Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
14
утомительной, следовательно, не требующей у детей дополнительных адаптационных усилий.
Презентации могут сопровождать инструкции, объяснения педагога (например, в ходе выполнения артикуляционной, пальчиковой гимнастики), являясь наглядной иллюстрацией материала. Могут быть самостоятельной частью деятельности (например, слайды, которые демонстрируют игры, направленные на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений).
Очень удобно использовать ИКТ для аудиовизуальной информации. Так, разрабатывая задания на развитие слухового внимания, учитель-логопед может предложить детям послушать и узнать голоса птиц, животных, звуки насекомых, с последующим их показом. Воспитатель, следуя сюжетной линии и продолжая работу в рамках нужной лексической темы, предложит нарисовать птиц различными техниками, вылепить насекомых, составить о них рассказ или загадку. Вместе с педагогом-психологом дети изобразят с помощью пантомимики кошечку, собаку, лошадку. При взаимодействии с музыкальным руководителем, следующим этапом может быть песня или танец определенной тематики. Инструктор по физкультуре продолжит тему в ходе общеразвивающих упражнений или играх - эстафетах.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
■ объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
■ выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
■ четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
■ выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием является учет специфических особенностей возрастной группы (в данном случае - это речевая группа).
Одно из важных требований реализации плана взаимодействия -планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики: чем старше дошкольники, тем насыщеннее и сложнее предлагаемый речевой материал (подразумевается, что подготовительная к школе группа - это второй год коррекционного обучения).
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Как показывает опыт, методы и технологии работы педагогов и медицинского персонала Центра успешно дополняют друг друга. Это позволяет сократить время на формирование и закрепление полученных знаний и умений; избежать утомляемости, физической и психической нагрузки, интеллектуальной пассивности на занятиях; дублирования учебного материала и реализуемых здоровьесберегающих технологий; добиться успешного их переноса в другие виды деятельности, обеспечить адекватность педагогического взаимодействия между детьми и педагогами.
Список литературы:
1. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы для ДОО. СанПин 2.4.1.3049-13.СанПиН 2.4.1.3147-13.- М.: «Творческий Центр Сфера», 2014.80 с.
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ
ЮРИСТОВ
Зыкина Екатерина Игоревна
Соискатель, ассистент преподавателя, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г.
Ижевск
АННОТАЦИЯ
В предлагаемой статье рассматриваются педагогические условия, которые, по мнению автора, способствуют развитию нравственной устойчивости у студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «Бакалавр», а именно: построение теоретической модели развития нравственной устойчивости, определение критериев развития нравственной устойчивости, определение образовательного потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции».
ABSTRACT
The article reveals the pedagogical conditions which in the author’s opinion provide the development of law students’ moral resistance: creating a theoretical model for the development of moral resistance, revealing of the criteria of moral resistance and defining of educational potential of the discipline “Foreign language in the sphere of jurisprudence ”.
15
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ключевые слова: студенты- будущие юристы, педагогические условия, модель развития нравственной устойчивости, критерии развития нравственной устойчивости, образовательный потенциал учебной дисциплины.
Key words: law students, pedagogical conditions, a model for the development of moral resistance, the criteria of moral resistance, educational potential of the discipline.
Воспитательные усилия, направленные на развитие нравственной устойчивости у студентов, требуют определенной организации этого процесса, то есть создания соответствующих педагогических условий. Цель данной статьи - выявить и обосновать педагогические условия, которые на наш взгляд, могут способствовать эффективному развитию нравственной устойчивости у студентов-юристов.
Мы сформулировали следующие
педагогические условия:
1) педагогический процесс реализуется
на основе модели процесса развития нравственной устойчивости, которая предусматривает наличие теоретико-методологического, содержательного,
процессуального и результативного компонентов;
2) определены критерии развития нравственной устойчивости личности для студентов-будущих юристов;
3) определен образовательный
потенциал дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» в развитии нравственной устойчивости за счет отбора профессиональнонравственного содержания.
Обратимся к характеристике обозначенных условий.
Первое педагогическое условие
предусматривает построение теоретической модели, но основе которой организуется весь педагогический процесс. В образовательном процессе педагог придерживается определенных этапов,
соответствующих структуре педагогической деятельности: планирование (определение цели,
задач, содержания обучения), организация (технология обучения), контроль и анализ результатов.
Важным структурным звеном деятельности педагога является цель, в качестве которой выступает определение сущности нравственной устойчивости в рыночных условиях и создание условий для ее развития.
Взяв за основу подход, предложенный Г.К. Селевко [5], мы построили педагогическую модель, которая состоит из нескольких компонентов. Рассматриваемая модель содержит теоретикометодологический, содержательный, процессуальный и результативный компоненты и может представлять собой обобщенную схему развития нравственной устойчивости у студентов вуза.
Краткое описание ключевых идей, принципов, подходов, способствующих пониманию, трактовке построения и функционирования технологии представлено в теоретико-методологическом компоненте модели. Модель реализуется в логике компетентностного подхода в образовании, а также в соответствии с методологией личностно-
ориентированного и деятельностного подходов. Данные подходы ориентируются, прежде всего, на
самоактуализацию, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности студента, становлению его сознания.
Содержательный компонент предполагает, что отбор содержания обучения осуществляется, прежде всего, в соответствии с современным пониманием нравственности, нравственной устойчивости, а также что развитие нравственной устойчивости у студентов соответствует направлению подготовки, предусматривающее развитие данного качества. Поэтому модель преимущественно предполагается использовать в рамках гуманитарных дисциплин.
Процессуальный компонент содержит описание приемов, методов, средств обучения, форм образовательного процесса, которые должны отвечать критериям нравственности. Базовой основой процессуального компонента мы считаем
«конструктор» занятий, который впервые был предложен А.А. Гином [1]. Суть данного
конструктора состоит в том, что его элементами
являются приемы обучения и воспитания. Используя конструктор, как совокупность приемов, мы можем создать методы. В ходе исследования из многообразия методов воспитания мы считаем наиболее целесообразным использовать метод эмоционально-ценностных контрастов и метод примера. Данные методы считаются одними из эффективных методов духовно-нравственного воспитания личности: способствуют формированию профессиональных ценностных ориентаций и
становлению гуманистического мировоззрения, создают мотивы нравственного поведения. В качестве средства реализации данных методов выступают ценностно-ориентированные и эмоциогенные тексты (устные, письменные, визуальные).
Кроме приемов, методов и средств, составляющих основу процессуального компонента, считаем необходимым обозначить в педагогической модели результативный компонент в силу того, что любая педагогическая технология, согласно мнению Г.К. Селевко, должна приводить к намеченным результатам.
Функциональное взаимодействие
обозначенных в теоретической модели компонентов позволяет получить намеченные результаты учебновоспитательной деятельности. Результатом деятельности преподавателя является успешность студентов в повышении уровня развития нравственной устойчивости. По окончании учебного курса студенты приобретают опыт нравственного поведения, приобретают и развивают личностные качества, способствующие успешному выполнению своей будущей профессиональной деятельности.
Эффективность модели и технологии оценивается по диагностике уровня развития нравственной устойчивости у студентов вуза с
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
16
помощью предлагаемых опросников и анкет, а также на основе анализа продуктов деятельности студентов (сочинения, эссе, доклады, индивидуальные проекты и т.д.).
Второе педагогическое условие подразумевает, что развитие нравственной устойчивости личности может быть эффективным, если определены параметры, основные критерии развития нравственной устойчивости. Мы исходили из того, что структура данного понятия состоит из ядра и вариативной части, содержание которой зависит от профессиональной сферы, которая задает основные параметры данного качества.
Анализ научно-теоретической литературы (В.Н. Бойко, Л.А. Воскобитова, А.Э. Жалинский, З.З. Зинатуллин, В.Г. Ившин, А.С. Кобликов, А.А. Михайличенко и др.) позволил сделать вывод, что содержание вариативной части категории нравственной устойчивости, экстраполированной на юридическую сферу, будут составлять такие характеристики, как справедливость, честность, ответственность и самостоятельность в принятии решений, чувство долга, уважительное отношение к праву и закону, настойчивость (рисунок 1). По степени проявления вышеуказанных характеристик мы судили об уровне развития нравственной устойчивости у студентов.
Рисунок 1. Структура категории нравственной устойчивости применительно к юридической
деятельности
Таким образом, нравственная устойчивость юриста трактуется нами как сложноорганизованное качество, представляющее собой систему личностных характеристик, проявляющихся в осознанно положительном отношении человека к существующим в обществе нормам закона, нравственным убеждениям и принципам; в способности проявлять независимость собственных суждений при воздействии негативных внешних факторов среды; в умении действовать в различных ситуациях согласно законам и нормам.
Изучение федерального государственного общеобразовательного стандарта по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» квалификация «Бакалавр» показало, что развитие нравственной устойчивости у студентов-юристов позволяет заложить основы для формирования таких компетенций, как осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способность добросовестно исполнять
профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); «нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4).
Третье педагогическое условие состоит в том, чтобы определить и использовать образовательный потенциал дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» в развитии нравственной устойчивости за счет отбора профессиональнонравственного содержания на основе содержания вариативной части категории нравственной устойчивости.
Необходимо отметить, что в педагогической литературе подчеркивается необходимость системной, непрерывной, планомерной работы по выявлению воспитательного потенциала всех дисциплин учебного плана с целью усилить воспитательное начало деятельности вузов [3,6]. Каждый учебный предмет призван вносить определенный вклад в воспитание и развитие личности студента.
Особую роль в формировании нравственных качеств будущих юристов, а, значит, и развитии у них нравственной устойчивости принадлежит такой дисциплине, как «Профессиональная этика юриста» [4]. Анализ рабочей программы по данной дисциплине (утверждена в Институте права, социального управления и безопасности ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет») позволяет заключить: 1) приобретенный в ходе
изучения данного предмета опыт и знания должны
17
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
быть использованы в процессе дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; 2) данный предмет не нацелен на рассмотрение фактов из реальной юридической практики, получение эмоционального опыта в ходе учебного процесса, что является значимым для эффективного закрепления полученных теоретических знаний; 3) рабочая программа данного курса не содержит методические рекомендации по использованию и дальнейшему развитию сформированных компетенций. Таким образом, необходимо разработать способы применения уже освоенных навыков и умений в деятельности на других предметах, так как компетенции формируются и развиваются в деятельности, в том числе в процессе деятельности при изучении других дисциплин, в частности дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции»
Исследуя возможности данной дисциплины, мы опирались на позицию И.Э. Ярмакеева, согласно которой решение задачи реализации воспитательного потенциала учебной дисциплины проходит три этапа: 1) тщательное изучение и выявление воспитательного потенциала дисциплины; 2) определение комплекса условий актуализации данного потенциала; 3) проектирование, конструирование и апробация научно-педагогической системы [6, с.68].
Анализ дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» (на примере английского языка) позволил выявить ее значительный образовательный потенциал в развитии нравственной устойчивости у студентов-юристов, который проявляется в следующем: свобода отбора
содержания учебного материала, речевая направленность процесса обучения, возможность использования активных форм и методов обучения, повышение общей языковой культуры выражения мыслей, развитие мыслительных и речевых способностей студентов, достаточные временные ресурсы [2].
Итак, нами были выделены педагогические условия обеспечения процесса развития нравственной устойчивости у студентов-юристов. Процесс развития
нравственной устойчивости подразумевает организацию учебно-воспитательной деятельности по динамике развития нравственных норм, способствующих формированию внутренних убеждений, осознанного положительного отношения к существующим в обществе нравственным нормам, гуманистической направленности ценностных ориентаций, устойчивых личностных позиций и качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности личности. Результатом этого процесса является успешность студентов в повышении уровня развития нравственной устойчивости.
Список литературы
1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. -3-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 88 с.
2. Зыкина Е. И. Образовательный потенциал дисциплины «Иностранный язык в сфере юриспруденции» в становлении нравственной устойчивости студентов — будущих юристов // Академическая наука — проблемы и достижения: материалы IV междунар. научно-практ. конф. (North Charleston, SC, USA, 7-8 июля 2014 г.). - North Charleston, 2014. - Т. 1. — С.55-60.
3. Кашуба Э., Галян С., Губанов Н. О системе воспитания в вузе // Высшее образование в России. - 2004. - №6. - С. 12-16.
4. Рабочая программа дисциплины
«Профессиональная этика юриста» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.ipsub.udsu.ru/download/kafedra uproc/2014/40.03 .01.prof.at.htm (дата обращения: 24.06.2015).
5. Селевко Г.К. Энциклопедия
образовательных технологий. В 2-х т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
6. Ярмакеев И.Э. Воспитательный потенциал
учебных дисциплин // Высшее образование в России. - 2004. - №9. - С. 64-70.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛНОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КУРСЕ МУЗЕЙНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Иванова Светлана Львовна
учитель-логопед ГБДОУ №38 комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга
Аннотация
Цель настоящей статьи — осветить и проанализировать опыт работы коллектива дошкольного учреждения в русле развития речи. Основной метод — диалоговые занятия с консультацией логопеда. Результат — расширение лексического поля подопечных с включением осознанной терминологической речи изобразительно-художественного направления. Выводы — логопедическая работа в курсе «Музейная педагогика» на базе детского дошкольного учреждения с включением посещений художественного музея проходит качественно и результативно. Дополнительный эффект достигается погружением воспитанников в мир народной художественной культуры, что вызывает сигналы эмпатии и эстетического сопереживания у старших дошкольников. Такой путь помогает быстро и качественно установить диалог с детьми, вместе с тем предполагая длительную планомерную работу на фоне эстетически возвышенного ощущения причастности великим тайнам родного языка и родного искусства.