Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ / ДОШКОЛЬНИКИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / РОДИТЕЛИ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ДИСТАНЦИОНННЫЙ ФОРМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Юсупова Ольга Владимировна

Предупреждение дисграфии у детей в современной образовательной повестке на этапе дошкольного детства рассматривается как актуальная задача, которая включена в деятельность разных специалистов. Обсуждение данной проблемы в отношении категории дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлено высокой статистикой наличия предпосылок дисграфии у данного контингента. Деятельность логопеда в этом контексте рассматривается через взаимодействие с родителями. Определено значение родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми, что выступает условием предупреждения нарушений письма. Материалы статьи позволяют расширить представления о формах взаимодействия логопеда и родителей в рамках предупреждения дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты опроса родителей и специалистов-логопедов о формах и форматах их взаимодействия. Детализированы условия работы логопедов дошкольных образовательных учреждений по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые опираются на предложенные критерии и показатели. Актуализирована задача необходимости описания механизма реализации взаимодействия логопеда и родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Приведены примеры наиболее эффективных форм взаимодействия, представленных как в очном, так и дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Юсупова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF A SPEECH THERAPIST AND PARENTS TO PREVENT DYSGRAPHY IN PRESCHOOLERS WITH ONR

Prevention of dysgraphy in children in the modern educational agenda at the stage of preschool childhood is considered as an urgent task that is included in the activities of various specialists. The discussion of this problem in relation to the category of preschoolers with general speech underdevelopment is due to the high statistics of the presence of prerequisites for dysgraphy in this contingent. The activity of a speech therapist in this context is considered through interaction with parents. The importance of parents in correctional and developmental work with children is determined, which is a condition for preventing violations of writing. The materials of the article allow us to expand the understanding of the forms of interaction between a speech therapist and parents in the prevention of dysgraphy in preschoolers with general speech underdevelopment. The results of a survey of parents and speech therapists on the forms and formats of their interaction are presented. The conditions of work of speech therapists of preschool educational institutions for the prevention of dysgraphy in preschoolers with general speech underdevelopment, which are based on the proposed criteria and indicators, are detailed. The task of the necessity of describing the mechanism of interaction between a speech therapist and parents in a preschool educational institution is actualized. Examples of the most effective forms of interaction, presented both in face-to-face and remote format, are given.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

KASHTANOVA Svetlana Nikolaevna and others INTERACTION OF A SPEECH THERAPIST AND PARENTS .

Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 3(40)

е-ISSN: 2712-9772

V7TK" ~\lf\ I /~\ IO2022 Контент доступен по лпцешш! CC В Y-NC 4.0

y A14 iyj.3 / |(cc) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129772 2022 11 03 03 lfcae3MI^Mhttps://cTeativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)

взаимоДействйелогопеда и родителей по предупреждению ДИСГРАФИИ У дошкольников с общим недоразвитием речи

© Автор(ы) 2022

КАШТАНОВА Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 603005, Россия, Нижний Новгород, kaslana@yandex.ru

SPIN: 9577-2545 AuthorID: 340680 ResearcherID: K-1105-2017 ORCID: 0000-0003-2050-345X ScopusID: 57192685259

ЮСУПОВА Ольга Владимировна, магистрант

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 603005, Россия, Нижний Новгород, olgavladyus@yandex.ru Аннотация. Предупреждение дисграфии у детей в современной образовательной повестке на этапе дошкольного детства рассматривается как актуальная задача, которая включена в деятельность разных специалистов. Обсуждение данной проблемы в отношении категории дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлено высокой статистикой наличия предпосылок дисграфии у данного контингента. Деятельность логопеда в этом контексте рассматривается через взаимодействие с родителями. Определено значение родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми, что выступает условием предупреждения нарушений письма. Материалы статьи позволяют расширить представления о формах взаимодействия логопеда и родителей в рамках предупреждения дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты опроса родителей и специалистов-логопедов о формах и форматах их взаимодействия. Детализированы условия работы логопедов дошкольных образовательных учреждений по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, которые опираются на предложенные критерии и показатели. Актуализирована задача необходимости описания механизма реализации взаимодействия логопеда и родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Приведены примеры наиболее эффективных форм взаимодействия, представленных как в очном, так и дистанционном формате.

Ключевые слова: предупреждение дисграфии, дошкольники с общим недоразвитием речи, родители, формы взаимодействия, дистанционнный формат.

INTERACTION OF A SPEECH THERAPIST AND PARENTS TO PREVENT DYSGRAPHY IN PRESCHOOLERS WITH ONR

© Author(s) 2022

KASHTANOVA Svetlana Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Special Pedagogy and Psychology Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin 603005, Russia, Nizhny Novgorod, kaslana@yandex.ru YUSUPOVA Olga Vladimirovna, Master's student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin 603005, Russia, Nizhny Novgorod, olgavladyus@yandex.ru Abstract. Prevention of dysgraphy in children in the modern educational agenda at the stage of preschool childhood is considered as an urgent task that is included in the activities of various specialists. The discussion of this problem in relation to the category of preschoolers with general speech underdevelopment is due to the high statistics of the presence of prerequisites for dysgraphy in this contingent. The activity of a speech therapist in this context is considered through interaction with parents. The importance of parents in correctional and developmental work with children is determined, which is a condition for preventing violations of writing. The materials of the article allow us to expand the understanding of the forms of interaction between a speech therapist and parents in the prevention of dysgraphy in preschoolers with general speech underdevelopment. The results of a survey of parents and speech therapists on the forms and formats of their interaction are presented. The conditions of work of speech therapists of preschool educational institutions for the prevention of dysgraphy in preschoolers with general speech underdevelopment, which are based on the proposed criteria and indicators, are detailed. The task of the necessity of describing the mechanism of interaction between a speech therapist and parents in a preschool educational institution is actualized. Examples of the most effective forms of interaction, presented both in face-to-face and remote format, are given.

Keywords: prevention of dysgraphy, preschoolers with general speech underdevelopment, parents, forms of interaction, remote format.

ВВЕДЕНИЕ.

На современном этапе развития науки и практики все чаще обсуждается вопрос о необходимости повышения качества подготовки детей к школе, проведения пропедевтических мероприятий с целью предупреждения возможных трудностей обучения [1]. Предупреждение нарушений письма выступает одним из направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения, поскольку письмо как первоначальная цель обучения превращается в дальнейшем в необходимый инструмент для получения знаний. Рассмотрение данной проблемы в аспекте сопровождения дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является очевидным фактом, ввиду высокой частоты встречаемости предпосылок нарушений письма именно

у этого контингента детей [2].

Предупреждение нарушений письма весьма эффективно, если оно выстраивается в системе взаимодействия специалистов и родителей дошкольников с общим недоразвитием речи. По мнению Т.Б. Филичевой, дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было активизировано как можно раньше и осуществлялось в непосредственном взаимодействии с родителями [3]. В контексте изучаемого явления на первый план выходит активная позиция родителей, их непосредственное участие в преодолении речевых и неречевых предпосылок нарушений письма. Работа с семьей на основе партнерских отношений, по Т.В. Тумановой и Т.Б. Филичевой, способствует развитию личности ребенка и является важным услови-

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 3(40)

e-ISSN: 2712-9772

КАШТАНОВА Светлана Николаевна и другие ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ...

ем успешной коррекционной работы. При этом логопед выполняет ведущую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей [4]. Проведенный аналитический обзор по изучаемой проблеме позволил констатировать, что не так много исследователей акцентируют внимание на описание механизма и форм взаимодействия логопеда и родителей дошкольников с ОНР, осуществляющих коррекцию имеющихся нарушения на комплексной основе.

Н.В. Шишкина и Т.П. Воронина [5; 6] акцентируют внимание на непрерывности взаимосвязи логопед - родитель и выделяют индивидуальную, наглядную и коллективную формы данного взаимодействия. В первую очередь, это:

• регулярное проведение родительских собраний с учетом требований коррекционной работы;

• консультации для родителей по вопросам организации работы логопеда по предупреждению у детей дис-графии несколько раз в год по результатам диагностики, по итогам обучения или по запросам родителей;

• проведение родительских конференций по обмену опытом семейного воспитания, на которых логопед может выступить с докладом на интересующую тему в плане коррекционных мероприятий;

• организация совместного досуга родителей и детей, где родители на фоне других воспитанников могут увидеть и понять речевые проблемы своего ребенка как бы изнутри.

В.С. Васильева дополняет данный список необходимостью организации и проведения тематических мероприятий, речевых праздников, которые могут быть включены для закрепления пройденного материала и повышения самооценки ребенка при исправлении своего речевого дефекта и овладения правильной речью [7]. С.Г. Галстян среди прочих форм отмечает, что дни открытых дверей также эффективны, поскольку на таких мероприятиях родители более подробно знакомятся с коррекционной работой логопеда, делятся с ним успехами ребенка, консультируются по проблемным моментам [8].

В настоящее время логопеды в своей практике используют все возможные формы взаимодействия с родителями дошкольников с ОНР - индивидуальную, коллективную, организованные, как в очном, так и в дистанционном формате, а также проводят наглядно-информационную работу. Наиболее распространенной формой взаимодействия выступает семинар-практикум. Т.И. Добикова в данной связи указывает, что это один из видов учебной работы, основанный на применении ранее полученных знаний на практике. На первый план здесь выдвигается развитие умений пользоваться теорией на практике, связанных, однако, с постоянным приобретением новых теоретических сведений и углублением имеющихся [9]. На таких семинарах, по мнению Е.А. Шумиловой, могут присутствовать логопед, воспитатель, родители, психолог и другие специалисты [10]. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как логопед, так и родители, другие приглашенные специалисты.

Еще одной популярной формой выступают мастер-классы с родителями дошкольников с ОНР [11]. С родителями также проводятся беседы, с показами слайдов, практические занятия, выдаются памятки для проведения занятий с детьми в домашних условиях на темы: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Упражнения для развития мелкой моторики», «Упражнения для развития фонематических представлений» и др. [12]. В целом, целью успешного взаимодействия будет являться активизация родителей, развитие у них мотивации и привлечение внимания к педагогическим и коррекционным задачам, успешное решение которых поможет устранить у ребенка с ОНР предпосылки

дисграфии и обеспечит в дальнейшем успешное овладение навыком письма [13].

Принимая во внимание имеющиеся предпосылки нарушений письма у дошкольников с ОНР, выражающиеся в несформированности речевых и неречевых психических функций [14], мы предполагаем, что специально организованная работа в разных формах и форматах, основанная на взаимодействии логопеда и родителей, выступает в качестве условия предупреждения дисграфии. Детализация данного подхода и является предметом обсуждения данной статьи.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целевой компонент данной статьи заключается в анализе субъективных представлений родителей и специалистов-логопедов о формах и форматах их взаимодействия, описании механизма его реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для оценки общей картины имеющихся предпосылок нарушений письма на предварительном этапе исследования были определены диагностические методики Е.В. Мазановой [15], Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной [16] и др. с охватом 46 дошкольников с ОНР и дошкольников с нормативным речевым развитием, результаты которых не детализируются в контексте данной статьи. Для изучения позиций родителей и логопедов - субъектов взаимодействия, нами были разработаны и применены целевые опросники с последующим анализом полученных результатов. Детальная оценка условий работы логопедов дошкольных образовательных организаций осуществлялась на основе сопоставительного анализа с учетом выделенных критериев и показателей. Для описания механизма взаимодействия логопеда и родителей были использованы методы моделирования и алгоритмизации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Актуальность рассмотрения вопросов взаимодействия логопедов и родителей дошкольников с ОНР в рамках данной статьи опирается на предварительную количественную и качественную оценку показателей наличия высокой статистической выборки зафиксированных предпосылок дисграфии среди изученного контингента детей (общая выборка - 46 детей). В группе дошкольников с ОНР предпосылки дисграфии были зафиксированы в 82 % случаев, тогда как в группе дошкольников с нормативным речевым развитием только 8,7 %. Полученные результаты актуализируют необходимость определения направлений работы по нивелированию предпосылок нарушений письма у дошкольников с ОНР уже на этапе дошкольного детства.

В ходе настоящего исследования был проведен опрос родителей дошкольников с ОНР, который позволил выяснить степень их готовности к участию в работе по развитию и коррекции речи. В опросе приняли участие 44 респондента - родителей дошкольников с ОНР и нормативным речевым развитием, посещающих подготовительную группу двух дошкольных образовательных учреждений Нижегородской области.

Обращаясь к наиболее информативным результатам опроса родительской группы, было зафиксировано, что в 70 % случаев взаимодействие логопедов и родителей осуществляется, при этом на регулярной основе - 13,2 % или сводится к отдельным мероприятиям (56,8 %). Примерно поровну разделилось мнение опрошенных родителей о степени информированности о возможных формах взаимодействия с логопедом в дошкольной образовательной организации.

Среди проблемных зон следует указать на недостаточность просвещения родителей - 56,8 %, нерегулярность контактов с логопедом - 54,5 %, отсутствие постоянного ресурса (электронной платформы) для взаимодействия - 47,7 %, а также недостаточную компетентность самих родителей - 45,5 %. При этом, большинство родителей (79,5 %) считают, что семья должна принимать непосредственное участие в развитии и коррекции

KASHTANOVA Svetlana Nikolaevna and others INTERACTION OF A SPEECH THERAPIST AND PARENTS .

Karelian Scientific Journal. 2022. Т. 11. № 3(40)

е-ISSN: 2712-9772

речи у ребёнка. Готовы принимать участие в предлагаемых логопедом мероприятиях 72,7 %.

Наиболее востребованной формой взаимодействия, по мнению родителей, выступают консультации (81,8 %) Всего 18,2 % родителей ответили однозначно, что они рассматривают возможность использования электронных систем для эффективного взаимодействия с логопедом по вопросам развития и коррекции речи у ребенка. Утвердительный ответ с некоторым сомнением «скорее да, чем нет» дали 50 % опрашиваемых. При этом, наиболее удобной платформой для оперативного взаимодействия с логопедом была признана социальная сеть «ВКонтакте» - 63,6 %.

Проведенный опрос специалистов-логопедов, работающих с дошкольниками с ОНР в подготовительной группе (19 человек из 15 дошкольных учреждений Нижегородской области) был направлен на оценку наиболее используемых форм взаимодействия с родителями дошкольников с ОНР и их субъективных оценок. Наиболее практикуемый формат взаимодействия - очный в индивидуальной форме (73,7 %). Очный формат в коллективной форме используют 57,9 % логопедов. Наиболее популярными коллективными формами взаимодействия оказались родительские собрания (89,5 %), семинары-практикумы (57,9 %) и мастер-классы (52,6 %). Дистанционный формат взаимодействия практикуют 31,6 % среди опрошенных логопедов, что в большей степени связано с предпочтениями родителей в выборе очного формата.

В 52,6 % случаев логопеды используют в качестве одного из ресурсов логопедической работы страницу на сайте своей организации. Проведенная оценка структуры и содержания данного логопедического ресурса позволила установить, что практически на каждой странице представлены текстовые и мультимедийные материалы (памятки, рекомендации) о проведении занятий, об особенностях установления контакта с ребёнком. Более, чем у половины логопедов при ведении страницы сайта не предусмотрена обратная связь.

Анализируя условия работы логопедов двух дошкольных образовательных организаций по предупреждению дисграфии у дошкольников с ОНР, мы опирались на следующие критерии:

- работа над звукопроизношением;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие языкового анализа и синтеза;

- развитие кинестетического праксиса;

- развитие динамического праксиса;

- развитие пространственных представлений;

- формирование графо-моторных навыков.

Показателями для оценки выступили используемые

методы/приемы, средства логопедической работы по предупреждению дисграфии и формы взаимодействия с родителями. В ходе анализа была установлена базовая линейка приемов и средств логопедической работы по каждому выше обозначенному критерию, которые не отличались принципиально в рамках их применения в двух анализируемых учреждениях. Основные отличия были зафиксированы по формам взаимодействия логопеда и родителей дошкольников с ОНР. В первом учреждении система взаимодействия была ограничена проведением индивидуальных консультаций логопеда по запросу родителей, оформлением информационных стендов, разработкой отдельных методических материалов для родителей. При этом, не совсем прозрачным оказался механизм фиксации обращений родителей за консультацией и порядок их проведения. Во втором учреждении система взаимодействия оказалась более вариативной за счет более широкой линейки мероприятий для родителей, в рамках которых они занимали активную позицию. Это мастер-классы, совместная творческая работа по изготовлению букв и слогов, помощь в организации занятий в домашних условиях (моделирование условий).

Полученные результаты определили ключевые пози-

ции в описании механизма взаимодействия логопедов и родителей дошкольников с ОНР. Были выделены 4 формы взаимодействия логопеда и родителей:

- индивидуальная форма (очный формат);

- индивидуальная форма (дистанционный формат);

- коллективная форма (очный формат);

- коллективная форма (дистанционный формат).

В качестве примера приведем образец алгоритма взаимодействия логопеда и родителей дошкольников с ОНР в рамках реализации онлайн-консультации (индивидуальная форма (дистанционный формат)). Этап подготовки складывается из следующих позиций:

1. Определение проблемы, с которой обратились родители на консультацию.

2. Формулировка темы и целевого компонента он-лайн-консультации.

3. Подготовка информации и материалов для проведения консультации.

4. Определение временного регламента.

5. Выбор платформы для проведения онлайн-кон-сультации.

6. Проверка технических параметров для проведения онлайн-консультации.

7. Разработка содержания онлайн-консультации.

На этапе проведения онлайн-консультации:

1. Приветствие и установление контакта.

2. Определение готовности к сотрудничеству и создание условий для диалога.

3. Погружение родителей в тему консультации.

4. Вооружение родителей необходимой информацией и формирование базовых позиций в рамках указанной темы консультации.

5. Создание условий для установления обратной связи.

6. Общие выводы и рекомендации с выходом на формирование активной позиции родителей к дальнейшему взаимодействию.

На заключительном этапе необходима обработка запросов родителей, сформулированных в ходе консультации.

ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе проведенного исследования обсуждались индивидуальная и коллективная формы взаимодействия логопеда и родителей, которые могут быть организованы и проведены в очном или дистанционном форматах. Проведенные опросы «Взаимодействие логопеда и родителей» и «Готовность родителей к участию в работе по развитию и коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР» показали, что для родителей и специалистов наиболее удобными и информативными являются такие формы взаимодействия как мастер-классы, семинары-практикумы, консультации, онлайн-консультации, оперативное взаимодействие с использованием социальной сети «ВКонтакте». В рамках коллективной формы (очный формат) взаимодействия с родителями востребованными со стороны родителей оказались следующие мероприятия, направленные на предупреждение дисгра-фии у дошкольников:

- семинары практикумы: «Развитие фонематического слуха», «Развитие пространственного праксиса»;

- мастер-классы: «Артикуляционная гимнастика» и «Упражнения для развития мелкой моторики».

Коллективная форма взаимодействия в очном формате проводилась в тех случаях, когда родителей можно было объединить по общности проблем, возникающих в связи с нарушениями речи у детей. Коллективная форма в дистанционном формате включала ведение страницы в социальной сети «ВКонтакте», где была создана группа логопеда и был размещен большой объем информации полезной для родителей. Были выделены тематические разделы, включающие открытый форум для общения с родителями, рекомендации по выполнению заданий, медиатеку, материалы, повышающие педагогическую грамотность по вопросам развития речи и неречевых

Карельский научный журнал. 2022. Т. 11. № 3(40)

e-ISSN: 2712-9772

КАШТАНОВА Светлана Николаевна и другие ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ...

процессов детей, информацию об участии детей в актуальных мероприятиях дошкольного учреждения.

Индивидуальная форма (очный формат) взаимодействия предполагала проведение для родителей индивидуальных консультаций. Были реализованы консультации по следующим темам: «Предупреждение дисграфии в дошкольном возрасте» и «Как организовать логопедические занятия дома». Консультации для родителей по вопросам организации работы логопеда по предупреждению дисграфии у дошкольников проводились в начале года по результатам диагностики.

ВЫВОДЫ

Таким образом, полученные результаты доказали актуальность сотрудничества логопеда и родителей детей с ОНР. Описанные формы взаимодействия логопеда и родителей - коллективная и индивидуальная формы как очная, так и онлайн-взаимодействие, способствовали эффективному предупреждению дисграфии у дошкольников с ОНР.

Предложенные примеры форм взаимодействия логопеда и родителей дошкольников с ОНР могут быть использованы практическими специалистами дошкольных образовательных учреждений в качестве ориентиров для доработки методической платформы и организации логопедической работы по предупреждению дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников /Р. И. Лалаева. — Изд.: Каро, 2019. — 256 с.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие/А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург: МиМ, 2015.

- 286 с.

3. Филичева Т.Б. Теория и практика логопедии - Изд.: Эксмо, 2021. — 608 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Филичева Т.Б., Орлова, О.С., Туманова, Т.В. Основы дошкольной логопедии. ФГОС. — Изд.: Эксмо, 2018. — 320 с.

5. Воронина Т.П. Дисграфия, или Почему ребенок плохо пишет? — Изд.: Феникс, 2022. — 95 с.

6. Шишкина Н.В. Профилактика трудностей овладения чтением и письмом старших дошкольников // Н.В. Шишкина / Научно-методический журнал «Логопед», 2017. № 10. - С. 108.

7. Васильева В.С. Применение инновационных технологий в преодолении нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР IIIуровня /В.С. Васильева, А.А. Лисина // Современные тенденции развития науки и технологий.

- 2017. - № 4-11. - С. 17-23.

8. Галстян С.Г. Инновационные формы работы с родителями // Челябинский Гуманитарий. 2018. № 1 (30). С. 53-61.

9. Добикова Т.И. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий //Проблемы педагогики. № 5 (6). 2017. С. 3—8.

10. Шумилова Е.А. Родители и учителя-логопеды в системе инклюзивного взаимодействия /Е.А. Шумилова //Вестник Челябинского государственного университета. Образование и Здравоохранение. 2021. № 1 (13). С. 64-69.

11. Миноченкова И.Ю. Что такое дисграфия? Советы учителя-логопеда родителям / И. Ю. Миноченкова// Молодой ученый. - 2022.

- № 22 (417). - С. 498-503.

12. Молчанов С.Г. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи / С.Г. Молчанов, Н.Е. Лунгу // Вестник ЧелГУ. Образование и здравоохранение. - 2020. - № 1. - С. 47-53.

13. Елецкая О.В., Щукина ДА., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. Организация и содержание работы школьного логопеда. Учебно-методическое пособие — Изд.: Форум, 2019. — 192 с.

14. Каштанова С.Н. Особенности речевых и неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией / С.Н. Каштанова, М.С. Скоробогатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-4. - С. 183-190э

15. Мазанова Е.В. Обследование речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал / Е.В. Мазанова. -Москва: Гном, 2021. - 64 с.

16. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - Москва: Айрис-Пресс, 2007. - 176с.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 12.11.2022

Revised date: 26.11.2022

Accepted date: 05.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.