Дюкова О.М.
ЛОГИСТИКА СТРОИТЕЛЬСТВА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
Логистика - наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми, сервисными и другими потоками с целью оптимизации функционирования хозяйственных систем на основе эффективного использования всех видов ресурсов [2, с. 34]. Принципы и методы логистики применимы во всех сферах производственной и коммерческой деятельности, т.к. носят универсальный характер. Опираясь на практическую деятельность, логистика по мере своего развития углублялась в различных направлениях, формируя таким образом предметные или отраслевые виды. К одному из таких отраслевых видов относится и логистика строительства.
Логистика строительства - это наука и практический инструментарий, направленные на материально-техническое обеспечение строительного производства путем управления материальными, информационными и финансовыми потоками с целью возведения объекта с оптимальными затратами ресурсов и реализации его на рынке недвижимости [1, с. 7].
Логистика строительства обладает рядом особенностей. Прежде всего, отраслевые особенности строительства обусловлены его результатом: готовой строительной продукцией, объектами недвижимости. Каждый объект недвижимости уникален, соответственно и организация процесса строительства, а значит и инструментарий логистики в рамках каждого инвестиционно-строительного проекта будет уникальным, индивидуальным. Главная особенность логистики строительства обусловлена локализованным характером процесса производства и готовой строительной продукцией: строительная продукция неподвижна и в законченном виде потребляется в месте производства. В связи с этим возникает необходимость перемещения средств производства и рабочей силы в течение всего периода реализации строительного проекта, что связано с дополнительными затратами на транспортировку и установку необходимого оборудования и техники, обустройством рабочих мест и т.д. Отсюда следует императив строительной логистики: неподвижность продуктов труда требует мобильности средств труда.
С целью снижения затрат при организации строительного производства часто используются готовые конструкции, изготовленные на стационарных производственных предприятиях (домостроительные комбинаты, заводы металлических конструкций, железобетонных изделий, оконных систем, дверей, натяжных потолков и т.д.). Возведение зданий и сооружений из готовых элементов обеспечивает высокий уровень механизации и автоматизации строительных процессов.
Современное строительное производство - это не только возводимые объекты на строительных площадках, но и предприятия строительного комплекса.
Концепции и методы логистики и основанный на этом логистический менеджмент обеспечивают рациональное использование всех видов ресурсов, в том числе и в строительном производстве. Однако уровень использования логистики в строительстве остается достаточно низким - отсюда вытекает необходимость ускорения темпов ее внедрения в управление производственно-коммерческой деятельностью строительства как важнейшей отрасли экономики. Данное обстоятельство предопределяет актуальность исследований, направленных на логистизацию строительного производства.
Деятельность субъектов строительного комплекса является производственно-коммерческой, а поэтому складывается из двух направлений - производственного и коммерческого. Коммерческая деятельность в строительстве - это, прежде всего, закупки необходимых материальных ресурсов для нужд строительного производства. Другой составляющей коммерческой деятельности является реализация, т.е. продажа готовой строительной продукции на рынке недвижимости.
Рассматриваемые два направления в логистике строительства определяют соответственно «вход» и «выход» строительного производства как логистической системы. Поэтому в рамках логистики строительства следует применять следующие основные логистические концепции [1, с. 27]:
- SCM - «Управление цепями поставок»;
- MRP - «Система планирования ресурсов»;
- ERP - «Интегрированное планирование ресурсов»;
- JIT - Система поставок «точно в срок»;
Ключевое положение в строительстве занимает концепция Supply Chain Management (SCM) - управление цепями поставок. Цепь поставок - это три и более экономических единицы (юридических или физических лиц), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и информации от источника до потребителя. Управление цепями поставок - интегрирование ключевых процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц при возведении объектов и реализации готовой недвижимости. Предприятия строительного комплекса часто функционируют разрозненно, независимо друг от друга. Но для того, чтобы они стали цепью поставок, т.е. системой, необходимо их объединить с помощью системообразующего инструмента, а именно SCM.
Инструментом управления материальными ресурсами в строительстве является концепция Materials resource planning (MRP) - «Система планирования потребностей производства в ресурсах». Система MRP состоит из ряда процедур, правил и требований, синхронизированных во времени и запланированных покрытий этих требований для каждой единицы потребляемых материальных ресурсов, необходимых для графика производства.
В строительстве цели концепция MRP состоят в следующем:
- удовлетворение потребности в материальных ресурсах при планировании строительного производства;
- сохранение минимального уровня производственных запасов, в том числе на строительной площадке;
- планирование строительных операций;
- планирование закупочных операций и расписание доставки материальных ресурсов на строительную площадку при минимальных расходах.
Из этого перечня следует, что рассматриваемая концепция есть не что иное, как инструмент материально-технического снабжения строительного производства. Программные модули системы MRP в строительстве позволяют регламентировать и контролировать сроки и качество возведения объектов.
Система ERP предоставляет возможность эффективно планировать коммерческую деятельность строительного предприятия, с том числе финансовые затраты на обновление оборудования и инвестиции в осуществление строительных проектов. Система ERP в строительстве позволяет:
- усилить финансовый контроль путем обобщения всей финансовой деятельности;
- улучшить оборот денежных потоков путем управления кредитами и счетами дебиторов;
- оптимизировать управление денежными средствами путем автоматизации расчетов с поставщиками;
- максимизировать отдачу от капитальных вложений путем эффективного управления основными средствами, в том числе незавершенным капитальным строительством.
Кроме того, в систему ERP входит управление человеческими ресурсами. Таким образом, ERP предусматривает управление всеми ресурсами предприятия в то время как MRP - только материальными.
Важнейшим фактором рационального использования материальных ресурсов, снижения затрат и сокращение сроков строительства является концепция Just-in-time (JIT) - «Точно в срок». Данная концепция предусматривает доставку необходимых материальных ресурсов в необходимое время в нужное место, т.е. непосредственно на строительную площадку, согласно графику строительно-монтажных работ. «Точно в срок» - это синхронизация процесса поставок материальных ресурсов и календарного графика строительного производства.
Логистическая концепция «точно в срок» характеризуется:
- минимальными, а в некоторых случаях нулевыми, запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, прежде всего на строительной площадке;
- сокращением производственных (логистических) циклов;
- взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;
- эффективной информационной поддержкой;
- высоким качеством возводимых объектов и логистического обслужива-
ния.
Такая система поставок позволяет работать без производственных запасов на строительной площадке и тем самым, повышается культура строительного производства. Организация поставок по системе «точно в срок» требует адекватной трансформации всей концепции управления цепями поставок в строительном производстве.
Однако, совершенствование процесса строительства в условиях реальной экономики сталкивается с рядом трудностей, что объясняется в первую очередь недостаточной квалификацией персонала строительной сферы. Одним из основных факторов, требующих полного применения приемов логистики строительством, является уникальность каждого возводимого объекта недвижимости. Любой объект недвижимости единственный в своем роде, то есть имеет свое уникальное месторасположение, различные внешние условия, влияющие на концепцию будущего проекта, цель его возведения или реконструкции. В процессе участвуют различные контрагенты, с которыми строительная компания заключает договора, что усложняет построение постоянной схемы взаимодействия логистических агентов и, как следствие, применение логистики в строительстве. Длительность возведения или реконструкции объекта также влияет на применение логистических приемов в данной области. Строительство является капиталоемким долгосрочным инвестированием и сильно зависит от экономического положения в стране. Таким образом, один из основных приемов логистики - планирование, осложняется фактором времени. Большая часть проблем в строительной деятельности связана с тем, что предприятия сосредотачиваются на материальном потоке, существенную роль которого в данной сфере невозможно отрицать, забывая при этом о сопутствующих информационном, финансовом и других потоках, которые вместе образуют интегрированный логистический поток.
Строительное производство является одним из самых трудоемких и капиталоемким, в инвестиционно-строительном проекте принимают участие десятки, а при строительстве крупных сооружений, и сотни предприятий и организаций, чей капитал так или иначе участвует в строительстве. Несмотря на то, что конечная цель всех участников инвестиционного процесса одна - получение максимально возможной прибыли, в процессе строительства каждый из участников имеет свои цели и задачи. В связи с этим возникает необходимость создания таких экономических критериев, которые бы объединяли всех участников инвестиционного процесса в деле достижения единой цели - завершения строительства в заданные сроки с минимальными затратами, а не соблюдение только собственных интересов. Таким образом, можно сказать, что строительство отличается многообразием производственных связей, а строительная отрасль имеет сложную структуру, которая обусловлена ее межотраслевым характером.
Контроль всех процессов, протекающих во множестве предприятий, является сложной, а в некоторых случаях и вовсе невыполнимой задачей. Эту проблему многие компании решают с помощью создания логистической системы,
охватывающей движение всех видов потоков между участниками строительного производства.
Логистическая система - это сложная, организационно структурированная экономическая система, которая состоит из элементов, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопряженными с ними потоками в соответствии с целями логистики. [2, с. 104]. Основная задача, стоящая перед строительными компаниями - это построение оптимальной логистической системы, включающей в себя как управляющую, так и управляемую подсистемы. С точки зрения логистики, каждый субъект строительного производства одновременно является источником и приемником строительных потоков - инвестиционных, финансовых, материальных, энергетических, информационных. Следовательно, каждое предприятие есть определенный пункт в системе строительных потоков, а поэтому возникает необходимость в оценке рациональности траекторий указанных потоков с последующей их оптимизацией. Логистическая система управления строительным производством представлена на рис. 1.
Рис. 1. Логистическая система управления строительным производством
Внедрение в строительное производство инструментария логистического менеджмента в форме логистической системы управления способствует принятию оптимальных управленческих решений на всех стадиях строительного производства. Вырабатываемые управляющие воздействия позволяют снизить затраты, время и средства всех участников строительного процесса, прежде всего, за счет координации и установления четких связей между контрагентами, что приводит к максимальной ориентации всей производственно-коммерческой деятельности на достижение общей цели - возведение данного объекта недвижимости согласно разработанному и утвержденному инвестиционно-строительному проекту.
литература
1. Дюкова О.М. Логистика строительства: современное понимание и тенденции. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. - 116 с.
2. Логистика и управление цепями поставок:учебник для академического бакалавриата / под ред. В.В.Щербакова. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. - 582 с.
Новожилова Ж.С., Зарубина O.A.
реализация положений закупочной логистики в деятельности учреждений и предприятий уис
По мере развития российской экономики все большую актуальность приобретают производственные процессы, ориентированные на удовлетворение разнообразных потребностей рынка. Эффективную реализацию этих процессов способны обеспечить логистические методологии, позволяющие оптимизировать всю цепь товарных поставок: от материально-технического обеспечения до распределения продукции и послепродажной поддержки.
Одним из важнейших разделов логистики, является закупочная логистика, которая выполняет следующие функции:
- формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
- получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;