Научная статья на тему 'Логопедическая работа с детьми подготовителной группы дошкольного образовательного учреждения в курсе музейной педагогики'

Логопедическая работа с детьми подготовителной группы дошкольного образовательного учреждения в курсе музейной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Логопедическое развитие дошкольников / курс «Музейная педагогика» / богородская игрушка в осмыслении детей 6 –7 лет. / Speech-language development of preschool children / the course «Museum education» / Bogorodskaya toy in understanding children 6–7 years.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Львовна

Цель настоящей статьи ― осветить и проанализировать опыт работы коллектива дошкольного учреждения в русле развития речи. Основной метод ― диалоговые занятия с консультацией логопеда. Результат ― расширение лексического поля подопечных с включением осознанной терминологической речи изобразительно-художественного направления. Выводы ― логопедическая работа в курсе «Музейная педагогика» на базе детского дошкольного учреждения с включением посещений художественного музея проходит качественно и результативно. Дополнительный эффект достигается погружением воспитанников в мир народной художественной культуры, что вызывает сигналы эмпатии и эстетического сопереживания у старших дошкольников. Такой путь помогает быстро и качественно установить диалог с детьми, вместе с тем предполагая длительную планомерную работу на фоне эстетически возвышенного ощущения причастности великим тайнам родного языка и родного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this paper is to outline and analyze the experience of the staff of the preschool in terms of development of speech. The basic method ― dialog sessions with a consultation with a speech therapist. The result ― the expansion of the lexical field of the wards with the inclusion of conscious terminology speech the fine-art movement. Conclusions ― logopedic work in the course "Museum pedagogy" based on the pre-school including visits to the art Museum runs efficiently and effectively. An additional effect is achieved by immersing students in the world of folk art and culture, which causes the signals of empathy and aesthetic empathy in pre-school age. This path helps to quickly and easily establish a dialogue with children, however, suggesting a long period of systematic work on the background aesthetically sublime feeling of belonging to the great mysteries of the native language and native art.

Текст научной работы на тему «Логопедическая работа с детьми подготовителной группы дошкольного образовательного учреждения в курсе музейной педагогики»

17

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

быть использованы в процессе дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 2) данный предмет не нацелен на рассмотрение фактов из реальной юридической практики, получение эмоционального опыта в ходе учебного процесса, что является значимым для эффективного закрепления полученных теоретических знаний; 3) рабочая программа данного курса не содержит методические рекомендации по использованию и дальнейшему развитию сформированных компетенций. Таким образом, необходимо разработать способы применения уже освоенных навыков и умений в деятельности на других предметах, так как компетенции формируются и развиваются в деятельности, в том числе в процессе деятельности при изучении других дисциплин, в частности дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции»

Исследуя возможности данной дисциплины, мы опирались на позицию И.Э. Ярмакеева, согласно которой решение задачи реализации воспитательного потенциала учебной дисциплины проходит три этапа: 1) тщательное изучение и выявление воспитательного потенциала дисциплины; 2) определение комплекса условий актуализации данного потенциала; 3) проектирование, конструирование и апробация научно-педагогической системы [6, с.68].

Анализ дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» (на примере английского языка) позволил выявить ее значительный образовательный потенциал в развитии нравственной устойчивости у студентов-юристов, который проявляется в следующем: свобода отбора

содержания учебного материала, речевая направленность процесса обучения, возможность использования активных форм и методов обучения, повышение общей языковой культуры выражения мыслей, развитие мыслительных и речевых способностей студентов, достаточные временные ресурсы [2].

Итак, нами были выделены педагогические условия обеспечения процесса развития нравственной устойчивости у студентов-юристов. Процесс развития

нравственной устойчивости подразумевает организацию учебно-воспитательной деятельности по динамике развития нравственных норм, способствующих формированию внутренних убеждений, осознанного положительного отношения к существующим в обществе нравственным нормам, гуманистической направленности ценностных ориентаций, устойчивых личностных позиций и качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности личности. Результатом этого процесса является успешность студентов в повышении уровня развития нравственной устойчивости.

Список литературы

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. -3-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 88 с.

2. Зыкина Е. И. Образовательный потенциал дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» в становлении нравственной устойчивости студентов — будущих юристов // Академическая наука — проблемы и достижения: материалы IV междунар. научно-практ. конф. (North Charleston, SC, USA, 7-8 июля 2014 г.). - North Charleston, 2014. - Т. 1. — С.55-60.

3. Кашуба Э., Галян С., Губанов Н. О системе воспитания в вузе // Высшее образование в России. - 2004. - №6. - С. 12-16.

4. Рабочая программа дисциплины

«Профессиональная этика юриста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.ipsub.udsu.ru/download/kafedra uproc/2014/40.03 .01.prof.at.htm (дата обращения: 24.06.2015).

5. Селевко Г.К. Энциклопедия

образовательных технологий. В 2-х т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

6. Ярмакеев И.Э. Воспитательный потенциал

учебных дисциплин // Высшее образование в России. - 2004. - №9. - С. 64-70.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КУРСЕ МУЗЕЙНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Иванова Светлана Львовна

учитель-логопед ГБДОУ №38 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга

Аннотация

Цель настоящей статьи — осветить и проанализировать опыт работы коллектива дошкольного учреждения в русле развития речи. Основной метод — диалоговые занятия с консультацией логопеда. Результат — расширение лексического поля подопечных с включением осознанной терминологической речи изобразительно-художественного направления. Выводы — логопедическая работа в курсе «Музейная педагогика» на базе детского дошкольного учреждения с включением посещений художественного музея проходит качественно и результативно. Дополнительный эффект достигается погружением воспитанников в мир народной художественной культуры, что вызывает сигналы эмпатии и эстетического сопереживания у старших дошкольников. Такой путь помогает быстро и качественно установить диалог с детьми, вместе с тем предполагая длительную планомерную работу на фоне эстетически возвышенного ощущения причастности великим тайнам родного языка и родного искусства.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

18

Ключевые слова:

Логопедическое развитие дошкольников, курс «Музейная педагогика», богородская игрушка в осмыслении детей 6-7 лет.

Annotate

The purpose of this paper is to outline and analyze the experience of the staff of the preschool in terms of development of speech. The basic method — dialog sessions with a consultation with a speech therapist. The result — the expansion of the lexical field of the wards with the inclusion of conscious terminology speech the fine-art movement. Conclusions — logopedic work in the course "Museum pedagogy" based on the pre-school including visits to the art Museum runs efficiently and effectively. An additional effect is achieved by immersing students in the world of folk art and culture, which causes the signals of empathy and aesthetic empathy in pre-school age. This path helps to quickly and easily establish a dialogue with children, however, suggesting a long period of systematic work on the background aesthetically sublime feeling of belonging to the great mysteries of the native language and native art.

Keywords:

Speech-language development of preschool children, the course «Museum education», Bogorodskaya toy in understanding children 6-7years.

В течение 2014/2015 учебного года в ГБДОУ №38 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга проводился педагогический эксперимент: экскурсовод и музейный педагог из Государственного Русского музея один раз в месяц проводила занятия с детьми подготовительной группы с проблемами логопедического развития. Задача программы состояла в том, чтобы дать возможность детям расширить свой кругозор и приобщиться к миру искусства на примере рассказов о произведениях искусства из музеев нашей страны. Основной массив памятников включал экспозиционные произведения из Русского музея.

Актуальность проводимого мероприятия заключается в нескольких направлениях. Во-первых, это воспитание нравственной сферы ребёнка, что в данных геополитических условиях развития молодого поколения в нашей стране является наиболее очевидным. Во-вторых, рассказы о традициях нашего народа включены в общую образовательновоспитательную задачу воспитанников дошкольных учреждений [3]. В-третьих, формирование знаний о знаменитых художниках Руси-России, являющихся лучшими представителями её великой истории и культуры, с одной стороны, углубляет знания о собственной истории и культуре, с другой — укрепляет толерантное пространство диалога с представителями других этнических групп населения. В-четвёртых, развитие культуры видения произведения искусства и зрительного анализа, что может служить основой для подготовки зрительной памяти для будущих первоклассников. В-пятых, взаимное общение воспитателей ГБДОУ и представителей других учреждений образования и культуры г. Санкт-Петербурга с целью расширения своих профессиональных навыков и получения дополнительной общекультурной информации способствует оптимизации рабочего процесса и в начальной мере может приравниваться к повышению квалификации. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности [4].

В последнее время в Российской Федерации произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь

движется вперёд. В молодёжной среде всё чаще происходят события, связанные с национальным противостоянием, СМИ пропагандируют

иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые не интересуются своей историей, не знают историю своей семьи, не знакомят детей с традициями своего рода. Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов.

Приобщение детей к народной культуре — прежде всего своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности. Многие исследователи отмечали, что народная культура близка детям своей эмоциональностью, оптимистичностью, глубокой связью с природой, игровым характером. Во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре не только родной, но и других народов — вот ведущая идея для включения занятий о музее и от имени музея.

Педагогический процесс был организован таким образом, чтобы у детей, прежде всего, формировался устойчивый интерес к занятиям по музейной педагогике, поэтому была организована систематическая лекционно-практическая

деятельность в образовательном пространстве ГБДОУ в утренние часы, вырабатывалась самостоятельная позиция по поводу обсуждаемых вопросов культуры и искусства в процессе занятия, поэтому музейным педагогом была предложена, а руководством детского сада была поддержана диалоговая форма работы на занятии, и, наконец, чтобы оставалось время для свободной дискуссии или небольшой творческой практической работы.

Родители оповещались о проделанной работе посредством бесед с воспитателем, логопедом, консультаций с методистом ГБДОУ № 38, в результате выполнения дополнительных творческих домашних заданий с ребёнком (по желанию). Также

19

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

воспитатель группы повторяла основные вопросы, поднимаемые на занятии в течение остального времени встреч с детьми, организовывала выполнение практических заданий в виде рисунков, лепки народных игрушек, составления коллажа, повторения изученного. В конце учебного года была предложена экскурсия в залы Русского музея, где тот же экскурсовод провела 1,5 часовое занятие на экспозиции в присутствии родителей тех детей, с которыми проводились ежемесячные встречи на площадке детского сада. Таким образом, было выполнено подведение итогов работы и дана направляющая воспитательно-образовательная линия для занятий с детьми по искусству в будущем.

Курс «Диалоги в музее», включённый в образовательно-воспитательную программу

подготовительной группы ГБДОУ №38, предполагал повторение части изученного материала на занятиях с логопедом. Каждый воспитанник группы в количестве 12-14 человек получает необходимые логопедические консультации один раз в неделю по 0,5 часа. Процесс развития речи связан с развитием логики и мыслительной деятельности, побуждается тренировкой мелкой моторики детей. Учитывая все названные факторы, учитель-логопед С.Л. Иванова разработала важные дополнения к музейной программе «Диалоги в музее» и «Здравствуй, музей», принятой к исполнению на договорных началах с лектором из Русского музея на площадке детского дошкольного учреждении. Надо заметить, что такой педагогический эксперимент проводится впервые, аналогов автор статьи в современной науке не находит. Логопеды детских садов г. Москвы (И.А. Борисенкова, Е.Н. Тислюк) проводят занятия по темам музейной деятельности, связывая самостоятельные походы детей и родителей в музеи города с необходимым для освоения лексическим багажом детей 6-7 лет. В нашем случае занятия по музейной педагогике проводятся лектором из Русского музея в пространстве детского сада. Терминология, необходимая для описании того или иного памятника искусства из собрания коллекции Русского музея, должна быть детям понятна и ими принята. Эта задача в работе учителя-логопеда выделена как ведущая.

Пожалуй, следует указать на созвучные направления в такой области музейной деятельности, как арт-терапия [1, с. 11]. Арт-терапевтические занятия представляют собой комплекс усилий педагога и ребёнка (а в нашем случае и музейного педагога [2, с. 120]), направленные на коррекцию личностных качеств ребёнка посредством творчества. Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищённость ребёнка в социуме. Через работу с многогранными символами в искусстве развивается ассоциативно-образное мышление, подготавливается открытость работы с различными скрытыми недугами. Арт-терапия ресурсна, т.к. находится вне повседневных

стереотипов, а, значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.

Примерное занятие по теме «Богородская игрушка» ставит задачей закрепить, активизировать, уточнить знания детей по теме «Богородская игрушка», познакомить с народными промыслами России.

Дополнительные задачи: развивать словарь по теме (дерево, липа, резать, форма, движущаяся форма, ритм); расширять общий кругозор, упражнять детей в употреблении предложений из 4-5 слов.

Развивать зрительное восприятие и память, слуховое и речевое внимание, логическое мышление.

Развивать мелкую моторику рук, зрительномоторную координацию (продуктивная деятельность в процессе самостоятельного управления богородской игрушкой), творчество и фантазию при выполнении рисунка на тему игрушки села Богородское.

Поведенческая культура: развивать у детей коммуникативные навыки (чувство присоединения, сплоченности, чувствования группы) умение работать в паре, волевую регуляцию.

Связь с родителями: задание на дом — воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми, желание выполнять задания старательно и аккуратно.

Итог: наполнение лексического багажа

посредством художественных терминов (форма, объём, цвет, оттенки, портрет, пейзаж, композиция, материалы и техники рисунка и другие) формирует устойчивую базу для развития правильной речи, обогащённой художественно-образным смыслом.

Совершенно закономерно предполагать достижение положительных результатов при проведении планомерной длительной работы по исправлению речи детей в логопедических группах дошкольных учреждений. Однако, достижение тех результатов, к которым пришли сотрудники ГБДОУ №38 г. Санкт-Петербурга, используя анализ доступного возрасту детей массива памятников отечественного изобразительного искусства, превзошёл ожидания устроителей эксперимента. В большей степени этому способствовало умение чётко организовать работу с детьми руководства детского сада, мастерство и знание своего предмета дошкольных педагогов и логопеда, исполнение творческих заданий детьми, а также вдохновение музейного педагога, которая своим повествованием о картинах и народных промыслах вносила новизну в привычную обстановку детского дошкольного учреждения.

Список литературы

1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Изд-во «Питер», 2002. - 368 с.

2. Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арт-терапия в художественном музее. Учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных ВУЗов. — СПб.: Спецлит, 2000. - 143 с.

3. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании», ст. 11.2. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

20

http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v- [Электронный ресурс]. Режим доступа rossiiskoi-federacii. Дата обращения: 18.09.2015. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&docu

4. Трудовой кодекс Российской Федерации. mentId=241620. Дата обращения: 18.09.2015.

Ст. 195. 1. ТК РФ от 30.12.2001 г. № 197 — ФЗ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВНЕДРЕНИЮ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В И КЛАССЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Клиницкий Артем Игоревич

Соискатель ученой степени кандидата исторических наук, учитель обществознания ГБОУ СОШ№ 619 Калининского района Санкт-Петербурга

Аннотация

Статья представляет результаты образовательного эксперимента по внедрению авторской разработки - инновационного продукта «Блочно-модульная система изучения обществознания в 11 классе (профильный уровень)» А. И. Клиницкого - учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга. Дана краткая характеристика целям и задачам модульного обучения, а также обозначена особенность заданий данного продукта и возникшие в процессе реализации затруднения. Продукт был одобрен Педагогическим советом школы. Учителю рекомендовано представить авторскую разработку на конкурс инновационных образовательных продуктов.

Annotation

The article shows the results of an educational experiment in adoption of an innovative product, ‘Modular education in studying Social Science in the 11th form (specialized level) ’. The author is Artem Klinitskiy, a History and Social Science teacher from school № 619, district Kalininskiy, St. Petersburg. You can find a brief characteristics of learning goals and objectives, particular qualities of tasks and difficulties that have occurred while adoption. The product was approved by the School teachers council. It is recommended to submit the authoring to the contest of innovative educational products.

Ключевые слова: модульное обучение, обществознание, образовательный эксперимент.

Keywords: modular education, social science, educational experiment.

Индивидуализация обучения в условиях обычной школы - непростая задача. На плечах одного педагога-предметника лежит как непосредственная предметная составляющая, зачастую de-facto совмещенная с подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, так и воспитательный элемент работы. Развитие ключевых компетенций - образовательной, общекультурной, социально-трудовой, информационной,

коммуникативной требует широкого участия в образовательном процессе не только школы, но и родительского комитета и, разумеется, самого ученика. Новый стандарт устанавливает требования к результатам образования, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированная мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, построение индивидуальной образовательной траектории [3, п. 8].

Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иной организации обучения - технологии модульного образования, которая характеризуется опережающим изучением теоретического материала, укрупненного блоками-модулями [2, с. 5]. На наш взгляд, именно блочно-модульная система обучения, как одна из современных педагогических технологий, позволит достичь результатов, обозначенных в новом стандарте.

Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего самообразования, а также профессионального выбора [2, c. 5-7]. Отказ от уравнительной модели обучения, как показал проведенный нами эксперимент, благотворно сказался и на учебной мотивации, и на общем результате учащихся на выходе.

В 2014-2015 учебном году на базе ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга в 11 «А» классе в экспериментальном порядке было предложено изучать обществознание по учебному продукту А. И. Клиницкого «Блочно-модульная система изучения обществознания в 11 классе (профильный уровень)» к учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой.

Решая задания, соответствующие изучаемому в 11 классе материалу (блоки Социология, Политология, Духовная сфера), ученикам представлялась возможность выбора - либо выполнять задания одновременно с классом (тема за темой), либо работать и сдавать учебный материал быстрее, освобождая, тем самым, самим себе время для решения заданий повышенного, олимпиадного уровня, либо же подготовке к ЕГЭ по выбранным для себя предметам (возможно, вовсе не относящимся к общественным наукам). Однако, при досрочной сдаче, как показала практика, рационально поставить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.