Научная статья на тему 'Логика развития научно-технической политики Европейского Союза: реализация принципа системности в научно-технической интеграции'

Логика развития научно-технической политики Европейского Союза: реализация принципа системности в научно-технической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашков Андрей Владимирович

Рассматриваются процессы формирования и реализации научно-технической политики Европейского Союза как элемента совместной экономической политики. Осуществление программ НТП привело к изменению социально-экономической модели, развитию научно-технической интеграции и социально ориентированного информационно-инновационного общества. Активное взаимодействие между разными уровнями научно-технической интеграции позволяет решать проблемы, связанные с переходом на сбалансированное по всем параметрам экономическое развитие и улучшение качества жизни граждан Европейского Союза в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logic development of the scientific and technical policy of the European union: realization of system principle in scientific and technical integration

In the article formation and realization of a scientific and technical policy of the European Union as element of joint economic policy are considered. Realization of programs scientific and technical policy has led to change of social and economic model, development of scientific and technical integration and socially-guided a information-innovative society. Active interaction between different levels of scientific and technical integration allows to solve the problems connected to transition to economic development balanced on all parameters and improvement of quality of life of citizens of the European Union as a whole.

Текст научной работы на тему «Логика развития научно-технической политики Европейского Союза: реализация принципа системности в научно-технической интеграции»

А.В. Ивашков

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА СИСТЕМНОСТИ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Рассматриваются процессы формирования и реализации научно-технической политики Европейского Союза как элемента совместной экономической политики. Осуществление программ НТП привело к изменению социально-экономической модели, развитию научно-технической интеграции и социально ориентированного информационно-инновационного общества. Активное взаимодействие между разными уровнями научно-технической интеграции позволяет решать проблемы, связанные с переходом на сбалансированное по всем параметрам экономическое развитие и улучшение качества жизни граждан Европейского Союза в целом.

Как сказано в договоре об учреждении Европейского Сообщества, одной из целей его функционирования является укрепление научной и технологической базы европейской промышленности и достижение ее международной конкурентоспособности [1. Ст. 163]. Для этого соответствующие институты Союза поощряют предприятия на всей его территории, включая малые и средние, исследовательские центры и университеты в их усилиях в сфере научных исследований и разработки высококачественных технологий. Кроме того, Европейский Союз поддерживает их усилия, направленные на развитие взаимного сотрудничества, стремясь прежде всего предоставить предприятиям возможность использовать в полной мере потенциал внутреннего рынка интеграционного объединения. С этой целью он определяет единые нормы и устраняет юридические и налоговые препятствия такому сотрудничеству.

Другие мероприятия, которые служат достижению перечисленных выше целей Европейского Союза в области проведения научных исследований и разработки новых технологий, включают: а) реализацию программ научных исследований, технологических разработок и опытно-демонстрационных программ путем развития кооперации с предприятиями, исследовательскими центрами и университетами; б) развитие кооперации в области научных исследований, технологических разработок и опытно-демонстрационных программ, осуществляемых в Европейском Союзе, с третьими странами и международными организациями; в) распространение и оптимизацию результатов научных исследований, технологических разработок и опытнодемонстрационных программ, осуществляемых в Европейском Союзе; г) стимулирование обучения и мобильности исследователей, работающих на территории данного интеграционного объединения.

Началом формирования научно-технической политики ЕС можно считать проведение странами региона совместных исследований в рамках ЕОУС и Евратома. В Договоре о ЕОУС указывалось, что Объединение «способствует упорядоченному наращиванию и модернизации производства» в сталелитейной и угольной промышленности (бывшая ст. 3g). В Договоре о Евратоме отмечалось, что стороны будут «развивать исследовательскую работу и распространять технические знания», а также «обеспечивать широкий сбыт и доступ к лучшим техническим средствам путем создания общего рынка специального оборудования...» (бывшая ст. 2а, g). Под эгидой Евратома началось финансирова-

ние исследовательских программ из общего бюджета и в 1960 г. был учрежден Совместный научно-исследовательский центр (занимается проблемами безопасности атомных реакторов, радиационной защиты, хранения радиоактивных отходов) [2. C. 88].

Римский договор не содержал положений о совместных исследованиях. В ст. 35 говорилось лишь о координации усилий в профессиональном обучении, исследованиях и распространении знаний в области сельского хозяйства. Однако ст. 308, предусматривающая расширение полномочий ЕЭС в любой сфере, создавала правовую основу для распространения совместных исследований за рамки угледобывающей и металлургической промышленности и ядерной энергетики. Тем не менее долгое время научно-техническое сотрудничество стран ЕС было сосредоточено лишь в атомной энергетике, угольной и сталелитейной промышленности.

В 1969 г. на встрече глав государств и правительств было принято решение расширить тематику исследовательских проектов Сообщества, чтобы не допустить технологического отставания от США. Однако из-за разногласий сторон осуществить эту идею на уровне ЕС тогда не удалось. Тем не менее по инициативе Сообщества в 1971 г. было создано Европейское сотрудничество в области научно-технических исследований (European Cooperation on Scientific and Technical Research - COST). КОСТ не является юридически оформленной организацией и представляет собой совокупность соглашений, заключенных европейскими странами между собой и с ЕС. Назначение КОСТ состоит в совместном планировании исследований, основную часть которых проводят университеты. Проекты финансируют участвующие страны. Под эгидой КОСТ ведутся исследования в области информационных технологий, средств связи, океанографии, металлургии и материаловедения, защиты окружающей среды, метеорологии, сельского хозяйства, пищевой промышленности, медицины и здравоохранения [2. C. 89].

«Официальным рождением» совместной политики в области науки и техники считается 14 января 1974 г., когда Совет министров ЕС принял решение о «координации отдельных национальных научно-исследовательских политик и об определении мероприятий в области науки и технологии, представляющих общий интерес» и утвердил первую программу научных исследований на 1974-1977 гг.

В дальнейшем масштабы и тематика коллективных исследований заметно расширились, но по-прежнему

главное внимание уделялось областям научных исследований, которые продолжительное время разрабатывались совместными усилиями. Так, из общей суммы прямых затрат ЕС на НИОКР в 1976 г. (168 млн ЭКЮ) почти половина (75 млн ЭКЮ) приходилась на программы в области энергетики.

Однако следует отметить, что процесс европейской научно-технической интеграции начал активно развиваться только с начала 80-х гг. XX в., т.е. гораздо позднее, чем в других сферах. Толчком к его развитию послужило отставание Западной Европы от двух технологических центров - США и Японии, что могло привести к потере ключевых позиций в мировой экономике и обострению проблем научно-технического развития. Преодоление раздробленности научно-технического потенциала европейских стран и переход сотрудничества в данной области на качественно новый уровень стало важной задачей интеграционных процессов.

С 1980-х гг. политика ЕС во все большей мере направлена на решение актуальных проблем научнотехнического развития, среди которых особое место занимает структурная перестройка, перелив капитала в новейшие отрасли экономики. Особый акцент делается на мероприятиях, способствующих повышению международной конкурентоспособности, развитию новейших областей знаний и более эффективному использованию научно-технического потенциала ЕС.

Решающее воздействие на концептуальное и правовое формирование научно-технической политики ЕС оказали меморандум Комиссии ЕС «К технологическому сообществу» и представленный в Совет министров документ «Осуществление меморандума Комиссии о европейском технологическом сообществе» от 1985 г., а также принятый в 1986 г. Единый европейский акт, который окончательно устранил имевшиеся изъяны в правовом обосновании коммунитарной научно-технической политики. В соответствии со ст. 24 этого акта Договор о ЕЭС был дополнен разделом «Научные исследования и технологическое развитие», в 11 статьях которого были определены цели, основные направления, формы и методы, а также порядок финансирования. Согласно ст. 166 научно-техническая политика Сообщества осуществляется посредством многолетних рамочных программ, в которых «отражены все направления его деятельности» в этой области.

В соответствии с этим документом ЕС получило полномочия по поддержке деятельности предпринимателей, научно-исследовательских центров и высших учебных заведений, стимулированию сотрудничества между ними, содействию мобильности научно-исследовательских кадров в рамках региона, а также развитию научно-технического сотрудничества с третьими странами.

Научно-техническая политика ЕС касается сравнительно небольшой части осуществляемых НИОКР. В данной сфере государства-члены полностью самостоятельны. Совместно с Сообществом они лишь «координируют исследования и технологические разработки с тем, чтобы обеспечить взаимную согласованность их национальной политики с политикой коммунитарной» [1. Ст. 165]. В непосредственное ведение органов ЕС попадают только те научно-технические проекты, в которых участвуют организации и предприятия нескольких стран.

В настоящее время ассигнования на науку и технику из бюджета Сообщества ежегодно составляют около 4 млрд евро, или не более 5% общих расходов на НИОКР стран - членов ЕС. Однако общая доля проектов, выполняемых под эгидой ЕС, составляет примерно 10-15% названных затрат.

В рамках коммунитарной научно-технической политики предусмотрены три варианта организации и финансирования проектов, соответствующих научным приоритетам ЕС:

1. Исследования, осуществляемые в организациях ЕС и полностью финансируемые из его бюджета («прямые действия» - direct actions), главным образом в подразделениях Совместного научно-исследовательского центра.

2. Исследования, проводимые на контрактной основе («косвенные действия» - shared-cost actions) в соответствии с рамочными программами научных исследований ЕС, при участии научно-исследовательских организаций государств-членов, ассоциированных государств и третьих стран. Обычно такие проекты на 50% финансируются из бюджета ЕС, а оставшуюся часть вносят исполнители. Заказчиком работ выступает Комиссия.

3. Осуществление и финансирование НИОКР партнерами из стран ЕС при координирующей роли и участии последнего в определении целей, масштабов и содержания научно-исследовательских проектов («согласованные действия» - concerted actions).

Научно-техническая политика ЕС осуществляется по среднесрочным рамочным программам, в которых сформулированы главные цели, приоритетные направления, установлены объемы финансирования НИОКР и распределены ресурсы по отдельным стадиям их выполнения. При этом рамочная программа может корректироваться или дополняться сообразно изменению ситуации. Важное значение придается и так называемым поддерживающим мероприятиям прикладного характера, которые выходят за границы рамочных программ и ориентированы главным образом на «общеевропейские» цели в подготовке и повышении квалификации научных кадров, информационном обеспечении исследований, распространении и освоении их результатов.

Как правило, в рамочные программы включаются исследования, которые представляют интерес для ЕС в целом, требуют особо крупных затрат, способствуют повышению конкурентоспособности европейских товаров и созданию единого рынка ЕС, содействуют научно-технической консолидации Союза.

Рамочная программа проводится в жизнь через специальные программы, разрабатываемые для каждого направления (принимаются Советом по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом). Каждая специальная программа определяет детально правила ее осуществления, устанавливает сроки и предусматривает необходимые средства. При этом сумма необходимых средств в специальных программах не может превышать максимальной величины, установленной для рамочной программы и по каждому из направлений деятельности [1. Ст. 166].

Для осуществления многолетней рамочной программы Совет определяет правила участия предпри-

ятий, исследовательских центров и университетов и устанавливает правила, регулирующие распространение результатов исследований (доступ к ним государств, входящих в Европейский Союз).

В начале каждого года Комиссия направляет доклад в Европейский парламент и Совет. Он содержит информацию о развитии исследований и технологических разработок, о распространении их результатов в течение предыдущего года, а также о рабочих программах на текущий год.

По предмету исследований рамочные программы отличаются от других организационных форм европейского научно-технического сотрудничества. Так, Европейская организация ядерных исследований и Европейская лаборатория молекулярной биологии сотрудничают в области фундаментальной науки. Общеевропейская программа «Эврика», напротив, нацелена на получение технологий и продуктов, пригодных для коммерческого освоения. В сферу рамочных программ ЕС входят целенаправленные фундаментальные исследования и доконкурентные технологические разработки. Таким образом, сфера действия рамочных программ лежит между фундаментальной наукой и коммерческими разработками, т.е. представляет собой второе, связующее, звено в цепи НИОКР. Осуществление Первой рамочной программы было начато в 1984 г.

Вторым шагом в направлении развития процесса научно-технической интеграции стала работа европейской стратегической программы исследований в области технологии информационных систем ЭСПРИТ (European Strategic Program for Research and Development in Information Technology - ESPRIT), которая позднее превратилась в составную часть рамочных соглашений на уровне ЕС.

В 1984 г. началась пробная (рассчитанная на один год) реализация программы. Тематику 16 проектов определил Совет, на эти цели из бюджета Сообщества было выделено 11,5 млн ЭКЮ. Программа имела несколько важных новшеств, которые впоследствии превратились в основополагающие принципы научнотехнической политики ЕС.

Во-первых, стороны договорились, что проводимые под эгидой ЭСПРИТ исследования не будут нацелены на разработку готовых продуктов. Их цель заключалась в том, чтобы решить научно-технические проблемы общего характера, что позволит в дальнейшем каждому из производителей создавать собственные технологии и товары. Иначе говоря, эти исследования должны были освоить целину между фундаментальной и чисто прикладной наукой. В ЕС им дали название «доконку-рентных». Таким образом, было разрешено, пожалуй, главное противоречие, препятствовавшее развитию научно-технического сотрудничества стран ЕС - между потребностью объединить усилия и необходимостью сохранить авторские права (и, следовательно, стимулы для исследователей и производителей) на новые разработки.

Во-вторых, к финансированию коммунитарных НИОКР впервые был привлечен частный бизнес. Финансирование шло на паритетных началах: одна половина средств поступала из бюджета ЕС, другую вносили предприятия - участники проектов. Это не только

облегчало финансовое бремя Сообщества, но и резко увеличивало заинтересованность исполнителей в результатах работ.

В-третьих, программа со всей очевидностью была направлена на преодоление индивидуализма и замкнутости национальных НИОКР. Заявку на реализацию проекта (заказчиком работ выступает Комиссия) могла подать только такая группа, которая включала исполнителей по крайней мере из двух стран ЕС. Комиссия настойчиво рекомендовала (хотя это и не являлось обязательным условием), чтобы в число исполнителей входили как компании, так и научные центры. Отбор заявок происходил на конкурсной основе, а итоги проекта утверждались независимой комиссией. Полученные в ходе исследований результаты становились достоянием всех стран ЕС, независимо от того, участвовали ли их представители в проекте [4. С. 147].

Наконец, в 1985 г. произошло открытие Европейского агентства по научно-техническому сотрудничеству «Эврика», ведущими исследованиями которого стали разработки в области медицины, биотехнологии, транспорта и связи, энергетики, окружающей среды, информатики, лазерных технологий, новых материалов, робототехники и автоматизации производства [5. С. 49]. В рамках «Эврики» проводятся гражданские разработки коммерческого характера. Их участниками являются в основном промышленные компании. Во всех проектах «Эврики» доступ к результатам исследований имеют только непосредственные участники проекта, которые сохраняют за собой все права на разработанную технологию и обычно договариваются о ее коммерческом использовании и рыночной политике.

Исследователи считают, что на начальном этапе и в настоящее время работа по программе «Эврика» осуществляется с большим успехом [6. С. 108]. Объяснение этому они находят в динамичности применяемых методов и форм финансирования программы, небюро-кратичности организационной структуры и проведении бюджетной политики косвенного содействия.

Организационная структура данной программы носит децентрализованный характер. Управление программой осуществляется на трех уровнях, причем основная роль в продвижении проектов принадлежит участникам первого уровня организационной структуры - инновационным промышленным предприятиям и научно-исследовательским институтам и лабораториям. При этом информация о проектах «Эврики» может носить конфиденциальный характер, что продиктовано потребностью в укреплении конкурентных позиций европейских компаний в производстве инновационных технологий.

На втором уровне управления выполняется работа, связанная с координацией продолжающихся проектов и оформлением документации для присвоения новым статуса «проект «Эврики». Для этого существует механизм независимых экспертиз. Эти мероприятия осуществляются национальными координационными центрами под руководством координаторов. Секретариат играет роль соединяющего звена между координационными центрами и высшей инстанцией «Эврики» -Конференцией министров по науке и технологиям стран-участниц, в которой принимают участие и представители Комиссии Европейского Союза.

На высшем уровне решаются вопросы стратегии развития программы, утверждаются проекты, обсуждаются экономические аспекты научно-технологического взаимодействия и способы финансирования проектов.

Чтобы стать полноправным членом клуба «Эврика», следует соответствовать всего двум положениям: в основе реализации проекта должно быть использование передовых технологий, а конечным результатом осуществления научно-технической кооперации должно стать повышение конкурентоспособности производимой продукции. Помимо этого, независимыми экспертами оцениваются степень вовлеченности в совместную работу представителей частного бизнеса, экономическая рентабельность совместных работ, гибкость системы маркетинговых исследований, сроки реализации и соответствие конечной продукции европейским стандартам.

Главная особенность финансовой политики «Эврики» - отсутствие жесткой централизации. Финансирование программы осуществляется за счет трех источников - государственных бюджетов стран-участниц, частного капитала, а также средств КЕС, при этом основную часть дает частный сектор. Большое значение имеет и косвенное содействие государства, которое обеспечивает доступ к существующим льготам в рамках национальных научно-технических, региональных программ, а также к специальным фондам Европейского Союза [5. C. 50].

Факторами эффективной работы «Эврики» (помимо роста числа промышленных участников, сокращения сроков разработки и внедрения высокотехнологической продукции, повышения коммерческой отдачи и усиления конкурентных позиций) стала успешная реализация проектов по приоритетным областям исследований. Сегодня приоритеты «Эврики» лежат в области разработки информационных технологий. На эту сферу приходится примерно 98% обшей суммы затрат на реализацию продолжающихся проектов. Примером удачного внедрения разработок в жизнь может быть проект AMADEUS (создание автоматизированной глобальной информационной системы транспортной индустрии). В нем был задействован научный потенциал пяти европейских стран. Другим ярким примером удачного внедрения разработок программы «Эврика» в реальную жизнь является проект Medea+ (Microelectronics Development for European Application), утвержденный на Конференции министров «Эврики» в июне 2000 г. Его цель - занять лидирующее положение в разработке микросистемных технологий.

В целом с внедрением ряда передовых технологий в результате работы «Эврики» усилились конкурентные позиции европейских производителей и повысился спрос на продукцию марки «Е!».

Необходимо отметить еще один интересный факт: программа «Эврика» в своем развитии вышла за пределы Европейского Союза и объединяет теперь уже 31 страну из Западной, Центральной и Восточной Европы. Таким образом, ее можно рассматривать как полноценный инструмент расширения технологической и экономической интеграции ЕС с соседними европейскими странами. А с 1994 г. полноправным членом «Эврики» стала и Россия.

Начиная с Третьей рамочной программы (19901994 гг.), все последующие формируются по принципу «скользящего планирования», в соответствии с которым последние два года действующей программы являются началом следующей.

Обновленная научная стратегия Евросоюза раскрывается в реализуемой в наши дни Шестой рамочной программе ЕС (2002-2006 гг.), разработанной на основе ряда национальных научно-технических прогнозов, а также одобренного Европарламентом доклада «Перспективы европейской научной и технологической политики в XXI веке», который выделил в качестве приоритетов Евросоюза на рубеже двух столетий шесть направлений: 1) повышение качества жизни, развитие «человеческого капитала» через улучшение управления трудовыми ресурсами; 2) развитие коммунитарными научно-исследовательскими институтами международных связей; 3) поддержка инноваций и малого инновационного предпринимательства; 4) создание удобного для потребителя информационного общества; 5) повышение конкурентоспособности западноевропейской экономики и обеспечение устойчивого экономического развития; 6) сохранение экосистемы и использование ресурсов живой природы (биосферы).

Реализация этой программы позволит практически решать проблемы, связанные с переходом на сбалансированное по всем параметрам экономическое и социальное развитие и улучшением качества жизни.

Одной из главных особенностей Шестой рамочной программы является ее открытость не только для стран-кандидатов, но и для третьих стран прежде всего по направлениям исследований, приоритетным для ЕС. В перспективе не исключаются общеевропейская координация научных исследований, формирование общих с третьими странами приоритетов научно-технического развития. Развитие этой тенденции повлечет за собой перевод значительной части национальных материальных и трудовых ресурсов сферы НИОКР в каналы европейского интеграционного научно-технического взаимодействия, что откроет дополнительные возможности для взаимовыгодного научно-технического сотрудничества между Россией и ЕС [2. С. 93].

Фактически ЕС, не отказываясь от ранее поставленных задач в области НИОКР (экономический рост, конкурентоспособность и т.д.), дополнил их новыми, выдвинутыми на рубеже веков. Реализация более комплексных целей стала возможной благодаря развитию научно-технической интеграции одновременно в нескольких плоскостях.

На интеграционном уровне она выражается в переплетении научно-технической политики с промышленной, финансовой, социальной, образовательной и др.; происходит ее перерастание в технологическую, а затем в инновационную политику с постепенным усилением экологических и социальных компонентов.

На макроуровне научно-техническая интеграция ЕС привела к изменению социально-экономической модели, постепенной трансформации постиндустриального общества в «общество знания», фундаментальными опорами которого являются НИОКР и сфера образования. Результатом явилась глубокая трансформация рыночного хозяйства, включающая его базовые механиз-

мы - институт частной собственности, социальные отношения, механизмы управления, макроэкономического и глобального регулирования. Ускорение НТП перевело рыночную систему хозяйства на новый режим развития, когда многие его базовые характеристики стали меняться на противоположные. Все это, по сути дела, означает, что западноевропейская модель стала основываться на ограничении крайних форм действия закона стоимости, который ранее проявлялся более или менее универсально.

В результате традиционные формы рыночного хозяйства в странах Западной Европы ушли или уходят в прошлое, а на смену приходит социально ориентированное информационное общество, которое можно также охарактеризовать как инновационное, поскольку технологические изменения происходят постоянно и с чрезвычайно высокой скоростью. Амстердамский (1997 г.) и Лиссабонский (2000 г.) саммиты определили контуры особой западноевропейской социально-экономической модели, основы которой были заложены всем предыдущим развитием. Суть модели в том, что экономическое развитие осуществляется в основном за счет интенсивного использования научных, технологических и социальных знаний на благо всего общества; при этом само общество переходит на все новые структурные уровни, характеризующиеся все более высокой взаимозависимостью между разными слоями и группами насе-

ления, научными и предпринимательскими единицами разного масштаба, разными общественными институтами, а также переплетением социально-экономических механизмов и инструментов [7. С. 287].

На микроуровне научно-техническая интеграция в ЕС привела к развитию научно-производственной интеграции инновационной направленности. Наука, технологии и образование все более перестают играть обслуживающую роль, а сливаются с производством, давая начало все увеличивающемуся инновационному сектору экономики. Выполняя связующие функции между НИОКР и производством, инновации постоянно усиливают и изменяют его через новые продукты, услуги и технологии, порождая все новые наукоемкие отрасли, которые служат мотором дальнейшего хозяйственного роста. Межсекторная интеграция как раз и представляет собой тот социальный механизм, который позволяет постоянно и интенсивно осуществлять трансферт технических и технологических новаций в производство. Инновационная интеграция не только приводит к укорачиванию инновационных циклов и интенсификации НТП, но и к ускорению изменений в социальных и экономических институтах, а также и в их системах - социально-экономических моделях. Именно в этом проявляется активное взаимодействие между разными уровнями научно-технической интеграции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Договор об учреждении Европейского Сообщества // Кафедра права Европейского Союза, Центр права Европейского Союза [Электронный

ресурс] / Московская Государственная Юридическая Академия: http://www.eulaw.edu.ru/ ёосите^/^1з1айоп/искгеё_ёосз/еуг_зооЬ_ nice.htm, свободный.

2. Европейский Союз: Справочник-путеводитель / Под ред. О.В. Буториной, Ю.А. Борко, И.Д. Иванова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Деловая

литература, 2003. С. 88-95.

3. Циренщиков В.С. Европа: вызовы современного НТП // Современная Европа: Общественно-политический журнал / Институт Европы РАН.

Электрон. журн. М.: Ин-т Европы РАН, 2001. Вып. 4. http://europe.rsuh.m/jouma1/ jouma14.2001/5.htm, свободный.

4. Европейский союз на пороге XXI века: Выбор стратегии развития / Под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

С. 146-163.

5. Зимин Э., Замоторина Е. Программа «Эврика» как форма европейской научно-технической интеграции // Проблемы теории и практики

управления. 2001. № 6. С. 48-54.

6. Замоторина Е. Программа «Эврика» - инструмент индустриальных инноваций // Мировая экономика и международные отношения. 2001.

№ 5. С. 108-114.

7. Европа: вчера, сегодня, завтра. М.: Экономика, 2002. С. 265-305.

Статья представлена кафедрой мировой экономики экономического факультета Томского государственного университета, поступила в научную редакцию «Экономические науки» 3 октября 2006 г., принята к печати 11 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.