Научная статья на тему 'ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ТЕМПО-РИТМИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПОНЕНТОВ / ЛОГОРИТМИКА / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS / TEMPO-RHYTHMIC SIDE OF SPEECH / THE DEVELOPMENT OF SPEECH COMPONENTS / LOGORHYTHMICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балашкина Е.Д., Лаврентьева М.А.

Автором обозначается актуальная проблема развития компонентов речи, а именно темпо-ритмической стороны у детей с выраженными речевыми недостатками. Предлагается вариант коррекционной работы с применением элементов логоритмики. Представлены рекомендации по реализации логоритмических занятий, направленных на развитие темпо-ритмической стороны речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Балашкина Е.Д., Лаврентьева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGOGRAPHIC AS A MEANS OF THE DEVELOPMENT OF THE TEMPO-RHYTHMIC PARTY OF THE SPEECH IN CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL DEFEATH OF SPEECH

The author denotes the actual problem of the development of speech components, namely, the tempo-rhythmic side in children with pronounced speech imperfections. A version of corrective work with the use of elements of logorhythmics is proposed. Recommendations on the implementation of logorhythmic exercises aimed at the development of the tempo-rhythmic side of speech are presented.

Текст научной работы на тему «ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

УДК 376.36-053.4(045)

Балашкина Е.Д. студент магистратуры 2 курса факультет психологии и дефектологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева научный руководитель: Лаврентьева М.А., к.пед.н.

доцент Россия, г. Саранск ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Аннотация: Автором обозначается актуальная проблема развития компонентов речи, а именно темпо-ритмической стороны у детей с выраженными речевыми недостатками. Предлагается вариант коррекционной работы с применением элементов логоритмики. Представлены рекомендации по реализации логоритмических занятий, направленных на развитие темпо-ритмической стороны речи.

Ключевые слова: дети с речевыми нарушениями, темпо -ритмическая сторона речи, развитие речевых компонентов, логоритмика.

Balashkina E.D. undergraduate 2 course faculty of psychology and defectology MGPI after M. Ye. Evsevyev Russia, Saransk Scientific adviser: Lavrentieva M.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor LOGOGRAPHIC AS A MEANS OF THE DEVELOPMENT OF THE TEMPO-RHYTHMIC PARTY OF THE SPEECH IN CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL DEFEATH OF SPEECH Abstract: The author denotes the actual problem of the development of speech components, namely, the tempo-rhythmic side in children with pronounced speech imperfections. A version of corrective work with the use of elements of logorhythmics is proposed. Recommendations on the implementation of logorhythmic exercises aimed at the development of the tempo-rhythmic side of speech are presented.

Key words: children with speech disorders, the tempo-rhythmic side of speech, the development of speech components, logorhythmics.

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста дошкольного возраста является нарушение речи. У большинства детей с нарушениями речи, по данным Е. Н. Винарской, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной и др., помимо нарушений лексико -грамматического строя речи в той или иной степени отмечается

неспособность оформлять свою речь просодическими элементами языка, то есть, сила голоса, темп ритм, интонация и др. Речь детей часто маловыразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности [2].

Логоритмические упражнения развивают функциональные системы ребенка с общим недоразвитием речи, его дыхание, голосовую функцию, возможности речевого аппарата, слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. В ходе выполнения логоритмических заданий дается возможность преодолевать проблемы в речи путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, позволяют детям глубже погрузится в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей [5] .

Библиографический анализ проблемы показал, что общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человек. Поэтому в целях комплексного исследования темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, использовались методики, предложенные Е. Ф. Архиповой, В. М. Акименко, Л. В. Лопатиной [2; 3].

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук; развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти; музыкальные музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами; развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве; развитие чувства ритма; логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения;

фонопедические упражнения; упражнения на развитие мимических мышц;

развитие эмоционально сферы; развитие мышечно-двигательной и координационной сферы; расширение активного словарного запаса детей [1;

5].

По окончании данной работы было проведено исследование, на котором изучили темпо-ритмическую сторону речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, после проведения специально организованной коррекционной работы, т. е занятий логоритмикой.

В результате исследования по методике Е. Ф. Архиповой,

В. М. Акименко и Л. В. Лопатиной, сравнивая данные методики, где мы видим, что показатель формирования темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР улучшился. Это свидетельствует о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР систематически и целенаправленно использовать логоритмику, то это позволит активизировать фонетическую, лексическую, грамматическую, монологовую, диалоговую, стороны речи - речь в целом.

Основываясь на данных, полученных в ходе исследования можно сделать следующие выводы. Методики Е. Ф. Архиповой, В. М. Акименко и Л. В. Лопатиной предложенные для диагностики удовлетворяет старшему дошкольному возрасту детей и полной мере отражает уровень и речевого развития. Комплекс логоритмических упражений и перспективный план, разработанный для формирования темпо-ритмической стороны речи, позволяют целенаправленно и эффективно активизировать речь детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня формирования темпо -ритмической стороны речи детей после проведения формирующего исследования показала положительную динамику развития темпо-ритмической стороны речи.

Использованные источники:

1. Ваганова, А. К. Темп речи как компонент интонации и работа по его совершенствованию в речи детей / А. К. Ваганова, Г. Е. Масловская // «Теория и практика современной науки», Международная (заочная) научно-практическая конференция (2017 ; г. Минск) [Электронный ресурс]. Международная (заочная) научно-практическая конференция «Теория и практика современной науки», 19 октября 2017 г., г. Минск (Беларусь) : : [материалы] / Ns§riyyat «Vüsst», Научно-издательский центр «Мир науки». -Электрон. текст. данн. (1,59 Мб.). - Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-R) - С. 156-160. - URL :

2. Лопатина, Л. В. Современные тенденции образования детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. В. Лопатина, С. В. Недоленко, С. Б. Яковлев // Логопедия. - 2015. - № 2. - С. 53-57. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24323943.

3. Морозова, А. П. Особенности организации темпо-ритмической стороны речи у детей с заиканием / А. П Морозова // Академия педагогических идей новация . - 2017. - № 6. - С. 107-114. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29733112.

4. Твардовская, А. А. Развитие просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами музыкальной терапии / А. А. Твардовская, Н. С. Тимошинова // Системная интеграция в здравоохранении. - 2016.- № 1 (27). - С. 42-49. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27716089.

5. Южакова, М. Э. Корррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников / М. Э. Южакова // Молодой ученый . - 2016. - № 7. - С. 346-349. - URL: https://moluch.ru/archive/111/27695/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.