Научная статья на тему 'Космос циолковского'

Космос циолковского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
946
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ / KONSTANTIN EDUARDOVICH TSIOLKOVSKY / РУССКИЙ КОСМИЗМ / RUSSIAN COSMISM / КОСМОС / COSMOS / КОСМОНАВТИКА / COSMONAUTICS / КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА / SPACE ROCKET / РАКЕТОДИНАМИКА / РАКЕТОСТРОЕНИЕ / РОССИЯ / RUSSIA / СССР / USSR / ROCKETODYNAMICS / ROCKET ENGINEERING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тонконогов Александр Викторович

Статья посвящена выдающемуся учёному России и всего Человечества Константину Эдуардовичу Циолковскому (основоположнику теоретической Космонавтики). Автор предлагает в целях изучения Его гениального творчества сформировать научно-образовательные дисциплины: Циолковсковедение и Циолковскологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cosmos of Tsiolkovsky

The article is devoted to the outstanding scientist of Russia and all of humanity Konstantin Eduardovich Tsiolkovsky (the founder of theoretical Cosmonautics). The author proposes to form scientific and educational disciplines in order to study his genius creativity: Tsiolkovsky Studies and Tsiolkovsky Science.

Текст научной работы на тему «Космос циолковского»

К 160-летию со дня рождения великого ученого

А.В. ТОНКОНОГОВ доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности»

Космос Циолковского

У нас в России очень многие и часто после определённых заявлений высокопоставленных лиц начинают конформистски горячо обсуждать предложенные для общественной дискуссии вопросы, что, конечно, для стагнатичного общества - логично и правильно. То же самое, к сожалению, происходит и с вопросами о феномене Патриотизма! Кстати, одному из магистрантов автора на защите диссертации по проблематике формирования патриотизма в современном российском обществе комиссия так и указала, что как только Президент сказал о патриотизме, все начали об этом говорить. Правда, и автор, и его ученики рассматривали проблематику, связанную с патриотическим воспитанием и патриотизмом в целом, за много лет1 до публичных заявлений высокопоставленных лиц.

Также следует указать, что в отличие от автора и его учеников, которые честно указывали и указывают на деструкции в социальной жизни России, мешающие реальному формированию патриотического самосознания россиян, очень многие россияне становятся пропагандистами ура-патриотизма

2

и деперсонализируют идеи национального патриотизма . Это превращает процесс патриотизации граждан в формализованное мероприятие в духе худших примеров идеологической обработки общественного сознания последнего периода существования СССР.

Тонконогов Александр Викторович, e-mail: alekstonkonogov@yandex.ru

1 См.: Тонконогов А.В. Патриотизм как идеология современной России // Социально-гуманитарные знания, 2011, № 5.

2 См.: Тонконогов А.В., Шелудько Ю.Л. Социальная идеология современной России. Монография. М., 2017.

Поэтому автор в своих работах обращает внимание на конкретные примеры истинного патриотического служения нашей Родине и считает своим гражданским долгом продолжить научный дискурс о великих людях России, чей жизненный подвиг является ярким примером беззаветного служения своей великой Отчизне. Именно таких людей и следует приводить в пример как истинных, а не ура-патриотов.

Наиболее подробно автор ранее указывал на необходимость изучения и пропаганды наследия одного из первых Русских академиков - Михаила Васильевича Ломоносова в рамках научно-образовательных дисциплин: Ломоносовове-дение (для средних и среднеспециальных учебных заведений) и Ломоносовология (для высших учебных заведений, включая аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры)1. Подобное изучение гениального наследия необходимо и в отношении феномена Великого Российского и Всемирного Гения, яркого представителя Русского Космизма Константина Эдуардовича Циолковского, без которого Россия не стала бы Первой в истории Человечества - Космической Державой!

В 2017 г. практически только в России, но без особых торжеств, в том числе и на федеральном уровне, праздновали 160 лет со дня его рождения. Для того, чтобы понять всю безграничность и величие Циолковского, следует обратиться к его работам, которые необходимо подробно изучать. И, по мнению автора, лучше это делать в рамках научно-образовательных дисциплин: Циолковсковедение (для средних и среднеспециальных учебных заведений) и Циол-ковскология(для высших учебных заведений, включая аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры).

На содержании и направлениях научно-технического, научно-популярного, научно-фантастического и философского творчества Константина Эдуардовича остановимся ниже. Не меньший интерес представляет и биография Константина Эдуардовича, в которой, к сожалению, очень многого трагических периодов, свидетельствующих о величии духа учёного, которого не смогли отвратить от великих исканий, в том числе путей в космос, никакие перипетии жизни!

1 См.: Тонконогов А.В. Ломоносовология: научно-образовательная дисциплина о феномене М.В. Ломоносова // Социально-гуманитарные знания, 2016, № 5.

Основатель Мировой Космонавтики, выдающийся представитель Русского Космизма - Константин Эдуардович Циолковский родился 17 (по старому стилю 5) сентября 1857 г. в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего1. Примечательно, что уже через сто лет 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 г. открыта эпоха пилотируемых полётов в космос. Однако это чудо рук человеческих стало возможно только после многочисленных жизненных испытаний для Константина Эдуардовича .

На десятом году жизни, в 1866 г., после перенесённой скарлатины будущий учёный почти полностью потерял слух и поэтому образование ему пришлось получать самостоятельно. С 14 лет Циолковский начал заниматься в библиотеке своего отца,' а в 16 лет был отправлен для продолжения самообразования в Москву. В Чертковской библиотеке (единственной бесплатной тогда в Москве) он познакомился с помощником библиотекаря - Николаем Фёдоровичем Фёдоровым (основоположником Русского Космизма), который помогал ему получать для чтения интересные книги. Учёный вспоминал об этом времени, что в 17 лет по книгам он прошёл курс дифференциального и интегрального исчисления и решал задачи по аналитической механике3. Его усердие позволило ему так самообразоваться, что он даже в 1879 г. экстерном сдал экзамен на звание учителя4. Несмотря на своё маленькое жалование он тратил деньги на создание и работу лаборатории, различных приборов и разносторонние научные эксперименты. Но его увлечённости науками и творческой работой, увы, всегда мешали как мелкие бытовые трудности, так и поистине жестокие испытания.

В 1869 г. в возрасте 18 лет умер старший брат Дмитрий, в 1870 г. - мама Константина Эдуардовича. В 1871 г. он был отчислен из гимназии. В 1881 г. умер отец. В 1887 г. при пожаре сгорели все рукописи Циолковского, модели и чертежи, которые пришлось с трудом восстанавливать, и всё небогатое имущество его семьи. В 1892 г. умер от коклюша

1 См.: Арлазоров М. Циолковский. Серия ЖЗЛ, вып. 11(344). М., 1962.

2 См.: Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. 18571935. М., 1987.

3 См.: Циолковский К.Э. Моя жизнь и работа. М., 1939, с. 26.

4 См.: Советский энциклопедический словарь // Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3. М., 1984, с. 1469.

годовалый сын Леонтий, в 1902 г. покончил жизнь самоубийством сын Игнатий, а в 1923 г. умер сын Александр.

Кроме этих трагедий была ещё и трагедия непонимания и травли со стороны официальных представителей научного сообщества царской России. Учёного пытались игнорировать, устраивали вокруг него заговор молчания, как будто ни его самого, ни его работ не существует, что могло привести к утрате русского теоретического и практического первенства в развитии Космонавтики. Об этом достаточно подробно рассказал друг Константина Эдуардовича биофизик, основоположник гелиобиологии Александр Леонидович Чижевский1. Но несмотря на многочисленные беды настойчивость Циолковского и помощь настоящих учёных - патриотов России позволили ему сделать великие открытия и изобретения.

В 1900 г. императорская Санкт-Петербургская академия наук приняла решение помочь Циолковскому в проведении опытов по аэродинамике и уже в 1903 г. в «Научном обозрении» учёный начинает публиковать первую часть труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (вторая часть опубликована в 1911 г.). В 1914 г. опубликована работа «Второе начало термодинамики».

После революции 1917 г. новая власть поддерживала творческих энтузиастов, и уже в 1918 г. К.Э. Циолковского избрали в число членов-соревнователей Социалистической академии, а в 1919 г. - почётным членом Русского общества любителей мироведения, в 1924 г. - почётным профессором Военно-воздушной академии имени Жуковского. С 1921 г. по решению Совета Народных Комиссаров РСФСР Циолковскому была назначена пожизненная персональная пенсия. 23 июня 1935 г. Ракетный научно-исследовательский институт избрал учёного почётным членом Технического совета. В последующем (после смерти 19 сентября 1935 г.) правительством были приняты все меры по сохранению творческого наследия великого русского гения. А наследие это, поистине, огромно!

Константин Эдуардович стал основоположником теоретической космонавтики. Он первый научно обосновал воз-

1 См.: Чижевский А.Л. Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца. М., 1930; он же. Пути разрешения проблем ионифи-кации. Харьков, 1933; он же. На берегу Вселенной. Воспоминания о К.Э. Циолковском. М., 2007.

можность использования ракет для полётов в Космос. «Ракетодинамика - наука ХХ века. Основные принципы этой науки - в значительной степени создание К.Э Циолковского»1. Без Константина Эдуардовича советские многоступенчатые ракеты первыми бы не полетели в Космос.

Ещё в 1917 г. в своём романе «Вне Земли» (работа над ним была начата после того, как 10 мая 1897 г. Циолковский закончил теоретические расчёты и сделал вывод о том, что человечество рано или поздно прорвётся в межпланетные просторы2) он описал международное сотрудничество учёных - международный космический полёт на космической пассажирской ракете в 2017 г. (да, да, именно в 2017 г., и именно космическую ракету). По сути, им была описана международная космическая станция, в основном составе которой были - русский Иванов (прототип - сам Константин Эдуардович), француз Лаплас, англичанин Ньютон, немец Гельмгольц, итальянец Галилей и американец Франклин.

В разделе «35. Странная звезда. Земля узнает, что мировые пустыни открыты для человечества» Константин Эдуардович писал о том, что ходили и ранее слухи об отлёте с Земли небесного корабля, основанного на принципе ракеты, но они считались уткой, фантазией, каковых было немало. И вдруг прочтена телеграмма следующего содержания: 10 апреля 2017 г. Первого же января этого года мы, нижеподписавшиеся вылетели на реактивном приборе из местности, находящейся в долине Гималайских гор. Сейчас на своей ракете мы летаем вокруг Земли на расстоянии 1000 километров, делая полный оборот в 100 минут; устроили большую оранжерею, в которой насадили фрукты и овощи. Они нам давали уже несколько урожаев. Благодаря им мы хорошо питаемся, живы, здоровы и совершенно обеспечены на неопределенно долгое время3.

Не это ли также ещё и прямое предвидение современного стремительно развивающегося космического туризма и долговременных перелётов к другим планетам - Марсу например! Циолковский не был в космическом пространстве, но он им жил, он чувствовал космос и понимал его. Поэтому

1 Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. 1857-1935. 2-е изд., доп. М.,1987, с. 131.

2 Арлазоров М. Циолковский, с. 138.

3 Циолковский К.Э. Вне Земли / Путь к звёздам. М., 1960.

безошибочно точно описывал состояние космического полёта в ракете: «Верха и низа в ракете собственно нет, потому что нет относительной тяжести, без опоры тело ни к какой стенке ракеты не стремится, но субъективные ощущения верха и низа все-таки остаются»1. В своей фантастической повести «На Луне» (опубликована в 1893 г. в приложении к журналу «Вокруг света») Константин Эдуардович удивительно точно описал поверхность спутника Земли: «Мрачная картина! Даже горы обнажены, бесстыдно раздеты. Строгие, поразительно отчётливые ландшафты. А тени! О, какие тёмные! И какие резкие переходы от мрака к свету !»2.

Предвидения Константина Эдуардовича не были абстрактным фантазированием - они плод его научных размышлений и расчётов. Именно Циолковский первым в Мире обоснованно исследовал прямолинейные движения одноступенчатой и многоступенчатой ракеты; выявил закономерности движения искусственных спутников Земли и оптимальные траектории баллистических ракет; предложил оригинальное решение задачи о вертикальном подъёме одно-

3

ступенчатой ракеты методами вариационного исчисления .

Кроме того, опираясь на свои расчёты, учёный описал не только невесомость, но и обосновал необходимость наличия и параметры скафандра при выходе из ракеты, определил оптимальные траектории полёта при спуске на Землю, предсказал создание искусственных космических спутников. Исследуя различные вопросы аэродинамики, аэронавтики, теоретической Космонавтики, К.Э. Циолковский -первым теоретически разработал металлический управляемый аэростат с тонкой металлической оболочкой и гофрированными боковинами, которые позволяли бы сохранять постоянную подъёмную силу при различной высоте полёта и температуре атмосферного воздуха. Уже в 1894 г. Константин Эдуардович в своей статье «Аэростат или птицеподобная (авиационная) летательная машина», предвосхищая конструкцию монопланов, впервые дал описание, расчёты и чертежи цельнометаллического моноплана с толстым изогнутым крылом. В 1895 г. учёный предложил проект Космического лифта, верхняя часть которого должна была

1 Циолковский К.Э. Собр. соч. В 4 т. М., 1954, т. 2, с. 119.

2 Циолковский К.Э. На Луне. М., 1957.

3 См.: Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. 18571935. М., 1987.

двигаться со скоростью 11 километров в секунду, впоследствии эту скорость назвали «второй космической скоростью», с ней теперь и летают межпланетные аппараты, преодолевая гравитационное притяжение Земли. Уже в конце XIX в. Циолковский создал в своей квартире первую в России аэродинамическую лабораторию, в 1897 г. самостоятельно построил прототип первой аэродинамической трубы собственной конструкции, которая позволяла моделировать воздействия среды на движущиеся в ней тела (модели натурных летательных аппаратов и их элементов).

В 1923 г. Константин Эдуардович начал научную переписку с Фридрихом Артуровичем Цандером1, во многом благодаря которой Изобретатель в 1932 г. завершил создание своего реактивного двигателя на кислородно-бензиновом топливе (ОР-2). Цандер стал одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе «ГИРД-Х» (пуск осуществлён 25 ноября 1933 г.).

В 1927 г. в работе «Сопротивление воздуха и скорый поезд» К.Э. Циолковский обосновал теорию и предложил схему поезда на воздушной подушке. Через десятилетия эта идея была воплощена в жизнь - были созданы морские плоскодонные суда на воздушной подушке. В том же году 10 февраля в Москве была открыта «Выставка межпланетных сообщений», где экспонировались работы учёного. В 1929 г. опубликованы труды Константина Эдуардовича: «Космические ракетные поезда» и «Цели и задачи звездоплавания». 11 декабря 1929 г. учёным получено заявочное свидетельство на полуреактивный аэроплан.

В 1935 г. при участии и научном консультировании Константина Эдуардовича Циолковского был написан сценарий фильма «Космический рейс» (советский научно-фантастический фильм о покорении Космоса), созданный киностудией «Мосфильм» (премьера состоялась 21 января 1936 г.)2.

Раскрывая гений Циолковского, следует также указать на то, что только решением технико-технологических проблем летательных, в том числе космических аппаратов, и научно-фантастическими предвидениями будущего Константин Эдуардович не ограничивался, Он был также и

1 См.: Перелёты на другие планеты // Техника и жизнь. 1924, № 13; Проблемы полёта при помощи реактивных аппаратов. М., 1932.

2 См.: Смирнов Б.А. Киносъёмка в невесомости // Техника кино и телевидения, 1981, № 4, с. 21-29.

великим Космическим Философом Вселенского масштаба. По сути, Циолковский сам был, как и любой гений, безбрежным огромным Космосом. Его интересовали вопросы 12 как технического , так и гуманитарного характера , включая

проблемы социального устройства общества3.

Размышляя о судьбе Человечества, Циолковский писал, что человек будущего думает, какой тяжелый путь прошла органическая жизнь Земли, сколько страданий перетерпели её существа. Теперь у нас их нет. Кроме разумного, ничто не осеняет нашу Планету. Люди Земли когда-нибудь объединятся, и всеми ими будет управлять один избранный совет под руководством президента, избранного советом. Может быть, вмешательство иных существ в жизнь Земли ещё не подготовлено развитием большинства людей. А может быть, оно бы повредило Человечеству в настоящее время. Большинство людей совершенно невежественно и смотрит на Вселенную почти так же, как животные. Религиозные его взгляды - сплошное суеверие. Если бы они увидали вмешательство иных существ в земные дела, то сейчас бы поняли это с точки зрения своей веры. Проявился бы фанатизм с его преступлениями и больше ничего4.

Можно вскоре ожидать наступления разумного и умеренного общественного устройства на Земле, которое будет соответствовать его свойствам и его ограниченности. Наступит объединение, прекратятся вследствие этого войны, так как не с кем будет воевать. Счастливое общественное устройство, подсказанное гениями, заставит технику и науку идти вперёд с невообразимой быстротою и с такою же быстротой улучшать человеческий быт. Это повлечёт за собой усиленное размножение. Население возрастет в 1000 раз. Естественный подбор заменится искусственным, причём наука и техника придут ему на помощь. Будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека, не вредящих людям. Техни-

1 См.: Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. Калуга, 1927; Циолковский К.Э. Реактивные летательные аппараты. М., 1964.

2 См.: Циолковский К.Э. Этика, или естественные основы нравственности // Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д. 372, л. 1-111.

3 См.: Циолковский К.Э. Общественная организация человечества. Калуга, 1928.

4 См.: Циолковский К.Э. Воля Вселенной / Космическая философия. М., 2015.

ка будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по всей Солнечной системе1.

О будущем нашей Планеты,единстве всего сущего во Вселенной и возможности существования других форм жизни Константин Эдуардович мыслил следующим образом. Космос породил не зло и заблуждение, а разум и счастье всего сущего. Чтобы понять это, надо только стать на высшую точку зрения - вообразить будущее Земли и обнять разумом бесконечность Вселенной или хоть один наш Млечный Путь. Тогда мы увидим, что космос подобен добрейшему и разумнейшему животному. Мы говорим про существа, подобные людям, только более совершенные. Между ними могут быть всевозможные породы, приспособленные к жизни на всяких планетах, например, на Земле. Однако большинство их однообразно и приноровлено к жизни в эфире. Но нужны и такие, которые могли бы водворить порядок и на всех планетах. Порядок этот состоит в том, что на небесных телах устраняются все страдания. Значит, можно ожидать, что эта могущественная организация может проникнуть на любую планету, например, на Землю2.

Мы проповедуем монизм во Вселенной - не более. Весь процесс науки состоит в этом стремлении к монизму, к единству, к элементарному началу. Много общего между планетами разных солнечных систем: они составлены из одних и тех же веществ, при достаточной величине имеют моря и атмосферы, освещены лучами солнц, подвержены силе тяжести, имеют сутки и времена года. Почему бы на них не зародиться жизни, как она зародилась на Земле! Правда, на отдалённых от светящегося светила планетах холодно, а на близких к солнцу - жарко. Но планет у каждого солнца множество. Некоторые из них должны находиться, подобно Земле, на благоприятном расстоянии от светила и потому должны быть пригодны к жизни. После заселения нашей солнечной системы начнут заселяться иные солнечные системы нашего Млечного пути. Во Вселенной господствовал, господствует и будет господствовать разум и высшие общественные организации3. Только в 2013 г. благодаря космическому телескопу «Кеплер» были

1 См.: Циолковский К.Э. Этика, или естественные основы нравственности.

2 См.: Циолковский К.Э. Воля Вселенной.

3 См.: Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Калуга, 2008.

получены научные данные о том, что около 22% звёзд в нашей Галактике - Млечном Пути - подобны нашему Солнцу и имеют вокруг себя планеты земного типа1.

Константина Эдуардовича также интересовали вопросы сущностного бытия Человека, его материально-духовная составляющая, проблемы общественной этики и естественных основ нравственности. По этим феноменам им сделаны интереснейшие умозаключения: этика, или оценка жизни, и есть существенная - третья часть Философии. Каковы основы нравственности и в чём она состоит? Эти и подобные вопросы пытается решить и моя Этика. Одни решают задачи Этики силою ума, знания и опыта; другие признают только интуитивную или врождённую мораль, вложенную в их душу заранее и навсегда. Я отрицаю таковую. Дух или душа суть только материальные атомы без всякой таинственности, кроме научной. Но надо твёрдо помнить, что у меня слово душа чаще означает совокупность свойств нервной системы животного. Душа смертна. Но дух или неизвестный элемент материи вечен. Нельзя назвать его ни протоном, ни электроном, ни эфиром. Поэтому мы и употребили слово дух. Но дух есть нечто ещё более простое и ему никак нельзя приписывать свойства души даже насекомого, не только человека. Дух бессмертен, вечен, неизменяем, потенциально (в зачатке) чувствителен, потому что он атом, начало материи, которая именно и обладает этими свойствами. Под словом же душа лучше подразумевать интеллектуальные свойства живого организма, которые зависят от устройства мозга и вообще нервной системы. Поэтому душа смертна, так как форма мозга разрушается со смертью. Душа изменчива, так как мозг изменяется с возрастом, от болезни, впечатлений и т.д. Души разных существ бесконечно разнообразны. Напротив, дух один и тот же, но жизнь его зависит от того существа, в котором он гостит. Душа состоит из множества духов, которые с её смертью разбредаются во все стороны. Во Вселенной ничего нет кроме духов, т.е. атомов, но игра их между собою создаёт жизнь и души. Под словом Бог также подразумевается совершенно реальное понятие. Это есть или неизвестная причина Вселенной

1 См.: Ивашов Л. Опрокинутый мир. Тайны прошлого - загадки будущего. Что скрывают архивы Спецотдела НКВД, Аненербе и Верховного командования Вермахта. М, 2017, с. 20.

(теизм), или сам Космос (пантеизм), или живительная идея Любви и Солидарности всего живого (социализм), или высшие существа Небес (человекоподобные), стоящие во главе населения планет, солнечных систем, звёздных групп и т.д. Ни одного из этих понятий отрицать нельзя, мы от них зависим (как части) и называем их для краткости - богами. Они, несомненно, существуют1.

Цитировать великого русского космиста можно практически бесконечно, идеи и выводы Константина Эдуардовича находят своё подтверждение на протяжении уже почти ста лет. Возможно, и его предвидения будущего человечества и нашего места во вселенной справедливы, если, конечно, мы - люди поймём, что мы - Земляне (единое целое); и в Космосе, скорее всего, мы не одни разумные существа.

Объём статьи, конечно, не позволяет объять необъятное: всё наследие - весь Космос Циолковского. Тем не менее, это необходимо не только для россиян, но и для всего человечества. Поэтому, как и в случае с М.В. Ломоносовым, автор (на это уже было указано) полагает целесообразным сформировать две научно-образовательные дисциплины о феномене Циолковского: Циолковсковедение и Циолковс-кологию.

Циолковсковедение как научно-образовательная дисциплина, предназначенная для преподавания в средних и среднеспециальных учебных заведениях, должна содержать следующие части.

Введение (общие сведения о феномене К.Э. Циолковского, значении Его работ для освоения Космического пространства).

Глава 1. Тернистый путь в Науку 1.1. Детство как первое испытание. 1.2. Юность: воля к жизни или секреты самообразования. 1.3. Учителя К.Э. Циолковского. 1.4. К.Э. Циолковский - уездный учитель и глава семьи.

Глава 2. Научное и научно-фантастическое наследие К.Э. Циолковского 2.1. Путь к Звёздам: научная фантастика К.Э. Циолковского. 2.2. Цельнометаллический дирижабль и аэроплан К.Э. Циолковского. 2.3. Аэродинамическая труба - воздуходувка К.Э. Циолковского. 2.4. К.Э. Циолковский о ракетах для космических полётов и поездах на воздушной подушке.

1 См.: Циолковский К.Э. Этика, или естественные основы нравственности // Архив РАН, ф. 555, оп. 1, д. 372, л. 1-111.

Заключение (краткие выводы о значении научных работ К.Э. Циолковского для развития Отечественной Космонавтики; обобщённый анализ философских взглядов Константина Эдуардовича о судьбе Человечества и Планеты Земля).

Циолковскология должна стать научно-образовательной дисциплиной, предназначенной для высших учебных заведений, включая аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры и включать следующие разделы.

Введение (анализ значения трудов К.Э. Циолковского для отечественной и мировой науки, его гениальные предвидения и вопросы возможного контакта с жителями других планет).

Раздел 1. Жизненный и творческий путь К.Э. Циолковского

Глава 1. Жизненный путь К.Э. Циолковского 1.1. Родители К.Э. Циолковского. 1.2. Детство и юность К.Э. Циолковского. 1.3. Самообразование и главный экзамен. 1.4. Гений - провинциальный учитель.

Глава 2. Творческий путь К.Э. Циолковского. 2.1. Первые открытия: от известного к неизвестному. 2.2. К.Э. Циолковский и государственный бюрократизм дореволюционной России. 2.3. Заговор молчания вокруг работ К.Э. Циолковского. 2.4. Друзья К.Э. Циолковского по творчеству и по жизни.

Глава 3. К.Э. Циолковский в Советской России 3.1. К.Э. Циолковский в первые годы Советской власти. 3.2. К.Э. Циолковский и государство нового типа. 3.3. Официальное признание К.Э. Циолковского в Советском Союзе. 3.4. Работа по сохранению наследия К.Э. Циолковского в СССР.

Раздел 2. Русский Космизм К.Э. Циолковского

Глава 1. Философские труды К.Э. Циолковского 1.1. Космическая философия К.Э. Циолковского. 1.2. Монизм Вселенной. 1.3. Воля Вселенной. 1.4. Этика, или естественные основы нравственности.

Глава 2. Научно-популярные труды К.Э. Циолковского 2.1. Грёзы о Земле и Небе К.Э. Циолковского. 2.2. Миражи будущего общественного устройства. 2.3. Исследование мировых пространств реактивными приборами. 2.4. Космические ракетные поезда.

Глава 3. Научно-фантастические труды К.Э. Циолковского 3.1. Путь к Звёздам К.Э. Циолковского. 3.2. На Луне. 3.3. Вне Земли. 3.4. Приключения Атома.

Раздел 3. Научные труды К.Э. Циолковского

Глава 1. Научные труды К.Э. Циолковского по Аэронавтике 1.1. Дирижабль К.Э. Циолковского. 1.2. Цельнометаллический аэроплан. 1.3. Летательный аппарат на воздушной подушке. 1.4. Первая в мире аэродинамическая труба и работы по экспериментальной аэродинамике.

Глава 2. Научные труды К.Э. Циолковского по Ракето-динамике. 2.1. Исследования и изобретения по ракетам дальнего действия. 2.2. Исследования и изобретения по ракетам для полёта в космическом пространстве. 2.3. Создание математической теории движения одноступенчатых ракет с жидкостными реактивными двигателями.2.4. Создание математической теории движения многоступенчатых ракет с жидкостными реактивными двигателями.

Глава 3. Научные труды К.Э. Циолковского по Космонавтике 3.1. Исследования прямолинейных движений ракет в ньютонианском гравитационном поле и прогнозы о будущем реактивных приборов. 3.2. Приложение законов небесной механики к определению возможности реализации полётов в солнечной системе. 3.3. Подробное рассмотрение вопросов механики и физики в условиях невесомости. 3.4. Изучение средств жизнеобеспечения экипажа ракеты во время полёта.

Заключение (описательный перечень основных трудов и изобретений К.Э. Циолковского, краткий рассказ о последователях и увековечивании памяти учёного в России и за рубежом).

Космос Циолковского: его великое научное, научно-фантастическое и в целом философское наследие является той идейно-мировоззренческой и научно-прагматичной основой, которая, вне всякого сомнения, поможет новым российским первооткрывателям, изучая творчество Константина Эдуардовича, преодолевая все житейские бытовые, семейные, профессиональные перипетии, тернии бюрокра-

1

тизма и невежества чиновников от науки и псевдоучёных , совершать новые гениальные открытия, создавать величайшие изобретения во славу и на пользу России и всего человечества.

1 Всё это, к сожалению, актуально для нашего Отечества и в XXI в., как и более чем сто лет назад. В науке России укореняются конъюнктурность, местечковость и кумовство. Порождает подобные недееспособные антисистемы - олигархический капитализм.

Многие идеи Циолковского актуальны и сегодня. Например, идея - не запасаться для путешествия в космическом пространстве энергией материальной в виде горючего, а получать её посредством передачи с планеты в образе параллельного пучка электромагнитных лучей с небольшой длиной волны. Фактически это предложение использовать тогда ещё не изобретённый квантовый генератор света1. Подобные Идеи завораживали уже многих его современников, чья творческая фантазия была столь же дерзка, как и у великого нашего космиста.

В 1927 г. Константин Эдуардович получил письмо от первой претендентки на космический полёт: «Многоуважаемый профессор! прочтя некоторые Ваши книги, я решила, что в полёте на Луну нет ничего невозможного»2. И далее автор фактически просила взять её в космический полёт на Луну, так велика была уже тогда её вера в гений учёного и возможность такого полёта. Этим автором, которому Циолковский ответил: «Меня очень умиляет и восхищает Ваша сме-лость»3, - была моя прабабушка Ольга Александровна Винницкая. Фрагменты её письма приводятся в книге М. Арлазорова «Циолковский» серии «Жизнь замечательных людей».

В заключение автор в своём стихотворении выразил искреннюю надежду на то, что государство наконец-то действительно начнёт поддерживать новых гениев, которые станут достойными продолжателями дела великого космиста -Константина Эдуардовича Циолковского. И Россия, как и прежде, будет во многих областях человеческого развития первой!

Страна Наша необозрима, как Её ни назови: СССР-Россия - мы - всегда впереди!-Наш Спутник в Космосе - Первый; Землянин - Наш Человек открыл путь к Звёздам сквозь Тернии, прославив ХХ век! Мы - первые! Мы - всегда первые! Мы были и будем - первыми!!! Пока есть Небо и Звёзды, а Человечество есть на Земле, С Нами всегда - Циолковский и Королёв в душе; Шутя, Великий Гагарин шлёт нам с Орбиты - «Привет»! Мы чувствуем - все Они с Нами! Для Наших Людей -невозможного нет!

1 Арлазоров М. Циолковский, с. 229.

2 Там же, с. 235.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Там же, с. 236.

Тонконогов А.В. Космос Циолковского. Статья посвящена выдающемусяучёному России и всего Человечества - Константину Эдуардовичу Циолковскому (основоположнику теоретической Космонавтики). Автор предлагает в целях изучения Его гениального творчества сформировать научно-образовательные дисциплины: Циолковсковедение и Циолковскологию.

Ключевые слова: Константин Эдуардович Циолковский, Русский Космизм, Космос, Космонавтика, космическая ракета, раке-тодинамика, ракетостроение, Россия, СССР.

Tonkonogov A.V. Cosmos of Tsiolkovsky. The article is devoted to the outstanding scientist of Russia and all of humanity - Konstantin Eduardovich Tsiolkovsky (the founder of theoretical Cosmonautics). The author proposes to form scientific and educational disciplines in order to study his genius creativity: Tsiolkovsky Studies and Tsiolkovsky Science.

Keywords: Konstantin Eduardovich Tsiolkovsky, Russian Cosmism, Cosmos, Cosmonautics, space rocket, rocketodynamics, rocket engineering, Russia, the USSR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.