Научная статья на тему 'Значение развития транспортного аутсорсинга в России'

Значение развития транспортного аутсорсинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1231
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / АУТСОРСИНГ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АУТСОРСИГ / ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ / ТРАНСПОРТНЫЙ АУТСОРСИНГ / АУТСОРСИНГ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ / АУТСОРСЕР / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОВАЙДЕР / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ТРЭКИНГ / ФУЛФИЛМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулин Е. В., Стародубцева О. А.

В статье даются понятия аутсорсинга, аутсорсинга транспортной логистики, аутсорсинга экспедиционных услуг, рассматриваются достоинства и недостатки применения аутсорсинга, целесообразность передачи предприятий функций транспортировки аутсорсерам, выделяются уровни логистических услуг, обосновывается дальнейшее развитие транспортного аутсорсинга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение развития транспортного аутсорсинга в России»

Список литературы:

1. Бузина Т.В. Совершенствование инновационной деятельности, как главный фактор экономического развития предприятий // Sworld. Сб. науч. трудов. - 2014. - Т. 25. - № 2. - С. 13-16.

2. Новицкий Н.И. Организация производства: учеб. пос. / Н.И. Новицкий, А.А. Горюшкин; под ред. Н.И. Новицкого. - М.: КНОРУС, 2010. - 352 с.

3. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. -М.: ИНФРА-М, 2011. - 528 с.

4. Четошникова Л.А. Обрабатывающий сектор экономики города Новороссийска: состояние и перспективы // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 35. - С. 188-194.

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО АУТСОРСИНГА В РОССИИ

© Никулин Е.В.*, Стародубцева О.А.*

Новосибирский государственный технический университет, г. Новосибирск

В статье даются понятия аутсорсинга, аутсорсинга транспортной логистики, аутсорсинга экспедиционных услуг, рассматриваются достоинства и недостатки применения аутсорсинга, целесообразность передачи предприятий функций транспортировки аутсорсерам, выделяются уровни логистических услуг, обосновывается дальнейшее развитие транспортного аутсорсинга в России.

Ключевые слова логистика, аутсорсинг, логистический аутсорсиг, функции логистики, транспортный аутсорсинг, аутсорсинг экспедиционных услуг, аутсорсер, логистический провайдер, логистический сервис, транспортно-логистические услуги, трэкинг, фулфилмент.

Транспорт является важнейшим фактором эффективного развития экономики выступая главным атрибутом логистической системы, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. В нем занято 8 % общей численности рабочих и служащих, 13,6 % основных производственных фондов. Предполагается, что к 2015 г. логистический рынок достигнет показателя в 151 млрд. долл. [1].

Логистика транспорта на сегодняшний день - это направление по осуществлению доставок любых грузов, оптимизация использования транспорта, контролирование перевозок, распределение грузов, предотвращение возможных ошибок, уменьшение расходов на транспорт, а также сроков исполнения заказа.

* Студент. Научный руководитель: Стародубцева О.А.

* Доцент кафедры Производственного менеджмента и экономики энергетики, кандидат экономических наук.

Аутсорсинг относится к разряду стратегических решений. Аутсорсинг (англ. outsourcing) - это отказ компании от самостоятельного выполнения ряда некритичных для бизнеса функций или частей бизнес-процессов и передача их стороннему подрядчику. Главный принцип аутсорсинга - «оставляю за своей компанией только то, что делаю лучше других, отдаю внешнему подрядчику то, что он делает лучше других». Следовательно, словосочетание «логистический аутсорсинг» обозначает приобретение у третьей стороны услуг по управлению запасами, транспортировке товара, его складированию и всем связанным с этими операциями бизнес-процессам [6]. По разным оценкам специалистов, в России компаний, передающих логистику на аутсорсинг, на данном этапе уже около 30 % [3].

На аутсорсинг можно передать такие функции логистики как:

- Транспортные - сюда относиться все, что касается непосредственно доставки товаров (грузов) из одной точки в другую. Это позволяет избавиться от необходимости иметь свой автопарк и водителей, что в свою очередь сокращает расходы.

- Складские - это передача компании функции по хранению своих товаров или материалов. Не будет необходимости в организации склада.

- Информационные - эти функции позволяют предоставлять точную информацию о доставке груза.

Переход на аутсорсинг зависит от многих факторов, таких как: территориальное расположение, объем продукции, наличие филиалов, собственных помещений и т.д.

В табл. 1 рассмотрены положительные и отрицательные стороны перехода на аутсорсинг.

Рассмотрим понятие транспортного аутсорсинга. По мнению одних авторов, транспортный аутсорсинг - это внешнее управление автопарком предприятия, т.е. передача непрофильного вида деятельности по содержанию и обслуживанию парка автомобилей сторонней компании, для которой этот вид деятельности является основным [6]. Другие авторы аутсорсинг транспортной логистики рассматривают как ситуацию, при которой компания заказывает только перевозку груза. Такую услугу заказывают компании, у которых есть собственный отдел экспедирования. Аутсорсинг экспедиционных услуг - услуги по оформлению документации. Чаще применяют транспортно-экспедиционные услуги, по той причине что, представляется весь комплекс услуг (оформление документов и перевозка груза) [2].

Рассмотрим некоторые точки зрения на значимость передачи предприятий функций транспортировки аутсорсерам. Так, руководитель отдела продаж «Логистической компании МОЛКОМ» Р.Гузиков отмечает, что наиболее часто компании передают на аутсорсинг транспортную логистику, поясняя что «для этого есть несколько причин. Во-первых, рынок транспортных услуг - высококонкурентный, поэтому практически любая компания может найти поставщика, предложения которого будут подходить ей и

по цене, и по качеству сервиса. Во-вторых, покупка и содержание собственного транспортного парка нецелесообразны даже для крупных компаний, поскольку требуют значительных капитальных вложений» [4]. По мнению директора по развитию ООО «Жеодис Кальберсон Рус» А. Миловано-вой под аусорсингом следует понимать не только обращение к экспедитору, чтобы он организовал перевозку от двери до двери, провел определенный анализ и выполнил другие операции, это понятие включает также любую самую простую перевозку груза, заказанную у частного перевозчика. Она отметила, что все логистические провайдеры делятся на 1PL-4PL-провайде-ров, причем большая часть из них относится к 3PL. «Тут чаще всего речь идет о более сложных и комплексных услугах: перевозках негабаритного и тяжеловесного груза, сложных мультимодальных перевозках, складских услугах с высоким уровнем переработки груза на складе, - пояснила Анна Милованова - Для большинства таких услуг не нужно обладать особыми активами - перевозку делает тот, кто обладает определенным уровнем надежности и знаний. Следующий уровень, 4PL, подразумевает намного более полную интеграцию провайдера в информационные, документальные и (иногда) финансовые потоки, идущие параллельно с самой перевозкой» [4].

Таблица 1

Целесообразность применения аутсорсинга

Достоинства Недостатки

1. Экономия времени, которое можно использовать на развитие собственного предприятия, исследование рынка, рекламу, маркетинг и развитие новых продуктов (сосредоточить внимание на основной деятельности), т.е. возможность сосредоточится на основной деятельности, и вкладывать деньги в её развитие. 2. Сокращение затрат и рисков на содержание и развитие логистического направления. 3. Эффективность доставления грузов, используя отлаженные цепочки поставок логистической компании; 4. Решение проблем, возникших в процессе транспортировки, либо хранения возложено на посредника. Отсутствие риска порчи, утраты, кражи товара. 5. Использование высокого профессионализма и опыта персонала сторонней компании позволяют сокращать затраты на доставку и уменьшать сроки перевозки. 6. Увеличение скорости оформления заказа и доставки продукции покупателю. 7. Предоставление круглосуточного сервиса. Когда предприятие работает днем, то организация - посредник может работать круглосуточно, выполняя работу даже ночью. 8. Повышение качества услуг и доступ к новым технологиям -аутсорсинговые компании инвестируют в совершенствование своих собственных технологий, методологий, а также в свой персонал. В первую очередь они исследуют и внедряют у себя новейшие мировые инновационные методы управления бизнес-процессами 1. Утечка коммерческой информации компании; 2. Утрата контроля; 3. Непрозрачность рынка; 4. Отсутствие качественного предложения; 5. Неразвитость логистической инфраструктуры страны, что не позволяет внедрять новые технологии. 6. Недостаточный уровень подготовки специалистов по логистики

Таблица 2

Уровни логистического сервиса

Уровни Виды логистического сервиса Характеристика

1РЬ Логистический ин-сорсинг Вся логистика предприятия планируется и осуществляется самим грузовладельцем на своем транспорте со своим водительским составом. Полностью автономная логистика

2РЬ Частичный логистический аутсорсинг «Логистика второй стороны»: фирма сама выполняет часть логистических функций - планирует, складирует, формирует логистические цепочки, но не обладает собственным транспортом - привлекает транспорт сторонних организаций. В этом случае подрядчик, - обычно, транспортная компания, «заряженная» на ограниченный набор функций, имеющая ограниченный регион перевозок, использующая свои материальные активы (транспортный парк) для предоставления услуг

3РЬ Комплексный логистический аутсорсинг Уровень аутсорсинга, когда грузовладелец сам уже не занимается внешней логистикой. ЗР^провайдеры - высококвалифицированные логистические провайдеры с широким спектром услуг, объединяющие несколько (или подавляющее большинство) логистических функций. На этом уровне провайдер еще не интегрирован в хозяйственную деятельность клиента - это просто подрядчик по доставке грузов, не участвующий в планировании всей логистической цепочки предприятия

4РЬ Интегрированный логистический аутсорсинг Уровень аутсорсинга, при котором компания-производитель привлекает логистического аутсорсера не только для выполнения функций комплексной транспортной логистики, но и передает ему задачи по проектированию и планированию цепей поставок и управление логистическими бизнес-процессами на предприятии. По оценкам экспертов, уже сейчас суммарный объем мирового рынка такой контрактной логистики составляет более $200 млрд. 4РЬ-провайдер является организатором всей логистической цепи предприятия, сочетая в себе функции консалтинговой компании, менеджера логистических бизнес-процессов и ЗРЬ-провайдера. Ключ его успеха - предоставление наиболее оптимальных решений для клиента за счет высокого уровня своих профессиональных компетенций и привлечения к сотрудничеству надежных и квалифицированных подрядчиков - 3РЬ-провайдеров

5РЬ «Виртуальная» логистика Логистический аутсорсер, оказывающий весь комплекс услуг за счет использования глобального информационно-технологического пространства. «Виртуальный» логистический партнер, в руках которого вся информация о логистических возможностях участников рынка и высокотехнологичный ГГ-продукт, позволяет строить самые оптимальные логистические цепочки. У такого оператора может не быть собственных материальных, финансовых, рабочих и др. ресурсов, используемых непосредственно в организации перевозок

По некоторым исследованиям, интеграция технологий квалифицированного логистического провайдера в деятельность клиента, формирование общего информационного пространства способна сократить операционные

затраты предприятия на 15 %, материальные ресурсы - на 30 %. Минимизация складских запасов, сокращение ресурсных затрат на обеспечение логистического процесса способствует сокращению цикла «заказ - деньги». Отсутствие необходимости в содержании собственных материальных активов для обеспечения логистических процессов снижает уровень вложений в основной капитал предприятия [5].

Выделяют следующие уровни логистического сервиса (PL - Party Logistics) (см. табл. 2).

В отношении перспектив развития 5PL уровня логистики мнения экспертов сильно различаются. Некоторые вообще утверждают, что введение определения 5PL - это скорее маркетинговый ход, чисто теоретическое построение. Ничего принципиально нового в практику логистической деятельности он не привносит, а лишь совершенствует 4PL-уровень - автоматизирует и оптимизирует работу по поиску логистических решений.

Ни у кого не вызывает споров, что будущее логистического сервиса - за развитием IT технологий. И это развитие подразумевает не просто технологическое усовершенствование существующих функций, а создание на базе IT-решений принципиально новых видов сервиса - автоматизация подбора маршрута (с вариантами по разным параметрам), трэкинг (онлайн отслеживание), клиентские блоки (для интегрированных Заказчиков) и пр. В этом случае основные функции IT будут меняться от простого обеспечения работы единого информационного пространства компании к развитию ее сервисного уровня, что и станет генеральной функцией IT-секторов логистических компаний 4 и 5-го уровней [4].

City Express (курьерская компания, завоевавшая мировое имя, надёжную репутацию и имеющая более 80 отделений по всей территории России, услугами которой пользуются свыше 50000 клиентов) отмечает, что объём рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в России превысит отметку в 2 триллиона рублей. И если в 2012 году объём достиг 2026 миллиардов рублей, то в 2013 - уже 2117 млрд. рублей. Рынок ТЛУ в 2014 году вырос на уровне 2 %. Таким образом, предполагается, что в 2015 году у аутсорсинга в логистических услугах долевая масса составит около 36 %, а это будет уже более 800 млрд. руб. [3].

Компания City Express выражает уверенность, что даже при повышающемся спросе на аутсорсинг в этом виде предпринимательства, в целях не только сохранения, но и укрепления позиций в бизнесе, всем участникам рынка логистики нужно постоянно анализировать и укреплять собственную конкурентоспособность. И фундаментом для роста способности в конкурентном противостоянии, по мнению экспертов, станут предложения решений именно отраслевых логистических задач. Эти решения должны отвечать самым серьёзным требованиям бизнеса клиентов, должны развивать автономность транспортных путей на региональном уровне. Особую значимость

эти решения принимают касательно Дальневосточного региона. Аналитики убеждены, что максимальный потенциал для развития бизнеса в ТЛУ заложен в сегменте фулфилмента, заключающемся в аутсорсинге внутренней логистики и управления запасами. Доля этого ответвления аутсорсинга в нашей стране составляет 12-14 % [3].

Транспортный аутсорсинг позволяет заказчику снижать затраты на транспортировку, повышать качество транспортных услуг, практично вести контроль по распределению грузов для автотранспорта, качественно и своевременно выполнять заказы по доставке грузов на склад покупателя. Дальнейшее развитие транспортного аутсорсинга приведет к увеличению малых и средних предприятий - аусорсеров, что повлечет за собой создание новых рабочих мест и качественному росту деятельности малых и средних предприятий в области транспортных услуг. При этом главная цель аутсорсинга заключается не в экономии средств, а в возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и людские ресурсы, чтобы развивать новые направления или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания. Все это позволяет говорить о дальнейшем более интенсивном развитии транспортного аутсорсинга в России, в том числе и как об эффективном инструменте борьбы с последствиями экономического кризиса. Главной задачей транспортной логистики является ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей.

Список литературы:

1. Наливайко Д.С., Андриевских С.С. Основные проблемы транспортной логистики в России и за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arbir.ru/articles/a_3989.htm (дата обращения: 26.03.15).

2. Организация управления транспортом - транспортный аутсорсинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.resourcegroup.ru/ser-vices/fleet/ (дата обращения: 28.03.15).

3. Прогнозируется рост аутсорсинга транспортно-логистических услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bglogist.com/2015/03/ 23/prognoziryetsya-rost-aytsorsinga-transportno-expeditorskih-yslyg/ (дата обращения: 27.03.15).

4. 5 уровней логистического сервиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tamognia.ru/people/articles/detail.php?ID=1603442&PRINT=Y (дата обращения: 27.03.15).

5. Развитие аутсорсинга логистических операций в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cargofon.ru/logistics/razvitie-autsorsinga-logisticheskix-operacij-v-rossii.html (дата обращения: 27.03.15).

6. Что такое Логистический Аутсорсинг? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://any-book.org/download/64685.html (дата обращения: 27.03.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.