Научная статья на тему 'ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА / ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА / ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурованая Нонна Николаевна, Курбангалиева Юлия Юрьевна

В статье раскрываются возможности логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, представлена структура и содержательная основа логоритмических занятий с детьми данного речевого расстройства.The article reveals the possibilities of logopedic rhythms in working with children of older preschool age with phonetic and phonemic underdevelopment of speech, presents the structure and content basis of logorhythmic classes with children of this speech disorder.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурованая Нонна Николаевна, Курбангалиева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 376

Психолого-педагогические науки

Мурованая Нонна Николаевна, канд.пед.наук, доцент, зав.кафедрой, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

Курбангалиева Юлия Юрьевна, канд.пед.н., доцент, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: В статье раскрываются возможности логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, представлена структура и содержательная основа логоритмических занятий с детьми данного речевого расстройства.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, речевые расстройства, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, логопедическая ритмика, логоритмические занятия.

Annotation: The article reveals the possibilities of logopedic rhythms in working with children of older preschool age with phonetic and phonemic underdevelopment of speech, presents the structure and content basis of logorhythmic classes with children of this speech disorder.

Key words: children of senior preschool age, speech disorders, phonetic and phonemic underdevelopment of speech, speech therapy rhythmics, logorhythmic classes.

Необходимость создания эффективных условий для полного раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка, становления его как личности

предполагает развитие у него коммуникативных способностей, с помощью которых ребёнок познаёт мир в его целостности и разнообразии, усваивает и создаёт культурные ценности.

Овладение речью - это сложный процесс, который напрямую зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Актуальность данной проблемы подтверждена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [9], в котором определены требования к образовательной деятельности по речевому развитию детей.

При этом анализ научных источников позволяют утверждать, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речевого развития по разным причинам (повышение частотности общих заболеваний детей, дефицит общения с детьми в семьях, чрезмерное присутствие в жизни ребёнка компьютера или телевидения, заменяющих живое общение, плохая экология и др.). Проанализировав ситуацию, можно констатировать, что среди детей, в речи которых прослеживаются нарушения, большую часть составляют дети шестого года жизни с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее ФФНР), что является одним из наиболее распространённых речевых недостатков.

В научной литературе отражено немало исследований, посвящённых фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

На наш взгляд, более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР может способствовать использование в рамках коррекционной работы логопедической ритмики, которая способствует развитию артикуляционных, темпо-ритмических, интонационно-мелодических навыков речи детей старшего дошкольного возраста. Именно это направлено на развитие фонематического восприятия и улучшению правильного звукопроизношения, а также общей и

мелкой моторики, координации движений.

Но, несмотря на достаточную теоретическую проработку обозначенной нами проблемы, недостаточно представлено полное и системное методическое обеспечение коррекционной помощи детям старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием логопедической ритмики.

Данное противоречие побудило нас к постановке цели статьи: рассмотреть возможности логопедической ритмики в коррекции звукопроизношения и формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Становление фонетико-фонематической стороны речи детей протекает поэтапно с момента рождения ребёнка. До пяти лет жизни проявляющиеся нарушения в звукопроизношении и фонематическом восприятии при сохранном интеллекте являются ещё физиологическими, возрастными недостатками речи. Если эти недостатки проявляются и дальше, в старшем дошкольном возрасте, то они уже относятся к патологическим дефектам, оставшимся в речи детей по причине педагогической запущенности или продиктованные индивидуальными особенностями детей. Соответственно, речь таких детей требует коррекционной помощи. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение коррекционной работы в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Соответственно психофизиологической основой возникновения и развития речи является ряд совместно функционирующих анализаторов, и в первую очередь речеслухового и речедвигательного анализаторов. Ряд авторов определяют фонетическую сторону речи как произношение звуков в результате работы всего речедвигательного аппарата [10]. Также под фонематической стороной речи понимают способность дифференцировать фонемы родного языка.

Соответственно, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка и до пяти лет этот

процесс завершается. Проявляющиеся после шести лет нарушения в становлении звуковой стороны речи являются паталогическим дефектом. Речь таких детей требует логопедической коррекционной помощи с целью преодоления фонетико-фонематических нарушений. Среди данных нарушений необходимо выделить следующие: недифференцированное произношение пар или групп звуков (один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трёх других звуков); замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющими поэтому меньшую произносительную трудность для ребёнка (звуки, сложные для произнесения, заменяются более лёгкими, которые характерны для раннего периода речевого развития); смешение звуков (неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах).

На наш взгляд, более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств у старших дошкольников может способствовать проведение в рамках коррекционно-логопедической работы специально организованных занятий для детей шестого года жизни с ФФНР, которые включают упражнения логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика подразумевает коррекцию координации речи и движений. Такая согласованность движений и речи благоприятно влияет на состояние мышечного тонуса, поскольку освобождает от эмоциональной и двигательной зажатости, помогает регулировать ритм речи, координировать дыхание, артикуляцию, голос, содействует как профилактике, так и преодолению речевых расстройств.

Логопедическую ритмику как сильное дополнительное средство для действенной работы по коррекции различных нарушений речи позиционируют Е.А. Алябьева [2], Г.И. Анисимова [3], Е.С. Анищенкова [4], Г. А. Волкова [6], А. Е. Воронова [7], Е.В. Кузнецова [8] и др. Данные авторы указывают на такое направление в развитии речи детей: развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением;

воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики, включающая в себя способы логопедического, музыкально-ритмического и физиологического воспитания. Её почвой считаются речь, музыка и движение. Вследствие этого её задача - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии детей при помощи сочетания текста и движения. Музыка, движение и текст создают вероятность безгранично варьировать способы движений и слова коррекционных упражнений, исходя из совокупных логопедических задач, с учетом специфичности речевых нарушений.

Представим примерную схему занятий по логопедической ритмике, согласно рекомендациям Г.А. Волковой [6]:

1 часть - музыкально-ритмическая разминка. Далее добавляется организационный момент (построение, приветствие), ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на регуляцию мышечного тонуса и упражнения под счёт.

2 часть - основная, которая сориентирована на преодоление речевого нарушения и продолжение ведущей логопедической работы методом логоритмики. Сюда включаются упражнения для регуляции дыхания, голоса, артикуляции с включением мимической гимнастики, певческие упражнения, пение песен и стихов, мелодекламация.

3 часть - двигательная разрядка. Упражнения на становление движений и перемещений, упражнения с элементами танца. Работа над ощущением темпа и ритма. Перестроение с речевыми поручениями.

4 часть - завершающая. Нормализация дыхания и работы сердца. Упражнение на дыхание и ходьбу.

Обязательным условием проведения логопедической ритмики считается подключение наибольшего числа речевых заданий. Музыкальное аккомпанемент выполняет не только «ритмическую» функцию, но и создает

конкретное эмоциональное настроение, может помочь почувствовать всю красоту произведения.

Обратимся к особенностям проведения логоритмических занятий с детьми шестого года жизни с ФФНР. Обобщение рекомендаций учёных и практиков [1, 2, 3, 4, 5, 6] позволил выделить примерную схему занятий, которая построена с учётом равномерного распределения психофизической нагрузки:

1 часть - вводная, включает в себя ниже представленные части.

1) Вводная ходьба. Настраивает на бодрый лад, организует группу для проведения занятия.

2) Некоторые общеразвивающие упражнения: упражнения на различные виды ходьбы (с перешагиванием, змейкой, парами, ходьба на носках, на пятках); упражнения на определение направления и темпа движения (ходьба в такт музыки с изменением направленности, передача характера музыки разными походками и видами - косолапый мишка, заяц, волк).

3) Некоторые виды музыкально-ритмических упражнений: развивающие главные качества (переключаемость, стабильность, речевое и слуховое внимание); регулирующие мышечный тонус («Лёгкие и красивые ручки», «Игра с водой», «Радостные ножки», «На поляне»); направленные на становление координации движений и речи.

2 часть - основная, которая включает в себя:

1) Упражнение на становление дыхания и голоса: распевание гласных звуков с выполнением соответствующих движений; «музыкальная лесенка» -распевание кратких музыкальных фраз с различными слогами;

2) Музыкально-двигательные упражнения на координацию речи с движением;

3) Упражнения на становление тонких движений пальцев рук: на логопедическом речевом материале и неречевые;

4) Упражнения на становление речевых и мимических движений;

5) Музыкальная игра или хоровод на различном фонетическом или

лексическом материале.

3 часть- завершающая, включающая:

1). Завершающая ходьба размеренного характера, упражнения на расслабления;

2). Упражнения на восстановление дыхания.

На наш взгляд, проведение комплекса таких логоритмических занятий окажет положительное влияние на процесс коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Для реализации данного направления нами был разработан комплекс логоритмических занятий, направленных на преодоление фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста: развитие моторики речевого аппарата; формирование правильного произношения всех звуков родного языка, в том числе сложных для произношения с, с', з, з', ц, ш, ж, ч', л', р'; развитие фонематического восприятия в дифференциации с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р; формирование умения координировать движения со словами, ориентироваться в пространстве; развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи; развитие правильного дыхания, общей и мелкой моторики, умения напрягать и расслаблять мышцы; развитие зрительного, слухового и двигательного внимания, памяти.

Логоритмические занятия должны проводиться поэтапно с частотностью в одно занятие в неделю, в первую и вторую половину дня. Темы занятий должны быть обусловлены принципом планирования образовательной работы по лексическим темам в дошкольном учреждении. На наш взгляд при проведении логоритмических занятий надо соблюдать следующую структуру и содержательную основу:

1. Организационный момент, введение детей в игровую ситуацию согласно лексической теме занятия.

2. Подготовительная часть, которая включает вводные двигательные упражнения.

3. Музыкально-ритмическая часть, включающая двигательно-речевые упражнения на развитие чувства темпа и ритма, развитие координации речи с движениями.

4. Основная часть, где решаются задачи логопедической коррекционной работы, направленные на преодоление фонетико-фонематических нарушений речи согласно проводимого этапа образовательной работы с детьми. Эта часть наполнена упражнениями и играми на развитие двигательных и речевых умений; на развитие артикуляции; речевого дыхания; развитие голоса; интонационной выразительности речи; речевого дыхания; развитие мелкой и речевой моторики, мимики.

Также в основной части организуется различные виды игровой детской деятельности: музыкально-ритмические движения (хороводы); музыкальные и коммуникативные игры; подвижные игры со словами.

5. Заключительная часть, которая направлена на снятие эмоционального напряжения, формирование спокойного психоэмоционального состояния, комфортного психофизического настроя, регуляцию мышечного тонуса, переключение внимания детей на другие виды деятельности посредством упражнений на релаксацию; спокойной ходьбы; дыхательных упражнений, способствующие успокоению; игрового самомассажа.

Представим упражнения, которые используются в логопедической работе по формированию коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста при проведении занятий.

В подготовительной части занятия проводятся вводные упражнения, то есть ходьба и маршировка в разных направлениях. Такая ходьба предполагает формирование навыков менять движения ходьбы разными способами: по кругу по одному друг за другом, по двое, небольшой группой; для усложнения стояла задача формировать навыки обходить намеренно предметы, которые выполняли роль «препятствия», придерживаться направления, которое выбрано изначально, перестраиваться в шеренги, линейки, двигаться, повернувшись спиной, двигаться вправо-влево, назад, к середине и т. п.

Следующая, музыкально-ритмическая часть занятия, направленная на развитие чувства темпа и ритма, развитие координации речи с движениями, включала двигательно-речевые упражнения. Например, в ходе игры «Разгони-ка тучи» решаются такие дидактические задачи: развитие интонационной устойчивости и эмоциональной выразительности пения, координированного с движениями. В игре используется такой музыкальный материал как мелодия с характерной звуковысотной линией.

В основной части занятия используются различные упражнения, непосредственно направленные на коррекцию звукопроизношения, фонематического восприятия и умений звукового анализа у детей шестого года жизни с фонетико-фонематическими нарушениями. Это должны быть упражнения артикуляционной гимнастики, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель данных упражнений — выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Могут проводиться артикуляционные упражнения, способствующие формированию наиболее сложных для правильного произношения звуков (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч', л', р'): «Заборчик», «Трубочка», «Заборчик - Трубочка», «Открыть - закрыть заборчик», «Непослушный язычок», «Блинчик», «Остудим блинчик», «Чистим нижние зубки», «Горка», «Трубочка», «Волшебная палочка». Также для формирования правильного произношения звуков могут проводиться дидактические игровые упражнения: «Произнеси так, как я», «Оркестр», «Назови и отгадай», «Магазин», «Комар», «Жуки», «Самолеты», «Эхо», «Паровоз», «Подскажи Петрушке звук», «Вот так произносятся звуки».

Необходимо проговаривание чистоговорок с детьми на каждом логоритмическом занятии, поскольку в силу своей природной ритмичности они являются эффективным средством автоматизации правильного

звукопроизношения, выработки чёткой дикции, умений координировать движение (рук, например) со словами по ритму и темпу. А также наличие в них большого количества сложных для произношения звуков в разных положениях в словах способствуют выработке правильного движения всех органов артикуляционного аппарата, заставляет детей прислушиваться к отрабатываемым звукам, отличать их от других, что способствует развитию фонематического слуха и слухового внимания, формирует чувства ритма, умение координировать речь и движение, улучшает произношение и дикцию.

При этом надо использовать потенциал игровых упражнений на формирование восприятия детьми слогового состава слов. Например, разные варианты игрового упражнения «Поймай слог». Слова для восприятия детьми слогового состава подбираются в зависимости от содержания лексической темы занятия. В ходе игры педагог произносит разные звуки, слоги, слова, ребёнок внимательно слушает. Как только ребёнок услышит [М], слог со [М], или слово со [М], он должен выделить его хлопком.

Примерный ряд звуков: [А] [С] [М] [Д] [М], [ К], [С] [М]...

Примерный ряд слогов: АП, ОМ, УП, НУ, ВУ, МА, МУ, МЫ...

Примерный ряд слов в игре: САД, НОС, МАК, КОТ.

Для развития интонационной выразительности речи на занятиях по различным лексическим темам необходимо подбирать игровые речевые упражнения, способствующие формированию умений использовать темп, ритм речи, тембр голоса: «Обезьянки», «Тихо - громко», «Пошли-поехали», «Произнесите так, как я». Такие упражнения, способствующие усвоению детьми темпа и ритма речи, проводились в сопровождении ритмичных движений, ритмичного музыкального сопровождения.

В ходе логоритмических занятий проводятся дыхательные упражнения, цель которых выработка правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Перед логопедом встаёт задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания. От правильного речевого дыхания во многом

зависит качество звучащей речи. Дыхательные упражнения проводятся в определённой последовательности:

- на развитие физиологического дыхания;

- упражнения без участия речи;

- дыхательно-голосовые упражнения на материале гласных звуков;

- дыхательно-голосовые упражнения на материале согласных звуков;

- дыхательно-голосовые упражнения на материале слогов;

- дыхательно-голосовые упражнения на материале слов;

- дыхательно-голосовые упражнения на материале предложений, фраз.

Приведем примеры используемых на занятиях фонопедических и

интонационно-фонетических упражнений для горла, которые способствуют усвоению фонетико-фонематической стороны речи, развитию качеств голоса (силы, высоты, насыщенность голоса, его полётности.

Например, упражнения для развития силы голоса: «Кошка и котёнок» дети «мяукают»: громко (как будто кот сидит рядом), тихо (кот за дверью), («Тихо - громко», «Далеко - близко»); для развития высоты голоса: высоким голосом мяукает маленький котёнок, низким голосом - старый кот. Для развития умений придавать голосу разную тембровую окраску проводятся речевые упражнения «Три медведя», «Теремок» и другие. Для развития умений использовать в речи разную интонацию голоса - вопроса, удивления, радости, гнева - игровые упражнения на интонационную выразительность речи (удивиться: «Ах!»; испугаться: «Ох!»; рассердиться: «Ух!»; огорчиться: «Эх!».

Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы:

1. Недоразвитие фонематического слуха приводит к нарушению звукового анализа слов, что усложняет в будущем процесс обучения детей шестого года жизни чтению и письму. Своевременное выявление детей с ФФНР и оказание им коррекционной логопедической помощи позволяет устранить данные речевые недостатки и подготовить детей к обучению к школе.

2. Занятия логопедической ритмикой являются средством

совершенствования и коррекции навыков звукопроизношения, формирования фонематического восприятия, умений звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

3. Логопедическая ритмика является важным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, фонематическом восприятии, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Библиографический список:

1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей/ Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с.

2. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 180 с.

3. Анисимова, Г.И. Логопедическая ритмика / Г.И. Анисимова. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2011. - Часть I. - 63 с.

4. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ, 2008. - 60 с.

5. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова; под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: «КАРО», 2015. - 212 с.

6. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г.А. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 272 с.

7. Воронова, А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет / А. Е. Воронова. - М.: ТЦ Сфера, - 2006. - 144с.

8. Кузнецова, Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Е. В. Кузнецова. - М.: Изд-во Гном

и Д, 2002. - 128с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]/ URL: http://www.firo.ru/?page_id=11678 (дата обращения 19.12.2022).

10. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.