Научная статья на тему 'Логистические подходы к организации борьбы с нелегальным наркотрафиком'

Логистические подходы к организации борьбы с нелегальным наркотрафиком Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ЦЕПЬ / ГАШИШ / ОПИУМ / ГЕРОИН / ЛОГИСТИКА / КОНТРАБАНДА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / TRANSPORT NETWORK / HASHISH / OPIUM / HEROIN / LOGISTICS / SMUGGLING / FINANCIAL INSTRUMENTS / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев Михаил Николаевич, Озолинг Андрей Евгеньевич

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРКОТРАФИКА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ И ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ. АВТОРЫ АНАЛИЗИРУЮТ ТЕНДЕНЦИИ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ В НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ НАРКОТИКОВ, НА СТРУКТУРУ И ДИНАМИКУ НАРКОТРАФИКА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорьев Михаил Николаевич, Озолинг Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICAL APPROACHES TO COMBATING ILLEGAL DRUG TRAFFICKING

THE ARTICLE DISCUSSES WAYS OF IDENTIFYING DRUG TRAFFICKING USING THE METHODS AND PRINCIPLES OF MODERN LOGISTICS. THE AUTHORS ANALYZE TRENDS, INFLUENCING THE FORMATION OF LOGISTICS PURPOSES OF DRUG TRAFFICKING, ON ITS STRUCTURE AND DYNAMICS.

Текст научной работы на тему «Логистические подходы к организации борьбы с нелегальным наркотрафиком»

М. Н. ГРИГОРЬЕВ, А. Е.ОЗОЛИНГ

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С НЕЛЕГАЛЬНЫМ НАРКОТРАФИКОМ

M. N. GRIGOREV, A. E. OZOLING

LOGISTICAL APPROACHES TO COMBATING ILLEGAL DRUG TRAFFICKING

Ключевые слова:

транспортная цепь, гашиш, опиум, героин, логистика, контрабанда, финансовые инструменты, таможенная служба

В статье рассматриваются способы выявления наркотрафика с помощью методов и принципов современной логистики. Авторы анализируют тенденции, оказывающие влияние на формирование логистических целей в незаконном обороте наркотиков, на структуру и динамику наркотрафика.

Создание Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., принятой 9 июля 2010 г. Указом Президента Российской Федерации1, было обусловлено динамикой изменений, происходящих в России и в мире, возникновением новых вызовов и угроз, связанных, прежде

1 Об утверждении стратегии государственной антинаркологической политики Российской Федерации до 2020 года: указ Президента Российской Федерации № 690 от 9 июля 2010 г. | Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс] || Нет наркотикам: информационнопублицистический ресурс. URL: http:|| www.narkotiki.ru|jrussia_6800.htmL (дата обращения: 28.12.2010).

Key words:

transport network, hashish, opium, heroin, logistics, smuggling, financial instruments, customs

The article discusses ways of identifying drug trafficking using the methods and principles of modern logistics. The authors analyze trends, influencing the formation of logistics purposes of drug trafficking, on its structure and dynamics.

всего, с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков.

Главными стратегическими угрозами в ней определены контрабанда афганских опиатов и каннабиноидов из стран Центральной Азии, синтетических наркотиков из Западной и Восточной Европы, кокаина из государств Латинской Америки, использование внутренней сырьевой базы незаконного наркопроизводства.

Григорьев М. Н., Озолинг А. Е. Логистические подходы к организации борьбы с нелегальным наркотрафиком

Власть и экономика

В качестве стратегических целей государственной антинаркотической политики в Стратегии определены следующие меры: подрыв экономических основ наркопреступности, пресечение преступных связей с международным наркобизнесом, разрушение коррупционных связей, способствующих незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров.

В документе указано, что достижение этих целей обеспечивает развертывание эффективной системы международного антинаркотическо-го сотрудничества Российской Федерации, комплексное изучение проблем, связанных с контролем над наркотиками.

К сожалению, Стратегия в явном виде не предусматривает использование такой науки, как современная логистика, хотя потоковый характер процессов производства, распространения и потребления наркотиков никто не отрицает.

Потоки наркотиков, как и любые другие материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых преследует свою собственную цель, которая в условиях рыночной экономики обязательно содержит корыстную составляющую. Если участники могут согласовать свою деятельность в целях рационализации материального потока, то они все вместе получат существенный экономический выигрыш.

Максимальный эффект достигается при оптимизации материального потока от первичного источника

сырья до конечного потребителя (можно оптимизировать и отдельные его участки). Транснациональные преступные формирования, которые, собственно, и регулируют наиболее крупные и постоянные материальные (наркотические) потоки на теневом международном рынке, вполне способны организационно и финансово осуществлять подобную оптимизацию.

Можно говорить о различии подхода к логистическим издержкам при рассмотрении легального и нелегального материального потока. Разумеется, существуют объективные, стандартные материальные затраты, связанные с транспортными или производственными звеньями логистической цепи, но даже здесь в структуре издержек существуют затраты, специфичные именно для нелегальных логистических цепей. В качестве примера можно привести затраты на оборудование тайников или закупку транспортных средств, оснащенных приспособлениями для маскировки товара или выявления угроз.

При производстве наркотических средств дополнительные затраты могут идти на закупку оборудования или материалов (прекурсоров), легальный оборот которых в большинстве стран мира обеспечен дополнительными мерами контроля, и в связи с этим их вывод в нелегальный оборот сопряжен с трудностями, преодолеваемыми в большинстве случаев использованием финансовых инструментов. Это не исключает варианта хищения, но подобные случаи при-

влекают внимание полицейских служб. Расчет подобных издержек вполне возможен при применении методик расчета издержек для обычного материального потока в снабжении, производстве и транспортировке. Возможно, именно этим, в основном, ограничивается сходство учета издержек в легальных и нелегальных логистических системах.

Еще одна, вероятно, более значительная в стоимостном выражении, группа издержек — это коррупционные расходы, органически свойственные любой (не только наркотической) транснациональной преступности. Поскольку коррупционная составляющая, даже в легальном бизнесе, латентна, возникают сложности с определением ее объемов в деятельности транснациональной преступности.

Все заключения экспертов и аналитиков в значительной степени страдают приблизительностью, поскольку основываются на данных полицейских служб разных стран по раскрытым и расследованным преступлениям. Разумеется, с помощью математических методов можно определить возможную коррупционную составляющую в раскрытых преступлениях, однако, если исходить из посыла, что контрабанда — латентное преступление, то, соответственно, и все ее компоненты до момента раскрытия и расследования не подлежат оценке и анализу.

Даже такой метод, как анонимный социологический опрос, позволяющий приблизительно определить

размер затрат на подкуп в среде государственных служащих, работников транспорта, медицины, образования, сервиса, не сработает в сфере наркобизнеса.

В наркобизнесе все субъекты процесса, включая и потребителей, не заинтересованы в транспарентности этого процесса и урегулировании возникающих конфликтов с помощью социологических инструментов. В любом случае, выявить коррупционную составляющую в затратах движения на единицу продукта в товаропроводящей цепи достаточно сложно.

Гораздо эффективней использовать сегодня исследование финансовых потоков, возникающих в связи с наркотрафиком и частично, как и в классической логистической цепи, следующих навстречу материальным потокам, но при этом неминуемо подчиняющихся концептуальным требованиям логистики. Именно с этим обстоятельством связано повышенное внимание к вопросу отмывания денег.

Различные международные и национальные организации издают документы разного уровня (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития»1, Конвенция Совета Евро-

1 Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития: резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/107 от 14 декабря 1990 г. [Электронный ресурс] //

Григорьев М. Н., Озолинг А. Е. Логистические подходы к организации борьбы с нелегальным наркотрафиком

Власть и экономика

пы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности1, многосторонние соглашения в рамках СНГ, отдельные соглашения между полицейскими, таможенными, налоговыми службами различных стран), которые создают правовую основу, в том числе и для деятельности экспертов.

Практическая работа по выявлению, дезорганизации и пресечению тайных финансовых потоков, как и в любой логистической цепи, может привести к дезорганизации и остановке встречного движения товара. Увеличение издержек первой группы — производственно-технологической и второй — коррупционной для наркобизнеса не является критичной.

Большое значение для этого «бизнеса» имеет безопасность логистической системы, т. к. возможны крупные потери товара, особенно в звеньях производства и транспортировки, а иногда ликвидация отдельных

Правотека.ру. URL: http://www.pravoteka. ru/pst/103/51104.htmL (дата обращения: 28.12.2010).

1 Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. [Электронный ресурс] // Комитет по борьбе коррупцией: сайт Московской межрегиональной некоммерческой общественной организации ветеранов органов прокуратуры, федеральной службы безопасности Российской Федерации и других силовых ведомств по содействию в борьбе с коррупцией, организованной преступностью и терроризмом. Законодательство о коррупции. Международное законодательство о коррупции. URL: http:// www.anticrimecom.org/cgi-bin/page. cgi?id=99 (дата обращения: 28.12.2010).

звеньев или системы в целом. Для минимизации или исключения подобных потерь криминальное сообщество охотно идет на увеличение издержек первой и второй группы, поскольку стоимость товара в конечном звене цепи — сбыте — в любом случае покроет эти затраты.

В то же время увеличение издержек первой группы может при приложении определенных усилий быть выявлено, что позволит установить всю цепь. Этот путь выявления криминальных логистических схем затратен, с точки зрения прилагаемых усилий. Достаточно вероятно, например, выявление подозрительных закупок дорогостоящей морской или авиационной техники для переброски наркотиков. И в случае если в результате анализа и последующих практических действий будут обнаружены цепочки, имеющие своей целью «классическую контрабанду», торговлю людьми или террористическую деятельность, эти меры можно признать эффективными.

Гораздо более сложными представляются попытки подобного анализа в сфере обращения обычных материалов для оборудования тайников или обычных массовых транспортных средств, ввиду широкого распространения подобных товаров.

Гораздо более перспективным представляется подход к товарам, выпадающий сегодня из алгоритма «золотых правил» логистики. Например, в европейскую страну для ремонта направляется громоздкое, с большим объемом внутренних полостей, де-

ревообрабатывающее оборудование, морально устаревшее и малоэффективное. Более того, оно имеет современные экономичные аналоги. Стоимость транспортировки и производства (ремонта) совершенно неоправданна, с точки зрения минимизации издержек. Страна отправления традиционно относится к наркоопас-ному региону.

Подобные вопросы в 2003 г. возникли у голландской таможенной службы в отношении станков из Латинской Америки, вследствие чего была обнаружена крупная партия кокаина в массивных станинах этого оборудования. Подобный метод доказывает свою эффективность и при выявлении так называемых «товаров прикрытия», когда в логистической цепи появляется или «ненужный товар», или товар «не нужного качества» для данной страны или региона. В подобных случаях пренебрежение «золотыми правилами» логистики со стороны криминальных коммерсантов привлекает внимание таможенных служб.

Удлинение и усложнение маршрутов (и соответственно увеличение затрат на транспортировку), маловероятное в обычной логистической схеме, вполне оправдано для минимизации рисков при незаконном обороте наркотиков. Прежде всего, это характерно в сфере оборота наркотиков растительного происхождения, когда необходимо избежать традиционных, более коротких по близости к местам их естественного произрастания маршрутов.

Африканские страны уже в начале нашего столетия начинают использоваться как транзитные площадки при контрабанде кокаина в США. Подобные случаи были отмечены в Гане, Гвинее, существовали и еще более сложные схемы доставки через ЮАР из Бразилии, далее в Нигерию и только оттуда в США. Использование таких сложных маршрутов позволяет не только «замести» латиноамериканский след, но и встроить контрабандную поставку в легальную, типичную для региона логистическую схему экспорта сельскохозяйственной продукции из Африки в Северную Америку.

Вообще, естественные, с точки зрения географических и климатических факторов, сезонные, макро-логистические схемы с большим объемом материалопроводящей цепи, часто используются для прикрытия схем незаконного оборота наркотиков. Криминальная микрологисти-ческая схема, как бы паразитируя внутри более глобальной макрологи-стической, достигает своей цели ввиду массовости и частоты перемещений основного, легального, привычного для этого направления товара. Урожаи арбузов, дынь, лука в государствах Средней Азии и массированный ежегодный ввоз этой продукции в Российскую Федерацию предоставляет возможность для организованной наркопреступности действовать именно в рамках изложенной выше схемы.

В силу экономико-географических факторов в этом регионе невоз-

Григорьев М. Н., Озолинг А. Е. Логистические подходы к организации борьбы с нелегальным наркотрафиком

Власть и экономика

можно использование изложенной выше схемы запутывания маршрута, таких линий, как Латинская Америка — Африка — Северная Америка, указанных в примере, но длительность существования, традиционность (еще со времен СССР), масштабность легальных логистических систем позволяет достаточно успешно «растворяться» в этом потоке значительному, но малозаметному в общем объеме перевозимой продукции количеству наркотиков опийной группы. Геополитические факторы также оказывают влияние на формирование нелегальных логистических цепей в этом регионе, поскольку Афганистан давно стал «местом подготовки исламских радикалов, производства наркотиков, источником политического хаоса» [1, с. 40].

«Популярный» в конце XX в. «Балканский маршрут» транспортировки героина из стран Южной и Юго-Западной Азии точно также был привязан к традиционным логистическим системам, в которых происходило перемещение хлопка, чая, овощей или фруктов потребителям в Западной Европе. Возможно существование в цепи поставок наркотиков такого звена, как дробление партии, причем не в сбытовой, а в транспортной составляющей для уменьшения рисков при контроле со стороны таможенных и пограничных служб. Наиболее яркий пример подобной схемы — ввоз в начале 1990-х гг. через Выборгскую таможню почти тонны кокаина из Колумбии в консервах для животных. Далее

предполагалось раздробить партию и уже частями переправлять в Западную Европу.

Такую схему определяли два обстоятельства:

1) отсутствие опыта борьбы с преступностью при ввозе наркотических средств, неожиданность ввоза крупной партии наркотиков с Запада, а не с Востока (опыт выявления и даже организации контролируемых поставок крупных партий героина с восточного направления уже имелся) для тогда еще советской таможенной службы;

2) дезориентирующий европейские таможенные и полицейские службы маршрут движения кокаина с Востока.

Далее работала бы стандартная схема «распыления» ящиков с собачьим кормом по мелким контрактам, их прикрытие легальным грузом и ритмичная поставка в Европу.

Таким образом, промежуточное (в транспортной цепи) складирование товара для незаконного оборота наркотиков может производиться по разным причинам. В частности, уже упомянутое дробление партий наркотиков не только для дистрибьюции, но и для облегчения дальнейшего перемещения, необходимость вывоза из мест традиционного происхождения, контрольные мероприятия на пути следования, ожидание окончания масштабных операций противоборствующей стороны.

В отношении кокаина такими промежуточными остановками, кроме упомянутых выше африканских

стран, традиционно остаются Доминиканская Республика, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Британские Виргинские острова, находящиеся достаточно близко как к районам производства, так и к районам потребления в Северной Америке. Удобным маршрутом проникновения кокаина в Европу из Карибского региона является маршрут через бывшие голландские колонии в Вест-Индии, чему способствуют интенсивные этнокультурные и хозяйственные связи. По той же причине многие эксперты подтверждают особое значение Испании как важного плацдарма для ввоза наркотиков в Европу из Латинской Америки.

Удлинение и усложнение маршрутов перемещения кокаина между Южной и Северной Америкой не исключает существования систем, более соответствующих правилам

логистики. Имеет место и практика приближения района производства к сетям сбыта. Достаточно устойчивые и давние схемы ввоза каннабиои-дов на рынок США дополнились в последнее десятилетие поставками опиатов, выращенных и переработанных в Мексике и Колумбии (кроме того, в значительно меньшем объеме в Перу и Гватемале). Тем самым районы производства наркотических средств «подтягиваются» к рынку сбыта, ориентирующемуся на различные запросы потребителя.

Разумеется, авторы не ставили задачу рассмотреть всю структуру и динамику наркотрафика с точки зрения логистики. Но сегодня представляется актуальным выработать подходы для более подробного изучения, с точки зрения логистики, вопросов транснациональной преступной деятельности.

1. Шумилов М. М., Павлов А. А. Политика США в постсоветской Центральной Азии // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2010. № 3 С. 38-46.

References

1. Shumilov M. M., Pavlov A. A. PoLitika SShA v postsovetskoy Tsentralnoy Azii // Upravlencheskoe konsultirovanie. Aktualnye problemy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya. 2010. №3. S. 38-46.

Григорьев М. Н., Озолинг А. Е. Логистические подходы к организации борьбы с нелегальным наркотрафиком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.