Научная статья на тему 'Взаимосвязь национальных и общечеловеческих ценностей в социально-педагогических проектах К. Э. Циолковского'

Взаимосвязь национальных и общечеловеческих ценностей в социально-педагогических проектах К. Э. Циолковского Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1586
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВО И ШКОЛА / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / "ГРАЖДАНИН ВСЕЛЕННОЙ" / NATIONAL AND UNIVERSAL VALUES / SOCIETY AND SCHOOL / GIFTED CHILDREN / "CITIZEN OF UNIVERSE"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Касаткина Светлана Николаевна, Реймер Мария Валериевна

Научная новизна проведенного нами исследования, основные положения которого кратко раскрыты в данной статье, заключается в следующем: в раскрытии философско-педагогических основ и сущности созданной К.Э. Циолковским концепции; ее взаимосвязи с гуманистической традицией русской педагогики; в выявлении национального и общечеловеческого начал антропокосмической концепции К.Э. Циолковского; в выяснении ее идеалов и ценностей, что имеет важное значение, на наш взгляд, для теории и практики реформирования современного образования. Осуществленный нами анализ архивных документов и материалов позволил раскрыть социально-педагогические проекты, разработанные К.Э. Циолковским, в частности его взгляды на общественное устройство и новую школу, способную воспитать «гражданина Вселенной».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of national and universal values in the sociopedagogic projects of Konstantin Tsiolkovsky

Scientific novelty of our research, the main provisions of which are briefly disclosed in this article, is the following: in disclosing the philosophical and pedagogic foundations and entity of concepts created by Konstantin Tsiolkovsky; its relationship to the humanistic traditions of the Russian pedagogy; in identifying national and universal foundations of Kostantin Tsiolkovsky’s anthropocosmic conception; in clarifying its ideals and values, which is important, in our opinion, for theory and practice of reforming of modern education. We have carried out the analysis of archival documents and materials which has allowed revealing sociopedagogic projects developed by Konstantin Tsiolkovsky, in particular his views on the social pattern and on the new school able to rise a “citizen of the Universe”.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь национальных и общечеловеческих ценностей в социально-педагогических проектах К. Э. Циолковского»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.015

Касаткина Светлана Николаевна

доктор педагогических наук, профессор

Реймер Мария Валериевна

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского [email protected], [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Научная новизна проведенного нами исследования, основные положения которого кратко раскрыты в данной статье, заключается в следующем: в раскрытии философско-педагогических основ и сущности созданной К.Э. Циолковским концепции; ее взаимосвязи с гуманистической традицией русской педагогики; в выявлении национального и общечеловеческого начал антропокосмической концепции К.Э. Циолковского; в выяснении ее идеалов и ценностей, что имеет важное значение, на наш взгляд, для теории и практики реформирования современного образования. Осуществленный нами анализ архивных документов и материалов позволил раскрыть социально-педагогические проекты, разработанные К.Э. Циолковским, в частности его взгляды на общественное устройство и новую школу, способную воспитать «гражданина Вселенной».

Ключевые слова: национальные и общечеловеческие ценности, общество и школа, одаренные дети, «гражданин Вселенной».

Выдающийся учёный и педагог К.Э. Циолковский принадлежал к философскому течению русского космизма от которого, несмотря на специфичность созданной им космической философии и её составной части «космической педагогики» воспринял многие идеи. В центре антропокосмической концепции мыслителя - человек, его судьба и будущая жизнь, образование и воспитание, которые решаются Циолковским с учётом национальных гуманистических идей русской педагогики.

К.Э. Циолковского - философа и педагога, отличает устремлённость в будущее. Его педагогика, построенная на таких народных началах как любовь к Родине и родной природе, русской литературе и культуре, вместе с тем ориентирована на воспитание «человека космического», в котором национальное начало сочетается с общечеловеческим. Особенно много внимания в концепции учёного уделяется нравственному воспитанию человека в духе «космической этики», формирования у молодого поколения высоких нравственных идеалов и ценностей, которые он «понесёт во Вселенную», чтобы создать для «всех её жителей» «вечную, блаженную и счастливую жизнь», то есть жизнь без страданий, смерти, насилия над личностью.

Отечественному мечтателю и учёному грезилось Царство Правды, Добра, Разума и Справедливости, где все люди объединены в единый братский союз. В его представлении это была страна, где в основе отношений между людьми лежала любовь к каждому человеку. Циолковский стремился спасти человечество от насилия и угнетения, дать возможность обрести достойное существование и счастье.

Несомненно то, что думая о космическом будущем всего человечества, Константин Эдуардович оставался русским патриотом - учёным и педагогом, но мыслящим на широком общечеловеческом

фоне. Его душа кипела «миром идей». Мечтая помочь людям, он размышлял о неиспользуемой энергии Солнца, о законах движения ракеты, о новых формах государственного устройства и школы, об «эфирных островах» - жилищах человека в космосе, о новом интернациональном языке общения людей и многом другом. Основой его мечты, его фантазии была огромная напряжённая научно-исследовательская работа.

Патриот своего отечества Константин Эдуардович не сомневался в том, что именно Россия станет родиной космонавтики, что первым в космос полетит русский «богатырь, отважный, храбрый звездоплаватель», что создателем ракеты непременно станет русский инженер-изобретатель. Говоря о приоритете нашей страны в области авиации и космонавтики, Циолковский в 1935 году, в статье «Полёт в будущее» писал: «Всё, о чём я говорю, -слабая попытка предвидеть будущее авиации, воздухоплавания и ракетоплавания. В одном я твердо уверен - первенство будет принадлежать Советскому Союзу» [2, № 184].

Учёный как всегда оказался прав. В намеченной им программе развития космонавтики, содержащейся в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами», он предсказал, что в 1965 году человек выйдет в космическое пространство. Как мы знаем теперь, Циолковский почти не ошибся в своих прогнозах: первый космонавт планеты, смоленский лётчик Юрий Алексеевич Гагарин совершил свой полёт на космическом корабле «Восток» в 1961 году. Возвратившись из космоса, Гагарин, удивляясь дару научного предвидения учёного, рассказывал: «...сейчас, вернувшись из полёта вокруг Земли, я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный учёный всё то, с чем только довелось встретиться, что пришлось испытать на себе. Многие, очень

252

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

© Касаткина С.Н., Реймер М.В., 2015

Взаимосвязь национальных и общечеловеческих ценностей..,

многие его предположения оказались совершенно правильными» [6, № 104, с. 3].

К.Э. Циолковский конечно понимал, что такое общее дело как освоение космического пространства обязательно «объединит все лучшие умы человечества», что решать наиболее значимые для всех жителей нашей планеты проблемы наиболее целесообразно всем миром, путём «организации международного коллектива учёных, инженеров, изобретателей» [8, с. 20-21].

Так, в книге «Вне Земли», он собирает вместе всех известных в мире учёных-гениев, пришедших к идее полёта в космос «в результате разочарования в людях, не поддерживающих их идеи» и поэтому проводивших свою работу в тайне от человечества, скрываясь в одном из замков в отрогах Гималаев, то в повести «Космические путешествия» участниками и инициаторами полёта в космическое пространство становятся «... советские люди, молодые, в возрасте от 25 до 40 лет, все выходцы из рабочих и крестьян, для которых наука стала средством служения обществу и государству». «Общая характеристика моих героев, - писал Циолковский, - ясна из того, что все они... пролетарии, ... Они пробились к жизни, благодаря своей энергии, труду, способностям и поддержке Советского правительства... Оно предложило им все возможности, все силы государства и полную свободу посвятить себя одной высокой цели» [3, с. 119].

Скромный, полуглухой учитель школы, годами не получавший признания и поддержки, писал: «Тяжело работать в одиночку многие годы при неблагоприятных условиях и не видеть ниоткуда ни просвета, ни поддержки» [1, с. 6].

Его настроения заметно улучшилось после Октябрьской революции, когда отношение к учёному со стороны советской власти стало меняться к лучшему. Ему была установлена пожизненная персональная пенсия «ввиду особых заслуг учёного-изобретателя» перед Россией, созданы условия для работы. «При Советском правительстве, - писал Константин Эдуардович, - обеспеченный пенсией, я мог свободнее отдаваться своим трудам и почти не замеченный прежде я возбудил внимание к своим работам» [14, с. 136].

Характерно то, что Циолковский, как писал он сам, «встретил революцию сдержанно в силу своего почтенного возраста» (ему тогда было 60 лет), тем не менее после этих событий, почувствовав прилив творческих сил и стремление быть полезным Родине, написал около 2/3 своих научных и социально-педагогических работ и проектов. За 17 лет после революции Циолковский опубликовал 100 работ и оставил 450 рукописей.

«Работать, работать, работать, - призывал Константин Эдуардович, - во имя блага человечества и прежде всего на благо молодой Советской республики» [4, с. 56].

Патриотизм учёного проявился не только в написании большинства своих работ, но и в активном участии в общественной деятельности. «Чтобы не даром есть хлеб, быть полезным молодой Советской республике и приобщать себя к более живой деятельности, вносить вклад в общее дело», Циолковский «.взялся читать в народном университете лекции по философии знания и социального устройства человечества» [10, с. 24]. Как только была организована Социалистическая Академия общественных наук (июль 1918 года) Циолковский «заявил о себе» - послал в Академию свою автобиографию и план своей будущей работы: «Социальное устройство человечества», основные положения которой легли в основу ряда его «социалистических» работ: «Будущее Земли и человечества», «Общественная организация человечества» и т.п.

Константин Эдуардович приветствовал те перемены, которые происходили в русском обществе и школе, его радовали новые новаторские подходы к образованию, связанные с идеями свободного воспитания, разного рода экспериментами в области педагогики. Как положительный факт учитель Циолковский отмечал, что школа стала более демократичной и гуманной. «Меня радовала свобода преподавания, отсутствие экзаменов и отметок, товарищеские отношения с учащимися» [9, с. 8] - писал он.

Циолковский считал себя «по природе и характеру революционером и коммунистом» [14, с. 11], имея в виду свои «реформаторские стремления», направленные на демократические преобразования общества и школы, о чём свидетельствуют его работы и социально-педагогические проекты.

Высокие патриотические чувства, проникнутые общечеловеческими замыслами и интересами, Циолковский искренне выразил за несколько дней до своей смерти: «Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперёд. До революции моя мечта не могла осуществиться». Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям Циолковский завещал Родине .

Особенно ярко национальное и общечеловеческое начала антропокосмической концепции учёного и педагога проявляются в его социально-педагогических взглядах и проектах, где национальные идеи возвышены до уровня общечеловеческих и даже космических, вселенских масштабов.

Истоки внимания Циолковского к национальным проблемам напрямую связаны с социальными утопиями, с его собственными мировоззренческими и ценностно-нравственными ориентациями. Как известно, молодость учёного пришлась на 70-е годы XIX века, когда в русском обществе, особенно в среде интеллигенции были сильны идеи и влияние народничества, составляющего особое явление русской культуры и идеологии, нашедшее отражение в произведениях художественной литературы, публицистике, философии, истории и других науках.

В работах «Общественный строй» (1917-1918), «Устройство людей на Земле» (1918), «Идеальный строй жизни» (1917), так и оставшихся невостребованными, Константин Эдуардович доказывал, что сделать жизнь лучше, разумнее, человечнее не только возможно, но и настоятельно необходимо.

В 1916 году Циолковский издал примечательную брошюру «Горе и гений», в которой изложены его давние мысли: «Если бы были отысканы гении, то самые ужасные несчастья и горести, которые кажутся нам неизбежными, были бы устранены» [8, с. 26].

Он мечтал создать свою республику - «сообщество учёных, представляющее собой нечто большее, чем объединение людей одной профессии». В педагогическом плане в высказанных мыслителем идеях ценным является мысль о том, что необходимо обратить особое внимание на воспитание одарённых, талантливых людей, на воспитание у человека «спокойствие духа». Он говорил о необходимости создания хороших условий жизни для людей, прежде всего для того, чтобы освободить их «от печальных дум, горестей, грязи, бесцельной жизни», что будет способствовать «свободной работе мысли, возникновению творчества» [8, с. 26]. Во всех этих высказываниях национальное отчётливо звучало в тексте, но общечеловеческое никогда не приглушалось ни в нём, ни в подтексте.

В своих воспоминаниях дочь учёного Любовь Циолковская отмечала: «К самодержавному строю отец относился отрицательно, но сил, которые его смогут свергнуть, не видел. К террористической борьбе партии «Народной воли» и позднее боевиков относился скептически... Войну считал безумием и начинающих её ненавидел всем своим существом... Также возмущался и смертными казнями» [15, с. 182]. Это высказывание подтверждает ранее сформулированный тезис о том, что наиболее острые проблемы национального характера рассматривались великим русским мыслителем в тесной связи с проблемами общечеловеческими.

В изменении общественных условий жизни учёный-гуманист больше надеялся на роль образования и просвещения, на научно-технический прогресс.

Общественно-политические взгляды Циолковского отличались гуманистической направленностью, патриотизмом и интернационализмом. Для него была характерна вера в справедливое общественное устройство и надежда на его достижение.

Не только с позиций национальных, но и общечеловеческих Циолковский выступал против насилия над человеком, заявляя, что «...Нельзя неволить, мешать передвижению, бить, калечить и убивать людей» [8, с. 24]. Его возмущало отсутствие в России таких элементарных прав человека, как «право на образование всяких обществ, не имеющих целью насилие; на свободу передвижения», призывал ликвидировать «всякие границы

и паспорта» как насильственные и недопустимые действия по отношению к людям.

Пока не создан идеальный общественный строй, основанный на свободе личности, учёный и педагог предлагал обратить внимание на школу и образование, которые помогут человеку стать совершенным, направят его образование на поиск путей лучшего социального устройства, счастливой жизни. «Счастливая жизнь, - по мнению Циолковского, - это тихое, постепенное, гармоническое развитие всех человеческих сил без напряжённого, мучительного труда, на пользу всего живого» [7, с. 11]. В этих словах проявляется величие ненасильственных общечеловеческих идей гуманиста Циолковского, порождённых острыми национальными проблемами. Он надеется на мудрость и разум человека, на то, что школа поможет понять своим воспитанникам «лучшее социальное устройство», то есть даст им в этом плане необходимые знания и «социальный опыт», где не будет места «насилию, страху, угрозам и наказаниям» [11, л. 1-2об.].

Константин Эдуардович, работая над проектом русской школы - школы будущего, отмечал, что её главная цель заключается в том, чтобы «научить быть гражданином» [11, л. 1].

Во взглядах русского учёного-педагога понятие «гражданин» связывается не только с воспитанием любви к Родине, через знание её истории, языка, культуры, но и расширяется до рамок космического масштаба. Циолковский в своей антропокосмиче-ской концепции вводит и такое понятие как «гражданин Вселенной». Это - совершенная личность, у которой национальные чувства сочетаются с общественными, «космическими» чувствами, с осознанием своей ответственности не только за судьбу планеты, но и за судьбу «всех жителей Вселенной».

«Гражданин Вселенной», по мнению Циолковского, хорошо знает и «историю Космоса, законы его развития». Кроме того, это активная творческая личность, которая своей разумной преобразовательной деятельностью способна установить на Земле и в Космосе справедливый мир, основанный на законах нравственности и «космической этики».

Сам себя Константин Эдуардович называл «гражданином Вселенной» [10, с. 26] тем самым подчёркивая свою связь с окружающим миром, с Космосом и всем человечеством. Его мысли, его труды и проекты обращены не только к русскому народу, но и ко всему земному человечеству, которое в его антропокосмической концепции выступает единой и сплочённой силой, направленной на освоение космического пространства во имя достижения счастливой жизни для каждого.

Созданная им антропокосмическая концепция имеет как национальное, так и общечеловеческое содержание. Русский учёный - космист и педагог отрицал всякого рода национализм и шовинизм. Много писал о воспитании человека в духе люб-

Взаимосвязь национальных и общечеловеческих ценностей..

ви и братства с другими народами. Рассматривая Россию как неотъемлемую часть всего земного человечества, как средоточие мировых духовных и нравственных ценностей, Циолковский выражал уверенность в том, что дальнейшее развитие России по пути исторического и культурного прогресса, по которому она идёт «усиленно и напряжённо», исключит национальную замкнутость.

«На нашей планете, - оптимистически утверждал он, - исчезнут войны, национальная рознь и конфликты, воцарятся дружба, сотрудничество, взаимопонимание, братство народов» [7], что составляет, как считал Константин Эдуардович как национальные, так и общечеловеческие ценности. Их утверждение и явится утверждением национальной индивидуальности, в которой каждая личность получит полное развитие.

Осуждая национальную рознь и войны как «величайшее бедствие и варварство», он писал: «Каждый человек должен быть проникнут высшими идеями, ведущими всех людей к счастью и совершенству. Таковы мысли о единстве и братстве всех народов» ... «.Земля должна быть объявлена общим достоянием» - утверждал Циолковский.

По мнению дочери учёного, Любови Константиновны, «отец был глубоким интернационалистом, но ведь это не исключает и любви к Родине. И он для неё больше всего работал. С целью распространения просвещения в массах он стремился писать популярно, избегая по возможности иностранных слов. С этой целью он даже математические формулы стремился изображать русскими буквами. Свои сочинения и изобретения он отдал Родине...» [8].

Национальное и общечеловеческое начала проявляются и в идее Циолковского о создании единого для всех народов языка общения, способствующего пониманию друг друга. Сама мысль о необходимости создания такого языка, сближающего народы, была высказана Константином Эдуардовичем ещё в повести «Вне Земли». Она вытекала из его основной идеи - идеи о едином космическом человечестве. Циолковский писал о том, что «...какое может быть братство всех народов, если вследствие различия языков мы друг друга не понимаем».

Перспективы развития и организации человеческого общества в будущем, несомненно побудили Циолковского заняться этой важной проблемой, которой он посвятил специальную работу «Общечеловеческая азбука, правописание и язык» (Калуга, 1927 г.). В ней учёный предлагал единый алфавит «удовлетворяющий большинство передовых народов», который был бы «принят понемногу всеми» [12, с. 3]. Этот вопрос он рассматривает и в работе «Моя пишущая машинка» (Калуга, 1928 г.).

Осознавая, что это слишком длительный путь развития, Циолковский создаёт на основе русских и латинских слов алфавит и азбуку, «простые

и удовлетворяющие большинство народов». Цель этой работы он видел в том, чтобы «дать ключ к чтению на всех других языках», что приведёт к сближению народов и распространению языков.

В создании такого «международного общечеловеческого» языка учёный и педагог видел могучее средство сплочения людей разных национальностей, действенное орудие овладения научными знаниями во имя «высших идей, ведущих всех к счастью и совершенству» [8, с. 1].

В наше время эта идея приобретает новое звучание. Международным языком общения становится компьютерный язык, дающий возможность каждому через международную систему Интернет приобщиться к сокровищнице мировой культуры и образования.

У Циолковского общечеловеческие идеалы сочетались с глубоким национальным сознанием. Как мыслитель и педагог он сформировался не только под влиянием русской космической философской мысли, но и русской природы, в которой черпал силы и вдохновение: «Я люблю большие русские просторы и моё одиночество в них», -делился Циолковский своими впечатлениями с А.Л. Чижевским, часто приезжавшим в Калугу. «Лучшие мои мысли всегда рождаются на вольном воздухе... Нигде нет такой природы, как природа России» [14, с. 70] .

Русская природа служила для Константина Эдуардовича источником вдохновения, к ней, к природе, «чувствуя прилив вдохновения», шёл учёный «поделиться новыми мыслями», «выговориться», «вслух».

Как педагог он понимал, что воспитанию таких национальных и общечеловеческих качеств как любовь к Родине, лучше всего способствует близость к родной природе. Думая над проектом русской школы - школы будущего, он представлял её школой в природе, «окружённой возделанной землёй, садами и полями» [11, д. 386, л. 1].

Учитель Циолковский стремился познакомить своих учеников с красотой родной природы, воспитать бережное к ней отношение, стремление познать законы природы.

Любовь к Родине - это высшее патриотическое качество человека, как считал Циолковский, начинается с любви к родной русской природе, с первых впечатлений, полученных в раннем детстве от общения с ней. Поэтому и стремился учитель со своими учениками проводить как можно больше времени на лоне природы. «После занятий учитель водил нас на берег реки, - вспоминали ученики Циолковского, - катал нас на самодельной лодке-самоходке, показывал как с помощью изготовленного им угломера измерять расстояния, запускал шары, объясняя необходимый при этом материал, рассказывал о звёздных мирах... Было так увлекательно, интересно, что захватывало от восторга дух» [14, с. 209]. Такие уроки оставляли сильное

впечатление, будили мысль, развивали детскую фантазию и творчество, которые особенно ценил учитель Циолковский, воспитывали у них чувство любви к родной природе и Родине.

Константин Эдуардович обращал внимание на то, что под влиянием родной природы у ребёнка не только лучше развиваются внешние органы чувств, - эти «окна и двери в открытый мир» (как называл их Циолковский), но и интенсивнее идёт формирование сознания, идей. «Чем раньше возраст, - писал он, - тем образование идей усиленнее, прочнее, обильнее и приятнее. (Вернее - впечатлительность почти от нуля растёт, достигает в некоторый период детства максимума)... Отсюда любовь к природе: к воздуху, ручейку, реке, морю, полю, лесу, растениям и животным. Всё это, как источник образования идей, доставляет удовольствие тем большее, чем моложе человек» [11, д. 380, л. 42].

Говоря о важности воспитания «гражданина своей Родины» через формирование у него любви к родной природе, учёный и педагог расширяет это понятие до общечеловеческого уровня, подчёркивает необходимость бережного отношения ко всей природе Земли.

Особое влияние на формирование патриотических чувств учёного оказала русская литература, как художественная, так и публицистическая, о чём писал в своей автобиографии Константин Эдуардович: «Читать я любил страстно и читал всё, что было и что можно было достать ... Из публичной библиотеки ... таскал научные книги и журналы ... Из журналов за все годы перечитал: «Современник», «Дело», «Отечественные записки». Влияние этих журналов на меня имело громадное» [14, с. 70].

Такие качества народа, как патриотизм и гражданственность, глубокое чувство любви к Родине, богатство творческой энергии, религиозная нравственность, уважение к науке, образованию, культуре и традициям свойственны всем людям, считал Циолковский, и являются приоритетными как национальными, так и общечеловеческими ценностями.

Циолковский в своей антропокосмической концепции наметил грандиозную программу преобразования нашей планеты во имя всех людей. В работе «Будущее Земли и человечества» он предлагал более решительно использовать в интересах человечества энергию Солнца для освоения пустынь и превращения их в цветущие сады; укротить и покорить водную стихию морей и океанов; заняться выведением новых видов растений и животных. Циолковский был уверен в том, что в недалёком будущем человечество с помощью достижений в области научно-технического прогресса «осуществить грандиозное преобразование всей Земли в единое общечеловеческое хозяйство».

«Преобразовав Землю, а затем всё околосолнечное пространство человечество распространится в космосе как носитель разума и счастья. В этом,

как считал Циолковский, и состоит высшая миссия и цель существования человечества, его национальное и общечеловеческое достоинство» [7, с. 152].

Антропокосмическая концепция Циолковского, гармонично сочетающая в себе национальное и общечеловеческое начала, несомненно, построена с учётом исторически сложившихся социально-экономических, политических и культурных условий России, оказавших своё влияние на формирование мировоззрения учёного. Все наиболее значимые достижения духовной жизни России, её культуры, литературы, науки и техники, в той или иной степени посредством отражения их в содержании трудов и социально-педагогических проектов Циолковского приобретают национальное значение и направлены на формирование «гражданина» своего Отечества.

Но специфика концепции Циолковского заключается и в том, что он решает проблему воспитания патриота и гражданина не только в плане национальном, но и в общечеловеческом, поэтому расширяет это понятие до космических, вселенских масштабов, утверждая необходимость воспитания человека и как «гражданина Вселенной».

Библиографический список

1. Голоушкин В.Н., Костин A.A., Леонтьев П.И. Жизнь, отданная науке. - Тула: Приокск. кн. изд-во, 1968. - 163 с.

2. Газета «Коммуна». - Калуга. - 1935. -18 авг. - № 184.

3. Желнина Т.Н. Творческие материалы к научно-фантастической повести К.Э. Циолковского «Космические путешествия» // Труды XXI, XXII Чтений Циолковского. - М., 1988. - 119 с.

4. Зотов В. У истока космической эры. - Калуга: Калужское изд-во, 1962.

5. Мыслитель, учёный, гражданин // Знамя. -1986. - 17 сент.

6. Рассказывает Юрий Гагарин // Правда. -1961. - 14 апр. - № 104.

7. Циолковский К.Э. Будущее Земли и человечества. - Калуга, 1926.

8. Циолковский К.Э. Вне Земли. - Калуга: Изд-во АН СССР, 1920.

9. Циолковский К.Э. Гондола металлического дирижабля и органы его управления. - Калуга, 1918.

10. Циолковский К.Э. Горе и гений // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. - М., 1992.

11. Циолковский К.Э. Какой тип школы желателен? // Архив РАН. - Ф. 555. - Оп. 1. - Д. 386. - Л. 1-2 об.

12. Циолковский К.Э. Общечеловеческая азбука, правописание и язык. - Калуга, 1927.

13. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. -Калуга: Золотая аллея, 2002. - 147 с.

14. Циолковский К.Э. Черты из автобиографии. - Калуга, 1932.

15. Циолковская Л. Его жизнь // К.Э. Циолковский: Сборник. - М.: Редиздат Аэрофлота, 1939.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.