко различить два города, непохожих друг на друга. Это центральная историческая часть - относительно небольшой по площади полноценный город - и огромная периферия - спальные районы, которые городом назвать можно с большим трудом, - массивы всевозможных крупнопанельных жилых домов, расставленных по законам уже упомянутых градостроительных СНиПов. В этом втором городе остро чувствуется несоответствие потребностям жителей в полноценном общественном пространстве. С данной ситуацией что-то надо делать, и это работа не для одного поколения московских архитекторов.
Возникает вопрос, что можно положить в основу концепции реконструкции, кроме простого уплотнения, решения пешеходных зон и торговых улиц, включения низкоплотной застройки, деления территории микрорайонов на более мелкие кварталы, организации общественных пространств, пересадочных узлов и пешеходных переходов, насыщения общественных пространств объектами культуры, обслуживания, местами приложения труда и, конечно, современного решения транспортных проблем, автостоянок с учетом необходимости улучшения экологии?
Но есть вопросы, не лежащие в сфере современной функциональной и пространственной модернизации существующих кварталов и районов. Они связаны с формированием некой легенды, определяющей общий настрой, специфичность будущего образа территории.
Несколько лет назад, занимаясь комплексным дипломным проектом реконструкции кварталов, застроенных крупнопанельными домами вокруг Кусковского парка в Москве, мы обнаружили, что культурные предпочтения XVIII века, к которому принадлежит Кусковский дворец с историческим парком, вполне современны, несмотря на бывшее в те времена крепостное право, и привлекательны с точки зрения жителей крупнопанельных безликих районов. Распространение градостроительных принципов и культуры галантного века на прилежащие к парку Кусково территории с крупнопа-
нельной низкоэтажной застройкой, с улицами и площадями, построенными по классическим канонам, может изменить гипертрофированный масштаб дворовых и уличных пространств, обогатить спальные районы объектами, связанными с периодом расцвета Кускова: художественными галереями, кафе, выставочными пространствами, антикварными магазинами, городскими скульптурами и малыми формами в духе времени Шереметевых. В результате дипломный проект представил новые улицы сомасштабной жилой застройки с массой магазинов и предприятий обслуживания на первых этажах, круглую площадь с памятником графу Шереметеву и т.д.
В завершение хочется сказать, что мы - архитектурная школа МАрхИ - входим в очень интересный с точки зрения
В основу проекта реконструкции жилых кварталов, примыкающих к Кусковскому парку, легла идея распространения градостроительных принципов XVIII века на панельную застройку 1970-х годов. Дипломный проект МАрхИ Василия Ягодика. Руководители А.Б.Некрасов и А.А.Цыбайкин
творчества период поиска идентичности проектируемых зданий и жилых районов городов и поселков и вместе со студентами учимся эту идентичность находить.
Литература
1. Швидковский Д. От мегалита до мегаполиса. М.: Архитектура-С, 2009.
2. Джекобс С. Архитектура как воссоздание. М.: Стрелка, 2012.
3. Spence C. Bath City on Show. L.: The History Press,
4. Боттон A. де. Архитектура счастья: как обустроить жизненное пространство. М.: Издательский дом «Классика XXI», 2013.
Literatura
1. Shvidkovsky D. Ot megalita do megapolisa. M.: Arhitektu-ra-S, 2009.
2. Dzhekobs S. Arhitektura kak vossozdanie. M.: Strelka, 2012.
4. Botton A. de. Arhitektura schastj^: kak obustroit zhiznen-noe prostranstvo. M.: Izdatelskij dom «Klassika XXI», 2013.
Identification. The Architect's Workplace.
By A.B.Nekrasov
The article is dedicated to the lack of individuality and the monotony of the residential complexes built in the second half of the 20th century. The author proposes different methods and ways of the search of identity and originality of buildings and complexes at the stage of planning on the example Moscow Architectural Institute student projects and the practical work of the author.
Ключевые слова: своеобразие, легенда, уникальное, характерное, духовность, исторические корни, неповторимая среда, воссоздание объектов, историческая среда, образ, дух места.
Key words: originality, legend, unique, characteristic, immateriality, historical origins, unique environment, recreation of objects, historical environment, image, spirit of place.