ЛОГИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Н.В. ЗАДОХИНА
старший преподаватель кафедры информатики и математики Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования Научный руководитель и рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Тихомиров С.Н.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается понятие и структура логико-познавательных задач, являющихся средством формирования культуры логического мышления в образовательных учреждениях МВД России. Формирование культуры логического мышления становится важнейшим направлением процесса подготовки будущих сотрудников ОВД, так как помогает выпускникам образовательных учреждений МВД России успешно разрешать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: культура логического мышления, логическое мышление, логико-познавательные задачи, информация, информационная модель, проблемная ситуация, приемы мыслительной деятельности.
LOGICAL-COGNITIVE TASKS AS A MEANS OF FORMING CULTURE OF LOGICAL THINKING OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY
N. V. ZADOKHINA
senior teacher of chair of informatics and mathematics of the Ministry of Internal Affairs Moscow university ofRussia
Annotation. The article discusses the concept and structure of logical-cognitive tasks for creating a culture of logical thinking in educational institutions the Russian Interior Ministry. Building a culture of logical thinking is the most important area of the preparatory process for the future of law enforcement officers, as it helps graduates of educational institutions of the Russian Interior Ministry to successfully resolve the problems in their professional activities.
Key words: culture of logical thinking, logical thinking, logical-cognitive tasks, information, information model, problem situation, ways of thinking activity.
В условиях глобальных изменений социально-экономической сферы современного общества высококвалифицированными являются специалисты, которые не только обладают достаточным объемом специальных знаний, но и имеют высокий уровень культуры логического мышления, предполагающий способность вступать во взаимодействие с окружающим миром и успешно разрешать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности.
Очевидно, что мыслительные процессы играют ведущую роль и в деятельности сотрудника ОВД, что является закономерным, так как его работа состоит в постоянном поиске и переработке специфической информации.
В этой связи формирование высокой культуры логического мышления становится важнейшим на-
правлением процесса подготовки будущих сотрудников ОВД, так как помогает выпускникам образовательных учреждений МВД России:
1) развивать последовательность мыслительного процесса, совершенствовать формальный аппарат мышления;
2) грамотно оперировать юридической и специальной терминологией; развивать логически-стройную и аргументированную речь;
3) понимать сложные политико-правовые процессы и социальные явления, а также причинно-следственные связи современного общества;
4) вскрывать юридические и фактические противоречия, а также другие логические ошибки в документах и нормативно-правовых актах, в собственных и чужих рассуждениях;
5) логически правильно (последовательно, обоснованно) составлять и оформлять официальные документы;
6) всесторонне изучать вновь поступившую информацию о совершенном преступлении, а также анализировать и обобщать имеющиеся факты; сопоставлять имеющиеся сведения с информацией, полученной в ходе осмотра места преступления;
7) выделять главные обстоятельства расследуемого дела; абстрагироваться от несущественных признаков предметов и деталей расследования;
8) раскрывать очевидные и выявлять скрытые связи между сведениями и фактами, а также сравнивать факты доказательной базы с элементами состава преступлений;
9) конкретизировать отдельные детали преступления путем умелой постановки вопросов, а также сравнивать показания, полученные в ходе допроса, с ранее выявленными по делу доказательствами;
10) классифицировать признаки механизма сле-дообразования, почерка, внешности и др. при решении идентификационных и диагностических задач судебной экспертизы;
11) уметь формулировать выводы, выдвигать следственные, судебные и экспертные версии, проверять и обосновывать их достоверность;
12) отстаивать свои убеждения при помощи логически обоснованных аргументов и убедительно опровергать заблуждения своих оппонентов;
13) оперативно ориентироваться в любой проблемной ситуации, проявлять критичность и непредвзятость мышления.
Диагностические исследования в Московском Университете МВД России подтверждают наличие значительных недостатков в логических знаниях и умениях курсантов младших курсов. К типичным логическим ошибкам обучающихся относятся ошибки в определении понятий, классификации совокупности объектов, определении истинности аргументов в процессе доказательства, умении формулировать гипотезы, ставить вопросы, обосновывать и обобщать на примере, проводить рассуждения по аналогии, составлять алгоритм решения проблемной ситуации. Так, обучающиеся часто дают определения понятий, в которых объем определяемого понятия больше или меньше объема определяющего: «Революция — это крупное историческое событие, в результате кото-
рого в обществе меняется политическая власть» (слишком узкое определение) или «Персональный компьютер — это электронное устройство» (слишком широкое определение). Часто определение заключает в себе круг, т.е. в определении сначала первое понятие определяется через второе, а затем второе — через первое: «Логика — это наука о правильном мышление, а правильное мышление — это логическое мышление». Нередко обучающиеся пытаются определить некоторый термин через сам же термин: «Множество — это множество объектов или предметов, объединенных общим признаком» или «Решить уравнение — это значит найти то число, которое является его решением».
Следует заметить, что если преподаватель невнимателен к логическим ошибкам в ответах студентов, то навык обучающихся неправильно выражать свои мысли будет укрепляться, что, в свою очередь, ведет к искажению сущности изучаемых процессов и явлений.
Культура логического мышления является не только основой познавательной самостоятельности обучающихся, позволяющей выделять главное, четко формулировать свои мысли, быстрее адаптироваться в будущей профессии, но и основой формирования мотивированной деятельности и умений разрешать проблемы, возникающие в реальной жизни.
Это означает, что формирование культуры логического мышления как основы общей культуры личности у курсантов образовательных учреждений МВД России является одной из первостепенных задач, которую необходимо решать в рамках поэтапного комплексного образовательно-воспитательного процесса.
Одним из решений данной проблемы является формирование культуры логического мышления курсантов не только при изучении предмета классической логики, но и в рамках общеобразовательных дисциплин естественнонаучного цикла: «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», «Математика и информатика», «Математика». Это достигается при решении специально разработанной системы логико-познавательных задач, содержание которых направлено на развитие мыслительных способностей обучающихся. Развитие мыслительной деятельности происходит, главным образом, в преодолении трудностей в учении. Только тогда обучение будет максимально способствовать умственному развитию
человека. Именно учебные задачи являются одной из основных форм развития логического мышления в образовательном процессе.
Поэтому не случайно многие исследователи предлагают организовывать процесс обучения вокруг задач и проблем, а мыслительной деятельности придавать форму этапности в переработке и усвоении информации.
Решение любой задачи практически всегда включает в себя следующие этапы:
1) формирование задачи — обнаружение проблемы в изучаемом материале и возникновение стремления к ее разрешению;
2) анализ условия задачи — расчленение основной проблемы задачи на составляющие, установление зависимостей между имеющимися данными;
3) актуализация знаний и активизация мыслительной деятельности;
4) выдвижение гипотез относительно алгоритма решения задачи;
5) выбор алгоритма решения и поиск искомого, т.е. собственно решение задачи;
6) проверка решения;
7) анализ результатов и возможное выявление новых проблем, подлежащих решению.
Таким образом, источником любой задачи является проблемная ситуация, при решении которой развиваются основные приемы мыслительной деятельности обучающегося: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация, конкретизация, сравнение, выявление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез.
В этой связи большое значение приобретают логико-познавательные задачи, сущностью решения которых является работа с информационной моделью и с информацией, имеющей логические связи внутри этой модели. Данный класс задач практикуется, как правило, при изучении общеобразовательных дисциплин естественнонаучного цикла: «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», «Математика и информатика», «Математика».
Вышеназванные дисциплины в большей степени, чем другие учебные дисциплины, влияют на формирование и развитие логического мышления обучающихся. Основной причиной этого является наличие у
них таких особенностей, как высокий уровень систематизации и алгоритмизации материала, лаконизм логических конструкций, рациональные методы и дискретность хода рассуждений, оперирование формализованными конструкциями и математико-линг-вистическими моделями. Таким образом, в процессе обучения данным дисциплинам происходит изучение логических методов познавательной деятельности, не связанных со специфическим содержанием учебных предметов и распространяющихся на любую область человеческой деятельности.
Несмотря на огромное разнообразие логико-познавательных задач, можно выделить их основные типы, которые встречаются наиболее часто. Это задачи, требующие:
V- поиска вида преобразования между исходными
данными и получаемым результатом; Ф построения информационно-логических моделей;
ф построения иерархических систем; ф умения определять понятия, оперировать понятиями, устанавливать причинно-следственные связи и выявлять логические ошибки. Содержание логико-познавательных задач может различаться по уровню сложности рассматриваемых проблем. Задачи первого уровня наиболее просты и для их решения требуется базовый объем знаний по конкретной дисциплине. Каждый следующий уровень углубляет и обобщает предыдущий и нередко требует умения синтезировать знания по нескольким дисциплинам.
Литература
1. Дьяченко Г.М. Компетентностный подход к формированию логической культуры учащихся в процессе обучения информатике: дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2005.
2. Задохина Н.В. Логическая культура и проблемы ее формирования в высших учебных заведениях. «Психология. Социология. Педагогика». № 10. 2011.
3. Калошина А.П., Харичева Г.И. О формировании логических приемов мышления. Советская педагогика. № 4. 1975.
4. Яковлева Е.В. Система формирования логической культуры студентов высших учебных заведений: дисс. . докт. пед. наук. Казань, 2009.
5. Яковлева Е.В. Макусева Т.Г. Использование логических задач в процессе самостоятельной работы студентов Вестник ТГПУ. № 12. 2010.