Научная статья на тему 'Логистическая концепция кластерного развития'

Логистическая концепция кластерного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шинкевич М. В.

Кластерная структуризация экономики перспективное направление повышения конкурентоспособности национальной экономики, способствует рациональному использованию ресурсов территорий, создавая предпосылки для производства добавленной стоимости внутри региональных (мезоэкономических) систем. Формирование кластеров на мезоуровне предполагает использование в рамках логистической концепции: концепции максимизации добавленной стоимости; концепции реструктуризации; концепции реализации логистического потенциала; институциональной концепции, основанной на минимизации трансакционных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шинкевич М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Логистическая концепция кластерного развития»

УДК 330.341

М. В. Шинкевич

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ

Кластерная структуризация экономики - перспективное направление повышения конкурентоспособности национальной экономики, способствует рациональному использованию ресурсов территорий, создавая предпосылки для производства добавленной стоимости внутри региональных (мезоэкономиче-ских) систем. Формирование кластеров на мезоуровне предполагает использование в рамках логистической концепции: концепции максимизации добавленной стоимости; концепции реструктуризации; концепции реализации логистического потенциала; институциональной концепции, основанной на минимизации трансакционных издержек.

Процессы кластеризации экономики в последние десятилетия определяют новый вектор развития мировой экономической системы, а зарубежные исследователи называют кластеризацию «новой волной» развития капитализма [1]. Термин «кластер» (cluster) был введен американским экономистом М. Портером в 1990 г. для обозначения групп конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны; при этом было указано, что компании из кластерных отраслей хозяйства страны имеют также тенденцию к географической концентрации. Позднее Портер придал термину географическую составляющую: кластер -это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластерный подход предлагается использовать при оценке международной конкурентоспособности страны [2], а мировой опыт доказывает, что кластерная структуризация экономики оказывает существенное влияние на повышение конкурентоспособности государства (примером может служить Финляндия, занимающая первое место в рейтинге технологической конкурентоспособности, экономика которой развивается по кластерному принципу). Кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности: при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли; как основа общегосударственной промышленной политики; при разработке программ регионального развития; как основа стимулирования инновационной деятельности; как основа взаимодействия большого и малого бизнеса. Для национальной экономики кластеры выполняют функцию точек роста внутреннего рынка, когда вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. В то же время М.Энрайт предположил, что конкурентные преимущества создаются не на наднациональном или национальном, а на региональном, то есть мезоуровне [3].

Поскольку кластер объединяет в себе всех участников цепочки добавленных стоимостей (процессы добавления стоимости от сырья до конечного продукта) какой-либо отрасли, родственные и поддерживающие отрасли, а также другие институты, имеющие отношение к данной отрасли, то, на наш взгляд, кластеры способствуют рациональному использованию ресурсов территорий, создавая предпосылки для производства добавленной стоимости внутри региональных (мезоэкономических) систем, что позитивно с позиции устранения сырьевой ориентации экономики.

Формирование кластеров на мезоуровне предполагает использование целого ряда концепций и подходов, среди которых нами выделяются: концепция кластерного развития, основанная на повышении конкурентоспособности мезосистемы; концепция самодостаточности кластера; концепция централизованного планирования потоков, а также логистическая концепция, основанная на оптимизации потоков (материальных, финансовых, информационных). В рамках общей логистической концепции существует несколько перспективных подходов, предлагаемых нами при разработке и внедрении кластерных инициатив на мезоуровне. Это концепция максимизации добавленной стоимости; концепция реструктуризации (оптимизации структуры добавленной стоимости, создаваемой в кластере, в том числе, с использованием аутсорсинга); концепция реализации логистического потенциала (данный подход может быть отнесен к реструктуризационным); институциональная концепция, основанная на минимизации трансакционных издержек, сопровождающих организацию логистических потоков.

Рассмотрим подробнее некоторые подходы логистической концепции кластерного развития.

Применение логистической концепции с позиций неоинституциональной теории для внедрения и развития кластерных инициатив обусловлено возможностью рассмотрения кластеров как институционально-логистических систем мезоуровня, поскольку кластер объединяет и цепочки добавления стоимости (включающие различные потоковые процессы) взаимосвязанных и поддерживающих отраслей, и различные институты, имеющие отношение к данным отраслям.

Под институционально-логистической системой мы предлагаем понимать логистическую систему, рассматриваемую с позиций неоинституционального подхода в качестве средства снижения потерь субъекта экономики (кластерного образования), т.е. как набор правил, в результате следования которым наблюдается уменьшение трансакционных издержек в сравнении с альтернативными моделями организации логистических потоков. Обращаясь к трансакционной теории, отметим, что, по мнению Дж. Коммонса, исходной единицей анализа при рассмотрении деятельности фирмы с точки зрения издержек по осуществлению хозяйственных сделок служит хозяйственная сделка (transaction). Требующая решения проблема состоит в нахождении способа организации сделки самым эффективным образом [4]. Такой подход основан на получивших распространение в экономической литературе идеях об ограниченных возможностях рыночного механизма, а также на определенных аспектах теории организации [5].

Институционально-логистическая система регулирует внешние и внутренние факторы внутри и за рамками кластера, воздействуя на них посредством (создания или использования действующих) институтов, тем самым снижая трансакционные издержки внутри и вне кластера, что положительным образом сказывается на повышении его конкурентоспособности. Для лучшего понимания данного подхода обозначим категорию «тран-сакционные издержки», которая занимает в неоинституциональной теории центральное место при определении экономических границ хозяйствующего субъекта. В общем виде трансакционные затраты - это затраты по налаживанию и осуществлению обменных соглашений на рынке закупок или сбыта, их размер зависит от вида приобретаемых услуг и выбранной формы координации. Трансакционные затраты могут составлять до 50 % от общих затрат. Значительная часть трансакционных затрат имеет логистический характер, например, к ним можно отнести: стоимость ресурсов, используемых для нахождения коммерческих партнеров, проведения переговоров об условиях поставок, составления контрактов, обеспечения прав собственности, получаемых посредством конкретной хозяйст-

венной связи; плату за посреднические услуги; рекламные расходы и стоимость времени на поиск коммерческих партнеров; затраты на транспортировку ресурсов от пункта приобретения к месту их использования и др.

Применение трансакционного подхода позволяет анализировать различные виды экономических связей, имеющих место в кластере (рыночные, внутрикластерные, внутрифирменные), к которым можно отнести, например: сложные контракты, включающие оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные соглашения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже наличных товаров, организацию однородных по составу групп, простых иерархических систем и различных сложных иерархических структур. Кроме того, важное значение в рамках неоинституциональной теории придается исследованию организационных аспектов экономических связей. Недостаточно рассматривать внутрифирменные/ внутрикластерные экономические связи, как если бы они были просто перенесены из рыночной сферы; имеет значение и то, как иерархически организуются эти связи, как они подчинены внутрифирменно-му/внутрикластерному управлению.

В ряде случаев возникает потребность в выделении трансакционных издержек, связанных со структурными изменениями внутри кластерного образования. Необходимость их компенсации вызвана необходимостью приспособления к факторам внешней среды. Качественный состав такого типа трансакционных издержек проанализирован в работе [6]. Подобная расширенная классификация трансакционных издержек может служить основой для выделения классификационных признаков в соответствии с различными прикладными задачами.

Вместе с тем указанные классификации достаточно сложно применять к анализу мезологистических систем (в том числе кластерного типа), поскольку Росстатагентство не занимается сбором информации в разрезе указанных элементов. Наиболее подходящим форматом наблюдения, в рамках которого аккумулируется значительный массив информации, является форма статистического наблюдения № 5-З - сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Количественный подход изучения величины и структуры трансакционных затрат приводится в методике, предложенной в работе [7] и учитывающей инновационную компоненту трансакционных затрат, несомненно важную для оценки эффективности функционирования логистических систем.

Большие возможности для проведения кластерных инициатив имеет концепция реализации логистического потенциала. Целью логистической системы (в виде которой можно рассматривать кластерное образование) с точки зрения неоинституционального подхода является максимизация добавленной стоимости, создаваемой в системе. Ресурсами (основными возможностями) логистической системы для достижения сформулированной цели мы считаем логистические технологии и инструменты, необходимые для формирования и максимизации добавленной стоимости во всех звеньях производственной цепочки логистической системы. На этих основаниях определим понятие логистического потенциала как способность логистической системы создавать (концентрировать) добавленную стоимость внутри системы (во всех звеньях производственной цепочки). Причем, уточняя данное понятие для кластера (мезологистической системы) с позиций неоинституционального подхода определим логистический потенциал кластерного образования как способность кластера с помощью необходимых инструментов логистизации формировать институционально-логистическую систему, снижающую трансакционные издержки, максимизируя тем самым добавленную стоимость в системе.

Детерминируя логистический потенциал, необходимо указать на его связь с понятиями эффекта и эффективности логистической системы, поскольку именно получение логистического эффекта становится видимым результатом использования логистического потенциала. Эффективность логистической системы - показатель (или система показателей), характеризующий уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне общих логистических затрат. Экономический эффект в рамках логистической системы возникает в результате экономии и рационального использования материальных ресурсов, используемых в производственной деятельности предприятия. Процесс эффектообразования в логистической системе следует рассматривать в целостной совокупности, что предполагает определение общего экономического эффекта с учетом экономии и затрат во всех логистических подсистемах для трех видов потоковых процессов: материального, финансового и информационного.

Как отмечалось выше, институционально-логистическая система - это институт, функционирование которого обеспечивает снижение трансакционных издержек, в том числе вдоль организованных цепей поставок либо отдельных звеньев цепи. Исходя из этого мы предлагаем эффективность институционально-логистической системы оценивать как полученный эффект от функционирования системы к затратам функционирования. Эффект институционально-логистической системы можно оценить как сумму эффектов звеньев цепи, т. е. сниженные трансакционные издержки каждого звена цепочки поставок (которые можно оценить по отдельному предприятию как трансакционные издержки до начала функционирования в рамках институционально-логистической системы и после включения в систему). Эффективность цепи поставок можно оценить как отношение результата (продукта) к затратам. Связь между данными показателями проявляется в следующем: функционирование институционально-логистической системы может уменьшить трансакционные издержки каждого звена цепи и цепи поставок в целом. Чем больше сделано затрат в институционально-логистической системе - тем больше эффект, тем меньше трансакционные издержки в цепи, подконтрольной данной институционально-логистической системе.

Весьма перспективной представляется использование в кластерах концепции логистического аутсорсинга, с помощью которого реструктуризируется и оптимизируется структура добавленной стоимости, создаваемой в кластере. Концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые экономический субъект (в рассматриваемом случае - кластерное образование) может доверить внешнему партнеру. Избавление от неэффективных или непрофильных бизнес-процессов позволяет, помимо указанной оптимизации структуры добавленной стоимости, высвободить капитал для развития основных видов деятельности, сократить сроки разработки продукции, повысить скорость адаптации к изменениям во внешней среде и на рынке.

Аутсорсинг предполагает долгосрочную передачу полномочий логистическому провайдеру по управлению распределением материальными потоками экономического субъекта (кластерного образования) и является средством для разработки, реализации и управления бизнес-моделью организации (кластера), что позволяет компании сосредоточить свои усилия и ресурсы на ключевой компетенции. При этом внешний логистический провайдер способен преодолеть внутреннюю инерцию организации (кластерного образования), которая не позволяет кластеру производить улучшение логистического процесса и снижение логистических затрат своими силами.

В экономической литературе встречаются различные классификации аутсорсинга. Например, в одной из классификаций выделяют функциональный (передача непрофильных функций управления и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям); операционный (передача функций производства); ресурсный (отказ от собственных ресурсов и приобретение их на стороне). Другой вариант - аутсорсинг подразделяется на производственный, бизнес-процессов и информационных технологий. На наш взгляд, целесообразно выделение двух типов аутсорсинга: функционального и ресурсного. Каждый из типов аутсорсинга может быть реализован для повышения эффективности кластеризации, однако лишь на базе определенных институциональных преобразований на мезоуровне.

Реализация института аутсорсинга на мезоуровне должна осуществляться при соблюдении следующих условий: создание институциональных условий для снижения стоимости услуг аутсорсинга; поддержание конкурентной среды на рынке услуг аутсорсинга, что в настоящее время реализуется посредством конкурсов на проведение разработок (имеются свои недостатки); недопущение негативных моментов глобализации услуг аутсорсинга.

Литература

1. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999.

2. ПортерМ. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

3. EnrightM.J. Regional Clusters: What we know and what we should know. Paper prepared for the Kiel Institute International Workshop on Innovation Clusters and Interregional Competition, 2002.

4. Commons G.R. Institutional Economics. New York: Macmillan, 1934.

5. Уильямсон О. Фирмы и рынки (Современная экономическая мысль. Серия «Экономическая мысль Запада»). М.: Прогресс, 1981 // Источник: http://gallery.economicus.ru/

6. Мищенко А.П., Гафиятуллин М.М. Формирование рациональных торговых сетей. Казань: ФЭН, 2004.

7. Шинкевич А.И. Совершенствование институциональной системы инновационного развития регионального промышленного комплекса: на примере Республики Татарстан. Казань: Изд-во Ка-занск. ун-та, 2005.

© М. В. Шинкевич - канд. экон. наук, доц. каф. экономики КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.