Научная статья на тему 'ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ'

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАТОРЫ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муллаянова Г. Ф.

Статья раскрывает содержание понятия «логистический аутсорсинг», показывает целесообразность привлечения третьей стороны для решения вопросов связанных с эффективным управлением поставками, запасами, транспортировкой, т.е. перехода фирмы на аутсорсинг. Основное внимание акцентируется на состоянии рынка логистических услуг и причинах, препятствующих становлению логистических компаний в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ»

УДК 330.4

Г. Ф. Муллаянова

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ

Статья раскрывает содержание понятия «логистический аутсорсинг», показывает целесообразность привлечения третьей стороны для решения вопросов связанных с эффективным управлением поставками, запасами, транспортировкой, т.е. перехода фирмы на аутсорсинг. Основное внимание акцентируется на состоянии рынка логистических услуг и причинах, препятствующих становлению логистических компаний в России.

Ключевые слова: логистический аутсорсинг; логистические операторы; логистические услуги, центр компетенции, логистические бизнес-процессы; управление цепочками поставок.

Для снижения затрат на реализацию поставок товаров некоторые фирмы пользуются логистическими услугами у третьей стороны, привлекая высококвалифицированных логистических операторов, т.е. прибегают к логистическому аутсорсингу. Термин "логистический аутсорсинг" означает пользование услугами по транспортировке товара, управлению запасами, складированию и всеми связанными с этими операциями бизнес-процессами.

В нашей стране логистический аутсорсинг возник в период 1990-х годов и представлял собой услуги по грузоперевозкам, складскому хранению и услуги таможенных брокеров.

На сегодняшний день логистические операторы (провайдеры) имеют современный арендованный или собственный складской комплекс размером от 15-20 тыс. м2, оборудованный современными системами хранения, учета и обработки товара, что вполне соответствуют мировому уровню оснащения и развития в своей отрасли и позволяет поддерживать баланс товарных потоков в торговых сетях нашей страны [3].

В логистическом бизнесе существует специфическая терминология определения компетенции логистического оператора. Для лучшего ее понимания ниже приводится классификатор:

• 1PL (First Party Logistics) - автономная логистика, когда все операции выполняет сам грузовладелец;

• 2PL (Second Party Logistics) - оказание традиционных услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями;

• 3PL (Third Party Logistics) - расширение стандартного перечня услуг нестандартными (складирование, перегрузка, обработка грузов, дополнительные услуги со значительной добавленной стоимостью), использование субподрядчиков;

• 4PL (Fourth Party Logistics) - интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставок;

• 5PL (Fifth Party Logistics) - управление всеми компонентами, составляющими единую цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации [2].

3РЬ-провайдеры - это компании, управляющие грузопотоками, запасами в сети распределения и в цепочках поставок от имени клиента, то есть на аутсорсинге. Деятельность таких компаний базируется на модели управления качеством услуг (ISO 9000). 3PL, 4PL, 5PL логистические операторы контролируют и управляют всей цепочкой поставок, они наиболее востребованы на рынке. В основном их услугами пользуются транснациональные корпорации [2].

По данным РБК рынок логистических услуг в России активно развивается. Услуги по интеграции и управлению цепями поставок (предоставляются 3PL-провайдерами) представлены на рынке в основном ведущими международными компаниями, в то время как сектора транс-портно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством средних компаний, оказывающих традиционные услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков.

© Муллаянова Г.Ф., 2013.

Вестник магистратуры. 2013. №12(27). Том I

ISSN 2223-4047

Но даже международные компании пока не предоставляют полный комплекс логистических услуг, соответствующий уровню 3PL-провайдеров [4].

Полное управление цепью поставок по результатам исследований РБК занимает всего лишь 1% рынка отечественной логистики притом, что транспортно-логистические услуги занимают 89%, услуги по хранению товаров составляют 8%, экспедированию - 2%. Состояние рынка логистических услуг напрямую зависит от роста товаропотоков, которые обусловлены социально-экономической ситуацией в стране, уровнем развития промышленности, оптовой и розничной торговли, повышением платежеспособности населения. Все это стимулирует рост инвестиций в развитие транспортно-логистической системы в стране [5].

Одной из причин, препятствующей становлению логистических компаний в России, является недостаток современных складских комплексов. Специализированные компании без соответствующей логистической инфраструктуры, какой является сеть современных складских комплексов на обслуживаемой территории, не могут разрабатывать идеальные схемы передвижения грузов, при одном слабом звене выстроенная цепочка окажется ненадежной. Логистической системе необходимо быть гибкой, так как современный бизнес нуждается в более ускоренном обороте складских запасов и интенсивном исполнении заказов. У специалистов есть прогноз, что в будущем в условиях конкуренции многие склады общего пользования объединятся в партнерства или ассоциации, которые позволят клиентам получать полный набор услуг - от обработки заказов до их исполнения и окончательной поставки продукции [1].

Другая причина заключается в том, что управленческое звено многих компаний не стремится передавать основные логистические бизнес-процессы третьим лицам. Руководство компаний считает более приемлемым внутренний аутсорсинг, созданный на основе собственных отделов логистики. Обычно он применяется при непрерывных производствах в специализированных бизнес-процессах. Но часто внутренний логистический аутсорсинг работает исключительно на товарные потоки головной компании, поэтому более уязвим в сезонных подъемах и спадах оказания логистических услуг самим себе.

Для минимизации рисков при работе с новыми клиентами логистические компании обычно создают центр компетенции, в который входят ключевые и опытные специалисты: топ-менеджмент, юристы, бизнес-аналитики, сотрудники ИТ-отдела, на которых возлагается ответственность за принятие управленческих решений, договорную работу с клиентами, детальную проработку процесса цепи поставок и выбор маршрута [3].

На сегодняшний день логистическим компаниям необходимо искать новые стратегии, иные пути развития, а не только искать лучшие варианты снижения затрат, выстраивания отношений с клиентами и лучшего способа предоставления простых услуг. Для эффективности их деятельности стратегия должна охватывать весь спектр от традиционного аутсорсинга перевозок и складского хранения грузов до полного аутсорсинга всей логистической деятельности. Операции по складированию, транспортировке грузов за границу, оплате счетов за перевозку наиболее часто подлежат аутсорсингу. Также набирают популярность и другие услуги логистики, как например, упаковочные и монтажные работы, слияние в пути, прибывающую транспортировку и грузовую консолидацию.

Итак, для рынка логистических услуг России характерны следующие тенденции развития:

• открывается доступ к рынкам сбыта на межрегиональном уровне;

• логистические компании готовы предоставлять необходимую информацию, позволяющую выстраивать сотрудничество и партнерство;

• рост инвестиций в развитие транспортно-логистической системы;

• взаимоотношения, связанные с цепью поставок начинают приобретать все более долговременный характер (3-5 лет);

• логистические провайдеры нуждаются в новых компетенциях, помимо продажи простых услуг и поиска дешевых тарифов;

• растет ценность логистических компаний за счет снижения издержек при расширении географии и возможностей для клиентов.

Библиографический список

1. Гасникова В. Складам не хватает грузов [Электронный ресурс]. URL: http://www.logistics.ru/ 9/26/i202_728p0.htm.

2. Гегамов Н., Долгих А. Эта многосторонняя логистика? [Электронный ресурс]. URL: http://www.iteam.ru/publications/logistics/section_80/article_2809.

3. Круглов А.И. Логистический аутсорсинг. // Планово-экономический отдел. 2011. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.profiz.ru/peo/6_11/Logistich_autsorsing.

4. Макаренко В. Российский рынок 3PL [Электронный ресурс]. URL: http://logist.ru/ articles/rossiyskiy-rynok-3pl.

5. Обзор рынка транспортных перевозок и доставки грузов [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/reviews/transport/chapter1-logistics.shtml.

МУЛЛАЯНОВА Гульшат Фаритовна - магистрант финансово-экономического факультета Тюменского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.