Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ НА СКЛАДЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ НА СКЛАДЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ / ЦЕПЬ ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлушина Н. Н., Иванова Е. А.

В статье рассматриваются применения логистического подхода на основе теоретических аспектов, исследуются вопросы, возникающие при слиянии логистических операций, при осуществлении взаимодействия участников логистических систем. Предложены способы оптимизации процессов в цепях снабжений, направленных на оптимизацию издержек.The article discusses the application of logistic approach based on theoretical aspects, we investigate the issues arising from the merger of logistics operations, the implementation of interaction between the participants of logistical systems. The proposed methods optimize the processes in the chains of logistics aimed at optimisation of costs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ НА СКЛАДЕ»

Сальдо денежных потоков от текущей деятельности 1654 1690 36

Сальдо денежных потоков за отчетный период 1106 2796 1690

Остаток денежных средств на начало отчетного периода 1716 2823 1107

Остаток денежных средств на конец отчетного периода 2823 5619 2796

Таким образом, за счет сдачи недвижимого имущества предприятия в аренду, остаток денежных средств на прогнозный период увеличится с 2823 млн. руб. до 5619 млн. руб..Благодаря данным мероприятием мы можем оптимизировать денежный поток предприятия.

Процесс формирования финансовой политики предприятия должен носить индивидуальных характер и базироваться на научно-обоснованных методиках, с учетом отраслевой принадлежности предприятия.

Использованные источники:

1. Васильева, Н. С. К вопросу об управлении денежными потоками организации / Н. С. Васильева. «Экономика и менеджмент в современном мире: материалы научно-практической конференции». - Новосибирск. -2014. - с. 18-21.

2. Кеменов, А.В. Особенности оптимизации денежных потоков компании в посткризисный период развития экономики / А.В. Кеменов // Валютное регулирование. Валютный контроль. - 2012. - N 7. - с. 21-23.

3. Панюкова, И.В. Управление денежными потоками / И.В. Панюкова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2012. - .№1. - с. 6-8.

Павлушина Н.Н. студент, гр. ИМЗМО-11 кафедра «Экономика и менеджмент»

Иванова Е.А., научный руководитель, доцент кафедра «Экономика и менеджмент»

ДГТУ

Россия, г. Ростов-на-Дону СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ НА

СКЛАДЕ

В статье рассматриваются применения логистического подхода на основе теоретических аспектов, исследуются вопросы, возникающие при слиянии логистических операций, при осуществлении взаимодействия участников логистических систем. Предложены способы оптимизации процессов в цепях снабжений, направленных на оптимизацию издержек.

Ключевые слова: логистическая система, стандартизация процессов, цепь поставок.

IMPROVING THE MANAGEMENT OF LOGISTICS SYSTEMS BASED ON STANDARDIZATION OF PROCESSES IN THE

WAREHOUSE

The article discusses the application of logistic approach based on theoretical aspects, we investigate the issues arising from the merger of logistics operations, the implementation of interaction between the participants of logistical systems. The proposed methods optimize the processes in the chains of logistics aimed at optimisation of costs.

Keywords: logistics system, the standardization of processes, supply chain.

Актуальность в применении логистического подхода мотивируется развитием логистических концепциий, в связи с совершенствованием в различных сферах технологических процессов. Традиционные функциональные процессы в области логистики интегрируются в единый процесс, объединяя различные виды деятельности: транспортировку, грузопереработку и упаковку, управление запасами, складированием, информационную составляющую, с целью создания потребительной стоимости с наименьшими общими издержками.

Современный этап развития экономики в России показывает необходимость поиска методов и подходов, которые позволяют создавать разнообразные сверх того конкурентные достижения на рынке. Концепция логистики, как управленческий подход, предполагает объединение совокупности взаимосвязанных элементов в один процесс управления материальными и сопровождающими потоками, при этом «задачи функционирования этих единиц в сочетании с внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями», имеет возможность сокращать затраты, повышает эффективность деятельности предприятий и организаций, совершенствует качество предоставления продукции и услуг [1].

Процесс унификации в управлении логистическими процессами выражается в совокупности интересов и действий всех участников процесса в систему поддержки ресурсов, функционирующую в единой информационной среде. Взаимодействие всех участников в логистической системе направлено на удовлетворение потребностей потребителя, обеспечивая осуществление логистических операций и контроль логистической системы (поставок, производства, распределения), чтобы завершить процесс с наименьшими затратами, в приемлемые сроки для каждого потребителя и с предоставлением по максимуму возможных сервисных услуг.

В трудах российских ученых под объединенной логистической деятельностью понимается логистическая система, функционирующая на разных фазах управления, как - «сплошную организационно -завершённую

(структурированную) экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в цельном процессе управления материальных и сопровождающих им потоков компонентов-звеньев, совокупность которых означает, что границы и задачи функционирования объединены внутренними цепями организации бизнеса и (или) внешними цепями».

По словам А.Н. Родникова логистическая система определяется как «адаптивная (самонастраивающаяся или самоорганизующаяся) система с обратной связью, осуществляющая те или иные логистические функции и логистические операции, складывающаяся, как правило, из нескольких подсистем, которая расширила связи с внешней средой».

Управление логистической системой имеет свою отличительную черту, как достижение множественности целей, носящих оперативный характер. В.Г. Ларионов, О.Н. Мельников, Е.С. Шершнев выдвигают шесть оперативных целей, достижение которых изначально определяет эффективность логистических процессов: быстрая реакция, наименьшая неопределенность, наименьший объем запасов, крепость (сплочение) перевозок, качество, обеспечение поддержки жизненного цикла. К. Лайсонс и М. Джиллинг анализируют управление в логистике не как отдельную функцию, а как общую систему.

Равным образом, системный подход рассматривается как упорядоченный и повторяемый процесс принятия решений, принимаемый к аналитическим проблемам любого типа и масштаба.

Следует подчеркнуть, что в западной литературе, наряду с понятием «логистическая система» наибольшее распространение получило понятие «логистическая цепь», в большинстве случаев они рассматриваются как синонимы. В словаре терминов А.Н. Родникова, под логистической цепью трактуется «линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков), косвенно участвовавших в оказании конкретной партии продукции до потребителя».

Отсюда следует, организация логистической деятельности в результате интегрирования функций логистики показывает определенную логистическую организационную структуру, формирование которой генерируется отраслевой присущностью, стратегией управления.

В ходе реализации деятельности, участники логистических систем урегулируют поставленные задачи различного характера по согласованию операций в цепях поставок, которые охватывают процесс движения товара от закупки до продажи, согласного продукта или услуги потребителя. Выбирая подобные процедуры деятельности, для всех сопутствующих систем, требует создания стандартов, которые способствуют связанности и координации логистических операций на всех этапах цепи, более активному внедрению новых технологий, и повышению безопасности процессов поставок, при этом готовность участников к сотрудничеству и пониманию своей роли в логистической системе - необходимое условие для эффективного

взаимодействия. Анализ существующих публикаций позволил выделить целый ряд возможных проблем, возникающих в процессе логистического взаимодействия в цепях поставок, и предложить пути их решения (табл.1).

Таблица 3 - Требования к товарам: стандартизация и унификация

Проблемы Решение

Отсутствие: - единого формата логистических данных Внедрение: - стандартов управления потребительскими документами (единые требования по документации)

- единых требований к маркировке, наклейкам - единых требований к упаковке и маркировке

- критериев качества поставок - ключевых показателей эффективности всех поставщиков

- нормативов определения бракованного товара - единого документа допуска товаров по логистическим категориям

- форматов паллетирования груза - единого формата паллетирования груза

Для успешного функционирования логистической системы необходимо проанализировать реально существующие операции и, исходя из изменившихся требований, выявить новые. Затем необходимо проанализировать существующие задачи и деятельность персонала (традиционная работа) и сформулировать новые требования к ним для новых операций (прогрессивная работа). Это позволит оценить возможность адаптации существующей структуры управления к новым бизнес-процессам [2].

Схема процесса стандартизации логистических операций приведена на рисунке 1.

Рисунок 4 - Процесс стандартизации логистических операций Бизнес-процессы подлежащие описанию и стандартизации являются следующие: планирование перевозки грузов; доставка грузов от поставщиков; складской учет полученного товара; доставка товара мелкооптовым потребителям; контроль за движением товара; контроль за поставками; разгрузка и прием грузов; логистика внутри склада; погрузочно-разгрузочные работы; складирование, хранение грузов; комплектация (комиссионирование) заказов клиентов; отгрузка, транспортировка и экспедиция заказов; сбор и возврат тары (контейнеров); контроль выполнения заказов; информационные услуги.

Стандартизация предполагает разработку и использование стандартов

на технологические операции, включая погрузочно-разгрузочные работы, приемку товаров по количеству и по качеству, оборудование, хранение и многие другие складские операции.

Высокое качество процесса возможно только лишь в том случае, если каждый его участник четко понимает свою роль в нем, а также действия, которые он должен выполнять в данной ситуации. Следовательно, возникает необходимость формализации процессов, четкого описания их алгоритма в специальных документах. Важно, чтобы все документы имели единую структуру, описания должны быть последовательными, легко читаемыми, точными.

Стандартизация технологических процессов на складах позволяет сократить время на обучение сотрудников, помогает решить проблему разделения и кооперации труда.

Основной целью разработки технологических стандартов является повышение качества складских услуг и повышение производительности труда (сокращение времени простоев, времени обработки грузов).

Для работающего склада по стандартизации следует начинать с анализа технологического процесса. Как показывает опыт, простое описание имеющихся процедур и контроль их выполнения дает сокращение времени на выполнение операций от 2 до 5%.

Стандартизация позволяет удерживать в хранилище сетевое планирование складских процессов.

Сетевая модель отображает процесс выполнения комплекса работ, направленного на достижение конечной цели. Конечной целью логистического процесса на складе, рассматриваемого с момента поступления до момента выпуска товара, является погрузка товаров на транспортное средство для доставки его грузополучателю.

Сетевая модель - это графическое изображение процессов, выполнение которых необходимо для достижения одной или нескольких целей, с указанием взаимосвязей между этими процессами. Она может быть в виде сетевого графика, т.е. графика производства определенных работ с указанием сроков их выполнения. В основу графиков берется логическая последовательность складской обработки грузов. Таким образом, сетевая модель устанавливает логическую взаимообусловленность и технологическую взаимосвязь всех складских операций.

Представление логистического процесса на складе в виде сетевой модели позволяет определить структуру процесса, состав технологических участков и подразделений, их функции, трудоемкость выполняемых работ, место выполнения отдельных работ, установить взаимосвязь всех комплексов работ, провести общий анализ логистического процесса, что создает возможность эффективного управления отдельными операциями.

Сетевая модель логистического процесса на складе составляется с терминированной структурой и с использованием вероятностных методов

оценки параметров работ. Проведенные работы оцениваются во времени, выраженные в человеко-часах и рассчитанные либо по нормам выработки, либо по времени.

Поставленные сроки могут быть в исполнении бригадирами либо под их руководством членами складских бригад после соответствующего инструктажа по правилам измерения времени. Измерения должны проводиться в разные временные сдвиги и по разным объемам работ. Значение нормы времени выполнения операций принимают среднее арифметическое всех измерений.

Исходное событие в сетевых моделях технологических процессов представляет собой принятие решения о начале комплекса работ. Заключительное событие - конечный результат всего комплекса работ. В качестве исходного события в сетевых графиках складских процессов принимают прибытие автотранспорта с товаром от поставщика, в качестве заключительного - отпуск груженого транспортного средства получателю.

Сетевые графики имеют важную особенность - ясность. Они отражают логическую последовательность работ, а определение их взаимосвязей позволяют руководителям и исполнителям анализировать состав и порядок проведения комплекса работ, оказывая управляющее воздействие на их ход. Графическое изображение сетевой модели существенно упрощает ее составление, расчет, анализ и исследование. Варианты структур технологических процессов приводят к изменениям в затратах труда.

Сетевой график позволяет увидеть каждый этап процесса производства, в том числе определить количество грузов, проходящих данный этап, структуру этапа, уровень разделения труда, следовательно, объем работы и мастерство исполнителей.

Анализ выполнения операций технологических процессов на складах торговли показывает, что характер этих операций примерно одинаков и включает следующие этапы:

- разгрузка транспортных средств;

- приемка товаров по количеству и качеству;

- укладка товаров на хранение;

-хранение товаров;

- отбор товаров;

- упаковка товаров в инвентарную тару;

-комплектование партий поставок;

- погрузка транспорта для доставки товаров клиентам.

Дальнейший путь товаров зависит от нескольких факторов, главными

из которых являются: тип и местонахождение грузополучателя, вид и способ выполнения работ, способ отгрузки товаров, вид упаковки товаров [3].

Сетевые модели позволяют значительно повысить эффективность управления операциями технологического процесса за счет:

- сокращения длительности технологических процессов на основе

рационального выбора оптимальных вариантов структур этапов;

-устранения дублирования операций;

- снижения трудоемкости операций;

- устранения непроизводительных операций на основе их согласования и рационализации;

- определения мест сосредоточения ручного труда с целью нахождения путей и способов его сокращения или полного устранения;

- рационального учета активов и своевременного оформления необходимых документов;

- применения поддонов и контейнеров.

Помимо сетевых графиков на складе в соответствии со схемой технологического процесса и в целях четкой эффективной организации работ рекомендуется подготавливать технологические карты, разрабатываемые в целях применения к конкретным условиям склада.

Карты технологического процесса представляют собой документ, регламентирующий цикл операций, выполняемых на конкретном складе.

Технологические карты определяют состав операций и переходов, устанавливают порядок их выполнения, представляют технические условия и требования, а также данные о составе оборудования и приспособлений, необходимых в процессе осуществления предусмотренных картами операций.

В технологической карте процесс переработки грузов на складе представляется разделенным на отдельные этапы погрузочно-разгрузочных работ, контроль и учет специальных работ внутри склада, и на каждом этапе указываются средства выполнения и состав исполнителей тех или иных работ. Технологическая карта позволяет установить ряд существенных показателей, характеризующих организацию работ на складе.

В основе технологического процесса должно быть разделение товаров на группы с специфической особенностью складской обработки. Соответственно для некоторых операций технологического процесса (размещение товаров на хранение, комплектация заказа) целесообразно разработать несколько технологических карт, отражающих специфические особенности складской переработки конкретной группы товаров. Они также применяются к функциям отдельных специалистов или групп (бригад) профессиональных водителей промышленных машин, отборщиков, упаковщиков и других.

Технологические карты, разработанные для всего технологического процесса и для отдельных его этапов, целесообразно использовать вместе с сетевыми графиками. Как сетевой график технологическая карта показывает логику всего складского процесса, не во временном, а в технико-технологическом контексте.

В карте представленное единое описание технологического процесса дополняется подробным описанием отдельных процедур.

Помимо технологических карт рекомендуется ежедневно составлять технологические графики работы склада, которые регулируют выполнение складских операций во времени (в смену, сутки). Например, для эффективного использования подъемно-транспортного оборудования разрабатываются графики, регулирующие работу погрузочно-разгрузочных механизмов в течение рабочей смены.

Для обеспечения бесперебойной работы складов разрабатывают графики прибытия покупателей на склад в определенные дни недели и часы для отборки товаров. Такие графики позволяют спланировать равномерную работу склада в течение рабочей недели [4].

Технологические графики работы экспедиции обеспечивают своевременную доставку грузов потребителям, приемку товаров, полученных в нерабочее время, упорядоченную загрузку транспортных средств и своевременное оформление товарно-транспортных документов.

В качестве средств оптимизации сроков технологических процессов на складах используют также компьютерные системы, диспетчеризацию потоков склада, оперативное планирование, системы радиосвязи, телевидение внутри склада и другие средства офисного оборудования.

Заключение. Таким образом, внедрение стандартов, образуя единое пространство, позволит эффективно управлять логистическими процессами на складе и будет способствовать достижению взаимопонимания между участниками логистической системы.

Использованные источники:

1. Миротин Л.Б., Сергеев В.И. Основы логистики: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Ларионов В.Г. Мельников О.Н. Шершнев Е.С. и др. От тейлоризма до логистики, от логистики до интеллекта (методологические аспекты современной логистики) / под общ. ред. В.Г. Ларионова, О.Н. Мельникова. -М., 2010.

3. Литвинова О.И. Эффективность труда преподавателей высших учебных заведений как фактор роста конкурентоспособности вуза // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук // Научно-исследовательский институт труда и социального страхования. - Омск, 2012.

4. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. - Спб.: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.