© 2006 г. Ж.Д. Дармилова, Ю.С. Колесников
ЛОКАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: МЕТАМОРФОЗЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
В современной экономической литературе в процессе анализа характера и содержания влияния глобализации на региональную экономику, ее отдельные структуры и процессы, выдвинуты две фактически противоположные гипотезы о роли территориальных (локальных) ресурсов в современной экономике.
Первая из них состоит в том, что в условиях перехода к информационному обществу (экономике знаний), формирования в развитых странах нового технологического уклада, ценность традиционных (территориальных) ресурсов - нефти и других видов сырья, неквалифицированной рабочей силы, промышленного потенциала - падает не только относительно, но и абсолютно [1]. «В условиях глобализации ... сырье и полуфабрикаты становятся все менее и менее значимыми для производственного процесса» [2, с. 76]. «Обеспеченность региона собственными природными или трудовыми ресурсами больше не является важным конкурентным преимуществом в условиях, когда эти ресурсы можно приобрести на глобальных рынках по сходным с внутренними ценам» [3, с. 81].
Вторая гипотеза подчеркивает возрастание в условиях глобализации значимости невоспроизводимых территориальных ресурсов (к которым, разумеется, относятся нефть и другие сырьевые ресурсы), их конкурентоспособности и локальных преимуществ [4].
«Основным фактором, определяющим конкурентоспособность и экономическое благополучие региона. остается ресурсный потенциал» [5, с. 35].
Этот теоретический дискурс на самом деле отражает сложность и противоречивость экономической природы и экономических форм включения в хозяйственный оборот локальных (территориальных) ресурсов в контексте доминирования мировых рынков и микрохозяйственных связей.
Эта проблема тем более требует внимательного теоретического анализа, так как судьбы периферийных экономик (к которым относится и большая часть Юга России) оказываются, таким образом, в значительной степени зависимыми от характера локальных ресурсов, их воспроизводственных функций и конкурентоспособности на межрегиональных и мировых рынках.
Применительно к условиям российской экономики следует обозначить две тенденции, принципиально изменившие в процессе рыночных трансформаций экономический статус (и содержание) локальных территориальных ресурсов.
Первая - это формирование свойства открытости региональных рынков ресурсов, превращение локальных ресурсов в товар, способных производить стоимость и прибыль, выступать в качестве объекта конкурентных отношений на межрегиональных и глобальных рынках.
Вторая - это приход глобальных корпораций и сетевых структур в российские регионы, превращающие ограниченные, невоспроизводимые территориальные (локальные) ресурсы в ресурсы глобальной экономики и создающие, таким образом, совершенно новую ситуацию в региональном развитии - глобализация придает региону статус субъекта микрохозяйственной системы и мировых конкурентных процессов. С этого момента и возникает эта теоретическая проблема различения и идентификации глобальных и локальных ресурсов в процессе анализа регионального воспроизводственного процесса и влияния на него глобальной экономики.
Появление глобальных ресурсов как доминирующего фактора воспроизводства на всех уровнях экономики (макро-, мезо-, микро-) позициирует не менее значимый статус локальных (территориальных) ресурсов, значительная часть которых относится к нево-зобновляемым ресурсам и по мере развития глобализации (а значит интернационализации, унификации, стандартизации ресурса - товара) возрастает значение уникальных невоспроизводимых ресурсов и уникальных территориальных условий хозяйствования, способных не только выступать в качестве конкурентного фактора производства, но и воспроизводить доход по типу монопольной ренты.
Одной из ее форм является рента по положению, реализующая уникальные преимущества экономиче-ско-географического и геополитического положения региона в национальной или глобальной системе координат, заключающаяся в совокупности межрегиональных и внутрирегиональных различий в затратах и доходах, в которых фиксируются экономические результаты прошлых капитальных вложений в инфраструктуру.
Глобализация территориальных ресурсов и их воспроизводства приводит к необходимости переоценки самого содержания понятия «территориальные ресурсы».
Сегодня понимание ресурсов как средств, идущих на производство товаров и услуг [6], источник и возможности [7], в том числе и правовые [8], является уже неточным и устаревшим.
Ресурсы, в том числе и локальные (территориальные), во-первых, могут производить (и производят) в современной экономической системе не только товары, но и общественные блага (внешние эффекты (ex-ternalibies) и общественные товары (public goods), которые образуют главную продукцию региональных систем). Они по определению, содержащемуся в глоссарии Всемирного банка, в противоположность частным благам, неконкурентоспособны, так как потребление такого блага одним человеком не сокращает количество благ, доступным другим, и носят неис-ключающий характер. Однако, главная миссия обще-
ственных благ - социальное воспроизводство населения региона, создание благоприятных общих условий такого воспроизводства, где система рыночных отношений не может, в силу доминирования частных интересов, реализовать этот процесс. Однако, уровень инфраструктурной обустроенности региона (дороги, теплосети, коммуникации) и качество социальной инфраструктуры относятся к числу бесспорных ресурсных факторов конкурентоспособности регионов [9]. И как таковые, опосредованно, во «вторичной», так сказать, форме эти общественные блага включаются в рыночные отношения в контексте межрегиональных и глобальных экономических процессов.
Во-вторых, локальные ресурсы, обладающие особыми, уникальными свойствами, (включая и этнический их «окрас») которые отличают их от стандартных, унифицированных товаров, конкурентными механизмами глобальных рынков превращаются в товары, приносящие дополнительный доход - монопольную ренту. Их «локальность» - неповторимость, ограниченность, «привязанность» к уникальным территориальным условиям, которые нельзя воспроизвести в другом месте - придает им, таким образом, дополнительные конкурентные преимущества. Фирмы, производящие и продающие свою продукцию в глобальных масштабах, вынуждены развивать локальные связи, во-первых, производя и совершенствуя свой товар в конкретных локальных условиях и, во-вторых, изымая сырье для своих глобальных символов из локальных культур, благодаря чему эти символы получаются живыми, яркими, хорошо продаются [10].
Большинство исследователей к территориальным относят природные ресурсы, основные производственные фонды, землю, трудовые, финансовые и информационные ресурсы [11]. Процесс производства опирается в значительной степени на использование трудновоспроизводимых или просто невоспроизводимых природных ресурсов, объем которых невозможно изменить в течение огромного периода времени, так как ресурсные их характеристики (т. е. способность быть использованными в хозяйственном обороте в качестве товара или общественного блага) полностью детерминированы данным уровнем экономического и технологического развития общества. К подобным факторам воспроизводства относятся разведанные запасы топлива и сырья, другие природные ресурсы - площади сельскохозяйственных земель, объемы чистой воды, а в последнее время - и воздуха [12].
Некоторые авторы придерживаются расширительной трактовки производственных ресурсов, и к их числу относят экономическую среду, инвестиционный климат, научно-технический прогресс, предпринимательские способности людей, свойства самих территориальных ресурсов - их комплексность, взаимодополняемость, взаимозаменяемость, а также новые виды территориальных ресурсов - структурный и социальный капитал, нематериальный капитал предприятий, имидж региона и его географическое поло-
жение [13], капитальные ресурсы (валовые сбережения, не используемые для инвестиций) [14].
Такие - «расширительные» - трактовки территориальных ресурсов отражают функциональное смещение всей системы общественного воспроизводства к такому его новому типу, где ключевыми факторами выступают, наряду с природо-вещественными, информационно-интеллектуальные, социально-сетевые и другие институциональные факторы общественного воспроизводства (включая факторы-символы: брэнд региона, его культурно-историческая символика, инвестиционный рейтинг и т.п.) Каждый из видов территориальных (локальных) ресурсов в процессе движения по фазам общественного воспроизводства, частично оседает в доходах субъектов хозяйствования, использующих эти ресурсы, и частично превращается в доходы региона как субъекта социального воспроизводства в форме бюджетных ресурсов, формирующихся через систему налогов.
Рассмотрим экономические формы потребления регионом основных видов территориальных ресурсов: основные производственные фонды, природные ресурсы, земля, финансовые и информационные ресурсы.
Основные фонды предприятий, размещенных на конкретных территориях, как в своей пассивной, так и в активной части, экономически являясь базой налогообложения (налоги на имущество), в региональном воспроизводственном процессе выступают непосредственно в форме дохода бюджета, получаемого от налога на имущество. Косвенно основные фонды предприятий, участвуя в качестве фактора производства в создании прибыли, оседают в регионе в экономической форме налога на прибыль предприятий, а также в виде их налоговых отчислений в социальные фонды (пенсионный, медицинского страхования, социальный).
Природные ресурсы (ландшафт, климат, полезные ископаемые, природные объекты и т. п.), локализованные на определенной территории, с одной стороны, являются основой существования традиционных форм хозяйствования, составляя средства производства для домашних хозяйств, с другой, - часть их превращается в главный предмет и основную доходную статью национальной и региональной экспортной политики (нефть, газ, металлы и т.п.) и выступают в форме природной ренты, улавливаемой и глобальными игроками-корпорациями, и государством, региональными субъектами хозяйствования и частными лицами (через систему налогообложения и т.п.).
Земельные ресурсы территории (абсолютно новый с точки зрения отечественной практики ресурс хозяйствования) включаются в экономический оборот через различные формы аренды и рентных доходов (рентных платежей, ставок земельного налога и т.п.), составляющих значимую часть доходов региональных бюджетов, и в этом виде включающиеся в процесс регионального воспроизводства.
Практика включения земли в хозяйственный оборот опирается на заинтересованность региональной
администрации максимально активизировать коммерческое использование территориальных ресурсов как наиболее устойчивый источник бюджетных поступлений (в том числе через канал продажи прав собственности на землю, кредитование под залог земельной собственности).
Трудовые ресурсы региона, значительная часть которых не обладает характеристиками качественных (уникальных) территориальных ресурсов, превращаются в доступный и дешевый товар, источник налоговых поступлений (подоходный налог) и инвестиционных ресурсов (часть доходов и сбережений населения, аккумулируемых банками).
Мобильность и универсальность финансовых ресурсов, формирующихся из различных источников на территории региона, делает их самодостаточным источником дохода, постоянно действующим механизмом перераспределения доходов и прав собственности.
Финансовые ресурсы региона, участвующие в воспроизводственном процессе, концентрируются в бюджетных и внебюджетных средствах региональных администраций. Они весьма диверсифицированы и включают: собственные финансовые средства хозяйствующих субъектов, в том числе предприятий, собственником которых является субъект федерации или муниципальное образование, финансовые средства кредитно-финансовых организаций, а также общественных организаций и учреждений, занимающихся некоммерческой деятельностью на территории региона, финансовые средства населения и региональной администрации [11]. Для региональных администраций основным источником финансовых ресурсов являются доходы регионального бюджета и через каналы трансферов - федерального бюджета.
Однако, существующий механизм перераспределения налогов, получаемых с территорий, (в том числе и с субъектов хозяйствования, использующих в производстве не ввезенные, а местные, локальные территориальные ресурсы) большую часть их аккумулирует в центре.
По оценкам многих специалистов [15], централизация налогово-бюджетных полномочий крайне высока даже по меркам унитарных государств. Территориальные органы управления лишены возможности самостоятельно управлять формированием основного объема поступающих в их бюджеты доходов и жестко зависят от бюджетно-налоговой политики вышестоящих уровней.
Основные источники доходов территориальных бюджетов, являющиеся результатом перераспределения их на федеральном уровне, находятся вне сферы решений, принимаемых территориальными органами власти: они не могут влиять ни на базу, ни на ставки основной части поступающих в их бюджет доходов [15]. И в этой своей части финансовые ресурсы, включаемые в региональный воспроизводственный процесс, имеют характеристики общенациональных глобальных ресурсов.
Географическое положение региона, (в том числе инфраструктура, организующая территорию) как локальный ресурс реализуется в форме «ренты по поло-
жению» (геоэкономическая рента - основной источник дохода от системной прибыли в многомерном коммуникационном пространстве, образующаяся на основе высокой рубежной энергетики и за счет неоднородности экономики постиндустриальных и развивающихся стран) [16], являющейся экономической формой реализации совокупности межрайонных и внутригородских различий затрат и доходов, в которых фиксируются экономические результаты капитальных вложений в инфраструктуру [17].
Все виды территориальных ресурсов, таким образом, с точки зрения своего кругооборота в процессе производства можно разделить на две категории:
- локальные территориальные (территориальные «по происхождению»), включенные в региональный воспроизводственный процесс [18], институционально связанные локальными (территориальными) условиями функционирования (правовыми нормами, инфраструктурой, системой правомочий и ответственностью региональных структур управления, формами собственности региональной или муниципальной и т.п.) и выполняющие функцию воспроизводства общественных товаров, экстерналиев, человеческого капитала и обустройства территории;
- глобальные территориальные (часть локальных ресурсов), превращающиеся в результате деятельности макроэкономических и глобальных субъектов хозяйствования в глобальные ресурсы, обслуживающие воспроизводственные циклы за пределами локалитета («Низкая стоимость труда или трудовых ресурсов, емкий внутренний рынок - все эти преимущества называют локальными «прозрачными ресурсами», которые могут быть мобильно использованы глобальными фирмами и стремление получить доступ к ним является двигателем глобализации и глобальных фирм. Эту тенденцию можно назвать глобализацией локальных ресурсов») [19]. Этот вид территориальных ресурсов, приобретая на мировых рынках черты конкурентоспособного товара (глобальных ресурсов), порождает доход в виде монопольной ренты, перераспределяемой между центром и регионом через систему межбюджетных отношений, финансово-налоговых процедур и т. п., частично «возвращаемый» в качестве финансовых ресурсов обратно в состав локальных ресурсов регионального развития.
В то же время, часть территориальных ресурсов, реально участвующих в региональном воспроизводстве (имущество, денежные сбережения населения, предпринимателей, товары массового спроса, товары и услуги общественного сектора), используются в хозяйственной деятельности и потреблении домашних хозяйств в системе социальных сетей и неформальных связей и отношений.
К числу локальных ресурсов следует также отнести ресурсы экономической среды территории, ибо совокупность материальных и нематериальных условий (правовых, институциональных, инфраструктурных) для бизнеса и жизнедеятельности населения составляет необходимый элемент регионального воспроизводства.
Таким образом, к локальным ресурсам относятся исходно привязанные к территории материальные и нематериальные средства для производства товаров и общественных благ или включенные в их состав «извне» через систему трансакций (бюджетно-налоговые и другие каналы) институционально и пространственно связанные ресурсы, участвующие в региональном воспроизводственном процессе (как относительно самостоятельной части макроэкономического цикла).
Из этого вытекает, что главная проблема обеспечения регионального воспроизводства ресурсами состоит в механизмах институционального «связывания» и территориальных, и глобальных (в том числе национальных) ресурсов, создании на территории регионов эффективных механизмов аккумулирования имеющихся и доступных извне территориальных и глобальных ресурсов для производства общественных благ и услуг, воспроизводства территории как конкурентного товара.
Экономическим содержанием такого институционального «связывания» локальных ресурсов является капитализация их сравнительных преимуществ (конкурентоспособности) в процессе интеграции регионов в мирохозяйственные отношения, прежде всего в сферах энергетики, транзитного, аграрного, природоре-сурсного потенциалов, т.е. превращение этих преимуществ в источник добавленной стоимости и объекты инвестиционной активности глобальных компаний.
Конкурентоспособность локальных ресурсов, способных к капитализации, почти всегда связана с физическими ограничениями. Применительно к региону ограниченным ресурсом являются сама территория, трудновоспроизводимые (или невоспроизводимые уникальные) природные ресурсы, средства и ресурсы инфраструктурной обустроенности территории (дороги, инженерное обустройство, коммуникации, электро-, тепло- и водоснабжение и др.), а также человеческие ресурсы с выдающимися качествами.
Проблема институционального связывания территориальных ресурсов, их капитализация и превращение в средства регионального воспроизводства особенно актуальна для республик Юга России, нерешенность которой является ключевой причиной их отставания от макроэкономической динамики России. Типичным представителем этого региона является Карачаево-Черкесская Республика (далее Республика), которая расположена в северных предгорьях Большого Кавказа. На западе она граничит с Краснодарским, на севере и северо-востоке - со Ставропольским краем, на востоке с Кабардино-Балкарской Республикой. На юге ее территория проходит по Главному Кавказскому хребту и граничит с Грузией и Абхазией, составляя 14,3 тыс. км2 и включая в себя равнинные, горные и предгорные зоны. Горная зона составляет 80 % всей ее территории. Территориально-административно Республика делится на 8 районов и 2 города. Численность населения - 434,5 тыс. чел., из них 44 % проживает в городах и 56 % - в сельской
местности, представляя более 70 народностей и национальностей.
К потенциально конкурентоспособным локальным ресурсам КЧР можно отнести прежде всего ее уникальные природные условия и полезные ископаемые, высокие экологические кондиции ее предгорных и горных территорий.
Климат в Республике умеренно тёплый, в горах расположены широко известные центры международного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта -Домбай, Теберда, Архыз. Через хребет к побережью Черного моря ведут Марухский и Клухорский перевалы.
Недра богаты рудными и нерудными полезными ископаемыми. Разведаны месторождения меди, цинка, вольфрама, полиметаллических руд, каменного угля, цементного сырья, гипса, облицовочного и строительного камня (мрамор, серпентинит), силикатных и строительных песков, огнеупорных, керамзитовых и кирпичных глин, минеральных красок (сурик), строительной и технологической извести, гравия.
Нерудные материалы имеются в больших объемах и служат хорошей сырьевой базой для развития в республике промышленности строительных материалов.
Определенное промышленное значение имеет добыча медно-колчеданных руд с высоким содержанием меди и сопутствующего цинка. Главное месторождение - Урупское, а в настоящее время разведаны еще 6. Основным меднодобывающим предприятием в отрасли является Урупский горно-обогатительный комбинат. Кроме золота и серебра, имеются значительные запасы полиметаллических руд (Худесское месторождение), некоторые из них содержат медь, цинк и кобальт, разрабатывается Кти-Тебердинское месторождение вольфрама.
Республика обладает большими запасами пресных минеральных и термальных лечебных вод. Потенциал экологически чистых уникальных водных ресурсов является важнейшим конкурентным ресурсом и формирует значительные преимущества ее перед другими регионами. В настоящее время в республике изучены более 200 источников минеральных и питьевых вод. Здесь насчитывается около 130 высокогорных озер ледникового происхождения, множество горных водопадов, 172 малых и больших рек. Из них самые крупные: Кубань, Большой и Малый Зеленчук, Уруп, Лаба. Построена и действует система Большого Ставропольского канала, являющаяся источником водоснабжения для Ставропольского края.
Флора насчитывает более 200 видов лекарственных растений, многие из которых образуют промысловые заросли в экологически чистых районах. В настоящее время Республика является одним из наиболее крупных поставщиков дикорастущего лекарственного сырья и готовой продукции для фармацевтических предприятий Российской Федерации.
На территории Республики располагается часть Кавказского государственного биосферного природного заповедника. В целях сохранения, воспроизвод-
ства и восстановления численности редких и ценных видов животных организовано 9 заказников.
Общая площадь лесного фонда республики составляет 432 тыс. га, запас древесины на корню - 82 млн. м3. По ее запасам Республика занимает 2-е место в ЮФО после Краснодарского края.
Количество земель, используемых землепользователями, занимающимися сельским хозяйством составляет 567,8 тыс. га, в том числе под пашнями было занято 144 тыс. га.
Почвенно-климатические условия позволяют развивать важнейшие отрасли сельского хозяйства: производство и переработку зерновых, сахарной свеклы, овощей, мяса, молока, шерсти. Вегетационный период на севере Республики продолжается 182 дня, что благоприятно для сельского хозяйства.
Однако, как показывает анализ, территориальные ресурсы Республики в силу неразвитости рыночно-институциональной структуры и замкнутости региональных и местных рынков не модифицируются в глобальные ресурсы, не могут в полной мере обеспечивать региональный воспроизводственный процесс, а бюджет, не покрывая часть издержек по производству необходимых для социального воспроизводства общественных благ и услуг, является дотационным (дотации из федерального бюджета составляют до 70 % консолидированного бюджета).
Имеющиеся локальные ресурсы институционально не связаны, вследствие чего 47 % населения занято в неформальном секторе экономики и до 50 % его доходов находятся в «тени» и «полутени» [20].
И ситуация здесь не может быть изменена даже масштабными инвестиционными вливаниями в основные фонды, модернизацию производств до тех пор, пока имеющиеся в регионе локальные (территориальные) ресурсы не примут в результате осуществления институциональной модернизации рыночной среды, реализации социально ориентированных корпоративных стратегий и рыночно ориентированной государственной экономической политики форму качественных конкурентных ресурсов.
Ключевым фактором для создания институциональных условий экономического роста и развития конкурентоспособности локальных ресурсов может стать коррекция действующего механизма перераспределения при-одной и территориальной ренты в сторону его приоритетной ориентации на расширенное воспроизводство качественной среды, социальное и инфраструктурное обустройство регионов, а не территориальное наращивание стоимости отдельных ресурсодобывающих предприятий (это похоже на рецидивы, инерцию системы затратной экономики России 80-х гг. ХХ в.), что фактически стимулирует действующая в настоящее время система налогообложения в сырьевых отраслях (налогообложение «с тонны» добытого сырья).
Именно качество жизненной среды региона, как показывает опыт развитых стран, уже прошедших стадию пространственной реструктуризации своих экономик, определяет уровень конкурентоспособности региона в геоэкономическом пространстве.
Следовательно, локальные ресурсы региона, конвертируемые с помощью эффективной системы перераспределения территориальной ренты (доход от использования качественных локальных ресурсов) и государственной регионально ориентированной экономической политики в качественную социальную среду (инфраструктуру и т.п.), могут стать основой роста его конкурентоспособности.
Наряду с уникальными невоспроизводимыми природными ресурсами региона, локальным ресурсом региона является его население, трудовые ресурсы, обладающие ключевыми качествами и современными квалификациями (компетенциями).
Поэтому, ответственная стратегия деятельности крупных корпораций и сетевых структур, приходящих в регион и использующих его локальные ресурсы, предполагает устойчивое пропорциональное инвестирование отраслей сферы социальных услуг (образования, здравоохранения, ЖКХ), обеспечивающих конкурентоспособность его трудовых ресурсов.
Соответственно, с точки зрения интересов региона, предпочтительными являются те производства и виды хозяйственной деятельности, которые не разрушают социальную среду, а эффективно используют ее ресурсы (в том числе и традиционных хозяйственных укладов), перераспределяя в свою пользу территориальную ренту, превращая регион в открытую рыночную систему и включая его локальные ресурсы в систему глобальных товарных и финансовых потоков.
Вследствие этого, главным направлением превращения локальных ресурсов экономики Республики в глобально-конкурентные могут быть определены диверсификация и структурная модернизация ее территориально-хозяйственного комплекса на основе корпоративных и кластерных форм использования локальных ресурсов, включая ресурсы традиционных хозяйственных укладов (домашних хозяйств), формирование товарно-логистических цепей, институциональных механизмов привлечения глобальных ресурсов в экономику региона, развитие региональной инфраструктуры (дороги, коммуникации, электроэнергетика).
Структурная модернизация территориально-хозяйственного комплекса связана с активизацией использования инвестиционно-финансовых ресурсов региона.
Активизация инвестиционного процесса, необходимость институционального «связывания» инвестиционно-финансовых ресурсов требует развития в регионе всего комплекса институциональных субъектов: коммерческих банков, объединенных фондов банковского управления, паевых инвестиционных фондов, инвестиционных компаний, инвестиционно-заемной системы (региональных и муниципальных), страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, жилищно-ипотечных агентств, лизинговых компаний, корпоративных структур, международных фондовых бирж.
Кроме того, инвестиционный процесс в соответствии с национальным проектом «Доступное жилье» концентрируется на решении ключевых задач разви-
тия социальной сферы: активном развитии ипотечного кредитования строительства и приобретения жилья и личного автотранспорта, а также среднесрочного корпоративного и потребительского кредита на приобретение дорогостоящей бытовой техники, приборов, оборудования, электроники, что также содействует институциональному «связыванию» локальных ресурсов региона.
Важный и пока не в полной мере используемый локальный ресурс инвестиционного процесса - долгосрочные накопления населения.
Превращение долгосрочных накоплений населения в финансовые ресурсы инвестиционного процесса осуществляется на основе привлечения свободных средств домохозяйств институциональными субъектами - коллективными операторами рынка инвестиций, в том числе - паевыми инвестиционными фондами, инвестиционными компаниями с их акциями, регионально-муниципальными инвестиционно-
заемными системами с облигациями их займов, объединенными фондами банковского управления с дивидендами на переданные в траст активы, коммерческими банками со сберегательными депозитными сертификатами и эмитируемыми ими выпусками купонных облигаций и привилегированных акций с фиксированным дивидендом [20].
Государственное стимулирование возникновения территориально-производственных кластеров на базе уникальных территориальных ресурсов, например, в области производства экологически чистой продукции, разлива минеральной воды, курортно-рекреа-ционных и туристических услуг целесообразно осуществлять с помощью формирования коммуникационных площадок для потенциальных участников этих кластеров, их консолидации через ассоциативные формы предпринимательства, реализации программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведения совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий и т. п.
Существенное значение для эффективного использования трудовых ресурсов имеет повышение пространственной и квалификационной мобильности населения с помощью институционально-правовых механизмов - развитие рынка жилья и поддержка ипотечных программ, создание условий для ведения предпринимательской деятельности, реализации программ профессиональной подготовки кадров, обустройство мигрантов в районах вселения и т.п.
Указанные приоритетные механизмы институционального «связывания» локальных ресурсов и превращающие их, таким образом, в конкурентные ресурсы на национальных и глобальных рынках, создают предпосылки для включения Республики в современные модернизационные процессы, преодоления замкнутости и депрессивности ее социально-экономического развития.
Литература
Карачаево-Черкесская государственная академия, Ростов1
1. Матюшок В.М. Проблемы стратегии экономического развития России в условиях глобализации. М., 2003. С. 18.
2. Соколенко С. Производственные системы глобализации. Киев, 2002. С. 76.
3. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕ-ИС, 2004.
4. Лексин В. Феномен конкурентоспособности в условиях глобальной экономики (О серии монографических работ Н.Я. Калюжновой) // Российский экономический журнал. 2005. № 4.
5. Валитова Л. Факторы регионального роста // Доклады РЕЦЭП в российско-европейском центре экономической политики. 2004. № 3. С. 35.
6. Экономика и право: энциклопедический словарь Габлера. М., 1998. С. 163.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968. С. 670.
8. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1133.
9. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий М., 2005. С. 173.
10. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализации - ответы на глобализацию. М., 2001. С. 87.
11. Колесникова Н.А. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М., 2000. С. 7.
12. Лисин В.С., Узяков М.Н. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. М., 2002.
13. Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.И. Управление ресурсным потенциалом. М., 2005; Минченко М.М. Актуальные проблемы ресурсного обеспечения территориального развития в РФ // Проблемы прогнозирования, 2004. № 3; «Ресурсный капитал экономического роста». М., 2002. С. 64, 66.
14. Регионализация в развитии России. Географические процессы и проблемы. М., 2001. С. 106.
15. Минченко М.М. Актуальные проблемы ресурсного обеспечения территориального развития в РФ // Проблемы прогнозирования. 2004. № 3. С. 71-72.
16. Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. М., 2004. С. 83.
17. Пчелинцев О.С. Региональные условия экономического рынка // Проблемы прогнозирования. 2004. № 3.С. 64.
18. Территория служит естественной ареной воспроизводства.
19. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М., 2004. С. 80.
20. Колесников Ю.С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России // Экономический вестник РГУ. № 2. 2003.
21. Кугаев С.В. Инвестиционные императивы трансформации денежных сбережений населения в финансовые ресурсы посткризисного развития экономики. Ростов н/Д, 2005.
государственный университет 31 марта 2006 г