Научная статья на тему 'Влияние организованности учебных групп на состояние учебной и служебной деятельности курсантов правоохранительных вузов'

Влияние организованности учебных групп на состояние учебной и служебной деятельности курсантов правоохранительных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ГРУППА / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / КОЛЛЕКТИВ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА КОЛЛЕКТИВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брежнев С. Н.

В статье на основе результатов исследования организованности, успеваемости и дисциплинарной практики курсантов, обучающихся в Курском филиале Орловского юридического института МВД России, рассматриваются механизмы влияния уровня организованности учебной группы на эффективность профессионального становления курсанта как на личностном, так и социально-психологическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние организованности учебных групп на состояние учебной и служебной деятельности курсантов правоохранительных вузов»

УДК 159.9:316.35

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ УЧЕБНЫХ ГРУПП НА СОСТОЯНИЕ УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ВУЗОВ

© 2012 С. Н. Брежнев

начальник учебного пункта УФСИН России по Курской области е-таИ'.кигзк-рзускоЩуа. ги

В статье на основе результатов исследования организованности, успеваемости и дисциплинарной практики курсантов, обучающихся в Курском филиале Орловского юридического института МВД России, рассматриваются механизмы влияния уровня организованности учебной группы на эффективность профессионального становления курсанта как на личностном, так и социально-психологическом уровне.

Ключевые слова: учебная группа, организованность, коллектив, организационные свойства коллектива, профессиональное становление.

Проблема. В условиях реформирования органов внутренних дел перед ведомственными образовательными учреждениями МВД России поставлена задача подготовки нового поколения специалистов, способных самостоятельно и оперативно решать задачи при возникающих экстремальных ситуациях и усложняющейся оперативной обстановке. Годы, проведенные в стенах учебных заведений, должны стать для каждого курсанта школой патриотизма и гражданственности, дисциплины и организованности [Кубышко 2008].

Существующая система подготовки специалистов для органов внутренних дел накопила немало положительного опыта в организации учебно-воспитательной работы с курсантами, формировании у них личностных качеств, необходимых для прохождения службы в экстремальных условиях.

Но современная жизнь предъявляет к выпускникам образовательных учреждений качественно новые требования. Они должны обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения оперативного, юридического, экономического и нравственного характера.

Подготовка специалистов в ведомственных образовательных учреждениях МВД России, в сравнении с другими учебными заведениями, имеет свою специфику. Основное отличие состоит в том, что курсанты организационно включены в подразделения воинского типа - отделения, взвода - и их жизнь подчинена соблюдению требований служебной дисциплины. В этих условиях в числе важнейших факторов социально-психологического воздействия на личность каждого курсанта выступает уровень развития названных подразделений и складывающиеся в них межличностные отношения.

Отсюда качественная подготовка специалистов для органов внутренних дел не может осуществляться без учета закономерностей развития и функционирования организационных структур, в которые они включены.

В свое время Л.С. Выготский отмечал, что общее направление психического развития идет от социального к индивидуальному: интерпсихические действия превращаются в действия интрапсихические. Совместная деятельность выступает как необходимый этап индивидуально осуществляемой деятельности [Выготский 1984].

В то же время, чтобы группа оказывала влияние на курсантов, она должна быть в первую очередь организованна. В современной литературе организованность рассматривается как способность организации сохранять устойчивость своей структуры при обогащении и динамичности ее функций. Это свойство выступает в качестве предпосылки активности организации, наиболее полного использования ее возможностей, гибкости и обогащенности функций ее участников и оказывает решающее влияние на эффективность ее деятельности [Чернышев 1980].

Однако, как свидетельствует анализ специальной литературы, проблема организованности учебных групп, применительно к ведомственным образовательным учреждениям МВД России, изучена недостаточно, что и вызывает необходимость научного поиска с целью углубления разработки названной проблемы.

Теоретической основой данного исследования явились параметрическая концепция развития малой группы как коллектива, разработанная Л.И. Уманским и др. в 60-е годы ХХ столетия и получившая дальнейшее развитие в работах А.С. Чернышева, С.В. Сарычева, Ю.А. Лунева, И.Н. Логвинова, Ю.Л. Лобкова, Д.В. Беспалова, теория коллективного субъекта А.Л. Журавлева и теоретические положения организованности группы, разработанные А. С. Чернышевым.

А. Л. Журавлев выделяет три важнейших свойства группы, являющихся критериальными для того, чтобы признать ее коллективным субъектом:

1) взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов в группе как условие ее целостности и формирования состояния предактивности;

2) способность группы проявлять различные формы совместной активности, в том числе общение и взаимодействие в группе, групповые действия, совместную деятельность, групповое отношение, групповое поведение, межгрупповые отношения и взаимодействия и т.п.;

3) способность группы к саморефлексии, приобретающую особую актуальность в процессе ее становления в качестве коллективного субъекта [Журавлев 2009].

Центральная идея параметрической концепции развития малой группы как коллектива состоит в том, что реальная контактная группа проходит в своем развитии ряд этапов. Ее поэтапное развитие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров, таких как направленность активности группы, организационное единство, психологическая коммуникативность (проявляющаяся в интеллектуальном,

эмоциональном и волевом единстве группы) и групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности.

Согласно взглядам Л.И. Уманского, степень развитости каждого параметра и группы в целом, то есть характер проявления межличностных отношений и духа группы, можно оценить по состоянию шести критериев: лидерству, сплоченности, микроклимату, референтности, интра- и интерактивности индивидов и группы в целом. В итоге можно выявить самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень социально-психологической зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм - в коллектив. Однако до превращения в коллектив группа проходит ряд стадий поэтапного развития, имеющих специфические количественные и качественные особенности. В этой связи условно выделяются следующие виды группы в зависимости от состояния уровня их социально-психологической зрелости: диффузная группа; группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-коллектив [Чернышев 1998].

В нашей работе в основном анализировался такой ее важнейший параметр, как организованность. Согласно выводам А.С. Чернышева, организованность, прежде всего, проявляется в реальной, эффективной способности группы к самоуправлению -

групповой самоуправляемости.

Организованность определяет характер зависимости организации и среды: чем выше организованность, тем большей самостоятельностью обладает организация, тем относительнее и гибче ее зависимость от среды. Одновременно повышается зависимость среды от организации.

Уровень организации как одна из форм ее активности, ее саморефлексия, также определяется организованностью: чем выше организованность, тем более выражено самосознание организации [Чернышев 2006].

На поведенческом уровне организованность проявляется в способности коллектива к самоорганизации в ситуации неопределенности, в сочетании разнообразия мнений и форм инициативного поведения с устойчивым единством его участников по достижению общей цели.

В теоретическом плане организованность выступает как структура и системообразующий фактор таких организационных свойств коллектива, как направленность активности, самоуправляемость, лидерство, единство действий, стрессоустойчивость, межгрупповое единство. Названные организационные свойства отражают динамику структурных связей, процесс его жизнедеятельности, охватывая как психологические отношения, так и предметное взаимодействие.

Понятие организационных свойств существенно дополняет комплекс характеристик коллектива, способствуя теоретическому построению многоуровневой системы свойств коллектива как субъекта групповой деятельности. Они определяют направление внутри- и межгрупповых процессов через актуализацию личностных качеств индивидов, полезных для коллектива, и сосредоточение активности на тех задачах, которые оказываются главными в данное время или в перспективе.

В качестве социально-психологических механизмов актуализации и включенности выступают ориентировка (организационное самоопределение) личности и оценивание коллективом включенности индивидов в совместную деятельность. Ориентировка личности происходит в ходе оценки ею своих индивидуальнопсихологических возможностей и применительно к организационному свойству -направленности, самоуправляемости и т.д.

Учебная группа активизирует каждого ее участника в плане овладения знаниями, умениями и навыками и способности взаимодействовать в конкретных видах деятельности. Члены группы оказывают влияние на отношение к деятельности, интенсивность и качество психических процессов, на формирование творческого подхода и интереса к совместной деятельности [Психология высшей школы... 2006].

Таким образом, организационные свойства выступают и ориентиром, и «плацдармом» для самоопределения личности в соответствии с ее индивидуальностью. Благодаря этому каждый член коллектива получает возможность внести свой вклад в укрепление организованности коллектива и самоутвердиться на этой социально значимой основе [Чернышев 1980].

Организационные и методические подходы исследования, их результаты и обсуждение. Исследование проводилось в 2008, 2009 и 2010 годах в Курском филиале Орловского юридического института МВД России и осуществлялось как естественный процесс работы учебного заведения, так как автор работал в нем психологом, что позволяло вести постоянное наблюдение за внутри- и межгрупповыми процессами и организовывать необходимую исследовательскую работу. В исследовании ежегодно принимали участие 100% учебных взводов: в 2008 г. - 14 взводов (в них 314 курсантов), в 2009 г. - 14 взводов (282 курсанта), в 2010 г. - 12 взводов (250 курсантов).

Для получения эмпирических данных был разработан методический блок, включающий в себя:

- наблюдение за внутригрупповыми и межгрупповыми процессами и совместной деятельностью курсантов в учебных группах;

- беседу с курсантами;

- социометрию;

- изучение учебной документации, экспертную оценку деятельности учебных групп. Успеваемость оценивалась как средний учебный рейтинговый балл взвода за семестр, после которого проводилось исследование. Эффективность служебной деятельности взвода определялась наличием дисциплинарных взысканий за тот же период;

- карту-схему психолого-педагогической характеристики учебной группы (Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.).

Изучая проблему влияния уровня организованности учебных групп на состояние учебной и служебной деятельности их членов, мы исходили из предположения о том, что организованность учебной группы является стимулирующим фактором повышения целенаправленной активности курсантов и оказывает позитивное влияние на результаты их учебной и служебной деятельности.

В ходе исследования были условно выделены технологические этапы, способствующие, на наш взгляд, формированию организованности и становлению учебных групп как субъектов учебной и служебной деятельности.

• Проектировочный (подготовительный) этап. Включал в себя постановку целей, планирование учебной и воспитательной работы, определение организационных мероприятий, способствующих укреплению дисциплины, ответственности и организованности курсантов и учебных групп (взводов).

• Организационный (исполнительный) этап. Ознакомление курсантов с особенностями учебного заведения, распорядком его деятельности, требованиями служебной дисциплины, организация всей многогранной учебной и служебной деятельности, проведение мероприятий, направленных на создание благоприятного морально-психологического климата в учебных группах и в учебном заведении в целом, воспитание дисциплины и ответственности курсантов, формирование социально-психологической зрелости учебных групп.

• Контрольно-аналитический этап. Анализ и оценка учебной и служебной деятельности курсантов и учебных групп по объективным показателям и критериям, принятым в учебном заведении. Исследование особенностей развития учебных групп с помощью психологических средств. Анализ полученных результатов. Определение факторов, позитивно и негативно влияющих на организованность групп и результаты учебной и служебной деятельности курсантов. Корректировка целей и задач в деятельности учебных групп, выдвижение новых задач.

Критериями определения организованности, применительно к изучаемым нами учебным группам, были взяты организационные свойства коллектива, выделенные А. С. Чернышевым. К ним были отнесены:

- направленность активности группы;

- самоуправляемость группы;

- лидерство;

- единство действий членов группы;

- успеваемость курсантов;

- наличие дисциплинарных взысканий.

Количественная оценка названных свойств осуществлялась по 10-балльной шкале, на основе разработанных оценочных показателей по каждому свойству.

Качественная оценка соотносилась с уровнем развития учебной группы и результатами анализа объективных показателей деятельности учебных групп.

Проведенный сравнительный анализ результатов исследования организованности, успеваемости и дисциплинарной практики позволил сделать определенные выводы.

В 100% случаев средняя успеваемость обратно пропорциональна количеству наложенных взысканий на курсантов взвода, то есть чем выше учебный рейтинг взвода, тем меньше дисциплинарных взысканий имеют его курсанты.

В 85% случаев уровень организованности взвода коррелирует с уровнем успеваемости и состоянием дисциплины. При этом в течение трех лет, когда проводились исследования, не наблюдалось случаев, чтобы высокоорганизованный взвод, достигший уровня развития коллектива, имел низкую успеваемость, и наоборот.

Изменения во внутригрупповых процессах отражались и на результатах учебной и служебной деятельности. В 2010 году 32 взвод был образован слиянием двух взводов, имеющих средний уровень организованности и успеваемости. Данное слияние не обошлось без конфликтов между лидерами обоих взводов, что привело к резкому снижению уровня организованности, а затем и успеваемости.

Некоторые случаи несовпадения уровней организованности и успеваемости имеют свое объяснение. Так, в 2010 году 55 взвод имел средний показатель организованности и высокую успеваемость. Проведенное исследование показало, что уровень направленности активности (в первую очередь на учебную деятельность) значительно превышает иные составляющие организованности, за счет чего достигаются высокие результаты в обучении.

В 2009 году в 23 взводе был выявлен низкий уровень направленности активности при общем среднем уровне организованности, в связи с чем данная учебная группа продемонстрировала невысокие результаты успеваемости. Последующее исследование в 2010 году выявило в этом взводе низкий уровень организованности.

Таким образом, гармоничное развитие составляющих организованности способствует стабильности результатов деятельности. Понижение направленности активности ведет к снижению успеваемости и дисциплинированности, а впоследствии и к общему снижению уровня организованности. Более высокий уровень направленности активности по сравнению с другими критериями организованности благоприятствует высокой результативности труда.

Следовательно, взаимоотношения включенных в совместную деятельность членов учебных групп (взводов) детерминируют их интеллектуальное и личностное развитие. На основании полученных результатов исследования можно утверждать наличие взаимозависимости между уровнем организованности взвода, с одной стороны, успеваемостью и дисциплинированностью его членов - с другой, то есть позитивным профессиональным становлением курсантов.

Проведенное нами исследование позволило изучить также механизмы влияния уровня организованности учебной группы на эффективность профессионального становления курсанта как на личностном, так и социально-психологическом уровне.

На социально-психологические условия позитивного профессионального становления сотрудников органов внутренних дел влияют следующие факторы.

1. Организованность учебных групп. Данное свойство выступает в качестве предпосылки активности учебной группы, наиболее полного использования ее возможностей, гибкости и обогащения ее функций. Социальная активность и группы, и отдельной личности требует проявления таких профессионально значимых качеств, как инициативность, самостоятельность, способность приказывать и подчиняться, нравственная зрелость оценочных суждений и мнений. Активность высокоорганизованной группы направлена в первую очередь на актуализацию полезных личностных качеств, необходимых для решения главных групповых задач в

данное время или в перспективе. В связи с этим уровень сосредоточения активности на приоритетных задачах органов внутренних дел по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан [О мерах по совершенствованию. 2009] определяется

организационными свойствами конкретного служебного коллектива.

В высокоорганизованных учебных группах, достигших уровня развития коллектива, наблюдается минимальное расхождение группового и индивидуального сознания. В связи с этим индивиду психологически сложно проявить ценности, противоположные групповым, что крайне важно, например, при проведении работы по профилактике отклоняющегося поведения курсантов.

2. В высокоорганизованном коллективе каждый его член сам реагирует на дестабилизирующие систему факторы, стремится поддерживать организационный порядок, обогащать деятельность, распределять свое рабочее время с таким расчетом, чтобы принести больше пользы своей группе. Мобилизация ресурсов, актуализация и сосредоточенность функций происходит не за счет конформизма, а за счет осознанного понимания необходимости выполнения задачи, что приводит к значительной экономии времени и иных ресурсов.

3. Любая группа находится в тесной связи со средой и не мыслится вне среды. Организованность определяет характер зависимости группы и среды: чем выше организованность, тем большей самостоятельностью обладает группа, тем относительнее и гибче ее зависимость от среды, тем более способна организация стать устойчивой к негативным воздействиям среды. Это обстоятельство актуально в связи с существующей проблемой влияния криминальной субкультуры на сотрудников органов внутренних дел. Повышение организованности служебных коллективов будет способствовать укреплению антикоррупционного стандарта поведения, повышению сопротивляемости негативному информационно-психологическому воздействию криминальных структур и вместе с тем усилит влияние каждого конкретного органа внутренних дел на оперативную обстановку в регионе.

На профессионально-личностное становление сотрудников органов внутренних дел организованность влияет следующим образом.

1. Организованность группы способствует формированию адекватного профессионального самосознания как устойчивой системы представлений сотрудника о самом себе как субъекте профессиональной деятельности. Выделяя в структуре профессионального самосознания когнитивный, аффективный и операциональный компоненты, мы наблюдаем зависимость их формирования от влияния социально-значимого окружения.

Будучи включенным в высокоорганизованный учебный коллектив, будущий сотрудник правоохранительных органов приобретает способность сформировать правильный образ профессии и представление о себе как о профессионале, адекватную самооценку, а также развивать умения и навыки саморефлексии и социальной перцепции.

2. Организаторские качества, приобретаемые курсантом учебного заведения МВД России, являются профессионально значимыми, так как его деятельность, с одной стороны, часто носит групповой характер, с другой стороны, характеризуется проявлением властных полномочий в отношении граждан. Высокоорганизованная группа предоставляет своим членам возможность в той или иной ситуации реализовать свой лидерский потенциал. Вместе с тем исполнение лидерских функций не только предполагает наличие необходимых для этого личностных качеств, но и побуждает к их формированию и закреплению.

3. Курсант учебного заведения МВД России, включаясь в высокоорганизованный коллектив, обретает дополнительные возможности принимать цели и ценности в группе как свои собственные и содействовать их реализации. При этом важна не только идентификация с группой, но и активная позиция самого индивида. Организованность группы способствует

совершению поступков, участию в деятельности, направленных на социально значимые цели. В группах же, имеющих низкие показатели организованности по результатам исследования, такие коллективные акции, как сдача крови, сбор средств на помощь детскому дому, вызывали определенное противодействие, неприятие.

Выводы

1. Организационные свойства учебной группы, выступающие одновременно ориентиром и социальной средой для самоопределения личности курсанта в ней, стимулируют его активность и создают благоприятные условия не только для его самоутверждения, но и внесения личного вклада в укрепление организованности группы.

2. Целенаправленное формирование в учебных заведениях МВД России такого организационного свойства учебной группы, как организованность, является необходимым условием более качественной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел.

3. На основании результатов исследования можно утверждать наличие взаимозависимости между уровнем организованности взвода с одной стороны, успеваемостью и дисциплинированностью его членов с другой, то есть позитивным профессиональным становлением курсантов.

Библиографический список

Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 1 / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984.

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Феномены социального самоопределения: закономерности динамики сознания и поведения субъекта в нестабильных экономических условиях // Вестник практической психологии образования. 2008. № 1. С. 30-35.

Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и

психологические типы // Психологический журнал. 2009. № 5. С. 72-80.

Кубышко В.Л. Актуальные проблемы реформирования системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России // Реформирование системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России: сб. материалов учебно-методического сбора руководителей аппаратов по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России (г. Краснодар, 31 марта - 1 апреля 2008 г.) / под общ. ред. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2008.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468.

Психология высшей школы / М.И Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006.

Уманский Л.И. и др. Критерии диагностики общественной активности групп как коллектива // Социально-психологические основы общественной активности школьников и студентов. Курск, 1971.

Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-

психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии. Курск, 1977.

Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодежных группах: теория, эксперимент, практика: избр. тр. / сост. библиограф. указателя Д.В. Беспалов. Курск: КГУ, 2006.

Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: РПА, 1998.

Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности

первичного коллектива: дисс. ... д-ра психол. наук. М., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.