ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА С ПОМОЩЬЮ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е.В. Баранов, магистрат
Санкт-Петербургский экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11922
Аннотация. В статье описаны причины передачи важных логистических функций предприятия на логистический аутсорсинг. Изучены 5 уровней логистических провайдеров (узкофункциональные, 3PL, 4PL). Также в статье приведен пример современных предприятий как 5PL провайдеров. Рассмотрены тенденции развития логистического аутсорсинга в России и как на это влияет развитие современных информационных технологий и решений. Рассмотрены информационные технологии, которые используются для повышения уровня предоставляемых логистических услуг.
Ключевые слова: логистика, аутсорсинг, логистический сервис, провайдер, управление цепями поставок, оптимизация.
Логистика является одним из основополагающих элементов организации бизнеса. Из практики стало понятно, что хорошо налаженная схема логистических операций всегда становится рычагом повышения эффективности бизнеса и укрепляет позиции предприятия среди конкурентов. В связи с этим некоторые логистические операции целесообразно передать на аутсорсинг.
Логистический аутсорсинг позволяет компании сократить денежные, временные и трудовые затраты, что позитивно отражается на показателях предприятия в целом. Под термином «логистический провайдер» в современных научных трудах принято понимать специализированное экспедиторское, транспортное и складское предприятие по предоставлению комплексных услуг.
Деятельность логистического провайдера выполняет важную роль в стратегическом управлении. На рынке логистических услуг компаниям необходимо обладать новыми компетенциями, кроме продажи простых услуг, установления контактов с перевозчиками, поиск наиболее оптимальных тарифов, а также осуществлять контроль за внутренними затратами. Предприятия, занимающиеся предоставлением логистического аутсорсинга, должны обладать опытом реализации комплекса
логистических услуг, навыки их продаж и отраслевым опытом.
Логистических провайдеров принято подразделять на 5 уровней сервиса [1]:
1PL (First Party Logistics) - включает в себя автономную логистику, подразумевает выполнение всех операции самим грузовладельцем;
2PL (Second PartyLogistics) - в основном это выполнение услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями;
3PL (Third Party Logistics) - включает кроме стандартного перечня услуг еще нестандартные такие, как складирование, перегрузка и обработка грузов, дополнительные услугами со значительной добавленной стоимостью;
4PL (Fourth Party Logistics) - позволяет осуществлять интеграцию всех звеньев цепи поставок;
5PL (Fifth PartyLogistics) - подразумевает управление всеми компонентами, которые составляют единую цепь поставки грузов с применением электронных средств информации.
Реализация двух последних уровней возможна только с помощью развитой материально-технической базы, внедрения и владения передовыми программами и системами. В наиболее развитых странах 4PL-провайдеры уже давно получили широкое распространение, а 5PL пока что нацелены
только на крупнейшие компании, глобальные корпорации и межнациональные конгломераты, системы связи в которых отличаются повышенной сложностью [2].
В последние годы развитие логистических услуг происходит довольно быстро, что непосредственно зависит от цифровых технологий и решений. Этому способствует широкое использование интернета и интернет-технологий, которые позволяют осуществлять отслеживание грузов.
На мировом рынке уже представлены БРЬ-провайдеры, что открывает новые перспективы для развития логистического аутсорсинга в России, так как в основном логистические услуги предоставляются только операторами уровня 3PL. Стоит заметить, что на данный момент есть определенные улучшения в позициях логистики России на международном уровне, однако большинство показателей нуждаются в значительной доработки.
Российскими примерами логистических провайдеров уровня 5PL можно считать такие интернет-магазины как,
wildberries.ru, lamoda.ru. Все эти продавцы работают по одному общему критерию -функционирование бизнеса на основе еди-
ного информационно-технологического пространства [3]. Данные компании являются виртуальными корпорациями и осуществляют свою деятельность посредством электронной торговли.
В производственных компаниях также возможна реализация концепции 5РЬ, но для этого необходимо больше времени на преобразования из-за значительной физической составляющей в промышленности, больших рисков и более высокой стоимости ошибок [4].
Логистический аутсорсинга играет положительную роль для эффективности предприятия и позволяет высвободить организационные, финансовые и трудовые ресурсы, что позволяет развивать новые направления или концентрировать усилия на важных процессах. В связи с быстрым развитием инновационных информационных платформ очевидно, что будущее развитие логистического аутсорсинга и сервиса также зависит от тенденций внедрения новых технологий. В ближайшее время в России ожидается развитие логистических провайдеров 3РЬ и 4РЬ уровней, и не исключается возможность их скорейшего перехода на уровень 5РЬ.
Библиографический список
1. Лишнев, К. О. 5РЬ-провайдеры как перспективный этап развития логистического аутсорсинга // Россия в современном мире: в поисках инновационной стратегии; новые модели роста: материалы Международной межвузовской научной магистерской конференции: сб. докладов/под ред. Т.Г. Тумаровой, И.Н. Самоновой, Н.С. Славецкой. - 2012. - С. 244246.
2. Гурецкайте К.Ж., Салов А.И. Перспективы развития логистического аутсорсинга как способа сокращения производственных издержек // Научный журнал. - 2019. - №4 (38). -С. 13-17.
3. Кархова С.А. От 5PL-провайдеров к логистике нулевого уровня // Госсоветник. -2019. - №1 (25). - С. 17-24.
4. Курамшин Н.Д. 5РЬ - новый уровень логистического аутсорсинга // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3, № 8. - С. 54-56.
5. Виряскин С. Передай другому: российский рынок аутсорсинга // Клерк, 2015. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/articles/432610/ (дата обращения - 09.12.2019).
6. Щербаков В.В., Силкина Г.Ю. Информационные тренды логистики в условиях становления цифровой экономики // Интеллектуальные и информационные технологии в формировании цифрового общества: сборник научных статей международной научной конференции. СПбГЭУ. - 2017. - С. 103-108.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LOGISTIC OUTSOURCING USING THE IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES
E.V. Baranov, Graduate Student
St. Petersburg University of Economics
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article describes the reasons for the transfer of important logistics functions of the enterprise to logistics outsourcing. Studied 5 levels of logistics providers (highly functional, 3PL, 4PL). The article also provides an example of modern enterprises as 5PL providers. The trends in the development of logistics outsourcing in Russia and how this is affected by the development of modern information technologies and solutions are considered. Information technologies that are used to improve the level of logistics services are considered.
Keywords: logistics, outsourcing, logistics service, provider, supply chain management, optimization.