Научная статья на тему 'Некоторые аспекты применения логистических технологии в корпоративных информационных системах. От прошлого к современности'

Некоторые аспекты применения логистических технологии в корпоративных информационных системах. От прошлого к современности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
272
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ / LOGISTICS TECHNOLOGIES / CORPORATE INFORMATION SYSTEMS / APPLIED SOFTWARE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Антоненкова А.В., Герасимова В.Г., Романова Ю.Д.

В статье проанализированы основные этапы и формы становления современной логистической составляющей корпоративных информационных систем, а также выявлена зависимость применяемых логистических технологий от уровня развития информационнотелекоммуникационных технологий. Рассмотрены ключевые особенности и преимущества применения логистических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF APPLICATION OF LOGISTICS TECHNOLOGIES IN CORPORATE INFORMATION SYSTEMS. FROM THE PAST TO THE PRESENT

The article analyzes the main stages of formation of the modern logistics component of the corporate information system, as well as the dependence identified forms of logistics technologies on the level of information and telecommunication technology development. The authors considered key features and benefits of logistics technologies.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты применения логистических технологии в корпоративных информационных системах. От прошлого к современности»

УДК 338

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ. ОТ ПРОШЛОГО К

СОВРЕМЕННОСТИ

Антоненкова А.В., к.т.н., доцент, доцент кафедры «Информатика», ФГБОУВО «РЭУим. Г.В. Плеханова», e-mail: antalbina@yandex.ru Герасимова В.Г., к.т.н., доцент, доцент кафедры «Информатика», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», e-mail: verag@yandex.ru Романова Ю.Д., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Информатика», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», e-mail: ulirom@yandex.ru

В статье проанализированы основные этапы и формы становления современной логистической составляющей корпоративных информационных систем, а также выявлена зависимость применяемых логистических технологий от уровня развития информационно-телекоммуникационных технологий. Рассмотрены ключевые особенности и преимущества применения логистических технологий.

Ключевые слова: логистические технологии, корпоративные информационные системы, прикладные программные продукты/

SOME ASPECTS OF APPLICATION OF LOGISTICS TECHNOLOGIES IN CORPORATE INFORMATION SYSTEMS. FROM THE PAST TO THE PRESENT

Antonenkova A., Ph.D., assistant professor, Informatics chair, FSEIHE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: antalbina@yandex.ru Gerasimova V., Ph.D., associate Professor, Informatics chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: verag@yandex.ru Romanova J., Ph.D., assistant professor, Informatics chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: ulirom@yandex.ru

The article analyzes the main stages offormation of the modern logistics component of the corporate information system, as well as the dependence identified forms of logistics technologies on the level of information and telecommunication technology development. The authors considered key features and benefits of logistics technologies.

Keywords: logistics technologies, corporate information systems, applied software products.

В современном бизнесе корпоративная стратегия фирмы наряду с производственной, финансовой, кадровой включает также логистическую составляющую. Логистика приобрела не только специальные алгоритмы для решения конкретных функциональных задач, но и стала выполнять целевую функцию, становясь передовой корпоративной стратегией, применяя которую фирма может вести успешную конкурентную борьбу на рынке.

Использование предприятием логистического подхода дает возможность эффективно контролировать материальные и сопутствующие им информационные, финансовые, сервисные потоки для достижения корпоративных целей с минимальными затратами всех ресурсов. Все эти потоки сходятся в информационной логистической системе, предназначенной для хранения, передачи или обработки данных, с целью:

• обеспечения выживаемости и дееспособности фирмы;

• обеспечения работников оперативной информацией;

• соблюдения адресности информации;

• расширения функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.

Исторически сложилось так, что развитие промышленной инженерии требовало применения все более сложных математических моделей и способствовало появлению и внедрению оптимизационных и статистических алгоритмов планирования, для реализации которых на практике требовалась обработка больших объемов информации и проведение комплексных вычислений.

Появились специальные логистические информационные технологии, представляющие собой стандартные системы алгоритмов для выполнения как отдельных логистических функций и процессов в конкретной логистической задаче/подсистеме, так и во всей логистической системе на базе соответствующего программного обеспечения. Именно такие логистические технологии легли в основу стандартов описания, создания и функционирования корпоративной информационной системы.

Для корпоративных информационных систем (КИС) существуют общепринятые стандарты MRP, MRP II, ERP и CSRP, определенные APICS (American Production and Inventory Control Society, Американским обществом управления производствами и запасами).

Рассмотрим методологии, используемые при построении КИС.

Календарное планирование, MPS (Master Planning Schedule) -объемно-календарное планирование. Методология, рассматриваемая как базовая, предназначена для составления плана основного производства. Планы выпуска конечной продукции вырабатываются на основании данных о состоянии спроса.

Планирование потребности в материальных ресурсах, MRP

(Material Requirements Planning). Суть стандарта MRP состоит в минимизации издержек, определяемых складскими запасами, которые используются различными участками в производстве. С одной стороны, отдельные комплектующие могут поступать с опозданием, и с этим обычно связана основная доля задержек в процессе производства, поэтому необходимо иметь некоторый страховой запас, с другой стороны, создание излишних страховых запасов невыгоднo, так как приводит к замораживанию значительных оборотных средств, что отрицательно сказывается на эффективности бизнеса. Применение же ориентированных на оптимизацию управления запасами математических моделей, ведет к существенному снижению уровня таких средств.

Можно сформулировать следующее понятие MPR-системы с точки зрения применения информационных технологий. MPR-система - это совокупность прикладного программного обеспечения, предназначенного для составления детального календарного плана поставок товарно-материальных ценностей, необходимых для обеспечения производственного процесса или отгрузки товаров по заказам покупателей, обеспечивающего оптимальный уровень состояния запасов в любой момент заданного периода [1].

Какие логистические задачи решаются методами информационных технологий в системе MRP? Прежде всего, это складские технологии, использующие в качестве исходных данных описание материалов, наличного запаса, размещенными заказами у поставщиков, временем поставки, размер страхового запаса, минимальной партии заказа, максимально возможного объема заказа.

Дальнейшее развитие системы MRP привело к возникновению замкнутого цикла планирования (Closed Loop Mаterial Requirement Panning). При этом подходе на основе постоянно поступающей информации о задержках в поставках, анализе поставщиков, а также об объеме и динамике продаж выполняется корректировка производственных планов.

Планирование производственных мощностей, CRP (Cаpacity Requirements Panning) - планирование производственных ресурсов. Эта подсистема логически тесно связана с MRP и MRP/CRP используют в автоматизированных системах управления мощностями производственных предприятий, для оценки возможности выполнения программы производства с точки зрения ее обеспеченности трудовыми и производственными ресурсами на основе календарного графика загрузки, необходимого для реализации производственной программы. Строится так называемый «технологический маршрут» - последовательность технологических операций с привязкой к конкретным рабочим местам1.

Наиболее полное, на наш взгляд, определение системы автомати-

1 Work Center или производственная единица

зации планирования производственных мощностей дается в работе [1]: «CRP-система- это совокупность компьютерных программ, предназначенных для составления детального календарного плана загрузки производственных мощностей, необходимого для реализации плана выпуска продукции на заданный период».

Что является выходом CRP-системы? Конкретный план задействования каждой производственной единицы2 в производственном процессе, определяющий, как она должна быть загружена для выполнения заданного плана выпуска продукции. На основе этого плана дается обоснование возможности реализации рассматриваемой производственной программы имеющимися в наличии производственными мощностями.

Следующим этапом в развитии КИС явилось объединение технологий MRP и CRP в единую систему, предназначенную для планирования всех ресурсов предприятия, получившее название MRPII от Manufacturing Resources Planning3. Стандарт MRPII был разработан в США и поддерживается APICS. Основные требования к этому стандарту, а также к информационным производственным системам вообще, были изложены в документе «MRPII Standard System», который был разработан под эгидой APICS авторами Landvater Darryl V., Gray Christopher D.

В данном стандарте используются логистические технологии по всему циклу производства: от определения потребности и закупки ресурсов до отгрузки произведенного продукта. MRP II-система -это совокупность программ, обеспечивающих формирование плана производства продукции и детальных взаимосвязанных календарных планов эффективного использования ресурсов, необходимых для его осуществления в рамках заданного периода [1].

Следующим историческим шагом в развитии КИС явилась система планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning)4. По своей сути это надстройка MRPII для управления удаленными объектами, к которым можно отнести филиалы, дочерние компании и пр. ERP-система - это набор компьютерных программ, реализующих методологию MRP II, и дополненных средствами оптимизации управления производственными и сбытовыми подразделениями, размещенными в разных странах [1,3].

Так же, как и в MRP II, логистические технологии в ERP используются по всему циклу производства, от определения потребности и закупки ресурсов до отгрузки произведенного продукта, но существенным дополнением является возможность управления удаленными объектами.

Требования к системам ERP обычно включают хранение данных в единой базе данных (БД) или знаний, управление в реальном масштабе времени, возможность работы с распределенной базой данных, поддержка архитектуры «клиент-сервер» и открытости систем.

Управление взаимоотношениями с клиентами

Обсуждая системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relationship Management)5, можно скорее говорить об CRM в логистике, нежели о логистических процессах в CRM. Действительно, CRM-системы предназначены для сбора и систематизации данных о клиенте с целью извлечения из этих данных знаний для привлечения, удержания и повышения лояльности клиентов компании, а также она способна координировать действия различных отделов предприятия (маркетинг, сбыт и проч.), чтобы избежать несогласованности действий.

Среди всего многообразия определений можно выделить следующее CRM-система - это набор программных модулей, обеспечивающих решение задач накопления и обработки данных, необходимых для реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимоотношений с клиентами [1]. И, если ERP является своего рода надстройкой над MRPII, то CRM-систему можно охарактеризовать как надстройку над ERP.

Согласование производственных планов с запросами клиентов

Активное использование получили логистические процессы в системе CSRP (Customer Synchronized Resources Planning)6 - она контролирует весь цикл от этапа проектирования будущего продукта с учетом пожеланий заказчика до послепродажного гарантийного и

2 Caрacity Requirements Plan

3 планирование производственных ресурсов

4 система планирования ресурсов организации

5 управление взаимоотношениями с клиентами

6 планирование ресурсов, синхронизированное с потребите-

лем

сервисного обслуживания. По своей сути этот стандарт есть интеграция стандартов ERP и CRM. Задача CSRP сводится к интеграции системы управления предприятием с покупателем.

В основе КИС, которая строится по методологии согласования производственных планов, также лежит ERP или MRPII-системы, но в качестве надстройки добавляются программные продукты, которые реализуют связь с потребителями. Чаще всего для этого используются информационно-телекоммуникационные технологии в сети Интернет, которые позволяют разместить заказ, сформулировать требования к продукции и отслеживать состояние заказа. Выгоды от применения таких информационных технологий очевидны: повышается качество товаров и услуг, снижаются сроки поставки, повышается ценность продукции для потребителя, снижаются издержки производства.

Управление цепочками поставок

Концепция управления цепями поставок SCM (Supply Chain Management)7 появилась в конце 1980х годов. Целью этой концепции является оптимизация управления логистическими цепями и уменьшение затрат как транспортных, так и операционных за счет формирования оптимальных по своей структуре логистических схем. В настоящее время рассматриваемая концепция работает в большинстве ERP и MRPII-систем.

Современный подход к методологии управления подчеркивает необходимость согласованных действий между предприятиями, производящими комплектующие для производства продукции сложных видов, т.е. группы предприятий-поставщиков, занятые в единой производственной цепи, нуждаются во взаимном согласовании поставок в необходимом объеме и к определенному сроку, а также позаботиться о наименьшей цене, лучшем качестве, минимизации транспортных издержек и о возможности контроля за состоянием выполнения движения продуктов, чтобы иметь возможность повлиять на процесс в случае непредвиденных обстоятельств.

Поэтому прикладное программное обеспечение предназначено поддерживать планирование и координацию снабжения, доставки и складского размещения, и хранения, т.е. обеспечивают взаимодействие ERP-систем предприятий-партнеров и синхронизируют планы производства по всей цепи поставок.

Два функциональных блока обычно присутствует в составе SCM:

• SCP (Supply Chain Planning, планирование цепей поставок). В этом блоке осуществляется разработка планов и календарных графиков, предусматривается совместное прогнозирование на основе моделирования, в том числе и нештатных ситуаций.

• SCE (Supply Chain Execution, Исполнение цепей поставок). Цель этого блока - отслеживать и контролировать выполнения логистических функций.

Управление внутренними ресурсами и внешними связями организации

Следующим шагом на основе применения новейших разработок в области информационно-телекоммуникационных технологий в результате развития в сторону тесного взаимодействия со всеми внешними партнерами организации внутренней технологии и методологии ERP явилась технология управления ресурсами и связями с контрагентами и клиентами, названная ERRP (Enterprise Resource and Relationship Processing)8.

В чем смысл новой концепции? Она основывается на процессе автоматизации связей с поставщиками, контрагентами и клиентами с целью создания «виртуального предприятия», т.е. к функциям ERP добавляется еще CRM, CSRP и SCM с возможностью вести операции через Интернет. Это существенно расширяет сферу применения данного решения. Если раньше ERP-системами пользовались в основном производящие компании, или компании, занимающиеся дистрибьюцией, то методология ERRP становится привлекательной для предприятий всех сегментов рынка.

Помимо расширения сферы применения, расширяется и функционал, разрабатываются специальные программные продукты для обеспечения интерфейса конкретного предприятия с внешней средой. И важно, что помимо вышеперечисленных, добавляются еще и функции управления знаниями - KM (Knowledge Management) и управления персоналом HRM (Human Resources Management).

Активно развиваются дополнительные сервисы для создания Веб-ориентированной распределенной структуры, к которым можно отнести базы знаний для корпорации, специальные порталы, колл-

7 управление цепочками поставок

8 управление ресурсами и связями

Рисунок 1 Классификация программ для логистики

центры, онлайновые бюро, публикации, подписки и проч.

Для описания контуров управления в ERPII-системе вводится понятие back-office и front-office. Первый содержит функционал традиционной ERP-системы, а второй - внешние приложения для организации.

В настоящее время существует множество программ, используемых в логистике для железнодорожных, морских (речных), автомобильных и авиаперевозок, программ для учета и контроля товара на складах, программ по контролю над передвижением транспорта, программ, созданных для строительного сектора. На рисунке 1 приведена классификация программ для логистики.

Каждый из этих видов программного обеспечения имеет как достоинства, так и недостатки. Например, приложения на базе MS Excel [5,6]. удобны, мобильны, «международны» и не требуют специального обучения, но ограничены по функционалу. Очевидный минус - это отсутствие единой базы данных.

Для модулей больших ERP-систем необходимо приобрести и внедрить дорогую базовую систему [2,4,6]. ERP-система позволяет контролировать и синхронизировать все процессы, происходящие внутри компании, создавать стандарты отчетности любого процесса, унифицировать информационные системы, расширить управленческие функции, адаптировать под особенности компании, за счет дополнительных моделей к начальной базе, хранить единую управленческую базу данных, обеспечивая возможность быстрого и ролевого доступа любому сотруднику к актуальной информации, защитить данные, дает возможность связывать вертикальные и горизонтальные уровни в компании, позволяя работать пользователям с заказами, выручкой, продажами и т.д., позволяет работать в единой базе данных совместно с центральным офисом обособленным подразделениям.

К плюсам заказных и «самописных» модулей можно отнести удобство в использовании, ориентированность на особенности конкретных рабочих процессов. Но, далеко не всегда они оказываются дешевле, чем готовый продукт из-за потребностей в доработке и доведении.

Плюсами Web-сервисов [4] является работа в мировой сети, не требуются специальные программы для установки на компьютер, но для корректной работы необходим бесперебойный Интернет с широкополосным соединением.

Web-сервисы работают с разными операционными системами, но нужен современный браузер. Для Web-сервисов не требуется специальное обслуживание, обновление его происходит автомати-

чески. Вся база данных хорошо защищена, так как хранение всех данных происходит на сервере, кроме того, резервное копирование защищает от потери данных, а защищенный канал дает гарантии конфиденциальности данных и защищает от утечки. Web-сервисы дают возможность работать «без границ», так, например, существует Web-сервис РЖД, Казахских железных дорог и других железных дорог стран СНГ. Все эти Web-сервисы позволяет составить план перевозки груза, узнать стоимость за услуги, причем не только в пределах нашей страны, но и на территориях других стран.

Зачастую за пользование Web-сервисами взимается абонентская плата, но компания платит ровно до того момента, пока ей необходим этот ресурс. К минусам можно отнести отсутствие единой базы, часто приходится пользоваться одновременно разными Web-сервисами.

В заключении отметим постоянно растущую долю и значимость логистической составляющей корпоративных информационных систем, а также непосредственную зависимость применяемых программных продуктов от уровня развития информационно-телекоммуникационных технологий.

Литература:

1. Шуремов Е.Л., Чистов Д.В., Лямова Г.В. Информационные системы управления предприятием. - М.: Бухгалтерский учет, 2006. - 112 с.

2. Микова Е.С., Минитаева А.М. Проблема выбора ERP - систем // Машиностроитель. 2012. № 8. С. 38-41.

3. Власова О.В., Минитаева А.М. MES-системы в России: проблемы развития // XXVII Международные Плехановские чтения (24-27 марта. 2014 г.): тез. докл. студентов: в 2 кн. М.: Издательство «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014. - Кн. 2. С. 192-193

4. Информационные технологии в управлении персоналом: учебник и практикум для прикладного бакалавриата; [гриф УМО]; Романова, Ю. Д. Винтова, Т. А., Коваль П. Е. Музычкин, П. А.; М.: Юрайт, 2016 - 291 с.

5. Евтеев Б. В. Использование информационных технологий в учебном процессе для решения некоторых задач маркетинга и логистики. Научные труды Вольного экономического общества России.

2014. Т.186. №186. С. 475-478.

6. Герасимова В.Г., Романова Ю.Д. К вопросу информатизации высшего образования в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова. Сборники конференций НИЦ Социосфера.

2015. № 42. С. 36-40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.