Научная статья на тему '«Партнерство для модернизации» - как объективная реальность сотрудничества России и ЕС в целях формирования единого европейского научно-исследовательского пространства'

«Партнерство для модернизации» - как объективная реальность сотрудничества России и ЕС в целях формирования единого европейского научно-исследовательского пространства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
437
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Игнатущенко Е. И.

Состоявшийся в ноябре 2009 г. саммит Россия- ЕС в Стокгольме позволил обстоятельно рассмотреть широкий спектр глобальных проблем и вопросов отношений между Россией и Европейским Союзом. Инициатива «Партнерство для модернизации» стала новым вектором углубления стратегического характера отношений Россия-ЕС. Важнейшим условием осуществления модернизации является эффективное наращивание международного сотрудничества России с Евросоюзом в ключевых областях, в частности, в сфере научно-технического и инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Партнерство для модернизации» - как объективная реальность сотрудничества России и ЕС в целях формирования единого европейского научно-исследовательского пространства»

«Партнерство для модернизации» —

как объективная реальность сотрудничества России и ЕС в целях формирования единого европейского научно-исследовательского пространства

Состоявшийся в ноябре2009 г. саммит Россия-ЕС в Стокгольме позволил обстоятельно рассмотреть широкий спектр глобальных проблем и вопросов отношений между Россией и Европейским Союзом.

Инициатива «Партнерство для модернизации» стала новым вектором углубления стратегического характера отношений Россия-ЕС. Важнейшим условием осуществления модернизации является эффективное наращивание международного сотрудничества России с Евросоюзом в ключевых областях, в частности, в сфере научно-технического и инновационного развития.

Ключевые слова: международное сотрудничество, экономический рост, инновации, технологические платформы.

Мировой финансово-экономический кризис отчетливо высветил необходимость ускорения перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.

Однако, учитывая темпы глобализационных процессов в мире, ни одна страна сегодня не может добиться успешного социально-экономического и научно-технического развития, не поддерживая и не развивая международных связей. Используя наработанные разносторонние контакты, можно выискивать новые, нестандартные возможности для достижения поставленных целей.

Страны Евросоюза в этом отношении представляют несомненный интерес. Необходимость расширения и углубления интеграционных процессов с таким постоянно эволюционирующим партнером, как Евросоюз, очевидна. Поскольку ЕС не только наш крупный торговый контрагент, ближайший сосед, обладающий мощными научными центрами, но и крупный мировой игрок, набирающий все больший вес на политической арене.

Так, в позапрошлом году руководством России и Европейского союза была сформулирована новая инициатива «Партнерство для модернизации». Она была запущена на саммите в мае 2010 г. в Ростове-на-Дону и к сегодняшнему дню приобрела рабочие очертания [20]. Суть этого проекта заключается в совместной модернизации России и Евросоюза, создании

Е. И. Игнатущенко,

аспирант кафедры экономики ЕС, Европейский учебный институт при МГИМО (У) МИД России, г. Москва, главный специалист-эксперт Министерства образования и науки Российской Федерации e-mail: ignatuschenko-ei@mon.gov.ru

взаимовыгодных условий для обеспечения общего развития и скоординированных ответов на вызовы современного мира, таких как, например, последний финансовый кризис.

В рамках данной инициативы выделены пять основных направлений совместной работы России и ЕС: стимулирование взаимных инвестиций в технологической и инновационной сферах, развитие торговли и дальнейшая интеграция рынков, укрепление сотрудничества в области науки, инноваций и правовой среды, совершенствование инвестиционного и социального климата, а также укрепление контактов между людьми и диалога с бизнес-сообществом.

Таким образом, российско-европейское стратегическое партнерство охватывает значительное количество областей реального и потенциального взаимодействия.

Следует отметить, что «Партнерство для модернизации» стартует не с нулевой отметки, а опирается на результаты, достигнутые к настоящему времени в деле формирования четырех общих пространств. Основными механизмами реализации данной инициативы являются уже существующие отраслевые диалоги Россия-ЕС, в большинстве которых ранее происходил обмен информацией в той или иной сфере. При этом сегодня можно констатировать, что четвертое общее пространство науки и образования, включая культурные аспекты, является одним из самых дина-

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

мично развивающихся направлений взаимодействия России и ЕС.

История взаимодействия России и ЕС в сфере научно-технического сотрудничества охватывает довольно длительный период. После распада Советского Союза мировое сообщество столкнулось с серьезным вызовом — резким падением уровня жизни ученых, работавших на ВПК на постсоветском пространстве. Для решения такой неоднозначной задачи в Москве в 1992 г. был создан Международный научнотехнический центр, в котором США, ЕС, Япония, Канада, Норвегия и Южная Корея стали финансировать проекты, позволившие ученым-оружейникам из стран СНГ (преимущественно России) перенаправить свою научно-исследовательскую деятельность в гражданскую сферу. Кроме того, данные программы заложили основу интеграции этих ученых в международное научное сообщество.

Что касается бизнес-сообщества ЕС — то огромный интерес представляли многочисленные научные советские разработки, а также специалисты, способные к совместной работе над научными проектами, в том числе в области фундаментальных исследований, что в свою очередь способствовало разработке нескольких крупных европейских программ, ориентированных также и на Россию. Так появилась программа INTAS, направленная на содействие сотрудничеству с учеными из СНГ, в рамках которой проводились конкурсы и выдавались гранты на проведение научных исследований в области технических и гуманитарных наук, а также конференции, летние школы. К 2004 г. INTAS закончила свое существование, реализовав проекты на сумму в 114 млн евро [6].

Огромное значение сыграла программа TACIS — техническая помощь СНГ и Монголии, основная цель которой заключалась в содействии использования на территории стран содружества ноу-хау в различных секторах экономики и управления как на государственном, так и региональном и местном уровнях. Всего на протяжении 16 лет существования этой программы, которая закончилась в 2007 г., было реализовано 2 тыс. проектов на сумму в 3 млрд евро [6].

Не менее значимым для России стало членство в Европейской программе научно-технического сотрудничества в области высоких технологий и инноваций EUREKA. Участие позволило продвинуть российские разработки на рынки европейских стран, а также способствовало доступу к информационным, технологическим и финансовым ресурсам стран ЕС. Результаты участия России в EUREKA оказались довольно неплохими: за 17 лет на практике было реализовано 50 проектов на сумму в 25 млн евро [6].

Благодаря этим программам европейское бизнес-сообщество и научно-исследовательские организации смогли получить доступ к наиболее интересным российским технологиям и наработкам. Без них многие идеи вряд ли когда-либо были бы осуществлены и внедрены в производство.

Все это, а также реализация значительного количества дополнительных проектов по линии двустороннего сотрудничества России с отдельными странами - членами ЕС заложило основу для

формирования новых механизмов взаимодействия и перехода партнерских отношений на более новый, качественный уровень.

Чуть более десяти лет назад, когда португальская столица еще никак не ассоциировалась с Лиссабонским Договором, на свет появилась Лиссабонская повестка дня, на которой был обнародован проект по созданию единого «Европейского научного пространства» (The European Research Area — ERA), предусматривавшего превращение ЕС в наиболее конкурентоспособную и динамически развивающуюся экономику в мире, основанную на знаниях.

Подразумевалось, что ERA сможет дать стимул инновациям, экономическому росту, и как следствие, привести к созданию новых рабочих мест. В экономике, основанной на знаниях, промышленное использование результатов научных исследований в таких областях, как биотехнологии, информационные и телекоммуникационные технологии, а также нанотехнологии и технологии по получению чистой энергии является основной движущей силой экономического роста.

С целью ускоренного продвижения к созданию «Европейского научного пространства» была разработана Шестая Рамочная программа Евросоюза по научным исследованиям и технологическому развитию на период 2002-2006 гг. (далее — 6РП) [21], ставшая ключевым элементом в процессе формирования единого научно-исследовательского пространства Европы.

На тот момент это был грандиозный проект стоимостью 17,5 млрд евро с финансированием из общего бюджета Евросоюза. Он включал две основные статьи расходов: на реализацию программ развития Европейского сообщества (16,27 млрд евро) в целом и программы развития Евратома (1,23 млрд евро) в частности [5].

Ключевым элементом ERA стал механизм конкурсного финансирования перспективных исследований, выполняемых независимыми учеными, который в свою очередь усилил динамизм и привлекательность Европы для ведущих ученых из европейских и других стран мира, в том числе и России. Данный механизм позволил поддержать наиболее перспективные и продуктивные области исследований по техническим, естественным, социальным и гуманитарным наукам.

России впервые был предоставлен доступ ко всем тематическим направлениям 6РП. По мнению руководителей Европейской комиссии, без широкого и содержательного участия российских ученых и специалистов, реализация многих европейских проектов 6РП могла бы не достичь полностью тех целей, которые были сформулированы в концептуальной части данной программы.

Принципиально новый этап научно-технического сотрудничества Москвы и Брюсселя наступил после очередного саммита в 2005 г., в ходе которого были выработаны четыре «дорожные карты». Одна из них подразумевала формирование общего пространства исследований, образования и культуры между Россией и ЕС. Основной целью этого документа стало стимулирование высоких темпов экономического роста, укрепление и оптимизация связей между наукой и

инновациями, поддержка малого и среднего бизнеса, а также механизмов и мер по их реализации.

Принятие этого плана позволило партнерам совершить новый рывок к сближению в научной сфере. Для реализации таких целей были разработаны новые масштабные научные программы.

Так в Евросоюзе стартовала Седьмая рамочная программа по научным исследованиям и технологическому развитию ЕС на 2007-2013 гг. (далее — 7РП)

[22], которая стала продолжением 6РП, главным направлением в реализации которой осталась идея о создании ERA. Цель 7РП состоит в повышении конкурентоспособности европейской экономики путем поддержки инновационной деятельности, технологического развития. При этом международное сотрудничество стало самым важным компонентом программы, направленным на расширение участия третьих стран в исследовательских проектах на пользу общих целей ЕС.

В 2007 г. стартовала Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» (далее — ФЦП)

[23]. ФЦП имеет пять приоритетных направлений: живые системы, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, рациональное природопользование и энергетика и энергоэффективность (эти области входят и в число европейских приоритетов в 7РП).

Министерство образования и науки Российской Федерации и Директорат 7РП утвердили совместные рабочие группы (РГ) по приоритетным направлениям науки. На некоторых направлениях науки, технологий и техники российские разработки до сих пор сохраняют лидирующие позиции. Это позволило РГ отобрать перспективные тематики, представляющие взаимный интерес и разработать механизм софинансирования совместных научных исследований.

Впервые был проведен ряд скоординированных конкурсов на сумму около 1,0 млрд руб. [18]. При этом финансирование стало осуществляться на средства обеих программ на паритетной основе.

Очевидно, что на ближайшую перспективу наработанный опыт российско-европейского взаимодействия в сфере научных исследований окажет существенное влияние на реализацию инициативы «Партнерство для модернизации», а совместные транснациональные исследования, внедрение которых станет основой экономического роста экономик России и ЕС, будут способствовать эволюции процесса формирования единого европейского научно-исследовательского пространства.

Достигнув определенных успехов в научной кооперации, в политических кругах стал активно обсуждаться вопрос об углублении интеграционных процессов между Россией и ЕС. В частности, стал активно прорабатываться вопрос присоединения России к 7РП в качестве ассоциированного члена.

Многие министерства и ведомства проявили общую заинтересованность в расширении кооперации с ЕС в научной сфере на основе более сбалансированных и эффективных форм взаимодействия.

С одной стороны, ассоциированное членство будет способствовать доступу российских ученых к научному потенциалу ведущих европейских исследовательских организаций, повышению конкурентоспособности российской науки, а также формированию позитивного имиджа Российской Федерации как страны-производителя современных технологий и перспективного партнера в научно-технологической сфере.

Статус ассоциированного государства автоматически дает право, наравне со странами-членами Евросоюза, участвовать в реализации совместных технологических инициатив в рамках 7РП. В настоящий момент России необходимо получение согласия всех остальных участников, но и доказательство того, что вклад России будет иметь большое значение для выполнения работ.

Положительным моментом является интеграция российских ученых в европейское научное сообщество, возможность доступа научных организаций России к научно-технологической европейской инфраструктуре. Но и наша инфраструктура должна быть открыта для стран ЕС. Средства 7РП могут направляться на поощрение возвращения российских специалистов, работающих за рубежом, для продолжения исследований в России.

С другой стороны, данный вопрос требует глубокого и взвешенного анализа: необходимо оценить как политические, так и экономические последствия нашего вхождения в 7РП.

С политической точки зрения интеграция российского научного сообщества с европейским является объективной необходимостью. Она обуславливается глобальными проблемами, стоящими перед мировой цивилизацией.

Вопрос об экономической целесообразности вступления России в 7РП до сих пор остается актуальным и открытым для обсуждения. Ключевая задача — определение ежегодного финансового взноса в общий бюджет программы, который определяется объемом ВВП Российской Федерации.

При подробном рассмотрении этой проблемы важно учесть, насколько объемы полученных средств в результате выигранных конкурсов, смогут окупить финансовый взнос страны. Учитывая пока еще явно недостаточные успехи на пути коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Более того, не лучшим образом в нашей стране обстоят дела с правовым закреплением интеллектуальной собственности.

Можно предложить провести анализ проходящей в настоящее время определенной перестройки в организации и управлении процессами проведения НИОКР.

В частности, на базе по формированию технологических платформ. С целью формирования спроса на инновации со стороны бизнеса, в Минэкономразвития России при участии Минобрнауки России и профессионального экспертного сообщества ведется совместная работа по созданию перечня технологических платформ (далее — ТП) по приоритетным направлениям.

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

ИННОВАЦИИ № 5 (151), 2011

Само понятие «технологические платформы» пришло в Россию из Европейского Союза [24], где эти площадки успешно действуют с 2002 г., и представляют собой механизм, объединяющий усилия представителей бизнеса, науки и государства, заинтересованных в проведении долгосрочных НИОКР и организации совместной деятельности по разработке стратегических планов проведения исследований и разработок, а также по их внедрению.

Протоколом заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. № 4 утвержден Порядок формирования перечня ТП.

Их создание позволит сформировать тематические направления, в рамках которых будут определены приоритеты для проведения различных научноисследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, ориентированных на внедрение результатов в производство.

Основой для определения тематической направленности технологической платформы является спрос на новые технологии в соответствии с долгосрочными интересами развития бизнеса, а также актуальные потребности других сфер общественной жизни. Тем самым приоритеты научно-технического развития будут в значительно большей степени интегрированы с реальными нуждами инновационной экономики.

Министерство образования и науки Российской Федерации принимает самое активное участие в формировании предложений по ТП. Основой данных работ послужил конкурс на проекты НИОКР по созданию высокотехнологичного производства. Было подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации № 218 от 09 апреля 2010 г. «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». На участие в конкурсах было подано от предприятий различных форм собственности свыше 800 заявок, из них 112 — признаны победителями [18].

Во-первых, анализ поданных заявок позволил сформулировать некоторый перечень приоритетных для бизнеса направлений, что в свою очередь дало основание для формирования предложений по перечню ТП.

В настоящее время в Правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям вынесено предложение по утверждению 22 ТП [25].

Работа по разработке перечня ТП продолжается.

Во-вторых, анализ хода реализации проектов позволит в дальнейшем определить слабые места разработчиков высоких технологий, а также сформулировать конкретные тематические направления возможного сотрудничества. И тем самым экономически обосновать необходимость присоединения России к 7РП.

Учитывая достигнутое в рамках партнерства с ЕС, можно сделать следующий вывод: инициатива «Партнерство для модернизации» начинается с выстраивания собственной четкой схемы разносторонней работы, готовности целенаправленно выделять на эти задачи

значительные финансовые средства, даже если отдача от них может быть и нескорой (например, реализация совместных проектов в рамках скоординированных конкурсов).

При дальнейшем углублении интеграционных процессов участия России в формировании европейского научно-исследовательского пространства стоит внимательно присмотреться, как у наших партнеров построена работа с научными центрами, как формируются и отбираются темы научно-исследовательских работ, как налажено взаимодействие науки и бизнеса.

Поэтому данная инициатива позволит не только нарастить дополнительные возможности для взаимодействия с ЕС, но и посмотреть на то, как наши партнеры работают над собственной модернизацией, что позволит перенять опыт для реализации задач модернизации России.

Можно сделать вывод, что для успешной реализации инициативы «Партнерство для модернизации» необходимо выстраивание и проведение Россией собственной ясной и понятной политики.

Список использованных источников

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий, 2000.

2. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, 2005.

3. Паспорт Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007-2012 гг.». М., 2006.

4. Investing in research: an action plan for Europe. European Comission, 2003.

5. Decision of the European Parliament and of the Council concerning the 7 th framework programme of the European Community for research, technological development and demonstration activities (2007 to 2013). Brussel: presented by the Comission, 2005.

6. Россия и страны ЕС. М.: Росстат, 2009.

7. Human Development Report, 2008.

8. Ю. А. Борко. Экономическая составляющая российско-европейских отношений: в кн. «От европейской идеи — к единой Европе». М.: Деловая литература, 2003.

9. О. В. Буторина, Ю. А. Борко, И. Д. Иванов. Европейский союз: справочник-путеводитель. М.: Деловая литература, 2003.

10. С. А. Караганов. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые все могут изменить. М.: Русь-Олимп, 2008.

11. И. Бойко. Технологические инновации и инновационная по-литика//Вопросы экономики, № 2, 2003.

12. В. В. Иванов, С. А. Клесова, О. П. Лукша. Формирование приоритетов сотрудничества России и ЕС в области информационно-коммуникационных технологий//Инновации, № 4, 2008.

13. В. А. Клавдиенко. Стимулирование инновационной активности в странах ЕС: национальный и наднациональный аспекты// Проблемы теории и практики управления, № 10, 2007.

14. Л. Раткин. Совместные научные исследования России и ЕС в контексте реализации основных положений 7РП//Инвестиции в России, № 3, 2008.

15. А. Шибани, Г. Штрейхер. Амбициозная цель: оценка стратегии ЕС в сфере исследований и разработок//Форсайт, № 1, 2008.

16. http://ec.europa.eu/research/era/index_en.htm.

17. http://cordis.europa.eu/technology-platforms/home_en.html.

18. http://www.mon.gov.ru.

19. http://www.economy.gov.ru.

20. http://www.kremlin.ru/news/7922.

21. Decision No 1513/2002/EC of the European parliament and of the council of 27 June 2002 concerning the sixth framework

programme of the European Community for research, technological development and demonstration activities, contributing to the creation of the European Research Area and to innovation (2002 to 2006).

22. Decision of the European Parliament and of the Council concerning the 7th framework programme of the European Community for research, technological development and demonstration activities (2007 to 2013).

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613 о федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.».

24. Официальный сайт CORDIS. http://cordis.europa.eu/ technology-platforms/home_en.html.

25. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/economylib4/designelements/search.

Partnership for Modernization as an objective reality of EU-Russia cooperation to form a Single European Research Area

E. I. Ignatuschenko, postgraduate.

EU-Russia summit in 2009 in Stockholm allowed to consider in depth a wide range of global issues and questions of relations between Russia and the European Union.

The initiative «Partnership for Modernization» has become a new vector of deepening strategic relations between Russia and the EU. The most important condition for effective implementation of the modernization is to enhance international cooperation between Russia and the EU in key areas, particularly in scientific, technological and innovation development.

Keywords: international cooperation, economic growth, innovations, technology platforms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.