Научная статья на тему 'Современное состояние и тенденции рынка энергосберегающих источников света'

Современное состояние и тенденции рынка энергосберегающих источников света Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ЛАМПЫ / РЫНОК / КОМПАКТНЫЕ ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЛАМПЫ / СВЕТОДИОДНЫЕ ЛАМПЫ / ИМПОРТ / ДИСТРИБЬЮТОРЫ / БРЕНД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысоева Е. А.

Российский рынок энергосберегающих ламп развивается под влиянием общемировой политики энергосбережения и ряда внутриполитических факторов. В настоящей работе проанализированы структура и динамика рынка по основным сегментам: компактные люминесцентные лампы и светодиодные лампы, выделены основные производители и дистрибьюторы энергосберегающих ламп. Выделены основные тенденции развития российского рынка энергосберегающих ламп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и тенденции рынка энергосберегающих источников света»

УДК 339.1:621.32

современное состояние и тенденции рынка

энергосберегающих источников света

е. а. сысОЕВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры статистики

E-mail: sysoewa@mail. ru

Мордовский государственный университет

имени Н. П. Огарева

Российский рынок энергосберегающих ламп развивается под влиянием общемировой политики энергосбережения и ряда внутриполитических факторов. В настоящей работе проанализированы структура и динамика рынка по основным сегментам: компактные люминесцентные лампы и светодиодные лампы, выделены основные производители и дистрибьюторы энергосберегающих ламп. Выделены основные тенденции развития российского рынка энергосберегающих ламп.

Ключевые слова: энергосберегающие лампы, рынок, компактные люминесцентные лампы, светодиодные лампы, импорт, дистрибьюторы, бренд.

В настоящее время в России, по разным данным, около 110 млрд кВт^ч электроэнергии расходуется на освещение, что составляет до 20 % вырабатываемой электроэнергии. Практически освещение является крупнейшим однотипным потребителем электроэнергии. При этом на выработку единицы световой энергии в России сегодня расходуется в 1,3-1,4 раза больше электроэнергии, чем в передовых странах. Светообеспечение на душу населения в России в 3,5-4 раза меньше, чем в США, Японии или ведущих странах Европы. Поэтому важной составляющей энергосберегающей политики в России является энергоэффективное освещение.

Как и во многих развитых странах, российский светотехнический рынок идет по пути создания, производства и выпуска энергосберегающих источников света и замены на них малоэффективных

источников света. В связи с этим при наличии и широком применении современных энергосберегающих источников света необходимой номенклатуры и с соответствующими техническими характеристиками можно через 5-6 лет получить колоссальный результат, а именно сэкономить порядка 34 млрд кВт^ч электроэнергии в год. Это даст возможность увеличить потребление световой энергии в 1,5 раза и расходовать на выработку одного мегалюмена часа 18 кВт^ч электроэнергии, а не 28 кВт^ч, как сегодня [1].

Наиболее энергоемкими сферами потребления электроэнергии на цели освещения в нашей стране являются промышленные и жилые помещения, на долю которых приходится более 70 % всего парка эксплуатируемых светильников и соответственно самих источников света. Задача энергосбережения в освещении может решаться в первую очередь в жилом и промышленном секторе путем широкого применения новых высокоэффективных источников света. В жилых помещениях - это постепенная замена неэффективных ламп накаливания, коэффициент полезного действия которых составляет 3-5 %, на люминесцентные лампы, в том числе компактные люминесцентные лампы, которые в 5 и более раз эффективнее ламп накаливания.

Правительством Российской Федерации был принят ряд законов, направленных на повышение энергетической эффективности, среди них Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической

эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об энергосбережении»), в котором установлено государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности продукции, предусматривающее запрет или ограничение производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос населения. В соответствии с этим законом энергетическая эффективность - это «характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта применительно к продукции, технологическому процессу» [3].

Федеральный закон «Об энергосбережении» стал основным фактором для развития рынка энергосберегающих ламп, согласно которому с 1 января 2011 г. к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. С 1 января 2012 г. не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных и муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 г. может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 г. - электрических ламп накаливания мощностью 25 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения [3]. Это означает, что с 1 января 2011г. перестали производиться и продаваться лампы накаливания

мощностью 100 Вт и более. С 1 января 2013 г. может быть введен запрет на производство и продажу ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 1 января 2014 г. лампы накаливания должны полностью исчезнуть из производства и продажи. Принятие данного закона создает все условия для активного развития рынка энергосберегающих ламп в России. В этом отношении Россия идет в фарватере других развитых стран мира, где аналогичные меры уже были приняты. По оценке ОАО «РОСНАНО», 42 % мирового рынка в 2010 г. занимали компактные люминесцентные лампы, 6 % - светодиодные лампы, около 52 % - лампы накаливания. В этот же период российский рынок был поделен следующим образом: около 6 % - компактные люминесцентные лампы, 4 % - светодиодные лампы, около 90 % - лампы накаливания.

В связи с запретом производства и оборота в России ламп накаливания встал вопрос выхода на светотехнический рынок ламп, имеющих высокую энергетическую эффективность. Такими лампами взамен ламп накаливания являются компактные люминесцентные лампы со встроенными электронными пускорегулирующими аппаратами и стандартными резьбовыми цоколями, при эксплуатации которых значительно экономится электроэнергия, световая отдача которых в 4-5 раз больше, чем у ламп накаливания, и светодиодные источники света.

До 2011 г. объем рынка энергосберегающих ламп непрерывно возрастал. В 2010 г. по сравнению с предыдущим годом этот рынок вырос более чем в 3 раза. Однако в 2011 г. эта тенденция была

Г

142,

2009

2010

2011

Рис. 1. Динамика рынка энергосберегающих ламп в России в 2009-2011 гг., млн шт.

прервана, объем рынка в натуральном выражении сократился на 34,3 млн шт. (рис. 1).

Главная причина такого снижения рынка в начале 2011 г. состоит в структуре российского рынка энергосберегающих ламп. Основным экспортером энергосберегающих ламп в Россию является Китай. Наиболее значительная доля на рынке энергосберегающих ламп принадлежит дистрибьюторам, работающим с китайскими производителями на условиях ОЕМ (Original Equipment Manufacturers). Модель ОЕМ предусматривает, что продукция под определенным брендом может выпускаться несколькими различными производителями. Ключевая роль в модели ОЕМ обычно принадлежит дистрибьютору, который одновременно является владельцем бренда. При этом дистрибьютор имеет только очень ограниченные возможности контроля за качеством производимой продукции, так как она поставляется различными, зачастую совершенно не связанными между собой производителями, по принципу «кто дешевле». В этих условиях недостатки компактных люминесцентных ламп и светодиодных источников света только обостряются, подрывая доверие населения ко всей товарной категории в целом.

Одним из основных российских дистрибьюторов, работающих по принципу ОЕМ, является компания «Топсервис» (бренд «Космос»), размещающая свои заказы на двух китайских заводах (Ceiec - China National Electr. Imp&Exp. East China Corp. и Yantai Haolibest Lighting Co., Ltd.). Дру-

3,9% Россия

0,5% Италия

0,4% Польша

23,8% Тайвань'

70,5% Китай

Рис. 2. Структура российского рынка энергосберегающих ламп постранам-производителям в2011 г

гие наиболее популярные бренды, работающие по этой модели, - это Navigator и Uniel. Кроме того, на российском рынке представлены и такие крупные транснациональные бренды, как Osram и Philips, имеющие собственные заводы, в том числе и в Китае. Компания Osram GMBH имеет также собственные производственные мощности на базе завода «Свет» в Смоленске, который она приобрела в 2004 г. [2].

Помимо дистрибьюторов, размещающих заказы по модели ОЕМ, существует ряд российских компаний, наладивших производство энергосберегающих ламп непосредственно в России. Однако российские производители на отечественном рынке в 2011 г. значительно уступали Китаю и Тайваню по количеству энергосберегающих ламп в натуральном выражении (рис. 2).

Розничная цена компактных люминесцентных ламп, собираемых большинством российских производителей, обычно не очень высока. Однако эти компании являются только сборщиками ламп из китайских комплектующих, которые не всегда бывают высокого качества. Российские светодиодные источники света значительно превышают в цене свои китайские аналоги (китайскую светодиодную лампу можно купить за 250 руб., лампа российского производства будет стоить 450 руб.). Таким образом, российские светодиоды пока еще дороже китайских или тайваньских аналогов, что снижает их конкурентоспособность.

Лидирующее положение на рынке в 2011 г. занимали бренды дистрибьюторов, работающих с китайскими производителями по модели ОЕМ: Navigator (9,9 %), Camelion (4,4 %), Старт (2,2 %). Доля крупных транснациональных брендов (Osram и Philips) суммарно составляла всего около 5-6 % российского рынка. По сравнению с 2009 г. наблюдается тенденция к сглаживанию долей основных брендов на рынке и росту долей второстепенных брендов (табл. 1). В этой ситуации единственным ориентиром для потребителя остается цена.

Отмеченное ранее снижение рынка энергосберегающих ламп в 2011 г. сопровождалось также

Таблица 1

Топ-20 основных брендов на российском рынке энергосберегающих ламп

и их доли в 2009-2011 гг.

Марка 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Тыс. шт. Доля на рынке, % Тыс. шт. Доля на рынке, °% Тыс. шт. Доля на рынке, °%

Navigator 7 053,78 13,30 19 779,01 11,17 7 080,90 9,92

Camelion 7 875,51 14,85 16 249,41 9,18 3 170,82 4,44

Старт 1 035,39 1,95 3 416,85 1,93 1 592,02 2,23

Rexman 244,04 0,46 936,21 0,53 1 283,75 1,80

Feron 951,20 1,79 5 333,12 3,01 1 255,44 1,76

Ekf 0 0 396,90 0,22 1 212,60 1,70

Uniel 4 205,37 7,93 13 116,86 7,41 1 170,89 1,64

Ikea 1 401,55 2,64 2 363,74 1,34 1 124,75 1,58

Экономка 0 0 1 780,17 1,01 1 053,15 1,48

Era 453,68 0,86 2 544,25 1,44 1 008,61 1,41

Supermax 1 089,55 2,06 3 065,64 1,73 1 008,16 1,41

Ecola 1 929,26 3,64 6 130,36 3,46 964,76 1,35

Tdm electric 0 0 576,30 0,33 931,76 1,31

Philips 1 129,65 2,13 2 758,10 1,56 927,02 1,30

Nakai 625,55 1,18 4 037,35 2,28 903,73 1,27

Duralamp 1 420,06 2,68 958,82 0,54 865,00 1,21

Jazz-way 0 0 2 224,96 1,26 851,90 1,19

Osram 1 898,23 3,58 3 582,57 2,02 842,92 1,18

Lek 0 0 1 069,10 0,60 682,45 0,96

Космос 1 079,08 2,04 3 051,47 1,72 658,15 0,92

Другие марки, в том числе российские 20 625,76 38,90 83 670,41 47,26 42 766,14 59,93

существенным изменением структуры данного рынка по видам источников света (табл. 2). По сравнению с 2009 г. доля светодиодов на российском рынке возросла более чем в 18 раз (с 1,91 до 35,08 % в натуральном выражении). При этом средняя цена производителей светодиодов сократилась более чем в 5 раз.

Другой причиной, повлиявшей на снижение рынка энергосберегающих ламп в 2011 г., является то, что преимущества энергосберегающих ламп практически не рекламируются в средствах массовой информации - у российских производителей для этого пока нет средств. Кроме того, в 2011 г. ограничения, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении», уже начали действовать, и население по-своему прореагировало на эти запреты - люди стали закупать лампы накаливания впрок, а производители наладили производство взамен 100-ваттных лампочек лампы накаливания мощностью 95 Вт[4].

Таким образом, основные тенденции российского рынка энергосберегающих ламп состоят в следующем:

Таблица 2

Структура российского рынка энергосберегающих ламп в натуральном и стоимостном выражениях в 2009-2011 гг., %

Вид энергосберегающих ламп 2009 г. 2010 г. 2011 г.

В натуральном выражении

Компактные люминесцентные лампы 98,09 96,51 64,92

Светодиоды 1,91 3,49 35,08

В стоимостном выражении

Компактные люминесцентные лампы 98,42 97,69 90,89

Светодиоды 1,58 2,31 9,11

• рынок энергосберегающих ламп в России сильно зависит от политической ситуации в стране. Существенное развитие этого рынка началось только после введения Федерального закона «Об энергосбережении»;

• активно развивается рынок светодиодных ламп. Этому способствуют потребительские предпочтения и государственная политика, которая направлена на развитие именно этого сегмента;

на рынке высока доля китайского импорта энергосберегающих ламп. Производство компактных люминесцентных ламп развито слабо, большинство российских предприятий является только сборщиками;

большинство популярных российских брендов выпускаются по модели ОЕМ; цены на энергосберегающие лампы постепенно снижаются. Благодаря снижению закупочной цены на светодиоды ожидается существенное снижение цен на светодиодные лампы; отсутствует реклама какого-либо бренда энергосберегающих ламп в средствах массовой информации. Потребители при выборе ламп ориентируются только на цену.

Список литературы

1. Долин Е. В. 4-й Московский международный форум «Светодиоды в светотехнике» // Светотехника. 2011. № 1. С. 72-75.

2. Маркетинговое исследование «Рынок энергосберегающих ламп в России 2009-2011 и прогноз до 2014 г.».

3. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.

4. СарычевГ. С. Пути и проблемы модернизации отечественной светотехники // Полупроводниковая светотехника. 2011. № 1. С. 4.

www.smb-expo.ru

Организатор

I ВСЕРОССИИСКИИ I ВЫСТАВОЧНЫЙ I ЦЕНТР

В рамках недели российского предпринимательства

дни МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РОССИИ - 2012

15-18 мая Москва, ВВЦ, павильон 57 ■ Федеральная выставка-ярмарка продукции лучших предприятий малого и среднего бизнеса ■ Экспозиция «Оборудование и услуги для предпринимательства» ■ Конкурсная программа: смотр «Лучший регион (субъект) Российской Федерации», конкурсы «Лучший инновационный проект», «Лучшая продукция, оборудование и услуги» Патронаж » Деловой партнер

■ Презентационная сессия программ финансирования: консультации по «кредитному портфелю» для МСП от ведущих банков ■ Презентационная сессия СтартАп - проектов готовых к получению инвестиций ■ Биржа Деловых Контактов - коммуникационная площадка для поиска партнерских контактов, создание новых каналов сбыта ■ «Школа бизнеса МАП» консультации по актуальным вопросам предпринимательской деятельности Контакты: тел./факс (495) 981-92-52, E-mail: [email protected] filflj МОСКОВСКАЯ 1 mil АССОЦИАЦИЯ Н ■ 11П1 ПРЕДГРШИМАШ1ЕЙ I

Стратегический партнер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.