Научная статья на тему 'Управление межцеховыми поставками в логистической системе предприятия'

Управление межцеховыми поставками в логистической системе предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1463
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев М. Н.

Выделены особенности логистической системы (ЛС) машиностроительного пред-приятия. В качестве функциональных подсистем ЛС названы закупочная, производст-венная, распределительная и сервисная логистики. Уточняется роль производственной логистики в ЛС предприятия. К обеспечивающим подсистемам ЛС отнесены логистика запасов, складская, транспортная, информационная и финансовая логистики. Изложена математическая модель и разработан алгоритм оперативного управления цепями поста-вок деталей в основном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление межцеховыми поставками в логистической системе предприятия»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 65.015.12

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЦЕХОВЫМИ ПОСТАВКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

М. Н. КОВАЛЕВ

Гомельский филиал Международного университета

«МИТСО», Республика Беларусь

Введение

Логистическая деятельность промышленного предприятия неразрывна с маркетинговой (рыночной) деятельностью. Как правило, рыночная деятельность ассоциируется с «внешней» логистикой, к которой относят заготовительную и распределительную (сбытовую) логистику. К сожалению, в специальной литературе недостаточно внимания уделяется «внутренней» логистике - области знания об управлении материальными потоками в процессе производства товаров («материальный поток - это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенная продукция и готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции, связанные с физическим перемещением в пространстве» [1, с. 148]).

Проблемы внутренней логистики рассматривались до сих пор как проблемы организации производства, задачи оперативного управления основным производством - как задачи производственного отдела, задачи управления потоками инструмента -как задачи инструментального отдела и т. д. Методы и решения, предлагаемые складской, транспортной, информационной логистикой, логистикой запасов, применялись в производстве фрагментарно, бессистемно. А ведь значение и роль внутренней логистики трудно переоценить. Производственная логистика активно участвует в создании продукта, в создании потребительской стоимости.

Известная концепция SCM (Supply Chain Management - «управление цепями поставок») предполагает, как правило, выполнение функций планирования, организации и контроля «внешних цепей» поставок, звеньями которых являются поставщики сырья и материалов, изготовители продукции, посредники и потребители товаров.

Д. Ламберт и Дж. Сток так определяют это понятие [2, с. 51]: управление цепями поставок - это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц. По их мнению, управление цепями поставок - это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов [2, с. 62-66].

Анализируя логистическую систему микроуровня, в процессе ее декомпозиции можно выделить множество взаимосвязанных звеньев, обеспечивающих внутренние материальные потоки. Как известно, «логистическая система - это сложная структурно организованная и управляемая совокупность экономически, технологически и технически взаимосвязанных элементов, осуществляющих движение материальных и сопутствующих им потоков в бизнес-процессах» [2, с. 37].

Рассмотрение логистики предприятия с позиций системного подхода требует изучения всех элементов во взаимосвязи и взаимодействии. Для обеспечения единства и целостности предприятия логистическая система (ЛС) должна обладать свойствами устойчивости и адаптивности [1, с. 413]. Логистическая система должна работать стабильно и устойчиво в условиях изменения внутренней и внешней среды. При значительных коле-

баниях стохастических факторов внешней среды ЛС должна приспосабливаться к новым условиям, меняя параметры функционирования и критерии оптимизации. Такого рода колебания особенно характерны в условиях экономических кризисов.

Перед автором стояли задачи анализа логистики машиностроительного предприятия с позиций системного подхода, разработки на этой основе модели взаимодействия функциональных и обеспечивающих логистических подсистем, уточнения роли производственной логистики в ЛС, разработки модели и алгоритма управления материальными потоками в основном производстве.

Структура логистической системы предприятия

Промышленное предприятие представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем и элементов. В этой системе происходит движение и преобразование различных производственных ресурсов с целью удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах и получения прибыли. Направленное движение ресурсов представляет собой потоки, эффективным управлением которых занимается логистика.

Логистическая система конкретного предприятия является уникальной системой со своим набором элементов, факторов, связей и процессов, значительная часть которых являются стохастическими и субъективными, что определяет высокую степень неопределенности в поведении ЛС. В связи с этим управление ЛС не может быть целиком формализовано, что вызывает необходимость построения не только комплекса формализованных моделей, но и разработки эвристических (неформальных) процедур и правил.

Логистическая система машиностроительного предприятия относится к микрологистическим системам, она обладает рядом особенностей, которые следует учитывать в логистическом менеджменте в условиях планомерного развития, а также в условиях кризиса для принятия антикризисных мер.

Например, логистическая система производственного объединения «Гомсель-маш» характеризуется множеством и сложностью материальных потоков, что обусловлено:

- большими масштабами производства и продаж;

- многочисленностью поставщиков, посредников и потребителей и их территориальной удаленностью;

- большой номенклатурой сырья, материалов и комплектующих изделий;

- разнообразием применяемых производственных технологий;

- огромным количеством деталей и сборочных единиц, применяемых в изделиях;

- сложностью межцеховых и внутрицеховых маршрутов движения деталей;

- необходимостью обеспечивать предпродажное и послепродажное обслуживание товаров.

Специфической особенностью предприятия сельскохозяйственного машиностроения является то, что потребление большинства товаров носит ярко выраженный сезонный характер, что обуславливает неравномерность продаж в течение календарного года и в значительной степени усложняет выполнение функции сервиса товаров.

Основной целью ЛС в машиностроении является доставка материалов и товаров в необходимой номенклатуре и количестве в установленные сроки к местам хранения, производства, продаж и потребления с минимальными (нормативными) издержками.

Большинство источников по логистике, рассматривая движение материальных потоков в производстве и обращении, как правило, анализирует стадии материально-технического обеспечения, производства и распределения товаров, не уделяя внимания стадии их потребления. Для машиностроительного предприятия важной составляющей маркетинговой деятельности является послепродажное обслуживание реализованных изделий. В настоящее время промышленный сервис становится значимым фактором конкурентоспособности машиностроительного предприятия.

Кроме того, для машиностроительного предприятия характерно также наличие таких значимых материальных потоков, как движение материалов и запчастей для обеспечения технического обслуживания и ремонта оборудования в основном производстве, движение инструмента и технологической оснастки.

Следовательно, к важнейшим функциям логистики в машиностроении следует отнести [4]:

- доставку сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента на предприятие, их хранение и распределение;

- перемещение предметов труда в процессе производства продукции между цехами, участками, рабочими местами;

- обеспечение сохранности готовой продукции, ее распределение по звеньям сбытовой сети;

- доставку материалов, запасных частей и инструмента, необходимых для осуществления технического обслуживания реализованных товаров, потребителям и сервисным центрам.

Отсюда вытекает, что функциональными подсистемами ЛС машиностроительного предприятия являются закупочная, производственная, распределительная (сбытовая) и сервисная логистика.

К обеспечивающим подсистемам ЛС отнесем логистику запасов, складскую, транспортную, информационную и финансовую логистику, которые призваны «обслуживать» материальные потоки на всех стадиях снабжения, производства и потребления.

Очевидно, что функциональные и обеспечивающие подсистемы ЛС тесно взаимосвязаны между собой. Эти взаимосвязи проиллюстрируем с помощью матрицы основных задач, решаемых подсистемами (табл. 1). В форме таблицы представлена модель взаимодействия функциональных и обеспечивающих подсистем логистической системы машиностроительного предприятия.

Предложенная модель структуры и взаимодействия подсистем ЛС предприятия может служить основой организации логистики на предприятии, в частности, построения (модернизации) организационной структуры управления логистикой. Причем, реорганизация при этом не потребует коренных преобразований структуры управления, так как данная модель легко «встраивается» в существующие структуры. Функция управления запасами может быть возложена на специальный отдел либо распределена по функциональным подсистемам (ОМТС, ПДО и ИШО, отдел маркетинга, служба сервиса).

Таблица 1

Модель взаимодействия функциональных и обеспечивающих подсистем логистической системы машиностроительного предприятия

Обеспечивающие подсистемы ЛС Функциональные подсистемы ЛС

закупочная производственная распределительная сервисная

Складская логистика хранение и другие складские операции на складах ОМТС, ОВК хранение деталей, узлов и полуфабрикатов на промежуточных складах ПДО, в цехах и на рабочих местах, инструмента -в ЦИС, запчастей на складах ОГМех, ОГЭ, ТТО хранение на складах готовой продукции отдела сбыта, филиалов и представительств хранение на складах сервисной службы и сервисной сети

Окончание табл. 1

Обеспечивающие подсистемы ЛС Функциональные подсистемы ЛС

закупочная производственная распределительная сервисная

Транспортная логистика доставка сырья, материалов, комплектующих, инструмента и оснастки межцеховые поставки и внутрицеховое перемещение предметов труда, доставка инструмента к рабочим местам распределение готовой продукции по узлам сбытовой сети доставка изделий, запчастей, материалов и инструмента потребителям и сервисным центрам

Управление запасами определение параметров запасов в снабжении определение параметров запасов в НЗП, в ЦИС и инструментальных кладовых определение параметров запасов в сбытовой сети определение параметров запасов в сервисной сети

Информационная логистика информационное обеспечение МТС оперативный учет и контроль в основном и вспомогательном производстве информационное обеспечение маркетинга и сбыта информационное обеспечение сервиса

Финансовая логистика расчеты с поставщиками и подрядчиками расчеты с работниками по оплате труда поступление денежных средств на счета предприятия от реализации продукции, расчеты с посредниками расчеты с сервисными центрами, с потребителями

Обозначения: ОМТС - отдел материально-технического снабжения, ОВК - отдел внешней кооперации, ПДО - производственно-диспетчерский отдел, ОГМех - отдел главного механика, ОГЭ -отдел главного энергетика, ТТО - транспортно-технологический отдел, НЗП - незавершенное производство, ЦИС - центральный инструментальный склад.

Задачи производственной логистики промышленного предприятия

В процессе изготовления продукции на промышленном предприятии детали и узлы перемещаются в основном производстве из цеха в цех, с участка на участок, от одного рабочего места к другому и проходят обработку в соответствии с технологическими маршрутами. Эти маршруты представляют собой множество цепочек, звеньями которых являются производственные подразделения и рабочие места. Началом таких цепей внутри предприятия являются склады сырья, материалов и комплектующих изделий, заключительным звеном - склады готовой продукции. По сути, в процессе производства осуществляется множество взаимосвязанных поставок, такие поставки будем называть внутренними, а цепочки производственных подразделений - цепями внутренних поставок.

Одной из важнейших задач производственной логистики в серийном промышленном производстве является управление межцеховыми поставками деталей и сборочных единиц (управление цепями внутренних поставок), целью которого является обеспечение непрерывного хода производства и минимизация запасов НЗП с тем, чтобы повысить оборачиваемость оборотных средств и эффективность предприятия в целом.

В основе производственной логистики, считает Е. Б. Фролов, лежит обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство [5].

Целью производственной логистики является обеспечение непрерывности производственного процесса и сокращение затрат на хранение и перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов, инструмента, приспособлений и тары. Коротко говоря, сущность производственной логистики заключается в управлении цепями внутренних поставок.

Задачами производственной логистики являются следующие:

- оптимизация запасов незавершенного производства;

- сокращение затрат, связанных с хранением и перемещением материалов, полуфабрикатов, инструмента и запасных частей;

- сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции;

- организация хранения деталей, узлов и полуфабрикатов запчастей и тары на промежуточных складах, в цехах и на рабочих местах;

- управление межцеховыми поставками и внутрицеховыми перемещениями предметов труда, доставкой инструмента к рабочим местам, перемещением тары;

- повышение коэффициента загрузки оборудования;

- определение параметров запасов незавершенного производства и инструмента;

- оперативный учет и контроль в основном и вспомогательном производстве;

- обеспечение расчетов с поставщиками инструмента, запчастей, тары и т. п.

Наиболее сложной из перечисленных задач является задача оперативного управления межцеховыми поставками деталей и сборочных единиц в основном производстве. Для эффективного управления внутренними поставками деталей необходимо обеспечить:

- расчет производственной программы, определение календарно-плановых нормативов и их доведение до производственных подразделений;

- расчет подетальных оперативных планов и их доведение до цехов и участков;

- определение и выдачу сменных заданий на рабочие места;

- оперативный учет выполнения планов рабочими и производственными участками;

- учет выполнения межцеховых поставок деталей и узлов, передачу и накопление информации о ходе производства и т. д.

Управление цепями поставок деталей в серийном производстве

Одним из методов оперативного управления основным производством в машиностроении является метод подетального планирования и контроля межцеховых поставок деталей и узлов.

Основными источниками информации при этом являются:

- номенклатурный план производства;

- применяемость деталей, сборочных единиц в изделии (состав изделия);

- технологический маршрут изготовления деталей, сборочных единиц;

- подетальные материальные нормы;

- нормативы межцеховых запасов деталей, узлов;

- производственный календарь.

Ниже представлена математическая модель указанного метода.

Плановое количество деталей, сборочных единиц для выполнения производственной программы определяется на основе номенклатурного плана производства с учетом применяемости деталей и узлов в изделиях:

а=±РкУ,

1=1

где Р} - план производства у-го изделия; к^ - применяемость 1-й детали в ]-м изделии; п - количество номенклатурных позиций.

Потребность предприятия в основных материалах на выполнение производственной программы:

т

мрт, (2)

1=1

где Ян - норма расхода 1-го материала на 1-ю деталь.

Потребность цехов в основных материалах определяется также на основе подетальных материальных норм (для первого цеха по маршруту изготовления детали).

На основе технологических маршрутов изготовления деталей определяется план поставок по цепочке цехов, которые участвуют в производстве 1-й детали:

Цех! - Цех2 - Цехз - ... - Цех?. (3)

Для этого в базе данных (БД) для каждой 1-й детали формируется q - 1 запись (табл. 2) в соответствии с цепочками: каждый цех, получающий незавершенную деталь от цеха-поставщика, в следующем звене цепочки становится поставщиком для следующего цеха; и так до тех пор, пока деталь не станет составной частью сборочной единицы либо изделия.

Таблица 2

Фрагмент базы данных «План производства деталей, сборочных единиц»

Деталь, сборочная единица Цех-поставщик Цех-получатель Количество

1 Цех! Цех2 Qi

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Цех2 Цехз Q1

1 Qi

1 Цехq- 1 Цехq Qi

Суточный план производства 1-й детали определяется пропорционально количеству рабочих дней в плановом периоде:

= %, (4)

где % - количество рабочих дней в периоде.

Плановое количество деталей, сборочных единиц на месяц:

арм = аг%м, (5)

где Бм - количество рабочих дней в месяце.

Фактически произведенное с начала месяца Qpм и переданное в следующий цех по маршруту количество 1-х деталей ежедневно накапливается в базе данных:

Qш = QFM + Q!S, (6)

где Qps - фактически сдано деталей за сутки.

В случае выявления бракованной продукции в производстве на основе актов о браке фактически произведенное количество 1-х деталей с начала месяца

уменьшается на соответствующее количество бракованных деталей Яг по всей цепочке цехов, предшествующих цеху, в котором обнаружен брак:

дш = аш - ^. (7)

Если выявлена бракованная сборочная единица, то сначала она подлежит разуз-лованию с целью выявления деталей и количества деталей, входящих в узел. Разуз-лование осуществляется с помощью спецификаций изделий. Затем по всем деталям, входящим в бракованный узел, по всем маршрутам изготовления этих деталей также уменьшается фактическая сдача 1-х деталей с начала месяца О™ на количество бракованных деталей.

Для оценки выполнения планов межцеховых поставок ежедневно рассчитывается обеспеченность плана производства деталями и узлами в днях:

В + N - 6ГА 7

В =-ОР--7,

где N { - перевыполнение плана поставок прошлого месяца (недовыполнение плана -со знаком «минус»); Д - количество отработанных дней с начала месяца; 7г - задел

(страховой запас) деталей, сборочных единиц в днях.

Особому контролю в цепи поставок подлежат «отстающие» позиции, т. е. детали и узлы с отрицательной и нулевой обеспеченностью (Вг <= 0).

По окончании месяца пересчитывается перевыполнение-недовыполнение плана поставок месяца Мг как разность между фактическим количеством сданных по маршруту деталей и их плановым количеством с учетом недодела прошлого месяца:

N = N + - 0РМ, (9)

а О™ (фактическая сдача деталей за месяц) и О5 (фактическая сдача деталей за сутки) во всей базе данных обнуляются.

Один раз в году по результатам инвентаризации остатков незавершенного производства уточняется перевыполнение-недовыполнение плана поставок деталей N { по всем цехам в соответствии с маршрутами.

На рис. 1 представлен общий алгоритм реализации данной модели в условиях автоматизированной обработки информации.

4. Начало года?

+

5. Расчет О

6. Инвентаризация?

+

7. Ввод остатков

8. Пересчет N

9. Ввод данных за сутки

10. о?М = о?М+о"

11. Разузлование брака

12. Пересчет О™, О?5

3

13. Расчет В г Отчеты

за сутки

Рис. 1. Алгоритм оперативного управления межцеховыми поставками

Заключение

Предлагаемый системный подход к рассмотрению ЛС машиностроительного предприятия, сформулированные специфические особенности такой ЛС дополняют и уточняют основные методологические принципы анализа и совершенствования микрологистических систем в промышленности.

Разработанная матричная модель взаимодействия функциональных и обеспечивающих подсистем ЛС машиностроительного предприятия может служить основой организации логистики на предприятии, в частности, создания или реорганизации структуры управления логистикой.

Предложенный метод управления материальными потоками внедрен в подсистеме оперативного управления основным производством автоматизированной информационной системы «Гомсельмаш» при непосредственном участии автора. Нами был разработан алгоритм управления межцеховыми поставками деталей и узлов, который реализован программно. Представленный подход может быть применен на предприятиях машиностроения.

В силу своей сложности и информационной насыщенности оперативное управление основным производством на крупных предприятиях требует постоянного совершенствования, основными направлениями которого могут быть следующие:

- внедрение логистических подходов к управлению в основном производстве;

- оптимизация запасов НЗП;

- совершенствование организации основного производства;

- разработка альтернативных моделей управления цепями поставок деталей;

- совершенствование программного и технического обеспечения;

- повышение оперативности информации о межцеховых поставках.

Литература

1. Семененко, А. И. Логистика. Основы теории : учеб. для вузов / А. И. Семененко, В. И. Сергеев. - СПб. : Союз, 2001. - 544 с.

2. Сток, Дж. Р. Стратегическое управление логистикой / Дж. Р. Сток, Д. М. Ламберт. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 831 с.

3. Логистика : учеб. пособие / И. М. Баско [и др.] ; под ред. И. И. Полещук. - Минск : БГЭУ, 2007. - 431 с.

4. Ковалев, М. Н. Структура логистической системы машиностроительного предприятия Белоруссии / М. Н. Ковалев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. -№ 1. - С. 75-78.

5. Фролов, Е. Б. Производственная логистика, или что такое «вытягивающее» планирование? / Е. Б. Фролов // Логистика и управление цепями поставок. - 2010. -№ 1 (36). - С. 69-85.

Получено 07.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.