Научная статья на тему 'Проблема контрабанды наркотиков в зонах Российской центрально-азиатской границы'

Проблема контрабанды наркотиков в зонах Российской центрально-азиатской границы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1847
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркотики / наркомания / наркоторговля / контрабанда / пре- ступные группировки / тайные пути / таможенный контроль / милицейский контроль / пограничные службы / правоохранительные органы / drugs / drug addiction / drug-dealing / smuggling / criminal groupings / secret ways / customs control / police control / frontier services / law enforcement bodies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кромова Альбина Яковлевна

Работа посвящена проблемам реализации государственной антинаркотическойполитики Российской Федерации на одном из сложных участков проникновения нар-котиков в страну – в зонах российской центрально-азиатской границы, ставшей се-годня наиболее активной ареной наркоторговли. В ней описываются наиболееопасные потоки контрабанды наркотиков, раскрывается картина борьбы с незакон-ным оборотом товаров, содержащих наркотические, психотропные и сильнодейст-вующие вещества, приводятся цифры изъятых товаров данной номенклатуры та-моженными и иными службами, рассматриваются пути и методы пресечения этогоявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DRUG TRAFFICKING IN ZONES OF THE RUSSIAN CENTRAL-ASIAN BORDER

The work is devoted to the problems of realization of the state antinarcotics policy of the Russian Federation on one of the difficult sites of drugs penetration into the country – in zones of the Russian Central-Asian border which have become the most active arena of drug-dealing today. The article describes the most dangerous streams of drugs smuggling, and reveals the picture of struggle against illegal circulation of goods containing narcotics, psychotropic and strong substances. It also gives the figures of the withdrawn goods of the given nomenclature by customs and other services and considers the ways and methods of suppression of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Проблема контрабанды наркотиков в зонах Российской центрально-азиатской границы»

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

УДК 343.9

А. Я. Кромова

ПРОБЛЕМА КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИКОВ В ЗОНАХ РОССИЙСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЙ ГРАНИЦЫ

Работа посвящена проблемам реализации государственной антинаркотической политики Российской Федерации на одном из сложных участков проникновения наркотиков в страну - в зонах российской центрально-азиатской границы, ставшей сегодня наиболее активной ареной наркоторговли. В ней описываются наиболее опасные потоки контрабанды наркотиков, раскрывается картина борьбы с незаконным оборотом товаров, содержащих наркотические, психотропные и сильнодействующие вещества, приводятся цифры изъятых товаров данной номенклатуры таможенными и иными службами, рассматриваются пути и методы пресечения этого явления.

Ключевые слова: наркотики, наркомания, наркоторговля, контрабанда, преступные группировки, тайные пути, таможенный контроль, милицейский контроль, пограничные службы, правоохранительные органы.

Контрабанда наркотиков является наиболее масштабной и социально опасной разновидностью нелегальной трансграничной активности между странами Центральной Азии и Россией. По данным директора Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

В. П. Иванова с 2004 года возобновился дальнейший устойчивый рост количества вовлеченных в потребление наркотиков, что является крайне тревожным фактором, требующим как от медицины, так и государства в целом решительных действий1.

В 2007 году на государственном учёте состояло более 537 тысяч человек, которые или больны наркоманией, или регулярно употребляют наркотики и их зависимость стала болезненной. Согласно международным методикам расчёта, реальное количество наркозависимых составляет примерно в 5 раз большую величину, т. е. до двух с половиной миллионов человек или почти два процента населения страны. До 90 процентов наркозависимых в России потребляют наркотики опиатной группы, более половины из них - тяжелые наркотики. Как показывает клиническая практика, регулярно принимающие героин умирают через 5-7 лет. Это означает, что ежегодно в России от приема наркотиков только по официальным данным умирает порядка 10000 человек. Однако по экспертным оценкам, эта цифра составляет порядка 30000 человек, в подавляющем числе случаев - молодых людей. Это каждый год в два раза больше, чем погибло за все 10 лет войны в Афганистане.

За последние 20 лет количество стоящих на учёте наркозависимых и вовлеченных в наркопотребление выросло почти в десять раз и составило вели-

1 О наркоситуации в России. Вызовы и угрозы. Необходимость новой антинаркотической политики: Выступление Директора Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. П. Иванова 16 сентября 2008 года на Совещании главных наркологов и главных детских наркологов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. URL: http://old.fskn.gov.ru/fskn/ index/news.htm?id =10293109@cmsArticle.

176

2012

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

чину, в семь - десять раз превышающую соответствующие показатели стран Европейского Сообщества. Так, процент потребляющих опиаты в той же Швеции, Финляндии или Германии минимум в 8 раз ниже российского1. Очевидно, что существующий уровень наркотизации населения с выраженной тенденцией к росту никак не может устраивать руководство России, страны, которая приступила к амбициозным планам развития в рамках проекта «Россия-2020». Не получится социально-экономического, технологического, культурного и инновационного развития в условиях разгула наркомании.

Проблема наркоторговли в зонах российской центрально-азиатской границы в первую очередь связана с производством наркотиков в постсоветской Центральной Азии (марихуана, гашиш и т. п.) и соседнем Афганистане (героин). Не случайно поэтому среди главных стратегических рисков и угроз в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации указана контрабанда афганских опиатов и каннабиноидов из стран Центральной Азии1 2.

Наиболее серьезную опасность представляет трафик героина и опия-сырца (для переработки в героин на территории России) из Афганистана. В 1990-е годы эта страна стала одним из главных центров мирового наркопроизводства и безусловным лидером в качестве источника поставок опиатов, обеспечивая к настоящему времени почти 75-80 % их мирового производства3. Афганистан превращен в наркогосударство - в хорошо отлаженный механизм, фабрику, корпорацию по производству наркотиков. Об этом говорит тот факт, что в стране действует хорошо отлаженная кредитно-финансовая и банковская система поддержки наркопроизводства, складская логистика. По имеющимся данным на складах хранится свыше тысячи тонн чистого героина, своего рода страховой фонд, призванный демпфировать сезонные колебания урожая мака. Не случайно банки охотно кредитуют крестьян, занятых производством опийного мака, показывая тем самым отсутствие рисков.

Большая часть подпольных лабораторий в Пакистане и Афганистане по производству героина переместилась к пакистано-афганской границе и в приграничные с Таджикистаном и Туркменией провинции Афганистана. Перевалочные базы и места складирования наркотиков оборудованы в городах Кун-дуз, Имамсахиб, Талукан, Файзабад, кишлаках Бахорак, Хаш, Джарм, Ишкашим, Калай-Пяндж, Саршах, Калай-Барпяндж, Сарчашма, Судудж, По-ждвар, Човид провинции Бадахшан. Для доставки наркотиков из Афганистана

1 О наркоситуации в России. Вызовы и угрозы. Необходимость новой антинаркотической политики: Выступление Директора Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В. П. Иванова 16 сентября 2008 года на Совещании главных наркологов и главных детских наркологов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. URL: http://old.fskn.gov.ru/fskn/ index/news.htm?id =10293109@cmsArticle.

2 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации. Проект 13 нояб. 2009 г. (с учетом обсуждения на заседании Межведомственной рабочей группы Государственного антинаркотического комитета). URL: http://www.customs.ru/ru/right_def/fight_ with_contraband/index.php?&date286=200507&id286=8724

3 Голунов С. В. Этнический фактор в контексте безопасности между Россией и Казахстаном // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2007. - № 1. - С 247.

177

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

криминальные группировки активно используют Памирский тракт (Хорог -Ош), автомобильные трассы Хорог - Калайи-Хумб - Душанбе, Пяндж - Душанбе, Московский - Душанбе. Далее их путь пролегает через Узбекистан, Киргизию и Казахстан. Наркотики следуют в другие страны СНГ и Европу. Через Ош, Душанбе, Бишкек, Мургаб и Ленинабадскую область по различным оценкам проходит до 1500 т. наркотиков ежегодно1.

Несмотря на серьезные объёмы изымаемых наркотиков, тем не менее, согласно экспертным заключениям специалистов, сегодня из Афганистана в Россию контрабандно ввозится и потребляется гражданами России не менее 12 тонн чистого героина1 2. Тем самым генофонду нашей страны наносится непоправимый ущерб. На проблеме наркотиков также происходит продвижение натовских и американских структур в среднеазиатские регионы, прежде всего, Таджикистан и Киргизию.

Это позволяет говорить о данном явлении как о важнейшем геополитическом факторе, начало формирования которого находится на территории Афганистана. Геополитического анализа требует и тот факт, что с 2001 года, с момента ввода натовских и американских войск в Афганистан, производство опиатов и героина в Афганистане выросло в два с половиной раза.

Значительная часть наркотиков доставляется в Россию и далее в страны ЕС по так называемому «северному», или «шелковому», пути, проходящему, в частности, через российско-казахстанскую границу. Государственная граница между Российской Федерацией и Казахстаном на практике является российской границей с государствами Центральной Азии. Еще в 1998-1999 гг. на этом направлении задерживалось 80 % героина, 84 % гашиша, 60 % опия и 53 % марихуаны. Результаты задержаний контрабанды наркотиков свидетельствуют о том, что в конце 90-х гг. ХХ в. государства Центральной Азии стали играть ведущую роль в экспансии наркотиков на территорию России и далее в Европу. За один 1999 г. объемы контрабанды опия на этом направлении возросли почти в два раза3. Только Управлением ФСКН России по Челябинской области в 2007 г. в результате принятых мер наркополицейскими пресечено 40 преступлений, связанных с контрабандой наркотиков через российскоказахстанскую границу, что в 1,5 раза больше чем в 2006 году. Кроме того, в ходе расследования контрабанд стали выявляться дополнительные составы преступлений, связанные с легализацией наркодоходов и совершаемые в составе организованных преступных групп. Так, в июне 2007 года в ходе проведения спецмероприятий сотрудниками Управления в приграничном Брединском районе была задержана преступная группа, состоящая из граждан Казахстана и жителей области, у которых изъято 120 килограммов марихуаны. Сотрудники южноуральского наркоконтроля пресекали и попытки контрабан-

1 Сергеев А. Н. Современная наркоситуация в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими. URL: http://www.narcom.ru/ideas/socio/40.html.

2 См.: О наркоситуации в России... URL: http://old.fskn.gov.ru/fskn/ index/news.htm?id= 10293109@cmsArticle.

3 Сергеев А. Н. Указ. соч. URL: http://www.narcom. ru/ideas/socio/40.html.

178

2012

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

ды наркотиков с помощью авиационного транспорта1. В 2008 г. на 13 % больше, чем в 2007 г. территориальными органами ФСКН в Приволжском федеральном округе было зарегистрировано преступлений, связанных с контрабандой наркотиков - 43 (преступления) через российско-казахстанскую границу1 2.

Не удивительно, что укрепление российско-казахстанской границы рассматривается силовыми структурами и значительной частью общественного мнения России как одно из главных условий противодействия распространению наркотиков. В частности, директор ФСКН России В. П. Иванов указывал, что подобная ситуация характерна тем, что с территории среднеазиатских республик героин легко проходит через размытые границы. Административноправовые режимы границы, торговли и ввоза грузов на территорию Российской Федерации крайне размыты и не позволяют организовывать эффективное пресечение наркотрафика.

Возможность пересечения наркокурьерами границы существенно облегчает действие полусотни международных, межправительственных и межведомственных соглашений, сопряженных с режимами пересечения госграницы, которые по сути девальвировали инструменты контроля. Анализ уголовных дел свидетельствует о сложившейся практике использовать бреши действующего законодательства, предоставляющие возможность ввозить в Россию сельскохозяйственную продукцию без экспортных уведомлений, контрактов и иных документов, декларируя иностранного водителя как отправителя и грузополучателя в одном лице. «Иными словами, - подчеркивал руководитель ФСКН, -любой человек в Средней Азии садится в свой фургон и едет продавать любой товар в любую точку Российской Федерации по своему усмотрению. Не случайно в связи с этим транзит афганских опиатов в наши страны по «Северному маршруту» называют «Шелковым путем» - в смысле: торгуй сколько хочешь, где и чем хочешь»3. Президент России Дмитрий Медведев в конце августа 2008 г. на саммите ШОС предложил «расширить мандат Вооруженных сил на то, чтобы эти силы боролись с наркотрафиком»4.

Следующий напряженный участок южных границ России и в целом СНГ -это участок на таджикско-афганской границе, охраняемой в соответствии с российско-таджикским соглашением от 1993 года российскими пограничниками. Они, по заключению миссии Программы ООН по международному контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП), являются единственной реальной силой, противостоящей потоку наркотиков из Афганистана5. В самом Таджикистане до первой половины 90-х годов ХХ в. незаконный оборот

1 Организованная преступность и контрабанда наркотиков. URL: http://chelgnk.ru/

nov.html?id=2008020602

2 Состоялось окружное оперативное совещание руководителей территориальных органов ФСКН России в Приволжском федеральном округе. URL: http://www.pfo.ru/?id=15419.

3 О наркоситуации в России... URL: http://old.fskn.gov.ru/fskn/index/news.htm?id=10293109 @cmsArticle.

4 Россия превратилась в одного из основных потребителей афганского героина. URL: http:// interfax. ru

5 Afghanistan Opium Survey 2003. - N. Y.: United Nations Office on Drugs and Crime (буклет). - P. 3.

179

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

наркотиков и их использование никакой обеспокоенности не вызывали. В тот период в Таджикистане ежегодно изымалось в среднем по 7-10 килограммов наркотических веществ группы конопли, а количество наркоманов, взятых на диспансерный учёт, составляло всего 930 человек1. Для начала 90-х гг. была характерна внесистемная контрабанда наркотиков из Таджикистана. Она подразумевала транзит небольших - в несколько граммов - партий героина одиночками или небольшими группами, действующими на свой страх и риск. При доставке героина таким способом к месту назначения, например, в города России, он сбывалась оптовым перекупщикам, выход на которых осуществлялся через родственные, земляческие и этнические связи наркокурьеров. Реже привезенный героин продавался самими курьерами.

После распада СССР, когда граница с Афганистаном оказалась в сущности неохраняемой, переход ее в Таджикистане стал массовым явлением. Многие субэтнические группы таджиков имеют родственников за границей, в частности, в Афганистане. Например, 80 % представителей ваханской группы народов Памира проживают за пределами Таджикистана, большей частью в Афганистане и Пакистане1 2. Возможность свободного перехода границы стимулировала рост контрабанды наркотиков особенно после 1992 года, когда в Таджикистане разгорелась гражданская война. Во-первых, из-за войны пограничные с Афганистаном районы Таджикистана, прежде всего, памирские, лишились возможности подвоза сельскохозяйственных продуктов из долин, здесь начался голод, и в поисках источников пропитания население было втянуто в наркоторговлю. Во-вторых, появившиеся военные отряды противоборствующих сторон нуждались в средствах для продолжения борьбы, наркоторговля стала и для них важным источником пополнения средств. В-третьих, наркоторговлю облегчали хаос в Таджикистане и отсутствие какой-либо власти.

Итак, в 1992—1995 гг. наркоторговля в Таджикистане была преимущественно частным промыслом множества людей, хотя и не семейным, поскольку старшее поколение считало позором получать доходы от богопротивного дела, а вот безработная и зачастую голодающая молодежь занималась им широко. С наращиванием потока контрабанды из Таджикистана курьер из этой республики мог заработать за один рейс до 700 долларов3 — в Таджикистане этого достаточно, чтобы жить целый год, поэтому огромное количество таджикской молодежи быстро освоило премудрости профессии наркокурьеров-глотателей.

Однако несколько лет спустя международные преступные группировки, воспользовавшись нестабильной ситуацией тех лет и ослаблением режима охраны государственной границы, постепенно освоили тайные пути контрабан-

1 Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по случаю 10-летия со дня создания Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ. URL: http://asiaplus.tj/articles/224/3625.html

2 Паин Э. Национальные особенности наркоторговли. Этническая особенность контрабанды наркотиков в Россию: Мифы и реальность // Дружба Народов. - 2002. - № 12. URL: http:// zhz.rus.com.

3 Там же.

180

2012

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

ды наркотиков из соседнего Афганистана. С того периода в Таджикистане начался рост уровня преступности, связанной с транспортировкой и незаконным оборотом наркотиков, и в 1993 г. правоохранительные органы и военные структуры страны впервые изъяли 38 килограммов опия, а в 1996 г., также в первый раз, 6 килограммов героина1.

Ситуация изменилась после того, как власть в Таджикистане укрепилась. В конце 1995 года ужесточился контроль на дорогах при транспортировке всех видов товаров. И многочисленные милицейские и таможенные проверки и досмотры усиливались год от года. Только на трассе Хорог — Ош протяженностью примерно 700-800 км. к началу 2000 г. было расставлено 12-13 таможенных и милицейских постов. Еще строже стали контролироваться дороги, ведущие от афганской границы до Душанбе. Все эти препоны, правда, не стали непреодолимым препятствием, но потребовали немалые деньги, чтобы откупиться от «строгих» контролеров, а таких средств у контрабандиста-одиночки не было. В этих условиях наркоторговля перестала быть массовым делом и сосредоточилась в руках ограниченного числа организованных преступных групп, которые постепенно все больше подчиняли себе не только контрабан-дистов-одиночек, но и мелкие преступные группировки и с которыми сращивалось коррумпированное чиновничество. По данным руководства Таджикистана только в 1999 г. Агентством по контролю за наркотиками из незаконного оборота было выведено 2570 килограммов наркотических веществ, а в 2000 г. масштабы их изъятия возросли в несколько раз и превысили семь тонн. С 1999 по 2009 гг. на территории Таджикистана было изъято более 62 тонн наркотиков, в том числе 29 тонны героина1 2. Поэтому не случайно в 1999 г. в Душанбе впервые была проведена международная конференция по проблемам борьбы с наркотиками, в ходе которой были серьёзно проанализированы пути решения проблем, связанных с производством, контрабандой и распространением наркотиков в регионе Центральной Азии.

В 2008 году в ходе таможенного контроля физических лиц, транспортных средств и товаров, следующих через таможенную границу РФ, а также в результате оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с другими российскими и зарубежными правоохранительными органами, российские таможенники изъяли из незаконного оборота 3 тонны 432,677 кг наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 777,195 кг героина, 106,844 кг опия, 127,565 кг кокаина, 262,304 кг гашиша, 275,735 кг марихуаны и 264,076 кг лекарственных средств, содержащих кетамин. Правоохранительными подразделениями таможенных органов было возбуждено: 845 уголовных дел; в результате изъято более 1 тонны 489,426 кг контрабандных наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе более 466 кг героина, 28 кг синтетических наркотиков (экстази), 54 кг опия, 127 кг кокаина, 141 кг гашиша и 194 кг

1 Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона... URL: http://asiaplus.tj/articles/224/3625.html

2 Там же.

181

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

марихуаны, 262 кг лекарственного препарата, содержащего кетамин; 214 административных дел по нарушениям правил перемещения через таможенную границу товаров, содержащих наркотические, психотропные или сильнодействующие вещества; в результате задержано более 1 тонны 430 кг товаров указанной номенклатуры. В 29 случаях было задержано более 9 тонн 200 кг прекурсоров1.

В 2009 г. ФТС России удалось пресечь ряд попыток контрабанды наркотиков из государств Центральной Азии в Россию. Так 10.04.2009 г. в ходе проведения таможенного контроля в пассажирском поезде сообщением «Бишкек -Москва» в туалетной комнате со стороны нерабочего тамбура, на внутренней поверхности металлического короба, представляющего собой кожух трубы отопления вагона, сотрудники «ЖДПП Илецк-1» Оренбургской таможни обнаружили наркотическое вещество - гашиш - общим весом 91,9 г. Возбужденно уголовное дело. 31.03.2009 г. в рамках таможенного оформления авиарейса «Худжант - Москва», по метеоусловиям совершившего посадку в аэропорту г. Н. Новгорода, среди пассажиропотока был выявлен гражданин, в отношении которого проведенный экспресс-тест дал положительный результат на наличие в его организме наркотических средств опийной группы. После проведения необходимых медицинских процедур из тела наркокурьера было извлечено 30 контейнеров с веществом белого цвета. В результате проведенной экспертизы установлено, что указанным веществом является героин общей массой 176,188 гр. Возбуждено уголовное дело. 20.04.09 в рамках таможенного контроля авиарейса «Душанбе-Пермь» сотрудниками Пермской таможни и Приволжской оперативной таможни было установлено лицо, подозреваемое в контрабанде наркотиков внутриполостным способом, - гражданин Таджикистана, перемещавший в желудочно-кишечном тракте партию героина в количестве 33 капсул по 3-4 г каждая. Общий вес наркотика составил 226,022 г. Возбуждено уголовное дело1 2.

С начала 2009 года по конец 2010 г. только сотрудниками ОБКН Домодедовской таможни было задержано 90 наркокурьеров - «глотателей». У них извлечено свыше 50 кг героина и гашиша3.

В 2010 году в ходе оперативно-розыскных мероприятий и таможенного контроля таможенными органами Российской Федерации возбуждено 569 уголовных дел по контрабанде, по которым изъято 439,77 кг наркотических

1 О некоторых результатах борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в 2008 году. URL: http://www.customs.ru/ru/ right_def/fight_with_contraband/index.php?&date286=200507&id286=8724

2 О некоторых результатах борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в 2009 году. URL: http://www.customs.ru/ru/ right_def/fight_with_contraband/index.php?&date286=200507&id286=8724

3 Наркокурьер «сидел» на героине. Информация Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России. URL: http://www.customs.ru/ru/right_def/fight_with_contraband/index.php?& date286=200507&id286=8724

182

2012

2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Из них 60,426 кг героина, 131,683 кг кокаина, 75,982 гашиша, 98,339 кг марихуаны1.

Для оценки эффективности деятельности пограничных служб по пресечению контрабанды наркотиков интересен случай перевозки по железной дороге рекордно крупной партии героина. 30 июня 2001 г. на станцию Ахтубинская Астраханской области прибыл товарный поезд № 2203 с хлопком, который шел транзитом из Курган-Тюбе в Ильичевск (Украина) и далее - в Швейцарию. В семи вагонах было изъято несколько контейнеров со ста тридцатью пятью килограммами героина общей стоимостью около 5 млн. долларов. Эта история, прежде всего, является примером высокой результативности транспортировки контрабанды. Судите сами, несмотря на то, что российские спецслужбы остановили этот состав не случайно, а по оперативной информации, полученной от таджикских коллег, на полный досмотр состава ушла целая неделя. Понятно, что проверять таким образом все приходящие из Центральной Азии грузовые составы просто нереально. Следовательно, большая часть таких грузов минует досмотр. Эксперты отмечают, что сейчас налажены такие способы перевозки наркотиков, которые вообще не поддаются выявлению ни обычными визуальными методами, ни с помощью собак, а специальных приборов для их обнаружения нет на всем постсоветском пространстве1 2.

Таким образом, структура трансграничной наркопреступности, состоящая из независимых друг от друга группировок разного «калибра», является достаточно гибкой и способной оперативно реагировать на изменение методов борьбы с ней. Используются разнообразные (в том числе и весьма изощренные) способы сокрытия нелегального груза, ставка все чаще делается на людей, вызывающих меньше подозрения при проверках (людей «европейской» внешности, ветеранов войны, детей, работников транспорта, военных и т. п.), на использование коррупционных связей. Анализ задержаний контрабанды наркотиков, следственные материалы уголовных дел свидетельствуют, что заметно выросло число женщин, детей, людей пенсионного возраста, а также инвалидов, привлекаемых, в том числе насильственными способами, членами наркогруппировок к перевозке наркотиков. Наиболее характерна данная ситуация для граждан Таджикистана3.

Успехи правоохранительных органов, как правило, ограничиваются арестами рядовых наркокурьеров, что не наносит серьезного системного ущерба организованному наркобизнесу. Поэтому тактические достижения силовых структур в долгосрочной перспективе не могут изменить общую ситуацию: действующая как в России, так и в других странах организованная преступность способна гораздо более гибко и оперативно менять свои стратегию и тактику, чем противостоящие ей органы. Таким образом, противник в «войне

1 Информация Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России. URL: http://www.customs.ru/ru/right_def/fight_with_contraband/index.php?&date286=200507&id286=8724

2 Паин Э. Национальные особенности наркоторговли... URL: http:// zhz.rus.com.

3 Итоги деятельности правоохранительных подразделений ФТС России. Перевозчики контрабанды наркотиков. URL: http://www.customs.ru/ru/right_def/fight_with_contraband/index.php? &date286=200507&id286=8724.

183

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

против наркотиков» на поверку оказывается аморфным, трудноидентифицируемым и труднонаходимым.

С учетом малой эффективности действий органов пограничного контроля статистика задержаний фиксирует лишь незначительный процент случаев нелегального провоза наркотиков на территорию РФ.

Интересно, что российские государственные органы, разрабатывая комплекс мероприятий по пресечению контрабанды наркотиков, заранее расписались в возможной их неэффективности причислив к неуправляемым рискам: рост преступности (включая международную) в сфере незаконного оборота наркотиков с появлением новых каналов контрабанды и увеличение уровня незаконной миграции1.

A. Y. Kromova

THE PROBLEM OF DRUG TRAFFICKING IN ZONES OF THE RUSSIAN CENTRAL-ASIAN BORDER

The work is devoted to the problems of realization of the state antinarcotics policy of the Russian Federation on one of the difficult sites of drugs penetration into the country -in zones of the Russian Central-Asian border which have become the most active arena of drug-dealing today. The article describes the most dangerous streams of drugs smuggling, and reveals the picture of struggle against illegal circulation of goods containing narcotics, psychotropic and strong substances. It also gives the figures of the withdrawn goods of the given nomenclature by customs and other services and considers the ways and methods of suppression of this phenomenon.

Keywords: drugs, drug addiction, drug-dealing, smuggling, criminal groupings, secret ways, customs control, police control, frontier services, law enforcement bodies.

КРОМОВА Альбина Яковлевна - соискатель Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, г. Москва.

E-mail: law@marsu.ru

KROMOVA Albina Yakovlevna - Applicant of Moscow State Law Academy named after Kutafin, Moscow.

E-mail: law@marsu.ru

1 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации... URL: http://www.customs.ru/ru/right_def/fight_with_contraband/index.php?&date286=200507&id286=8724

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.