В следующей части опроса студентам предлагалось ознакомиться с синонимами лексемы «lawbreaker» и контекстами, где они употребляются. Респонденты указали единицы «criminal» и «offender» в качестве известных им синонимов и объяснили значение последнего как «правонарушитель / преступник». При этом 33,7% опрашиваемых не встречали лексему «felón», которая, как это было описано ранее, также является синонимом слова «lawbreaker». После ознакомления с дефинициями и контекстом студенты определяли «felón» как «преступник / уголовный преступник».
В заключительной части опроса студентам предлагалось оценить по шкале от 1 до 5, насколько приведенные дефиниции расширили их понимание характерных особенностей англо-саксонской системы права. С одной стороны, респонденты как оценили представленные комментарии высоко (33%), так и предоставили нейтральную оценку (33%). С другой стороны, 17% респондентов оценили применение представленных примеров ниже среднего, но, тем не менее, такое же количество студентов (17%) поставили оценку выше среднего.
Выводы. Итак, эффективность применения лингвокультурного комментария обусловлена следующим: изучение и усвоение новой профессионально ориентированной лексики; совершенствование навыков индивидуального чтения, проявляющееся в самостоятельной работе с аутентичными материалами. Акцентирование лингвокультурного компонента в процессе обучения иностранному языку позволяет пересмотреть устаревшие воззрения на иностранную лингвокультуру, которые выступают как «замедлители» культурных и политических процессов - не отказаться от них полностью, но сформировать на их основе представления релевантные, актуальные. Это будет способствовать взаимообогащению русской и английской культур, развитию толерантности и, хотелось бы верить, эффективному разрешению политических противоречий.
Литература:
1. Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.
2. Коновалова, В.А. Особенности юридических терминов в англоязычных странах / В.А. Коновалова, Э.А. Беглярова, Н.В. Паперная // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 4. - С. 200-203
3. Корсакова, Е.В. Критерии отбора и принципы организации учебного материала при обучении взрослых иностранному языку с целью формирования иноязычной информационной компетенции / Е.В. Корсакова // Вестник Челябинского гос. педагогическогоуниверситета. -2014. -№1. - С. 137-145
4. Крашенинникова, H.A. Внеаудиторное чтение как вид учебной деятельности по иностранному языку / H.A. Крашенинникова, О.И. Осетрова// Симбирский научный вестник. -2013. -№ 1(11). - С. 177-180
5. Мороз, И.Н. Проблема отбора языкового материала при обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов университета / И.Н. Мороз // Вестник Российского нового университета. - 2012. - №1. - С. 147-150
6. Морозова, И.Г. Использование художественных текстов для формирования социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку в вузах / И.Г. Морозова // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: Матер. III Междунар. научн. конф. - СПб.: Гос. полярная академия, 2012. - С. 317-327
7. Повшедная, Ф.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / Ф.В. Повшедная, В.А. Малинин, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1(38). - С. 34-43
8. Bloom, H. The Western Canon: The Books and School of the Ages / H. Bloom. - New York: Harcourt Brace & Company, 1994.-578 p.
9. McCutcheon, M. Roget's Super Thesaurus. 4th Edition / M. McCutcheon. - Cincinnati, Ohio: Writer's Digest Books, 2010.-681 p.
10. Oxford Advanced Eearner's Dictionary. 10th Edition / Ed. by D. Tea, J. Bradbery. - Oxford University Press, 2009. - 896 p.
11. Oxford Dictionary of Taw. 7th Edition / Ed. by E.A. Martin. - Oxford University Press, 2009. - 604 p.
12. Oxford English Dictionary on Historical Principles on CD-ROM / Ed. by A.M. Hughes. - Oxford University Press, 2009.
13. Oxford Guide to British and American Culture / Ed. by J. Crowther. - Oxford University Press, 1999. - 599 p.
Педагогика
УДК 376
магистрант Стаичеикова Марина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье актуализирована проблема необходимости осуществления профилактики дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития. Участие учителя-логопеда продиктовано наличием большого числа дисграфических ошибок у данного контингента младших школьников. Констатируется недостаточная разработанность проблемы предупреждения дисграфии у детей с ЗПР. Факторы риска на уровне регистрации несформированных предпосылок письма обнаруживаются уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. В исследовательской части статьи предложен алгоритм изучения предпосылок нарушений письма у младших школьников с ЗПР. Представлен механизм оценки условий логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников с ЗПР. Включены ключевые результаты, указывающие на имеющиеся дефициты школьников в структуре предпосылок письма. Научный интерес представляют результаты, полученные в ходе анализа работы учителя-логопеда в направлении профилактики дисграфии. Ключевой концепт формирующей части исследования связан с использованием здороьесберегающего подхода. В контексте настоящего исследования он опирается на использование информационно-обучающих, стимулирующих и компенсаторно-нейтрализующих технологий.
Ключевые слова: здоровьесберегающий подход, профилактика дисграфии, предпосылки письма, младшие школьники с задержкой психического развития, здоровьесберегающая деятельность школьного логопеда.
Annotation. The article actualizes the problem of the need to prevent dysgraphy in younger schoolchildren with mental retardation. The participation of a speech therapist teacher is dictated by the presence of a large number of dysgraphic errors in this contingent of younger schoolchildren. Insufficient elaboration of the problem of preventing dysgraphy in children with ASD is
stated. Risk factors at the level of registration of unformed prerequisites for writing are found already in preschool and primary school age. In the research part of the article, an algorithm is proposed for studying the prerequisites for writing disorders in younger schoolchildren with ASD. A mechanism for assessing the conditions of speech therapy work to prevent dysgraphy in younger schoolchildren with ASD is presented. The key results indicating the existing deficits of schoolchildren in the structure of the prerequisites of writing are included. Of scientific interest are the results obtained during the analysis of the work of a speech therapist in the prevention of dysgraphy. The key concept of the forming part.
Key words, health-saving approach, prevention of dysgraphy, prerequisites for writing, younger schoolchildren with mental retardation, health-saving activities of a school speech therapist.
Введение. В связи с ростом числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) среди обучающихся начальной ступени образования актуализирована проблема изучения и содержательного наполнения не только психолого-педагогического сопровождения, но и логопедической работы с ними. Необходимость такой инициации продиктована наличием большого числа устойчивых нарушений речевых и неречевых процессов, требующих разворачивания профилактических и коррекционных программ. Профилактика нарушений письма базируется на комплексной работе учителя натальных классов и логопеда. Особо актуализована проблема поиска инновационных подходов и ресурсов, направленных на минимизацию факторов риска возникновения дисграфии у младших школьников с ЗПР. Одним из таких решений выступает реализация здоровьесберегающего подхода в процессе логопедической работы.
Проблема использования ресурсов здоровьесбережения в деятельности школьного логопеда освещена в трудах ряда ученых. Однако отсутствуют масштабные исследования по организации логопедических занятий с применением данного подхода. Учитывая сложную структуру речевого и психического статуса младших школьников с задержкой психического развития и имеющиеся предпосылки нарушений письма, здоровьесберегающая деятельность школьного логопеда рассматривается как эффективный ресурс профилактики дисграфии.
В рамках данной статьи представлено обоснование процедуры экспериментального изучения предпосылок нарушений письма у младших школьников с ЗПР и описан механизм использования здоровьесберегающей деятельности, направленной на профилактику дисграфии, в работе школьного логопеда.
Изложение основного материала статьи. Обращение к проблеме изучения речевого статуса и имеющихся речевых нарушений у младших школьников с ЗПР продиктовано с одной стороны обшей тенденцией увеличения числа этого контингента, а с другой, отсутствием целенаправленных методических разработок по профилактике дисграфии. В изучении дисграфии у младших школьников с ЗПР имеются серьезные разработки ряда ученых [3; 5; 6]. Также представлены исследования, характеризующие изучение предпосылок нарушений письма. О.В. Елецкая [1] считает, что основные предпосылки успешного овладения письмом заключаются в сформировнности сукцессивных функций, способности к адекватному восприятию и дифференциации звуков, правильном их произношения. На фоне выделения предпосылок успешного овладения письмом она выделяет основные маркеры возникновения дисграфии, к которым относит задержку формирования функциональных систем организма в связи с наследственной предрасположенностью или вредными воздействиями; нарушения устной речи органического происхождения; задержку в осознании ребенком строения тела.
В это же время А.Н. Корнев [3] выделил причины появления предпосылок дисграфии, которыми выступают: несформированное языковое сознание, с помощью которого ребенок понимает и осознает звуковую сторону слова; сложность установления звуко-буквенных ассоциаций; отставание в развитии изобразительной деятельности и изобразительно-графической символики, влияющих на длительность усвоения звуко-буквенных связей. Недостаточная дифференциация фонем, анализа предложений, слогового и фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и оптико-пространственных представлений, по мнению Р.И. Лалаевой [6] являются предпосылками дисграфии. Л.С. Цветкова [8], она выделила преимущественно психологические предпосылки, формирующие данный вид речевой деятельности. Необходимость дальнейших исследований в этом направлении связана с запросами практических специалистов, участвующих в сопровождении младших школьников с ЗПР. Решение задач по профилактике дисграфии выступает важным звеном в общей системе коррекционно-развивающей работы.
Экспериментальное изучение предпосылок нарушений письма у младших школьников с ЗПР с последующей разработкой программы профилактики на основе использования здоровьесберегающего подхода осуществлялась на базе МАОУ СШ №10 г. Бор Нижегородской области. В структуре констатирующей части эксперимента было выделено два блока:
1. Диагностическое изучение предпосылок дисграфии у младших школьников с ЗПР. Реестр предпосылок дисграфии был построен согласно экспертному мнению следующих исследователей: Л.С. Цветковой [8], О.В. Елецкой [1], и А.Н. Корнева [3]. Был использован следующий диагностический материал:
- сформированность устной речи (методика «Исследование фонетической стороны речи» Е.В. Мазановой, методика «Исследование навыков языкового анализа» Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной);
- сформированность пространственного гнозиса (проба на динамический праксис А.Р. Лурия);
- сформированность двигательной сферы (пробы Хеда и монометрический тест Н.И. Озерецкого «Вырезание начерченного круга»);
- сформированность абстрактного мышления (Г.Е. Рупчев, А.А. Алексеев);
- сформированность навыков контроля и саморегуляции (методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина).
2. Оценка условий логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников с ЗПР. Для проведения первичного мониторинга были определены критерии, показатели и индикаторы:
Критерий 1. «Содержание логопедической работы по предупреждению дисграфии» детализировано через следующие показатели:
- работа по коррекции нарушений звукопроизношения;
- развитие и коррекция фонематического восприятия;
- развитие языкового анализа и синтеза;
- развитие кинестетического праксиса;
- развитие динамического праксиса;
- развитие пространсвенных представлений;
- формирование графомоторных навыков.
Индикация по данным показателям универсальная и позволяет оценить системный и комплексный характер включения задач по развитию/коррекции речевых и неречевых процессов в логопедическую работу (проводится системно/ включена в работу на уровне решения отдельных логопедических задач/ не проводится).
Критерий 2. «Методическое обеспечение логопедической работы в аспекте профилактики дисграфии». Показатели:
- наличие программного подхода в реализации логопедической работы по профилактике дисграфии;
- наличие диагностического материала для диагностики предпосылок письма и фиксации нарушений;
- наличие банка логопедических заданий для реализации задач профилактики дисграфии;
- наличие и доступность предметно-развивающей среды для осуществления работы по профилактике дисграфии.
Индикация сводится к фиксации степени представленности показателя (представлено в полном объеме / представлено
частично/ не представлено).
Критерий 3. «Взаимодействие с субъектами образовательного процесса в аспекте профилактики дисграфии». Показатели:
- совместная работа школьного логопеда и специалистов сопровождения по предупреждению дисграфии;
- психолого-педагогическое просвещение родителей.
Индикация (проводится регулярно и системно/ проводится на нерегулярной основе/ не проводится).
Критерий 4. «Использование здоровьесберегающего подхода в работе школьного логопеда по профилактике дисграфии». Показатели:
- формы здоровьесбережения в логопедической работе;
- методы и приемы здоровьесбережения в логопедической работе.
Индикация также имеет универсальный дизайн (знают и регулярно применяют/ знают, но применяют не регулярно/ испытывают затруднения в отборе и применении). Для реализации данного исследовательского блока использовались методы: опрос специалистов, анализ рабочей документации логопеда, метод экспертных оценок.
В проведенном исследовании приняли участие 40 младших школьников с ЗПР (экспериментальная группа) и 32 школьника с нормативным психическим развитием (контрольная группа). При изучении уровня сформированности устной речи средний показатель по всем пробам составил 57,2% успешности выполнения заданий, тогда, как в контрольной группе этот показатель составил 85,6%. При этом 20,2% младших школьников с ЗПР имеют серьезные дефициты владения устной речью и способности к аналитико-синтетической речевой деятельности. У младших школьников с нормативным психическим развитием данный уровень зарегистрирован не был.
При изучении пространственного гнозиса исследовательское внимание было сосредоточено на фиксации показателей скорости формирования двигательного стереотипа. В экспериментальной группе была зарегистрирована средняя скорость формирования двигательного стереотипа (одна минута), а в контрольной группе - 30 секунд. Выполнение задания в экспериментальной группе сопровождалось большим количеством ошибок и слабым удержанием задания в памяти.
При выполнении пробы Хеда испытуемым была дана речевая инструкция, с которой справились 65,5%, остальные 34,5% выполняли задание по наглядной инструкции. В контрольной группе задание выполнялось только на основе предъявления вербальной инструкции. Дополнительно были зафиксировано трудности зеркального восприятия.
При выполнении теста Н.И. Озерецкого нормативно определенное время выполнения составляет не более одной минуты. Школьники контрольной группы выполняли задание в среднем 30 секунд, тогда как младшие школьники с ЗПР около 2,5 минут. В рамкам задания допускались 1-2 неточности. В экспериментальной группе в среднем было зафиксировано более 5 неточностей. Графический диктант показал, что у обучающихся экспериментальной группы наблюдается снижение способности к контролю и саморегуляции. С заданием справились 47,9% испытуемых, 34,2% справились с ошибками и направляющей помощью и 17,9% с заданием не справились.
Результаты исследования сформированности абстрактного мышления опирались на фиксацию толкования смысла пословиц и устойчивых выражений. В экспериментальной группе смысл выражений смогли объяснить только 37,4% испытуемых, при этом они достаточно много времени тратили на размышления. С помощью наводящих вопросов смысл смогли объяснить 24,3% испытуемых и 38,3% вообще не смогли объяснить смысл предложенных выражений. Результаты испытуемых контрольной группы следующие: 81,6% справились с заданием и без затруднений смогли объяснить смысл выражений, а 18,4% смогли объяснить с помощью подсказок.
Проведённое исследование позволило зафиксировать у младших школьников с ЗПР в среднем наличие дефицитов в структуре четырех предпосылок дисграфии из исследуемых пяти. Меньше всего проблем наблюдалось при выполнении задания на пространственную ориентировку.
Проведенный анализ условий логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников с ЗПР (на примере 30 специалистов) показал, что наибольшие проблемы были зафиксированы по критерию «Использование здоровьесберегающего подхода в работе школьного логопеда по профилактике дисграфии». Зафиксирована слабая дифференциация форм и методов/приемов здоровсьесбережения применительно к собственной логопедической практике (59,9%). По критерию «Взаимодействие с субъектами образовательного процесса в аспекте профилактики дисграфии» основные дефициты связаны с проведением психолого-педагогического просвещения родителей (23,4% данную работу не ведут).
Полученные экспериментальные данные позволили определить концепты и структурировать подходы к нивелированию факторов, лежащих в основе предпосылок дисграфии у младших школьников с ЗПР. В настоящее время в логопедической практике в качестве целесообразного и ресурсного рассматривается злоровьесберегающий подход. В основу здоровьесбережения заложен превентивный подход, основанный на соблюдении гигиенических требований и формировании необходимой компетентности в структуре личности. Здоровьесберегающий подход в педагогике рассматривается как универсальный способ организации здоровьесберегающего образовательного процесса, который включает компоненты, субъекты, принципы, методы, приемы и способы здоровьясбережения [4]. При этом любые технологические решения, ориентированные на сохранение здоровья всех субъектов, могут считаться здоровьесберегающими.
В практической деятельности логопеда используются следующие здоровьесберегающие технологии: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, кинезеологические упражнения, Су-Джок терапия, самомассаж пальцев рук, релаксация, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, мимическая гимнастика, биоэенергопластика, алфавит телодвижений, логоритмика и др. Здоровьесберегающая деятельность учителя-логопеда подразумевает наличие программно-методического обеспечения для реализации задач профилактики дисграфии у младших школьников с ЗПР. Были определены следующие концептуальные и прикладные решения, предполагающие использование следующих технологий:
- информационно-обучающие;
- стимулирующие;
- компенсаторно-нейтрализующие.
Информационно-обучающие технологии в рамках профилактики дисграфии предполагают проведение цикла просветительских мероприятий для разных субъектов здоровьесберегающего пространства. Целевая группа: родители, учителя начальных классов, младшие школьники с ЗПР.
1. Мероприятия для родителей младших школьников с ЗПР:
- Интерактивный лекторий «Что такое предпосылки письма и их нарушения у младших школьников», целью которого является повышение педагогической грамотности родителей.
- Логопедическая гостиная: «Дисграфия. А так ли это страшно?». Мероприятие направлено на повышение компетенций родителей в вопросах профилактики дисграфии.
2. Мероприятия для учителей начальных классов, работающих с младшими школьниками с ЗПР:
- Мастер-класс «Приемы нивелирования предпосылок дисграфии на уроках русского языка», направлен на повышение уровня педагогической грамотности и освоению приемов и способов предупреждения нарушений письма на уроках русского языка.
- Круглый стол «Нарушения письма у младших школьников: своевременная профилактика», ориентирован на ознакомление педагогов с современными направлениями профилактики дисграфии, в том числе здоровьесберегающим подходом.
3. Мероприятия для родителей и младших школьников с ЗПР:
- Логопедичекий квест «Заколдованный город» позволяет организовать совместную работу школьников и детей и в режиме здоровьесбережения осуществить реализацию задач логопедической профилактики.
- Обучающие открытые занятия, направленные на ознакомление родителей с работой логопеда по профилактике дисграфии с возможной дальнейшей трансляцией приемов работы в домашних условиях.
Стимулирующие технологии применяются в работе по профилактике дисграфии для активизации уже имеющихся потенциальных возможностей и ресурсов у детей. Это - элементы нейробики, песочной терапии и кинезиологические комплексы.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии используются в профилактике дисграфии с целью устранения или минимизации негативных воздействий и/или частичное восполнение элементов, необходимых для формирования полноценного письма. В этот перечень включены пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика и релаксационные упражнения.
Логика применения здоровьесберегающих технологий в профилактике дисграфии у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях основана на соотнесении конкретных дефицитов в показателях, составляющих основу предпосылок письма и ожидаемых результатов. При этом четко задавался регламент включения элементов той или иной технологии в структуру логопедического занятия. Например, применение элементов нейробики направлено на устранение недостатков двигательной активности через развитие межполушарного взаимодействия, что в дальнейшем способствует повышению ловкости, выносливости и стрессоустойчивости школьников. Также уместно использовать данные техники в развитии саморегуляции и контроля. Предлагаемый комплекс должен занимать не более пяти минут от общего времени занятия и может использоваться на разных этапах. Как показали результаты исследования, более эффективным оказалось включение в организационный этап логопедического занятия.
Выводы. Необходимость профилактики дисграфии у младших школьников с ЗПР определена как научно-прикладная проблема, требующая участия не только учителя-логопеда, но и других специалистов сопровождения. Предложенный в исследовании алгоритм изучения предпосылок нарушений письма и оценки условий логопедической работы по предупреждению дисграфии у младших школьников с ЗПР опирается на продуманную систему индикации. Полученные экспериментальные данные указывают на несформированность предпосылок письма у значительного числа младших школьников с ЗПР. При этом здоровьеразвивающая деятельность учителя-логопеда рассматривается как эффективный ресурс предупреждения дисграфии у этого контингента школьников.
Литература:
1. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи / О.В. Елецкая. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 176 с.
2. Дерюгина, A.C. Современные теоретические представления о дисграфии и проблема ее классификации / A.C. Дерюгина, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-4. - С. 63-66
3. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. - Санкт-Петербург: МиМ, 2015.-286 с.
4. Красилов, В.М. Здоровьесберегающий подход к организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Красилов Владимир Маркович. - Новокузнецк, 2009. - 23 с.
5. Кузичева, Е.С. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Кузичева Екатерина Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2013. - 24 с.
6. Лалаева, Р.И Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», Санкт-Петербург: «Союз», 2004. -24 с.
7. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. -208 с.
8. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учеб. пособие / Л.С. Цветкова. - Москва: Юристь, 1997. -255 с.