Для решения проблем разумного управления материальными активами на региональном уровне необходимо принимать рациональные и своевременные мероприятия, такие как инвестирование в материальные активы, либо использование накопленных собственных ресурсов. Система контроля управления материальными активами социально - экономических подсистем позволит создать интегрированный процесс, который даст возможность развиваться. Величина материальных активов в первую очередь свидетельствует о финансовой устойчивости, а затраты и расходы демонстрируют их недостаточность, в свою очередь это отражается на продолжительности цикла хозяйственной деятельности и финансовых показателях, сроках строительства.
Таким образом, если руководством определены основные тенденции и проблемные зоны, проведено исследование управленческой деятельности, в части материальных активов, решением в этом случае будет внедрение оперативных мер реагирования. При определении стадия закономерного изменения, необходимо принимать рациональные и своевременные мероприятия. В этом случае можно предложить инвестирование в материальные активы, либо использование накопленных собственных ресурсов.
Только контроль и система в управления материальными активами социально - экономических подсистем позволит создать интегрированный процесс, который даст возможность развиваться. Величина материальных активов в первую очередь свидетельствует о финансовой устойчивости, а затраты и расходы демонстрируют их недостаточность, в свою очередь это отражается на продолжительности цикла хозяйственной деятельности и финансовых показателях, сроках строительства.
Использованные источники: 1. Брежнева О.В.Механизм управления ресурсным потенциалом региона /О.В. Брежнева// Экономика и социум: эл.журнал . - 2015.- Выпуск № 2(15), с.735 (апрель-июнь, 2015). Часть 1. Сайт: http://www.iupr.ru
Бурмистрова Е.В., к.соц.н.
доцент
кафедра «Менеджмент организации» Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина филиал ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Россия, г. Саратов ЛОГИСТИКА В СТРОИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В статье рассматриваются особенности использования логистики в системе управления кооперацией строительного производства, выделяются возникающие в ходе строительства логистические задачи. Предлагаются технологии разрешения логистических задач для успешного внедрения логистики в менеджмент строительного предприятия.
Ключевые слова: логистический узел, логистические задачи строительного производства, логистические технологии строительной отрасли, математические модели и методы в логистике.
In the article features of using logistics management system of building production cooperatives, are allocated arise during the construction of logistical problems. Available technologies permit logistical problems for the successful implementation of logistics management of construction enterprises.
Keywords: logistics hub, logistic tasks of construction, the building industry logistics technology, mathematical models and methods in logistics.
Большинство предприятий строительного комплекса находятся в так называемом дологистическом периоде, сталкиваясь с логистикой только в контактах с внешней средой в лице поставщиков и транспортных компаний. Как правило, в системе управления строительными компаниями нет не только логистических подразделений, но и отдельных специалистов по логистике, в редких случаях их можно найти в составе отдела материально-технического снабжения. При этом строительное производство имеет высокую материалоемкость, до 57% себестоимости строительно-монтажных работ - стоимость используемых материалов, а доля логистических издержек в стоимости используемых материалов может достигать 55% от их стоимости. Отсутствие логистики в системе управления строительным предприятием приводит к так называемым логистическим потерям, которые по статистическим оценкам могут достигать величины 30% от общей стоимости выполненных работ.
Известно, что роль логистики в управлении производством тем значительнее, чем шире обеспечивающая его кооперация субъектов производственного процесса. Строительное производство имеет развитую кооперацию, причем как поставщиков материалов, так и исполнителей строительных работ. Отсутствие логистики в системе управления коопераций строительного производства ведет к значительным потерям, которые так же следует считать логистическими.
Минимизировать логистические потери функционирования строительного предприятия - значит увеличить его эффективность, рентабельность, конкурентоспособность. А это возможно только с внедрением логистики в систему управления строительным производством.
Цель данной работы - рассмотреть особенности использования логистики в строительном производстве, выделить возникающие логистические задачи, предложить технологии для их разрешения.
1. Особенности использования логистики в строительстве
Можно ввести такое определение производственной логистики. Производственная логистика - набор логистических технологий обеспечивающий достижение заданной производственной цели, включающий в себя технологии обеспечения логистического узла
(производства) необходимыми ресурсами и технологии оптимального использования и трансформации ресурсов.
Из определения следует, что задачи производственной логистики можно разделить на две группы. Первую группу можно определить как общие логистические задачи. Это задачи, не имеющие специфической производственной принадлежности, как и технологии их разрешения. Вторая группа специфические производственные логистические задачи. Эта группа отражает все производственные особенности и специфику производственного процесса. Задачи разных производственных отраслей, имея некоторую общность в формулировках и технологиях их разрешения, имеют и принципиальные различия, осложняющие их унификацию и универсализацию. Есть отрасли, в которых производственная логистика стала неотъемлемым и важнейшим инструментом управления, например машиностроение, приборостроение, торговля. Строительная отрасль только вступает в период интенсивного развития и внедрения логистических технологий.
Говоря об особенностях использования чего-либо, предполагают, что особенности могут либо упрощать, либо усложнять использование. В случае строительного производства речь идет именно об усложнении использования логистических технологий.
Логистический узел совмещения всех ресурсов строительного производства (материалы, оборудование, механизмы, рабочие, финансы) это строительная площадка. Там ресурсы трансформируются в выполненные объемы работ, законченный объект.
Специфика строительного производства, прежде всего в том, что каждая строительная площадка уникальна. Даже строительство типового объекта требует учета большого числа местных особенностей, которые и обуславливают уникальность набора параметров и характеристик каждой строительной площадки (логистического узла).
Так же специфика строительного производства определяется тем, что узел трансформации ресурсов представляет собой совокупность временных рабочих мест [1]. В зависимости от выполняемого этапа строительных работ, изменяются их профессиональная принадлежность, характеристики и параметры. В соответствии с этапом изменяется набор выполняемых операций, происходит ротация работников, как физического, так и профессионального состава. Так же изменяется набор используемых материалов. В строительном производстве используется специальное оборудование и механизмы, набор которых также меняется в зависимости от этапа работ. Логистический узел строительного производства имеет изменяющиеся во времени характеристики. Производственный функционал такого узла есть функция времени и большого числа параметров. Использование логистических технологий других производств, для которых производственный функционал стационарен (т.е. не зависит от времени) не представляется возможным. Логистические технологии строительной
отрасли должны учитывать зависимость производственного функционала от времени.
Добавим еще одну особенность, вытекающую из зависимости от времени производственного функционала строительной площадки -появление вероятностного характера начальных условий каждого следующего этапа строительства. Вероятность того, что начальные условия для выполнения очередного этапа совпадут с планируемыми показателями, уменьшается с ростом номера этапа строительства. Поэтому логистика строительного производства должна иметь технологии, которые обеспечивали бы учет этого и были бы способны компенсировать негативные последствия этих вероятностных отклонений начальных условий некоторого этапа, сводя к минимуму возможные потери.
Следующая особенность логистики строительного производства -высокий уровень кооперации. Это означает, что на строительной площадке могут работать несколько самостоятельных субподрядных организаций (от единиц до сотен), имеющих свои центры управления, собственные ресурсы и экономические интересы, квалификационный уровень. Координацию этой производственной кооперации осуществляет генподрядчик. Возможны следующие ситуации, когда субподрядные организации:
• выполняют одинаковый набор работ, работая параллельно на разных участках строительства;
• выполняют разные работы на одном участке, соблюдая определенную очередность и цикличность, в том числе, работая друг за другом;
• выполняют работы как с помощью собственных наборов специального оборудования и механизмов, так и используют некоторое оборудование и механизмы совместно.
При этом состав субподрядных организаций, работающих на строительной площадке, может меняться в зависимости от этапа, договора, заключаемого с этими организациями, могут носить срочный характер и могут перезаключаться несколько раз за время выполнения работ.
Все это требует новых логистических технологий способных разрешать задачи порождаемые спецификой кооперации строительного производства, учитывая при этом вероятностный характер начальных условий этапа для строительного функционала строительной площадки в целом и для каждой из организаций входящей в состав кооперации в отдельности.
К особенностям строительного производства следует отнести отсутствие на строительной площадке специализированного склада, готового к приемке, хранению и перевалке большого объема строительных материалов, оборудования, необходимых для выполнения работ. Как правило, склад строительной площадки это выделенное место, расположение и размер которого может меняться в зависимости от этапа работ, его емкость ограниченна. Обычно склад строительной площадки не имеет специально
выделенных механизмов для разгрузки и перемещения материалов, поступающих на строительную площадку. Это означает необходимость логистических технологий оптимального совместного использования механизмов на складе и на месте проведения строительных работ. Эти технологии должны также управлять запасами материалов на складе или обеспечивать поставку в заданное время заданного количества материалов, которые сразу подавались бы на место использования, обеспечивая своевременное выполнения работ. Кооперация строительного производства приводит к тому, что большое число субподрядчиков использует один склад. Материалы и оборудование, переваливаемые через склад строительной площадки могут поставляться генподрядчику, а затем передаваться субподрядчикам. Также материалы и оборудование могут напрямую поставляться субподрядчику. Возможна ситуация, когда два (или более) субподрядчика переваливают через склад одинаковые материалы и оборудование, поставляемые разными поставщиками по разным договорам поставки. Такое многообразие складских потоков в тех условиях, в которых склад строительной площадки функционирует, требует и специальных логистических технологий учитывающих все это. Причем эти логистические технологии должны иметь возможности компенсировать вероятностный сдвиг начальных условий следующего этапа строительных работ снижая до минимума потери от этого сдвига.
Еще одна особенность строительного производства - сложность системы движения финансовых ресурсов. Эта сложность обусловлена большим числом договоров между самостоятельно хозяйствующими субъектами, участниками кооперации строительного производства. Задача каждого участника этой кооперации - выполнение своих договорных обязательств при минимизации собственных потерь. Заметим, что когда участник минимизирует собственные потери, он может увеличить величину общей суммы потерь логистического узла. Под потерями понимаются потери всех видов ресурсов, используемых в логистическом узле. Вероятностный характер начальных условий этапа, временные отклонения сроков поставки, существующие в реальной практике строительства задержки оплаты выполненных этапов строительства, особенно ведущегося за счет бюджетных средств, существующая система сдачи-приемки выполненных этапов работ, сложная взаимосвязь интересов организаций из сформированной кооперации порождают необходимость использования финансовой логистики в строительном производстве. Технологии финансовой логистики должны разрешать задачи финансового обеспечения движения и появления всех необходимых ресурсов (материалы, оборудование, механизмы, работники, финансы) в логистическом узле в заданное время и в необходимом количестве, а также обеспечить их оптимальную трансформацию в законченный объект, учитывая вероятностный характер начальных условий каждого этапа строительных работ.
Рассмотренные выше особенности использования логистики в строительном производстве в некоторой степени объясняют, почему многие предприятия этой отрасли находятся в дологистическом периоде. Все основные параметры производств, в которые логистика внедрилась в полной мере, имеют один вероятностный параметр - спрос потребителя на продукцию. Остальные параметры и характеристики производств являются стационарными. Исключением являются лишь отклонения от заданного логистического алгоритма из-за дорожных пробок, погоды, но компенсация этих отклонений давно и хорошо отработана.
Строительное производство также имеет вероятностный спрос на свою итоговую продукцию (законченный объект), а в дополнение и вероятностные, зависящие от времени начальные условия этапов строительства, сложные потоки разнородных ресурсов, управление которыми имеет много ограничений и взаимозависимостей. Кроме того, построенная логистика для строительства одного объекта не пригодна при строительстве другого, даже если речь идет о типовых объектах.
Но с другой стороны только использование логистики в строительном производстве может обеспечить значительно более высокий конкурентный уровень строительного предприятия, большую экономическую эффективность его функционирования.
2. Логистические задачи строительного производства
Цель строительного производства - возведение объекта в заданный срок, в пределах первоначально определенной стоимости, с требуемым качеством. Для достижения этой цели необходимо разрешение двух групп задач: специфических производственных и общих логистических.
Можно выделить следующие специфические производственные логистические задачи строительного производства:
• оптимизация плана-графика строительного производства в целом и по этапам, с поиском возможностей одновременного и параллельного выполнения разнородных работ в пределах одного этапа;
• оптимизация набора используемого оборудования (по количеству, производительности, ресурсоемкости, амортизационным затратам);
• оптимизация количества используемых собственных работников и оптимизация числа привлекаемых к выполнению работ субподрядных организаций;
• расчет длительности производственных циклов работ, оптимизация их количества, сокращение их длительности за счет увеличения интенсивности выполнения работ, параллельности выполнения отдельных операций, сокращения межоперационных интервалов;
• оптимизация объема ресурсов используемых в цикле, этапе;
• оптимизация объема запасов всех видов ресурсов;
• оптимизация качественных показателей выполняемых работ;
• прогнозирование времени завершения работ цикла, этапа.
Набор общих логистических задач в случае строительного
производства состоит из задач: выбора, надежности, поставки, запасов, управления и контроля. Эти задачи обеспечат разработку обоснованной, взвешенной стратегии обеспечения логистического узла (строительной площадки) всеми необходимыми ресурсами для строительства объекта, в пределах заданных ценовых, качественных и временных параметров.
Уже говорилось о том, что в выполнении работ на строительной площадке участвуют несколько организаций. Такая кооперация организаций, обеспечивающая выполнение работ, порождает набор взаимосвязанных и взаимозависимых логистических задач. Следует отметить, что появление логистических задач объективно и не зависит от наличия возможностей и ресурсов для их разрешения у участников кооперации. В настоящее время, чаще всего, разрешение этих задач происходит интуитивно, за счет опыта и существующих стереотипов руководителей и работников предприятий. Координация этого процесса осуществляется генподрядной организацией, часто также на основе опыта и стереотипов. Как показывает статистика такая «технология» разрешения объективных логистических задач строительного производства приводит к низкой производительности труда, потерям всех видов ресурсов, используемым в строительстве, увеличению времени возведения объекта, росту его итоговой стоимости в сравнении с плановой.
Рассмотрим структуру набора взаимосвязанных и взаимозависимых логистических задач. Можно выделить глобальные задачи, стоящие перед генподрядной организацией, которые могут выходить за рамки одной строительной площадки, если генподрядчик осуществляет строительство нескольких объектов одновременно. И частные задачи субподрядных организаций, которые будут иметь частные, условные решения в рамках глобальных задач. Но структура глобальных и частных задач, их деление на две группы будут подобны. Подобны будут и технологии их разрешения. Поэтому рассмотрим технологии разрешения логистических задач безотносительно к тому, чьи это задачи генподрядчика или субподрядчика.
3. Технологии разрешения логистических задач строительного
производства
В данном разделе будут предложены простейшие технологии разрешения логистических задач для первого этапа внедрения логистики в менеджмент строительного предприятия. Но они позволят создать основу для использования и разработки более совершенных технологий, учитывающих весь комплекс особенностей строительного производства с точки зрения логистики.
Специфика строительных работ такова, что система управления потоками ресурсов и производственным процессом может быть только толкающего типа [2]. Это связано, прежде всего, с тем, что предмет труда
следующего этапа строительных работ есть итог выполнения работ предшествующего этапа. Поэтому будем рассматривать логистические технологии управления потоками ресурсов толкающего типа. Внедрение логистических технологий в строительное производство началось тогда, когда логистические технологии за почти полувековой период развились от MRP через MRP II к ERP, а затем и к SCM, CSRP [3]. В настоящее время происходит дальнейшая глобализация применения логистических технологий и их совершенствование с учетом развития современных информационных систем.
В строительном производстве речь идет, в начале, о внедрении адаптированных технологий MRP, а уже потом и MRP II, и далее ERP. Но это интегрированные программные продукты, стоимость которых высока, требуется их профессиональная доработка и адаптация для использования строительным предприятием. Скорее всего, как это показывает практика внедрения сложных и дорогих программных продуктов в других отраслях производства, первый этап внедрения логистических технологий в строительное производство будет проходить как внедрение отдельных прикладных логистических технологий в виде методик, математических моделей, программ [4]. Такой процесс, прежде всего, покажет и докажет необходимость использования логистических технологий в строительном производстве для повышения конкурентоспособности и эффективности предприятия, сформирует набор специалистов для последующего комплексного внедрения логистических технологий и программ для их реализации.
Технологии разрешения и специфических производственных, и общих логистических задач целесообразно рассматривать совместно, так как найденные решения часто должны быть совместно справедливы, то есть удовлетворять сразу нескольким логистическим задачам. Определим такой набор задач как логистический блок.
Исходная информация для работы над любым логистическим блоком
задач:
• согласованный проект;
• рабочая документация, включая проект организации строительства (ПОС);
• проект проведения работ (ППР);
• предварительный план финансирования.
Заметим, эти задачи могут быть сформулированы применительно для строительства в целом, с момента начала до завершения или к отдельному этапу строительных работ, возможно к какому-то отдельному виду. В этом случае начальная информация дополняется планом-графиком, информацией о текущем состоянии объекта строительства, и всех имеющихся, в этот момент, на строительной площадке ресурсах.
Первый логистистический блок будет состоять из общих задач:
выбора, надежности и специфических задач: оптимизация плана-графика, оптимизация набора оборудования, оптимизация количества собственных работников и числа субподрядных организаций. Результат разрешения этого блока - план-график выполнения работ по строительству объекта, список организаций поставщиков материалов и оборудования, перечень используемого оборудования, список организаций планируемых в качестве субподрядчиков. Кроме выше перечисленной информации появляются два важнейших для выполнения строительных работ документа ПОС и ППР, которые разрабатываются в прямой взаимосвязи с результатами разрешения задач первого логистического блока.
Для разрешения задач первого логистического блока можно использовать следующие математические модели.
Для задач выбора и надежности: метод экспертных оценок, статистический метод оценок, метод бинарных (парных) отношений, метод последовательных уступок (метод главного критерия).
Для специфических задач наиболее целесообразно использовать методы сетевого, линейного планирования и управления.
Учитывая специфику строительного производства полученные решения, оформленные в виде плана-графика, представляющего собой совокупность сетевого и линейного графиков, должны удовлетворять каждой из отдельных задач первого блока, а так же удовлетворять требованиям и параметрам из ПОС и ППР. Деление плана-графика на этапы и производственные циклы должно содержать предварительную оценку вероятности отклонения от заданного значения, и значение математического ожидания этого отклонения. План-график, составленный при разрешении первого блока задач, определяет только возможность выполнения строительных работ в заданные временные интервалы, определяет потребность в ресурсах. План-график формируется в виде математической модели в MS Excel. Важным результатом решений первого блока, является выявление некритичных временных интервалов некоторых операций, которые будут использоваться для последующей оптимизации обеспечения логистического узла ресурсами, но это уже задачи второго блока.
Второй блок логистических задач будет состоять из общих задач: поставка, запасы, управление, контроль и специфических задач: оптимизация длительности производственных циклов, оптимизация объема ресурсов используемых в цикле (этапе), оптимизация объема запасов всех видов ресурсов. Найденные решения задач второго блока так же должны удовлетворять каждой задаче второго блока. Для решения целесообразно использовать метод последовательного распределения ограниченных ресурсов, определив предварительно, приоритеты распределения ресурсов. Оптимизация происходит последовательно на основе математической модели, сформированной в MS Excel, до получения заданной потребности в ресурсах в пределах заданных временных интервалов.
Последующая оптимизация плана-графика, поиск резервов,
минимизация потребляемых ресурсов, компенсация вероятностного характера начальных условий очередного этапа строительных работ выполняется при разрешении задач третьего блока. Третий блок будет состоять их общих задач: запасы, управление, контроль и специфических задач: оптимизация объема ресурсов используемых в этапе; оптимизация качественных показателей, выполняемых работ; прогнозирование времени завершения работ цикла (этапа). Отметим, что найденные решения должны удовлетворять не только всем задачам третьего блока, но и задачам второго блока. Для решения целесообразно использовать параллельный метод распределения ресурсов в ограниченном временном интервале. Важным резервом оптимизации количества потребляемых ресурсов будет оптимизация качественных показателей выполняемых работ и используемых материалов. Такую оптимизацию целесообразно проводить с помощью метода последовательных приближений на основе математической модели качества в MS Excel. Прогнозирование времени завершения работ цикла (этапа) проводится, как правило, на основе математической модели план-графика при учете текущей информации о ходе работ и вычислении математического ожидания статистических значений временных параметров, не завершившихся еще циклов (этапов). При критическом отклонении времени завершения цикла (этапа) с помощью параллельного метода распределения ресурсов и метода последовательных приближений на основе модели в MS Excel вырабатываются компенсирующие решения, которые позволят минимизировать потери ресурсов, времени.
Внедрение в менеджмент строительного предприятия рассмотренные блоки логистических задач и их решений позволит повысить его конкурентоспособность, эффективность. Но главное - обеспечить последующее внедрения логистических технологий на базе современных информационных систем типа MRP, MRPII, ERP.
Использованные источники:
1. Бурмистрова Е.В. Анализ работ в строительной отрасли. Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». Выпуск № 2(11) (апрель-июнь, 2014). Сайт: http://www.iupr.ru
2. Левкин Г.Г. Логистика : теория и практика / Г. Г. Левкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 221 с.
3. Мулкиджанян Р.Р. Особенности проектирования и развития логистических систем в строительстве // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2008. - № 1. - С. 46-53.
4. Математические модели и методы в логистике: учеб. пособие / В.С. Лубенцова. Под ред. В.П. Радченко. - Самара. СГТУ, 2008. - 157 с.