®
www.volsu.ru
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.4.22
УДК 159.955:16 ББК 87.153.4
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И МОДЕЛИ ВОЗМОЖНОГО МИРА
Нина Александровна Калашникова
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Волгоградский государственный университет [email protected], [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Светлана Борисовна Токарева
Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, Волгоградский государственный университет [email protected], [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В условиях современного общества, когда информация становится основной ценностью, от личности требуется высокая культура мышления: умение логически верно рассуждать, опираясь на знание законов, методов и видов формальной и диалектической логики; давать определения понятиям и оперировать ими; делать умозаключения; аргументировать; видеть противоречия; систематизировать и классифицировать имеющиеся знания; отличать истину от лжи, основываясь на формально-логических критериях. Культура мышления предполагает осуществление практической и познавательной деятельности на основе логических правил и законов, сознательного использования понятийного аппарата современной науки, соблюдения норм и принципов социального познания, в том числе активно-критического отношения к действительности.
Логическая культура личности зависит от логической культуры того общества, к которому она принадлежит. В статье показано, что каждая культура формирует представления не только о реальном, но и о возможном мире, позволяя человеку логически мыслить в обобщенных терминах «возможного опыта». Возможный мир описывается с применением деонтической модальности и выступает как мир должного. Возможны две модели такого описания: с опорой на формулу «должно быть» и с опорой на формулу «должно быть сделано». Показано, что первая модель требует от личности соотно-
РЧ
^ сить свои поступки преимущественно с моральными сентенциями и характеризуется « низким уровнем критичности. Вторая, напротив, предполагает, что нормы регламентируют порядок практических действий, а их применение требует высокого уровня раз-[2 вития критического мышления.
Логическая культура личности нуждается в целенаправленном формировании, К которое обеспечивается организованной познавательной деятельностью в рамках Ц специализированных социальных институтов, прежде всего, института образова-§ ния. Отвечая на новые социальные вызовы, система образования должна разви-1 вать у обучаемых логическую компетентность. Средством преодоления описан-^ ной проблемы может стать изучение дисциплины «Критическое мышление» наря-© ду с формальной логикой. Критическое мышление, опираясь на уже сформирован-
© (N
ные навыки логического мышления, дополняет и развивает их, повышая логическую культуру личности в целом.
Ключевые слова: критическое мышление, логическое мышление, логическая культура, модели возможного мира, образование.
Современное общество характеризуется ускоренными темпами развития, высокой социальной неопределенностью, созданием глобального информационного пространства и переходом к новой системе коммуникативных взаимодействий. В условиях, когда информация становится основной ценностью, крайне важно уметь правильно работать с ней, анализировать и оценивать ее, делать обоснованные выводы и принимать самостоятельные решения, что, в свою очередь, требует от личности соответствующей культуры мышления.
Культура мышления предполагает осуществление практической и познавательной деятельности на основе логических правил и законов, сознательного использования понятийного аппарата современной науки, соблюдения норм и принципов социального познания, в том числе активно-критического отношения к действительности [3]. Важной составляющей культуры мышления является логическая культура личности, которая выражается в умении логически верно рассуждать, опираясь на знание законов, методов и видов формальной и диалектической логики; давать определения понятиям и оперировать ими; делать умозаключения; аргументировать; видеть противоречия; систематизировать и классифицировать имеющиеся знания; отличать истину от лжи, основываясь на формальнологических критериях.
В.И. Свинцов под логической культурой личности понимает «индивидуальную логику», трактуемую как «способность человека осуществлять и контролировать различные интеллектуальные операции (умозаключать, доказывать, выдвигать и развивать гипотезы, классифицировать, строить определения и т. д.); способность, оцениваемую по степени корректности этих операций» [5, с. 114]. Логическая культура, таким образом, включает в себя: 1) индивидуальный аспект, связанный с тем, что источником мышления является отдельный человек; 2) социальный аспект, обусловленный человеческим общением пре-
имущественно в языковой форме; 3) познавательный - логическая культура является инструментом познания, необходимым для открытия истины; 4) научный - логическая культура является фундаментом культуры научного мышления [1, с. 148].
Уровень логической культуры личности определяется многими факторами, но основным из них остается социальная среда, хотя врожденные способности тоже имеют значение. Логическая культура личности зависит от логической культуры того общества, к которой она принадлежит. Этот феномен В.И. Свинцов называет «логосферой», понимая под этим термином не всегда явную, но «типичную для данной социальной среды совокупность стереотипов мышления, проявляющуюся в способах аргументации, в умении оценивать умозаключения, разрабатывать гипотезы (с последующим определением их вероятности), в способности систематизировать объекты (классифицировать или типо-логизировать) и т. д.» [5, с. 116].
Специфика социальной среды наряду с историческими условиями, ценностями и нормами в значительной степени определяется сложившимися в культуре логическими традициями, в рамках которых каждая культура формирует представления не только о реальном, но и о возможном мире. Благодаря этому в рассуждения включаются отклоняющиеся от норм и аномальные ситуации, обобщенные случаи, потенциальные объекты и др. Существующая в культуре традиция описания области возможных миров позволяет человеку логически мыслить в обобщенных терминах «возможного опыта», принципы которого были сформулированы в учении И. Канта о трансцендентальном субъекте. Выбор между возможными мирами осуществляется индивидом с учетом его знаний и представлений как о физических процессах, так и о законе, морали, норме.
Возможный мир, описанный с применением деонтической модальности, выступает
как мир должного. Базовая для такого описания безличная формула «должно быть» ориентирована на идеал, а действующая система норм реализует деонтические принципы, обеспечивающие возможное положение дел, поступков или ситуаций. Нормы в этом случае не технологичны: они не столько регламентируют порядок действий, способствующий достижению цели, сколько выступают способом соотнесения реальности с социальными или моральными идеалами, а потому выполняют по отношению к практике ограничительную функцию: вменяют субъекту определенные правила, запрещают определенные действия, обязывают к совершению определенных поступков.
В результате нормы заполняют объективный разрыв между деонтически возможным миром и реальной практикой человеческой деятельности, играя роль своеобразного медиатора между ними. В этой ситуации критическая функция мышления снижена: для того, чтобы соотносить свои действия с моральными сентенциями, от субъекта не требуется высокого уровня критичности; напротив, это могло бы поставить под сомнение сами нормы. Моральные нормы, в отличие от практических ситуаций, легко поддаются обобщению, типизации. Отсюда рождается привычка подводить индивидуальные поступки под типические, стереотипные представления, что также не способствует повышению критического потенциала мышления личности.
Однако в условиях возрастания сложности и неопределенности современного мира ориентация на типичные установки и стереотипные оценочные реакции становится неэффективной стратегией. В связи с этим требует преодоления привычка видеть в нормах поведения прототипы действий и возникает настоятельная необходимость развития критической функции мышления, ориентирующей личность на прагматический, «технологический» подход, анализ фактического положения вещей и реальных отношений.
Интерес к критическому мышлению в западной логической традиции сложился в силу господствующей в ней логико-деонтической модели, основу которой составляет практически ориентированная «формула» нормы «должно быть сделано». Нормы вы-
полняют по отношению к практическим действиям инструментальную функцию, обеспечивая поступательное движение к цели и реализацию замысла.
Социально-политические перемены, произошедшие в жизни российского общества после 1990 г., способствовали изменению «практических схем» и представлений, позволяющих личности ориентироваться в социальной действительности, организовывать и оценивать как собственные действия, так и действия окружающих. Изменение габитуса -предрасположенности личности к определенным поведенческим реакциям - потребовало корректировки лежащих в их основании логических практик. В этой связи логическая культура личности как никогда нуждается в целенаправленном формировании, которое обеспечивается организованной познавательной деятельностью в рамках специализированных социальных институтов, прежде всего, института образования.
Отвечая на новые социальные вызовы, система образования должна развивать у обучающихся логическую компетентность, позволяющую осваивать новые области знания и приобретать необходимые навыки: 1) для коммуникации - умение определять предмет мысли или разговора, правильно систематизировать класс мыслимых объектов, различать истинные и ложные суждения, корректно формулировать вопросы и отвечать на них, владеть искусством правильного умозаключения, аргументированно защищать свою точку зрения; 2) для работы с информацией - умение отделить факты от интерпретации, главные смысловые блоки от второстепенных; увидеть их взаимосвязи, определить достоверность источников информации; сравнить информацию из различных источников; 3) для организации мышления - умение осуществлять це-леполагание, выбирать стратегию и тактику достижения поставленных целей [7].
Однако, как показывает практика, многие обучающиеся испытывают затруднения при попытке корректного с точки зрения логики изложения собственных мыслей в устной и письменной форме. Они не владеют навыками логического мышления, позволяющими выделить и обосновать основную мысль, проанализировать и обобщить учебный мате-
риал и сделать из него выводы. Средством преодоления описанной проблемы может стать изучение, наряду с формальной логикой, дисциплины «Критическое мышление». Знание законов логики и содержания операций с формами мышления еще не гарантирует возможности применения указанных знаний на практике. Следовательно, нужна такая логика, которая содержала бы непосредственные рекомендации по решению тех или иных практических задач. «Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта [6, с. 103].
«Неформальная логика анализирует "естественные" рассуждения, не стремясь подогнать их под стандартные структуры формальной логики, она чувствует себя более свободной в рассмотрении тех аспектов осуществления субъектом логических процедур, которые носят принципиально "антропологический" характер... В этом смысле неформальную логику можно рассматривать как реализацию "феноменологического" подхода в логике, а ее "недостаточная" теоретичность и отсутствие собственных формализованных методов делают ее более доступной для изучения и применения в реальной жизни. В то же время, проводя "первичную обработку логического материала", неформальная логика не только не исключает, но привлекает те методы формальной логики, которые являются адекватными для конкретного случая, и, в свою очередь, может обладать эвристической значимостью для формальной логики» [4, с. 100].
Как отмечает В.А. Брюшинкин, «западные логики давно уже озабочены вопросом, как поддерживать свою полезность обществу, и наряду с формальными исследованиями развивают теорию критического мышления, неформальную логику, систематические исследования аргументации» [2, с. 83]. Таким образом, критическое мышление, опираясь на уже сформированные навыки логического мышления, дополняет и развивает их, повышая логическую культуру личности в целом.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Блажевич, Н. В. Генезис логической культуры / Н. В. Блажевич //Академический вестник. -2012. - № 2 (20). - С. 148-154.
2. Брюшинкин, В. А. Рефлексируя проблему / В. А. Брюшинкин // Философские науки. - 2009. -№ 4. - С. 83-86.
3. Галушко, В. Г. Формально-логические правила и формирование культуры мышления будущего специалиста / В. Г. Галушко // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2015. - Т. 24, № 2 (24). - С. 147-153.
4. Грифцова, И. Н. Логика как теоретическая и практическая дисциплина (к вопросу о соотношении формальной и неформальной логики) / И. Н. Грифцова. - М. : Эдиториад УРСС, 1998. -152 с.
5. Свинцов, В. А. Логическая культура личности / В. А. Свинцов // Общественные науки и современность. - 1993. - № 4. - С. 114-124.
6. Сорина, Г. В. Критическое мышление: история и современный статус / Г. В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. - 2003. - № 6. - С. 97-110.
7. Турчевская, Б. К. Логическая компетентность и критическое мышление / Б. К. Турчевская, И. В. Брылина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://science-education. ru/ru/article/view?id=22504 (дата обращения: 22.12.2016). - Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Blazhevich N.V. Genezis logicheskoy kultury [The Genesis of Logical Culture]. Akademicheskiy vestnik, 2012, no. 2 (20), pp. 148-154.
2. Bryushinkin V.A. Refleksiruya problemu [Reflecting the Problem]. Filosofskie nauki, 2009, no. 4, pp. 83-86.
3. Galushko V G. Formalno-logicheskie pravila i formirovanie kultury myshleniya budushchego spetsialista [Formal-Logical Rules and the Creation of a Culture of Thinking of the Future Specialist]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo institutapsikhologii i sotsialnoy raboty, 2015, vol. 24, no. 2 (24), pp. 147-153.
4. Griftsova I.N. Logika kak teoreticheskaya i prakticheskaya distsiplina (k voprosu o sootnoshenii formalnoy i neformalnoy logiki) [Logic as a Theoretical and Practical Discipline (on the Relationship between Formal and Informal Logic)]. Moscow, URSS Editorial Publ., 1998. 152 p.
5. Svintsov V A. Logicheskaya kultura lichnosti [Logical Culture of Personality]. Obshchestvennye nauki i sovremennost, 1993, no. 4, pp. 114-124.
6. Sorina G.V Kriticheskoe myshlenie: istoriya i sovremennyy status [Critical Thinking: History and Current Status]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya, 2003, no. 6, pp. 97-110.
7. Turchevskaya B.K., Brylina I.V. Logicheskaya kompetentnost i kriticheskoe myshlenie [Logical Competence and Critical Thinking]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 2-2. Available at: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=22504. (accessed December 22, 2016).
CRITICAL THINKING AND LOGICAL CULTURE OF PERSONALITY AND THE MODELS OF THE POSSIBLE WORLD
Nina Aleksandrovna Kalashnikova
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy, Volgograd State University [email protected], [email protected]
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Svetlana Borisovna Tokareva
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of Department of Philosophy,
Volgograd State University
[email protected], [email protected]
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. In today's society, where information becomes a core value, the person is supposed to have a high culture of thinking: the ability to logically argue, relying on the knowledge of the laws, methods and forms of formal and dialectical logic, to give the definition and operate with concepts, to make inferences, to see the contradictions, to organize and classify existing knowledge, to distinguish truth from falsehood, relying on formal-logical criteria. The culture of thinking involves the implementation of practical and cognitive activity on the basis of logical rules and laws, conscious use of the conceptual apparatus of modern science with respect to the norms and principles of social cognition, including an active and critical attitude towards reality.
Logical culture of personality is dependent on the logical culture of the society to which it belongs. The article shows that each culture creates not only a representation of the real, but also of the possible world that allows a person to think logically in generalized terms "possible experience." A possible world is described with the use of deontic modality and stands as the world properly. There are two models of this description: relying on the formula "should be" and with the support formula "should be done". It is shown that, according to the first model, the person needs to relate their actions primarily with moral maxims and is characterized by a low level of criticality. The second model, on the other hand, suggests that the rules regulate the procedure for action, and their use requires a high level of critical thinking.
Logical culture of personality needs purposeful formation, which is provided by an organized cognitive activity within specialized social institutions, especially education institution. Responding to new social challenges, the education system should develop the trainees' logical competence. The means of overcoming the described problem could consist in studying the discipline "Critical thinking", along with formal logic. Critical thinking, relying on already established logical thinking skills, complements and develops them, raising a logical culture of the person.
Key words: critical thinking, logical thinking, logical culture, models of possible world, education.