результатов горнодобывающей деятельности, замены существующей мировоззренческой парадигмы ноосфе-рным мышлением [3].
Поэтому особую важность заслуживает обеспечение качественно нового экологического образования, нацеленного на то, чтобы современный горный инженер мог оценивать реальные последствия профессиональной деятельности на окружающую среду, компетентно решать проблемы экологии, осуществлять внедрение экотехнологий.
Горнодобывающая промышленность представляет собой стратегическую отрасль производства, где возможно использование значительных количеств образующихся отходов. Экологическая подготовка должна не просто войти в структуру системы образования инженеров-горняков, но и стать одной из ее основ.
Таким образом, экологическая культура — это приоритетное направление в экологизации профессиональной подготовки будущего инженера горного профиля; одним из приоритетов должна стать разработка нового образа жизни, гарантирующего экологически
безопасное и устойчивое развитие нашей страны. Именно такую концепцию экологизации, на наш взгляд, целесообразно реализовать для подготовки инженера горного профиля, способного понимать и решать любые экологические проблемы.
Литература
1. Гейвандов Э.А. Экология: словарь-справочник для школьников и студентов. В 2 т. Т. 2. М., 2002.
2. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д., 1996.
3. Козлова О.Н. Экологизация и гуманизация в образовании, соотношение тенденций // Философия экологического образования. М., 2001.
4. Лихачев Б.Т. Экология — проблема нравственная // Наше наследие. 1991. № 2.
5. ПеччеиА. Качество человека. Нью-Йорк, 1977.
6. Печчеи А. Сто страниц на будущее: Размышления президента Римского клуба. Нью-Йорк, 1981.
7. Социально-экологический словарь / Отв. ред. И.Н. Ремизов. М., 2002.
КУЛЬТУРА ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
Н.В. ЗАДОХИНА,
старший преподаватель кафедры информатики и математики Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Научный руководитель и рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Тихомиров С.Н.
Аннотация. Рассматривается важная для образования и воспитания проблема: формирование культуры логического мышления будущих специалистов. Формирование культуры логического мышления оказывает значительное влияние познавательную деятельность, развивая абстрактное мышление и понимание глубинной взаимосвязи между различными отраслями научного знания. Особое внимание уделяется решению проблемы в образовательных учреждениях МВД России.
Ключевые слова: культура логического мышления, логическое мышление, логика, логические знания, логические умения, мотивация, познавательный процесс, общеобразовательные дисциплины.
CULTURE OF LOGICAL THINKING AND PROBLEM OF ITS FORMATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
N.V. ZADOKHNA,
senior teacher of chair of informatics and mathematics of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. This article discusses important for modern education and training problem: creating a culture of thinking logical future specialists. Building a culture of logical thinking of having a significant influence cognitive activity, developing abstract thinking and deep understanding of the relationship between the various branches of scientific knowledge. Particular attention is given to the solution of this problem in educational institutions the Russian Interior Ministry.
Keywords: culture of logical thinking, logical thinking, logic, logical knowledge, logical skills, motivation, cognitive process, general educational disciplines.
Глобальное реформирование системы МВД России заставляет руководящий и профессорско-преподавательский состав высшей военной школы активно искать пути повышения качества подготовки офицерских кадров. Одним из них является формирование культуры логического мышления обучающихся, что необходимо для осмысления процессов общественной жизни и оптимального разрешения проблем, возникающих в профессиональной деятельности.
Формирование культуры логического мышления оказывает значительное влияние на познавательную деятельность, развивая у курсантов абстрактное мышление и понимание глубинной взаимосвязи между различными отраслями научного знания. Если не уделять внимание именно этим способностям, то у обучающегося может закрепиться навык запоминать изучаемый материал полумеханически, что, в свою очередь, ведет к росту показной эрудиции и тормозит развитие интеллекта. Важнейшей целью обучения в высшей школе в целом и в высших учебных заведениях МВД России в частности, является научить студентов учиться. Овладеть умением учиться намного важнее, чем усвоить определенный набор знаний, в наше время быстро устаревающих. Способность учиться радикально влияет на дальнейшее профессиональное становление обучающегося, так как определяет его возможности в непрерывном образовании и после окончания вуза.
Целенаправленное исследование учебного процесса в Московском Университете МВД позволило выявить следующие основные проблемы:
1) существующие образовательные технологии используют преимущественно информационное изложение материала и недостаточно применяют логические методы обучения;
2) большинство курсантов младших курсов не владеют основными логическими умениями, необходимыми для успешного обучения в вузе: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение; многие из учащихся испытывают большие трудности в усвоении нового материала, механически заучивают наизусть большие объемы текста, определения и доказательства; не могут провести классификацию и несложное рассуждение;
3) курсанты и слушатели старших курсов не умеют свободно говорить на языке изучаемой науки, излагать свои суждения, формулировать свои мысли и идеи в процессе написания курсовых и дипломных работ; большинство учащихся заимствуют готовый материал из различных источников информации, а по-
пытка самостоятельных рассуждений нередко приводит к изобилию логических ошибок.
Ошибки обучающихся в организации мыслительной деятельности делают очевидной необходимость формирования у них высокой культуры логического мышления.
«Культура логического мышления» относится к числу наименее исследованных категорий современной педагогики. В связи с этим необходимо проанализировать смысловую значимость понятия «культура логического мышления». Данное понятие ранее уже было рассмотрено в ряде психолого-педагогических работ.
Так, по мнению Е.В. Яковлевой, культура логического мышления является частью общей культуры человека и «важнейшим интеллектуальным качеством личности, которое выражается и проявляется в определенной системе знаний, умений и навыков»1.
В.Н. Брюшинкин в своих исследованиях отмечает, что «логически культурный человек умеет использовать имеющиеся знания с максимальной эффективностью и создавать наиболее выгодные условия для приобретения новых знаний, а также для сообщения их другим»2.
С точки зрения И.В. Демидова, культура логического мышления личности — это «духовное образование, характеризующее меру ее социального развития с точки зрения степени освоения логического знания, норм, принципов и ценностей логики, а также умений и устойчивых навыков их использования для решения актуальных познавательных и практических задач»3.
Л.Н. Удовенко дает развернутое определение логической культуры, отмечая, что она «представляет собой качественную характеристику логического мышления, включая в себя: умения и способности формально-логического и интуитивного характера»4.
Анализируя работы по изучению логического мышления и логической культуры, необходимо сделать вывод, что культура логического мышления—нелинейная многоуровневая система, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: содержательного, операционно-технологгического и мотивационно-личностного.
1 Яковлева Е.В. Система формирования логической культуры студентов высших учебных заведений: Дисс. ... докт. пед. наук. Казань, 2009. С. 89.
2 Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев: Учебник. М., 1994. С. 35.
3 Демидов И.В. Логика: Учебник / Под ред.Б.И. Каверина. М., 2004. С. 30.
4 Удовенко Л.Н. Развитие логической культуры учащихся 5— 6 классов средствами логического конструирования при обучении математике: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 1996. С. 28, 29.
Рассмотрим более детально каждый выделенный компонент культуры логического мышления.
Содержательный компонент: «логические знания».
Опираясь на психолого-педагогические исследования и практический опыт, можно утверждать, что содержательный компонент культуры логического мышления является совокупностью знаний законов и методов формальной и диалектической логики, направленных на:
а) понимание логической структуры научного знания;
б) совершенствование формального аппарата мышления;
в) планирование целенаправленных действий в процессе познавательной деятельности и анализ достигнутых результатов;
г) формирование активного мышления, позволяющего использовать новые идеи на практике, отказываясь от сложившихся стереотипов.
Операционно-технологический: «логические умения». Операционно-технологический компонент культуры логического мышления включает в себя комплекс разнообразных приемов и методов, позволяющих:
а) производить мыслительные операции;
б) делать индуктивные и дедуктивные выводы;
в) давать определения понятиям и объяснять сущность изучаемых явлений;
г) переносить имеющиеся знания в новую ситуацию и строить выводы по аналогии;
д) делать умозаключения, доказательные выводы, раскрывать противоречия, выявлять и исправлять логические ошибки;
е) систематизировать и классифицировать имеющиеся знания.
В целом, анализ операционно-технологического компонента культуры логического мышления позволяет сделать вывод, что разнообразные приемы и методы, входящие в его структуру, помогают всесторонне изучить любую поставленную задачу, способствуют пониманию ее сути и выделению характерных причинно-следственных связей, а также позволяют найти наиболее эффективные пути ее решения.
Мотивационно-личностный: мотивация, «природный интеллект», психофизиологические особенности личности. Известно, что эффективность любой деятельности зависит от уровня мотивации, т.е., чем сильнее побуждение к действию, тем выше его результативность. Многие исследователи подчеркивают, что повышение уровня мотивации способствует улучшению качества
знаний и, как следствие, ускорению формирования стремления к самостоятельному усвоению знаний, умений и навыков.
Психологи и педагоги выделяют ряд факторов, стимулирующих мотивацию учения. В их числе выявление особенностей происхождения научных понятий, поэтапное формирование умственной деятельности (П.Я. Гальперин и др.), создание противоречий между известным и неизвестным (Н.Г. Морозова), использование системы поощрений и порицаний (Б.Г. Ананьев, А.И. Липкина), демонстрация важности знаний Н.Ф. Добрынин).
В психологии существуют две диаметрально противоположные точки зрения на источник «природного интеллекта» или, иначе говоря, на природу человеческих способностей. Согласно одной из них, таким источником является наследственность. Это означает, что человеку «на роду написано», какие у него будут способности и уровень их развития. Однако, нельзя не согласиться со второй точкой зрения, в соответствии с которой источником развития способностей человека является не наследственность, а социальный опыт, передающийся новому поколению в процессе обучения. Наследственность при этом рассматривается лишь как условие развития этих способностей.
К числу наиболее важных психофизиологических особенностей личности, влияющих на процесс формирования культуры логического мышления, относятся память и внимание. Память необходима для накопления знаний, успешной работы и является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности. Внимание является одной из основных характеристик условий протекания любого познавательного процесса.
Существуют индивидуальные различия между людьми по основным характеристикам памяти: объему, точности, готовности, быстроте запоминания, длительности сохранения, а также по основным характеристикам внимания — концентрации, устойчивости, распределению, переключаемости и объему.
Исходя из анализа понятия «культура логического мышления» можно сформулировать следующее определение: «Культура логического мышления — это сложная единая нелинейная система логических знаний, логических умений, интеллектуальных возможностей, психофизиологических свойств и мотивов личности, которая отражает способность человека осмысливать истинную сущность явлений и процессов общественной
жизни и оптимально разрешать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности».
Формирование культуры логического мышления, направленное на успешное разрешение проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности, помогает будущим выпускникам вузов МВД РФ: развивать и совершенствовать формальный аппарат мышления; вскрывать юридические и фактические противоречия и другие логические ошибки в документах и нормативно-правовых актах, в собственных и чужих рассуждениях; всесторонне изучать вновь поступившую информацию о совершенном преступлении, а также анализировать и обобщать имеющиеся факты; сопоставлять полученные сведения с информацией, полученной в ходе осмотра места преступления; выделять главные обстоятельства расследуемого дела; уметь формулировать выводы, выдвигать следственные, судебные и экспертные версии, проверять и обосновывать их достоверность; отстаивать свои убеждения при помощи логически обоснованных аргументов и убедительно опровергать заблуждения своих оппонентов; оперативно и творчески ориентироваться в любой проблемной ситуации, проявлять критичность и непредвзятость мышления.
Подводя итог вышесказанному, необходимо сделать вывод, что формирование культуры логического мышления является важнейшим компонентом комплексной подготовки высокопрофессиональных специалистов в той или иной области. В связи с этим особое значение приобретает задача рационального построения учебного процесса в вузе, способствующего созданию системы обучения логическим знаниям и умениям с учетом связей между программным материалом по различным дисциплинам.
Анализ диссертационных исследований и учебно-методической литературы показывает, что можно выделить три основных направления для решения вопроса повышения уровня сформированности культуры логического мышления обучающихся.
Повышение культуры логического мышления в процессе преподавания курса классической логики составляет первое направление (исследования А.Д. Гет-мановой, Е.К. Войшвилло, Д.И. Грядового, И.В. Демидова и др.).
Повышение культуры логического мышления в процессе преподавания отдельных вузовских дисциплин, нацеленных на развитие логического мышления, составляет второе направление (исследования Д.В. Вилькеева, А.П. Калошиной, Н.В. Миничкиной,
Н.А. Подгорецкой, Н.Г. Сазоновой, Н.Ф. Талызиной, Г.И. Харичевой и др.).
Третье направление представляет сочетание первых двух направлений: введение курса классической логики и формирование логических знаний и умений на материале вузовских дисциплин (исследование Е.В. Яковлевой).
Исследование, проведенное в Московском Университете МВД России, позволяет сделать вывод, что одним из решений данной проблемы является формирование культуры логического мышления курсантов не только при изучении предмета классической логики, но и в рамках общеобразовательных дисциплин естественно-научного цикла: «Математика и информатика», «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», в содержании которых заложен потенциал по формированию знаний и умений логической направленности.
Дисциплины «Математика и информатика» и «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» в большей степени, чем другие учебные дисциплины, влияют на формирование и развитие логического мышления обучающихся. Основной причиной этого является наличие у них таких особенностей, как высокий уровень систематизации и алгоритмизации материала, лаконизм логических конструкций, рациональные методы и дискретность хода рассуждений, оперирование формализованными конструкциями и математико-лингвистическими моделями. Таким образом, в процессе обучения данным дисциплинам происходит изучение логических методов познавательной деятельности, не связанных со специфическим содержанием учебных предметов и распространяющихся на любую область человеческой деятельности.
Литература
1. Дьяченко Г.М. Компетентностный подход к формированию логической культуры учащихся в процессе обучения информатике: Дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2005.
2. ЗагвязинскийВ.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие. М., 2001.
3. Задохина Н.В. Логическая культура и проблемы ее формирования в высших учебных заведениях // Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 10.
4. Калошина А.П., Харичева Г.И. О формировании логических приемов мышления // Советская педагогика. 1975. № 4.
5. Левин В.И. О проблеме подготовки ученых // Вестник высшей школы. 2007. № 9.