УДК 376
Зацепилова Анастасия Васильевна,
студентка ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь
e-mail: avzatsepilova@edu.tversu.ru Гонина Ольга Олеговна,
к.пс.н., зав.базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь
e-mail: olg1015@yandex.ru
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Рассматриваются понятие номинативного словаря и основные нарушения в формировании номинативного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Представлены результаты эмпирического исследования логопедической работы по развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Сделан вывод о том, что комплекс игр и упражнений, с использованием таких методических приемов, как показ и называние нового предмета или объяснение происхождения данных слов; использование названия нового предмета в сочетании с разными знакомыми детям словами; уточнение, раскрытие значения слов в соответствующем контексте, способствует развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Ключевые слова: дошкольный возраст, тяжелые нарушения речи, номинативный словарь.
Zatsepilova Anastasia Vasilievna,
student of the Tver State University, Tver
e-mail: avzatsepilova@edu.tversu.ru Gonina Olga Olegovna,
candidate of Ps.n., head.the basic department of psychological and pedagogical
support of educational practice Tver State University,
Tver
e-mail: olg1015@yandex.ru
LOGOPEDIC WORK ON THE DEVELOPMENT OF NOMINATIVE DICTIONARY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH
DISORDERS
The concept of a nominative dictionary and the main violations in the formation of a nominative dictionary in preschool children with severe speech disorders are considered. The results of an empirical study of speech therapy work on the development of a nominative vocabulary in preschool children with severe speech disorders are presented. It is concluded that a set of games and exercises, using such methodological techniques as showing and naming a new object or explaining the origin of these words; the use of the name of a new subject in combination with different words familiar to children; clarification, disclosure of the meaning of words in the appropriate context, contributes to the development of the nominative vocabulary in preschool children with severe speech disorders.
Key words: preschool age, severe speech disorders, nominative dictionary.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребенка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим в процессе обучения детей с речевыми нарушениями проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение. Тем не менее, интеграция ребенка с нарушенным речевым развитием в среду сверстников не столь проблематична, как для других детей с ограниченными возможностями здоровья. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка дошкольника с ТНР. Работа по обогащению словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей с речевой патологией. Так, без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Работа по развитию речи должна включать в себя упражнения и задания, которые будут направлены на обогащение и формирования словарного запаса у детей с ТНР. Проблема развитии словаря у дошкольников с тяжелым нарушением речи актуальна тем, что от сформированности этого компонента зависит, как дети овладеют программой ДОУ, а в будущем программой общеобразовательной школы. Развитие словаря необходимо для формирования всесторонне развитой личности, а также для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Номинативный словарь характеризуется как словарь для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий. Основные нарушения в
формировании номинативного словаря у дошкольников с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного номинативного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации номинативного словаря. Также у детей с ТНР отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой.
Эмпирическое изучение логопедической работы по развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи проводилось на базе Государственного казенного учреждения «Тверского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (ППМС-центр). В исследовании приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с ТНР в возрасте 5лет. Диагностика сформированности номинативного словаря старших дошкольников с ТНР проводилась по методике Романович О.А., Кольцовой Е.П. «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет» [4], а также по методике выявления уровня формирования лексики дошкольников Г.А. Волкова [1]. По результатам диагностики на констатирующем этапе исследования номинативный словарь детей старшего дошкольного возраста с ТНР характеризуется следующим:
- все дети при выполнении заданий допускали ошибки, большое количество ошибок допустил Михаил С., однако можно отметить, что мальчик был достаточно коммуникабельным, вступал в активное взаимодействие с логопедом; также скудные ответы на задания были у Константина С. и Василисы А. (уровень сформированности импрессивной речи, лексики у данных детей - ниже нижнего, а номинативного словаря - низкий).
- в процессе исследования номинативного словарного запаса можно выделить Веронику Ц. (низкий уровень импрессивной речи, лексики и средний уровень сформированности номинативного словаря) она правильно выполнила
почти все задания, меньше всего просила помощи у логопеда при выполнении заданий.
- Мария К. и Дмитрий О. искажали слова, но было понятно, что они называют предметы в заданиях.
Таким образом, по результатам исследования уровень сформированности номинативного словаря можно определить в целом, как низкий. В импрессивной речи у 5 детей (83,3%) выявили уровень ниже нижнего, и 1 ребенок (16,7%) - низкий уровень; уровень сформированности лексики (номинативный словарь) - у 4 детей (66,7%) ниже нижнего, у 2 детей (33,3%) низкий; диагностика умения детей правильно называть предметы (номинативный словарь) показала низкий уровень у 5 детей (83,3%) и средний у 1 ребенка (16,7%). Результаты полученные в ходе диагностики на констатирующем этапе исследования свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с детьми направленной на формирование номинативного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
В основе коррекционной работы на формирующем этапе работы были
использованы методические пособия Нищевой Н.В.[2; 3]. На основе данного
методического материала нами был разработан комплекс игр и упражнений по
развитию номинативного словаря у детей с ТНР, участвующих в исследовании.
Работа на формирующем этапе велась по календарно-тематическому плану. В
работе использовались следующие приемы: показ и называние нового предмета
или объяснение происхождения данных слов (Игра «Признаки лета»; Игра
«Назовем одним словом»); использование названия нового предмета в
сочетании с разными знакомыми детям словами (Игра «Какой бывает снег?»;
Игра «Весной бывает - не бывает»); уточнение, раскрытие значения слов в
соответствующем контексте (Игра «Какой? Какая?»); составление предложений
с отдельным словом, со словами синонимического ряда (Игра «Расскажи, что
происходит в природе весной»; Игра «Закончи предложение»); систематизация
изученных назывных слов, группировка по признакам (Игра «Четвертый
4
лишний»); склонение изученного предмета по количеству (Игра «Один -много»). Поскольку формирующая работа была насыщена игровой деятельностью, то дошкольники более заинтересованно отнеслись к занятиям в процессе формирования номинативного словаря, проявляли самостоятельность в игровой деятельности и игровое творчество в процессе изучения лексических тем.
На контрольном этапе по исследованию сформированности импрессивной речи у 1 ребенка (16,7%) выявили уровень ниже нижнего, у 4 детей (66,7%) - низкий уровень, у 1 ребенка (16,7%) средний уровень; уровень сформированности лексики (номинативный словарь) - у 4 детей (66,7%) низкий, у 2 детей (33,3%) средний; диагностика умения детей правильно называть предметы (номинативный словарь) показала средний уровень у всех детей (100%). Наилучший результат по формированию номинативного словаря показали Вероника Ц. (средний уровень - 3,54 балла) и Дмитрий О. (3,04 балла) - ребята отличились заинтересованность, любознательностью в процессе занятий, охотно повторяли за логопедом называния слов, отгадывали загадки, выбирали лишний предмет в заданиях «4 лишний», дополняли ряды слов-синонимов. Сложнее всего формирование номинативного словаря происходит у Константина С. (средний уровень - 2,1 балл) - ребенок часто отвлекался в процессе занятий, не фокусировался на выполнении заданий, сам не проявлял инициативы в процессе называния предметов. Положительная динамика по сформированности номинативного словаря на контрольном этапе исследования выявлена у всех детей, что свидетельствует о положительном влиянии составленного и апробированного на формирующем этапе комплекса игр и упражнений направленного на развитие номинативного словаря.
Таким образом, комплекс игр и упражнений, с использованием таких
методических приемов, как показ и называние нового предмета или объяснение
происхождения данных слов; использование названия нового предмета в
сочетании с разными знакомыми детям словами; уточнение, раскрытие
значения слов в соответствующем контексте, способствует развитию
5
номинативного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Список литературы
1. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2018. - 680 с.
2. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. - 138 с.
3. Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. - 98 с.
4. Романович, О.А., Кольцова, Е.П. Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 5-6 лет / О.А. Романович, Е.П. Кольцова. -Издательство: Владос, 2018. - 111 с.
References
1. Volkova, L.S. Logopediya: Uchebnik dlya studentov defektol. fak. ped. vuzov / Pod red. L. S. Volkovoj, S. N. SHahovskoj- M.: Gumanit. izd. Centr VLADOS, 2018. - 680 p.
2. Nishcheva, N.V. Sovremennaya sistema korrekcionnoj raboty v logopedicheskoj gruppe dlya detej s obshchim nedorazvitiem rechi. - SPb., DETSTVO-PRESS, 2020. - 138 p.
3. Nishcheva, N.V. Konspekty podgruppovyh logopedicheskih zanyatij v starshej gruppe kompensiruyushchej napravlennosti dlya detej s TNR - SPb., DETSTVO-PRESS, 2018. - 98 p.
4. Romanovich, O.A., Kolcova, E.P. Diagnostika psihofizicheskih processov i rechevogo razvitiya detej 5-6 let / O.A. Romanovich, E.P. Kol'cova. - Izdatel'stvo: Vlados, 2018. - 111 p.