Научная статья на тему 'Логистическая стратегия развития филиальной сети распределения технически сложной продукции'

Логистическая стратегия развития филиальной сети распределения технически сложной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СЕРВИС / СЕТЬ / СТРАТЕГИЯ / ФИЛИАЛ / LOGISTICS / SERVICE / NETWORK / STRATEGY / BRANCH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубайдуллин Равиль Ринатович

В статье раскрываются особенности распределения техни-чески сложной продукции. Даются рекомендации по по-строению сбытовой филиальной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistics strategy development branch network distribution techni-cally products

The article describes the features of the distribution of technically sophisticated products. Recommendations on building a sales branch network.

Текст научной работы на тему «Логистическая стратегия развития филиальной сети распределения технически сложной продукции»

P.P. ЗУБАЙДУЛЛИН

Равилъ Ринатович ЗУБАЙДУЛЛИН технологий и товароведения СПбГЭУ

В 2009 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 6 публикаций.

Область научной специализации пями поставок.

-Ф- -Ф- -Ф-

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНОЙ ПРОДУКЦИИ*

Одной из задач, стоящих перед российскими производственными предприятиями, является поиск путей повышения инновационно-логистической активности. Чтобы ее решить, необходимо, в первую очередь, провести мобилизацию научно-технического потенциала таких организаций и обосновать механизмы привлечения инвестиций в проекты выпуска новой продукции. Однако не менее существенное значение имеет организация ее сбыта, которая в ряде промышленных отраслей выступает сдерживающим фактором их развития. Эта проблема сегодня вышла на государственный уровень, так как она препятствует повышению конкурентоспособности российской промышленности, что создает угрозу национальной экономической безопасности.

Практика показывает, что наибольшую трудность для производственных предприятий представляет организация распределения технически сложной продукции, что предопределяется следующими положениями. Во-первых, не все руководители сбытовых служб на производственных предприятиях обладают современной культурой логистического менеджмента [7]. Во-вторых, отечественные производственные предприятия не обладают достаточным опытом организации сбыта на принципах логистики. В-третьих, обоснованию функциональных приоритетов управления поставками такой продукции в рамках распределительной логистики производственных предприятий препятствует сложность объемного планирования продаж и логистических операций. В-четвертых, в организации сбыта технически сложной продукции исключительную роль играет сервисная логистика, концепция которой окончательно еще не сформирована. В-пятых, потребителями такой продукции выступают, в том числе, государственные и муниципальные заказчики, что требует разработки специальной стратегии ее распределения, учитывающей специфику федеральной контрактной системы. В-шестых, в распределении технически сложной продукции, которая впервые выводится на товарный рынок, производителям принципиально важно обеспечить административный контроль за выполнением этого процесса.

Организацию распределения производственными предприятиями технически сложной продукции на начальном этапе ее продвижения на товарный рынок целесообразно осуществлять, используя собственную филиальную сеть распределительной логистики. Это требование предопределяется тремя основными факторами. Во-первых, спецификой такой продукции, отличительными чертами которой являются сложность выдвижения потребителями требований к ее свойствам и необходимость предоставления специализированного сервиса во время ее эксплуатации. Во-вторых, трудностью оказания воздействия на независимых торговых представителей (дилеров), призванного побудить их принять

ГРНТИ 71.29.75 © P.P. Зубайдуллин, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.А. Уварова.

участие в распределении такой продукции, так как получение ими дохода от продаж в этом случае, по крайней мере в ближайший период, не всегда является очевидным фактом. В-третьих, характер начального этапа распределения такой продукции должен быть массированным. Основная задача логистического управления филиальной сетью распределения готовой продукции силами производителя состоит в обеспечении ее стратегической и операционной гибкости. Выполнение первого условия требует обоснования решений об изменении объектного состава филиальной сети распределения: открытие новых сбытовых филиалов, закрытие старых филиалов; их замена на собственных торговых представителей, торговых агентов или на других внешних логистических партнеров. Это обоснование должно предусматривать оценку вклада сбытовых филиалов в достижение корпоративных целей производителя, вероятных последствий для всей логистической системы сбыта производственного предприятия в целом, затрат на ее реорганизацию и эффективности централизованного управления логистикой распределения. Обеспечение операционной гибкости (второе условие) предполагает переложение ответственности за организацию поставок в филиальных сетях распределения на логистический центр, с делегированием ему производителем права осуществлять отсрочку выполнения заказов филиалов на поставку им товаров до окончательного подтверждения правильности заявок и достоверности представленных в ней сведений.

К числу факторов, обусловливающих возникновение логистических рисков развития филиальных сетей распределения технически сложной продукции, относятся: установление жестких ограничений на осуществление филиалами операционной логистической деятельности, сдерживающих проявление ими снабженческо-сбытовых инициатив; использование ограниченных механизмов компенсации персоналу сбытовых филиалов, не позволяющих мобилизовать потенциал его логистических знаний; стремление производителей защитить свои капиталовложения в неэффективный сбытовой филиал путем длительной отсрочки принятия решения об его ликвидации; искусственное сокращение длительности жизненного цикла технически сложной продукции, обусловленное стратегией управления производителем спросом на нее (она усложняет определение требований к текущему уровню товарного запаса, так как учет данных продаж старых модификаций технически сложной продукции трудно принимать в расчет); невозможность обеспечения безубыточного функционирования сбытового филиала; ошибка в определении местоположения нового сбытового филиала и подборе для него персонала; переоценка возможностей местных поставщиков в части удовлетворения ими инфраструктурных и логистических потребностей сбытового филиала; предоставление логистического сервиса конечным потребителям на неконкурентоспособном уровне; сложность встраивания сбытового филиала в территориально-логистические кластеры или их неразвитость; отсутствие эффективной поддержки государством спроса на технически сложную продукцию; неэффективность логистической стратегии организации послепродажного обслуживания технически сложной продукции; неуделение должного внимания обоснованию конфигурации филиальной сети распределительной логистики; непостановка управленческого учета в филиальной сети распределительной логистики; возникновение дополнительных затрат на проведение аудита деятельности сбытового филиала, обусловленных территориальной удаленностью подразделения и командированием представителей фокусной компании (производителя) для участия в судебных спорах, находящихся в юрисдикции местных судов; возникновение угрозы экономической безопасности сбытового филиала из-за превышения служебных полномочий его руководством или совершения им противоправных экономических действий; длительность согласований логистических действий сбытового филиала с управляющей фокусной компанией; установление неформальных взаимоотношений руководителей сбытовых филиалов с управленческим персоналом производственного предприятия (фокусной компании).

Стратегическое планирование построения производственными предприятиями филиальной сети распределительной логистики технически сложной продукции должно включать следующие этапы.

1. Обоснование конкурентоспособного уровня логистического обслуживания конечных потребителей.

2. Установление предельных сервисных возможностей филиальной сети распределения готовой продукции с учетом: а) современных нормативов выполнения операционной логистической деятельности (прием и обработка заказов на поставки; выполнение складских операций; комплектация заказа; доставка заказа потребителям и др.); б) возможности приближения логистических мощностей в стратегических зонах хозяйствования производственных предприятий (в территориальных границах рын-

ков сбыта их продукции) к местам концентрации потенциальных потребителей с целью улучшения доступности к товару, предлагаемого к продаже; в) возможностей оперативного управления поставками готовой продукции сбытовым филиалам силами логистического центра и снижения страховых товарных запасов, рассредоточенных в таких подразделениях, за счет их консолидации в логистическом центре; г) способности сервисных служб, предоставляющих услуги по послепродажному и гарантийному обслуживанию технически сложной продукции, быстро откликаться на заявки потребителей о ремонте и поставках запасных частей.

3. Определение конфигурации филиальной сети распределения на основе принципов наименьших логистических издержек и обеспечения безубыточности функционирования сбытовых филиалов производственного предприятия, учитывая возможности и специфику консолидации транспортных операций, а также необходимость размещения таких филиалов на стратегически значимых территориях, где структура спроса на выпускаемую производственным предприятием продукцию еще формируется [1; 2; 4|. На этом этапе следует зачитывать: пространственные градиенты цен на товары; целесообразность объединения неприбыльных территорий; наличие сервисных зон, на которых масштаб деятельности сбытовых филиалов может превышать среднерасчетный уровень.

4. Оценка операционной гибкости филиальной сети распределения и обоснование путей ее повышения за счет привлечения к продажам независимых торговых представителей (дилеров) и торговых агентов и сезонного обращения к услугам логистических провайдеров с целью снижения нагрузки на логистические мощности сбытовых филиалов.

5. Определение чувствительности филиальной сети распределения к вероятным угрозам со стороны внешней среды.

6. Обоснование степени централизации логистического управления филиальной сетью распределения.

7. Разработка правил логистической координации в филиальной сети поставок, учитывая их вариативность и специфику, связанные с ними риски, к числу которых относится возникновение рассогласования логистических действий участников филиальной сети распределения вследствие нарушения точности связующих сигналов (например, по техническим причинам), посылаемых фокусной компанией, или неправильного задания диапазонов их значений.

Одним из видов технически сложной продукции является светодиодная продукция, поэтому исследование особенностей логистической деятельности предприятий, которые ее производят, представляет научный интерес. В этом отношении репрезентативным предприятием служит ООО «СанПэк Технолоджи», которое находится в Республике Башкортостан. ООО «СанПэк Технолоджи» получает государственную поддержку, так как создание производственного комплекса по выпуску светодиодной продукции относится к числу наиболее приоритетных инвестиционных проектов республиканского масштаба. Особенности организации распределения готовой продукции определяются следующими факторами: 1) структура спроса на них характеризуется: а) низкой динамикой; б) преобладанием потребности в светодиодных лампах для внешнего освещения; 2) инновационные характеристики такой продукции создают необходимость выбора смешанного канала распределения с доминированием в них сбытовых филиалов производственного предприятия; 3) наличие значительных запасов нереализованной продукции; 4) преобладание в числе потребителей светодиодных ламп государственных и муниципальных заказчиков (см. рис.).

2016

2015

2014

2013

0 10 20 30 40 50

Запасы нереализованной готовой продукции (в % от объемов продаж)

Рис. Динамика изменения планового уровня запаса нереализованной светодиодной продукции

ООО «СанПэк Технолоджи»

]

Ориентация филиальной сбытовой сети на получение государственных и муниципальных заказов должна предполагать комплексный учет требований к расходам, связанным с эксплуатацией и техническим обслуживанием светодиодной продукции. В этом случае возникает необходимость целевого ценообразования на выпускаемую продукцию, чтобы обеспечить лучшие условия поставок в заявке на участие в конкурсах, организованных государственным или муниципальным заказчиком [3]. Целесообразно также проводить логистическую экспертизу, призванную исключить ошибки в заявках поставщиков, а также принимать во внимание логистические риски, возникающие по причине неполноты контрактов на поставки технически сложных товаров. Кроме того, следует обеспечивать интегральную ответственность сбытовых филиалов за логистическое обслуживание государственных и муниципальных заказчиков [5; 6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ткач В.В. Логистическая контрактация как системообразующий фактор построения цепей поставок // Аудит и финансы. 2013. № 3. С. 156-160.

2. Ткач В.В. Общие условия устойчивости цепей поставок // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: «Экономика и менеджмент». 2011. Вып. 17. № 8 (225). С. 173-177.

3. Ткач В.В. Проблемы моделирования цепей поставок // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: «Экономика и менеджмент». 2010. Вып. 16. № 39 (215). С. 106-110.

4. Ткач В.В. Сервисные приоритеты управления логистическими цепями // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 3. С. 110-113.

5. Ткач В.В. Учет фактора лояльности потребителя и поставщика в планировании поставок в логистических цепях // РИСК. 2012. № 2. С. 77-80.

6. Ткач В.В., Гапоноеа Е.В., Хайкин М.М. Логистизация туристских услуг // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 113-116.

7. Ткач В.В., Сеекатоески Р.В. Стратегическое позиционирование вуза на рынке образовательных услуг по подготовке специалистов по логистике и управлению цепями поставок // Экономика и управление цепями поставок (г. Санкт-Петербург). 2012. № 7 (81). С. 53-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.