ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 37.043
И.Б. Свеженцева
ВЛИЯНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ курсантов В образовательных организациях мвд РОССИИ
В статье анализируются особенности коллективного взаимодействия и внутригрупповых взаимоотношений курсантов и слушателей ведомственных вузов МВД России. Характеризуются процессы воздействия группы на личностное развитие будущих специалистов-юристов, на поведенческие особенности, на эффективность учебно-профессиональной деятельности. Определяется социализирующее и воспитательное влияние студенческой группы на процесс формирования профессионально-нравственной устойчивости личности сотрудника полиции в вузе МВД. Выявлены относительно устойчивые признаки малой группы.
Ключевые слова: профессионально-нравственная устойчивость, внутригрупповые взаимоотношения, личностное развитие, малая группа, коллективное взаимодействие, структура устойчивости, профессиональное становление.
На эффективность процесса обучения курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел оказывает влияние не только качество преподаваемого учебного материала, организация пространства обучающихся, но также внутригрупповые взаимоотношения, социально-психологический климат и другие аспекты образовательной деятельности вузов МВД. Необходимо учитывать, что уровень сфор-мированности межличностных отношений в учебной группе или взводе обусловливает эффективность успеваемости студентов.
В ведомственных вузах МВД достаточно эффективнее, чем в гражданских высших образовательных организациях протекает коллективное взаимодействие, так как курсанты и слушатели постоянно контактируют друг с другом на занятиях, во время несения службы, совместного проведения досуга, в результате чего протекают активные процессы формирования, структурирования и видоизменения межличностных взаимоотношений. Данные процессы воздействуют на личностное развитие будущих специалистов-юристов, на поведенческие особенности, на эффективность учебно-профессиональной деятельности. В связи с этим в ходе организации образовательно-воспитательной деятельности необходимо учитывать особенности внутригрупповых процессов.
В студенческой группе на определенном
уровне её развития появляются психологические особенности, влияющие на успешность совместной деятельности и характер межличностных взаимоотношений обучающихся, в чём выражается социализирующее и воспитательное влияние студенческой группы на личность сотрудников полиции в вузе МВД.
Каждый возрастной этап жизни имеет свою специфическую структуру устойчивости. Смена одних форм устойчивости другими, которая происходит при переходе от одного возрастного периода к другому, имеет свои педагогические трудности и конфликты. Индивидуальное развитие личности есть развитие устойчивости её компонентов как самоорганизующейся системы.
Период обучения в вузе характеризуется стабильной социализацией с формированием устойчивых свойств личности в отличие от неустойчивого этапа социализации подростков.
В соответствии с имеющимися возрастными периодизациями развития личности преобладающее большинство студентов во время обучения в вузе способны к динамичному профессионально-личностному развитию, что способствует определению воспитательного потенциала учебных дисциплин, направленного на оптимальную организацию процесса формирования профессионально-нравственного самосознания будущего специалиста-юриста.
Свеженцева Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина e-mail: svezhentseva@yandex.ru © Свеженцева И.Б., 2016 Статья получена: 15.10.2015
87
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
По мнению И.Ф. Исаева, студент, являясь членом коллектива, испытывает на себе влияние его формальной и неформальной структур, успех вхождения в студенческий коллектив впоследствии положительно сказывается на результатах учебной, профессиональной деятельности студентов [1].
В логике наших рассуждений особое значение приобретает тот факт, что важнейшим фактором профессионального воспитания сотрудника полиции в вузах МВД является студенческий коллектив, имеющий чётко выраженную профессиональную направленность. Направленность - важнейшее свойство личности, в основе которой находится значимая мотивационная система, способствующая развитию устойчивости личности. В направленности выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
Студенческий коллектив определяется учеными как малая группа. Исследователи в сфере социальной психологии дают обобщенное определение малой группы как «немногочисленной по составу группы, члены которой объединены совместной социальной деятельностью в процессе личного общения, вследствие чего развиваются эмоциональные отношения, возникают групповые процессы и нормы» [2].
Группой в широком смысле можно обозначить относительно устойчивое социальное образование, объединенное с целью сотрудничества и субъективной потребностью в общении.
Относительно устойчивыми признаками малой группы являются следующие: определённая система социального личного взаимодействия; участие в конкретной социальной деятельности; наличие общих мотивов поведения, целей, социально-психологических установок, интересов, системы ценностей [3].
Важнейшим фактором, интегрирующим группу и определяющим особенности её развития, является совпадение ценностных ориентаций, позиций и установок членов группы.
Как и любая малая группа, студенческая группа может динамично развиваться. Л.И. Уманский в своей концепции группового развития выделяет следующие критерии развития группы: нравственная направленность группы; организационное единство; психологическое единство группы; групповая подготовленность в определенной деловой сфере [4].
Одним из направлений воспитательной деятельности преподавателя вуза МВД выступает формирование профессионально-нравственной направленности студенческого коллектива. Важным является то, что студенческий коллектив является одновременно объектом и субъектом воспитательной работы, чем объясняется его решающая роль и воспитательное значение в формировании лично-
сти и профессионально-нравственной устойчивости как необходимого качества личности будущего специалиста правоохранительной деятельности.
К основным структурным элементам, характерным для студенческих групп, можно отнести: сочетание общих целей и интересов членов коллектива с общественными целями и задачами; коллективистический характер неофициальной структуры взаимоотношений. Слияние личных и общественных интересов делает коллектив деятельным, что является следствием выполнения коллективами воспитательных функций по отношению к каждому члену коллектива.
К основным формам взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе относят: отношения ответственной зависимости («деловые», «официальные»); межличностные («неофициальные», симпатии и антипатии, товарище ство, дружба); коллективистические - как высшая форма отношений.
С учетом имеющихся результатов исследований можно констатировать, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При этом в ходе обучения знания должны быть получены курсантами и слушателями более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса.
Известно, что при групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию, способствует сплочению всей группы, появляются личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в обучении. Все это формирует у будущих специалистов-юристов качественно новое отношение к предмету и создает необходимые психологические условия готовности личности к профессиональному взаимодействию в группе.
Анализ современной специальной литературы позволяет заключить, что эффективность функционирования коллектива во многом определяется тем, насколько устойчивы личности, которые в него включены. В то же время интенсивность процесса воспитания устойчивой личности зависит от организации жизнедеятельности коллектива, от того, насколько он позволяет обучающимся реализоваться в различных типах отношений. В целом, существующую закономерность можно выразить следующим образом: чем организованнее (самоорганизованнее) коллектив, тем выше профессионально-нравственная устойчивость его членов.
Для более эффективного процесса формиро-
88
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
вания профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста-юриста необходимо развитие навыков позитивного взаимодействия в учебных группах, функционирующих на основе принципа коллективного взаимодействия, для которого характерным является активное общение между обучающимися, постижение сущности явлений, увеличение объёма знаний, развитие определённых навыков и умений. При этом в процессе общения возникает эффективное взаимодействие и формируются групповые взаимоотношения, которые представляют собой средство повышения эффективности обучения.
Межличностное общение в малой учебной группе повышает уровень мотивации, появляется индивидуальная ответственность, новое отношение к явлениям.
В ходе процесса формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста нами использовались различные формы организации учебно-воспитательной работы: факультативный курс, студенческий клуб, учебные дискуссии, семинары - диспуты, проблемные лекции, деловые и ролевые игры, игровое проектирование.
Использование различных методов обучения (например, проблемного, игрового, исследовательского, метода примера, убеждения, «ситуаций успеха», применения дискуссий и т.д.), активизирующих осознанное, устойчивое и позитивное отношение к своей профессии, сфере деятельности, стремление к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию, развитию интеллектуального потенциала, играет важную роль в процессе формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста.
В процессе реализации основной задачи сплочения группы, формирования навыков позитивного взаимодействия нами проводились упражнения по развитию оптимальных межличностных отношений в коллективе, установлению демократического уровня в группе и оптимального уровня психологической совместимости.
При организации занятий с небольшими студенческими группами целесообразно использовать бидиректальную коммуникацию, когда основной поток информации идёт не только от преподавателя к обучаемому, но в определённой степени он может идти и от обучающихся к преподавателю. В данном случае растёт эффективность работы группы, студенты периодически переходят от пассивной работы к активной (система обратной связи), что способствует лучшему усвоению информации.
На занятиях мы пытались создать атмосферу взаимного доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности за возникающие ситуации в процессе общения. В ходе диалогического реше-
ния задач и проблемных ситуаций обучающиеся старались выслушать мнения других участников группы, развивали толерантность по отношению друг к другу, критическое мышление, что в итоге приводило к общему групповому мнению относительно решения определённой задачи.
Координация процесса развития личности посредством включения ее в процесс самореализации в сфере духовно-нравственных, социальных отношений рассматривается нами как процесс нравственного воспитания специалистов правоохранительной деятельности, в ходе которого формируется нравственная устойчивость курсантов.
Необходимо подчеркнуть, что показателем сформированной нравственной устойчивости является соотношение развития сознания и поведения, а также поведения и чувств.
Нравственное воспитание предусматривает поддержку сотрудников полиции в ведомственных вузах МВД России педагогом в ситуациях затруднения, в ходе которых происходит осознание процессов и явлений. Результаты исследований говорят о том, что осознание нравственной сути явлений происходит вследствие проведенного самостоятельного анализа и решения задач с моральным содержанием, что позволяет применять ситуации с нравственным содержанием в качестве основы воспитательной работы по переводу нравственных знаний в убеждения и поступки студентов.
Будущие специалисты-юристы в процессе формирования нравственной устойчивости самостоятельно вырабатывают свое субъективное отношение к действительности. Главные и второстепенные отношения личности подвержены изменениям в ходе процесса воспитания и самовоспитания. Внутреннюю сторону отношений, в которые вступают курсанты и слушатели образовательных организаций МВД, представляют мотивы в качестве причины побуждения к действию.
Резюмируя сказанное выше, следует отметить, что методика и содержание разносторонней деятельности должны вызывать у обучающихся позитивные эмоциональные переживания, способствующие формированию нравственной устойчивости личности. Составными элементами социально-психологической структуры отношений и качеств личности являются знания, убеждения, потребности личности, чувства, способности к волевым усилиям.
Положение о том, что нравственное воспитание и развитие личности обучающегося происходят под воздействием динамической совокупности различных организованных и неорганизованных внешних влияний, является аксиоматичным.
Особый интерес представляет исследование Л.Ю. Сироткина, раскрывающее этапы вхождения студента в коллектив, при этом само деление
89
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
на этапы включенности проводилось в соответствии с той ролью, которую играет личность в процессе отношений. Исходя из данной концепции, ученым определялся формальный этап (совместная деятельность ещё не сложилась, обучающихся объединяет лишь общее место пребывания и совместное времяпроведение, устанавливается избирательный контакт).
В связи с тем, что решающим фактором становления устойчивой личности является характер влияния коллектива на личность, определяемый сформированностью коллектива, степенью включенности каждого члена коллектива в совместную деятельность, а также уровнем развития межличностных отношений внутри коллектива, данный этап включенности в коллектив можно соотнести с низким уровнем сформированности устойчивости, в том числе профессионально-нравственной устойчивости членов коллектива.
Ассоциативный этап (деятельность носит индивидуальный характер, ей свойственны узколичностные мотивы, сфера контакта расширяется, контакт трансформируется в общение, происходит формирование и развитие устойчивости личности на начальном уровне, так как групповая деятельность минимально воздействует на межличностные отношения, наблюдается отсутствие единства мотивов и целей деятельности).
Кооперативный этап (деятельность носит групповой характер, определяется ядро референтных объединений, формируется предрасположенность к организации коллективных отношений, устойчивость членов коллектива приобретает выраженную форму). Корпоративный этап (появляются результаты совместной деятельности, отношения приобретают определенную направленность, но лишены нравственного содержания). Коллективный этап (характеризуется коллективистической направленностью деятельности, общественно значимыми результатами, устойчивой статусной структурой членов коллектива).
Гомфотерный этап (происходит дальнейшее развитие совокупности отношений, они приобретают гибкость и мобильность, делая оптимальным процесс включения в коллектив новых членов, устойчивость личности приобретает завершенную сформированную форму, поскольку происходит максимальная реализация личности в различных типах отношений) [5, с. 63-66].
Недостаточный уровень сформированности профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста мы можем соотнести с формально-ассоциативным этапом включения личности в коллектив. На данном этапе совместная деятельность ещё не сложилась, курсантов объединяет лишь общее место пребывания и совместное времяпроведение, устанавливается избирательный
контакт. Воздействие групповой деятельности на межличностные отношения минимально. Данный уровень характеризуется отсутствием единства мотивов и целей деятельности.
В рамках группового взаимодействия нормативный уровень сформированности профессионально-нравственной устойчивости сотрудника полиции можно определить как кооперативно-корпоративный этап, на котором деятельность носит групповой характер, формируется предрасположенность к организации коллективных отношений, появляются результаты совместной деятельности, отношения приобретают определённую направленность, устойчивость членов коллектива приобретает выраженную форму.
Продуктивный уровень сформированности профессионально-нравственной устойчивости сотрудника правоохранительной деятельности в отношении включённости личности в коллектив и группового взаимодействия можно обозначить как коллективно-гомфотерный этап, на котором проявляется коллективистическая диалогическая направленность деятельности, наблюдается устойчивая статусная структура членов коллектива. Кроме того, происходит дальнейшее развитие совокупности отношений, они приобретают гибкость и мобильность, делая оптимальным процесс включения в коллектив новых членов. Устойчивость членов коллектива, в том числе профессионально-нравственная устойчивость личности приобретает завершённый характер, так как сформиро-ванность данного социально-психологического образования прямо пропорциональна степени организации (самоорганизации) коллектива.
Таким образом, процесс взаимодействия личности и коллектива дает возможность проследить ход адаптации личности к коллективу, а также установить, как изменяются эти отношения в процессе деятельности и общения. Оптимальность включения специалистов правоохранительной деятельности в систему коллективных отношений определяется регулированием отношений курсант-коллектив.
Заслуживает внимания концепция Л.И. Новиковой в рамках проблемы воспитательного коллектива, в которой на основе системного подхода было выделено «поле интеллектуально-морального напряжения» как особое интегральное свойство, характеризующее коллектив как целостную систему. Таким образом, согласно данной концепции механизмом реализации главных функций воспитательного коллектива (формирование направленности личности, развитие индивидуальной креативности и др.) является «поле» [6, с. 13].
Л.И. Уманский подчеркивает, что подструктуры опосредствуются направленностью первичного коллектива через социальную значимость его деятельности. Если механизм деятельности задает
90
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
блок первых трех «общественных» подструктур, то «личностный» блок, включающий интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство, «прежде всего, вносится взаимоотношениями и психологическими особенностями членов группы» [4].
Механизм непосредственного эмоционального взаимодействия членов группы находит выражение в теории эмоциональных потенциалов коллектива, определяемых А.Н. Лутошкиным как заложенных источниках «жизненной энергии» в эмоциональных состояниях взаимодействующих людей, раскрытие которых активизирует деятельность всего коллектива, оптимизирует поведенческую активность («эффект коллектива») [7, с. 5-10]. Данный феномен оптимизирует процесс формирования профессионально-нравственной устойчивости личности будущего специалиста-юриста.
Обобщая подходы ученых в русле вопроса воздействия коллектива на личность, можно констатировать, что основополагающим механизмом первого уровня воздействия коллектива на личность, на формирование профессионально-нравственной устойчивости выступает деятельностное опосредствование (цели, содержание, способы организации коллективной деятельности).
Механизмом второго уровня профессионально-нравственного формирования личности в коллективе выступает трансформация целей и мотивов участников деятельности. Механизмами третьего уровня, обеспечивающими непосредственное взаимодействие и взаимоизменение коллектива и личности, являются специальные групповые коллективообразующие феномены (направленность группового сознания, «поле»), возникающие в процессе деятельности и общения. Значимость общения как составной части всех перечисленных механизмов акцентируется функционированием в коллективе механизмов непосредственного межличностного взаимодействия.
В целом, механизмы коллективного взаимодействия призваны обеспечить приведение моральных ценностей из потенциальных нравственных
норм в процессуальные, а также активизировать поступательное движение - развитие коллектива.
Формирование профессионально-нравственной устойчивости личности сотрудника правоохранительных органов в ведомственных вузах МВД является многоуровневым процессом, взаимосвязанным с развитием коллектива. В процессе коллективного развития по мере усложнения его деятельности мотивы участия в ней трансформируются, становясь более ценными в профессионально-нравственном содержании и реализуясь в адекватных делах и поступках.
На этом уровне нравственного формирования личности в коллективе, по мнению В.Г. Асеева, аккумулируются ее новые нравственные возможности, происходит формирование потенциальной нравственной сферы - «функционального запаса действующей системы, содержащего качественно новые элементы» [8].
Компонентами этой потенциальной сферы становятся жизненные цели личности, самооценка, ценностные ориентации, которые можно рассматривать в качестве личностных образований, обеспечивающих новый уровень ее профессионально-нравственного формирования. Одним из главных критериев прогрессивного развития является накопление новых потенций.
Ведущий в методе активизации принцип коллективного взаимодействия, наиболее известный в интенсивной методике, связывает цели обучения и воспитания, характеризует условия, средства и способы учебного процесса. Таким образом, учебный процесс в образовательных организациях министерства внутренних дел должен характеризоваться активным общением курсантов и слушателей, совершенствованием своих умений и навыков, формированием коллективных взаимоотношений в процессе оптимального взаимодействия, которые служат условием и средством повышения эффективности обучения и формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста-юриста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаев И. Ф. Профессионально - педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004. 102 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: АспектПресс, 2010. 368 с.
3. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2009. 490 с.
4. Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив / Избранные труды. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. 208 с.
5. Сироткин Л. Ю. Многомерная личность как субъект межкультурного диалога // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3.
6. Новикова Л. И. Воспитание как педагогическая категория. М.: Педагогика, 2000.
7. Кирпичник А. Г. О психологии и педагогике социального воспитания А. Н. Лутошкина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. № 2.
8. Асеев В. Г. Психология труда. Иркутск: изд-во Иркутского университета, 2005. 342 с.
91