Р.Р. ЗУБАЙДУЛЛИН
Равиль Ринатович ЗУБАЙДУЛЛИН технологий и товароведения СПбГЭУ
В 2009 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации пями поставок.
Ъ Ъ Ъ
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ СБЫТА СВЕТОДИОДНОЙ ПРОДУКЦИИ*
Ключевым ориентиром модернизации отечественной промышленности служит ее перевод на инновационный путь развития. Одним из его направлений является повышение энергетической эффективности при товарном обороте. Актуальность достижения этой цели определяется двумя факторами: 1) обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; 2) энергосбережение. Несомненно, потребление, в частности электроэнергии, сегодня в РФ несопоставимо мало, по сравнению со странами с развитыми рыночными отношениями. Причем его масштабы долгое время остаются неизменными (см. рис. 1). Это обусловлено, прежде всего, отсутствием объективных предпосылок для динамичного развития промышленности, низкими доходами домохозяйств, а также тем, что электропроводка в большей части жилых домов в РФ изначально была рассчитана на подключение приборов малой мощности. Сегодня ситуация меняется в сторону увеличения объемов электроэнергии. Причем ее производители часто повышают отпускные цены (см. рис. 2). Все это заставляет искать перспективные подходы к энергосбережению, среди которых особое место занимает переход от использования ламп накаливания, натриевых, металлогалоидных и высокочастотных газоразрядных ламп на светодиодные. Чтобы осуществить этот проект, требуется не только организовать производство такой продукции, но и построить сбытовую сеть. Поэтому эта идея нуждается в специальном логистическом обосновании. Здесь уместно отметить, что развитая дистрибьюторская сеть в государственных программных документах, связанных с концепцией развития отечественной промышленности, признается в качестве одного из наиболее важных условий становления реального сектора экономики. Это, по нашему мнению, свидетельствует об усилении понимания на государственном уровне необходимости приложения больших усилий к регулированию экономики, опираясь на принципы логистики и управления цепями поставок.
ГРНТИ06.81.55 © P.P. Зубайдуллин, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.А. Уварова.
в н гз е
700
500
300
100
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 —•—Промышленность и производственная инфраструктура —■—Домохозяйства
Рис. 1. Динамика потребления электроэнергии в РФ [5]
>н о и
и
В
3 О Э Й
и В
С
э а
к "
1 н,
о ю
и §
Оч С
2011
2010
2009
2008
2005
1,7
1.9
2.1
2.3
2.5
2.7
2.9
Рис. 2. Динамика изменения соотношения цен приобретения и производителей электроэнергии (в разах) [5]
Для производства в РФ светодиодной продукции имеется ряд институциональных условий: 1) лампы накаливания в соответствии с законодательством постепенно выводятся из оборота; 2) требования к экологической безопасности постоянно ужесточаются; 3) программа развития наноиндуст-рии в РФ предусматривает совершенствование комплектующих для светодиодной продукции; 4) жесткие бюджетные ограничения муниципальных образований создают предпосылки для широкого применения светодиодных ламп в сетях наружного освещения в городских поселениях; 5) сложность подключения предприятий к электроснабжению; 6) необходимость наличия у предприятий энергетического паспорта (его получению предшествует энергоаудит). Светодиодные лампы имеют большие преимущества по сравнению с традиционными источниками света: 1) светоотдача почти в 5 раз больше, чем у люминесцентных ламп; 2) экономичность по отношению: а) к лампам накаливания — 87 %; б) люминесцентным — 25-35; в) галогеновым — 87; г) газоразрядным — 64 %; 3) срок службы больше: а) в 50 раз, чем у лампы накаливания; б) в 6 раз, чем люминесцентных ламп; 4) «экологическое» и благоприятное для здоровья освещение. Вместе с тем они не лишены недостатков: 1) дороже ламп накаливания более чем в 20 раз; 2) диаграммы рассеивания света носят направленный характер. Все это создает серьезные препятствия на пути широких продаж населению и делает ведущей компонентой развития рынка светодиодных ламп спрос предприятий и организаций государственного сектора экономики. Сегодня сегмент этих ламп на мировом рынке систем освещения невелик — всего около 3 %. Однако темпы его роста достаточно высоки. Кроме того, следует выделить ряд факторов: 1) быстрый прогресс в области светодиодных технологий; 2) приближение начала ввода в действие тотального запрета на применение ламп накаливания во многих странах; 3) широкое признание странами концепции устойчивого развития человечества на Конференции ООН в 1992 г., где экологии уделяется особое внимание. Все это дает основания полагать, что рынок светодиодных ламп в ближайшие годы должен резко вырасти. Надо учитывать, что наиболее качественные лампы подобного
типа сегодня производятся только в США и Республике Корее. Это означает, что проблема производства таких ламп в РФ стоит очень остро.
Официальная статистика свидетельствует, что удельный вес предприятий, выпускающих электрооборудование и осуществляющих технологические инновации, в РФ является незначительным (см. рис. 3). Это обстоятельство предопределяет необходимость развития отечественной светодиодной промышленности, открытия совместных предприятий, чтобы получить доступ к современным технологиям и одновременно поддержку со стороны местных властей и инвесторов. Подобная практика является обоюдовыгодной. Если для российской стороны это очевидно, то выгода для зарубежной стороны нуждается в пояснении. Она заключается, прежде всего, в том, что в условиях ценовой конкуренции на российском рынке светодиодных ламп и масштабного спроса на них со стороны государственного сектора экономики создание совместного предприятия является одной из главных гарантий успешного развития бизнеса в РФ. Начало реализации такой концепции положило создание ООО Международный инновационный холдинг «СанПэк Технолоджи», иностранным партнером которого является южнокорейский консорциум"КЕ&8 HOLDINGS" (Республика Корея). Между этим холдингом и правительством Республики Башкортостан был подписан меморандум о взаимопонимании. 2013 год для продаж светодиодных ламп, производимых 000«СанПэк Технолоджи», является тестовым. В 2014 г. план продаж должен составить 50 % от общего объема производства, причем вторая его часть призвана формировать запас в целях выполнения срочных поставок. Затем предполагается довести продажи до 90 % от общего объема производства. В процессе обоснования сегодня находится идея формирования сбытовой сети светодиодной продукции, поэтому этот вопрос следует рассмотреть более подробно.
Производство |
электрооборудования Обрабатывающие производства
Всего в экономике i
6 8 10 12 14
Проценты
Рис. 3. Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации в РФ в 2011 г. [5]
Продвижение инновационной светодиодной продукции на рынок в условиях неопределенности структуры спроса влечет возникновение множественных рисков. Поэтому предпочтение должно быть отдано, несомненно, такому виду логистического канала, как канал покупателя. Здесь возникает дилемма выбора его разновидности — «филиальная сеть или дистрибьюторская», т. е. отвергается традиционный подход к обоснованию потребности в логистических партнерах: торговый агент —I торговый представитель > «филиал/дистрибьютор» > дилер [6; 9]. Отведение филиалам роли главных подразделений сбыта обычно обусловлено целесообразностью административного контроля продаж продукции с целью преодоления рыночного сопротивления. Следует отметить, что главной задачей дистрибьюторов и независимых дилеров служит получение прибыли [2; 6]. Причем их трудно уговорить взаимодействовать с производителями, если они не видят рыночных перспектив. В этом плане сложно однозначно согласиться с тем, что рост прибыли компаний-партнеров начинается с удовлетворенности партнеров взаимодействием [3]. Конечно, межфирменные отношения давно уже стали специфическим ресурсом, мобилизация которого способна дать экономический эффект, в первую очередь, за счет снижения транзакционных издержек. Однако нельзя отрицать, что системообразующим фактором в таких взаимодействиях выступает все же потребность в получении дохода. Это означает, в частности, что эмоциональная привязанность к партнеру по бизнесу (одна из компонент лояльности) может послужить плацдармом для извлечения им ренты из создавшегося положения. Чтобы дистрибьютор получал ожидаемые доходы, несомненно, он должен иметь соответствующий опыт и активы. Однако более существенную роль, по нашему мнению, здесь играют, прежде всего, степень ликвидности товара и наличие у производителя способности уменьшать риск, связанный
с ошибками или погрешностью прогнозирования продаж [1]. Следует напомнить, что дистрибьюторы — это независимые логистические посредники, поэтому применить к ним, как, например, к сбытовым филиалам, административную власть невозможно [4; 8].
Законодательных ограничений на создание филиалов и их сетей не существует. Филиалы имеют ряд прав, которые свойственны юридическому лицу. Хотя они — просто обособленные подразделения предприятия. Их создание может повлечь за собой ряд инвариантных рисков: 1) потерю контроля финансовых средств; 2) возникновение дополнительных затрат на проведение аудита, обусловленных территориальной удаленностью подразделения, и командирование представителей предприятия для участия в судебных спорах (их разрешение находится в юрисдикции местных судов); 3) возникновение угрозы экономической безопасности предприятия из-за оппортунистических действий руководства филиала (превышение полномочий, мошенничество); 4) высокую инерционность поведения (вследствие необходимости согласования действий филиала с руководством предприятия) [7; 10]. В числе основных логистических аспектов обоснования развертывания филиальной сети сбыта особо выделяются следующие. Во-первых, вопрос определения сервисных зон для каждого филиала. Учитывая, что потребителями светодиодных ламп выступают, в том числе, государственные организации, филиалы, соответственно, их лучше размещать в городах, где концентрация таких покупателей максимальна. Во-вторых, вопрос организации поставок. Здесь возможны, по крайней мере, три варианта: а) распределение со склада производителя; б) распределение через логистический центр или региональные аналогичные центры; в) транзитные поставки продукции филиалам. В условиях налаживания производства светодиодных ламп предпочтительным является первый вариант, так как структура спроса на них еще до конца не ясна. Кроме того, следует вспомнить, что размещение заказов на поставки для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем конкурсных торгов, срок длительности которых не менее двух месяцев, т. е. в этой ситуации целесообразна отгрузка со склада производителя. Вместе с тем ряд комплектующих и деталей для ремонта светодиодных светильников должен храниться на складах филиалов, что позволит им своевременно предоставлять качественный сервис. В дальнейшем, по мере формирования устойчивого спроса на такие светильники, целесообразно перейти к их распределению, используя мощности логистического центра. Одним из преимуществ таких поставок следует считать то, что они позволяют применять отсрочку логистических операций, т. е. действий по перемещению светодиодной продукции от производителя к филиалам и потребителям. Такая отсрочка заключается в том, что в логистическом центре будут храниться запасы ламп до поступления заказов на них в филиалы [1]. В этом случае снижается риск, связанный с ошибками определения качественной и количественной структуры товарных запасов в филиалах. Вместе с тем появляется возможность получить экономию на масштабах распределения за счет консолидации грузовых отправок партий готовой продукции в логистический центр. Кроме того, повышается доступность покупателей к товару, так как запасы филиала могут быть быстро пополнены за счет поставок с логистического центра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. 640 с.
2. Винкелъманн П. Маркетинг и сбыт. М.: Издательский дом Гребенникова, 2006. 668 с.
3. Наумов В.Н. Управление взаимодействием в системе сбыта: теория, методология, стратегии. СПб.: Политехника-сервис, 2011. 289 с.
4. Пермшое С.М. Дистрибьюция. Стратегия и тактика управления компанией. СПб.: Питер, 2013. 784 с.
5. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012. 786 с.
6. Сичелли Д. Компенсации сбытовому персоналу: практическое руководство по разработке эффективных компенсационных программ. М.: Издательский дом Гребенникова, 2005. 232 с.
7. Филиальная сеть: развитие и управление / под ред. Т.И. Сорокиной. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
8. ШиренбекХ. Экономика предприятия. СПб.: Питер, 2005. 848 с.
9. Штерн Л.В., Эль-Ансари А.И., Кофлан Э.Т. Маркетинговые каналы. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 624 с.
10. Щукин М. Создаем филиальную сеть // Управление компанией. 2008. № 6 (85). С. 66-Ю.