А.В. ТОНКОНОГОВ профессор РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»*
«Ломоносовология»: научно-образовательная дисциплина о феномене М. В. Ломоносова
Гению Российской науки, поэзии и художественного искусства Михаилу Васильевичу Ломоносову 19 ноября 2016 г. исполняется 305 лет со Дня Рождения. Средства массовой информации, как и многие высокие должностные лица, к сожалению, практически проигнорировали 300-летие великого учёного и его достижения. Автору это понятно: в условиях универсализации и унификации науки и образования (особенно в контексте разрушительных для них «реформирований» последних лет) М.В. Ломоносов не нужен и даже опасен с его ярко выраженной патриотической Российской позицией. Он отстаивал честь Отечественной науки и доказал, что великая Российская научная школа существует. К сожалению, это отказываются понимать те, кто пытается руководить наукой в России сегодня.
Однако автор полагает, что люди, считающие себя образованными (и особенно те, кто начинает заниматься наукой профессионально - обучается в аспирантурах, адъюнктурах, докторантурах), не могут не знать о достижениях не только современной Российской науки, но и о наших достижениях в их исторической ретроспективе. Не может вызывать сомнений тот факт, что одной из грандиозных вех в развитии Отечественной научной мысли и культуры в целом является творческая деятельность М.В. Ломоносова -научная, литературная, художественная.
С большой радостью и гордостью за всю Российскую научную школу автор предлагает вспомнить основные тру-
* Тонконогов Александр Викторович , e-mail: [email protected]
ды и открытия Михаила Василевича Ломоносова, многие из которых были совершены повторно другими, в том числе и Отечественными, учёными многие десятилетия и даже столетия спустя. При этом в западных странах уверены, что именно их исследователи впервые совершили эти открытия и не знают о нашем великом Учёном. Это ещё раз доказывает необходимость бережного отношения к научному наследию России и постоянной пропаганды Отечественных достижений во всём Мире.
Итак, основные достижения. Корпускулярно-кинетичес-кая теория тепла, созданная М.В. Ломоносовым в 17401750-е гг. как фундаментальная концепция, утвердила основные принципы и предвосхитила формирование современной молекулярно-кинетической теории. Михаил Васильевич первым высказал идею о едином происхождении света и электричества, что при определённых поправках на научные представления XVIII в., по сути, является изложением в следующем веке электромагнитной теории, предложенной Д.К. Максвеллом1.
Теория света и цвета Ломоносова предварила современное представление о распространении света через колебания частиц (как он называл - эфира). В XIX в. эту Теорию назвали Теорией волн.
В контексте данной статьи особенно важно указать на то, что результаты опытов М.В. Ломоносова очень часто из-за интриг бюрократов от науки в Императорской Академии не публиковались вовремя. Поэтому о Законе сохранения энергии (Всеобщий естественный закон), о котором Михаил Васильевич написал Л. Эйлеру ещё в 1848 г., и раскрыл его положения в своей диссертации «Рассуждение о твёрдости и жидкости тел» (1760 г.), Мир узнал только через сто лет2.
М.В. Ломоносов сформировал базис нового направления в науке - Физической химии, стал первым объяснять химические явления на основе законов физики. Он обосновал гипотезу, согласно которой физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что
3
происходит в смешанных телах при химических операциях .
1 См.: Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии: от древнейших времен до начала XIX века. М., 1969.
2 См.: Ломоносов М.В. Избр. произведения. В 2 т. М., 1986, т.1.
3 См.: Ломоносов М.В. 275 лет со Дня Рождения. Разрезной альбом. М., 1986.
Благодаря усилиям и (можно прямо сказать) борьбе Михаила Васильевича с академическими бюрократами была создана первая в России химическая лаборатория, в которой Им с 1748 г. успешно проводились опыты (рабочая программа исследований не исчерпана полностью до настоящего времени). Более того, была создана целая Наука о стекле, что позволило организовать Российское производство мозаичного художественного стекла1. В 1759 г. Ломоносов совместно с И.А. Брауном первыми в Мире получили ртуть в твёрдом
состоянии и доказали её электропроводность и ковкость, что
2
позволило отнести ртуть к классу металлов .
Как астроном М.В. Ломоносов в 1761 г. первым в Мире установил наличие атмосферы около планеты Солнечной системы - Венера. И это при том, что «почти все астрономы мира (112 человек) участвовали в наблюдении более чем в 40 точках земного шара»3. Он описал строение нашей Планеты - Земля, Он объяснил происхождение
4
многих полезных ископаемых и минералов .
М.В. Ломоносов создал классификации землетрясений и геологической деятельности подземных вод, а также природных льдов; обосновал гипотез о постоянном перемещении льдов из восточных секторов Арктики в сторону Атлантики и о существовании зон с быстрыми и медленными вертикальными движениями земной тверди5.
Для Россиян очень важно, что именно Михаил Васильевич, понимая какие природные ресурсы и стратегические возможности есть у северных территорий, первым доказал важность освоения Сибири и исследования Северного морского пути, что в современных геополитических и геоэкономических условиях является более чем актуальным. Поэтому Российская Федерация и предпринимает серьёзные шаги по утверждению своего приоритета именно в Арктике.
М.В. Ломоносов в 1751 г. ввёл в научный оборот понятие «экономическая география». Кроме того, Им были сформированы основы Русского научного языка и переведены с
1 См.: Качалов Н. Стекло. М., 1959.
2 См.: Ломоносов М.В. Избр. произведения. В 2 т., т.1.
3 См.: Ломоносов М.В. Избр. проза / Сост., вступит. статья и коммент. В.А. Дмитриева. М., 1980, с. 447, 505.
4 См.: Советский энциклопедический словарь . М., 1984, с. 723.
5 См.: Ломоносов М.В. Слово о рождении металлов от трясения земли. СПб., 1757; Ломоносов М.В. О слоях земных. СПб., 1763.
латыни базовые физические и химические дефиниции1. Михаил Васильевич создал основы современного поэтического и в целом художественного, а также и разговорного Русского языка: «Круг лингвистических интересов Ломоносова весьма обширен .... Здесь и первая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами нового литературного языка ... и работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, и обширные материалы по русской диалектологии ... теории и прозы и стихосложения, и сочинения по общим вопросам развития языка»2. В этом качестве Он был признан уже современниками. Вот как писал о М.В. Ломоносове А.П. Шувалов в одном из французских журналов в 1760 г., пропагандируя великую Русскую культуру и науку: «Ломоносов - гений творческий . он отец нашей поэзии . Он открыл нам красоты и богатства нашего языка, дал нам почувствовать его гармонию»3. Его интересовали на первый взгляд никак и ничем не связанные вопросы науки и техники, а также социальной жизни России. Однако, если прочесть стихи Михаила Васильевича, то станет понятно, что все высказанные Им идеи взаимосвязаны.
«Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне - дна!»4
Вне зависимости от идей Леонардо да Винчи (труды которого были обнаружены гораздо позже) в 1754 г. М.В. Ломоносов разработал проект и сделал действующую модель летательного аппарата вертикального взлёта (практически, вертолёта с двумя винтами)5.
Михаил Васильевич первым (ещё в 1761 г.) доказал необходимость решать на государственном уровне вопросы экономики, всеобщего просвещения, здравоохранения и демографии, обороноспособности в мирное время, что в пол-
1 См.: Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. Физические тела. М., 1982.
2 Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей. М., 1970, с. 129.
3 М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников / Сост. Г.Е. Павлова. М.-Л., 1962, с. 137-138.
4 Три века русской поэзии / Сост. Н.В. Банников. М., 1986, с. 12.
5 См.: Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сб. документов и материалов / Под ред. В.А. Попова. М., 1956.
ной мере отражено в работе «О сохранении и размножении российского народа»1. В ней, в частности, указывалось, что «по разным временам замеченные порознь мысли подведены быть могут ... под следующие главы: 1. О размножении и сохранении российского народа. 2. О истреблении праздности. 3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении. 4. О исправлении земледелия. 5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. 6. О лучших пользах купечества. 7. О лучшей государственной экономии. 8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира»2.
М.В. Ломоносова интересовали вопросы и такие глобального научного характера (Он стремился познать Начало Начал) и практически значимые, как, например, рудное дело, развитие которого помогло России впоследствии стать промышленной Державой с огромными разведанными месторождениями полезных ископаемых.
Все эти достижения стали возможны благодаря врождённому патриотизму и таланту, который Михаил Васильевич Ломоносов развил вопреки жизненным обстоятельствам и несмотря на то, что Российская наука изначально во многом являлась продолжением лучших традиций научных школ Западной Европы. Развиваясь по велению Петра I по западному образцу, Российская наука в итоге превратилась в самостоятельный уникальный феномен, который, с одной стороны, был и остаётся универсальным (частью Мировой Науки), но с другой - имеет свои уникальные специфические черты, духовные основы своего бытия, которые явно пытаются уничтожить посредством реформирования Российской Академии Наук и эффективной системы среднего и высшего образования, механизмы и методы которой обоснованно используются во многих странах Мира.
В этой связи нельзя обойти вопрос о тех, кто обосновывает «научную» и другие реформы в современной России, пытаясь предать забвению не только Советскую научную школу, но и всю Российскую Науку и, в частности, наследие М.В. Ломоносова. Многие не без оснований полагают, что проекты «реформ» представляются «Высшей школой экономики», которая имеет статус государственного учрежде-
1 Ломоносов М.В. Избр. проза, с. 309.
2 Там же, с. 309-310.
ния. Вместе с тем, нельзя игнорировать следующий факт: «Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков уже много лет говорит о том, что ВШЭ была создана на специальный грант Всемирного банка именно для разрушения российского образования, здравоохранения и экономики изнутри»1. Сейчас делать это очень удобно, ведь «супруг председателя Центробанка России Эльвиры На-биуллиной, не кто иной, как ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. В интервью агентству РБК он заявил, что у нас слишком образованное население - две трети, если не три четверти, молодых россиян не готовы работать руками. Заметим, именно этот господин отвечал за экономическую стратегию страны и в «Стратегии-2010», и в «Стратегии-2015», и «2020». Сейчас готовит «Страте-гию-2030»2. Комментарии излишни. Прозападная социальная и экономическая ориентация реформаторов предопределяет их признание априори исключительной правильности всего, что делают и предлагают на Западе. При этом особенности Российских условий фактически не учитываются, в том числе в сфере Науки и Образования.
Автор считает, что следует особо указать на очень важное и существенное обстоятельство- Российская наука должна решать общечеловеческие проблемы развития в постоянном творческом контакте с научными школами других стран, но одновременно с этим (и, главным образом, в её социально-гуманитарной части) научная школа России должна иметь свою специфику, ибо страна с самой большой территорией в Мире и гигантскими природными и людскими ресурсами более уникальна, нежели любое другое государство. Модели решения Российских проблем невозможно найти и заимствовать у зарубежных учёных без учёта соответствующих Российской специфике необходимых и существенных изменений и дополнений. Вместе с тем у автора не вызывает сомнений тот факт, что в глобализирующемся мире Наука не должна быть обособлена. Она не может органично развиваться в масштабах одной научной школы в отдельной стране, да это и не было возможно изначально. Великий М.В. Ломоносов и другие
1 Чуйков А. Рентабельность уничтожения народонаселения // Аргументы недели, 2015, № 24(465), 2 июля, с. 3.
2 Угланов А. А что, если муж и жена - одна сатана? // Аргументы недели, 2015, № 30(471), 13-19 августа, с. 1.
Учёные не стали бы великими Учёными, если бы не учились в университетах Западной Европы. Но гений Михаила Васильевича доказал состоятельность и самобытность именно Российской Науки.
Стремительная универсализация образования и копирование различных образцов научных школ в современной России ведёт к уничтожению самобытных творческих людей, которые должны трудиться на благо своей Родины, а не пополнять ряды учёных североамериканских штатов, Европейского Союза или других стран. Необходимо концентрировать внимание в процессе глобальной взаимной интеграции научного знания и обмена научными достижениями на специфике Российской научной школы и образования, т. е. на тех особенностях, которые могут принести очень интересные и даже грандиозные научные результаты. В таком и только в таком духе следует формировать мировоззрение молодых специалистов и учёных России. Им же настойчиво предлагают быть более практичными и не быть гомофобами. Более того: «Профессор Высшей школы экономики Сергей Медведев . Вел на телеканале «Культура» образовательную передачу «Власть факта» ... вещает, что не имеющие терпимости к проявлениям сексуальных извращений страны обрекают себя на периферийность, поэтому ... предлагает учредить в Сколково гей-квартал»1. И здесь комментарии излишни. Автор убеждён, что идеи представителей «экс-НКО «Высшая школа экономики», созданного под чутким руководством Джорджа Сороса», для подавляющего большинства Россиян, в том числе молодёжи, являются неприемлемыми. Но время работает против патриотов России. С каждым годом космополитизм всё больше внедряется в общественное сознание, в том числе и благодаря псевдопатриотической истерии по пропаганде патриотических идей, но, в действительности, избирательного - попсового патриотизма. На эти кампании тратятся миллионы в то время, когда сотни тысяч семей живут в ветхом жилье, не имеют ни горячей воды, ни канализации, в том числе в северных регионах России. Пропаганду социальной идеологии Патриотизма2 следует вести, но не в рамках помпезных форумов, телепередач и
1 Кисличенко А. Гей-квартал в Сколково? // Слово, 2015, № 21 (906), 13-26 ноября, с. 16.
2 См.: Тонконогов А.В. Геостратегические императивы развития России в XXI веке. Монография. М., 2015.
высокопарных речей, а планомерно снижая уровень нищеты (сейчас за чертой бедности не менее 20 млн. человек), оказывая поддержку не абстрактно и вообще, а точно и конкретно национально ориентированным представителям Отечественной Культуры, Образования и Науки, которые имеют постоянное и прямое влияние на наше Будущее - молодежь.
В качестве образца для подражания у Российской молодёжи, вне всякого сомнения, не могут быть толерантные космополиты, содомиты и подобные им, а должен стать Михаил Васильевич Ломоносов- великий созидатель - физик, химик, историк, геолог, филолог1 и, главное, Патриот. Н.Г. Чернышевский видел в Нём идеал Патриота, который «страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству»2.
В данном контексте хочется сразу обратить внимание на космополитичную позицию многих руководителей от науки в России и грантососов (исследователей, которые регулярно получают адресные иностранные гранты), считающих себя «гражданами мира», и, по сути, работающих на другие страны, распространяя свои псведогуманистические идеи в среде слушателей наших образовательных учреждений. Но все их достижения - ноль в сравнении с наследием М.В. Ломоносова. И это следует знать всем, чтобы понимать, кто есть, действительно, Человек Мира, как Михаил Васильевич, а кто - предатель своей Родины.
При советской власти в 40-х гг. и в послевоенное время «был сделан громадный сдвиг в деле собирания, издания и научного комментирования трудов первого русского акаде-мика»3. При этом надо отметить, что вопреки и тяготам Великой Отечественной войны, и последующего восстановительного периода данная работа имела необходимые научные, хотя и не общеобразовательные масштабы. В современных условиях исследования, разумеется, велись и ведутся, но это не Всероссийский уровень изучения творчества М.В. Ломоносова, это отдельные исследования, а не государственная политика. Но именно государство должно поощрять интерес общества к нашему великому Учёному и Патриоту.
1 См.: Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. В 11 т. М.-Л., 1950.
2 Чернышевский Н.Г. Эстетика и литературная критика. Избр. статьи. М.-Л., 1951, с. 248.
3 Ломоносов М.В. Избр. проза, с. 6.
Михаил Васильевич был, прежде всего, Гражданином, чувствовавшим свою личную ответственность не только за Российскую науку, но и за всю нашу Страну и её Народ. Поэтому исследовать жизнь и творчество М.В. Ломоносова необходимо как с точки зрения научно-познавательной, так и с точки зрения гуманитарно-воспитательной. Кроме того, наследие М.В. Ломоносова следует изучать в рамках самостоятельной научной дисциплины, так как с середины прошлого века особых прорывов в понимании масштаба Его личности в целом не произошло. В 1940 г. президент Академии наук СССР С.И. Вавилов прямо указывал на то, что «подлинная фигура Ломоносова не ясна до сих пор»1. И это несмотря на восторженную оценку жизни и творчества Михаила Васильевича другим Российским Гением - Александром Сергеевичем Пушкиным: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения . Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец ... Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»2.
Современники М.В. Ломоносова также высоко ценили Его талант. Ближайший коллега Михаила Васильевича Я.Я. Штелин в «Конспекте похвального слова Ломоносову» дал Ему следующую оценку: «Исполнен страсти к науке; стремления к открытиям»3. Вся Его жизнь - это образец жизни ЧЕЛОВЕКА, именно Человека «с большой буквы», который ищет Истину! Ибо человек становится Человеком в тот момент, когда начинает задумываться и размышлять о Смысле своей Жизни и об окружающем Его Мире. И этот смысл состоял для М.В. Ломоносова в служении Науке и Культуре, которые, в свою очередь, должны были содействовать укреплению и процветанию всей России.
Михаил Васильевич, конечно, мог бы остаться после учёбы в г. Марбурге в Германии, в этом ему поспособствовал бы его научный руководитель - профессор Карл Вольф, тем более что в 1740 г. православный христианин Ломоносов женился на немке - Елизавете Цильх, обвенчав-
1 Вавилов С.И. Предисловие к сборнику статей и материалов о Ломоносове - Трудов Комиссии по истории Академии наук // Ломоносов / Под ред. А.И. Андреева и Л.Б. Модзалевского. М.-Л., 1940, т. 1, с. 3.
2 Пушкин А.С. Полн. собр.соч. М., 1949, т. XI, с. 32, 249.
3 Цит. по: Куник А.А. Сборник материалов для истории имп. Академии наук в XVIII веке. СПб., 1865, ч. II, с. 386.
шись с нею в местной церкви по реформаторскому обряду1. Их дочь и сын (отец не увидел его - он умер во младенчестве) родились в Германии и были тоже крещены в лютеранской церкви. Кроме того, в Европе были все условия для быстрого творческого развития и знакомства с последними достижениями мировой научной мысли. Однако чувство долга и врождённый патриотизм предопределили возвращение великого Учёного в Россию, где из-за интриг завистников он долго не мог стать профессором и создать нашу первую химическую лабораторию. Но феномен М.В. Ломоносова следует изучать не только в контексте естественных наук, Он, как известно, многограннее2. Поэтому на уровне высшей школы и, тем более, при обучении в магистратуре, аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре необходимо научное и углублённое (более детальное в зависимости от специализации, выбранной слушателями) изучение личности, биографии, научных трудов и всего культурного наследия великого Русского Учёного.
Выпускник современного Российского высшего образовательного учреждения обязан быть знаком с биографией и трудами М.В. Ломоносова вне зависимости от того, какой у него (выпускника) профиль - гуманитарный, математический или естественнонаучный. Те же, кто собирается связать свою жизнь с научной деятельностью, просто не имеют права не знать, какие открытия, в каких областях и, насколько опережая своё время, сделал М.В. Ломоносов.
Следовательно, необходимо сформировать и начать преподавание в средних и высших учебных заведениях России, в том числе в расширенном варианте в адъюнктурах, аспирантурах, докторантурах, новых научно-образовательных дисциплин: «Ломоносововедение» и «Ломоносо-вология». В этих целях следует провести национальный общероссийский конкурс по созданию соответствующих учебников. Особенно это актуально для Московского государственного университета, который носит имя своего создателя - великого Русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.
1 См.: К пользе и славе Отечества. Архангельск, 2003, с.174.
2 Это понимали и современники М.В. Ломоносова (см.: Будилович А.С. Ломоносов как натуралист и филолог. СПб., 1869).
Ломоносововедение как дисциплина, посвящённая, главным образом, личности Михаила Васильевича и основным вехам Его биографии, должна преподаваться уже в старших классах любой общеобразовательной школы и в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Содержание курсов (как полагает автор) по дисциплинам «Ломоносовология» и «Ломоносововедение» должно быть следующим.
Ломоносововедение
1. Введение (краткая историческая справка о М.В. Ломоносове, определение основной цели и задач изучения курса).
1. Раздел первый: История семьи М.В. Ломоносова.
2. Раздел второй: Врата учёности: знакомство с первыми книгами.
3. Раздел третий: Начало обучения в России.
4. Раздел четвёртый: Обучение в Европе.
5. Раздел пятый: Научная деятельность М.В. Ломоносова в Российской Императорской Академии Наук.
6. Раздел шестой: М.В. Ломоносов: поэт - создатель основ современного Русского языка.
7. Раздел седьмой: Попечение гимназии и создание Первого в России Московского университета.
8. Раздел восьмой: Михаил Васильевич Ломоносов как первооткрыватель.
9. Заключение (основные выводы о вкладе М.В. Ломоносова в Российскую и Мировую Науку, прямое указание на достижения в области филологии и художественного искусства).
Автор считает что Ломоносовология как дисциплина с углублённым изучением научных и иных творческих достижений Ломоносова (в зависимости от направлений подготовки - естественнонаучной, математической или социально-гуманитарной) должна преподаваться в высших учебных заведениях, включая аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры.
Ломоносовология
1. Введение (краткая Академическая биография М.В. Ломоносова, сведения о семье, друзьях, обучении в России и Европе, определение основной цели и задач изучения курса).
2. Раздел первый: Творческая биография М.В. Ломоносова: наука, литература, искусство.
3. Раздел второй: Русская риторика, поэзия, научная проза М.В. Ломоносова.
4. Раздел третий: М.В. Ломоносов о происхождении света и электричества.
5. Раздел четвёртый: Теория света и цвета М.В. Ломоносова.
6. Раздел пятый: Наука о стекле и Первое в России художественное мозаичное производство М.В. Ломоносова.
7. Раздел шестой: Труды М.В. Ломоносова о слоях земных. Рудное дело. Металлургия.
8. Раздел седьмой: Первая химическая лаборатория в России (проведённые и запланированные опыты М.В. Ломоносова). Ртуть как металл.
9. Раздел восьмой: Физическая химия М.В. Ломоносова - новая отрасль научного знания.
10. Раздел девятый: Корпускулярно-кинетическая теория М.В. Ломоносова как основа современной молеку-лярно-кинетической теории.
11. Раздел десятый: Закон о сохранении вещества М.В. Ломоносова.
12. Раздел одиннадцатый: М.В. Ломоносов - астроном (открытие атмосферы планеты Венера).
13. Раздел двенадцатый: Летательный аппарат вертикального взлёта М.В. Ломоносова.
14. Раздел тринадцатый: Экономическая география М.В. Ломоносова.
15. Раздел четырнадцатый: М.В. Ломоносов о важности для России освоения Сибири и Северного морского пути.
16. Раздел пятнадцатый: М.В. Ломоносов о сохранении народа Российского.
17. Заключение (подробные выводы о вкладе М.В. Ломоносова в Российскую и Мировую Науку: естественнонаучное и гуманитарное знание; формирование современного Русского языка, Русской поэзии и художественного искусства).
Следует отметить, что в некоторых регионах России (в частности, в Архангельской области) благодаря усилиям учёных-патриотов уже преподают «Ломоносововедение» как факультативную дисциплину в различных образовательных учреждениях. Однако эта работа, к сожалению, носит не системный характер.
Вместе с тем, важность «Ломоносовологии» и «Ломоно-сововедения», по мнению автора, на основании вышеизложенного, очевидна. Поэтому работу по формированию новой научно-образовательной дисциплины должны организовать государственные органы: Министерство образования и науки при участии Министерства культуры Российской Федерации; научное руководство и контроль за формированием «Ломоносовологии» и «Ломоносововедения» следует передать целиком и полностью Комиссии при Президиуме Российской Академии Наук, которая пока ещё обладает всем необходимым для этого уникальным и универсальным научным потенциалом.
Тонконогов А.В. «Ломоносовология»: научно-образовательная дисциплина о феномене М.В. Ломоносова. В статье обосновывается необходимость изучения феномена, популяризации жизни и творчества Михаила Васильевича Ломоносова, преподавания в высших образовательных учреждениях России научной дисциплины «Ломоносовология» и «Ломоносововедение» в средних учебных заведениях.
Ключевые слова: Михаил Васильевич Ломоносов, Ломоносовология, Ломоносововедение, научно-образовательная дисциплина, Российская наука, современная Россия.
Tonkonogov A.V. "Lomonosovologiya": scientific and educational discipline about M. V. Lomonosov's phenomenon. In article need locates of studying of a phenomenon, promoting of life and Mikhail Vasilyevich Lomonosov's creativity, teaching for the highest educational institutions of Russia of scientific discipline of "Lomonosovologiya" and "Lomonosovovedeniyе" in average educational institutions.
Key words: Mikhail Vasilyevich Lomonosov, Lomonosovologiya, Lomonosovovedeniye, scientific and educational discipline, Russian science, modern Russia.