Научная статья на тему 'Логистические аспекты формирования конкурентных преимуществ'

Логистические аспекты формирования конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЛОГИСТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысолятин Алексей Витальевич

В статье рассматривается сущность, а также источники формирования и развития конкурентных преимуществ, раскрывается роль логистической концепции в поддержании конкурентоспособности организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистические аспекты формирования конкурентных преимуществ»

Логистические аспекты формирования конкурентных преимуществ Сысолятин А. В.

Сысолятин Алексей Витальевич /Sysolyatin Alexey Vitalievich - кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и стратегического планирования, экономический факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

Аннотация: в статье рассматривается сущность, а также источники формирования и развития конкурентных преимуществ, раскрывается роль логистической концепции в поддержании конкурентоспособности организации.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, логистика, конкурентоспособность.

Целью товарной стратегии фирмы, на наш взгляд, должно являться определение и разработка конкурентоспособных и пользующихся спросом товаров [3]. Важнейший показатель конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, т. е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.

Конкурентные преимущества состоят в превосходстве компании над конкурентами в различных сферах деятельности предприятия, которое определяется более высокими экономическими показателями прибыли, рентабельности, рыночной доли. Другими словами, конкурентное преимущество - это те факторы и логистические активности, с помощью которых компания может производить товар, востребованный покупателями и превосходящий аналоги фирм-конкурентов.

Все виды конкурентных преимуществ предприятия можно разделить на три группы:

- преимущества низкого порядка;

- преимущества, занимающие промежуточное положение;

- преимущества высокого порядка.

Преимущества низкого порядка отождествляются с количественными факторами и экстенсивным ростом за счет использования более дешевых ресурсов. Они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны или скопированы конкурентами. Преимущества низкого порядка способны обеспечить лидерство над конкурентами лишь на короткий период.

К преимуществам, занимающим промежуточное положение, можно отнести: связи с клиентами, инвестиционную привлекательность фирмы, которая заставляет инвестора вкладывать средства в определенную сферу деятельности, цели и мотивацию владельцев, менеджеров и персонала фирмы. Наибольшую роль в создании конкурентных преимуществ играют успешно действующие маркетинговые подразделения, а также все большее преимущество получают фирмы, располагающие обширной и точной информацией о рынках, конкурентах, товарах и технологиях [2].

К преимуществам высокого порядка принято относить: дифференциацию на основе уникальных товаров и услуг, уникальную запатентованную технологию, ноу-хау и высокий профессионализм специалистов. Все эти преимущества затруднительно воспроизвести.

Конкурентные преимущества наиболее высокого порядка связаны с факторами стратегической направленности, определяющими позиции в конкурентной борьбе.

В основе стратегии достижения конкурентных преимуществ лежит концепция М. Портера. В соответствии с ней конкурентные преимущества являются результатом низкой себестоимости продукции, высокой степени дифференциации товаров, разумного сегментирования рынка, внедрения новшеств, быстрого реагирования на потребности рынка [1].

В качестве способа их достижения выступает логистическое администрирование. Начиная с 1990-х гг. логистика становится важнейшим стратегическим инструментом в конкурентной борьбе, неотъемлемой частью стратегии бизнеса.

Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет предприятиям существенно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотных средств, снизить себестоимость продукции и логистические издержки, обеспечить удовлетворение потребителей в качестве продукции и сопутствующем сервисе.

Например, эффективный логистический менеджмент может уменьшить общие издержки, давая фирме постоянное лидерство в уровне затрат на определенном сегменте рынка с последующим акцентом на минимизации цены и высоком уровне качества продукции и услуг.

Интеграционные процессы в мире и глобализация экономики меняют поведение современного потребителя, который при принятии решения о покупке товара исходит из набора ожиданий на уровне самых лучших мировых стандартов, требует товары наивысшего качества по приемлемой цене, ожидает быстрого реагирования на их запросы и сокращения цикла поставки. Фирмы все более оцениваются не только с точки зрения качества их продукции и сервиса, но гибкости и способности соблюдать правила

логистики: поставлять готовую продукцию вовремя в небольших объемах, в соответствии с заказанным количеством и непосредственно к месту потребления.

Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается увеличением их доли и во многом зависит от конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов.

В результате участники цепочки товародвижения должны быть выстроены в современные логистические каналы, что позволит снизить себестоимость продукта на основе минимизации затрат по доставке продукции конечному потребителю и сроков ее товародвижения.

При определении конкурентных преимуществ важно ориентироваться на запросы потребителей и отличие от конкурентов, которое должно быть реальным и выделяющим товар на рынке.

Литература

1. Денисенко А. В. Формирование конкурентных преимуществ промышленного предприятия на региональном рынке потребительских товаров: дисс. ... кандидата экономических наук. Москва, 2011. 131 с.

2. Зенина Э. Е. Конкурентные преимущества высокого порядка и ключевые компетенции компании как

основа качества продукции в современных условиях. // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2011. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnye-preimuschestva-

vysokogo-poryadka-i-klyuchevye-kompetentsii-kompanii-kak-osnova-kachestva-produktsii-v-sovremennyh

(Дата обращения: 22.05.2015).

3. Сысолятин А. В. Стратегии маркетинга инноваций. // Проблемы современной науки и образования. -2015. - № 4 (34). - С. 83-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.