Научная статья на тему 'ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСВО КОРРЕКЦИИ ТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСВО КОРРЕКЦИИ ТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПОРИТМИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ. ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрусёва И.В.

В статье раскрывается актуальность исследования темпоритмической стороны речи у детей с проявлением общего недоразвития речи и эффективность использования логоритмики в коррекции темпоритмической стороны речи у данной категории детей.The article reveals the relevance of research pacerhythmic aspects of speech in children with manifestation of the general underdevelopment of speech and efficiency of logorhythmic, correction pacerhythmic aspects of speech in this category of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андрусёва И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСВО КОРРЕКЦИИ ТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Реконструкция Как можно изменить схему, конструкцию или

последовательность работы?

Развитие креативности напрямую связано с жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, с его межличностными взаимоотношениями. Расширив свой кругозор - став больше читать, путешествовать, общаться с интересными людьми - вы делаете большой шаг в сторону развития креативности своего мышления. Ведь креативное решение - это, по сути, результат сплетения различных знаний. [5]

Для формирования творческого мышления у студентов, прежде всего, им должен обладать сам педагог. Выбирая задания, важно уметь заинтересовать студентов; нестандартные, оригинальные вопросы и решения, новый взгляд на известные вещи, наверняка будут способствовать развитию креативности у учащихся.

Использованные источники:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

4. Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. - М.: 1986.

5. Мугаллимова С.Р.Эвристические приемы, как механизм формирования основ творческой деятельности у школьников.

6. Развитие креативности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //constructorus .ru/uspex/razvitie -kreativno sti.html

7. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. - 1996. - №6. - С.18-32.

Андрусёва И.В., к.п.н.

доцент

кафедра специального (дефектологического) образования ГБОУ РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСВО КОРРЕКЦИИ ТЕМПОРИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Аннотация: В статье раскрывается актуальность исследования темпоритмической стороны речи у детей с проявлением общего недоразвития речи и эффективность использования логоритмики в коррекции темпоритмической стороны речи у данной категории детей.

Ключевые слова: логоритмика, темпоритмическая сторона речи. общее недоразвитие речи.

Annotation: The article reveals the relevance of research pacerhythmic aspects of speech in children with manifestation of the general underdevelopment of speech and efficiency of logorhythmic, correction pacerhythmic aspects of speech in this category of children.

Keywords: logorhythmic, pacerhythmic aspect of speech, general underdevelopment of speech.

Актуальность исследования. Современное состояние модернизации специального образования в России характеризуется объединением научных поисков и усиленным вниманием к углубленному изучению особенностей общего, психического и речевого развития детей с нарушениями развития с целью обеспечения индивидуальной траектории развития каждого ребенка с учетом его психофизических особенностей, возможностей, способностей, интересов и тому подобное. Это требует от специалистов всех отраслей сопровождения детей, поиска новых идей, методологий и технологий эффективной помощи, поддержки и максимально возможного развития ребенка для его успешного социального и личностного становления.

В процессе логопедического воздействия традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в учебно-воспитательном процессе, и в процессе целенаправленной коррекции. Логоритмика, по нашему мнению является доступной и нетрадиционной формой коррекции речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Проблема изучения составляющих темпоритмической стороны речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В. Артемов, В. И. Бельтюков, Л.Н. Блохина, Л.В. Бондарко, А.А. Брызгунов, И.А. Зимняя, А.И. Исенина, М.И. Красногорский, М.С. Трубецкой, С.Н. Цейтлин, Н. Черемисина, Л.В. Щерба и др.) и в логопедии (А.Ф. Архипова, Л. И. Белякова, А.П. Ермакова, О. Лаврова, Л. Лопатина, А.С. Орлова, И.А. Поварово, Л.А. Позднякова, Р.К. Потапова, А.Ю. Ромась, З.Н. Серебрякова, А.Ф. Чернопольська, В. Чиркин, М.К. Шеремет, А.В. Ястребова и др.). Актуальность этих исследований обусловлена тем, что именно просодические характеристики обеспечивают интонационную выразительность речи и играют важную роль в реализации коммуникативной функции речи. Именно с помощью просодических компонентов человек передает не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.

Анализ специальной литературы показывает недостаточную разработанность методической системы диагностики и преодоления нарушений темпоритмической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Г.А. Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в «... реабилитационную

методику воспитания, лечения и обучения лиц с различными нарушениями развития, особенно в отношении к людям с речевыми патологиями». Основной целью логоритмики является преодоление нарушений речи путем развития и коррекции двигательной сферы [1].

Представление о логоритмическом воспитании детей с проблемами речи основывается на трудах отечественных и зарубежных ученых (Н. Александровой, А. Волковой, В.А. Гринер, Э. Жак-Далькроза, В.А. Кондратенко, З.П. Ленов, Т.С. Овчинникова, Е.В. Оганесян, К. Орфа, Е.Ф. Рау, С.Д. Рудневой, Ю.А. Флоренского и др.). Ученые сформулировали основные принципы осуществления коррекционного логоритмического воздействия: уравновешивание деятельности нервной системы, точность дозирования раздражителей (темпа, ритма, динамики музыки и слова, согласование индивидуального и коллективного ритма воспитанников, развитие способности к сосредоточению; учета возрастных особенностей для осуществления отбора материала).

По мнению многих авторов логоритмика - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа для детей с речевыми нарушениями была более эффективной [1].

Большое значение для коррекции общего недоразвития речи у детей имеет логоритмика. Она является своеобразной формой терапии, средством воздействия в комплексе методик [4; 5].

Коррекция общего недоразвития речи - это тяжелый и длительный процесс, эффективность которого зависит от комплексного взаимодействия специалистов, сочетание различных подходов к преодолению этой патологии. Большое внимание изучению этого вопроса уделяли такие известные ученые: Г. А. Волкова, Н. Александрова, Л. С. Выготский, М. Е. Хватцев, Т. Б. Филичева, Т. А. Власова, Р. Е. Левина, Е. Ф. Соботович, В. В. Тарасун, М. К. Шеремет и др.

В отечественной логопедии под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимается такая патология речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, которая характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы [6].

Для большинства детей с ОНР характерно замедленное развитие моторной деятельности. Двигательная недостаточность проявляется в: неуверенности при выполнении отдельных движений; снижении скорости; общей неуклюжести; дискоординации при выполнении сложных движений; затруднениях при выполнении серии движений; значительных трудностях при выполнении действий по словесной инструкции; воспроизведении последовательности элементов движений [7].

Например, у детей возникают значительные трудности в процессе ритмического движения под музыку, передачи мяча на незначительное

расстояние, перекатывании мяча из одной руки в другую руку, подпрыгивание на левой и правой ноге, и тому подобное. При выполнении заданий у всех детей заметна недостаточность самоконтроля.

Также у детей с ОНР отсутствует чувство ритма, темпа, обедненная мимика. Поэтому выполнение движения или серии движений по словесной инструкции вызывает наибольшие трудности [6].

У них слабо сформированы процессы слухового восприятия и воспроизведения. Видимо, именно по этой причине дети плохо различают и воспроизводят звуки по высоте и продолжительности, движение мелодии вверх и вниз. Работая с детьми, имеющими недоразвитие речи, педагоги выделяют у них низкий уровень сформированности музыкально-ритмических способностей.

Большинство исследователей и практиков, работающих над данной проблемой, считают необходимым - комплексное изучение темпоритмической стороны речи детей с общим недоразвитием речи и использование эффективных приемов и средств коррекции общего недоразвития речи. Одним из таких средств, на наш взгляд, является логоритмика, которая сочетает в себе коррекционно-педагогическую и лечебно-оздоровительную работы, направленные на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка с ОНР, и оздоровления организма в целом.

Использованные источники:

1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

2. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. - СПб. : Сайма, 2000. - 45 с.

3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - М .: Просвещение, 1998. - 367 с.

4. Лопухина, И. С. Речь. Ритм. Движение. / И. С. Лопухина. - СПб. : Дельта, 2003. - 150 с.

5. Найдич, В. М. Использование логоритмические приемов в коррекционной работе. / В. Н. Найдич, Л. И. Конюк // Логопед. - 2014. - №3. - С. 28-30.

6. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 375 с.

7. Шеремет, М. К. Логопедия: учебник / М. К. Шеремет. - М. : Издательский Дом «Слово», 2010. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.