под крышей выставки-ярмарки «Еврорегион «Неман» продукцию из соседних стран родилась в Гродно 12 лет назад. Цель выставки - активизация сотрудничества между субъектами хозяйствования Беларуси, Польши, Литвы, России; заключение договоров, демонстрация и продажа товаров народного потребления.
С 28 по 30 сентября 2011 г. в Гродно состоялась XIII Многоотраслевая выставка-ярмарка «Еврорегион «Неман-2011», в которой приняли участие более 100 предприятий, предложивших широкий выбор товаров - от сельскохозяйственной техники до высокотехнологичного оборудования.
Чтобы придать развитию приграничного сотрудничества новый импульс, два года назад было решено одновременно с выставкой-ярмаркой проводить международный инвестиционный форум. В 2011 г. его участниками стали около 200 представителей деловых кругов, дипломатического корпуса, администраций районов и городов из 13 стран.
Динамично, без явных провалов, как это случается в экономических связях, развивается гуманитарное сотрудничество приграничных территорий России и Белоруссии. Например, ученые ВУЗов участвовали в шести программах Союзного государства: «Космос-СГ», «Триада», «Скиф», «Космос-НТ»,
«Функциональная СВЧ-злектроника-2», «Нанотех-нология-СГ» [5, с. 64]. Совместно с правительством Калининградской области Российской Федерации в 2009 г. проведена патриотическая акция «Поезд Памяти», в которой приняли участие учащиеся школ и средних специальных учреждений г. Молодечно Минской области Республики Беларусь.
Таким образом, включенность двух братских государств в процесс, формированный едиными правилами европейского сотрудничества приграничных
регионов, позволил им наиболее полно и конструктивно использовать позитив международного опыта, дополнив его традиционно тесным взаимодействием, сложившимся в период существования в рамках одного государства.
Несмотря на неоднозначность, складывающейся внешнеполитической ситуации во взаимоотношениях двух стран - России и Белоруссии - приграничное сотрудничество развивается поступательно и достаточно эффективно. Новый импульс развитию отношений трансграничных регионов придало намерение российско-белорусского руководства строить стратегию взаимодействия на основе поэтапного повышения уровня интеграции: от провозглашенного Союзного государства к Таможенному Союзу и Единому экономическому пространству. Вместе с повышением общего уровня межгосударственных отношений интенсифицируется диалог приграничных территорий, придавая интеграционной тенденции необратимый характер.
Литература
1. Межрегиональное и приграничное сотрудничество в государствах-участниках СНГ (Информационно-политическая записка). - М., 2011.
2. Никитенко, П. Белорусско-российское приграничное сотрудничество как фактор формирования Союзного государства Беларуси и России / П. Никитенко, Т. Вертинская // Общество и экономика. - 2006. - № 3. - С. 86 - 89.
3. Проблемы приграничных регионов России. - М., 2004.
4. Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества в государствах-участниках СНГ (информационно-аналитическая записка). - М., 2010. - С. 21 - 22.
5. Региональное и приграничное сотрудничество госу-дарств-участников СНГ. - М., 2010.
УДК 338
М.В. Селин, А.В. Клюквин
УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРАРНОГО КОМПЛЕКСА
В статье рассматриваются ключевые аспекты управления технологическими процессами на предприятиях аграрного сектора экономики с использованием информационных технологий.
Система управления сельскохозяйственным предприятием, технологические процессы, информационные технологии, эффективность.
The paper considers the key aspects of process control at the enterprises of agricultural sector using information technologies. Managerial system of agricultural enterprise, technological processes, information technologies, efficiency.
На сегодняшний день управление технологическими процессами на предприятиях аграрного комплекса страны осуществляется традиционными методами, приемами без применения информационных систем. У представителей производственного менеджмента пока отсутствуют инструменты для оперативного контроля над процессом производства, и
сами технологические процессы не являются строго регламентированными. Поэтому внутри самого аграрного предприятия зачастую нет четко сформированных бизнес-процессов, что приводит к всевозможным срывам в процессе производства, снижению качества производимой продукции, потере лояльности клиентов и в конечном итоге убыткам как на от-
дельно взятом предприятии, так и в самой отрасли.
Поэтому проблема управления, как сельскохозяйственным производством, так и его составляющими - технологическими процессами, используя новые научные подходы в сочетании с достижениями научно-технического прогресса, является весьма актуальной, учитывая следующие особенности сельскохозяйственного производства:
- зависимость от природно-климатических условий;
- сезонность производства продукции;
- ограниченность пространственных возможностей производства, связанная с наличием определенной площади сельхозугодий в хозяйстве;
- минимальные возможности варьирования временем выполнения технологических процессов;
- диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
Сама идея процессного подхода не нова: она получила распространение в США, Японии, Германии еще с середины ХХ в., где использование данного подхода к управлению процессом сельскохозяйственного производства позволило снизить издержки, повысить качество продукции, производительность труда и в конечном итоге привело к росту самого производства, повысив эффективность его ресурсов.
Основная идея процессного подхода управления производством состоит в следующем. Весь процесс производства разбивается на отдельно взятые составляющие - технологические процессы, которые, в свою очередь, имеют на входе определенные ресурсы производства и конечный результат на выходе.
«Кто владеет информацией - тот владеет миром» [2]. В наше время данная фраза нисколько не потеряла своей актуальности, наоборот, ее смысл с каждым днем все точнее и точнее отражает реальную картину действительности. Современный бизнес дает лишь одну альтернативу участникам рынка: либо уметь быстро и оперативно оперировать всей совокупностью информационных потоков, имеющих отношение к нему, либо - остаться ни с чем.
Наличие единого информационного пространства предприятия дает ему огромные преимущества:
1. Быстрая обработка и анализ больших массивов информации: хранение, распространение, передача, поиск, сортировка и т.д.
2. Возможность ведения как регламентированного, так и всеобъемлющего управленческого учета в разрезе подразделений предприятия.
3. Консолидация данных, как следствие: упорядочивание информационных потоков предприятия, стандартизация бизнес-процессов, повышение управляемости.
4. Усиление реакции на изменения внешней среды, повышение качества обслуживания, оперативное принятие управленческих решений и т. д.
5. Расширение возможностей планирования, возможность быстро и точно получить текущую оценку ситуации на предприятии (невыполнение / выполнение / перевыполнение плана).
6. Увеличение производительности труда персонала - от рядовых сотрудников - пользователей информационной системы до топ-менеджеров.
Таким образом, ключом к научно-обоснованному и компетентному управлению предприятием является внедрение на нем корпоративной информационной системы (КИС), формирующей стандартизованное единое информационное пространство предприятия. Корпоративная информационная система (КИС) - управленческая идеология, объединяющая бизнес-стратегию и информационные технологии, всеобъемлющая система, организующая единое информационное пространство предприятия. Корпоративной Информационной Системой может считаться система, автоматизирующая более 80 % подразделений предприятия.
Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных.
Наиболее существенной чертой комплексной информационной системы должно стать расширение контура автоматизации для получения замкнутой, саморегулирующейся системы, способной гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования. [5]. Чтобы предметно говорить о понятии КИС, рассмотрим классификацию КИС. Хотя строгой научной классификации КИС нет, рассмотрим классификацию, приемлемую с точки зрения авторов.
Локальные системы. Предназначены, в основном, для автоматизации учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.). Локальной системой может воспользоваться практически любое предприятие, нуждающееся в управлении финансовыми потоками и в автоматизации учетных функций.
Цикл внедрения локальных систем невелик, иногда можно воспользоваться «коробочным» вариантом, купив программу и самостоятельно развернув ее на предприятии. (Что на практике чаще всего и делается). Стоимость локальных систем колеблется в диапазоне 5 000 - 50 000 $.
Финансово-управленческие системы. Такие системы гибко настраиваются на нужды конкретного предприятия, хорошо интегрируют деятельность предприятия и предназначены, в первую очередь, для учета и управления ресурсами непроизводственных компаний. Как правило, они универсальны, однако необходимость отражения специфики деятельности конкретной компании может проявляться отчетливее, так как функциональные возможности таких систем шире, чем у локальных. Во многих системах данного класса присутствуют базовые возможности управления производством. Стоимость финансово-управленческих систем можно условно определить в диапазоне от 50 000 до 200 000 $.
Средние интегрированные системы. Предназначены для управления производственным предприятием и интегрированного планирования производственного процесса. Учетные функции проработаны
глубоко, но выполняют вспомогательную роль и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета: информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей. Цепочка планирования «сбыт - производство - закупки» на основе процедур MRPII является ядром этих систем. Подразделения предприятия (финансы, бухгалтерия, маркетинг и пр.) строят свою деятельность, опираясь на данные этой цепочки. Стоимость внедрения средних систем начинается, как и у финансово-управленческих систем, в районе $50 000, но, в зависимости от охвата проекта, может достигать $500 000 и более.
Крупные интегрированные системы. Отличаются от средних набором вертикальных рынков и глубиной поддержки процессов управления большими многофункциональными группами предприятий (холдингов или ФПГ). Такие системы имеют наибольшую функциональность, включая управление производством, управление сложными финансовыми потоками, корпоративную консолидацию, глобальное планирование и бюджетирование. Сходные функции присутствуют и во многих финансовоуправленческих (за исключением производства) и средних интегрированных системах, однако, с более низкой степенью проработки. Сроки внедрения крупных интегрированных систем обычно занимают более года, а стоимость проектов внедрения - более $500 000 [7].
Рассмотрим по порядку классификацию корпоративных информационных систем, разработанную американцами и широко используемую у нас. Заметим, что в данной классификации речь, прежде всего, идет о концепциях и методологиях построения информационных систем.
MPS (Master Planning Shedule). Хорошо известная методология «объемно-календарного планирования». Является базовой практически для всех планово-ориентированных методологий. Применяется в основном в производстве, но также может использоваться и в других отраслях бизнеса, например, дистрибуции.
MRP (Material Requirements Planning). Методология планирования потребности в материальных ресурсах, заключающаяся в определении конечной потребности в ресурсах по данным объемнокалендарного плана производства. Ключевым понятием методологии является понятие «разузлование», т. е. приведение древовидного состава изделия к линейному списку (Bill of Materials), по которому планируется потребность и осуществляется заказ комплектующих.
CRP (Capacity Requirements Planning). Планирование производственных ресурсов. Данная концепция схожа с MRP, но вместо единого понятия состава изделия она оперирует такими понятиями, как «обрабатывающий центр», «машина», «рабочие ресурсы», ввиду чего технически реализация CRP более сложна. Обычно применяется совместно с MRP ввиду тесной логической связи при планировании. FRP (Finance Requirements Planning) - Планирование финансовых ресурсов.
MRPII (Manufacturing Resources Planning).
Планирование производства. Интегрированная методология, включающая MRP/CRP и, как правило, MPS и FRP. При использовании данной методологии обязательно подразумевается анализ финансовых результатов производственного плана.
ERP (Enterprise Resources Planning). Концепция бизнес-планирования. Под ERP подразумевается «интегрированная» система, выполняющая функции, предусмотренные концепциями MPS-MRP/CRP-FRP. Важным отличием от методологии MRPII является возможность «динамического анализа» и «динамического изменения плана» по всей цепочке планирования. Конкретные возможности методологии ERP существенно зависят от программной реализации. Методология ERP оказывается применимой и в торговле, и в сфере услуг, и в финансовой сфере.
CSRP (Customer Synchronized Resources Planning). Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. CSRP включает в себя полный цикл: от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Суть CSRP состоит в том, чтобы интегрировать покупателя в систему управления предприятием. При этом не отдел продаж, а сам покупатель размещает заказ на изготовление продукции, сам отвечает за правильность его исполнения и при необходимости отслеживает соблюдение сроков производства и поставки. Предприятие же может очень четко отслеживать тенденции спроса на его продукцию.
SCM (Supply Chain Management). Управление цепочками поставок. Концепция SCM придумана для оптимизации управления логистическими цепями и позволяет существенно снизить транспортные и операционные расходы путем оптимального структурирования логистических схем поставок. Концепция SCM поддерживается в большинстве систем ERP - и MRPII - класса.
CRM (Customer Relationship Management).
Концепция построения автоматизированных систем обслуживания клиентов компании. CRM подразумевает накопление, обработку и анализ не только финансово-бухгалтерской, но и прочей информации о взаимоотношениях с клиентами. Это способствует повышению производительности менеджеров, улучшает качество обслуживания клиентов и способствует увеличению продаж [7].
Таким образом, ERP-система - это обязательно КИС. Но КИС может и не быть ERP - системой. Условимся, что КИС, рассматриваемая авторами, является ERP системой.
Существующие на данный момент отечественные решения в виде ERP-систем можно отнести к классу ERP с большой натяжкой. Все дело в том, что какого-либо документа, описывающего требования к современным ERP-системам, практически не существует, как не существует и ГОСТов для ERP систем и механизма их внедрения. На данный момент на рынке ERP систем присутствует достаточно большое количество как отечественных, так и зарубежных продуктов.
Таблица 1
Характеристика программных продуктов, используемых на рынке информационных услуг
Наименование продукта Фирма- производитель Краткое описание
SAP SAP www.sap.com Безусловный лидер по объемам продаж ПО данного класса в России. Различные типы ERP от SAP были внедрены на таких предриятиях, как: «Евросеть», «ТНК - BP», «ОГК - 2», «ОГК - 6», ГУП «Петербургский метрополитен», ОАО «Татнефть», Федеральное агентство водных ресурсов РФ и пр. За рубежом: «Hewlett Packard», «Whirlpool», «Daewoo shipbuilding & marine engeneering» и нр. [10]
Oracle EBusiness Suite Oracle www.oracle.ru Основным конкурентом Oracle является SAP, причем позиции Oracle на российском рынке слабее. К примерам внедрений продуктов Oracle можно отнести: ОАО «КуйбышевАзот», ЗАО «Сургутнефтегазбанк», «ОТП Банк», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и пр.[9]
iRenaissance ROSS Systems www.rossinc.com Система ERP-класса для предприятий с процессным (непрерывным) тином нроиз-водства. Полностью локализована, успешно внедряется в России с 1998 г. К примерам внедрения можно отнести: МНПП НАМИП, ОАО «Московский шинный завод» [14]
SyteLine Фронтстеп СНГ www. frontstep. ru Решения на базе данной системы относятся к классу средних интегрированных систем. На рынке информационных систем с 1996 г. Примеры внедрений: ОАО Свердловский завод трансформаторов тока (СЗТТ), Кореневский завод низковольтной аппаратуры, ОАО «Тульский патронный завод», ООО «Уралэлектроконтактор» (группа Schneider Electric), Kraftway и нр. [12]
Microsoft Dynamics AX 2009 Microsoft Microsoft.com Microsoft Dynamics® AX 2009 (ранее Microsoft Axapta) - комплексная система управления предприятием (ERP II) для крупных международных, федеральных и государственных корпораций, а также динамично растущего среднего бизнеса. В настоящий момент Microsoft Dynamics® AX успешно работает более чем в 14000 компаниях из сотни с лишним стран мира, включая многие крупные международные, российские государственные и федеральные компании. Решение обеспечивает лучший в своем классе показатель отдачи инвестиций (ROI). В частности, исследование аналитической фирмы Nucleus Research, в рамках которого была проведена оценка ROI для различных ERP-систем, показало, что 7З % наших клиентов окупили вложенные средства менее чем за два года. К примерам внедрений можно отнести: Mr. Doors, OBI, ECCO, автохолдинг PPT, Radisson Blu Belorusskaya, ФГУП Аэропорт «Пулково», и пр. [8]
«ПАРУС» Корпорация «Парус» www.parus.ru Корпорация «ПАРУС» хорошо известна как поставщик ИТ-решений для широкого круга предприятий и организаций. Традиционно важнейшим направлением деятельности корпорации является разработка решений для организаций сектора государственного и муниципального управления: главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, финансовых органов, органов местного самоуправления, централизованных бухгалтерий, бюджетных учреждений. Примеры внедрений: Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Главное управление внутренних дел по г. Москве, Государственная земельная инспекция г. Москвы, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского и нр. [13]
«Галактика» Корпорация «Галактика» www.galaktika.ru Один из ведущих разработчиков ERP-систем на рынке СНГ но результатам независимых исследований. Крупная международная корпорация, в которую входят предприятия, расположенные в Москве, Минске, Киеве, Алма-Аты, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В региональной партнерской сети более 200 компаний. Система менеджмента качества корпорации «Галактика» сертифицирована но международному стандарту ISO 9001:2008. Заказчики - более 6 400 предприятий ведущих отраслей СНГ. Корпорация «Галактика» входит в тон-З крупнейших разработчиков ERP-систем (международное аналитическое агентство IDC). Примеры внедрений: ФГУП 211 КЖБИ - филиал «Главного управления обустройства войск Минобороны России», Авиакомпания «Сибирь», МУП Водоканал (г. Череповец), ПТП Воронежский шинный завод, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия и нр. [3]
«1С: Управление производственным предприятием» Компания 1С www.1c.ru Продукты фирмы «1С» относятся к классу локальных систем, занимает лидирующее положение, далеко опережая конкурентов. Флагманское прикладное решение - ERP система «1С: Управление производственным предприятием». Примеры внедрений: «Вологодский Текстиль», «Шекснинский комбинат древесных плит», ООО» Газ-промнефть-Нефтесервис», ОАО «ОГК-6», ОАО «Архангельский траловый флот» и нр. [11]
Однако в российской деловой среде на текущий момент нет единого унифицированного подхода к оценке эффективности внедрения информационной системы и нет отраслевых стандартов информационного обеспечения. На приобретение и внедрение КИС систем тратятся огромные средства, а после внедрения КИС системы заказчик зачастую не удовлетворен в полной мере результатами работ и не может объективно оценить эффективность ее внедрения. Часто бывает и так: заказчик не видит смысла в дальнейших инвестициях КИС, внедрение заканчивается на половине пути, в итоге - огромные суммы тратятся впустую. Однако все больше компаний получают выгоды от внедрения КИС, о чем свидетельствует повышенное внимание с их стороны к этому насущному вопросу [6].
Если говорить о статистических данных, характеризующих эффективность внедрения КИС на примере западных компаний, где качество управления и так достаточно высокое, то результаты от внедрения КИС в аграрном секторе экономики страны по нашим исследованиям могут быть следующие [7]:
- снижение транспортно-заготовительных расходов на 60 %;
- сокращение производственного цикла по заказным изделиям на 50 %;
- сокращение количества задержек с отгрузкой готовой продукции на 45 %;
- уменьшение уровня неснижаемых остатков на складах на 40 %;
- снижение производственного брака на 35 %;
- уменьшение административно-управленческих расходов на 30 %;
- сокращение производственного цикла по базовым изделиям на 30 %;
- уменьшение складских площадей на 25 %;
- увеличение оборачиваемости средств в расчетах на 30 %;
- увеличение оборачиваемости ТМЗ на 65 %;
- увеличение количества поставок точно в срок на 80 %.
Как правило, внедрение современной ERP-системы на предприятии - это процесс, который может длиться несколько лет. По данным компании Standish Group только в 16 % случаев внедрение информационных систем завершается вовремя в рамках запланированного бюджета с реализацией запланированной функциональности. Выполнение почти трети проектов досрочно прекращается, а по остальным превышаются сроки / бюджет или ограничивается запланированная функциональность.
Рассмотрим факторы, способствующие как успешному внедрению КИС, так и провалу (табл. 2).
Внедрение КИС - это сложный процесс, сочетающий в себе как доработку программного обеспечения, так и проведение мероприятий по совершенствованию бизнес-процессов в части основной деятельности предприятия [4]. Чем больше пользователей работают в единой информационной системе и сложнее бизнес-процессы, тем выше будет совокупная стоимость владения. Однако польза от подобной системы, обеспечивающей единое информационное
пространство, будет гораздо больше. По мнению авторов, успешному внедрению КИС на предприятии должен предшествовать всеобъемлющий анализ информационных потоков предприятия.
Таблица 2
Влияния различных факторов на успех законченных проектов автоматизации [7]
Факторы, влияющие не внедрение КИС
Успешное внедрение Сложности внедрения
Фактор % Фактор %
Участие руководства во внедрении 20 Невнимание руководства компании к проекту 40
Наличие и соблюдение плана внедрения 19 Отсутствие четко сформулированных целей проекта 17
Наличие у менеджеров четких целей и требований к проекту 16 Неформализованность бизнес-процессов в компании 14
Участие во внедрении специалистов компании -клиента 16 Неготовность компании к изменениям 12
Качество КИС и команды поставщика решения 11 Нестабильность законодательства 6
Проведение реинжиниринга бизнес-процессов до внедрения 8 Коррупция в компаниях 5
Наличие у предприятия выработанной стратегии 8 Низкая квалификация кадров в компании 4
Получение быстрой и ощутимой отдачи 2 Недостаточное финансирование проектов 2
Применительно к КИС технологические процессы на предприятиях АПК сопровождаются информационными потоками единого информационного пространства предприятия. Для всеобъемлющего анализа информационных потоков на предприятии авторами предлагается следующая методика.
Необходимо собрать информацию о каждом структурном подразделении предприятия, где выясняются следующие аспекты:
1. Полное наименование подразделения.
2. Роль и место подразделения в общей структуре предприятия, его географическое расположение относительно других подразделений предприятия.
3. Перечисляются все функции, выполняемые данным подразделением, затем каждая из них описывается по отдельности.
4. Кадровый состав подразделения предприятия, количество рабочих мест, штатное расписание, кадровая иерархия сотрудников данного подразделения.
5. Функции и обязанности каждого сотрудника подразделения. Отдельно указывается перечень составляемых и редактируемых им документов и отчетов, аналогично - перечень документов и отчетов, которые сотрудник просто просматривает, проверяет, контролирует своевременное создание, а также перечень документов и отчетов, просмотр и изменение которых запрещены.
6. Составление перечня входящих и исходящих документов для каждого подразделения - зафиксировать форму документа, его качественный состав: количество заполняемых реквизитов документа и их наименования, количество заполняемых таблиц и их наименования, реквизиты документа, обязательные для заполнения; перечень справочных величин и констант, используемых для заполнения реквизитов. Для заполнения реквизитов и таблиц указываются источники данных.
7. Вид деятельности и производственные показатели, которые им фиксируются. Отношение документа к подсистеме учета предприятия, например: бухгалтерский учет, зарплата, кадровый учет, производство. Общее число обращений к каждому документу за регламентированный период (исследовать за день, месяц, год). Характеристика отображает количество обращений к документу для его создания и редактирования.
8. Время однократного выполнения работы для создания и редактирования документа. Указывается среднее время, а также индивидуально для каждого сотрудника, поскольку оно различно и зависит от опыта, знаний, навыков и т.д.
9. Общее время работ, затраченное на один документ за регламентированный период, вычисляется как произведение двух предыдущих величин (Вычислить за день, месяц, год).
10. Регистрация всех поступающих и выходящих сообщений для подразделения - регистрируется качественный состав сообщения.
11. Четкое определение процессов формирования и маршрутов движения документов и сообщений. Необходимо зафиксировать, при каких обстоятельствах возникают те и другие, куда, кому, от кого, с какой конечной целью передаются те и другие с указанием штатных единиц предприятия.
12. Сбор данных о назначении форм документов (сообщений) и количестве разрабатываемых экземп-
УДК 65.01
ляров, периодичности составления документов, показателях, содержащихся в каждом конкретном документе (сообщении), особенностях составления тех или иных документов/сообщений. Например: сезонность, какие-либо обстоятельства и т.д.
13. Повторяемость и применяемость показателей в подразделениях для передачи их в документах / сообщениях; алгоритм формирования показателей (реквизитов документа), особенности формирования.
Исследования показывают, что для развития агропромышленного комплекса, повышения его эффективности необходимо использование научных подходов к развитию сельскохозяйственного производства и его составляющих - технологических процессов. Особое внимание следует уделить использованию процессного подхода в сочетании с достижениями научно-технического прогресса к созданию единого информационного пространства на агропромышленном предприятии и внедрение на этой основе корпоративной информационной системы управления предприятием.
Литература
1. Вайцеховская, С.С. Внедрение современных методов управления сельскохозяйственными предприятиями: процессный подход / С.С. Вайцеховская, И.В. Афонина, К.С. Дзизель, Е.Н. Лыкова // Экономическая наука и практика: материалы международной заочной научной конференции (г. Чита, февраль 2012 г.) / под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. -Чита, 2012. - С. 143 - 145.
2. Ротшильды. Википедия. - URL: http:// ru.wikipedia. org/wiki/
3. galaktika.ru
4. http://erp-online.ru/phparticles/show_news_one.php? n_id=211
5. http://www.cfm.ru/vermkov/kias/vestshtmr7printversion
6. http://www.exrp.ru/freelance/blogs/y_nechitaylovsappro _ru/?post=113
7. http://www.iteam.ru/publications/it/section_52/article_2 210/
8. http://www.microsoft.com
9. oracle.com
10. sap.com
11. v8.1c.ru
12. www.frontstep.ru
13. www.parus.ru
14. www.rossinc.com
С.В. Семенов
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье рассматриваются модели формирования конечных результатов деятельности промышленного предприятия, различные по своим подходам в отношении перспектив инновационного развития промышленных предприятий.
Прибыль, добавленная стоимость, собственник, наемные рабочие, сотрудничество.
The paper considers the models of formation of the final results of industrial enterprises, different in their approaches regarding the prospects of innovative development of industrial enterprises.
Profits, value added, owner, hired workers, cooperation.