Научная статья на тему 'Логистические информационные системы предприятий'

Логистические информационные системы предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1820
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / LOGISTICS INFORMATION SYSTEM / ВИДЫ ЛОГИСТИКИ / TYPES OF LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Папшева Яна Павловна, Черникова Оксана Петровна

В условиях рынка результативность деятельности предприятия оценивается по многим показателям, которые зависят от различных факторов, таких как объемы реализуемой продукции, ее качество, уровни спроса и издержек и т. д. На нынешних предприятиях от специалистов требуется высокий уровень знаний в различных областях. Специалисты должны не только хорошо понимать и осознавать происходящие процессы, но и уметь быстро и своевременно реагировать на меняющуюся ситуацию, и как следствие принимать взвешенные решения. В этом им помогают логистические информационные системы, рассматриваемые в настоящей публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистические информационные системы предприятий»

«третьей стороны». При этом организация, которая предоставляет логистические услуги, является ответственной за процесс координации и интеграции работы всей сети. Таким образом, данные шаги позволят повысить эффективность работы предприятия на всех этапах производства за счет перераспределения обязанностей и полномочий. Однако, на данный момент на современных предприятиях классические функциональные сферы логистики, такие, как, например, управление закупками, перевозка и транспортировка, производственное планирование, сбыт продукции и т. д., интегрировались на основании общего программно-информационного основания и формируют платформу организационной информационной системы. Это, в свою очередь, связано с тем, что информационные технологии в современных логистических системах представляют собой ключевой ресурс любого процесса интеграции.

В заключение важно отметить, что, на основании изучения роли логистики в управлении предприятием, можно сделать вывод о необходимости разработки стратегии развития логистической системы российский предприятий, включающих в себя стратегию развития организации, как на текущий момент, так и в долгосрочном периоде. Это позволит внедрить систему логистики управления предприятиями в качестве полноценной организационной системы. При этом блоками стратегии внедрения логистической системы могут выступать такие структурные элементы, как формулировка целей и задач логистики в долгосрочной перспективе, цикл работ с поставщиками ресурсов и материалов, программа долгосрочной модернизации и развития каналов поставки товаров и т. д. Таким образом, внедрение логистики в управлении предприятием позволит уменьшить товарные запасы, ускорить процесс оборачиваемости оборотных средств, понизить себестоимость товаров и издержек логистики, обеспечить потребительские запросы в вопросах качества товаров и услуг и сопутствующем сервисе.

Литература

1. Коломейцев Г. Опыт организации производственной логистики // Логистика и система, 2014. № 1. С. 23-27.

2. Палагин Ю. И. Логистика. Планирование и управление материальными потоками. СПб.: Политехника, 2012. 630 с.

3. Портнова Д. С. Роль и значение логистики в деятельности предприятия. // №ика-rastudent.ru, 2015. № 06 (18). [Электронный ресурс]. Режим доступа: М1р://паика-rastudent.ru/18/2729/ (дата обращения: 18.10.2016).

Logistics information systems of enterprises Papsheva Ya.1, Chernikova O.2 Логистические информационные системы предприятий Папшева Я. П.1, Черникова О. П.2

'Папшева Яна Павловна /Papsheva Yana — студент; 2Черникова Оксана Петровна / Chernikova Oksana — доцент, кафедра корпоративной экономики и управления персоналом, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

Аннотация: в условиях рынка результативность деятельности предприятия оценивается по многим показателям, которые зависят от различных факторов, таких как объемы реализуемой продукции, ее качество, уровни спроса и издержек и т. д. На нынешних предприятиях от специалистов требуется высокий уровень знаний в различных областях. Специалисты должны не только хорошо понимать и осознавать происходящие процессы, но и уметь быстро и своевременно реагировать на меняющуюся ситуацию, и как следствие -принимать взвешенные решения. В этом им помогают логистические информационные системы, рассматриваемые в настоящей публикации.

Abstract: under market conditions, the effectiveness of the company measured by many indicators, which depend on various factors such as the volume ofproducts sold, the quality, the level of demand and costs, etc. At present experts from enterprises require a high level of knowledge in various fields. Experts have not only well aware of and understand the processes, but also be able to quickly and timely respond to the changing situation, and as a result - to make informed decisions. In doing so, they help to logistics information systems covered in this publication.

Ключевые слова: логистика, информация, логистическая информационная система, виды логистики.

Keywords: logistics, information, logistics information system, the types of logistics.

Логистика находит свое применение в самых различных сферах человеческой деятельности, осуществляет разный набор функций, в зависимости от целей. В соответствии с этим выделяют следующие разновидности логистики по функциональному признаку:

1. закупочная логистика - отбор и оценка поставщиков сырья и материалов, подбор оптимальных условий доставки, формирование с поставщиками выгодных, долгосрочных и партнерских взаимоотношений, разрешение проблемы «Сделать самим или приобрести?» [1];

2. производственная логистика - организация движения потоков материальных ресурсов на производстве, его результативная организация, оптимизация и обеспечение материалами (производственная система «Канбан», бережное изготовление, MRP и ERP-системы) Принятие решений о гармонизации со сбытом [2];

3. сбытовая логистика (логистика распределения) - управление готовой продукцией и/или товарными резервами, формирование и развитие каналов распределения [3]. Разрешение проблемы об объеме партий, варианте упаковки, времени отгрузки и многое другое.

4.транспортная логистика - подбор типа транспорта, способа транспортировки, нахождение рационального маршрута движения, организация доставки груза в необходимое время и место;

5. информационная логистика - маршрутизация потоков данных (в бумажной и электронной форме) внутри компании и обмен сведениями с партнерами по логистическому процессу, обрабатывание больших массивов данных, конструирование коммуникационных сетей и иной инфраструктуры;

6. финансовая логистика - результативное распределение денежных потоков и т. д.

Для того чтобы логистика в организации функционировала в полном объеме, следует выходить за рамки создания логистического отдела. Сквозное управление потоками следует осуществить на уровне управления всего предприятия при оптимизации логистических издержек [4]. Необходимо не только преобразовывать организационную структуру, но и предоставить возможность управленцам логистических служб принимать и осуществлять решения на основе приобретенных данных. Именно по этой причине информационным потокам необходимо отвести немаловажную роль в управлении предприятием.

Многие специалисты на сегодняшний день трактуют процесс управления, как процесс управления информационными ресурсами. Для логистических систем такая трактовка особенно актуальна. Эффективно управлять информационными потоками допустимо при наличии информационных средств, к которым можно отнести логистические информационные системы. Основным различием логистической информационной системы от других информационных систем является уровень интеграции информационного пространства. Существует множество концепций информационных систем с позиций адекватности уровню интеграции информационного пространства логистики.

MRP (Material Requirements Planning — составление плана потребности в материалах) -система планирования нужд в материалах, одна из более известных в обществе логистических концепций, на базе которой создано и функционирует большое количество микрологистических систем. MRP-система используется при работе с материалами, полуфабрикатами, потребность на которые зависит от спроса на специфическую готовую продукцию, то есть потребность на исходные материальные ресурсы напрямую зависит от спроса потребителей на конечную продукцию. Также MRP-система способна работать с обширной номенклатурой материальных ресурсов. Система MRP дает возможность определить какое количество, и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и требуемое количество материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.

MRP II (Manufacturing Resource Planning - составление плана производственных ресурсов) -политика производственного планирования, обеспечивающая как операционное, так и финансовое планирование производства, обеспечивающая наиболее широкий охват ресурсов предприятия, нежели MRP. В системе MRP II выполняется составление плана не только в материальном, но и в денежном выражении. Реализуется введением прикладных программных пакетов. MRP II задаёт основы подробного планирования производства предприятия, содержащая учёт заявок, составление плана загрузки производственных мощностей, составление плана необходимости во всех ресурсах производства (материалы, сырьё,

комплектующие, оборудование, персонал), составление плана производственных расходов, моделирование хода производства, его учёт, составление плана выпуска готовых изделий, оперативное корректирование плана и производственных заданий. Данная концепция не включает анализа и планирования финансовых ресурсов предприятия, в силу чего нарушается комплексность охвата всех звеньев системы.

ERP (Enterprise Resource Planning, составление плана ресурсов предприятия) -организационная политика интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, направленная на постоянную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия с помощью специального интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, которая обеспечивает единую форму данных и процессов для всех сфер деятельности. В качестве характерной особенности ERP-стратегии обозначается принципиальный подход к использованию общей транзакционной системы для подавляющего большинства операций и бизнес-процессов организации, вне зависимости от функциональной и территориальной разобщённости мест их появления и прохождения, необходимость сведения всех операций в общую базу с целью дальнейшего обрабатывания и извлечения в настоящем времени сбалансированных планов.

Стандарт CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) включает также и связь с покупателями: формирование наряд-заказа, техзадание, поддержка заказчика на местах и пр. Если MRP, MRP-II, ERP ориентировались на внутреннюю организацию компании, то CSRP вышел за границы отельного предприятия и включил в себя целый цикл от проектирования будущего продукта, с учетом условий клиента, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.

CSRP, применяя испытанную временем интегрированную функциональность ERP, расширяет представления планирования. Идеология CSRP дает эффективные способы и приложения с целью создания продукции, модифицируемой под конкретного потребителя.

Однако в настоящее время более правильно отображают особенности логистических информационных систем системы SCM класса. Система управления цепями поставок (supplychainmanagement, SCM) - организационная политика и прикладное программное обеспечение, предназначенные для автоматизации и управления всеми этапами снабжения компании и контроля всего товародвижения. SCM-системы включают 6 ключевых областей, на которых сосредоточено руководство цепями поставок: изготовление, поставки, местоположение, резервы, транспортировка и информация.

Система IRP (Intelligent Resource Planning) - это перспективная концепция, которая включает все проблемы автоматизированного управления ресурсами предприятия на базе систем управления знаниями и нейронных связей. Но эта концепция сейчас не имеет программно-технологического осуществления.

Опыт промышленно развитых стран и крупных межнациональных корпораций показывает, что формирование логистических информационных систем актуально и необходимо при контроле и оптимизации издержек на их внедрение и обслуживание.

Литература

1. Нифонтов А. И., Кушнеров Ю. П., Черникова О. П. Оптимизация закупочной деятельности угледобывающих предприятий // Организатор производства, 2015. № 4 (67). С. 35-43.

2. Нифонтов А. И., Кушнеров Ю. П., Черникова О. П. Гармонизация производственной и сбытовой деятельности угольной компании // Вестник НГУЭУ, 2016. № 2. С. 226-234.

3. Хусаинова Я. Р., Тюфякова О. П. Организация работы отдела маркетинга на предприятиях угольной промышленности // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов. Материалы Международной научно-практической конференции, 2005. С. 197-199.

4. Нифонтов А. И., Черникова О. П. Управление логистическими издержками угледобывающих предприятий // Наукоемкие технологии разработки и использования минеральных ресурсов, 2016. № 3. С. 224-227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.