УДК 376.37 Рудакова Р.В., Вартапетова Г.М.
Рудакова Р.В.
МБОУ СОШ № 167 г. Новосибирска студент 3 курса магистратуры, Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
Научный руководитель: Вартапетова Г.М.
канд.пед.н., доцент, Новосибирский государственный педагогический университет
(г. Новосибирск, Россия)
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Аннотация: в статье рассмотрено такое распространенное явление среди детей младшего школьного возраста, как нарушение письма. Описаны этапы и направления логопедической работы по формированию предпосылок письма у обучающихся первого класса с нарушением речи. Подведены итоги исследования влияния логопедической работы на развитие речевых и неречевых функций обучающихся первого класса с нарушением речи.
Ключевые слова: письмо, логопедия, профилактика, письмо, дисграфия, младшие школьники.
При поступлении в школу у детей наблюдаются различные речевые нарушения.
Данная проблема имеет высокое распространение, что ставит перед нами задачи по коррекции выявленных нарушений на максимально ранних этапах -еще в первом классе. Формирование предпосылок письма, а значит, и
предупреждение различных нарушений письма, более действенно при раннем его начале.
Многие авторы отмечают, что письменная речь, в частности письмо, - это высшая форма речи. Р. Е. Левина [1] считает, что письмо - это созданная человеком вспомогательная система знаков, используемая для фиксации звукового языка и звуковой речи, с помощью которой через графические элементы передается информация на расстоянии.
Письменная речь развивается лишь тогда, когда имеются специальные условия для обучения, то есть, механизмы речи формируются в период подготовки к обучению в школе и совершенствуются в ходе всего обучения. Данный факт, а также факт высокой распространенности исследуемой проблемы, определяют значимость предупреждения ошибок письма уже в младшем школьном возрасте.
Таким образом, формирование предпосылок письма у обучающихся первого класса является актуальным.
У обучающихся первого класса с нарушением речи, по сравнению с детьми при возрастной норме речевого развития, наблюдаются нарушения процессов формирования фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы, а также нарушения формирования неречевых компонентов письма: зрительной и слухоречевой памяти, различных видов праксиса и гнозиса, мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия.
В силу этого считаем, что формирование предпосылок письма у первоклассников с нарушением речи должно включать в себя работу по развитию речевых и неречевых функций и реализовываться в три этапа: подготовительный, основной и заключительный, посредством включения методик, пособий и содержания системной работы, предложенной Г. М. Вартапетовой [2].
I этап. Подготовительный.
Цель: развитие моторики и неречевых функций у обучающихся первого класса с нарушением речи.
II этап. Основной.
Цель: развитие и коррекция нарушений речевых и неречевых функций, Направления работы:
1. Коррекция нарушений и развитие устной речи.
2. Развитие функциональной системы письма.
III этап. Закрепляющий.
На протяжении учебного года с обучающимися проводилась коррекционно-логопедическая работа по формированию предпосылок письма.
Участниками исследования стали 16 обучающихся первых классов средней общеобразовательной школы. Из них:
- 8 обучающихся экспериментальной группы, имеющих нарушение формирования речевых и неречевых предпосылок письма (дети, с которыми коррекционно-логопедическая работа осуществлялась по предложенной нами системе работы),
- 8 обучающихся контрольной группы, имеющих нарушение формирования речевых и неречевых предпосылок письма (дети, с которыми коррекционно-логопедическая работа проводилась по методике Р. И. Лалаевой
[3]).
По итогам проведенной коррекционно-логопедической работы был проведен контрольный этап исследования.
Как и на констатирующем этапе, исследование проводилось с применением двух методик: «Тестовая методика диагностики устной речи младшего школьного возраста» Т. А. Фотековой [4] и «Методика нейропсихологической диагностики детей» Л. С. Цветковой [5], обе в интерпретации Г. М. Вартапетовой [2]. Все критерии и система оценки результатов остались прежними (как и на констатирующем этапе исследования).
По итогам исследования с учетом результатов анализа данных расчетных таблиц по ^критерию Стьюдента, а также по результатам проведенного анализа речевых и неречевых функций обучающихся на контрольном этапе исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Наибольшая эффективность коррекционной логопедической работы по формированию предпосылок письма у обучающихся первого класса с нарушением речи возможна лишь при системном воздействии на речевые и неречевые функции письма.
2. Предложенная нами коррекционная логопедическая работа должна строиться с использованием системного подхода в процессе формирования предпосылок письма у обучающихся первого класса с нарушением речи и с использованием специальных методов и приемов.
3. Анализ результатов контрольного этапа исследования показал, что систематические коррекционные логопедические занятия, направленные на формирование предпосылок письма у обучающихся первого класса с нарушением речи в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, в процессе непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности с учителями начальных классов, с привлечением к работе родителей, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, способствуют повышению качества логопедической работы по формированию предпосылок письма.
Результаты математической статистики подтвердили значимость количественных различий между данными, полученными во всех этапах исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Левина Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Левина Р. Е., Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. - Москва: АРКТИ, 2005. - 224 с;
2. Вартапетова, Г. М. Коррекция нарушений письма у учащихся начальных классов с учетом латеральной организации сенсомоторных функций /Г. М. Вартапетова. Екатеринбург, 2002. 198 с;
3. Лалаева Р. И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей //Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Межд. конференции Российской ассоциации дислексии. М: МСГИ, 2004. С. 132-140;
4. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие / Т. А. Фотекова. М.: Айрис Пресс, 2007. 22 с;
5. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л. С. Цветкова. М.: Педагогическое общество России, 2002. 96 с.
Rudakova R. V., Vartapetova G.M.
Rudakova R.V.
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
Scientific advisor: Vartapetova G.M.
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia)
SPEECH THERAPY WORK ON FORMATION OF WRITING PREREQUISITES FOR FIRST GRADE STUDENTS WITH SPEECH IMPAIRMENT
Abstract: article considers such a common phenomenon among primary school children as a violation of writing. The stages and directions of speech therapy work on the formation of writing prerequisites for first-grade students with speech disorders are described. The results of the study of the influence of speech therapy on the development of speech and non-speech functions offirst grade students with speech impairment are summarized.
Keywords: writing, speech therapy, prevention, writing, dysgraphy, primary school
children.