Научная статья на тему 'Особенности современного аутсорсинга в логистике'

Особенности современного аутсорсинга в логистике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7882
2369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПРОВАЙДЕР / КОНТРАКТНАЯ ЛОГИСТИКА / OUTSOURCING / LOGISTICS / LOGISTICS PROVIDER / CONTRACTUAL LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Анастасия Васильевна

Исследуются особенности использования аутсорсинга в логистике, разработанные зарубежными и российскими авторами. Особое внимание уделяется классификации логистических провайдеров, определяется, какие логистические функции наиболее часто передаются на аутсорсинг. Выделены основные факторы, влияющие на развитие рынка логистического аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODERN LOGISTICS OUTSOURCING

The features of outsourcing in logistics, developed by foreign and Russian authors. Particular attention is paid to the classification of logistics providers, determine which logistics functions most commonly outsourced. Main factors influencing the development of the logistics market.

Текст научной работы на тему «Особенности современного аутсорсинга в логистике»

УДК 339.9

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО АУТСОРСИНГА

В ЛОГИСТИКЕ

А.В. Широкова

Исследуются особенности использования аутсорсинга в логистике, разработанные зарубежными и российскими авторами. Особое внимание уделяется классификации логистических провайдеров, определяется, какие логистические функции наиболее часто передаются на аутсорсинг. Выделены основные факторы, влияющие на развитие рынка логистического аутсорсинга.

Ключевые слова: аутсорсинг, логистика, логистический провайдер, контрактная логистика.

Аутсорсинг логистических функций и бизнес-процессов состоит в передаче частично или полностью отдельных логистических функций либо комплексных логистических бизнес-процессов внешней организации - аутсорсеру. В качестве аутсорсера выступает специализированная компания - логистический посредник. Среди логистических посредников особое место занимают логистические провайдеры - организации, оказывающие комплекс логистических услуг на основе аутсорсинга. Другое название сферы деятельности логистических провайдеров - контрактная логистика.

В основе аутсорсинга логистических функций лежит стремление организаций к сокращению логистических затрат, а также желание сконцентрироваться на основных видах деятельности. Логистические функции не являются основным видом деятельности компаний - производителей продукции и в соответствии с логикой эффективного управления должны быть вынесены за пределы организации. При этом использование услуг логистических провайдеров, располагающих необходимыми ресурсами и обладающих необходимыми компетенциями (технология, ноу-хау, специальное оборудование, подготовленные кадры), приводит не только к снижению уровня общих затрат, но и к качественному повышению уровня обслуживания конечного потребителя. Сочетание инструментов логистики и аутсорсинга создает организации необходимые для функционирования в условиях современного рынка конкурентные преимущества. Такой подход к реализации логистических функций и бизнес-процессов получил название «концепция логистического аутсорсинга», которая заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для реализации логистических операций, доверяемых организацией внешнему партнеру.

Развитию концепции логистического аутсорсинга способствуют тенденции экономической глобализации. Отдельные организации стано-

вятся частями глобальной производственной сети. Процессы снабжения и сбыта также усложняются, и уровень логистических знаний для всех партнеров по цепочке создания стоимости превращается в ключевой фактор успеха. Возрастающие запросы потребителей побуждают компании применять логистический подход к построению бизнеса, а также использовать в своей деятельности такой инструмент как аутсорсинг.

Логистические компании имеют сегодня комплексный компьютерный метод слежения, который снижает риск при транспортировке и повышает престиж фирмы, что было бы невозможно, если бы данная функция выполнялась самой фирмой. Логистические провайдеры (третья сторона), используя обмен электронными данными и спутниковые системы, намечают курс фрахта, чтобы точно сообщить клиентам местонахождение их водителей и срок доставки. В среде «точно в срок» (just-in-time, система «канбан»), где окно поставки может составлять всего лишь 30 минут, такая технология становится решающей.

Целесообразность использования логистического аутсорсинга определяется для компании-заказчика в общем случае следующими основными причинами:

- недостаток знаний и опыта у компании в области логистики;

- тесная взаимосвязь предприятий-производителей и поставщиков продукции с предприятиями транспортной отрасли во всех звеньях цепочки создания добавленной стоимости;

- возможность для производителя отказаться от непрофильных видов деятельности (логистика);

- повышение гибкости, как в отношении развития собственной организации, так и в отношении ее деятельности на рынках, и достижение эффекта синергии;

- использование всех преимуществ логистического подхода к управлению собственной деятельностью без необходимости развивать собственные компетенции в этой сфере;

- снижение общих затрат, изменение структуры затрат;

- комплексное логистическое обслуживание высокого качества, которое обеспечивает провайдер;

- повышение качества услуг для конечного потребителя, что положительно отражается на имидже компании-заказчика и др.

Логистические провайдеры, провайдеры (операторы) логистических услуг (Logistic Service Providers, LSPs, 3PLs, TPL) - это коммерческие организации, оказывающие услуги в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управление заказами, физическое распределение и др.), а также осуществляющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.

Используемый в большинстве зарубежных источников термин «логистический провайдер третьего уровня» (third party logistics provider, 3PL) отражает характер взаимодействия и роль внешней организации во взаимоотношениях поставщика (производителя) продукции и ее потребителя: поставщики логистических услуг соединяют друг с другом отдельные системы вдоль цепочки создания стоимости.

Предложение на рынке услуг логистического аутсорсинга формируется быстрорастущим сектором ßPL-провайдеров, при этом пакет услуг, как правило, включает: внутренние перевозки, грузоперевалку, складирование у заказчика; ведение внешнего склада; упаковку, комиссионирова-ние; монтаж; маркировку, этикетирование; погрузку, разгрузку у клиента; услуги по вывозу отходов; контроль качества; информационные услуги; логистическое консультирование и др.

Как правило, BPL-провайдеры являются дочерними компаниями, которые выделились из бизнеса основной организации (компании-экспедитора, компании, оказывающей услуги складирования, и т.п.), чтобы удовлетворить возросшие потребности заказчиков и предоставлять им более широкий спектр услуг.

Сегодня развивается новое поколение логистических провайдеров -4PL, которые объединяют стратегическое управление логистическими цепями и оперативное управление реализацией стратегических решений. Логистический провайдер четвертого уровня (fourth party logistics provider, 4PL) - предприятие, которое специализируется на планировании и оптимизации всех логистических процессов вдоль всей цепочки создания стоимости. Это предприятие располагает знаниями и умениями в области снабженческой, распределительной логистики и логистики вывоза отходов, а также в области коммуникационных технологий.

В настоящее время рынок услуг таких логистических провайдеров, как 4PL, только начинает складываться. Однако специалисты уже предсказывают следующий этап эволюции аутсорсинга - появление «интеграторов логистической цепи» (supply chain integrators, SCI) или «ведущих логистических управляющих» (lead logistics manager, LLM) в рамках «совместной операционной модели» (joint operating model, JOM).

Выделяют 5 основных типов логистических провайдеров, созданных на основе (см. рисунок): компаний-перевозчиков; складских операторов; брокерских/экспедиторских компаний; компаний, занимающихся оптимизацией транспортных услуг, формированием отправок; консалтинговых компаний, разрабатывающих и/или внедряющих программное обеспечение.

Типы логистических провайдеров

Логистический аутсорсинг может быть комплексным или фрагментарным, т.е. на аутсорсинг могут быть переданы отдельные фрагменты логистической операции - управление входящими потоками (закупками), запасами, процедурами заказов, упаковкой, транспортировкой, складированием или осуществление информационно-компьютерной поддержки.

Согласно исследованиям наиболее часто передаются на аутсорсинг следующие логистические функции: складирование (73,7 %); внешняя транспортировка (68,4 %); оформление грузов/платежей (61,4 %); внутренняя транспортировка (56,1%); консолидация грузов/дистрибьюция (40,4%); прямая транспортировка (38,6 %).

Реже организации-заказчики передают логистическому аутсорсеру следующие функции: возврат товаров и ремонт (22,8%); менеджмент запасов (21,0%); маршрутизация перевозок, управление транспортным хозяй -ством (19,3%); информационные технологии (17,5%); услуги консолидации (17,5%); управление заказами (15,8%); прием/обработка заказов (5,3%); управление отношениями с покупателями (3,5%) [1, 193].

Следует выделить следующую тенденцию развития аутсорсинга. В основе развития аутсорсинговых отношений лежит новейший этап современной технологической революции, способствующий росту числа разновидностей аутсорсинга. Технологическая революция приводит к переменам в экономике через механизм разделения труда и кооперации. Сначала происходят изменения в технологическом разделении труда на предприятиях, затем в масштабах народного хозяйства и, наконец, в мировой экономике. Этот процесс имел место в годы промышленной революции. Так

происходило и в период научно-технической революции, начавшейся в середине ХХ века. Современная технологическая революция в области компьютерной техники, информатики и коммуникаций изначально носит глобальный характер. С одной стороны, достижения в области получения, обработки, передачи и хранения информации представляют собой основу и локомотив преобразований в мировой экономике. С другой стороны, необычность нынешнего технологического сдвига заключается в том, что он непосредственно выходит на уровень мирохозяйственного взаимодействия, создавая экономику и предпринимательство "без границ".

По мнению экспертов, компании, использующие 3PL-подход, могут сократить затраты на управление запасами от 15 до 30 % [2, 167].

Логистический партнер, который, помимо собственных интересов, готов обсуждать потребности клиентов, является наиболее востребованным. При первичном заключении договора необходимо определить стандарты параметров деятельности. Профессиональных провайдеров отличает способность поддерживать целый ряд программ улучшения качества, и они обычно включают «метрики исполнения» в контракт. В случае превышения ожиданий логистические партнеры готовы обсуждать соглашения на основе участия в разделении прибыли. В случае, когда они не смогут справиться с поставленной задачей, они должны быть готовы заплатить штраф.

Рынок США и Европы по статистике является одним из самых развитых рынков логистических провайдеров и логистического аутсорсинга.

За последние годы в США зафиксирован рост рынка 3PL-услуг, он составляет 18-22 % в год. 3PL-провайдерам можно потенциально передать 2/3 от общих логистических затрат. Доходы 3PL-провайдеров составляют порядка 60 млрд. долл., за последние 20 лет они выросли в 27 раз. В Европе 24 % от общих логистических затрат принадлежат сфере контрактной логистики [3, 85]. Наблюдается постоянная тенденция роста логистических затрат. Первенство на европейском рынке логистического аутсорсинга занимает Великобритания, где услугами 3PL-провайдеров пользуется 39 % предприятий. В настоящее время Западная Европа является основным источником международных поступлений для американских 3PL-провайдеров (по данным обзора Accenture Northeastern University). Наиболее значительный рост поступлений ожидается от Восточной Европы. Две других области ожидаемого роста - Мексика и Азия.

Увеличивающиеся ожидания компаний-клиентов относительно комплексности оказываемых услуг, применения информационных технологий, индивидуализации логистических решений и улучшения всей логистической цепочки, ведущего к увеличению конкурентных преимуществ компании, приводят к интеграции логистических провайдеров (посредством слияний/поглощений).

Наиболее важной проблемой для предприятий являются избыточность и несогласованность процессов между собой. Кажущаяся ориен-

тация на клиента часто ведет к многообразию видов специальных условия выполнения заказов. Такое специальное выполнение заказов в сумме требует множества согласований, что вызывает высокие затраты при невысоком уровне сервиса. Из-за недостаточной прозрачности предложения невозможно однозначно отрегулировать зоны ответственности внутри процессов. Требования клиентов по этой причине, несмотря на специальные условия выполнения заказа, не будут выполнены.

Основной вид деятельности предприятия можно определить с помощь анализа конкурентной ситуации и внешнего бенчмаркинга. Очевидно, что основные виды деятельности можно как расширить, так и сократить. Все процессы, которые не относятся к основным видам деятельности, необходимо оценить с точки зрения возможностей для их аутсорсинга.

Следует отметить, что за дефиницией стандартных процессов должна следовать адаптация структур и ресурсов в цепочке поставок. Общеевропейская стандартизация процессов позволит консолидировать прежние национальные структуры на европейском уровне. Благодаря синергетическим эффектам можно будет реализовать весомый потенциал снижения затрат. Однако прежде всего в центре внимания должны находиться, требования клиентов.

Выделяют 4 основных фактора, влияющих на развитие рынка логистического аутсорсинга:

1. Глобализация, территориальное расширение снабженческих, сбытовых сетей и торговли. Сотрудничество с местными поставщиками уступило место межрегиональному и международному сотрудничеству, а сети дистрибуции простираются во многие страны. Эти изменения усложнили логистические цепочки, и для компаний, не имеющих в этом опыта, сотрудничество с логистическими провайдерами является эффективным решением управления международной логистикой.

2. Сложность управления цепочками поставок (логистическими цепочками). Применение концепции SCM влияет на скорость оборота запасов, время жизненного цикла товара и время оборота капитала. Компаниям приходится увеличивать численность персонала, количество транспорта и пр. 3PL-провайдеры могут предоставить необходимые логистические ресурсы без дополнительных затрат на зарплату, содержание автотранспортного хозяйства, складских помещений. Внешний 3PL-партнер может преодолеть внутреннюю инерцию организации, которая препятствует компании производить улучшение логистического процесса своими силами. 3PL-провайдер может лучше отслеживать рыночные изменения и поддерживать требования интеграционного процесса.

3. Дифференциация спроса. Успех управления логистическими цепочками - соблюдение растущих требований покупателей к выполнению заказов и поставке, повышение оборота запасов, управление сложными международными и внутренними цепями поставок, поддержание баланса

между затратами и качеством сервиса. Это является обязательным условием выживания в конкурентной среде и достижения компанией уровня прибыльности. 3PL-провайдера можно назвать средством, с помощью которого можно снизить логистические затраты, обеспечить необходимый уровень информационных технологий без инвестиций в их разработку собственными силами и улучшить весь логистический процесс более быстро, чем это могло быть сделано внутренними силами компании.

4. Применение аутсорсинга как бизнес-модели организации. Аутсорсинг является приемлемым средством для разработки, реализации и управления бизнес-моделью организации, которая позволяет направить ресурсы на основной вид деятельности.

Таким образом, мир постепенно покрывается все более густой сетью производственно-кооперационных связей, втягивающих все страны в глобальную воспроизводственную систему. По каналам этой сети непрерывно циркулируют потоки полуфабрикатов, частей, компонентов и готовых изделий, предоставляются множественные виды услуг. При этом удельный вес промежуточных продуктов в таких потоках неуклонно повышается.

Список литературы

1. Аникин Б.А., Рудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента. - Инфра-М, 2007.

2. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций / под ред. проф. Б.А. Аникина. - М., 2003.

3. Ефимова С., Пешкова Т., Коник Н., Рытик С. Аутсорсинг. М., 2006.

4. Мерешко Н. Неосвоенная территория. - Эксперт. 2012. №49.

5. Юданов А., Барсукова А., Яценко Н. Нос на аутсорсинг. - Эксперт Юг. 2013, №2-4.

Широкова Анастасия Васильевна, к.э.н., доцент кафедры Экономики и финансов, nastasja18@mail.ru, Россия, г. Москва, Евразийский открытый институт

FEATURES OF MODERN LOGISTICS OUTSOURCING A.V. Shirokova

The features of outsourcing in logistics, developed by foreign and Russian authors. Particular attention is paid to the classification of logistics providers, determine which logistics functions most commonly outsourced. Main factors influencing the development of the logistics market.

Key words: outsourcing, logistics, logistics provider, contractual logistics.

Shirokova Anastasia Vasilievna, candidate of economic science, Docent of Economics and Finance, nastasja18@mail.ru, Russia, Moscow, Eurasian Open Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.