Научная статья на тему 'ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / НОМИНАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зацепилова А. В., Гонина О. О.

Рассматриваются понятие номинативного словаря и основные нарушения в формировании номинативного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Представлены результаты эмпирического исследования логопедической работы по развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Сделан вывод о том, что комплекс игр и упражнений, с использованием таких методических приемов, как показ и называние нового предмета или объяснение происхождения данных слов; использование названия нового предмета в сочетании с разными знакомыми детям словами; уточнение, раскрытие значения слов в соответствующем контексте, способствует развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зацепилова А. В., Гонина О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGOPEDIC WORK ON THE DEVELOPMENT OF NOMINATIVE DICTIONARY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

The concept of a nominative dictionary and the main violations in the formation of a nominative dictionary in preschool children with severe speech disorders are considered. The results of an empirical study of speech therapy work on the development of a nominative vocabulary in preschool children with severe speech disorders are presented. It is concluded that a set of games and exercises, using such methodological techniques as showing and naming a new object or explaining the origin of these words; the use of the name of a new subject in combination with different words familiar to children; clarification, disclosure of the meaning of words in the appropriate context, contributes to the development of the nominative vocabulary in preschool children with severe speech disorders.

Текст научной работы на тему «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 376

Зацепилова Анастасия Васильевна,

студентка ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь

e-mail: avzatsepilova@edu.tversu.ru Гонина Ольга Олеговна,

к.пс.н., зав.базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь

e-mail: olg1015@yandex.ru

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Рассматриваются понятие номинативного словаря и основные нарушения в формировании номинативного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Представлены результаты эмпирического исследования логопедической работы по развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Сделан вывод о том, что комплекс игр и упражнений, с использованием таких методических приемов, как показ и называние нового предмета или объяснение происхождения данных слов; использование названия нового предмета в сочетании с разными знакомыми детям словами; уточнение, раскрытие значения слов в соответствующем контексте, способствует развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Ключевые слова: дошкольный возраст, тяжелые нарушения речи, номинативный словарь.

Zatsepilova Anastasia Vasilievna,

student of the Tver State University, Tver

e-mail: avzatsepilova@edu.tversu.ru Gonina Olga Olegovna,

candidate of Ps.n., head.the basic department of psychological and pedagogical

support of educational practice Tver State University,

Tver

e-mail: olg1015@yandex.ru

LOGOPEDIC WORK ON THE DEVELOPMENT OF NOMINATIVE DICTIONARY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH

DISORDERS

The concept of a nominative dictionary and the main violations in the formation of a nominative dictionary in preschool children with severe speech disorders are considered. The results of an empirical study of speech therapy work on the development of a nominative vocabulary in preschool children with severe speech disorders are presented. It is concluded that a set of games and exercises, using such methodological techniques as showing and naming a new object or explaining the origin of these words; the use of the name of a new subject in combination with different words familiar to children; clarification, disclosure of the meaning of words in the appropriate context, contributes to the development of the nominative vocabulary in preschool children with severe speech disorders.

Key words: preschool age, severe speech disorders, nominative dictionary.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребенка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим в процессе обучения детей с речевыми нарушениями проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение. Тем не менее, интеграция ребенка с нарушенным речевым развитием в среду сверстников не столь проблематична, как для других детей с ограниченными возможностями здоровья. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка дошкольника с ТНР. Работа по обогащению словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей с речевой патологией. Так, без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Работа по развитию речи должна включать в себя упражнения и задания, которые будут направлены на обогащение и формирования словарного запаса у детей с ТНР. Проблема развитии словаря у дошкольников с тяжелым нарушением речи актуальна тем, что от сформированности этого компонента зависит, как дети овладеют программой ДОУ, а в будущем программой общеобразовательной школы. Развитие словаря необходимо для формирования всесторонне развитой личности, а также для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Номинативный словарь характеризуется как словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Основные нарушения в

формировании номинативного словаря у дошкольников с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного номинативного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации номинативного словаря. Также у детей с ТНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой.

Эмпирическое изучение логопедической работы по развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи проводилось на базе Государственного казенного учреждения «Тверского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (ППМС-центр). В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с ТНР в возрасте 5лет. Диагностика сформированности номинативного словаря старших дошкольников с ТНР проводилась по методике Романович О.А., Кольцовой Е.П. «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет» [4], а также по методике выявления уровня формирования лексики дошкольников Г.А. Волкова [1]. По результатам диагностики на констатирующем этапе исследования номинативный словарь детей старшего дошкольного возраста с ТНР характеризуется следующим:

- все дети при выполнении заданий допускали ошибки, большое количество ошибок допустил Михаил С., однако можно отметить, что мальчик был достаточно коммуникабельным, вступал в активное взаимодействие с логопедом; также скудные ответы на задания были у Константина С. и Василисы А. (уровень сформированности импрессивной речи, лексики у данных детей - ниже нижнего, а номинативного словаря - низкий).

- в процессе исследования номинативного словарного запаса можно выделить Веронику Ц. (низкий уровень импрессивной речи, лексики и средний уровень сформированности номинативного словаря) она правильно выполнила

почти все задания, меньше всего просила помощи у логопеда при выполнении заданий.

- Мария К. и Дмитрий О. искажали слова, но было понятно, что они называют предметы в заданиях.

Таким образом, по результатам исследования уровень сформированности номинативного словаря можно определить в целом, как низкий. В импрессивной речи у 5 детей (83,3%) выявили уровень ниже нижнего, и 1 ребенок (16,7%) - низкий уровень; уровень сформированности лексики (номинативный словарь) - у 4 детей (66,7%) ниже нижнего, у 2 детей (33,3%) низкий; диагностика умения детей правильно называть предметы (номинативный словарь) показала низкий уровень у 5 детей (83,3%) и средний у 1 ребенка (16,7%). Результаты полученные в ходе диагностики на констатирующем этапе исследования свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с детьми направленной на формирование номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

В основе коррекционной работы на формирующем этапе работы были

использованы методические пособия Нищевой Н.В.[2; 3]. На основе данного

методического материала нами был разработан комплекс игр и упражнений по

развитию номинативного словаря у детей с ТНР, участвующих в исследовании.

Работа на формирующем этапе велась по календарно-тематическому плану. В

работе использовались следующие приемы: показ и называние нового предмета

или объяснение происхождения данных слов (Игра «Признаки лета»; Игра

«Назовем одним словом»); использование названия нового предмета в

сочетании с разными знакомыми детям словами (Игра «Какой бывает снег?»;

Игра «Весной бывает - не бывает»); уточнение, раскрытие значения слов в

соответствующем контексте (Игра «Какой? Какая?»); составление предложений

с отдельным словом, со словами синонимического ряда (Игра «Расскажи, что

происходит в природе весной»; Игра «Закончи предложение»); систематизация

изученных назывных слов, группировка по признакам (Игра «Четвертый

4

лишний»); склонение изученного предмета по количеству (Игра «Один -много»). Поскольку формирующая работа была насыщена игровой деятельностью, то дошкольники более заинтересованно отнеслись к занятиям в процессе формирования номинативного словаря, проявляли самостоятельность в игровой деятельности и игровое творчество в процессе изучения лексических тем.

На контрольном этапе по исследованию сформированности импрессивной речи у 1 ребенка (16,7%) выявили уровень ниже нижнего, у 4 детей (66,7%) - низкий уровень, у 1 ребенка (16,7%) средний уровень; уровень сформированности лексики (номинативный словарь) - у 4 детей (66,7%) низкий, у 2 детей (33,3%) средний; диагностика умения детей правильно называть предметы (номинативный словарь) показала средний уровень у всех детей (100%). Наилучший результат по формированию номинативного словаря показали Вероника Ц. (средний уровень - 3,54 балла) и Дмитрий О. (3,04 балла) - ребята отличились заинтересованность, любознательностью в процессе занятий, охотно повторяли за логопедом называния слов, отгадывали загадки, выбирали лишний предмет в заданиях «4 лишний», дополняли ряды слов-синонимов. Сложнее всего формирование номинативного словаря происходит у Константина С. (средний уровень - 2,1 балл) - ребенок часто отвлекался в процессе занятий, не фокусировался на выполнении заданий, сам не проявлял инициативы в процессе называния предметов. Положительная динамика по сформированности номинативного словаря на контрольном этапе исследования выявлена у всех детей, что свидетельствует о положительном влиянии составленного и апробированного на формирующем этапе комплекса игр и упражнений направленного на развитие номинативного словаря.

Таким образом, комплекс игр и упражнений, с использованием таких

методических приемов, как показ и называние нового предмета или объяснение

происхождения данных слов; использование названия нового предмета в

сочетании с разными знакомыми детям словами; уточнение, раскрытие

значения слов в соответствующем контексте, способствует развитию

5

номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Список литературы

1. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2018. - 680 с.

2. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. - 138 с.

3. Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. - 98 с.

4. Романович, О.А., Кольцова, Е.П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. -Издательство: Владос, 2018. - 111 с.

References

1. Volkova, L.S. Logopediya: Uchebnik dlya studentov defektol. fak. ped. vuzov / Pod red. L. S. Volkovoj, S. N. SHahovskoj- M.: Gumanit. izd. Centr VLADOS, 2018. - 680 p.

2. Nishcheva, N.V. Sovremennaya sistema korrekcionnoj raboty v logopedicheskoj gruppe dlya detej s obshchim nedorazvitiem rechi. - SPb., DETSTVO-PRESS, 2020. - 138 p.

3. Nishcheva, N.V. Konspekty podgruppovyh logopedicheskih zanyatij v starshej gruppe kompensiruyushchej napravlennosti dlya detej s TNR - SPb., DETSTVO-PRESS, 2018. - 98 p.

4. Romanovich, O.A., Kolcova, E.P. Diagnostika psihofizicheskih processov i rechevogo razvitiya detej 5-6 let / O.A. Romanovich, E.P. Kol'cova. - Izdatel'stvo: Vlados, 2018. - 111 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.