Научная статья на тему 'Локализуйся или умри. Перспективы развития локального фармпроизводства в России'

Локализуйся или умри. Перспективы развития локального фармпроизводства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЕ ФАРМКОМПАНИИ / ОНЛС / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Локализуйся или умри. Перспективы развития локального фармпроизводства в России»

РШШииМ итоги 2009 года

Виктор ДМИТРИЕВ, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП)

Локализуйся или умри.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНОГО

ФАРМПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Еще 3—5 лет назад открытие зарубежными фармкомпаниями собственных производств на территории России были единичными случаями: одной из первых иностранных фармкомпаний, открывших производство на территории РФ, стала компания Гедеон-Рихтер, 2003 г. — открытие завода кРМ, 2006 — Hemofarm-Обнинск, 2007 — Сердикс (группа компаний Сервье).

По количеству прозвучавших намерений об открытии зарубежными компаниями заводов на территории Российской Федерации 2009 г. стал рекордным. О своих планах построить фармпроизводства в России в прошлом году объявили такие серьезные игроки Big Pharma, как Никомед, Новартис, Астра Зенека, Ново Нордиск. Уже под занавес прошлого года не просто анонсировала, а сообщила о завершенной сделке по приобретению 74% российского ЗАО Биотон Восток фарм-корпорация Санофи-авентис. По словам председателя рабочей группы по локализации производств Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Йостейна Да-видсена, 25 фармкомпаний, входящих в ассоциацию, готовы создавать заводы по производству лекарственных препаратов в России уже в ближайшее время. Каждая из компаний намерена потра-

тить от 50—70 млн. евро. В целом со стороны зарубежных фармигроков было озвучено намерение инвестировать в российское фармпроизводство около 1 млрд. евро.

В чем причина такого повышенного интереса к российской фарме? Тому видится несколько причин. Во-первых, темпы роста российского фармрынка. По оценкам DSM Group объем фармацевтического рынка России к 2020 г. утроится и составит около 36 млрд. долл. Поэтому, учитывая динамику и объем рынка России и стран СНГ, производственная площадка в России — это возможность гибко реагировать на растущий спрос и оперативно поставлять продукцию, в том числе в страны СНГ.

Во-вторых, бесспорно, драйвером решений со стороны штаб-квартир мировых фармгигантов об инвестициях в российское фармпроизводство стала

Виктор Дмитриев

разработка Стратегии развития российской фармотрасли до 2020 г. Как известно, локализация на территории РФ высокотехнологичных производств лекарственных препаратов определена как одно из основных мероприятий по развитию российской фармпромыш-ленности (2008—2013 гг.). Крайне важно отметить, что среди прочих стимулирующих мер в Стратегии предусмотрены преференции для локальных игроков в госзакупках, которые уже сейчас достигают 40% объема российского рынка. Первая ласточка в этом вопросе — приказ №427 Минэкономразвития о предо-

; I

•V

АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) была основана в 2002 г. АРФП объединяет ведущие российские фармпредприятия, на долю которых приходится более 55% лекарственных средств, выпускаемых в стране, около 40% экспорта, более 70% отечественных лекарственных средств в программе ОНЛС (ДЛО). Деятельность Ассоциации призвана содействовать повышению конкурентоспособности отечественной фармацевтической отрасли и способствовать интеграции отечественной

фармацевтической промышленности в мировой рынок при сохранении и увеличении производственного и финансового потенциала предприятий отрасли. АРФП является членом Торгово-промышленной палаты РФ, активно сотрудничает с профильными федеральными государственными органами власти: Минздравсоцразвития России, Росздравнадзором, Минпромторговли РФ, Комитетом Государственной Думы РФ по охране здоровья. Представители АРФП входят в Совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве РФ. По итогам 2007 г. АРФП заняла первое место в номинации «Общественная организация» Открытого конкурса профессионалов фармацевтического рынка «Платиновая Унция».

ЛОКАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

ставлении 15% преференции для продукции локальных производителей при государственных закупках. В-третьих, региональные власти стали создавать особые экономические зоны с готовой инфраструктурой, так называемые фармкластеры. О подобных проектах заявили представители Ярославской, Ленинградской, Калужской областей, Алтайского края. Думаю, что кульминацией и в определенной степени гарантией серьезности намерений государства стал тот факт, что, выступая с обращением к Федеральному собранию в октябре 2009 г., Президент РФ Дмитрий Медведев впервые назвал развитие медицинской техники, технологии и фармацевтики важнейшим направлением модернизации российской экономики. Однако, на мой взгляд, процессы открытия зарубежными компаниями фармпроизводств на территории РФ, скорее, будут не активными, а на уровне деклараций о намерениях, т.к. инвестиционный климат меняется медленно, реальных мер по созданию экономических преимуществ для участия инвесторов в развитии современного фарм-производства пока нет, но есть целый ряд административных препонов. Прежде всего — длительная и, что еще хуже, непрозрачная процедура регистрации лекарственных средств. Прогнозировать сроки регистрации оказывается практически невозможно, а работать в таких неопределенных условиях для бизнеса — всегда повышенные риски. Известны примеры, когда сроки регистрации и вывода препаратов на рынок подчас превышали сроки строительства этих площадок. С точки зрения развития контрактного производства тоже есть сложности, которые, с одной стороны, упираются в необходимость регистрации субстанций для локальных производителей (в отличие от импортеров), что приводит к увеличению длительности регистрации лекарственного средства, заставляет разработчиков дублировать представляемые документы. С другой стороны, согласно действующему законодательству препараты, производимые только для экспортных поставок, также подлежат обязательной регистрации,

что не стимулирует развитие контрактного производства на территории РФ и существенным образом ограничивает экспортный потенциал российских фармпроизводителей. Оба эти вопроса сейчас активно обсуждаются при прохождении законопроекта «Об обращении лекарственных средств» в Государственной думе.

Тем не менее очевидно, что потенциальные перспективы расширения доли на растущем российском фармрынке перевешивают отсутствие в настоящий момент механизмов поощрения участия инвесторов в процессе модернизации российской фарминдустрии. Поэтому, несмотря на все объективные сложности, инвестиционная привлекательность отрасли сохраняется. В 2009 г. значительно активизировались и российские игроки рынка, заявившие об инвестициях в создание фармпроизводств. ОАО Фармация (холдинг Феникс Групп) озвучила планы создания фармацевтического производства в Великом Новгороде с предполагаемым объемом инвестиций в 92,7 млн. долл. Фармкомпания Р-Фарм сообщила о строительстве в Ярославле завода по производству готовых лекарственных форм. С этой целью компания приобрела на областных торгах здание бывшего завода детского питания; планируемые инвестиции — около 48,4 млн. долл. Отечественные фармкомпании Фармстан-дарт и Лекко объявили о создании совместного биотехнологического предприятия Генериум, инвестиции в проект составят 65,6 млн. долл. В 2009 г. в Зеленограде был открыт завод фармконцерна Биннофарм (АФК Система).

Начало 2010 г. ознаменовалось еще целым рядом заявлений об инвестициях в расширение и модернизацию российского фармпрома.

Компания Герофарм — член АРФП — инвестирует 25 млн. евро в строительство фармацевтического завода в Санкт-Петербуге. На новом производстве Герофарм будет осуществляться выпуск как оригинальных российских препаратов компании, так и препара-тов-дженериков из числа жизненно необходимых и важнейших лекарствен-

итоги 2009 года РШШ1ШМ

ных средств (ЖНВЛС). Компания Био-кад объявила о своем намерении построить также в Санкт-Петербурге собственное производство в рамках создаваемого в регионе фармацевтического кластера по выпуску субстанций и лекарственных форм на основе монокло-нальных антител с объемом инвестиций более 20 млн. долл. США. Еще один член АРФП — компания Полисан — расширяет производство в 2 раза, планируя ввести новые мощности в IV квартале 2011 г. Компания Эском объявила о планах по созданию к 2015 г. производства лекарственных препаратов нового поколения стоимостью 3,7 млрд. руб.

В связи с активными процессами слияний и поглощений, начиная с покупки немецким концерном STADA компании Нижфарм в 2005 г., участниками рынка активно обсуждался вопрос — «А кого считать российским фармпроизводи-телем?».

Был найден всех устраивающий ответ — независимо от принадлежности капитала российским производителем по праву может считаться компания, имеющая производство на территории РФ. Учитывая активные процессы M&A на российском фармрынке, все чаще понятие «российский фармпроизводи-тель» заменялся на термин «локальный фармпроизводитель». Достаточно сказать, что 1/4 членов Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) — зарубежные компании, открывшие производства на территории РФ.

Сейчас разговоры о том, кто такой российский или локальный фармпроизво-дитель, получили новый виток. Многие зарубежные производители переносят в Россию неполный цикл производства препаратов, а лишь конечные стадии — упаковку и розлив, соответственно, все чаще стал подниматься вопрос о степени или «глубине» локализации и, как следствие, о необходимости градирования преференций в зависимости от степени переработки. Только в этом случае инвестиции будут в реальный трансфер технологий и ноу-хау, а не в финальные стадии производственного цикла — упаковку и розлив.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.