РОССИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
А.А. Нелюбин
НАРКОТИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ -УГРОЗА ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Нелюбин Анатолий Алексеевич - кандидат исторических наук, заместитель руководителя Центра региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН.
Проблема распространения наркомании и наркопреступности уже давно приобрела глобальный характер. Вред, причиняемый этим пагубным явлением, настолько велик, что практически не поддается исчислению. По оценке ООН, во всем мире растет число людей, регулярно употребляющих наркотики, и их численность в настоящее время достигает 200 млн. человек, а по неофициальным данным - их вдвое больше. Мировой оборот наркоиндустрии составляет на сегодняшний день свыше 400 млрд. долл. США в год, из которых на Российскую Федерацию приходится, по подсчетам экспертов, от 9-10 до 10-15 млрд. долл. США.1..
Незаконный оборот наркотиков ведет не только к геноциду народов, но и формирует сверхдоходы, которые служат мощным источником финансирования международной организованной преступности и террористических сетей, дестабилизирующих обстановку в ряде регионов.
Больше всего от этого страдают цивилизованные страны Западного полушария, в частности Америки, Европы, а теперь и Россия.
Ранее в СССР наркомания имела лишь очаговое распространение в местах произрастания соответствующего сырья, там, где у населения имелся исторический опыт употребления наркотиков в мистических и медицинских целях, а также в некоторых маргинальных группах, например, частично в преступной среде. Но для создания организованной наркопреступности в
1.. См.: Наркомания в России - угроза национальной безопасности страны // Сб. материалов. - М.: Изд. Совета Федерации, 2005. - С. 10.
современном ее понимании просто не было объективных предпосылок. Международная наркомафия не могла преодолеть так называемый железный занавес. Надежность границ в совокупности с разветвленной системой надзора, обеспечивавшей правопорядок, делали заведомо убыточными попытки наладить сбыт наркотиков в СССР, а централизованная государственная экономика создавала труднопреодолимые препятствия для «отмывания» полученных преступным путем денежных средств.
После распада Советского Союза наркоситуация в России резко изменилась в худшую сторону. Слом прежней системы правопорядка, открытость и необустроенность границ, вседозволенность в экономике, слабость наркоконтроля, а порой и полное его отсутствие, сняли преграды, ограждавшие страну от массового проникновения наркотиков разного свойства. Россия с ее мегаполисами, разделенными огромными неконтролируемыми пространствами, очень быстро становилась привлекательной для сбыта наркотических веществ. У наркомафии появились широкие возможности для «отмывания» денежных средств и их легализации как в России, так и в странах ближнего зарубежья.
Наркоэкспансия имела место в сложный период глубоких социально-экономических преобразований, когда основная часть населения России была выбита из привычного образа жизни, когда многие россияне не сумели приспособиться к условиям рыночной экономики и потеряли работу по специальности, не получая социальной поддержки. Выявилось резкое несоответствие результатов реформ 1990-х годов тем обещаниям, которые давались россиянам, при этом характер приватизации оказался в значительной степени несправедливым, полукриминальным, а рост социального неравенства сопровождался обнищанием населения. В такое время растет безнадзорность подростков и снижаются возможности для молодежи найти перспективную и достойно оплачиваемую работу.
Большинство экспертов утверждает, что главным мотивом, который толкает людей на употребление наркотиков и на участие в цепочке их сбыта, является неудовлетворительное материальное положение. В числе других причин они отмечают: влияние семьи (плохое воспитание, неблагоприятный пример родителей, конфликтная ситуация в семье), личностные факторы (чувство тревоги, депрессия, снижение самооценки, ощущение незащищенности и т.д.), социокультурные факторы, например принятые нормы поведения в различных социальных группах..2.. Наркозависимость, как и наркопреступление, напрямую связаны с образом жизни и социально-культурным окружением человека.
2.. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2004. - С. 85.
В большинстве крупных городов России в любое время суток можно достать за относительно небольшие деньги почти любую разновидность зелья: от легкой марихуаны до синтетических препаратов потяжелее героина. Эта эпидемия проникает и в сельскую местность. Легкодоступность табачных изделий и алкоголя в общественных местах, в том числе и в местах молодежного досуга, служат фоном поведенческой тактики, способствующей «экспериментам» молодых людей, в том числе и подростков, с наркотиками, обусловливает их социально-территориальную и социально-психологическую близость к наркопотребителям. Среди наркоманов растет доля впервые приобщающихся к потреблению наркотиков на дискотеках и в парках, увеличивается и процент женщин, что свидетельствует о снижении их положения в обществе и о многом другом.
В 2007 г. на государственном учете состояли 537 тыс. человек, больных наркоманией, либо регулярно употребляющих наркотики. Согласно международным методикам расчета, реальное число наркозависимых составляет величину примерно в 5 раз большую, т.е. 2,5 млн. человек, или почти 2% населения страны. За последние 20 лет число стоящих на учете зависимых и вовлеченных в наркопотребление выросло почти в 10 раз и составило величину в 7-10 раз превышающую соответствующие показатели стран Европейского сообщества. Так, процент потребляющих опиаты в Швеции, Финляндии или Германии как минимум в 8 раз ниже российского.
Наркомания связана и с проблемами демографии - низкой рождаемостью и увеличением смертности. Как показывает клиническая практика, «подсевшие» на героин умирают через 5-7 лет после начала его приема. Это означает, что в России только по официальным данным, от приема наркотиков ежегодно гибнут порядка 10 тыс. человек. Однако, по экспертным оценкам, эта цифра составляет около 30 тыс. человек, и в подавляющем числе случаев -это молодые люди.....
Сверхвысокая смертность значительной части больных наркоманией, даже при их стабильном общем числе, на деле означает скрытый систематический приток новых больных вместо выбывающих. То есть контингент обновляется примерно каждые шесть-семь лет и рекрутирование наркоманов -в основном людей до 35 лет - идет постоянно.
К социальным причинам развития подростковой наркомании специалисты относят два противоположных фактора: безнадзорность в семье, с одной стороны, и гиперопека родителей - с другой. И оба они приводят к одному результату - отчуждению детей от семьи и устойчивых социальных отношений с последующим включением их в сферу внимания наркодельцов и
3.. Президентский контроль // Информационный бюллетень. М.: Издание Администрации Президента Российской Федерации, 2008. № 12. - С. 12-13.
в среду контркультуры, одним из атрибутов которой является потребление наркотиков.
Процесс распространения наркотических средств и психоактивных веществ среди подростков и молодежи становится все более замкнутым. Наркомафия распространяет свой товар среди этой категории населения «ее же руками», в результате чего подростки сами стимулируют друг друга к потреблению наркотических средств и психоактивных веществ. Молодежная «тусовка» служит постоянным местом для привлечения несовершеннолетних и молодежи к потреблению наркотиков.
Конечно, наркоэкспансия развивалась в нашей стране не на пустом месте. Достаточно вспомнить, что всплеск зависимости от марихуаны начался еще в 80-е годы, когда велась война в Афганистане, которая и создала новые каналы для ее доставки. Кстати, распространению наркотиков в Америке также способствовала война во Вьетнаме. Советское политическое и военное руководство не приняло во внимание американский опыт и недооценило наркоугрозу. Значительная часть военнослужащих «афганцев» впервые попробовала курить марихуану «для снятия стресса» во время пребывания в Афганистане. Именно эта война проторила дорожку поставкам сильнодействующих наркотиков в Россию и в страны СНГ. Примерно такая же ситуация сложилась и в Чечне во время первой чеченской кампании. Воевавшая молодежь в это время получила возможность приобщиться к употреблению наркотиков, в частности марихуаны и гашиша.
Геополитическая обстановка, протяженность, необустроенность границ и соседство со странами - производителями наркотиков крайне негативно влияют на развитие наркоситуации в России. В РСФСР около 70-80% потребляемых наркотиков были продуктом собственной растительной базы, а 20-30% завозились из других республик Советского Союза. Факты контрабандного ввоза наркотиков из-за границы носили единичный характер. Сегодня в России доля наркотиков зарубежного происхождения превышает половину, а героин и кокаин практически полностью поступают из других государств.
Так, доля Афганистана, в огромных масштабах производящего героин и опий, достигла в мировом производстве опиатов почти 93%. Афганистан превратился в корпорацию по производству наркотиков, о чем говорит хотя бы тот факт, что в стране действуют хорошо отлаженная кредитно-финансовая и банковская системы поддержки наркопроизводства и складская логистика.
До тех пор пока производство опиума и участие в наркотрафике являются чуть ли не единственным источником средств к существованию населения целых стран, борьба с наркотиками при помощи запретительно-карательных мер влияет в основном только на характер «черного рынка». Например, поставки марихуаны, имеющей сильный запах и занимающей много места, 80
неуклонно снижаются, уступая место растущему импорту более компактных и удобных для транспортировки героина и кокаина.
Деструктивным образом на уровне наркопреступности в России сказывается и нелегальная миграция, в среде которой создаются неформальные ми-грантские сообщества. Мигранты из постсоветских государств, сопредельных с Афганистаном, зачастую не имея регистрации, денег, жилья и работы, стремятся заработать деньги любым путем, в том числе и криминальным, попадают под влияние наркодельцов и вовлекаются в сети наркотрафика на территории России. Таким образом, регулирование трудовой миграции становится необходимым условием эффективной борьбы с наркобизнесом, тормозящей его внедрение в среду законных мигрантов, в большинстве своем осуждающих подобную деятельность и соблюдающих законы страны пребывания.
Совершенно очевидно, что наркобизнесом владеют и управляют не простые исполнители, крайне бедные, зачастую сами зависящие от наркотиков, а крупнейшие, хорошо организованные криминальные структуры, имеющие связи с коррумпированными властями как в странах-производителях, так и в странах-потребителях. Власть денег еще больше затрудняет контроль над разветвленной сетью перевозчиков, поставщиков, продавцов и покупателей.
Наркомания в России обусловила множество преступлений, совершаемых наркоманами в целях добычи денег для оплаты наркотиков. Известна практика вовлечения наркомафией в противоправную деятельность сотрудников властных структур и правоохранительных органов, представителей творческой элиты и шоу-бизнеса и т.д.
Угроза растущей наркотизации населения страны проявляется в различных сферах: международной (транснациональная преступность и международный терроризм), структуре государственного управления (рост преступности и коррупция), экономической (ослабление единого экономического пространства), а также в социальной (рост смертности и числа заболеваний, сопутствующих наркомании, углубление социального расслоения общества, демографический спад) и в ряде других.
Опасность возрастает в связи с тем, что это - «угроза без видимого врага». Если в случае военного конфликта источник угрозы обычно точно определен (враждебное государство или коалиция), то в случае наркомании такой определенности нет. Неопределенность источника угрозы крайне осложняет борьбу государств с незаконным распространением наркотиков.
Единственное за последнее десятилетие существенное замедление, а затем и снижение роста числа вовлеченных в потребление наркотиков имело место в 2001-2003 гг. Тогда только в Санкт-Петербурге и Ленинградской области опийная наркомания снизилась в 2,5 раза. Однако эксперты и специалисты этот результат практически не связывали с усилением профилактиче-
ской работы с запретительными мерами или с энергичными усилиями властных структур по укреплению государственности и обустройством российских границ,4.. Главную причину они усматривали в том, что в Афганистане к этому времени ежегодное производство опиатов достигло 3 тыс. т, и ООН потребовала резко снизить наркопроизводство. Талибы, пришедшие к власти, были крайне заинтересованы в признании их режима и уменьшили в 2001 г. объемы урожаев и посевных площадей в 20 раз. Поставки героина из Афганистана снизились, в том числе и в Россию. Впоследствии ввод натовских и американских войск только способствовал превращению этой страны в наркогосударство. За восемь лет производство опиатов в Афганистане возросло в 3 раза, урожайность опийного мака по сравнению с 2002 г. увеличилась в 40 раз-5..
По имеющимся данным, на складах в Афганистане хранится свыше 1 тыс. т чистого героина, что является своего рода страховым фондом на случай сезонных колебаний в урожае мака. Доходы афганских наркопроизводителей составили около 4 млрд. долл. США, в то время как международная наркомафия реализует этот героин по всему миру, по самым скромным подсчетам, на сумму свыше 100 млрд. долл. Согласно экспертным оценкам, сегодня из Афганистана в Россию контрабандой ввозится и потребляется гражданам нашей страны не менее 12 т чистого героина. Тем самым нашему генофонду наносится непоправимый ущерб..6...
Борьба с алкоголизмом, наркоманией в России в 90-е годы ХХ в. нередко свертывалась под предлогом соблюдения «прав и свобод личности», появились сторонники легализации «легких» наркотиков, идеи которых камуфлировались под программы снижения вреда от наркотических средств. Научный руководитель современной наркологической клиники в Москве Я.И. Маршак в одном из интервью опроверг это ошибочное утверждение: риск начать употребление «тяжелого» героина в 100 раз больше у тех, кто «легкие» наркотики уже пробовал.
В Российской Федерации резко возросло употребление наркотиков, получаемых из лекарственных средств, которые можно приобрести в аптеках. В первую очередь это комбинированные кодеиносодержащие препараты и детский препарат от кашля, употребляемый при бронхиальной астме. Его можно использовать для изготовления наркотика первитина - «винта», причем в домашних условиях. Многие из этих лекарств отпускаются без рецепта, а в Интернете в свободном доступе есть масса рецептов как изготовить нар-
4.. Право и безопасность. 2005. - № 3. - С. 66.
5.. См.: Известия от 25.03.2009, № 49.
6.. Президентский контроль // Информационный бюллетень. М.: Издание Администрации Президента Российской Федерации, 2008. № 12. - С. 14.
котик. «Медикаментозный» наркотик, по утверждению медиков, в 15 раз более токсичен, нежели героин. Если средняя продолжительность жизни героинового наркомана составляет 5-7 лет, то аптечного наркомана - 1-2 года..7...
Однако некоторые аптеки открывают точки специально для продажи кодеиновых таблеток, приносящих им и фармацевтическим компаниям колоссальную прибыль. Председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Л. Стебенкова подчеркивает, что тысячи подростков, ставших наркоманами, начинают именно с аптечных препаратов. Минздравсоцразвития России должно выступить с соответствующей законодательной инициативой об ужесточении контроля за деятельностью аптек и введению продажи этих препаратов строго по рецепту, считает Л. Сте-бенкова. Депутаты предлагают суровые санкции: штрафы для фармацевтов, лишение аптек лицензий за нарушения в продаже кодеиносодержащих препаратов - и намерены с соответствующими поправками в Уголовный и Административный кодекс обратиться в Госдуму.
По мнению Н.Н. Иванца, директора Национального научного центра наркологии Минздравсоцразвития России, члена-корреспондента Российской академии медицинских наук, наркологическая служба страны оказалась не готова к такому «массовому» наплыву наркомании, хотя и организована довольно давно.8.. Она привыкла работать с больными алкоголизмом, алкогольными психозами, а когда пошел массовый наплыв больных наркоманией, пришлось в срочном порядке переучивать врачей, перепрофилировать отделения и проводить целый ряд других мероприятий. Возможности отечественной медицины таковы, что реально за год курс лечения могут пройти лишь 50 тыс. пациентов. Разумеется, это дорогое удовольствие. По различным экспертным оценкам, для эффективного лечения одного наркомана (достижения устойчивой ремиссии) требуется как минимум 5 тыс. долл. в год. Если взять только наркоманов в возрасте до 24 лет, то на их лечение потребуется более 10 млрд. долл. в год.
Что касается собственно наркоболезни, то здесь очень важно собрать сведения о тех, кто прошел курс лечения или нуждается в нем. Многие наркозависимые люди заявляют, что они чувствуют потребность в лечении, но при этом по разным причинам от него уклоняются. Необходимо создать новую систему учета наркозависимых и вовлеченных в употребление наркотиков, потому что после всех реформ в стране она нуждается в серьезной перестройке. К примеру, сведения о больных СПИДом сегодня не передаются в наркологические службы, хотя очевидно, что не менее двух третей из них -инъекционные наркоманы. Показательно, что среди задержанных ГИБДД в
7. См.: Известия от 19.03.2009, № 45.
8. Право и безопасность. - 2005. № 3 (16). - С. 65.
состоянии наркотического опьянения водителей всего лишь около 3% находятся на наркоучете, что явно свидетельствует о его недостатках. Данные разных ведомств с трудом поддаются обобщению и анализу.
Между тем опыт многих стран показывает, что система учета не только сочетается с демократическими устоями общества и соблюдением прав человека, но и необходима для защиты личности. В рамках новой антинаркотической политики требуется создание действенной системы учета на современных принципах и методах, в том числе и для того, чтобы планировать средства на лечение наркозависимых и их реабилитацию.
Основной принцип работы с наркоманами в России предполагает добровольность их участия в лечебно-реабилитационном процессе. Следует отметить, что в большинстве европейских стран недобровольная форма оказания наркологической помощи применяется в случае, если поведение индивида угрожает социальным интересам окружающих. При этом у наркозависимого нарушителя закона сохраняется возможность выбора: либо тюрьма, либо лечение.
У нас инициатива Минобрнауки России ввести массовое тестирование российских абитуриентов и студентов воспринята правозащитниками как нарушение базовых конституционных принципов - презумпции невиновности и права на частную жизнь. Однако в частных школах и университетах на Западе обязательность тестирования на употребление наркотиков прописывается в уставах учебного заведения: наркомана не пустят учиться, а студента, пристрастившегося к наркотикам, выдворят из вуза.
Необходимо уменьшить карательную составляющую в отношении больных, по сути, людей, всячески стимулируя их излечение. Но это должно происходить на фоне ужесточения законодательства относительно наркодельцов и распространителей крупных партий наркотиков. Отсутствие единого подхода в системе учета распространенности наркомании и ее последствий, законодательного урегулирования этого процесса мешает объединить усилия ведомств и организаций, призванных вести борьбу с ней, сконцентрировать все силы на реализации антинаркотической политики.
Основная тяжесть борьбы с наркоманией ложится пока на плечи государства. Оно осуществляет правовые санкции против преступников наркопроизводителей и накроторговцев, принимает меры по обнаружению мест производства наркотических средств и их локализации. За последние пять лет за незаконный оборот наркотиков в нашей стране осуждены почти 0,5 млн. человек.
Вместе с тем по-прежнему сохраняется неадекватное законодательное и правовое обеспечение существующей антинаркотической политики. Контрабанда наркотиков, к примеру того же афганского героина, и по сей день
преследуется так же, как и контрабанда продуктов питания. Однако социальные последствия этих преступлений абсолютно несопоставимы.
Большое внимание уделяется определению понятий крупной и особо крупной дозы наркотиков. Ответственность за хранение наркотика наступает с 0,5 г. Но законодательство при этом никак не регулирует вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда их партии составляют не граммы, а десятки и сотни килограммов. Оптовики по сути приравнены к мелким распространителям.
Административно-правовые режимы границы, торговли и ввоза грузов на территорию Российской Федерации крайне слабы и не позволяют успешно пресекать наркотрафики. Наркомафия ищет и находит лазейки в действующем законодательстве при ввозе в Россию сельскохозяйственной продукции без экспортных уведомлений, контрактов и иных документов, особенно в сезон поставок скоропортящейся сельхозпродукции и т.д.
Многие годы в обществе идет дискуссия о том, должен ли владелец дискотеки, ночного клуба или других центров молодежного досуга нести ответственность за распространение наркотиков в его заведении. Складывается впечатление, что действующее законодательство в ряде случаев облегчает доступ молодежи к наркотикам.
Необходимо в срочном порядке решить накопившиеся проблемы функционирования наркотической службы. И прежде всего, остановить процесс сокращения сети наркологических диспансеров и кабинетов. Так, согласно знаменитому Федерального закону № 122 «О монетизации льгот» функции этих кабинетов были переданы с муниципального уровня субъектам Федерации, однако порядок передачи и финансирования оказался не определен, что повлекло их массовое закрытие. Важно добиваться, чтобы наркологические центры и кабинеты в регионах стали по-настоящему действенными в организации профилактических мер, надо создать достойные условия для работников наркологической службы в целях сохранения и наращивания кадрового потенциала.
Реализация такого подхода к антинаркотической борьбе возможна лишь при интенсивном взаимодействии органов государственной власти и общественных структур, широкой подготовке кадров для этой работы. К сожалению, переход от деклараций и призывов к конкретным мерам по финансированию, оснащению и росту оплаты труда непосредственным участникам борьбы с наркоманией происходит слишком медленно.
Трудно переоценить участие в антинаркотической деятельности ведущих политиков, деятелей культуры, молодежных лидеров, известных людей. Об этом, в частности, свидетельствуют примеры из мировой практики. Когда такой деятельностью занималась Ненси Рейган, супруга президента США, потребление наркотиков в Америке значительно снизилось. Дорис Шрёдер-
Кемпф, супруга бывшего канцлера ФРГ Г. Шрёдера, всемерно поддерживала организации, занимающиеся проблемами малолетних наркоманов и беспризорных детей.
Эффективное противодействие наркотрафику потребует усилий многих стран. Вряд ли задержание отдельных наркокурьеров и увеличение количества изъятых наркотиков, имеют здесь решающее значение. Важнее наладить сотрудничество России со странами СНГ, Европейского союза, Шанхайской организации сотрудничества и другими государствами с целью определения зоны выращивания и производства наркотиков и создания барьеров для их распространения.
В ходе реализации Программы сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (сырья) на 2005-2007 гг. была проведена унификация их законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, осуществлена инвентаризация договорно-правовой базы, усовершенствована система контроля международных обязательств Российской Федерации в упомянутой сфере. Была разработана база данных с информацией о лицах, участвующих в незаконном обороте наркотиков, использованы новые технические средства для их выявления при транспортировке и противодействия распространению.
Принятые меры позволили уточнить основные и выявить новые маршруты поставок из стран Центральной Азии в Россию и государства Европы, продолжить работу по разоблачению преступных транснациональных групп, осуществляющих контрабанду наркотиков. География вновь выявленных маршрутов доставки показывает, что большая их часть пролегает через территории стран, образующих так называемый «пояс безопасности»..9.., и далее в Россию.
Государства СНГ в рамках комплексного противодействия наркоугрозе участвовали в создании «поясов безопасности» вокруг Афганистана, в международных операциях по отслеживанию оборота прекурсоров (сырья), проводимых под эгидой Международного комитета по контролю над наркотиками, в борьбе с преступлениями транснационального характера, осуществляли взаимодействие с Управлением ООН по наркотикам и преступности. Прово-
.9.. Под термином «пояс безопасности» подразумевается комплекс мер, прежде всего правоохранительных, по пресечению вывоза афганских наркотиков за рубеж, ввоза прекурсоров для производства героина в Афганистан, выявление и ликвидация транснациональных преступных группировок на маршруте доставки наркотиков. Первичный «пояс» создается по периметру границ самого Афганистана, другой - по внешним границам сопредельных с ним государств. Применительно к России вторым «поясом безопасности» является граница с Казахстаном.
дились научные исследования, изучался опыт работы учреждений и организаций, занимающихся проблемами наркомании, подготовкой и переподготовкой кадров, анализировались методы его внедрения в практическую деятельность.
Выраженная тенденция к росту наркотизации населения ставит Россию, приступившую в условиях мирового финансового кризиса к реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития за период до 2020 г. в очень сложное положение. Амбициозные планы социально-экономического, технологического, культурного или инновационного развития, а также антикризисные программы не могут успешно выполняться в условиях разгула наркомании.
По данным социологического исследования по общероссийской квотной выборке (2006-2008), выполненного рабочей группой Института социологии РАН под руководством члена-корреспондента М.К. Горшкова, рост алкоголизма и наркомании в последние годы занимает первое после роста цен на товары и услуги место в иерархии проблем, вызывающих у россиян особую озабоченность и тревогу-10...
Сегодня назрела острая необходимость в решительном переломе возникшей ситуации. Концепцию государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, утвержденную еще в 1993 г., можно охарактеризовать сейчас как явно устаревшую.
Президент Д.А. Медведев на заседании Совета безопасности (сентябрь 2009 г.) вынужден был признать, что коренного перелома в борьбе с наркоманией не произошло. В России нет даже полноценной государственной политики по профилактике наркомании. Совет безопасности наметил завершить разработку стратегии антинаркотической политики России в первом полугодии 2010 г..11. По мнению Д.А. Медведева, эта стратегия в первую очередь должна включать ужесточение ответственности граждан за распространение наркотиков, за коррупционные действия, связанные с ними. Он предложил подумать и о том, чтобы за мелкие преступления, совершенные наркоманами, им предоставлялась возможность замены уголовной ответственности на добровольное лечение.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков предложила установить список профессий (авиадиспетчеры, хирурги, шахтеры и другие профессии, связанные с ответственностью за жизни других), где должны быть введены предсменные и послесменные медицинские осмотры, в том числе и на предмет употребления наркотиков. В числе первоочередных мер -
10. Чего опасаются россияне? // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии Российской академии наук. - М.: Институт социологии РАН, 2008. № 6. - С. 8.
11. См.: Российская газета, 9 сентября 2009 г., № 168, www.rg.ru
создание новых центров реабилитации для больных наркоманией, медицинская проверка учащихся средних и высших учебных заведений на предмет употребления наркотиков, в мониторинговом режиме, с согласия родителей несовершеннолетних, сохранением других демократических норм и врачебной тайны. ФСКН предлагает также внести коррективы в лицензионное административное законодательство, чтобы наказывать менеджеров, владельцев ночных клубов, дискотек и других заведений за попустительство и неприятие мер по предотвращению и пресечению незаконного оборота и потребления наркотических средств.
Ни одна глобальная проблема не решается одними лишь запретительными мерами (усилением контроля на границах, ужесточением наказаний и т.д.). Создание гербицидов, селекция растений и создание альтернативных сельскохозяйственных культур - конкурентов нарконосителей, рецептур, нейтрализующих психоактивные компонеты наркотиков, - далеко не полный перечень необходимых мер. Комплексная программа совместных действий власти и общества в борьбе с «наркотической эпидемией» должна сочетать меры: экономические (борьба с бедностью, ликвидация безработицы), политические (ликвидация коррупции, усиление контроля за деятельностью силовых ведомств, повышение роли институтов гражданского общества в противодействии наркомании), социальные (развитие здравоохранения, образования, укрепление социального и правового статуса семьи, ликвидация беспризорничества, изменение форм подросткового и молодежного досуга с целью минимизации влияния наркотической, пивоалкогольной субкультуры).
Ключевым моментом в формировании новой антинаркотической политики стало понимание того, что основная угроза исходит от военно-политической ситуации в Афганистане, породившей масштабный экспорт опиатов в Россию и европейские страны. Не случайно Шанхайская организация сотрудничества провела в марте 2009 г. специальную конференцию по Афганистану с целью координации международного взаимодействия в антитеррористическом и антинаркотическом направлениях. Главы МИД России и Афганистана подписали межправительственное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с наркотиками, Россия внесла предложение создать «наблюдательный совет» в рамках ООН для борьбы с незаконным оборотом афганских наркотиков.