ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЛОМОНОСОВОВЕДЕНИЕ
В.Л. Федяева
Ключевые слова:
педагогическое наследие, историко-педагогические исследования, персоналия, просвещение, воспитание, обучение.
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. ЛОМОНОСОВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ УКРАИНЫ
В статье представлен ретроспективный анализ научно-педагогического наследия М.В. Ломоносова в исследованиях ученых Украины. Историография изучения просветительской деятельности и взглядов М.В. Ломоносова позволяет автору констатировать, что моделью рассмотрения педагогического наследия известного российского ученого в разные периоды развития отечественной педагогической мысли выступает научная, творческая, профессиональная деятельность ученого и педагога. Выделены определенные направления и тенденции в характере трудов украинских исследователей об этапах жизнедеятельности и творческих поисках М.В. Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов вошел в историю русской и не только русской, но и мировой науки как естествоиспытатель, философ, физик, инженер, поэт, художник, педагог, просветитель. Характеристика, которую дал ему A.C. Пушкин, исчерпывающе раскрывает всеобъемлющий и многогранный талант этого ученого: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... он все испытал и все проник..., величайший ум новейших времен, произведший в науках сильнейший переворот и давший им то направление, по которому текут они ныне».
Своими передовыми педагогическими воззрениями Михаил Васильевич был обязан, прежде всего, своей исключительной наблюдательности, своему глубокому уму и яркому таланту. Ломоносова справедливо называют
42
© Федяева В.Л., 2011.
первым русским академиком, который начал усиленную пропаганду научных знаний в России. Прогрессивные инновационные педагогические идеи Ломоносова намного опередили его время. С его именем связано множество образовательных реформ, открытие новых типов учебных заведений и прежде всего основание в 1778 году в Москве университета, гордо носящего теперь имя великого ученого. Университет был, есть и будет центром просвещения, его научные школы, кафедры, факультеты имеют самое широкое влияние на становление и развитие научной мысли не только России, но и Украины.
Нужно отметить, что педагогическое наследие Ломоносова в разные периоды истории педагогики изучалось по-разному. Если подходить к этому вопросу с позиции объективности, то следует указать на то, что педагогические мысли Ломоносова до сих пор остаются недостаточно известными в широкой преподавательской, научной среде, и соответственно его педагогическое наследие с позиции современности не нашло отражения в комплексных историко-педагогических исследованиях.
Сегодняшние изменения в образовательной системе страны как раз и адресуют ученых, учителей, организаторов и управленцев к глубокому анализу и использованию на практике прогрессивных педагогических идей, которые имели место в истории отечественной педагогики, и, несомненно, - к изучению наследия Михаила Васильевича Ломоносова.
Следует отметить, что в Украине за последнее время активизировался процесс изучения педагогической персоналии. Известный ученый в области истории педагогики, председатель ассоциации историков педагогики Украины академик АПН Украины О.В. Сухомлинская отмечает, что в контексте развития историко-педагогической науки происходят серьезные изменения в вопросах изучения «воспитательных и образовательных феноменов далекого и близкого прошлого». При этом подчеркивает, что педагогическая мысль всегда персонифицирована - на ней лежит отпечаток личности ее носителя с его взглядами, верованиями, интересами [23].
Таким образом, моделью рассмотрения педагогической мысли каждого исторического периода выступает научная, творческая, профессиональная деятельность ученого, педагога.
Сегодня в Украине педагогическая персоналия - одно из важных направлений в историко-педагогических исследованиях, которые дают возможность по-новому оценить идеи, взгляды, подходы, наработки того или иного ученого в области обучения и воспитания.
Историю педагогической мысли через анализ педагогической персоналии ученые изучают довольно длительное время (начиная с XIX в.).
Педагогическое ломоносововедение |
Реализация этой задачи в большей степени зависит от источников, которые дают возможность рассмотреть историко-педагогическое явление глубоко, системно с учетом всех факторов, влияющих на становление научных взглядов. В нашем случае - это исследование жизни, деятельности и педагогических идей М.В. Ломоносова. Естественно, ведущими принципами исследования стали: независимость, взаимодополняемость, объективность всех источников.
Таким образом, мы выделим соответствующие нашей теме группы источников:
- непосредственно работы М.В. Ломоносова, в которых раскрываются вопросы просвещения, воспитания, обучения в различных типах учебных заведений (влияние науки и просвещения на воспитание и образование детей и молодежи); педагогические подходы ученого; требования к учителю; вопросы организации учебных заведений [16; 24];
- публикации, посвященные жизни, деятельности, творчеству ученого, в том числе учебники по истории педагогики, научно-справочная литература [3; 4; 5; 6; 18 19; 24];
- научные издания, публикации, статьи, раскрывающие научные открытия М. В. Ломоносова [2; 6; 14; 15; 17; 22; 27];
- научно-методические рекомендации учителям, преподавателям, направ- [ ленные на изучение студентами, школьниками жизни, деятельности, научных открытий М.В. Ломоносова в школьном и взрослом курсах [6-12; 20; 21];
- материалы научно-практических конференций и симпозиумов [28-30].
Такая градация и систематизация источников дала нам возможность
проследить, как научная (педагогическая) персоналия и ее ведущие педагогические идеи становятся объектом научной рефлексии, как через непосредственное рассмотрение идей, взглядов, подходов М.В. Ломоносова ученые исследуют процесс формирования педагогической мысли в XVIII в. и его влияние на дальнейшее развитие системы высшего и среднего образования в XX-XXIвеках.
Анализ учебников и хрестоматий по истории педагогики (H.A. Константинов, Д.И. Латышина, E.H. Медынский, В.А. Смирнов, М.Ф. Шабаева) дал возможность судить о том, что научная биография М.В. Ломоносова, как и других педагогических персоналий, нашли непосредственное отражение в содержании учебных дисциплин, учебных курсов высших учебных заведений. Из современных учебников по истории педагогики в Украине наиболее полно его вклад в развитие науки изложен в учебнике «История педагогики» (авторский коллектив Харьковского национального университета под руководством A.B. Троцко) [25].
Мы пришли к выводу, что интерес к педагогическому наследию М.В. Ломоносова был разным в различные исторические периоды и сравним с маятником. Такая особенность характерна и для исследований ученых Украины. Известно, что жизнь, деятельность, становление М.В. Ломоносова связано с Украиной - периодом его обучения в Киево-Могилянской академии.
После окончания класса риторики Славяно-греко-латинской академии он в 1743 г. приехал в Киев и занимался изучением отдельных предметов, которые его больше всего интересовали [26]. Прежде всего - усовершенствованием знаний по латинскому языку, изучением теории сложения русского стихотворения Ф. Прокоповича, ознакомлением с филологическими трудами ученых Академии, с отдельными славянскими, греческими, латинскими книгами, летописными источниками, с правилами художественного искусства. Исследовательница наследия М.В. Ломоносова Т.Н. Моисеева, освещая вопросы обучения его в Киево-Могилянской академии, в работе «Ломоносов на Украине» (1963) констатирует, что этот период и изучение этих курсов повлияли на его дальнейшее научное и литературное творчество [26].
Периоду пребывания М.В. Ломоносова в Киево-Могилянской академии, учебы в ней, формированию основ дальнейшего усовершенствования системы обучения посвящены работы украинских ученых, исследующих историю самой академии, деятельности ее преподавателей и студентов. Среди первых историографических трудов, раскрывающих историю Киево-Могилянской академии и ее влияние на становление М.В. Ломоносова, выделяется работа украинской исследовательницы З.И. Хижняк - «Киево-Могилянская академия» (1981). Анализируя вопросы становления высшего образования в Украине, характеризируя академию как центр просвещения и науки Украины, освещая ее культурные связи, З.И. Хижняк доказала, что академия играла важную роль в развитии образования, науки и общественно-политической мысли как на Украине, так и в России, Белоруссии и южнославянских странах, а непосредственное «пребывание Ломоносова в Украине свидетельствует о важности культурных связей двух братских народов» (русского и украинского - В. Федяева) [26].
Возрождение Киево-Могилянской академии в Украине в 1991 г. стало новым этапом в исследовании истории этого учебного заведения. Таким образом, и сам интерес к истории академии стал новым этапом в изучении украинскими учеными жизни и научного наследия М.В. Ломоносова [28; 29; 30; 31].
Основные этапы жизни, деятельности, его подходы к решению вопросов просвещения раскрыты в работах украинских ученых советского периода: В.Д. Гаврилова «М.В. Ломоносов» (1961) [3], A.A. Морозова «Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765» (1954) [18], А.М. Павленко «Основатель отечественной науки М.В. Ломоносов» (1948) [19]. В этих работах акцентируется внимание на становлении М.В. Ломоносова как ученого, раскрываются его подходы к преподаванию языка и литературы, к высшей школе, к семейному воспитанию, вопросам организации учебного процесса в школе. Исследователи подчеркивают его большой вклад в создание учебных и методических пособий по русскому языку и литературе, физике, химии для гимназий и университета. В работах этих авторов отмечается то, что неоценимым вкладом в становление русской педагогики стали Регламенты гимназии и письмо И.И. Шувалову, в которых М.В. Ломоносов развивает демократические принципы организации просвещения.
Как отмечалось выше, отдельную группу исследований составляют работы, посвященные открытию научных исследований М.В. Ломоносова в конкретных отраслях: физической химии (И.Б. Литенецкий «М.В. Ломоносов - основатель физической химии» (1961)); отечественного приборостроения (И.Б. Литенецкий «Ломоносов и отечественное приборостроение» (1958)), географии (В.Л. Виленкин «М.В. Ломоносов как географ» (1954) [14; 15; 2].
Исследователи показывают вклад ученого в развитие данных отраслей науки; их влияние на становление науки, в том числе и в Украине; дают возможность преподавателям высших учебных заведений наполнить читаемые ими курсы новым содержанием.
Следует отметить, что в 50-60-х годах XX века Всесоюзным обществом по распространению политических и научных знаний издавались стенограммы публичных лекций, посвященные работам известных отечественных ученых, в том числе и М.В. Ломоносова, в которых раскрывались важнейшие этапы жизни и деятельности ученого и его достижения в различных отраслях науки. Публикации таких лекций способствовали более глубокому изучению ведущих идей М.В. Ломоносова в вузовских программах, а также выполняли и просветительскую миссию - читались слушателям системы политпросвещения [22].
Что касается публикаций в научных, научно-методических изданиях, мы выделяем группу методических журналов для учителей и преподавателей. Анализ показал, что в исследованиях ученых Украины прослеживается тенденция «маятникообразного» характера: повышение
интереса к педагогическому наследию В.М. Ломоносова в 50-60-х годах XX века и снижение интереса в 80-90-х годах XX века, активная поисковая работа в начале XXI века, что связано с подготовкой к 300-летию со дня рождения ученого.
Исходя из профессиональной направленности, методические журналы Украины «География и основы экономики в школе», «Физика и астрономия в школе», «Русская словесность в школах Украины» наибольшее внимание уделяют научным исследованиям М.В. Ломоносова, соответственно в географии, физике, астрономии, русском языке и литературе. Так, в статье «Ломоносов: известный и неизвестный» Л. Палиенко описывает открытия ученого в области географии, а также показывает его вклад в изучение природы и хозяйства отдельных регионов Украины в XVIII веке [20]. При этом следует оа-метить, что все авторы таких научно-методических публикаций раскрывают основные этапы жизни и деятельности ученого, его подходы к решению вопросов обучения и воспитания, содержание научных открытий и их влияние на развитие общественных процессов [6; 8; 9; 10; 11; 12; 21].
Безусловно, большое значение для историографии исследования творческого наследия М.В. Ломоносова имеют материалы научно-практических, творческих конференций и симпозиумов, посвященных, как правило, юбилейным датам. К этим датам приурочиваются недели физики, географии, химии, астрономии, литературы в школах, конкурсы научныхработсреди школьников и студентов, научно-исследовательские проекты в области естественных наук, выставки, олимпиады и др. [30]. Все эти материалы непосредственно способствуют более глубокому исследованию научно-педагогических идей М.В. Ломоносова учеными, методистами, преподавателями, учителями-практиками Украины.
Таким образом, анализ выделенных групп источников, раскрывающих характер и значение научных идей М.В. Ломоносова показал, что педагогическая персоналия - отдельное направление историко-педагогического исследования, что «это больше, нежели научная, образовательная или творческая биография, это, скорее всего, персонифицированный процесс создания ценностей, культуры в границах гуманитарной традиции, ее определяемая конкретизированная модель» и глубокое изучение этой модели подлежит моделированию, использованию всего комплекса инструментария исследования [23].
Актуальными остаются идеи М.В. Ломоносова, его педагогические труды, в которых соответственно с требованием времени были выделены такие проблемы, как предмет педагогики, сущность воспитания
и образования, организация обучения и его содержание. Его деятельность оказала огромное влияние на духовный прогресс страны. Он отстаивал идеи общечеловеческой нравственности, патриотизма, служения науке, постоянно обращался к вопросам подготовки молодой научной смены. Большое внимание ученый уделял основам педагогики высшей школы.
Педагогическое наследие М. В. Ломоносова требует новых подходов к изучению для его дальнейшего использования в современных условиях.
- Литература -
1. Белявский М.Т. М.В. Ломоносов и основание Московского университета. - М., 1955. - 309 с.
2. Вменюн В.Л. М.В. Ломоносов як географ. - К., 1954.
3. Гаврилов В.Д. М.В. Ломоносов. - К., 1961
4. Ишлинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов - великий русский ученый. - М.: Педагогика, 1986. - 128 с.
5. Коваленко О. Доа невщомий Ломоносов // Освгга УкраТни. - 2011. -12 вересня (№69-70).
6. Корнев В. Учений-енциклопедист // Краезнавство. Географ1я. Туризм. - 2005. - Жовт (№ 37). - С. 12-15.
7. Коршак е., Буяло Т. Останнш лист Ломоносова на Батьювщину [До 300-р1ччя вщ дня народження Михайла Ломоносова] // Ф1зика та acrpoHOMifl. - 2010. - № 9.
8. Коршак £., Буяло Т. Ломоносов i демограф1чна проблема [До 300-р1ччя вщ дня народження Михайла Ломоносова] // Ф1зика та астроном1я. -2010.-№7-8.
9. Коршак £., Коршак Н., Буядо Т. Ломоносов - очима друз1в i сучасниюв [До 300-р1ччя вщ дня народження Михайла Ломоносова i Георга Р1хмана] // Ф1зика та астроном!я. - 2010. - № 6.
10. Коршак €., Коршак Н., Буяло Т. Життя на в1втар науки [До 300-р1ччя вщ дня народження Михайла Ломоносова i Георга Р1хмана] // Ф1зика та астроном1я. - 2010. - № 4.
11. Коршак €., Коршак Н., Буяло Т. Людина-велетень [До 300-р1ччя вщ дня народження Михайла Ломоносова] // Ф1зика та астроном1я. - 2010. -№ 1.
12. Коршак £., Коршак Н., Буяло Т. Михайло Ломоносов - астроном [До 300-р1ччя вщ дня народження Михайла Ломоносова] // Ф1зика та астроном1я. - 2010. - № 10.
13. Лебедев Е.Н. Ломоносов. - М.: ОГИ, 2008. - 752 с.
14. Лтинецъкий I.E. М.В. Ломоносов - основоположник ф1зично'1 xímíí. -К., 1961.
15. Лтинецъкий 1.Б. М.В. Ломоносов i В1тчизняне приладобудування. -К., 1958.
16. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. -М.: Педагогика, 1991. - 334 с.
17. Ломоносовський фиюлопчний зб1рник / За заг. ред. I.K. Бишдща. -К., 1963.
18. Морозов О.О. Михайло Васильович Ломоносов. 1711 - 1765. - К., 1954.
19. Павленко A.M. Основоположник вггчизняно'1 науки М.В. Ломоносов. -К., 1948.
20. Палгенко Л. Ломоносов: вщомий i невщомий // Географ1я та основи економжи в школь - 2005. - № 3. - С. 50-52.
21. Попова Т. Cbítob3 культура епохи Просвггництва в д1алогах з учня-ми про видатних ф!зиюв // Ф1зика та астроном1я. - 2007. - № 4. - С. 18-22.
22. Рябухин Г.Е. Роль М.В. Ломоносова в развитии геологии. - М., 1951. -21с.
23. Сухомлинська О.В. 1сторико-педагопчний процес : hobí пщходи до за-гальних проблем. - К.: АПН., 2003. - 68 с.
24. Сюндюков I. Михайло Ломоносов: великий помор на берегах Днтра // День. - 2003. - № 166. - 19 вересня.
25. Троцко Г. IcTopifl педагогжи. - Харюв, 2008. - 544 с.
26. Хижняк 3.1. Киево-Могилянська академ!я. - Видавництво при Кшвському державному ушверситет1 - Вища Школа. - К., 1981. -234 с.
27. Храмов Ю.А. Биография физики: Хронол. справ. / Отв. ред. А.Г. Ситен-ко. - К.: TexHiKa, 1983. - 344 с.
28. 1м'я столптю дав учений : Веч1р-портрет до 300-лптя з дня народ-ження М.В. Ломоносова // www.ulif.mon.gov.ua.
29. Ломоносов та УкраТна // www.mestectvo.com.
30. 1стор1я академн. Видатш професори i студенти // www.ukma.kiev.ua.
31. Украша молода // www.umoloda.kiev.ua.