Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СТРУКТУРА / ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СТРУКТУРА / MATERIAL AND TECHNICAL SUPPORT / MATERIAL RESOURCES / LOGISTICS MANAGEMENT CONCEPT / CENTRALIZED STRUCTURE / DECENTRALIZED STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самойлова А.И., Питель Т.С.

В статье приведены особенности логистического управления процессом материально-технического обеспечения строительства объектов различного функционального назначения. Сформулированы основные критерии при выборе логистического подхода в управлении материальными потоками на предприятии. В процессе анализа организационных структур снабжения строительства выявлены главные преимущества и недостатки их применения, как в крупных, так и небольших строительных компаниях.Features of logistic management of process of material support of construction of facilities of various functional purpose are given in article. The main criteria at the choice of logistic approach in management of material streams at the enterprise are formulated. In the course of the analysis of organizational structures of supply of construction the main advantages and shortcomings of their application, as in large, and small construction companies are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА»

УДК 69.656.656.1

ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Самойлова А.И., магистрант 3 курса направления подготовки 08.04.01 «Строительство». Научный руководитель: к.э.н., доцент Питель Т.С. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

В статье приведены особенности логистического управления процессом материально-технического обеспечения строительства объектов различного функционального назначения. Сформулированы основные критерии при выборе логистического подхода в управлении материальными потоками на предприятии. В процессе анализа организационных структур снабжения строительства выявлены главные преимущества и недостатки их применения, как в крупных, так и небольших строительных компаниях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Материально-техническое обеспечение, материальные ресурсы, концепция логистического управления, централизованная структура, децентрализованная структура.

ABSTRACT

Features of logistic management of process of material support of construction of facilities of various functional purpose are given in article. The main criteria at the choice of logistic approach in management of material streams at the enterprise are formulated. In the course of the analysis of organizational structures of supply of construction the main advantages and shortcomings of their application, as in large, and small construction companies are revealed.

KEY WORDS

Material and technical support, material resources, logistics management concept, centralized structure, decentralized structure.

В последние годы традиционное отношение к логистике по остаточному принципу, как к вспомогательному производству, существенно повлияло на конкурентоспособность строительных предприятий при выходе на мировые рынки. По оценкам различных экспертов, затраты на логистику на российских предприятиях строительной отрасли превышают уровень, достигнутый в развитых странах в 22,5 раза [1].

Главная цель строительных организаций состоит не только в повышении конкурентоспособности, но и в обеспечении стратегической конкурентоспособности, которую можно достичь лишь в том случае, если они владеют устойчивыми и управляемыми конкурентными преимуществами на длительную перспективу своего развития.

Бесконтрольное накопление запасов на складах, слабое управление поставщиками, недостаточное развитие материальной базы и системы управления логистической инфраструктуры, привели к стремительному росту затрат и необходимости компаний в создании эффективной системы логистического управления процессом материально-технического обеспечения (МТО) строительства.

Проблема оптимального построения системы МТО строительства не имеет однозначного стандартного решения. Многое зависит от внутренней организационной структуры управления и функциональных особенностей предприятия, условий

поставок материально-технических ресурсов, выбора потенциального поставщика на стадии закупок.

При выборе логистического решения немаловажную роль играет функциональное назначение объекта строительства. Для формирования комплекса мероприятий по логистическому управлению строительства необходимо учитывать значимость отдельных функций и особенности управления объектом конкретного вида табл. 1).

При осуществлении строительства промышленных объектов создаются наиболее благоприятные по сравнению с другими объектами условия для реализации стратегического управления материальными потоками в цепи поставок и применения таких концепций управлений, как MRP, ERP и Just-in-Time (JIT).

Идея концепции Точно-в-срок (анг. Just-in-Time, JIT) в организации движения материальных потоков так, что все материалы и компоненты будут поступать в нужном количестве в нужное место и точно к назначенному сроку. При реализации концепции JIT исчезает необходимость в складах и материальных запасах ресурсов, уменьшается цепь поставок. К проблемам применения можно отнести необходимость в территориальной близости поставщика, неточное прогнозирование спроса, качество информационных систем и качество поставок [7].

Таблица 1 - Особенности логистического управления строительства объектов различного функционального назначения

№ п/п Группы объектов строительства Особенности строительного процесса

1 Промышленные объекты Строительство характеризуется длительной продолжительностью работ, большим количеством объектов на отведенной территории и сложностью сооружаемых объектов. Как правило строительные работы выполняет стабильный состав кадров, тем самым сокращаются транспортные затраты на перевозку техники. При формировании строительной организации требуются специализированные структуры с узким профилем деятельности. Имеются преимущества для планирования, управления и контроля строительного процесса.

2 Социально-бытовые и жилищно-гражданские объекты При строительстве соблюдается очередность и технологическая последовательность возведения объектов. Предусматривается комплексная застройка: жилые здания строятся в совокупности с объектами инфраструктуры. Для строительства объектов социального назначения характерна частая перебазировка строительной техники и участка строительного производства, требуя дополнительных затрат времени и финансов.

3 Линейные объекты Характеризуются небольшим объемом работ на одном участке, производством работ на объектах различной удаленности, подвижностью рабочих мест, возведением объектов в местах отсутствия инфраструктуры. Важную роль играют процессы транспортировки материалов и техники.

MRP-система обеспечивает поток плановых количеств материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. К недостаткам системы относятся обязательное наличие страховых запасов и недостаточно строгое отслеживания спроса. С одной стороны, наличие страховых запасов замораживает оборотные средства, но, с другой стороны, дает системе большую, чем у JIT устойчивость при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков.

Концепция ERP подразумевает выполнение основных операций и обеспечивает повторяемый набор правил и процедур. Обработка заказов связана с планированием производства, в ходе которого плановые потребности автоматически передаются к процессу закупки и обратно. Стоимость продукции и финансовый учет изменяются автоматически, а критическая информация о прибыльности продукции и результатах деятельности подразделений становятся доступны в режиме реального времени.

С точки зрения логистики при строительстве социально-бытовых и жилищно-гражданских объектов требуется учитывать множественность материальных потоков и рабочей силы, а также их пространственно-временное распределение по объектам [5].

Линейные объекты отличаются своей масштабностью и требуют особого внимания к их материально-техническому и кадровому обеспечению, а именно к системам транспортно-складской логистики и логистики пассажирских перевозок.

При выборе логистического подхода в управлении материальными потоками на предприятии необходимо учитывать следующие критерии:

1. На предприятиях строительной отрасли, которые в своей деятельности применяют запасы, имеющие высокую продолжительность жизненного цикла, при управлении запасами следует руководствоваться подходами «тянущих систем» (MRP, ERP).

2. В компаниях, работа которых связана с запасами, имеющими короткий жизненный цикл, эффективнее применять принципы управления «толкающих систем» (Just-in-Time).

Вопросы планирования и организации всех логистических процессов должны решаться в комплексе с организационно-функциональными проблемами построения системы снабжения строительства в целом.

Основная задача руководства блоком МТО в разработке и управлении процессом взаимодействия логистических подразделений между собой и предприятиями компании путем оптимизации всего процесса, а не каждого звена в отдельности.

Основными видами структуры управления системой снабжения является централизованная (функциональная) и децентрализованная организация [6].

В основе централизованной организационной структуры лежит принцип объединения определенных функций под руководством управляющих, которые в свою очередь подчиняются центральному управляющему.

В крупных строительных организациях, где применяется функциональная структура управления, выражена недостаточная гибкость структуры и стратегии, так как одни и те же руководители несут ответственность за решение текущих вопросов и определение оперативных задач. В данном случае гибкость определяется отсутствием необходимых ресурсов для разработки и осуществления структурных изменений.

В небольших компаниях данная структура наоборот обладает определенной гибкостью благодаря наличию простых связей и ускоренному прохождению решений, однако снижается производственная маневренность за счет роста предприятия и увеличения производства.

Принцип построения децентрализованной структуры основывается на сохранении маневренности производства в крупных строительных предприятиях путем формирования специальных отделений (управлений), руководители которых отвечают за принятие стратегических и оперативных решений в рамках своего отделения.

Анализируя специфику каждой организационной структуры можно сделать следующие выводы:

- при децентрализованной организации гибкость в вопросах структуры и стратегии выше, чем при централизованной организации предприятия;

- строительные компании с централизованной организацией, как правило, имеют устойчивую стратегическую обстановку и производство определенного вида строительной продукции [5].

От общей стратегической направленности, тактических задач и кооперирования подразделений блока МТО зависит эффективность показателей предприятия, а значит и его конкурентоспособность, поэтому при выборе оптимального логистического подхода важно учитывать все особенности логистического управления процессом материально-технического обеспечения строительства.

Библиография:

1. Васильева Е.А. Логистика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.А. Васильева, Н.В. Акканина, А.А. Васильев. - Электрон. текстовые данные. - Саратов/: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 144 c. - 978-5-4486-0143-9. - Режим доступа: http: //www. iprbookshop. ru/71566.html.

2. Левкин Г.Г. Управление логистикой в организации [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.Г. Левкин. - 3-е изд. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 130 c. - 978-5-4487-0099-6. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70751.html

3. Мулкиджанян Р.С. Особенности проектирования и развития логистических систем в строительстве // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2008. С. 46-52.

4. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. - 20-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. 484 с.

5. Питель Т.С. Проблемы развития российской экономики на современном этапе // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов. Междунар. науч.-практ. конф.: материалы и доклады. Под общ. Ред. О.А.Строевой. 2015. С. 98-100.

6. Питель Т.С. Значение фэсилити-менеджмента в современном

управлении недвижимостью // В сборнике: Вестник строительства и

архитектуры.// Сборник научных трудов. Орел, 2016. С. 171-174.

7. Сярдова О.М., Моисеев А.Л. Совершенствование управления материально-техническим обеспечением на основе принципов логистики // Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 356-360.

УДК 330.322.01

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ

ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Яковлева М.В., магистрант 2 курса направления подготовки 08.04.01 «Строительство». Научный руководитель: к.п.н., доцент Мысишин И.С. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены актуальные вопросы управления инвестиционными процессами. Изложен подход к формированию системы организации инспектирования инвестиционных процессов, проблемы и направления развития технологий инспектирования инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.