Научная статья на тему 'Логистические аспекты формирования конкурентных преимуществ'

Логистические аспекты формирования конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
166
Поделиться
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЛОГИСТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысолятин Алексей Витальевич

В статье рассматривается сущность, а также источники формирования и развития конкурентных преимуществ, раскрывается роль логистической концепции в поддержании конкурентоспособности организации

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сысолятин Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Логистические аспекты формирования конкурентных преимуществ»

Логистические аспекты формирования конкурентных преимуществ Сысолятин А. В.

Сысолятин Алексей Витальевич /Sysolyatin Alexey Vitalievich - кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и стратегического планирования, экономический факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

Аннотация: в статье рассматривается сущность, а также источники формирования и развития конкурентных преимуществ, раскрывается роль логистической концепции в поддержании конкурентоспособности организации.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, логистика, конкурентоспособность.

Целью товарной стратегии фирмы, на наш взгляд, должно являться определение и разработка конкурентоспособных и пользующихся спросом товаров [3]. Важнейший показатель конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, т. е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.

Конкурентные преимущества состоят в превосходстве компании над конкурентами в различных сферах деятельности предприятия, которое определяется более высокими экономическими показателями прибыли, рентабельности, рыночной доли. Другими словами, конкурентное преимущество - это те факторы и логистические активности, с помощью которых компания может производить товар, востребованный покупателями и превосходящий аналоги фирм-конкурентов.

Все виды конкурентных преимуществ предприятия можно разделить на три группы:

- преимущества низкого порядка;

- преимущества, занимающие промежуточное положение;

- преимущества высокого порядка.

Преимущества низкого порядка отождествляются с количественными факторами и экстенсивным ростом за счет использования более дешевых ресурсов. Они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны или скопированы конкурентами. Преимущества низкого порядка способны обеспечить лидерство над конкурентами лишь на короткий период.

К преимуществам, занимающим промежуточное положение, можно отнести: связи с клиентами, инвестиционную привлекательность фирмы, которая заставляет инвестора вкладывать средства в определенную сферу деятельности, цели и мотивацию владельцев, менеджеров и персонала фирмы. Наибольшую роль в создании конкурентных преимуществ играют успешно действующие маркетинговые подразделения, а также все большее преимущество получают фирмы, располагающие обширной и точной информацией о рынках, конкурентах, товарах и технологиях [2].

К преимуществам высокого порядка принято относить: дифференциацию на основе уникальных товаров и услуг, уникальную запатентованную технологию, ноу-хау и высокий профессионализм специалистов. Все эти преимущества затруднительно воспроизвести.

Конкурентные преимущества наиболее высокого порядка связаны с факторами стратегической направленности, определяющими позиции в конкурентной борьбе.

В основе стратегии достижения конкурентных преимуществ лежит концепция М. Портера. В соответствии с ней конкурентные преимущества являются результатом низкой себестоимости продукции, высокой степени дифференциации товаров, разумного сегментирования рынка, внедрения новшеств, быстрого реагирования на потребности рынка [1].

В качестве способа их достижения выступает логистическое администрирование. Начиная с 1990-х гг. логистика становится важнейшим стратегическим инструментом в конкурентной борьбе, неотъемлемой частью стратегии бизнеса.

Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет предприятиям существенно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, снизить себестоимость продукции и логистические издержки, обеспечить удовлетворение потребителей в качестве продукции и сопутствующем сервисе.

Например, эффективный логистический менеджмент может уменьшить общие издержки, давая фирме постоянное лидерство в уровне затрат на определенном сегменте рынка с последующим акцентом на минимизации цены и высоком уровне качества продукции и услуг.

Интеграционные процессы в мире и глобализация экономики меняют поведение современного потребителя, который при принятии решения о покупке товара исходит из набора ожиданий на уровне самых лучших мировых стандартов, требует товары наивысшего качества по приемлемой цене, ожидает быстрого реагирования на их запросы и сокращения цикла поставки. Фирмы все более оцениваются не только с точки зрения качества их продукции и сервиса, но гибкости и способности соблюдать правила

логистики: поставлять готовую продукцию вовремя в небольших объемах, в соответствии с заказанным количеством и непосредственно к месту потребления.

Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается увеличением их доли и во многом зависит от конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов.

В результате участники цепочки товародвижения должны быть выстроены в современные логистические каналы, что позволит снизить себестоимость продукта на основе минимизации затрат по доставке продукции конечному потребителю и сроков ее товародвижения.

При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и отличие от конкурентов, которое должно быть реальным и выделяющим товар на рынке.

Литература

1. Денисенко А. В. Формирование конкурентных преимуществ промышленного предприятия на региональном рынке потребительских товаров: дисс. ... кандидата экономических наук. Москва, 2011. 131 с.

2. Зенина Э. Е. Конкурентные преимущества высокого порядка и ключевые компетенции компании как

основа качества продукции в современных условиях. // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnye-preimuschestva-

vysokogo-poryadka-i-klyuchevye-kompetentsii-kompanii-kak-osnova-kachestva-produktsii-v-sovremennyh

(Дата обращения: 22.05.2015).

3. Сысолятин А. В. Стратегии маркетинга инноваций. // Проблемы современной науки и образования. -2015. - № 4 (34). - С. 83-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.