Научная статья на тему '"Ломоносовология": научно-образовательная дисциплина о феномене М. В. Ломоносова'

"Ломоносовология": научно-образовательная дисциплина о феномене М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
211
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ / MIKHAIL VASILYEVICH LOMONOSOV / ЛОМОНОСОВОЛОГИЯ / ЛОМОНОСОВОВЕДЕНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL DISCIPLINE / РОССИЙСКАЯ НАУКА / RUSSIAN SCIENCE / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ / MODERN RUSSIA / LOMONOSOVOLOGIYA / LOMONOSOVOVEDENIYE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович

В статье обосновывается необходимость изучения феномена, популяризации жизни и творчества Михаила Васильевича Ломоносова, преподавания в высших образовательных учреждениях России научной дисциплины «Ломоносовология» и «Ломоносововедение» в средних учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lomonosovologiya": scientific and educational discipline about M. V. Lomonosov''s phenomenon

In article need locates of studying of a phenomenon, promoting of life and Mikhail Vasilyevich Lomonosov's creativity, teaching for the highest educational institutions of Russia of scientific discipline of "Lomonosovologiya" and "Lomonosovovedeniyе" in average educational institutions.

Текст научной работы на тему «"Ломоносовология": научно-образовательная дисциплина о феномене М. В. Ломоносова»

А.В. ТОНКОНОГОВ профессор РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»*

«Ломоносовология»: научно-образовательная дисциплина о феномене М. В. Ломоносова

Гению Российской науки, поэзии и художественного искусства Михаилу Васильевичу Ломоносову 19 ноября 2016 г. исполняется 305 лет со Дня Рождения. Средства массовой информации, как и многие высокие должностные лица, к сожалению, практически проигнорировали 300-летие великого учёного и его достижения. Автору это понятно: в условиях универсализации и унификации науки и образования (особенно в контексте разрушительных для них «реформирований» последних лет) М.В. Ломоносов не нужен и даже опасен с его ярко выраженной патриотической Российской позицией. Он отстаивал честь Отечественной науки и доказал, что великая Российская научная школа существует. К сожалению, это отказываются понимать те, кто пытается руководить наукой в России сегодня.

Однако автор полагает, что люди, считающие себя образованными (и особенно те, кто начинает заниматься наукой профессионально - обучается в аспирантурах, адъюнктурах, докторантурах), не могут не знать о достижениях не только современной Российской науки, но и о наших достижениях в их исторической ретроспективе. Не может вызывать сомнений тот факт, что одной из грандиозных вех в развитии Отечественной научной мысли и культуры в целом является творческая деятельность М.В. Ломоносова -научная, литературная, художественная.

С большой радостью и гордостью за всю Российскую научную школу автор предлагает вспомнить основные тру-

* Тонконогов Александр Викторович , e-mail: alekstonkonogov@yandex.ru

ды и открытия Михаила Василевича Ломоносова, многие из которых были совершены повторно другими, в том числе и Отечественными, учёными многие десятилетия и даже столетия спустя. При этом в западных странах уверены, что именно их исследователи впервые совершили эти открытия и не знают о нашем великом Учёном. Это ещё раз доказывает необходимость бережного отношения к научному наследию России и постоянной пропаганды Отечественных достижений во всём Мире.

Итак, основные достижения. Корпускулярно-кинетичес-кая теория тепла, созданная М.В. Ломоносовым в 17401750-е гг. как фундаментальная концепция, утвердила основные принципы и предвосхитила формирование современной молекулярно-кинетической теории. Михаил Васильевич первым высказал идею о едином происхождении света и электричества, что при определённых поправках на научные представления XVIII в., по сути, является изложением в следующем веке электромагнитной теории, предложенной Д.К. Максвеллом1.

Теория света и цвета Ломоносова предварила современное представление о распространении света через колебания частиц (как он называл - эфира). В XIX в. эту Теорию назвали Теорией волн.

В контексте данной статьи особенно важно указать на то, что результаты опытов М.В. Ломоносова очень часто из-за интриг бюрократов от науки в Императорской Академии не публиковались вовремя. Поэтому о Законе сохранения энергии (Всеобщий естественный закон), о котором Михаил Васильевич написал Л. Эйлеру ещё в 1848 г., и раскрыл его положения в своей диссертации «Рассуждение о твёрдости и жидкости тел» (1760 г.), Мир узнал только через сто лет2.

М.В. Ломоносов сформировал базис нового направления в науке - Физической химии, стал первым объяснять химические явления на основе законов физики. Он обосновал гипотезу, согласно которой физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что

3

происходит в смешанных телах при химических операциях .

1 См.: Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии: от древнейших времен до начала XIX века. М., 1969.

2 См.: Ломоносов М.В. Избр. произведения. В 2 т. М., 1986, т.1.

3 См.: Ломоносов М.В. 275 лет со Дня Рождения. Разрезной альбом. М., 1986.

Благодаря усилиям и (можно прямо сказать) борьбе Михаила Васильевича с академическими бюрократами была создана первая в России химическая лаборатория, в которой Им с 1748 г. успешно проводились опыты (рабочая программа исследований не исчерпана полностью до настоящего времени). Более того, была создана целая Наука о стекле, что позволило организовать Российское производство мозаичного художественного стекла1. В 1759 г. Ломоносов совместно с И.А. Брауном первыми в Мире получили ртуть в твёрдом

состоянии и доказали её электропроводность и ковкость, что

2

позволило отнести ртуть к классу металлов .

Как астроном М.В. Ломоносов в 1761 г. первым в Мире установил наличие атмосферы около планеты Солнечной системы - Венера. И это при том, что «почти все астрономы мира (112 человек) участвовали в наблюдении более чем в 40 точках земного шара»3. Он описал строение нашей Планеты - Земля, Он объяснил происхождение

4

многих полезных ископаемых и минералов .

М.В. Ломоносов создал классификации землетрясений и геологической деятельности подземных вод, а также природных льдов; обосновал гипотез о постоянном перемещении льдов из восточных секторов Арктики в сторону Атлантики и о существовании зон с быстрыми и медленными вертикальными движениями земной тверди5.

Для Россиян очень важно, что именно Михаил Васильевич, понимая какие природные ресурсы и стратегические возможности есть у северных территорий, первым доказал важность освоения Сибири и исследования Северного морского пути, что в современных геополитических и геоэкономических условиях является более чем актуальным. Поэтому Российская Федерация и предпринимает серьёзные шаги по утверждению своего приоритета именно в Арктике.

М.В. Ломоносов в 1751 г. ввёл в научный оборот понятие «экономическая география». Кроме того, Им были сформированы основы Русского научного языка и переведены с

1 См.: Качалов Н. Стекло. М., 1959.

2 См.: Ломоносов М.В. Избр. произведения. В 2 т., т.1.

3 См.: Ломоносов М.В. Избр. проза / Сост., вступит. статья и коммент. В.А. Дмитриева. М., 1980, с. 447, 505.

4 См.: Советский энциклопедический словарь . М., 1984, с. 723.

5 См.: Ломоносов М.В. Слово о рождении металлов от трясения земли. СПб., 1757; Ломоносов М.В. О слоях земных. СПб., 1763.

латыни базовые физические и химические дефиниции1. Михаил Васильевич создал основы современного поэтического и в целом художественного, а также и разговорного Русского языка: «Круг лингвистических интересов Ломоносова весьма обширен .... Здесь и первая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами нового литературного языка ... и работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, и обширные материалы по русской диалектологии ... теории и прозы и стихосложения, и сочинения по общим вопросам развития языка»2. В этом качестве Он был признан уже современниками. Вот как писал о М.В. Ломоносове А.П. Шувалов в одном из французских журналов в 1760 г., пропагандируя великую Русскую культуру и науку: «Ломоносов - гений творческий . он отец нашей поэзии . Он открыл нам красоты и богатства нашего языка, дал нам почувствовать его гармонию»3. Его интересовали на первый взгляд никак и ничем не связанные вопросы науки и техники, а также социальной жизни России. Однако, если прочесть стихи Михаила Васильевича, то станет понятно, что все высказанные Им идеи взаимосвязаны.

«Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне - дна!»4

Вне зависимости от идей Леонардо да Винчи (труды которого были обнаружены гораздо позже) в 1754 г. М.В. Ломоносов разработал проект и сделал действующую модель летательного аппарата вертикального взлёта (практически, вертолёта с двумя винтами)5.

Михаил Васильевич первым (ещё в 1761 г.) доказал необходимость решать на государственном уровне вопросы экономики, всеобщего просвещения, здравоохранения и демографии, обороноспособности в мирное время, что в пол-

1 См.: Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Физические тела. М., 1982.

2 Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей. М., 1970, с. 129.

3 М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников / Сост. Г.Е. Павлова. М.-Л., 1962, с. 137-138.

4 Три века русской поэзии / Сост. Н.В. Банников. М., 1986, с. 12.

5 См.: Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сб. документов и материалов / Под ред. В.А. Попова. М., 1956.

ной мере отражено в работе «О сохранении и размножении российского народа»1. В ней, в частности, указывалось, что «по разным временам замеченные порознь мысли подведены быть могут ... под следующие главы: 1. О размножении и сохранении российского народа. 2. О истреблении праздности. 3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении. 4. О исправлении земледелия. 5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 6. О лучших пользах купечества. 7. О лучшей государственной экономии. 8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира»2.

М.В. Ломоносова интересовали вопросы и такие глобального научного характера (Он стремился познать Начало Начал) и практически значимые, как, например, рудное дело, развитие которого помогло России впоследствии стать промышленной Державой с огромными разведанными месторождениями полезных ископаемых.

Все эти достижения стали возможны благодаря врождённому патриотизму и таланту, который Михаил Васильевич Ломоносов развил вопреки жизненным обстоятельствам и несмотря на то, что Российская наука изначально во многом являлась продолжением лучших традиций научных школ Западной Европы. Развиваясь по велению Петра I по западному образцу, Российская наука в итоге превратилась в самостоятельный уникальный феномен, который, с одной стороны, был и остаётся универсальным (частью Мировой Науки), но с другой - имеет свои уникальные специфические черты, духовные основы своего бытия, которые явно пытаются уничтожить посредством реформирования Российской Академии Наук и эффективной системы среднего и высшего образования, механизмы и методы которой обоснованно используются во многих странах Мира.

В этой связи нельзя обойти вопрос о тех, кто обосновывает «научную» и другие реформы в современной России, пытаясь предать забвению не только Советскую научную школу, но и всю Российскую Науку и, в частности, наследие М.В. Ломоносова. Многие не без оснований полагают, что проекты «реформ» представляются «Высшей школой экономики», которая имеет статус государственного учрежде-

1 Ломоносов М.В. Избр. проза, с. 309.

2 Там же, с. 309-310.

ния. Вместе с тем, нельзя игнорировать следующий факт: «Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков уже много лет говорит о том, что ВШЭ была создана на специальный грант Всемирного банка именно для разрушения российского образования, здравоохранения и экономики изнутри»1. Сейчас делать это очень удобно, ведь «супруг председателя Центробанка России Эльвиры На-биуллиной, не кто иной, как ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. В интервью агентству РБК он заявил, что у нас слишком образованное население - две трети, если не три четверти, молодых россиян не готовы работать руками. Заметим, именно этот господин отвечал за экономическую стратегию страны и в «Стратегии-2010», и в «Стратегии-2015», и «2020». Сейчас готовит «Страте-гию-2030»2. Комментарии излишни. Прозападная социальная и экономическая ориентация реформаторов предопределяет их признание априори исключительной правильности всего, что делают и предлагают на Западе. При этом особенности Российских условий фактически не учитываются, в том числе в сфере Науки и Образования.

Автор считает, что следует особо указать на очень важное и существенное обстоятельство- Российская наука должна решать общечеловеческие проблемы развития в постоянном творческом контакте с научными школами других стран, но одновременно с этим (и, главным образом, в её социально-гуманитарной части) научная школа России должна иметь свою специфику, ибо страна с самой большой территорией в Мире и гигантскими природными и людскими ресурсами более уникальна, нежели любое другое государство. Модели решения Российских проблем невозможно найти и заимствовать у зарубежных учёных без учёта соответствующих Российской специфике необходимых и существенных изменений и дополнений. Вместе с тем у автора не вызывает сомнений тот факт, что в глобализирующемся мире Наука не должна быть обособлена. Она не может органично развиваться в масштабах одной научной школы в отдельной стране, да это и не было возможно изначально. Великий М.В. Ломоносов и другие

1 Чуйков А. Рентабельность уничтожения народонаселения // Аргументы недели, 2015, № 24(465), 2 июля, с. 3.

2 Угланов А. А что, если муж и жена - одна сатана? // Аргументы недели, 2015, № 30(471), 13-19 августа, с. 1.

Учёные не стали бы великими Учёными, если бы не учились в университетах Западной Европы. Но гений Михаила Васильевича доказал состоятельность и самобытность именно Российской Науки.

Стремительная универсализация образования и копирование различных образцов научных школ в современной России ведёт к уничтожению самобытных творческих людей, которые должны трудиться на благо своей Родины, а не пополнять ряды учёных североамериканских штатов, Европейского Союза или других стран. Необходимо концентрировать внимание в процессе глобальной взаимной интеграции научного знания и обмена научными достижениями на специфике Российской научной школы и образования, т. е. на тех особенностях, которые могут принести очень интересные и даже грандиозные научные результаты. В таком и только в таком духе следует формировать мировоззрение молодых специалистов и учёных России. Им же настойчиво предлагают быть более практичными и не быть гомофобами. Более того: «Профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев . Вел на телеканале «Культура» образовательную передачу «Власть факта» ... вещает, что не имеющие терпимости к проявлениям сексуальных извращений страны обрекают себя на периферийность, поэтому ... предлагает учредить в Сколково гей-квартал»1. И здесь комментарии излишни. Автор убеждён, что идеи представителей «экс-НКО «Высшая школа экономики», созданного под чутким руководством Джорджа Сороса», для подавляющего большинства Россиян, в том числе молодёжи, являются неприемлемыми. Но время работает против патриотов России. С каждым годом космополитизм всё больше внедряется в общественное сознание, в том числе и благодаря псевдопатриотической истерии по пропаганде патриотических идей, но, в действительности, избирательного - попсового патриотизма. На эти кампании тратятся миллионы в то время, когда сотни тысяч семей живут в ветхом жилье, не имеют ни горячей воды, ни канализации, в том числе в северных регионах России. Пропаганду социальной идеологии Патриотизма2 следует вести, но не в рамках помпезных форумов, телепередач и

1 Кисличенко А. Гей-квартал в Сколково? // Слово, 2015, № 21 (906), 13-26 ноября, с. 16.

2 См.: Тонконогов А.В. Геостратегические императивы развития России в XXI веке. Монография. М., 2015.

высокопарных речей, а планомерно снижая уровень нищеты (сейчас за чертой бедности не менее 20 млн. человек), оказывая поддержку не абстрактно и вообще, а точно и конкретно национально ориентированным представителям Отечественной Культуры, Образования и Науки, которые имеют постоянное и прямое влияние на наше Будущее - молодежь.

В качестве образца для подражания у Российской молодёжи, вне всякого сомнения, не могут быть толерантные космополиты, содомиты и подобные им, а должен стать Михаил Васильевич Ломоносов- великий созидатель - физик, химик, историк, геолог, филолог1 и, главное, Патриот. Н.Г. Чернышевский видел в Нём идеал Патриота, который «страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству»2.

В данном контексте хочется сразу обратить внимание на космополитичную позицию многих руководителей от науки в России и грантососов (исследователей, которые регулярно получают адресные иностранные гранты), считающих себя «гражданами мира», и, по сути, работающих на другие страны, распространяя свои псведогуманистические идеи в среде слушателей наших образовательных учреждений. Но все их достижения - ноль в сравнении с наследием М.В. Ломоносова. И это следует знать всем, чтобы понимать, кто есть, действительно, Человек Мира, как Михаил Васильевич, а кто - предатель своей Родины.

При советской власти в 40-х гг. и в послевоенное время «был сделан громадный сдвиг в деле собирания, издания и научного комментирования трудов первого русского акаде-мика»3. При этом надо отметить, что вопреки и тяготам Великой Отечественной войны, и последующего восстановительного периода данная работа имела необходимые научные, хотя и не общеобразовательные масштабы. В современных условиях исследования, разумеется, велись и ведутся, но это не Всероссийский уровень изучения творчества М.В. Ломоносова, это отдельные исследования, а не государственная политика. Но именно государство должно поощрять интерес общества к нашему великому Учёному и Патриоту.

1 См.: Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. В 11 т. М.-Л., 1950.

2 Чернышевский Н.Г. Эстетика и литературная критика. Избр. статьи. М.-Л., 1951, с. 248.

3 Ломоносов М.В. Избр. проза, с. 6.

Михаил Васильевич был, прежде всего, Гражданином, чувствовавшим свою личную ответственность не только за Российскую науку, но и за всю нашу Страну и её Народ. Поэтому исследовать жизнь и творчество М.В. Ломоносова необходимо как с точки зрения научно-познавательной, так и с точки зрения гуманитарно-воспитательной. Кроме того, наследие М.В. Ломоносова следует изучать в рамках самостоятельной научной дисциплины, так как с середины прошлого века особых прорывов в понимании масштаба Его личности в целом не произошло. В 1940 г. президент Академии наук СССР С.И. Вавилов прямо указывал на то, что «подлинная фигура Ломоносова не ясна до сих пор»1. И это несмотря на восторженную оценку жизни и творчества Михаила Васильевича другим Российским Гением - Александром Сергеевичем Пушкиным: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения . Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец ... Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»2.

Современники М.В. Ломоносова также высоко ценили Его талант. Ближайший коллега Михаила Васильевича Я.Я. Штелин в «Конспекте похвального слова Ломоносову» дал Ему следующую оценку: «Исполнен страсти к науке; стремления к открытиям»3. Вся Его жизнь - это образец жизни ЧЕЛОВЕКА, именно Человека «с большой буквы», который ищет Истину! Ибо человек становится Человеком в тот момент, когда начинает задумываться и размышлять о Смысле своей Жизни и об окружающем Его Мире. И этот смысл состоял для М.В. Ломоносова в служении Науке и Культуре, которые, в свою очередь, должны были содействовать укреплению и процветанию всей России.

Михаил Васильевич, конечно, мог бы остаться после учёбы в г. Марбурге в Германии, в этом ему поспособствовал бы его научный руководитель - профессор Карл Вольф, тем более что в 1740 г. православный христианин Ломоносов женился на немке - Елизавете Цильх, обвенчав-

1 Вавилов С.И. Предисловие к сборнику статей и материалов о Ломоносове - Трудов Комиссии по истории Академии наук // Ломоносов / Под ред. А.И. Андреева и Л.Б. Модзалевского. М.-Л., 1940, т. 1, с. 3.

2 Пушкин А.С. Полн. собр.соч. М., 1949, т. XI, с. 32, 249.

3 Цит. по: Куник А.А. Сборник материалов для истории имп. Академии наук в XVIII веке. СПб., 1865, ч. II, с. 386.

шись с нею в местной церкви по реформаторскому обряду1. Их дочь и сын (отец не увидел его - он умер во младенчестве) родились в Германии и были тоже крещены в лютеранской церкви. Кроме того, в Европе были все условия для быстрого творческого развития и знакомства с последними достижениями мировой научной мысли. Однако чувство долга и врождённый патриотизм предопределили возвращение великого Учёного в Россию, где из-за интриг завистников он долго не мог стать профессором и создать нашу первую химическую лабораторию. Но феномен М.В. Ломоносова следует изучать не только в контексте естественных наук, Он, как известно, многограннее2. Поэтому на уровне высшей школы и, тем более, при обучении в магистратуре, аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре необходимо научное и углублённое (более детальное в зависимости от специализации, выбранной слушателями) изучение личности, биографии, научных трудов и всего культурного наследия великого Русского Учёного.

Выпускник современного Российского высшего образовательного учреждения обязан быть знаком с биографией и трудами М.В. Ломоносова вне зависимости от того, какой у него (выпускника) профиль - гуманитарный, математический или естественнонаучный. Те же, кто собирается связать свою жизнь с научной деятельностью, просто не имеют права не знать, какие открытия, в каких областях и, насколько опережая своё время, сделал М.В. Ломоносов.

Следовательно, необходимо сформировать и начать преподавание в средних и высших учебных заведениях России, в том числе в расширенном варианте в адъюнктурах, аспирантурах, докторантурах, новых научно-образовательных дисциплин: «Ломоносововедение» и «Ломоносо-вология». В этих целях следует провести национальный общероссийский конкурс по созданию соответствующих учебников. Особенно это актуально для Московского государственного университета, который носит имя своего создателя - великого Русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

1 См.: К пользе и славе Отечества. Архангельск, 2003, с.174.

2 Это понимали и современники М.В. Ломоносова (см.: Будилович А.С. Ломоносов как натуралист и филолог. СПб., 1869).

Ломоносововедение как дисциплина, посвящённая, главным образом, личности Михаила Васильевича и основным вехам Его биографии, должна преподаваться уже в старших классах любой общеобразовательной школы и в средних профессиональных образовательных учреждениях.

Содержание курсов (как полагает автор) по дисциплинам «Ломоносовология» и «Ломоносововедение» должно быть следующим.

Ломоносововедение

1. Введение (краткая историческая справка о М.В. Ломоносове, определение основной цели и задач изучения курса).

1. Раздел первый: История семьи М.В. Ломоносова.

2. Раздел второй: Врата учёности: знакомство с первыми книгами.

3. Раздел третий: Начало обучения в России.

4. Раздел четвёртый: Обучение в Европе.

5. Раздел пятый: Научная деятельность М.В. Ломоносова в Российской Императорской Академии Наук.

6. Раздел шестой: М.В. Ломоносов: поэт - создатель основ современного Русского языка.

7. Раздел седьмой: Попечение гимназии и создание Первого в России Московского университета.

8. Раздел восьмой: Михаил Васильевич Ломоносов как первооткрыватель.

9. Заключение (основные выводы о вкладе М.В. Ломоносова в Российскую и Мировую Науку, прямое указание на достижения в области филологии и художественного искусства).

Автор считает что Ломоносовология как дисциплина с углублённым изучением научных и иных творческих достижений Ломоносова (в зависимости от направлений подготовки - естественнонаучной, математической или социально-гуманитарной) должна преподаваться в высших учебных заведениях, включая аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры.

Ломоносовология

1. Введение (краткая Академическая биография М.В. Ломоносова, сведения о семье, друзьях, обучении в России и Европе, определение основной цели и задач изучения курса).

2. Раздел первый: Творческая биография М.В. Ломоносова: наука, литература, искусство.

3. Раздел второй: Русская риторика, поэзия, научная проза М.В. Ломоносова.

4. Раздел третий: М.В. Ломоносов о происхождении света и электричества.

5. Раздел четвёртый: Теория света и цвета М.В. Ломоносова.

6. Раздел пятый: Наука о стекле и Первое в России художественное мозаичное производство М.В. Ломоносова.

7. Раздел шестой: Труды М.В. Ломоносова о слоях земных. Рудное дело. Металлургия.

8. Раздел седьмой: Первая химическая лаборатория в России (проведённые и запланированные опыты М.В. Ломоносова). Ртуть как металл.

9. Раздел восьмой: Физическая химия М.В. Ломоносова - новая отрасль научного знания.

10. Раздел девятый: Корпускулярно-кинетическая теория М.В. Ломоносова как основа современной молеку-лярно-кинетической теории.

11. Раздел десятый: Закон о сохранении вещества М.В. Ломоносова.

12. Раздел одиннадцатый: М.В. Ломоносов - астроном (открытие атмосферы планеты Венера).

13. Раздел двенадцатый: Летательный аппарат вертикального взлёта М.В. Ломоносова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Раздел тринадцатый: Экономическая география М.В. Ломоносова.

15. Раздел четырнадцатый: М.В. Ломоносов о важности для России освоения Сибири и Северного морского пути.

16. Раздел пятнадцатый: М.В. Ломоносов о сохранении народа Российского.

17. Заключение (подробные выводы о вкладе М.В. Ломоносова в Российскую и Мировую Науку: естественнонаучное и гуманитарное знание; формирование современного Русского языка, Русской поэзии и художественного искусства).

Следует отметить, что в некоторых регионах России (в частности, в Архангельской области) благодаря усилиям учёных-патриотов уже преподают «Ломоносововедение» как факультативную дисциплину в различных образовательных учреждениях. Однако эта работа, к сожалению, носит не системный характер.

Вместе с тем, важность «Ломоносовологии» и «Ломоно-сововедения», по мнению автора, на основании вышеизложенного, очевидна. Поэтому работу по формированию новой научно-образовательной дисциплины должны организовать государственные органы: Министерство образования и науки при участии Министерства культуры Российской Федерации; научное руководство и контроль за формированием «Ломоносовологии» и «Ломоносововедения» следует передать целиком и полностью Комиссии при Президиуме Российской Академии Наук, которая пока ещё обладает всем необходимым для этого уникальным и универсальным научным потенциалом.

Тонконогов А.В. «Ломоносовология»: научно-образовательная дисциплина о феномене М.В. Ломоносова. В статье обосновывается необходимость изучения феномена, популяризации жизни и творчества Михаила Васильевича Ломоносова, преподавания в высших образовательных учреждениях России научной дисциплины «Ломоносовология» и «Ломоносововедение» в средних учебных заведениях.

Ключевые слова: Михаил Васильевич Ломоносов, Ломоносовология, Ломоносововедение, научно-образовательная дисциплина, Российская наука, современная Россия.

Tonkonogov A.V. "Lomonosovologiya": scientific and educational discipline about M. V. Lomonosov's phenomenon. In article need locates of studying of a phenomenon, promoting of life and Mikhail Vasilyevich Lomonosov's creativity, teaching for the highest educational institutions of Russia of scientific discipline of "Lomonosovologiya" and "Lomonosovovedeniyе" in average educational institutions.

Key words: Mikhail Vasilyevich Lomonosov, Lomonosovologiya, Lomonosovovedeniye, scientific and educational discipline, Russian science, modern Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.