Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПОДЪЕМА И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ НА СКЛАДАХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ'

ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПОДЪЕМА И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ НА СКЛАДАХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛАД / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ГРУЗ / МЕХАНИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ваулина О.В., Нечаева В.В.

В современных условиях возникает острая необходимость повышения уровня технической оснащенности на складах и логистических центрах. Поэтому в данной статье рассматриваются проблемы механизации и автоматизации подъема и перемещения грузов на них. Обосновано это тем, что такие склады и логистические центры необходимы для оптимизации и рационализации процессов товародвижения. Следовательно, эффективная автоматизация и механизация процессов подъема и перемещения грузов способствует повышению оперативности обслуживания грузопотоков, а также результативности торговой деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ваулина О.В., Нечаева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MECHANIZATION AND AUTOMATION OF LIFTING AND DISPLACEMENT OF FREIGHT IN WAREHOUSES AND LOGISTICS CENTERS

In modern conditions, there is an urgent need to increase the level of technical equipment in warehouses and logistics centers. Therefore, in this article, the problems of mechanization and automation of lifting and moving freight on them are considered. It is justified by the fact that such warehouses and logistics centers are necessary for optimization and rationalization of the processes of commodity circulation. Consequently, effective automation and mechanization of cargo lifting and moving processes helps to increase the efficiency of freight traffic servicing, as well as the effectiveness of trading activities in general.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПОДЪЕМА И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ НА СКЛАДАХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ»

УДК 65.011.56

Ваулина О.В. студент 2 курса факультет «Коммерция» Нечаева В.В. студент 2 курса факультет «Коммерция» Пермский Институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

научный руководитель: Кочинов Ю.А.

преподаватель Россия, г. Пермь

ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ПОДЪЕМА И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ НА СКЛАДАХ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ

ЦЕНТРАХ

Аннотация: В современных условиях возникает острая необходимость повышения уровня технической оснащенности на складах и логистических центрах. Поэтому в данной статье рассматриваются проблемы механизации и автоматизации подъема и перемещения грузов на них. Обосновано это тем, что такие склады и логистические центры необходимы для оптимизации и рационализации процессов товародвижения. Следовательно, эффективная автоматизация и механизация процессов подъема и перемещения грузов способствует повышению оперативности обслуживания грузопотоков, а также результативности торговой деятельности в целом.

Ключевые слова: склад, логистический центр, груз, механизация, автоматизации, проблемы

Vaulina O. V. student

2 course, faculty «Commerce» Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Perm Nechaeva V.V. student

2 course, faculty «Commerce» Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Perm Institute Scientific adviser: Kochinov Y.A.

lecturer

PROBLEMS OF MECHANIZATION AND AUTOMATION OF LIFTING AND DISPLACEMENT OF FREIGHT IN WAREHOUSES AND

LOGISTICS CENTERS

Annotation: In modern conditions, there is an urgent need to increase the level of technical equipment in warehouses and logistics centers. Therefore, in this

article, the problems of mechanization and automation of lifting and moving freight on them are considered. It is justified by the fact that such warehouses and logistics centers are necessary for optimization and rationalization of the processes of commodity circulation. Consequently, effective automation and mechanization of cargo lifting and moving processes helps to increase the efficiency of freight traffic servicing, as well as the effectiveness of trading activities in general.

Key words: warehouse, logistics center, freight, mechanization, automation, problems

Актуальность. В последние годы наблюдается интенсивное развитие торгово-экономических отношений в различных сферах коммерческой деятельности. Эта тенденция сохранилась и по сей день, несмотря на периодически возникающие проблемы, которые довольно часто связаны с особенностями размещения продукции на складах.

Актуальность работы состоит в том, что процесс перемещения товаров по логистическим цепям невозможен без их концентрации в специально отведенных для этого местах, т.е. складских помещениях. Поэтому, на сегодняшний день, проблемы, связанные с механизацией и автоматизацией подъема, а также перемещения грузов на складах и в логистических центрах, оказывают существенное влияние на эффективность, а также на процессы рационализации движения материальных товарных потоков в логистических цепях.

Цель написания данной работы заключается в выявлении основных проблем, возникающих в ходе механизации и автоматизации подъема и перемещения грузов на складах и в логистических центрах, а также поиске путей их решения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: раскрыть понятие склада и логистического центра; проанализировать процесс погрузки/выгрузки товаров на них; охарактеризовать процесс механизации и автоматизации подъема и перемещения грузов на складах и в логистических центрах; определить проблемы, возникающие при погрузке/выгрузке товаров в ходе товародвижения, и выявить пути их решения.

Теоретическая значимость: В связи с достаточно интенсивным развитием торгово-экономических отношений у предприятий возникает острая необходимость во внедрении механизированного и автоматизированного оборудования для осуществления приемки, хранения, учета и выдачи товаров.

Склады выступают в роли важнейших элементов логистических систем и являются неотъемлемым звеном торгово-технологического процесса предприятий оптовой и розничной торговли. Они необходимы для аккумулирования материальных ресурсов, их хранения и подготовки к реализации, а также создания условий для бесперебойного и ритмичного

выполнения заказов [1].

В ходе решения определенных логистических задач, связанных с формированием условий для эффективного осуществления процесса товародвижения, склады выполняют следующие функции:

- синхронизируют скорости перемещения материальных ресурсов от производителя к потребителю;

- предотвращают колебания, связанные с различием в объемах поставок и спроса на продукцию;

- обеспечивают логистический сервис в системе обслуживания [2].

При эксплуатации склада происходит обработка 3-х материальных

потоков, а именно: входного, выходного и внутреннего. В процессе обслуживания входного потока осуществляются работы по разгрузке транспорта, проверке количества и качества прибывшего груза. Обслуживание выходного потока подразумевает погрузку транспорта, а внутренний поток перемещается внутри склада [1].

В настоящее время на складах осуществляется целый ряд операций, включающих в себя: разгрузку транспорта, приемку товаров, размещение его на хранение, отборку товаров из мест хранения, комплектование и упаковку; погрузку; внутрискладское перемещение грузов.

Следовательно, склады в логистических сетях используются в том случае, если они формируют необходимые условия, которые способствуют улучшению показателей сквозного процесса грузопотоков. В таком случае, роль склада сводится к созданию условий для оптимизации и рационализации движения материальных потоков [6].

Под логистическим центром подразумевают специализированное предприятие, осуществляющее процессы управления грузопотоками. В настоящее время такие центры имеют много общего со складами и выполняют схожие функции. В частности осуществляют обработку и хранение грузов, занимаются перенаправление грузовых потоков от производителя к потребителю, а также обеспечивают необходимый логистический сервис в системе обслуживания [8].

Наличие достаточно развитых логистических центров способствует значительному уменьшению используемых цепей поставок, существенно оптимизирует товарные потоки и содействует повышению маневренности поставок.

Формирование, логистических центров обосновано необходимостью решения проблем, связанных с доставкой материальных грузов от поставщика к потребителю в кратчайшие сроки и с наименьшими финансовыми издержками. Абсолютное большинство операций по перемещению товаров, происходят в логистических центрах торговых предприятий. В связи с этим структура таких зависит от профиля и размеров предприятия. Логистические центры имеют:

- крупные складские помещения, которые оснащены оборудованием для погрузки, разгрузки и комплектации грузов;

- открытые контейнерные площадки;

- парк автопогрузчиков и электропогрузчиков, а также парк кранов, обеспечивающих перевозку контейнеров и погрузку грузов соответственно [8].

В настоящее время товарные склады выполняют колоссальный объем операций, которые связаны с сервисом и логистикой. Вследствие этого клиентам предоставляется возможность наиболее широкого вы-бора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, перевозке, а также услугам, связанных с их информированием [6].

При осуществлении погрузочно-разгрузочных работ возникает тесный технический и технологический контакт склада с другими уча-стниками логистического процесса. Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складах и в логистических центрах зависит от характера груза, типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации и автоматизации [5].

Более подробно остановимся на понятиях механизации и автоматизации процесса погрузочно-разгрузочных работ.

Механизация представляет собой полную замену ручных средств труда при выполнении основных подъемно-транспортных операций машинами и механизмами. Однако следует заметить, что вспомогательные операции, такие как, укладки грузов на поддоны, формирование грузовых пакетов, разгрузка автомашин и т.д. выполняются вручную.

К основополагающим операциям в процессе механизации относят: захват груза и его подачу на механизм, перемещение и выдачу груза, укладку его в штабель или на стеллаж либо его снятие [7].

Высшей формой механизации складских процессов представляет является их автоматизация. Она применяется для замены ручного труда по управлению, регулированию, а также контролю над машинами. При данной организации операций на складах и в логистических центрах человек не принимает никакого участия в торгово-производственном процессе, а лишь наблюдают за устройствами, осуществляющими автоматическое управление

[4].

Разобравшись с понятиями процессов, осуществляемых на складах и логистических центрах, перейдем к проблемам механизации и автоматизации подъема и перемещения грузов.

Большая часть общетоварных складов применяют устаревшую технологию укладки, размещения и отпуска грузов. Довольно часто товары в складских помещениях размещают на стеллажах, высотой не превышающих человеческий рост, поэтому во многих складах нет подъемно-транспортного оборудования и современной складской техники. Следовательно, во многом замедлению механизации технологических процессов способствует неприспособленность многих грузов для использования подъемно-транспортных машин [6].

На сегодняшний день на многих российских складах значительную

долю при выполнении погрузочно-разгрузочных работ составляет использование ручного труда. Его доступность обусловлена широким применением гидравлической техники при осуществлении погрузки и разгрузки груза [9]. Это в дальнейшем замедляет процесс автоматизации подъема и перемещения грузов на складах. Объем рынка гидравлических тележек в несколько раз превышает общий объем рынка погрузчиков и складского оборудования. Для сравнения в России рынок гидравлических тележек составляет не менее 30 000 - 40 000 ед., что в 2,5 раза больше чем рынок погрузчиков и складского оборудования, средний объем которого составляет около 15 000 ед. [3].

В современной рыночной экономике большинство предприятий имеет в своем распоряжении склад или логистический центр. Но не каждая организация разрабатывает и планирует внедрить систему автоматизации. Данная ситуация обусловливается несколькими факторами, часть из которых не имеет прямой связи с характеристиками конкретного склада, а больше относится к специфике предприятия и отрасли, к которой предприятие принадлежит.

При автоматизации процесса подъема и перемещения грузов на складе или логистическом центре предприятие также сталкивается с рядом проблем, как и в случае с механизацией процесса. Полная автоматизация работы грузоподъемного крана может быть обеспечена только при полной автоматизации производственного процесса на предприятии. Отсюда вытекает ряд проблем:

- работа предприятия должна быть ритмичной;

- на предприятии должна обеспечиваться высокая организация рабочих мест;

- необходима особая четкость производственных работ [5].

Очевиден тот факт, что наибольшая эффективность от процессов

механизации и автоматизации достигается на предприятиях с крупносерийным и массовым выпуском изделий/продукции. Автоматизация же на предприятиях с единичным или мелкосерийным выпуском изделий осуществляется, полагаясь на создание поточных линий для межоперационной передачи, установки и съема деталей от станка к станку, то есть конвейеризация сборочных работ.

Вывод. Проведя соответствующий анализ данной проблемы можно сказать, что в логистике разработка единых транспортно-складских процессов способствует повышению эффективности работы по складированию и транспортировке грузов. При этом взаимосвязь выполнения операций на складе с внешней средой характеризуется обработкой грузопотоков на пунктах разгрузки и приемкой товаров.

Сокращение использования ручного труда полностью зависит от эффективности механизации и автоматизации складских работ. Следовательно, возникает необходимость во внедрении в эксплуатацию оборудования, которые бы обеспечивало надлежащий уровень механизации

и автоматизации процессов погрузочно-разгрузочных работ на всех этапах движения материальных потоков.

Механизацию торгово-технологических процессов останавливает недостаточная приспособленность большинства составов для использования подъемно-транспортных машин. Следует отметить, что на данный момент идет недостаточное удовлетворение потребностей организаций в необходимых типах оборудования. Также номенклатура подъемно -транспортного оборудования по грузоподъемности, производительности, габаритам, высоте подъема вилок не может в полной мере отвечать потребностям предприятий. Указанные выше факторы определяют низкий уровень механизации, а также невысокую квалификацию рабочих, которые обслуживают оборудование предприятия.

В развитии торгово-транспортных сетей процессы механизации и автоматизации, а также внедрение на производство новейшей техники и новых методов работы являются одним из наиболее приоритетных направлений, с помощью которого предприятие может снизить расходы на содержание, а также повысить производительность труда, что, соответственно, повлияет на прибыль предприятия.

Использованные источники:

1. Абрамов, С.Б. Управление складским хозяйством./С.Б. Абрамов-- М.: Знание, 1982. - 64с.

2. Батищев И.И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте / И.И. Батищев. - М.: Транспорт, 1988. -367 с.

3. Капустин, Н. М. Автоматизация производственных процессов в машиностроении: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2004. - 415 с.

4. Манжосов, Г.П. Современный склад: Организация и технология./Г.П. Манжосов. - М.: КИА центр, 2003. - 220с.

5. Морохова Н.А., Перепелкин В.М.. Автоматизация погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3 - (Дата обращения: 16.04.2018

г).

6. Таничев А.В. Логистика: Учеб.пособие / А.В. Таничев. - Издательский Дом «Нева», 2003 г. - 326 с.

7. Ширяев С.А., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Транспортные и погрузочно -разгрузочные средства. Учебник. 2007. - 848 с.

8. Логистические центры [Электронный ресурс].- Режим доступа: www.xcomp.biz/tema-9-logisticheskie-centry.html. свободный. (Дата обращения: 16.04.2018 г).

9. Транспортно-грузовые системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tgs-jd.ru. свободный (Дата обращения 16.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.